Перейти к основному содержанию

15:01 28.03.2024

Какие три труда святых отцов можно было бы прочитать мирянину в первую очередь?

15.08.2015 12:50:38

Протоиерей Александр Абрамов отвечает на вопросы радиослушателей.

Слушать: http://radonezh.ru/radio/2015/08/05/21-00.html
Что значит проклятие в ветхозаветном понимании? Что это – прогноз или констатация фактов? Или существование вне Божией благодати? «Проклят висящий на древе», но в новозаветном Бог есть любовь и не может проклясть, никто не должен никого проклинать. И как людям объяснять, что они бумерангом сами же себя бьют таким пожеланием?

- Ветхий Завет понимает проклятие, в первую очередь, как пожелание зла: «Приложи им зла, Господи, приложи зла славным земли». Когда мы с вами участвуем в великопостном богослужении, там вместо песнопения «Бог Господь и явися нам» именно это и читается. Оторопь берет, почему так читается «Приложи им зла, Господи»… О чем идет речь? И когда ты вчитываешься в тексты ветхозаветные, ты понимаешь, что речь идет о том, что творцы этих текстов видели связь между грехом и гибелью, и предупреждали людей о неизбежности этой связи. Кажется во Второзаконии говорится: «Отцы наши ели зеленый виноград, а у детей оскомина на зубах до третьего колена» - вот что такое ветхозаветное не благословение, оно же и есть проклятье. «Проклят всяк висяй на древе» - относится уже ко Христу, человеческая злоба и человеческое проклятье, человеческое греховное намерение исключить Христа из круга живущих, прибивае Его к древу крестному. Что же касается новозаветного понимания, ВЫ не найдете у Христа слов проклятия, Христос действенен, и не замедляет действовать, когда что-то возмущает его дух, так он изгоняет торговцев из храма. Христос говорит: «Не мир пришел я принести, но меч», имея в виду меч, посекающий бесплодную смоковницу, имея в виду меч, посекающий грех. Но уже и в Ветхом Завете прорастало понимание новозаветной любви, и даже уже там ад – это место отсутствия Бога. И проклятия Христова мы с вами не найдем, мы не найдем таких слов. Бог оставляет человека без благословения, Бог не рядом с таким человеком, Бог отворачивается от такого человека. Когда кто-либо берет на себя дерзость кого-то проклясть, он должен знать о том, что это нечто чудовищное, что войдет и в его собственную жизнь. В одном из «Отечников» говорится так: «Тот, кто проклинает другого человека, готовит два гроба – один для того человека, другой – для себя». А проклятья нередко можно услышать… как христиане говорят: «Да будь он проклят», это что-то ужасное, вы желаете человеку смерти и не спасения, не забудьте при этом, что вы то же самое желаете таким образом и себе.

Какие три труда святых отцов можно было бы прочитать мирянину в первую очередь?

- Старые священники обычно начинали чтение святоотеческой литературы с аввы Дорофея, за которым следовала «Лествица», а обычно после нее – «Добротолюбие», но есть тут особенность, что эти книги адресованы прежде всего монахам. А поскольку мы с вами миряне, то эти книги, естественно, нужно прочесть, но есть книги, которые к нам сейчас ближе – здесь я бы порекомендовал в первую очередь святителя Феофана Затворника, свт.Игнатия Брянчанинова. Я думаю, что можно читать книги, которые принадлежат перу не обязательно прославленных святых отцов, но и очень уважаемых иерархов и священников, которые о жизни церковной знали не по наслышке, а были в ней очень глубоко укоренены, это и митр.Антоний Сурожский, о.Александр Ельчанинов … А лучше всего будет так - Вы обсудите круг Вашего чтения с тем, кого Вы считаете своим духовником.

Как бороться с унынием?

- Уныние – тяжкая ситуация, и так в двух словах невозможно ответить, у каждого свой рецепт. В первую очередь, уныние проистекает от безделья. И если Ваш день, Ваш год и Ваша жизнь заняты делом, от которого Вы чувствуете, что приносите пользу людям, и оно вам радостно, вы будете меньше унывать. Надо свой день заполнять, не должно быть времени для пустых раздумий. Пустые раздумья ведут к гордости, к лени и, в конце концов, к оставлению дороги веры. А я также считаю, что очень важно часто причащаться и исповедоваться, как только вы чувствуете, что уныние вас захлестывает. Когда уж совсем тяжко, поезжайте к угодникам Божиим – к преп.Серафиму Саровскому, преп.Сергию Радонежскому.

Каким-то потоком идет злоба и кровь у нас на земле…Что Вы можете сказать об этом сектанте, с диагнозом шизофрения, убившем шесть своих детей, жену, мать? Народ ничего не смог, власти ничего не смогли, полиция, опека…И вот эти шесть порубленных детишек, которых он, видимо, истязал все эти годы… Я имею в виду нижегородскую трагедию. Это на меня легло каким-то колпаком, я в уныние не впадаю, я хорошо понимаю то, что происходит, из-за чего. Права ли я?

- Давайте пока будем исходить из того, что пока человек подозреваемый, еще не доказано, что он совершил эти чудовищные преступления. Я не думаю, что дело в том, что он принадлежал к этой секте. А если это так, то это, конечно, в первую очередь, жуткий выродок и маньяк. Здесь всё упирается в общее безразличие. Ведь эти начальники опеки, эти сотрудники полиции, они к нам не с Луны свалились, и я уверен, что если поскрести, то мы увидим там, что вот этот крещеный, этот крещеный, они свое дело не делали. Соседи… пропажа детей обнаружилась 4 августа, дети с 25 июля не ходили в детский сад. 25 июля из квартиры доносились крики «Убивают!», соседи, привычные к тому, что там все время были какие-то побои и шумы, даже полицию не вызвали. Опять же может оказаться, что это вполне себе православные христиане… А в чем здесь решение? – Не быть безразличным. Мы же очень часто, проходя между автобусной остановки, видя лежащего там человека, брезгливо отворачиваемся, пьяный, может быть. А если не пьяный, а инфаркт? Нельзя нам быть людьми безразличными.

Как мы знаем, сейчас очень много сил направлено именно на то, чтобы разрушить семью. Я была печальна удивлена, когда в разговоре с батюшкой я услышала от него такое: «Женился сын, у него теперь семья, и Вам туда лезть нельзя, и дверь туда закрыта». Тогда что получается, что родители – это уже не семья? Когда я открываю альбом с фотографиями, я показываю: «Вот здесь я, наша большая семья - мама, папа, бабушка, дедушка», это же большая семья, и как вот сейчас мы говорим о равнодушии, когда говорят «не лезьте», говорят, чтобы молодые не допускали бабушек в воспитание своих детей, вот это тоже какое-то противоречие… Помогите, батюшка, разобраться.

- Я противоречий, признаться, здесь не вижу. Три или четыре раза во время венчания читаются слова апостола: «Оставит человек отца своего и матерь, и прилепится к жене своей, и будут двое одной плотью. И то, что Бог соединил, человек да не разлучает». И это означает, что перед Богом ответственность за эту семью несут двое – те, кто вступили в брак, муж и жена, и они сами должны определять, как им жить. Но там же, во время венчания говорится: «Помяни, Господи, и их родителей, ибо молитвы родителей утверждают основания домов». Основная проблема, коль скоро Вы меня об этом спрашиваете, можно сказать, что ситуация у вас какая-то не простая, потому что молодожены, вступившие в брак, как правило, нуждаются в помощи, в поддержке, и если семья всегда воспитывалась, как семья большая, где не было скандалов, не было противоречий, где все решалось вместе, то помощь и поддержка будет с радостью принята. Конечно, всегда, когда одна семья породняется с другой, ведь бабушки и дедушки есть и по той, и по другой линии, всегда есть какие-то притирки, недоумения, сложности, которые преодолеваются. Но помощь и поддержка, а не приказ и желание, чтобы было по-нашему. По-нашему не будет, у них своя голова на плечах, и пришить свою голову и делать так, как мы хотим, они не будут, это невозможно, и с этим необходимо смириться. В этом и есть любовь – принять их, как они есть, предложить им помощь, а не армейскую команду.

Проще говоря, в дверь их семьи надо входить, а не ломиться. И если Вы не будете туда ломиться со своим уставом, эта дверь будет всегда для вас открыта, и так я вижу в очень и очень многих хороших семьях. И тут я должен встать на сторону этого батюшки – нельзя лезть туда, куда Вас не просят, где Вас не спрашивают. Если Вы не смогли воспитать в людях готовность жить большой, радостной семьей, если они и в брак-то вступают для того, чтобы убежать из родительского дома, то значит что-то было неверно, что-то пропущено, и вот теперь это что-то нужно чинить, восстанавливать, это делается только миром. Теща и свекровь не имеют права приказывать новой семье, это не их подопечные.

Брак венчанный, один из супругов умер, но не пришел к Богу. Спасется ли его вторая половина, т.к. они одно целое?

- В Царствие Небесном не женятся, не посягают, говорит Священное Писание, поэтому если один из супругов умер, ему предстоит дать свой ответ Христу. А тот из супругов, кто остался жив, будет давать свой ответ Христу. И то, что супруг умер и не пришел к Богу, не имеет никакого отношения к вашему личному спасению, у каждого человека свой путь, каждый отвечает за свое.

Четвертое колено – это не так далеко, это наши родственники, т.е. это как бы тот минимум, за который мы должны постоянно молиться? Ведь Господь просто так не за что не наказывает…

- Я думаю, что нам не надо на эту ситуацию смотреть арифметически. Когда Господь говорит, сколько раз надо прощать – семьдесят седмерицею, конкретно – это 70х7, т.е. 490 раз. Это же не означает, что мы подсчитываем каждый раз, сколько мы простили людей, и когда дощли до цифры 490 – после этого можно никого не прощать, а бить наотмаш. Нет, это все символические цифры, 7 – образ бесконечности, 70- образ бесконечности бесконечности, т.е. непрерывного, непрестанного прощения. И поэтому, я думаю, что о четвертом колене говорится как о колене для иудеев достаточно близком, но те, кого видно, кто перед вашими глазами, и те, кто после вас в кровном смысле. Поэтому я думаю, что разумно и правильно было бы молиться за всех тех, кого вы знаете и кого вы не знаете из своего родства, постараться установить всех этих людей, и поминать не просто ближайших родственников, а просто всех поминать, и в этом будет несомненная польза.

Можно ли носить отданные чужие вещи? Можно ли дарить крест родным?

- Да, можно.

Я не знаю, как звали мою бабушку, и в записочке просто пишу «бабушка», так можно?

- Я думаю, что это не очень хорошо, потому что «бабушка» это же не имя, обычно прибегают к такой формулировке: «их же имена Ты, Господи, веси», т.е. ты знаешь. Эта же формулировка используется по отношению к именам, точно не внесенным в православные святцы. Вот, например, возникает вопрос относительно иностранных имен, например, Джон, надо писать или Иоанн, или же писать «его же имя Ты, Господи, веси». Или, например, Станислав – мы не знаем, какое крещальное имя было у Станислава, и если есть уверенность, что он был православным, также надо написать: «Его же имя Ты, Господи, веси».

- Батюшка, маленькое такое дополнение, но существенное, по поводу имени Станислав. Дело в том, что я занимался этим вопросом, есть ли такой православный святой или нет. У нас в Дивногорске был дьякон о.Станислав Чуркин, а в городе Всеволжске есть икона святого Станислава, орден у нас такой был, т.е. это православный святой, и это в общем-то ошибка, когда многие перекрещиваются. Насколько я помню, он пострадал от того, что не принял католичество…

- Спасибо за это добавление, действительно, есть несколько имен, которые на слух многими воспринимаются как имена, не принадлежащие к православному месяцеслову, но в действительности принадлежат. Есть нередкие ошибки, вот например, имя Эдуард, многие считают, что это какое-то католическое, западное имя, некоторые перекрещивают Эдуардов с Иоаннов. Я привел пример Станислава, как человека, который не был бы гарантированно крещеным в православии, например, жившим на польских территориях, Станислав – это одно из самых популярных польских имен. Вот если нет понимания, был ли он православным, то надо тогда перепроверять или писать «его же имя Ты, Господи, веси», если есть уверенность, что он был православным, но мы не знаем, с каким именем он был крещен.

- В славянских странах – в Сербии, Болгарии, Македонии, а также в Грузии, насколько мне известно, крестят людей не по святцам, и это крестильные имена, с этими именами люди причащаются, приступают к таинствам, и в этом нет ничего неправильного, Церковь Вселенская не усматривает в этом никакой неправильности…

- Это не совсем точно. Действительно, в первые века становления христианства в восточно-славянских государствах и у славянских государств, или в Грузии, имена давали не по святцам, да и святцы были очень маленькие, НО проходило время, и люди – носители этого имени, в свою очередь, прославлялись за те или иные подвиги христианские. Человек, прославленный с тем или иным именем, тем самым свое имя отдавал в копилку этих святцев, и постепенно, большинство этих имен, исходно не принадлежавших к этим святцам, в них вошли через тех людей, которые эти имена носили. Таким образом, сказать сейчас, что можно выбрать какое-то имя вне святцев и оно было бы крещальным в практике Сербской или Грузинской Церкви, было бы не вполне точно.

У меня признаки беснования, были судороги, неадекватная реакция на крестики, иконы…

- Не надо самим себе ставить диагнозы, тем более духовные.

Если нет денег на золотые кольца, можно ли венчаться с серебряными кольцами?

- Кольца могут быть любыми, лишь бы они были, хоть деревянными. Я думаю, в этом препятствия нет.

Можно ли причащаться людям, которые состоят в не расписанном в ЗАГСЕ браке?

- Если люди живут вместе и даже государственный брак между ними не совершен, то это препятствие к причастию. Бывают ситуации, в которых священник, зная обстоятельства жизни этих людей, тем не менее, разрешает им причащаться, но этот вопрос должен быть адресован духовнику, который лично знает конкретные обстоятельства тех или иных людей. В общем случае – это составляет препятствие к причастию.

В чем разница между покаянием и исповедью?

- В самом простом виде ответ такой: исповедь – это одноразовое действие, когда мы приходим и приносим покаяние в своих грехах, покаяние – это длительный процесс, который занимает всю нашу жизнь, а мы живем в духе просьбы прощения перед Господом. Исповедь – это то, что происходит за богослужением, это то таинство Церкви, в котором мы получаем прощение и отпущение исповеданных нами грехов, тех, в которых мы раскаиваемся сейчас, за этой исповедью. А покаяние – это гораздо более широкое понятие, когда мы постоянно живем в состоянии «Господи, помилуй», и тебе ясно, что это настроение тебя нисколько не унижает, наоборот, делает тебя выше.

Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой:

Другие способы платежа:      

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
4 + 1 =
Solve this simple math problem and enter the result. E.g. for 1+3, enter 4.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦКаталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+