18.05.2016 12:05:09
Протоиерей Олег Стеняев
Владимир Носов: Прошла Светлая Седмица, но не все провели её так же хорошо, как время Великого Поста. Многие расслабились, а некоторые потеряли всё то, чего достигли во время поста и как бы отброшены назад. Как избежать подобного состояния? Сейчас этим вопросом многие озадачены, потому что сейчас пребываем в радости, но одновременно чувствуем, что как бы и молитва исчезла, и мало читаем слово Божие. Батюшка, что вы посоветуете?
О.Олег Стеняев: Конечно, Пасха - это главный праздник в восточной христианской православной традиции. С чем это связано? Когда Господь наш Иисус Христос умер на кресте, как я часто объясняю, Его враги, Его друзья стали ждать, примет ли Бог Отец эту жертву. И когда Бог Отец воскресил Своего Сына в Духе Святом, и Сам Сын Божий восстал из гроба силой ипостасного Божества - это было свидетельство, что жертва за наши грехи и преступления принята Богом. Христос воскрес, то есть Он есть тот, как пишет апостол Павел: «Который предан за грехи наши и воскрес для оправдания нашего». Это послание к Римлянам (Рим. 4, 25). В каком смысле Он воскрес для оправдания нашего? Святитель Иоанн Златоуст в своих «Гомилиях на послание к римлянам» писал: «Сказав о нашей вере, апостол говорит так же о неизреченном человеколюбии Бога, к которому он всегда обращается, вынося на середину крест. Заметь, каким образом указав на причину смерти, он обращает её в доказательство воскресения. „За что Христос распят?“ — спросишь ты. Не за собственный грех, как видно из Его воскресения. Если бы Он был грешен, то как бы воскрес? А если воскрес, ясно, что Он не был грешником. Если же не был грешен, то как был распят? Ради других. А если за других, то, без сомнения, и воскрес. Чтобы ты не возразил: как мы можем оправдаться, будучи виновны в столь многих грехах, апостол указал на Того, Кто изгладил все грехи, чтобы утвердить Свое учение об оправдании как верой Авраама, которой Он оправдался, так и верой в спасительное страдание, которым мы освободились от грехов. Говоря же о смерти Христа, он говорит и о воскресении. Христос умер не для того, чтобы подвергнуть нас наказанию и осуждению, но чтобы облагодетельствовать. Ведь Он и умер и воскрес именно для того, чтобы сделать нас праведными». И Амвросиаст, известный древнехристианский экзегет, так же писал в своих комментариях на послание к римлянам: «Крещеные до страданий Христовых получили только прощение своих грехов. После же воскресения все, крещеные до и после, были оправданы установлением веры в Троицу, приняв Духа Святого, который есть знак верующим, что они – сыны Божии. Страданием Спасителя побеждена смерть, которая прежде господствовала по причине греха, но она уже не осмелится властвовать над теми, кто оправдан». И действительно, друзья, за время прошедшего поста многие из нас, братья и сестры очень хорошо подвизались. Некоторые впервые в жизни совершали течение поста. Но есть серьезная опасность. При разговении некоторые так расслабляются, что в течение Светлой Седмицы теряют всё то, чего достигли в Великий Пост. Кирилл Александрийский писал в своих комментариях на Евангелие от Матфея: «И это весьма справедливо. Ибо если кто - нибудь однажды, освободившись от пороков, не образумится - то впадет в нечто, тягчайшее прежнего. Ибо ему надлежало образумиться по двум причинам: поскольку прежде он страдал и был избавлен от этого. Есть еще и третья важная причина – угроза впасть в еще худшее. Однако ни одна из трех причин не привела ни одного из них к исправлению. Лукавый дух обитал в них и тогда, когда они были поденщиками в Египте и, живя по египетским обычаям и законам, были полны всякой нечистоты. А когда они были избавлены Моисеем, и получили в качестве детоводителя закон, призывающий к свету истинного богопознания, то скверный и нечистый дух удалился от них. Но поскольку они не уверовали во Христа, бес опять напал на них, ибо нашел их сердце пустым и не занятым никаким благочестием, словно бы выметенным, и поселился в них. Ведь как Святой Дух, когда видит, что сердце человека не занято никакой нечистотой, водворяется, обитает и почивает в нем, так и нечистый дух любит обитать в душах беззаконников». В пост кто-то действительно начал посещать храм более интенсивно. Кто-то весь пост изучал священное Писание, не пропускал чтение утренних и вечерних молитв, читал псалмы царя Давида, вчитывался в строки святого Евангелия. Праздничное же состояние не всегда является состоянием, которым может удерживать нас от легкомысленных поступков. Говорил сам Господь через пророка Исайю: «Не носите больше даров тщетных: курение отвратительно для Меня; новомесячий и суббот, праздничных собраний не могу терпеть: беззаконие - и празднование! Новомесячия ваши и праздники ваши ненавидит душа Моя: они бремя для Меня; Мне тяжело нести их». Это книга пророка Исайи (Ис 1, 13-14). Иоанн Златоуст в своих «Гомилиях на книгу Бытия» писал: «Как там добродетель праведника сделала дым и смрад благоуханием, так здесь порочность приносящих сделала и благовонный фимиам отвратительным для обоняния. Итак, прошу, постараемся во всем показывать чистое расположение. Оно бывает причиною всех благ. Благой Господь обыкновенно обращает внимание не столько на наши жертвы, сколько на внутреннее расположение, с каким мы их совершаем, и, судя по нему, или приемлет - или отвергает наши жертвы. Итак, молимся ли мы, постимся ли, подаем ли милостыню (потому что это наши духовные жертвы), или совершаем какое-либо иное духовное дело, будем делать все это от чистого расположения, чтобы получить достойный венец за труды». То – есть, братья и сестры, если праздник окажется для Господа чем-то ненавистным и даже бременем - отчего это? Это имеет место, если мы не переживаем духовный рост во время празднования, а напротив, расслабляемся и теряем все, чего достигли, и оказываемся даже в худшем состоянии, чем до начала поста или праздника. Пока есть время радостных дней Светлой Седмицы, но они уже проходят. Но мы будем попразднство совершать до Вознесения, не будем сильно расслабляться. Будем трезвиться, как сказано в Писании: «Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш дьявол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить» . А смотрите, что писал Василий Великий, это проповедь об отвержении мира: «То, что дьявол по всей земле под небесами слоняется и рыщет, как бешеный пес, ища, кого бы пожрать, мы узнаем из написанного об Иове» (Иов 1, 6 -7). Там рассказывается о том, как дьявол обходит всю землю и всматривается в каждого человека. Поэтому, братья и сестры, наша задача - сконцентрировать все усилия для того, чтобы до праздников, в праздники, после праздников оставались преданными Христу и Его заповедям. Т.е. надо иметь чувство, что мы живем в присутствии Бога. Это чувство не должно покидать нас и в дни праздничного разговения. В послании к коринфянам написано (2 Кор. 6, 2): «Ибо сказано: во время благоприятное Я услышал тебя и в день спасения помог тебе. Вот, теперь время благоприятное, вот теперь день спасения», т.е. праздничный день - это благоприятное время для исправления, но не для расслабления. Итак получается: время поста - это время исправления, время церковных праздников - это время духовного возвышения, а не падения, и время после праздника, после поста - это время подготовки к следующему посту. Ибо пост - это подлинная весна для души человека, т.е. такое состояние, когда мы живем с полным ощущением, что живем в присутствии Бога. И это ощущение не должно нас покидать и в дни праздничные, как и в дни постные. Тогда и праздники наши будут угодны Богу, и наши прошения и моления в любой ситуации.
Владимир Носов: И хочется ещё добавить, что и будем продолжать приветствовать словами: Христос Воскресе!
О.Олег Стеняев: Воистину Воскресе!
Телефонный звонок: Христос Воскресе. Раба Божья Татьяна из Москвы. У меня вопрос по первому соборному посланию апостола Петра (1 Пет. 5, 13): «Приветствует вас избранная, подобно вам, церковь в Вавилоне и Марк, сын мой». Вопрос, сын мой - что это значит? Марк был ему сыном? Можете объяснить?
О.Олег Стеняев: Речь идет о том, что Марк был духовным чадом апостола Петра. Давайте вспомним послание апостола Павла. О Павле мы точно знаем, что Павел был бездетный. И он писал послание к Тимофею, и в этих посланиях Павел приветствует Тимофея словами: «Возлюбленный сын мой Тимофей». Имеется в виду, что Павел по отношению к Тимофею был духовным отцом, а Тимофей был духовным сыном Павла. Марк был не просто духовным чадом апостола Петра, он был его секретарем, помощником. В Евангелии от Марка есть записанные проповеди апостола Петра. Потому что Марк не был свидетелем тех событий, которые описаны в этом Евангелии. Там он о себе немножко пишет. А в целом церковная историография устанавливает, что Евангелие от Марка - это записанные проповеди апостола Петра. И мы, кстати, на радио «Радонеж» начали изучение Евангелия от Марка. Но из-за праздничных дней мы пока приостановили, но если будем жить, Господь позволит - в следующее воскресенье с 7 до 8 вечера, когда у нас библейский лекторий, мы продолжим изучение этого Евангелия.
Телефонный звонок: Батюшки, Христос Воскресе. Поздравляю с праздником вас. Хочу спросить. Скажите, пожалуйста, в домашних условиях, с какого дня можно начинать читать Псалтырь по усопшим?
О.Олег Стеняев: С Радоницы. В Радоницу у нас богослужение в понедельник вечером. Потому что любой церковный день начинается с заходом солнца.
Владимир Носов: Батюшка Олег, некоторые святые отцы говорили о необходимости внимания человека к самому себе. Что это такое?
О.Олег Стеняев: Действительно в священном Писании сказано: «Вникай в себя и в учение, т.е. в Писание и предание. Занимайся сим постоянно: ибо, так поступая, и себя спасешь, и слушающих тебя»(1 Тим. 4,16). Очень важные слова записал святитель Игнатий Брянчанинов: «Душа всех упражнений о Господе – внимание. Без внимания все эти упражнения бесплодны, мертвы. Желающий спастись должен так устроить себя, чтобы он мог сохранять внимание к себе не только в уединении, но и при самой рассеянности, в которую иногда против воли он вовлекается обстоятельствами. Страх Божий пусть превозможет на весах сердца все прочие ощущения, тогда удобно будет сохранять внимание к себе и в безмолвии келейном, и среди окружающего со всех сторон шума». Кстати, отец Павел Флоренский писал, что «главное место церковной разрухи – невнимание, не размышление над культом». А культ связан с религиозной личностью каждого из нас. Это значит невнимание к своей собственной религиозности. Действительно, братья и сестры, мы можем быть внимательны к другим людям. Например, когда мы общаемся с начальством, с уважаемыми, значимыми людьми, мы со всяческим вниманием вслушиваемся во все, что они нам говорят. Мы можем быть внимательны к нашим родным, близким, к тем людям, которые обратились к нам, например, за помощью. Но, увы, к самому себе человек относится недостаточно внимательно. Прежде всего, надо сконцентрировать наше внимание на тех чувствах, которые наполняют наше сердце. Святые отцы учат нас, чтобы мы погрузили свой ум в собственное сердце и, рассматривая, контролировали бы движения чувств. Как известно, в результате грехопадения чувственный аппарат человека пострадал наиболее ужасным образом. И Христос говорил, что «из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления» (Мф. 15, 19). Блаженный Иероним Стридонский писал: «Из сердца, сказал Он, т.е. Христос, исходят злые помыслы. Душа или начало, поступка - не в мозге, как у Платона, а, согласно Христу, в сердце. Нужно отвергать людей, считающих, что мысли навевает дьявол, и что будто бы они не исходят из нашей собственной воли. Диавол может способствовать и разогревать злые помыслы, но он не может их рождать». И, к сожалению, мир чувств иногда начинает доминировать над внимательным отношением к себе, и тогда мы становимся заложниками собственных чувств: есть настроение - мы молимся, нет настроения - мы не молимся или сокращаем молитвенное правило так, что молитвы как бы и не было. В подобной ситуации мы должны проявить усердие. Апостол Павел видел сложность такого противоречивого внимания к себе, точнее невнимания, особенно в молитвенной жизни. В 1 послании к Коринфянам он обозначает проблему словами: «Что же делать?» И, отвечает на этот вопрос: «Стану молиться духом, т.е. сердцем, чувствами. Стану молиться и умом. Буду петь духом, т.е. сердцем, чувствами. Буду петь и умом» (1 Кор. 14-15). Чтобы мир чувств не сделал нас заложниками всплесков нашей души. Чувственный аппарат человека, как я уже сказал, наиболее поврежден в результате грехопадения. В Писании, например, сказано (Быт. 6-5): «И увидел Господь Бог, что велико развращение человека на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время». Все мысли и помышления в сердце. Преподобный Ефрем Сирин писал: «Помышления сердца их были зло во всякое время, потому что не временем только, но постоянно и во всякой части грешили, ни днем, ни ночью не переставали исполнять лукавое свое помышление». И человек каждый, братья и сестры, должен всегда контролировать мир собственных чувств. Это помогает нам тогда, когда мы вникаем в себя и в Писание, т.е. мы сообразуем внутреннее состояние своей души со словесами Божественного Откровения. Кстати, об этом писал тоже Игнатий Брянчанинов: «Если выпадут свободные минуты в течение дня, употреби их на чтение со вниманием некоторых избранных молитв или некоторых избранных мест из Писания и ими снова подкрепи душевные силы, истощаемые деятельностью посреди суетного мира. Если же этих золотых минут не выпадает, то должно пожалеть о них как о потере сокровища. Что утрачено сегодня, не надо потерять в следующий день, потому что сердце наше удобно предается нерадению и забывчивости, от которых рождается мрачное неведение, столько гибельное в деле Божием, в деле спасения человеческого». Так же братья и сестры бывает так, что, когда человек молится, читает те или иные молитвы, например утреннее, вечернее правило, от невнимания к себе он вдруг теряет ощущение смысла этих молитвенных чтений и иногда спрашивает себя: «А кому я молюсь? Это молитва Иисусу Христу или Божией Матери?» И человек начинает смотреть это в книге. На молитве сердечное внимание, т.е. соединение ума и чувства, должно доминировать. Я уже как то рассказывал: наши предки, когда молились по рукописным псалтырям, канонникам имели перед собой текст, где не было деления на слова. И не надо думать, что это была экономия бумаги или пергамента. Дело совсем в другом. Когда в молитвеннике текст нарезан на слова, человек действительно может читать их, а думать о чем угодно. А если перед нами текст, написанный в соответствии с древней традицией - а так было принято и у древних греков, и у евреев, и у славян - то человек не может читать текст и думать о чем угодно. Если текст сплошной, нет деления на слова, только мысль ушла в сторону, внимание ослабело - как процесс чтения сразу останавливается. И сам я, кстати, пользуюсь современным изданием Киевской псалтыри, которая была написана в 1397 г. Мне очень удобно, используя мудрость древних, контролировать внимательное отношение к тексту и к себе, насколько я внимателен к этому тексту. И когда я дома читаю Евангелие, я тоже пользуюсь подобным текстом. Сейчас эти факсимиле доступны, любой человек может заказать для себя такую книгу или скачать в интернете. Вот такая практика подачи материала, его сохранения свидетельствует о более чем внимательном отношении наших предков к собственной молитвенной жизни, о внимании к себе. Чтобы сознание и не расслаблялось, и не рассеивалось (Притч. 15, 31):«Ухо, внимательное к учению жизни, пребывает между мудрыми». И ещё, что мы должны запомнить. Мы должны внимательно относиться к нашим действиям дома и вне дома. Иногда, кстати, мы вне дома ведем себя лучше, чем дома. К сожалению, очень часто бывает, что мы вспоминаем о том, что мы христиане, только когда мы в храме, за богослужением, когда мы все вместе хором поем, например, Символ веры за Литургией или молитву «Отче наш». Но нельзя быть христианином хором. Каждый должен принимать своё решение. Верующий человек призван к тому, чтобы оставаться верующим и в храме, и вне храма, дома и на работе, чтобы везде мы жили с ощущением того, что мы живем в присутствии Бога. О древних праведниках, таких как Енох, Ной, Авраам, сказано, что они ходили с Богом или пред Богом. Что значит ходить с Богом или пред Богом? Это жить с полным осознанием того, что ты живешь в присутствии Создателя. Это жить с мыслью, как говорили в дни Господа Иисуса Христа, что над тобою есть Око видящее, Ухо слышащее и есть книга, в которую записываются все твои деяния. Поэтому мы должны быть внимательны, прежде всего, к себе. И если мы такого духовного делания не приобретем в своей жизни, будем относиться к себе легкомысленно, то это будет порухой для других. И напротив, если человек будет внимательно с религиозной точки зрения относиться к себе - то, как отцы говорили: «Спасись сам, и вокруг тебя спасутся тысячи».
Телефонный звонок: Воистину Воскресе. У меня такой вопрос. Я прочитала книжку Ефрема Филофейского « Моя жизнь Иосифа Исихаста». Она меня очень поразила, захотелось следовать каким- то советам. Но в одном я преткнулась. Он рекомендует использовать мирянам «Откровенные рассказы странника...». А Алексей Ильич Осипов и святитель Игнатий Брянчанинов, на которого он ссылается - они оба категорически отвергают эту книжку и очень против этих практик.
О.Олег Стеняев: Я не рекомендовал бы вам читать эту книжку. И где вы нашли ссылку на «Рассказы странника»? Дело в том, что миряне должны читать книги святых отцов, которые были написаны для людей, живущих в миру. Потому что нет никакого смысла для человека, живущего в миру, читать наставление для монашества. Здесь могут произойти дикие перегибы, перекосы. Я сталкивался с такой ситуацией. По-моему, не один раз рассказывал, как однажды мне позвонила одна прихожанка - я тогда служил в храме «Всех скорбящих радость», на Большой Ордынке –и говорит: «Муж прочитал «Добротолюбие», и особенно - главы о безмолвии. Замкнулся, молчит и ни с кем не разговаривает. Не только с женой, он с детьми перестал разговаривать». Я схватил с собой томик Златоуста. Мне всегда близок этот автор. Приезжаю к нему и показываю, где черным по белому написано, что муж имеет жену для того, чтобы собеседовать с женою. Он раз! - мне томик «Добротолюбия», тычет носом в целый раздел священнобезмолвствующих. Я ему говорю: но это же глупость полная. Ты, семейный человек, вдруг берешь на себя практики людей, которые удалились от мира, у них не было никаких семей, кроме монашеского общежития. Поэтому в таких вещах мы должны быть осторожны. Мирянам не рекомендуются такие книги для чтения. Я помню, когда я уже был семинаристом, я обратился к своему покойному духовнику отцу Димитрию Дудко, чтобы он меня благословил читать «Добротолюбие». Он говорит, ни в коем случае не читай «Добротолюбие». Я говорю: почему? Станешь фарисеем. Я потом только уже по пришествию многих лет, стал читать «Добротолюбие». С годами, конечно, это становится не так опасно для человека. Но особенно вначале, когда они увлекаются чтением подобной монашеской литературы - это неправильно.
Владимир Носов: Т.е. эта книга не должна быть первой книгой.
О.Олег Стеняев: Надо читать писания отцов, которые проповедовали для людей, живущих в миру. Это почти весь Иоанн Златоуст, Феофилакт Болгарский. Это часть трудов Василия Великого, но не все. Это письма для мирян святителя Феофана Затворника, они так и называются: «Для мирян». Мирянин здесь найдет для себя более созидательную пищу, чем будет читать «Приношение монашеству» в творениях Феофана Затворники и Игнатия Брянчанинова. Поэтому очень важно, когда мы не просто берем какую-то пищу, а пищу, соответствующую нашему росту. Ведь многие из нас младенцы во Христе. Младенца мы же не кормим мясом, мы не даем бифштексы кровавые. Младенец питается молочком. Так и человек, который начинает ходить вне традиции, должен постепенно вступать в этот мир. И изучать те материалы, которые соответствуют его статусу. Или это одинокий человек, или семейный. Тут есть принципиальная разница.
Владимир Носов: А мне известен случай, когда, будучи людьми семейными, братья уехали в монастырь на паломничество. Там всерьез, не иначе как по искушению какому-то, они задумались о монашеской жизни. Мне кажется, на эти мысли лучший ответ, как говорится: «Ушел в монастырь - не думай о семье. Создал семью - не думай о монастыре».
О.Олег Стеняев: Конечно, это несовместимые вещи. На Руси было принято, когда семейные люди во время поста отправлялись на покаяние в монастырь. Мы знаем, что русские цари и царь Иван Грозный, и царь Алексей Михайлович Тишайший пешком ходили из Москвы в Троице-Сергиеву Лавру на покаяние и там проводили какое-то время. Ничего плохого нет, если православная семья поехала на Соловки и провела там неделю - две на послушаниях. На самом деле монашеский образ жизни для русских людей всегда некий эталон, к которому они стремятся. Но нельзя стремиться к этому эталону в ущерб внутрисемейным отношениям. Это будет перегиб. Потому что даже Христос сказал о безбрачии: «могущие вместить, да вместят» т.е. не все это вмещают, и не всем надо стремиться к монашеству. Вообще в таких случаях надо спрашивать благословение, прежде всего родителей, если они религиозные люди. И, конечно же, благословение опытных духовников, которые знают человека.
Владимир Носов: Отец Олег, прошло Фомино воскресенье. Мы воспоминали о том, как Христос дверями затворенными в теле вошёл в Сионскую горницу к апостолам. Как такое вообще возможно?
О.Олег Стеняев: Речь идет о том, что воскресшее тело Христово - это прославленное тело (Филип. 3,21). Апостол Павел писал: «Он, уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его» т.е. Христос по воскресению из мертвых пребывал в прославленном теле. В теле, которое избежало воздействий физиологического мира. И Он это делал для нас и за нас, чтобы потом и наше уничижённое тело преобразить, чтобы оно было сообразно славному телу Его. «Сеется в уничижении, восстает в славе» (1 Кор.15) . Это секрет, как приобрести славу. Если мы пойдем путем уничижения, то восстанем в славе. Путем гордыни к благодати не приобщимся. Как сказано: «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать». И мы знаем, как Христос молился: «Душа моя теперь возмутилась». И в тоже время Он молился: «Отче! прославь имя Твое» (Иоанн, 12) т.е. во Мне. Эти слова - как-бы просьба о славе воскресенья. Как Христос говорил: «Ищите прежде Царствия Божия и славы его. Остальное приложится». Августин Блаженный писал: «Бог сотворил душу человека», т.е. каждого человека. Прежде всего, имеется в виду человека состояние до грехопадения: «Бог сотворил душу человека со столь сильной природой, что через обилие в ней блаженства она способна сообщить телу обилие жизненности и с действенностью нетления», т.е. в саму нашу природу заложена сила преодолевающая тление. И Григорий Двоеслов, папа Римский писал, что тело Христа по воскресении было явлено в той же природе, т.е. это как наше тело, но в иной славе. Августин так же писал: « Спаситель и по воскресении, будучи уже хотя и в духовной, но в истинной плоти, принимал вместе с учениками пищу, ибо у таких тел отнимается не возможность, а потребность в пище». Вспомним, как Христос говорил о людях, которые будут жить в раю: «В Царстве Божьем не женятся и не выходят замуж, но пребывают как ангелы». И святые отцы говорят: «Это не в том смысле, что они станут ангелами, они будут как ангелы», но они уже не будут жениться, выходить замуж не потому, что не могут, а у них не будет этой потребности. Потому что иерархия ценностей у людей в том мире будет совсем другая.
Владимир Носов: Батюшка, всё-таки вопрос остается. В прославленном, преображённом теле все же мы видим, что остаются язвы, раны распятия. Почему это, для чего это? Как это объяснить?
О.Олег Стеняев: Чтение сегодняшнего Евангелия разберем более подробно. «Подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра мои и не будь неверующим, но верующим» (Иоанн 20,27).. В этом стихе мы видим, что у Него сохраняются язвы на руках и ногах. И действительно, это актуальный вопрос. Надлежало телу Христа воскреснуть со всеми ранами и язвами. Очень интересный комментарий подготовил Бэда Достопочтенный, комментируя сказанное в Евангелии от Луки, Лука говорит: «Что Он, Христос сохранил свои язвы не потому, что не мог исцелить их, но чтобы неизменно носить их как свидетельство своей победы» (Лк. 24,40). Августин говорит: «Быть может, в будущем царстве мы будем видеть на телах блаженных мучеников следы тех ран, которые они приняли за имя Христа, и раны эти будут у них не безобразием, а достоинством, некою сияющею в теле красотою, но красотою не тела, а добродетели». Бэда Достопочтенный пишет о Христе: «Чтобы Он, являя следы своей смерти, мог засвидетельствовать искупленным Его кровью, сколь милостивым было это искупление». Бэда объясняет, почему Он оставил эти раны - чтобы засвидетельствовать Свою любовь. И так же он пишет «Чтобы в судный день мог укорять их за их правосудное осуждение», т.е. для них это напоминание о милосердии Божьем, а для других будет укор. Христос и умер за тебя, и распялся за тебя, а ты сам отверг Его и пошел в ад. Августин так же писал: «Христос специально сохранил Свои телесные раны». Ведь Он показал их Фоме, который уверовал только тогда, когда увидел их и вложил в них персты, точно так же Он будет показывать свои раны своим врагам, дабы их обвинила самая истина, говоря: «Се, человек, коего вы распяли, се, язвы, кои вы причинили, узнайте пронзенные вами ребра, ибо они были отверсты вами и за вас, но вы не станете сопричастниками». Ещё говорит Августин: «Я верю, что тело Господне пребывает на небесах таким, каким оно было вознесено на небеса». И действительно, мы читаем в Библии, что един ходатай, един посредник между Богом и человеками - человек Христос Иисус. Почему Павел в этих словах подчеркивает человеческий аспект Христа? Потому, что речь идет о Его ранах. Ибо после того, как Христос вознёсся и воссел одесную Бога Отца. Бог Отец смотрит на каждого человека через раны Своего Сына. И видит нас не просто прощенными или помилованными, но оправданными. Григорий Двоеслов, папа Римский говорит: «Если бы что-либо, вопреки проповеданной Павлом истине, могло измениться в теле Христа после его воскресения, то Господь по воскресение вновь возвратился бы в смерть. Какой глупец станет утверждать подобное? Разве что тот, кто вообще отрицает истинное воскресение плоти». Мысль Григория Двоеслова та, что если бы они не видели эти раны, у кого-то могло появиться сомнение: а тот ли этот Христос, Которого мы видели распятым, Которому под ребро ударили римским копьем? И могли появиться какие-то фантазии относительно Христа. Потому что мы знаем: когда в таком виде, с ранами, Он являлся людям - некоторые не могли это вместить в свое сердце до конца.
Телефонный звонок: Здравствуйте, дорогой батюшка Олег и уважаемый ведущий. С праздником вас. Батюшка Олег, ваше мнение. Стоит ли читать книгу Феррара «Жизнь Иисуса Христа»? Это первый вопрос. Второй вопрос. Иисус Христос наш был евреем. Почему же долгие времена эту нацию так не любят? Объясните, пожалуйста.
О.Олег Стеняев: Если говорить о христианах, то христиане относятся к евреям двойственно. Апостол Павел в послании к римлянам пишет, что они, т.е. евреи, иудеи, конечно, прежде всего, враги по отношению к благовествованию. Но ради отцов - Авраама, Исаака Иакова возлюбленные Божии. Так написал апостол Павел. И этой двойственности мы должны придерживаться. Если кто-то скажет, что они враги Евангелия - ты не все сказал, добавь, что ради Авраама, Исаака Якова они возлюбленные Божии. А если они скажут, что они возлюбленные Божии ради отцов - добавь, враги благовествования святого Евангелия. И эта двойственность у христиан сохраняется. Поэтому мы никогда не строим отношение к еврейской нации, к иудеям только с позиции враждебности. Потому что наше двойственное отношение вмешает и любовь к ним, ради отцов, как пишет апостол Павел, т.е. ради Авраама, Исаака, Иакова. Если говорить о книге Феррара, она проходила церковную цензуру. Она печаталась совершенно открыто. Конечно, были вопросы к этому англиканскому, насколько я помню, автору. Но в целом исторический фон этой книги достаточно интересен. И было несколько изданий этой книги до революции и в послереволюционный период, т.е. близкий к нам. Она для многих настольная книга. Но когда мы читаем неправославных авторов, мы должны больше обращать внимание не на их экзегетику, потому что здесь могут быть вопросы, а на то, как они нам подают исторические реальности. Например, есть такой автор Уильям Баркли. Он баптист по вероисповеданию, но он крупный христианский историк. И многие авторы, которые описывают земную жизнь Христа, ссылаются на Баркли как на современного христианского историка. Который, учитывая и кумранские находки, и те археологические открытия, которые были сделаны за последние десятилетия, раскрывает исторический контекст Евангельских событий. И ничего страшного в этом нет, что мы обращаемся к этим авторам. Достаточно вспомнить, что в древней Церкви у православных большим авторитетом пользовались и писания иудейских авторов. Прежде всего, это Иосиф Флавий, он сохранился в древнеславянских переписанных рукописях. И в древнегреческих рукописях, которые переписывались в монастырях на Афоне. И другой иудейский автор, который всегда признавался христианами за некий авторитет - Филон Александрийский. Например, блаженный Иероним Стридонский, известный христианский экзегет, очень часто цитирует Филона Александрийского. И нечто подобное можем найти и у других авторов, христианских уже, отцов Церкви, которые ссылаются и на Иосифа Флавия, и на Филона Александрийского. Достаточно вспомнить, что в Новом завете апостол Павел ссылается на языческих поэтов и даже цитирует строчки из их поэм. И если вспомнить диалоги Христа, когда Он вел полемику с книжниками и фарисеями. Он достаточно часто цитирует высказывания школа Шамая, а иногда школы Галеля. И эти цитаты у всех специалистов на слуху. Совершенно четко можно понять, почему Христос использовал именно такие фразы, и почему они потом замолкали, потому что они готовы были спорить с Ним, но не готовы были спорить со своими авторитетами, которые для них были, безусловно, авторитеты. Поэтому человек христианской православной традиции может читать авторов, которые не вошли в эту традицию, но которые в своих писаниях, через использование отцами, через их цитаты стали частью этой традиции.
Телефонный звонок: Василий, Москва. Слава Богу, что у нас есть такие проповедники, как вы, батюшка, Димитрий Смирнов, Андрей Ткачев. Дай Бог вам всего хорошего. Батюшка, скажите, пожалуйста, как вы относитесь к «Толковой Библии» Лопухина? Стоит её читать или нет?
О.Олег Стеняев: Я думаю, стоит. Потому что это официальное толкование, толковая православная Библия. До революции была жесткая цензура всех таких писаний. И всё это вычитывалось неоднократно, потом давалось или не давалось одобрение. Православная толковая Библия выходила даже в «Православном обозрении». Это был официальный печатный орган, поэтому статус достаточно высокий. В Библии Лопухина мы находим ссылки на самых разных авторов, включая католических, протестантских. Есть ссылки на тексты Талмуда, но как исторические тексты, с исторической точки зрения, с цивилизационной. Есть ссылки на Мидраши. Но все это, прежде всего, строится на основе святоотеческой экзегезы. Поэтому очень важно это изучать, особенно фенологический анализ разных библейских слов. В толкованиях преемников Лопухина это проводится очень серьезно. Но для новоначальных Амвросий Оптинский рекомендовал читать комментарии на Евангелие блаженного Феофилакта. Я уже неоднократно говорил об этом по радио «Радонеж». Почему Амвросий Оптинский благословлял начинать с Феофилакта? Потому что Феофилакт не уходит в исторические вопросы. Он не вникает в филологический анализ слов. Он очень кратко дает экзегезу предшествующих ему святых отцов, причем в сокращенном виде. В основном он воспроизводит точку зрения святителя Иоанна Златоуста. Но если Златоуст позволяет себе во время беседы уходить в сторону от главной темы, излагать целые страницы на злобу дня, то у Феофилакта все очень коротко и ясно. Поэтому кто хочет начать изучать слово Божье, начинайте с блаженного Феофилакта. Его толкования на Евангелие, прежде всего, и на книгу «Апостол». А если хотите произвести более серьезный анализ - исторический, филологический – конечно, это официальное издание «Толковая православная Библия» в 12 томах. Она выходила до революции. Сейчас она доступна в нескольких разных изданиях.
Владимир Носов: Батюшка, может быть, в завершение всё-таки вернемся к вопросу, с которого начали? Потому что имеет место некое расхолаживание после праздника, недовольство собой во время поста, чувство упущенных возможностей во время поста. Знаете, есть такое понимание, что Великий Пост - это миниатюра всей жизни.
О.Олег Стеняев: Надо прямо сказать, что те, которые постятся, они хорошо проводят пост, как правило. А вот на Светлой Седмице, некоторые попадают в такие нравственные, моральные зигзаги! Вот, давайте все прекратим чрезмерное празднование. Праздники Божьи тогда Божьими остаются, когда они способствуют духовному росту. А когда мы воспринимаем любой религиозный праздник как индульгенцию для греха - это неправильно. У нас есть время от Пасхи до Вознесения. Поэтому пребудем в трезвости, в здравомыслии, не будем сильно расслабляться. А будем использовать это время для духовного развития и радости. Бог не принимает исполнение заповедей, если они не соединены с радостью веселья. Так сказано в книге Второзакония.
Комментарии
28.08.2018 - 07:53 Решил в интернете поискать:
Решил в интернете поискать кто как толкует Библию и наткнулся на Лопухина. И сразу вижу насколько субъективно мнение автора. Например, "...Быт. 3:4. И сказал змей жене: нет, не умрете,...""...диавол говорит уже чистую ложь: «нет, не умрете», т. е. ваши опасения лишиться жизни, основанные на божественной угрозе, совершенно неосновательны и напрасны...." Вот тут я не согласен, что он говорит ложь, т.к. он сказал правду что под понятием смерти в заповеди имеется ввиду другое толкование, не физическое. Это если рассматривать плод как что то физическое, то и физическая смерть, а если плод что то духовное, то и духовная смерть. Т.е. слова нет не умрёте - это не факт отрицания, а факт попытки растолковать. А вот что он растолковал - это уже другой вопрос. Т.е. здесь был увод в сторону от взаимоотношений Бога и человека к творческому началу человека и запрещённым знаниям, которые хотел передать Люцифер.
Добавить комментарий