Перейти к основному содержанию

02:21 23.05.2019

Как венчание влияет на загробную жизнь человека, именно после ухода его из этой жизни? У микрофона протоиерей Олег Стеняев.

25.09.2014 11:15:03

- Радио «Радонеж» в прямом эфире. Как обычно, по воскресеньям у микрофона протоиерей Олег Стеняев и Владимир Носов. Сегодня наша передача будет состоять из ответов на ваши вопросы. Вы можете звонить по телефону. Есть вопросы, которые мы получили по интернету.

- Вопрос такой: можно ли ослушаться родителей ради религиозного решения? Ведь в Новом Завете говорится, что надо оставить отца и мать и даже не хоронить их. И что  отец у нас - Бог.

- Я подготовил цитаты святых отцов по этому вопросу, но сначала хочу прочитать слова архимандрита Кирилла Павлова: «Прежде всего, почитания родителей требует сама природа: ведь благодаря родителям дети призваны к жизни. И уже за одно это они должны ценить своих родителей. Но не только за это. Родители воспитали их, дали им образование, ухаживали, зорко смотрели за каждым их шагом, помогали, когда они имели нужду в посторонней помощи. Перенесли в своем сердце величайшие скорби, трудности, болезни, и, может быть, плакали, скорбели о болезнях своих детей, их неудачах»

 Цитаты, которые, возможно, используют задавшие вопрос, взяты из Евангелия от Луки: «Если, кто приходит ко мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником» (Лк14,26) И какие же объяснения дают святые отцы?

Святитель Григорий Великий, Папа Римский, пишет: «Когда мы видим, что наши родители являются помехой на нашем пути к Богу, то за это мы должны пренебречь ими, оставляя их».  Тоесть, если родители запрещают вам молиться, например, читать Писание и так далее, и против вашей религиозности идет прямая агрессия - это, конечно, другая ситуация.

И другой текст, который обычно используют люди, которые хотят как-то отделиться от родителей, тоже Евангелие от Луки: «А другому сказал: «Следуй за мной! Тот сказал: Господи! позволь мне прежде пойти и похоронить отца моего.

Но Иисус сказал ему: предоставь мертвым погребать своих мертвецов, а ты иди, благовествуй Царствие Божие (Лк 9,29,60)». Вот, здесь Христос говорил, обращаясь к конкретному человеку. Здесь нет запрета погребать родителей. Здесь именно слова, обращенные к конкретному человеку, тоесть Христос знал ситуацию в этом случае. Поэтому Златоуст пишет: «И этим Господь уберег его от множества зол, а именно горя, печали и всех остальных обстоятельств, с которыми сталкивается каждый. К тому же, после похорон должно быть обнародовано завещание, поделено имущество, и так далее. Но в первую очередь так произошло, потому что были другие, которые могли бы позаботиться о похоронах». Тоесть это не прецедент был создан, а Христос знал, что, если этот человек пойдет хоронить отца, то он будет участвовать в скандалах по  поводу наследства. Знал, что и без него там были люди, которые могли совершить погребение. И эта реплика: «И отец у нас -  Бог» не может противостоять тому, что у нас есть земные отцы, родители. Ведь в Евангелии от Матфея сказано: «И царь им скажет в ответ: «Истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев моих меньших, то сделали мне» (Мф 25,8). Тоесть Господь будет оценивать наше отношение к Нему по тому, как мы обращались с другими людьми, конечно же, прежде всего - с родителями. Даже монашеское послушание не снимает ответственности за своих собственных родителей. Если человек хочет принять постриг, но у него есть родители, которые зависят от него, он не имеет права их бросать. А если человек скажет, что Бог позаботится о моих родителях, а я пойду в монастырь -  такой человек, в понимании отцов, искушает Бога.

И Евангелие от Матфея гласит: «Он же сказал им в ответ: «Зачем и вы преступаете заповедь Божию ради предания вашего, ибо Бог заповедовал: почитай отца и мать», и «Злословящий отца или мать смертью да умрет, а вы говорите, если кто скажет отцу или матери: дар Богу то, чем бы ты от меня пользовался, тот может и не почтить отца своего или мать свою, таким образом, вы устранили заповедь Божию преданием вашим». Мф (15,3-6). То - есть были люди, которые вместо того, чтобы помогать родителям, жертвовали какую – то сумму на храм и говорили: «А мы уже Богу отдали, для родителей ничего не осталось». Учитель церкви Ориген, истолковывая этот текст, говорил: «Родители имели право прийти в храм и забрать все то пожертвование, которое человек отдал в храм. Потому что нельзя заниматься благотворительностью за счет своей семьи, тем более за счет благополучия своих родителей». Господь Иисус Христос заботился о материальном благополучии Девы Марии даже тогда, когда Он находился на голгофском кресте. Он понимал, что после Его смерти кто – то должен заботиться о Ее материальном благополучии, и Он с креста усыновляет ей Иоанна Богослова. Он говорит Иоанну Богослову: «Се Мать твоя» И обращаясь к ней взором, говорит: «Се сын твой». И по преданию Иоанн Богослов заботился о Деве Марии до Ее славного Успения. То - есть даже будучи на кресте, Господь исполнял заповедь: «Почитай отца и мать».

Таким образом, эта позиция, что, якобы, Господь противопоставляет нашу религиозность нашим родителям, это позиция немножко узко – сектантская. Нет, человек должен правильно выстраивать иерархию ценностей. И в эту иерархию ценностей входит семья, о которой апостол Павел пишет: «Кто о своих, особенно о домашних, не печется - тот хуже неверного отрекся от веры».

- Раба Божия, Наталья. Сейчас стали венчаться в храмах, но опыт показывает, что даже после этого люди расходятся. Почему гражданский брак, без регистрации в ЗАГСе, считается грехом? Есть пары, которые в согласии и любви живут в таких гражданских браках, а есть пары, которые всю жизнь грешат изменами, хотя и венчаны. Значит ли это, что брак зависит от чистоты души человека?

- Гражданский брак - это когда регистрируются, но не венчаются. Это и есть  гражданский брак. А когда люди просто сходятся и живут вместе -  это не гражданский брак. Это своеволие. Правильно оформленный брак необходим для того, чтобы определить имущественные права членов семьи, защитить интересы женщины, интересы мужчины в этом браке, чтобы дети имели юридические права, чтобы прописка была -  все как положено. И церковь именно поэтому предлагает людям сначала оформить гражданский брак, то -  есть зарегистрировать свои отношения, а потом уже идти в церковь на венчание, потому что церковь обеспокоена правами каждого из членов семьи, чтобы их права были защищены.

- Отец Олег, скажите, пожалуйста, как венчание влияет на загробную жизнь человека, именно после ухода его из этой жизни? Я им ответил так: Господь может  разрешить быть вместе и там. Потому что здесь мы же создаем малую церковь. Правильно ли я ответил?

- Действительно семья - это малая церковь, и спасение понимается именно как событие всей этой церкви. Потому что мы сегодня процитировали эти слова: «Кто о своих, особенно о домашних, не печется, тот хуже неверного отрекся от веры». То есть – спасение - это когда придешь на Страшный суд и скажешь: Господи, вот я, жена моя, вот дети, которых Ты мне дал. Потому что семья -  это граница ответственности, очерченной рукой Бога. И мужчина будет отвечать за целостность своей семьи, и в том мире он будет отвечать, какие  у него были отношения  с женой, какие у него были отношения с детьми, поддерживал ли он их религиозность, и так далее, и так далее. Поэтому многое из того, что начинается в этой земной жизни, продолжает существовать на небесах, хотя в Евангелии сказано, что на небесах не женятся, замуж не выходят и пребывают, как ангелы. Но святые отцы говорят, что надо обратить внимание, вот, на эти слова: «Как ангелы», то есть люди не будут ангелами в полном смысле этого слова, и отцы святые говорят: «Нет, мужчина будет оставаться мужчиной, женщина будет оставаться женщиной, потому что преложения природы, как Иоанн Дамаскин учит, нет, а преложение есть только по благодати. Люди будут как ангелы. Поэтому мы о святых говорим, что это земные ангелы, небесные человеки, и так далее. Поэтому семья - это та церковная ячейка, без которой мы не можем представить церковь поместную и вселенскую церковь, потому что это Божие учреждение, наиболее древнее учреждение, потому что еще Бог в раю сказал людям: «Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте Землю, и обладайте ею»

- У нас вопрос по Священному писанию. Откуда первые люди, Каин и Авель, брали жен? И почему, когда Ева родила, она сказала: «Приобрела я человека от Господа?

- Вы знаете, если взять библейский текст, где говорится о рождении Каина и Авеля, то в случае с Каином там стоит приставка эт, то есть с, то есть с Каином, то есть не просто Каин родился, а кто-то с ним родился. Приставка эт еврейская, она имеет расширительное значение. То есть Авель и Каин, они рождались с кем-то и, вот, с Каином родилась его вторая половина, скажем так, жена. А в случае с Авелем приставка эт там дважды повторяется, почему-то. То есть эт, эт, то есть «с Авелем с».  И древние экзегеты считали, что вместе с Каином родилась его сестра – близнец. А когда было рождение Авеля, то еще две дочки Адама и Евы родились вместе с ним. Может быть, одна предназначалась для Авеля, другая для Сифа, который, кстати, духовно и физически заменил Авеля после его смерти. Таким образом, в самом Писании, если мы работаем с оригиналом, то видим, что не все так просто. Любой перевод -  это комментарии, и он не всегда может вдаваться в такие филологические тонкости. Поэтому мы всегда изучаем Писание, стараясь поглубже вникнуть в язык оригинала. Если же говорить о Еве, почему она так сказала: «Приобрела человека с Господом»? Ведь Ева знала, что Адама создал Бог. Сказано: «И создал Господь Бог человека из праха земного и дунул в лице его дыхание жизни, и стал человек живой». Конечно же, Ева знала, что ее тоже создал Бог. Сказано, что Бог вынул ребро из Адама, когда навел на него сон, закрыл это место плотью, из ребра создал ему жену соответственно ему.

Естественно Ева могла предполагать, что жизнь не возникает без участия Бога. Эти слова: «Я приобрела человека с Господом» -  на самом деле очень важная позиция, это библейский тезис, который несет нам информацию, что без воли Бога не происходит зачатие. Если Господь не благословляет какую – то семью, то этого не происходит. То – есть, можно сказать, что при зачатии и при рождении каждого человека присутствует Господь. Его Промысел, здесь, без сомнения, проявляется.

- Батюшка, почему современные Евы такое убеждение, что «приобрела человека от Господа», четко потеряли? Почему современные девушки говорят: «Я сама родила, я захотела - родила, захотела -  не родила, сделала аборт»…

- Дело в том, что само понятие «благословение Божие» в контексте всего Ветхого Завета, прежде всего, означает рождение детей. А сейчас, если женщина узнает, что она беременна, она не всегда воспринимает, это как благословение Божие. Она иногда воспринимает это как серьезную проблему. Мол, она не хотела заводить ребенка -  и вот он вдруг появился. У нее была  вера в то, что такое может произойти вдруг, случайно. Вот такая человеческая вера, обесценивает священный дар жизни. Случайно ничего не происходит, тем более -  зачатие ребенка, рождение ребенка. И это понимание Евы, что зачатие и, тем более, рождение ребенка в этот мир происходит при Господе, по решению Бога -  в этом смысле религиозность Евы - это ее вызов малорелигиозным женщинам нашего времени.

- Благословите, раба Божия из Подмосковья, Валентина. Батюшка, скажите, как Вы относитесь к брошюре, которую выпустили, я ее в церкви купила, об оздоровлении организма человека по методу священномученика Серафима Чичагова. Можно ли по ней лечиться?

- Друзья, я вам скажу, что я мало читаю какие – то брошюры, я стараюсь читать Священное Писание, святых отцов, а так, чтобы я отслеживал всю литературу, которая выходит – это мне недосуг. Вы должны, если Вы приобретаете какую – то брошюру, смотреть, есть ли гриф, то-есть одобрение Издательского совета Московского Патриархата. Если такое одобрение есть на брошюре, то вы можете ее брать  и читать, это значит: она прошла цензуру.

- Алло. Здравствуйте, я хотел бы вопрос задать. Вы, по-моему, даже говорили, я слышал такое выражение, что у нас украли святых. Ну, якобы переложили на католический манер. В связи с этим, что лучше читать, какие жития святых?

- Вы знаете, сейчас издали, по-моему, в пяти томах греческую версию жития святых. Пятитомник продается, я видел в Сретенском монастыре, в православном книжном магазине. Это именно такой греческий извод, не латинский, на который опирался святитель Дмитрий Ростовский, а греческий извод. И, когда я общаюсь с греками, я пытаюсь выяснить, что же выхолащивалось из тех текстов, которыми мы пользуемся. И, оказывается, выхолащивалось что? Упоминания о том, что святые до обращения к Богу, до получения от Него  дара святости, были очень грешными людьми. Но более выхолащивалось еще и то, когда люди стали святыми - то многие из них переживали падение. И такие страшные падения, что, казалось бы, они уже не могли восстановить дар святости. Однако они восстанавливали.

И у католиков есть такой элемент обожествления святых, не в абсолютном понимании, но в некоем исключительном видении жизни этих людей, и они даже дошли до того, что человек рождается святым, живет святым, умирает святым. Как бы у него нет проблем, как у людей. А как можно подражать такому святому, если вся наша жизнь состоит из проблем?

И на Руси, например, в старину каждый день читали «Пролог». Это книга, содержащая жития святых, но люди сохранили только одно житие, преподобной Марии Египетской. Почему? Потому, что люди не могут подражать тем святым, о которых говорят, что у них всегда все было идеально. Какие – то такие Божественные существа. А когда  люди слышат о Марии Египетской, что у нее была такая греховная жизнь и она обрела дар спасения - вот это может вдохновить человека. И вдохновляет. Надо сказать, что древняя христианская литература апостольских и постапостольских времен содержала такой жанр: обращения ко Христу. Например, обращение Савла ко Христу. Савл был гонитель, мучитель христиан, Бог его встречает на пути из Иерусалима в Дамаск, и Савл становится первоверховным апостолом Павлом. И эта тема доминировала в древних христианских памятниках. Свидетельства о людях, которые были очень грешными, переживали встречу с Богом и становились святыми. Потом у них опять возникали какие – то проблемы, и они преодолевали их, восстанавливали дар святости. Вот такое могло вдохновить и вдохновляло, а со временем выхолащивалось. Греки мне указывали целый ряд житий: из какого жития убрали такой сюжет, сякой. Сами же они пользуются не латинским изводом, а  греческим. Четьи – Минеи Макария, я думаю, более чисты от этих латинских выхолащиваний. Там мы можем найти реальные биографии святых. А в каком смысле я говорю, что святых у нас украли? – я имею в виду, что не дают их жизнь в таком объеме, когда житие  может научить человека. Который ищет, спотыкается, ошибается, как каждый человек, собственно говоря.

- Вот, у меня вопрос такой. Общался с девушкой, у нас была взаимная любовь. Ее родители были против. Она сказала, что выбирает послушание перед родителями ради Бога. Девушка и я воцерковленные, ее родители нет. Вот, у меня вопрос, правильно ли она поступила или нет?

- Ну, мы сегодня рассматривали этот вопрос. Послушание родителям - это, конечно, важная составляющая. Потому что, если этого послушания нет, то на самом деле человек, который находится в конфликте с родителями -  находится в конфликте с Богом. Потому что самая достоверная икона Бога -  это как раз наши родители. 

Бог создал мир, создал человека в этом мире. А так, как Бог наделил людей возможностью плодиться и размножаться, то человек исполняя эту Божию волю, он, как бы творит вместе с Богом. Поэтому другое истолкование этих слов, когда Ева говорит: «Приобрела человека от Господа» -  она, как бы, говорит: «Бог  сотворил Адама, Бог сотворил меня, Еву, а теперь я с Богом тоже сотворила жизнь: у меня дети».  Поэтому мы должны понимать, что родители -  это как бы икона Бога – Отца, и с уважением относиться к ним. Но если они препятствуют нашей вере, религиозности - то здесь, конечно, мы можем задуматься. Но в любом случае с нас не снимается забота о родителях. Даже если по религиозным мотивам мы с трудом находим с ними общий язык, это не снимает обязанности заботиться о них, потому что они нас воспитывали, растили. Даже, если бы они этого не делали, все равно мы обязаны фактом своего рождения заботиться о них, об их благополучии.

- Вопрос к вам, батюшка. Вы сказали, что в Библии, когда Создатель кого наказывает, то должно стоять Его имя: Бог. А почему при уничтожении Содома стоит имя «Господь»?

- Действительно, слово «Бог» -  это перевод греческого слова «Фелс». А греческое слово «Фелс» -  это перевод Божиего имени на иврите, которое означает «Божественная правосудность», «Божии суды». А слово «Господь» -  это перевод греческого «Кириос», которое переводит четырехбуквенное непроизносимое имя Бога, означающее меру Божественного милосердия. И, когда мы читаем, что Бог кого-то наказывает в Библии -  там везде стоит слово «Элохим», в греческом тексте «Фелс», в нашей славянской Библии везде стоит Бог. Но, действительно, в случае с уничтожением Содома и Гоморры  вдруг появляется именно Господь, который означает меру Божественного милосердия. И экзегеты задавались этим вопросом: а почему именно так? Потому что, когда Бог общается со Своими  - там везде слово «Господь», когда с чужими  - слово «Бог», а когда словосочетание «Господь Бог» вместе, это значит милосердие и правосудие уравновешены.

 Древние экзегеты дали такое объяснение: уничтожение Содома - это было решение Судии, тоесть Бога (Фелс, Элохим). Но оно было милостью не по отношению к содомлянам, а по отношению к их соседям, которые страдали от содомлян. Потому что жители Содома и Гоморры постоянно докучали соседям. То -  есть это уничтожение Содома и  Гоморры было  милостью по отношению ко всем окрестным племенам и народам, Вот, в таком контексте дается объяснение.

- Вы, как раз, подняли такую замечательную тему о святых отцах. Каким вариантом «Добротолюбия» вы пользуетесь, и какое у вас отношение к русскому переводу «Добротолюбия» святителя Феофана Затворника? И есть ли у нас надежда все - таки получить полный, неискаженный перевод «Добротолюбия», такого, например, который имеют румыны благодаря трудам профессора Станилое? Потому что, перевод нашего замечательного святителя Феофана Затворника очень урезан, он многое толковал произвольно. И все, что ему казалось ненужным недостойным внимания, он урезал, так же, как ваши католики.

- Вы знаете, я с вами не соглашусь. Скорее всего, урезала цензура, она была тогда еще более жесткой, чем сейчас, и все эти комитеты, которые занимались цензурой, действительно могли много урезать, сократить, убрать. Известно, что он редактировал текст «Пространного катехизиса»  митрополита Филарета Дроздова, и когда автор ознакомился с верстками, он сказал: «Это уже не мой катехизис». То - есть то, что там оставили и то, что он рядом писал, уже не соответствовало одно другому. Мне показывали в кабинете греческого языка в Троице – Сергиевой лавре Московской Духовной Академии «Добротолюбие» на греческом. Это вообще не пять томов, а значительно больше. Может быть, сейчас появятся ученые мужи, подвижники, которые возьмут на себя труд осуществить перевод. Или, я почти уверен, если бы была возможность работать с рукописями перевода Феофана Затворника и восстановить его перевод в полном объеме, без правок цензоров, это был бы хороший шаг навстречу к этому удивительному памятнику. «Добротолюбие» - это целый мир аскетических духовных наставлений, которые совершенно необходимы для нас.  И надо молиться о том, чтобы эти тексты ожили и расцвели новыми, удивительными красками, достигнув нашего сознания.

- Какая разница между праведным и благочестивым?

- Благочестивый - это праведный, а праведный не может не быть неблагочестивым. Благочестие -  это категория Богобоязненности. Когда человек выстраивает так свои отношения с Богом и с ближним, что в этих отношениях присутствует страх. И праведность в таком абсолютном смысле недоступна человеку. Един свят, един Господь. И апостол Павел пишет о праведности от веры, как и блаженный Августин писал, что весь закон исполнен тогда, когда все грехи прощены. Но страх божий иногда испытывают как то, что мы называем благочестием, Богобоязненностью. Это состояние может переживать даже грешник, который раскаивается, который, может быть, не имеет навыка праведной благочестивой жизни в абсолютном понимании этих слов. Но, когда осознание греховности проникает в наше сознание, это и есть начало спасения. Чувство неудовлетворенности самим собой -  это нормальное рабочее состояние для православного христианина. Самое страшное -  это если православный христианин будет собой доволен. Вот, это точно прелесть, это точно самообман, и от этого состояния надо шарахаться. А когда  мы постоянно чувствуем: вот, этим я недоволен в себе, и еще этим я недоволен -  это значит человек реально, объективно оценивает себя, он не останавливается в духовном развитии. Вот, мне нравится, как Алексей Ильич Осипов это объясняет. Он говорит, что святые, каялись в своих добродетелях, потому что в добродетелях они видели некую порочность. Потому что многие добрые дела -  для нас, очевидно, добрые -  мы делаем из тщеславия, из желания как – то проявить себя среди людей, на показ.

- Батюшка, а как поступать, когда благочестие теряется?  Есть даже такой термин: «Привыкание к святыне». Вот, я, по крайней мере, о себе скажу. Вспоминаются первые шаги в храме, буквально, как по минному полю, когда ты боишься прикоснуться к иконам, каждый шаг наполнен благоговением. И со временем оно утрачивается. Вот, что делать, когда это происходит?

- Вы знаете, Владимир, об этом говорится в книге «Откровения» Иоанна Богослова. Там сказано: «Имею против тебя то, что ты оставил первую любовь свою». Первая любовь -  это чувства, когда человек впервые вдруг понял, что такое православие: это первая исповедь, первое прочтение Библии от начала до конца, это осознанное причащение Святых Тайн, участие в пасхальном крестном ходе. Для кого – то это происходит  неожиданно, впервые в жизни, и для человека это потрясение. Конечно, если человек с детства религиозный, вот, я, например, вырос в религиозной семье, то у него нет такого контраста. Но и при этом мы имеем светлые воспоминания. Вы очень хорошо сказали, что у вас был страх ходить по храму, как по минному полю. Это богобоязненность, это и есть как раз благоговение. Иногда новоначальным Бог дает такие высокие духовные переживания, каких не все аскеты сподобляются. Например, мы знаем, что преподобный Силуан, будучи новоначальным, сподобился явления Христа. И потом он всю жизнь жил с чувством пережитой радости этой встречи с Христом. И когда он умирал  - есть предание, что он плакал от радости, что эта встреча сейчас произойдет. Поэтому, когда нам становится тяжело в этой жизни  - нам надо вспоминать такие моменты, как  вы рассказывали. Это прекрасно, что вы, как по минному полю, ходили по храму, опасаясь, что не так что-то сделаете. Такие озарения есть в нашем прошлом, и они всегда помогут нам преодолеть уныние и отчаяние в нашем настоящем.

- Добрый вечер, Сергей Палыч беспокоит. Я хотел бы вернуться к правилу Василия Великого, который заповедует воину, вернувшемуся с брани, нести определенные епитимии два, три года за убийство врагов на войне. Конечно, это правило я полностью разделяю. Но есть правило, а есть практика. Мне не раз приходилось, читая «Историю вселенской церкви», видеть греческую практику со второй половины I тысячелетия.  Когда греков начали теснить арабские и прочие племена, то воинов не хватало, греческих солдат, собственно говоря. И в стычках, и в сражениях участвовали и священники, и монахи. И были случаи, когда после одержанной победы над, как они говорили, варварами, перед Синодом представали группы священников и монахов и говорили: «Вот, мы участвовали во брани, проливали кровь». И я не нашел ни одного свидетельства о том, что на них была наложена епитимия. Напротив,  Синод неизменно выносил такое определение, что эти люди, хоть и проливали кровь врагов, но, послужив нашему ромейскому отечеству, не только не заслуживают порицания, но всякой похвалы, и пусть смело приступают к своему служению.

- Вы знаете, то, что вы так красиво проиллюстрировали эту ситуацию -  это очень важно. Потому что вы предлагаете некий исторический прецедент. Но в каждой ситуации надо смотреть, какая война, прежде всего. Если взять арабо – византийские войны, там была религиозная война со стороны арабов, и они ставили условия, что те, которые оказываются под их властью, должны принимать их веру.

Это ситуация  одна, а, если, например, война не носит религиозную окраску? Здесь может быть по-другому. Или идет просто захватническая война с нашей стороны или против нашей страны. И здесь еще какая-то ситуация, несводимая к предыдущим. Поэтому в каждом таком случае мы должны вспоминать, исторические прецеденты, потому что они помогут нам принять правильное решение. Но в любом случае такие решения принимаютcя на уровне священноначалия. Когда идет война, никаких проблем с исповедью и причастием нет, мы всех исповедуем, всех причащаем. Но, когда война кончается - вот здесь церковь в лице священноначалия уже может дать оценку. Например, если это братоубийственная война, например, гражданская. В советское время, когда шла гражданская война, советский режим давал награды за успешное ведение военных действий. А вот белое движение награды запретило. Белые считали, что гражданская война - это не такое время, когда можно давать награды. Потому что не мы убиваем захватчиков, а свои друг друга. Брат на брата идет. Причем люди единоверные, единокровные, и вот здесь, без сомнения, епитимии были бы очень уместны.

- Как священник может отпускать грехи, если он сам нуждается в отпущении грехов?

- Хороший вопрос. Мы, прежде всего христиане, все должны прощать других именно потому, что мы сами нуждаемся в прощении. Но тут мотивация немножко другая: если я сам нуждаюсь в прощении, как я не прощу другого? Вспомните притчу Иисуса Христа, как одному человеку простили его долг, а он пошел, нашел человека, который был ему должен и стал его истязать. И когда царю донесли, что он так себя ведет -  царь ему все припомнил. Тоесть мера того, как мы относимся к другим, всегда может оказаться мерой того, как Бог отнесется к нам. Ведь мы сами просим об этом Бога. «И остави нам долги наши, яко же и мы – тоесть, как и мы -  оставляем должникам нашим». Священник -  это человек, который обречен на прощение других людей, потому что он сам нуждается в прощении. Это с одной стороны, а с другой стороны надо понять, что священники отпускают грехи не силой какого-то своего благочестия, а в силу того поручения, которое священникам дал Господь наш Иисус Христос. Когда Иисус Христос жил на Земле во дни Своей земной жизни, Он сам прощал людям грехи, но когда Он готовился оставить эту Землю, эту уникальную власть, о которой Он говорил, что Отец небесный послал Его прощать грехи - Он оставил эту власть на Земле. Об этом говорится в Евангелии от Иоанна: «Иисус же сказал им вторично: «Мир вам, как послал меня Отец, так и Я посылаю вас, - а Он говорил, что Отец послал его прощать грехи, - сказав это, дунул и сказал им: «Примите духа святаго».  Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся (Ин 20, 21-23).

Тоесть мы отпускаем грехи данной властью от Иисуса Христа. И, если, друзья, вы будете слушать молитву, которую над вами читает священник, она так и звучит: «Данной властью аз, недостойный священник, прощаю, разрешаю тебе от всех грехов твоих во имя Отца, Сына и Святаго Духа.

- Батюшка, я этот вопрос тоже часто слышу. Знаете, мне здесь кажется такой лукавый перенос акцента. Люди со своих грехов хотят перевести тему на грехи других людей, тем более священников. Я, как – то тоже пытаюсь объяснить, что это опасно делать, во – вторых, я говорю, какой в этом смысл? Ведь ты будешь отвечать за свое.

- А святитель Григорий Богослов пишет, что людям не просто свойственно проблему грехов своих перекладывать на других людей. А более того, они свой собственный грех проецируют на других, им так легче чувствовать, что не они одни в таком состоянии.  Поэтому жизнь складывается так, что люди нецеломудренные всегда будут обвинять других, что те  блудливые, а люди нечистые на руку будут обвинять других, что они приворовывают. Людям, которые доносчики, стукачи, будет казаться, что вокруг все такие. Они будут постоянно об этом думать. И, вот, Григорий Богослов об этом пишет, что человеку иногда бывает свойственно в его падшем состоянии  свой грех проецировать на другого человека.

Поэтому когда вокруг заметного человека ходят слухи - на самом деле они могут свидетельствовать о тех людях, которые недовольны его деятельностью, о том, что они блудливые, что они не чисты на руку, что они клеветники, доносчики, и так далее. И мы, христиане, прежде всего не должны пытаться оправдываться перед кем – то. Если нас в чем – то обвиняют, даже несправедливо, то почему  бы не согласиться: да, виновен? Как одного старца спрашивали: « Ты вор? - он говорит, - да, вор. Ты блудник? - да, блудник. Ты то-то сделал, ты гордец? - да, сделал, да, гордец. Ты еретик? - он говорит, - нет, я не еретик». Но иногда бывает, что в ереси начинают обвинять нормальных православных христиан. Ну, как реагировать? Здесь надо понять, что то общество, в котором мы живем, болезненно. Люди душевно и духовно больны, а человек здоровый  своими проблемами занимается. Что он будет все время на других людей озираться? Тут самому бы спастись! А когда мы начинаем относиться к окружающим людям агрессивно, это вернется к нам агрессией Бога, ибо мера того, как мы относимся к другим, окажется мерой того, как Бог отнесется к нам. И более того святые отцы -  об этом написано в «Добротолюбии» -  наставляют нас: опасайтесь обвинять людей в каких – то грехах, потому что, если вы будете это делать регулярно вы сами впадете в эти грехи. Такая опасность  существует. Господь попустит им впасть в такие же грехи, может быть для того, чтобы они прочувствовали эту ситуацию. Как Авва Сысой в «Добротолюбии» пишет: «Бог отпускает нам уходить  от него, впадать в страшные грехи, но Бог всегда делает это с одной целью: чтобы мы поняли, что не можем жить без Него, без Бога.

 - Как правильно понимать успение, чем оно отличается от смерти?

- Успение - это образ такого перехода в иную жизнь, который может быть примером для всех. Дева Мария, по преданию, молила Своего Сына, чтобы в момент исхода Ее душа не видела злых демонов. И сам Сын Божий вступился за Ее блаженную душу. «Почему Мария так молилась?» -  спрашивают некоторые. Надо понять, что некоторые великие святые, как Дева Мария, Авраам, Исаак, Моисей, когда они о чем-то переспрашивали Бога или просили, это не значит, что они сомневались в Боге. Они сомневались в себе. Потому что при Благовещении Дева Мария произнесла: «Се раба Господня». Она проявляет высочайшее смирение, Она спрашивает: «А как это будет, когда я мужа не знаю?». И когда Она готовится покинуть эту жизнь, Она тоже проявляет смирение и молится, обращаясь к Сыну Своему.

Ее Успение - это настоящий образ христианской кончины, той самой христианской кончины, о которой мы молимся за каждой службой, чтобы Господь послал нам такую кончину. С греческого языка слово «кладбище» можно перевести, как «усыпальница», то есть все там спят, как спальня, если хотите. И смерть как отдохновение, успокоение - именно таково христианское понимание смерти. И Дева Мария, которая переживает Успение, являет нам образ того отдохновения, которое ждет всех праведных.

- Батюшка, а как нам, простым мирянам, не бояться той встречи, которой боялась даже Сама Богородица? Как нам не впасть в уныние, в отчаяние при мыслях о смерти, когда мы не знаем, с какой реальностью мы встретимся, с какими существами? Если даже Божья Мать этого момента страшилась и призывала Христа Ей помочь?

- Однажды, когда я служил в храме «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке священник, отец Даниил Калашников, мне дал такое наставление. Он сказал, что, когда человек умирает -  дьявол может напомнить человеку все грехи, которые человек не успел исповедать, а уже нет возможности исповедаться, и, может быть, нет возможности уже и говорить. Человек неизбежно окажется в такой ситуации, когда душа может сорваться в пропасть отчаяния и в унынии погибнуть. Поэтому наше глубокое упование должно быть на Бога, на Христа, на Божию Матерь в этот момент, когда начнется процесс умирания. Это очень важно, потому что последняя битва вообще будет прохождением мытарств, потому что душа без тела будет сталкиваться с проблемами прошедшей земной жизни. Но сам момент умирания очень важен, потому что в Писании сказано: «В каком состоянии Бог застает нас, в таком нас и судит», то есть такая оценка дается человеку. И действительно, здесь страх не только смерти, но и нераскаянности души. Ведь многие святые, когда они приближались к собственной смерти, молились о чем? Они не молились, чтобы Господь сохранил их святость, они молились о том, чтобы Господь продлил их жизнь, чтобы им исполнить хотя бы начатки покаяния. Потому что все подлинно святые считали всегда себя в начале пути. Они никогда не считали себя достигшими. Кто почел себя достигшим? Дьявол, когда возомнил себя равным Богу и выпал из духовного мира.

А вспомните письма святителя  Игнатия Богоносца, когда его везут  на смертную казнь в Рим, на съедение диким львам. О чем он молится, о чем пишет христианским общинам? Он пишет: «Я только становлюсь учеником Иисуса Христа». А он был епископом церкви, он был апостол тех времен. Он очень многих людей обратил к Богу, он вдохновлял своими письмами, когда его везли на казнь в Рим, очень многих христиан. И когда пишет: «Я только становлюсь учеником» - это как раз и есть православное христианство. Когда мы не говорим о наших достижениях, когда мы проявляем смирение, о котором сказано в Писании, что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать. И в последний раз мы это проявим, когда будет наше умирание. Поэтому смерть православный христианин должен воспринимать как последнюю епитимию от Бога, которая дается нам в этой жизни. Иногда же епитимия бывает очень серьезной. Согласитесь, Владимир. Если вам дадут строгую епитимию, вы можете даже испытать грусть, неудобство. Смерть -  тяжелый момент, но, когда мы будем воспринимать  ее  как епитимию от Бога, то - есть то, что имеет целью и наше исправление -  все будет несколько иначе.

- Два вопроса: первый по Евангелию. Господь Иисус Христос в конце Евангелия говорит: «Продайте свои вещи и купите ножи. Кончается одно время -  начинается другое». И после этого Он говорит: «Достаточно двух ножей». А потом  - что не надо применять ножи, чтобы не могло исполниться то, что должно быть. Примерно  так. И другой вопрос: власть. Сегодня я слышал вашу раннюю проповедь, как Господу в Ветхом Завете не понравилось, что Божией власти над ними евреи предпочли царя.  Сейчас многие православные хотят, чтобы в России был царь. Насколько это правильно?  В 1918 году явилась «Державная»  икона Матери Божией, и, как бы, власть перешла к Самой Богородице. Насколько стремление  к царской власти сейчас актуально и правильно?

- Давайте, я попробую ответить на первый вопрос. Апостолы действительно показали два меча и спросили Господа, можно ли их иметь, и он сказал: «Да, можете это иметь». Но можно предположить, что один меч, скажем так, Господь легализовал в общине апостолов, чтобы потом на примере Петра научить нас незлобию, когда Он сказал: «Взявший меч от меча падет», а другой меч тогда зачем? Может быть, так было показано, что всегда нужен меч, дабы остановить агрессию? И когда Христос говорит: «Взявший меч от меча падет» - Он имеет в виду то, что, если против нас кто – то поднял меч, мы имеем право взять свой и ответить. Именно так слова Христа понимал святой благоверный князь Александр Невский, и он их перефразировал словами: «Кто на Русь с мечом пойдет  - от меча и погибнет».

- Если говорить о царской власти в России в современных условиях, то имеются пророчества, что царская власть на нашей земле будет восстановлена. Но здесь надо не ошибиться, потому что евреи ошиблись на царе Сауле. Когда они хотели избрать Саула, они говорили: «Мы хотим царя, как у других народов». У каких других народов? Только один народ был верующий -  это еврейский. А они стали смотреть на филистимлян, на амалекитян, как у них. И получили Саула. А царь по сердцу Бога был Давид, но этого царя надо было ждать.

А в книге Второзакония действительно сказано: «Когда придете в землю обетованную -  поставьте над собой царя, постройте храм. Постройте храм на горе Мариам, царя изберите, прогоните народы, уничтожьте идолов». Там были определенные условия вхождения в Ханаан, и не все условия они исполнили до конца. Такая поспешность их подставила, потому что они избрали царя не по сердцу Бога: Саула, который не был из царственного дома Иуды, а был из дома Вениаминова. А потом Господь через пророка Самуила поставил все - таки царя, который был по Его сердцу, это был Давид.

Наша передача подошла к концу. Благодарим всех вас за молитвенную поддержку. Спаси вас всех Господь.

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦ Каталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+