Перейти к основному содержанию

18:35 26.05.2019

Как правильно читать последование ко святому Причащению: вечером или можно за несколько дней?

06.01.2016 17:41:00

Слушать: http://radonezh.ru/radio/2015/12/17/21-00.html

- Сегодня день святой великомученицы  Варвары. У нас, слава Богу, много святых. И все таки нельзя сказать, что  мы всех одинаково любим, может быть, потому, что неодинаково их знаем. Если взять декабрьских  - в  числе наиболее любимых и близких святая великомученица Варвара и святитель  Николай – чудотворец, архиепископ Мир Ликийских.

О.А. - Действительно это так.  К кому расположено народное сердце, кого в простом народе сильно возлюбили - это передается из поколения в поколение. К   такому святому уже особое отношение.

-  Их  уже считают нашими, русскими!

О.А. - Конечно.  И некоторые даже обидятся, если скажешь, что Варвара не наша, русская, святая. Все скажут, что наша. Частица  ее мощей  находится  в храме  Иоанна Воина, и в нашем  храме  святой Ефросинии, великой  княгини Московской. Ну,  и мощи ее  покоятся  во Владимирском  соборе города Киева. К  сожалению, он  сейчас  занят раскольниками. Меня  Господь  сподобил  посетить  Киев 11-летним  школьником. Я  посетил Владимирский   собор, Флоровский  монастырь, Киево-Печерскую лавру.

На  Руси  был  обычай, когда  дитяти  исполнялось три года – впервые читали народную молитву святой великомученице Варваре. Она  всегда изображается с Чашей  в  руках,  и по ее молитвам люди получают в последние минуты жизни христианское напутствие, причастие Святых Христовых Таин. Молитва такая: «Святая великомученица Варвара, приди ко мне,  дорогая, поисповедуй меня и причасти перед  смертным  часом»…. и так далее. Это была первая моя молитва.  Она была очень простой,  и поэтому легко запоминалась. Вначале детишки ее произносили на своем детском языке, а потом уже учили  сложные, как мы считали, молитвы: «Богородице, Дево», «Отче наш».  Еще в дошкольном возрасте уже знали их, так как в  христианской семье сызмала учили молиться и любить наших великих святых. У нас дома была икона святой Варвары. И мы, молясь,  всегда в нее  вглядывались. Иконы были простые, но они при всей бедности нашей жизни казались нам самыми красивыми. Они  дарили нам удивительный мир. Открывали великую тайну.  Великомученица  Варвара была первой и самой любимой святой. Когда было страшно – я  всегда закрывал глаза и читал эту молитву. И становилось спокойно, потому что знал: сейчас святая великомученица  придет и всех бесов Чашей прогонит.  Эта любовь сохранилась и по сей день. А потом, когда мы узнали ее жизнь, особенную, выдающуюся, конечно - любовь народа, почитание ее только  усугубилось.  Не случайно  этим именем многих называют  - и маленьких девочек в миру, и сестер, и  игумений в монастырях.

- Как изучать с детьми Священное Писание, так, чтобы это было и доходчиво для них, и занимательно, и в тоже время не снижало этой высоты?

О.А.- Есть детская Библия, есть Закон Божий, особенно протоиерея Серафима Слободского. Там довольно- таки простой текст.

 - Да, это есть. Но как заниматься, чтобы они не заскучали? Может, в какой-то игровой форме?

О.А.- Нет, они не заскучают. Потому что их, наоборот, надо приучать к серьезным вещам. Всегда  некая тайна всегда дает возможность внутренней сосредоточенности. И опять - таки их  юная память все запоминает очень хорошо. Мы  как-то раз отправились в поездку на Святую Землю  и выбрали не только посещение святых мест, но еще музея Израиля. Почему? Это очень интересно. Одна группа пошла гулять по старому городу, а другая за дополнительную плату отправилась в музей Израиля. Что там было  интересного? Там, например, были настоящие водоносы времен Христа Спасителя ( в Канне стоят водоносы более позднего времени).   Есть часть крыла храма, с которого был сброшен святой апостол Иаков. Другие реликвии относятся ко   времени земной жизни Христа. Есть макет Иерусалима времен  Спасителя -  очень интересно. Огромный макет под открытым небом занимает несколько десятков квадратных метров. И ты с высоты смотришь, и можешь изучать улочки, ворота в которые Господь  входил, где Он поднимался.  И когда экскурсовод шел - он нам говорил: а помните вот то  или это? И задавал нам вопрос. А мы немножко подтормаживали, пока вспоминали. С нами были две девочки, лет по 12.  Так они историю Ветхого Завета,  имена, события они выдавали наизусть, не задумываясь. Экскурсовод была поражена. Спрашивала: а девочки у вас православные или, может быть, иудейки, потому что православные обычно Ветхий Завет  знают хуже, чем Новый?  Так вот, детям важно говорить серьезно. Они задумываются, запоминают. Самое главное - чтобы они это услышали как можно раньше и от самых авторитетных людей, тогда всякие другие концепции и мнения они будут отметать. Самый авторитетный человек в семье -  это, конечно, мама. Папы редко этим  занимаются.  И не нужно думать о том, что вера придет потом, и они сами поймут. Не поймут. Конечно же, вера на Руси прививалась. Каким образом? Чтением Миней, то есть Житий святых, чтением  Священного писания, чтением  духовной литературы даже просто из жизни о помощи Божьей, об участии в жизни святых. Дети прислушиваются, потому что чувство духовного мира у них более обострено, чем  у взрослого человека, который заматерел в своих грехах и суете. Поэтому детишки  - они чистенькие, они все  это  очень хорошо воспринимают и воспроизводят. А самое главное - применяют в своей духовно- нравственной жизни.  

- Как  правильно читать последование ко святому Причащению: вечером или можно за несколько дней?

О.А. -  Строгое  правило, конечно, говорит нам о том, что надо  читать накануне и  в день причастия надо утром пораньше встать. Но сегодняшнее время очень сложное, суетное, и человек сегодня сильно обременен. Более того мы не являемся такими очень уж церковными людьми, для которых правило прочитать -  это просто встать и помолиться с легкостью. Для многих это бывает тяжело, и по времени занимает несколько часов. Лучше  готовиться заранее: исключить суету и развлечения, как-то немножко уйти в себя,  посмотреть на свою жизнь, на свои поступки. Я рекомендую разбить правило на  части. Начинаем готовиться за  три дня.

 - Когда появилось правило к причастию?

О.А. - Исторически оно формировалось по- разному. И  видим, что если брать само правило  - там и древние молитвы Василия Великого, Иоанна Златоуста, и еще более древние молитвы. Правило формировалось долгие века, но до нас оно дошло вот в таком виде, и церковь уже несколько столетий хранит именно  таким. Сама подготовка должна быть. Она не может отсутствовать, потому что  у нас бывают крайности: либо я буду молиться долго и  упорно, потом причащусь -  либо я не буду молиться.  Господь милостив, Он и так меня простит. Разные, конечно, случаи бывают, но опять -  таки, меру своего молитвенного правила и подготовки ко Святому Причастию каждый человек должен обговаривать со своим духовным отцом или приходским священником. Никогда  в духовной жизни не надо брать решение этих вопросов на себя!

- Что такое теплохладность в вере, и как в себе распознать это?

И что такое благодать Святого Духа, как ее получают?

О.А. - Теплохладность в вере  - это мы все знаем. Это когда человек испытывает некое безразличие, если можно так сказать, к своей духовной жизни. Он  не горит, он не горячий и не холодный. Он теплохладный. То есть, понимаете, у него такое состояние, как бы он сам в себе, и его ничего не интересует в жизни. Вот верит так. И вроде бы верующий, а не горит, не живет  согласно тем законам и тем правилам, которые  Господь дал ему. Ему все равно. Он  может в храм сходить, свечку поставить, развернуться и уйти. А на самом деле горение  - это творение добрых дел. Это  и внутренняя молитва, это  и внешние добрые дела, это и пост.  То -  есть теплохладность – это  когда он не стремится совершенствоваться и подниматься к Богу. А в жизни христианин всегда должен восходить от силу в силу.  Надо совершенствоваться,чтобы с каждым годом мы становились все лучше и приближались к небу.

Но, а  Благодать Святого Духа действительно нам подается от Господа. И мы знаем, если благодать эту получаем, то мы получаем и Дары Святого Духа. Такие как мир, радость, порывы внутренние творить добрые дела, как любовь, которая, конечно же, делает нас сродными с Господом. Благодать дается от Господа.  В первую очередь -  через Святые Таинства церкви. Семь Таинств мы знаем. Особую Благодать мы получаем за Божественной Литургией. Так же через соприкосновение со святыней. Почему есть иконы, святые мощи, крест, святая вода, просфора. Через все это, через прикосновение к святым предметам. Как почувствовать благодать? Вот,  говорят: благодать меня посетила. Порой мы даже не находим слов, чтобы  описать, что мы ощущаем внутри. Это всегда вдохновение, внутренний подъем. Это и умиление, и спокойствие, и радость, и любовь. Хочется всех обнять, когда ты выходишь в такой радости, всех простить. Слезы текут: Господи, какую же Ты даешь мне милость, ведь Ты сегодня меня посетил, благодать Святого Духа открылась мне в моем сердце. И ты действительно уже думаешь – вот,  действительно, Ты есть на земле, Господи, и к Тебе хочется стремиться.

 Даже образованный апостол Павел не нашел человеческих слов чтобы описать благодать.

 Порой говорят: зачем ты идешь  в церковь, что ты там забыл?  А верующий человек, который испытал эту благодать и радость он забывает все на этом свете, телевизор, друзья не нужны. Он только к Господу хочет. Потому что такой полноту жизни, такой любви я нигде не ощущал, как ощущает человек в церкви Божьей. Едет в монастыри, приезжает и не может насладиться.

Верующий человек Господом выживает. Знает, что Господь его никогда не оставит, всегда даст Благодать Святого Духа, которая укрепит, которая поможет и которая даст ощущение среди больших скорбей и  трудностей – радости, даст  почувствовать  радость жизни этой и предвосхитить радость, которую Господь даст в вечности.

- Возможно ли теплохладным людям часто причащаться? Например, вне поста, разрешая самому себе без поста?

И как быть детям, которые не вылезают из компьютера? Стараешься их причащать почаще, но какой пост, когда не выдернешь их из-за компьютера?  Получается теплохладность, не будет ли это во вред?

О.А. -  Начнем с детишек.  Я хотел бы, чтобы меня услышали. Я еще раз повторю, что очень важно никогда не решать самим, когда я должен причащаться и в каком состоянии я должен быть. У каждого свое состояние, поэтому пусть меру подхода вашего к Святой Чаше решит ваш духовник или ваш  приходской священник. Обязательно советуйтесь с ним. Не принимайте в этих вопросах самостоятельные решения. Они не будут вам приносить пользу. Это первое. Второе: можно ли так детям?Конечно же, к причастию нужно подходить с подготовкой. Вспомните слова святого апостола Павла, который говорил: немало из вас болеют и умирают  оттого, что недостойно подходят ко Святой Чаше. Ни в коем случае. И детишек надо выдержать. И чтобы они хотя бы денечек готовились. Пусть они реже причащаются, но пусть в их сердцах будет благоговейная подготовка ко Святой Чаше. Пусть раз в месяц. Если они так играют и пристрастны. Но они должны почувствовать к кому они идут -  ко Господу. Значит, они должны от чего-то светского отойти. И это, поверьте, даст огромнейший плод. Но и мы.  Что за распущенность сейчас такая? Ну, давайте все начнем есть мясо, пить молоко и идти к Чаше. Болеешь? Для больного нет препятствий - покушай, попей, тебе  нужны силы. Но если чувствуешь  в себе  здоровье, если ты можешь себя ограничить -  ограничь. Я вот недавно рассказывал и еще раз расскажу. Случай был такой. Вот как старые люди к этому относились. Я еще, будучи молодым священником, пришел на требу- и вот там бабушка лет 95. И дочка подходит ко мне и говорит: Батюшка, скажите ей, чтобы она не постилась (был Великий Пост), а ела. Что ей в 95 лет поститься? Она еле ноги за собой волочит. Я смотрю и не знаю, что ответить. Я ж с одной стороны понимаю, а с другой - что я старому человеку скажу. Я смотрю на нее и говорю: ну, мать, что будем с тобой делать?  Она говорит: батюшка, а можно тебе вопрос задать? А если я поститься не буду - я не умру? Я говорю: умрешь. Она - а тогда зачем пост нарушать?  Я говорю дочке: вот, смотрите, как она нам ответила. Пусть она поступает так, как горит ее сердце.

И я знал женщину, она родила 8 детей, и она никогда не нарушала пост, даже когда рожала. И рассказала, что она в роддоме всегда постилась. А медсестры говорили: нельзя. Она ела белый хлеб и пила сладкий чай. И сытая была, и молока хватало детям.

Совмещая все и храня верность Господу. Господь никогда не оставит человека.  Поэтому сами такой баланс ищите. Расхолаживать себя не надо. Сегодня в одном позволил себе, завтра - в другом. И мы  получим протестантское общество. Отменили все, спасаешься верой.  Если мы так пойдем, что мы получим? Мы развалим церковь и не дадим никакого наследства собственным детям. И так все в  скорбях и все живем в страстях. Поэтому будем построже к себе -  и тогда какой-то получим результат. Лучше заразить строгостью себя, нежели какой-то распущенностью. Добрый пример всегда останется, а плохой будет только расслаблять всех окружающих нас людей.

- Аллергия у маленьких детей - это тоже за родительские грехи, за гордыню? И ребенок  тоже может страдать из-за ссор и споров в семье?

О.А. : всякая немощь имеет под собой духовную основу, и есть в чем каяться. Аллергия -это и экология, это и вода и воздух, особенно в столичном регионе. Но это и нервная система. Как-то надо успокаиваться, а успокоиться в большом городе в большой семье мы можем только тогда, когда мы приходим к Господу. А всякая немощь, она, конечно же, дается за грехи, это мы знаем. В любом случае нужно каяться, исправляться, к Богу приближаться. Чем ближе к Богу -  тем меньше немощей, потому что Господь нам дает возможность направить силы свои на молитву, на получение радости через Богослужения, отнимая от нас излишнюю немощь.  Поэтому будьте поближе к Богу, совершайте Таинства и все  будет хорошо!!!

-Читаю  книгу владыки Иллариона,  где говорится, что христианам и не требуется никаких дополнительных доказательств воскресения Христова, они становятся подлинными христианами, потому что встретили в жизни Воскресшего Христа. Как это понять: встретить Воскресшего Христа?

 О.А.: Реальность встречи с Господом действительна и  ощутима. Мы  обсуждали с вами, как действует Благодать Святого Духа. Это  известно: через  таинство  Евхаристии. В этом  таинстве к  человеку  приходит та глубочайшая вера, которую мы получаем, когда соединяемся с Богом. Здесь происходит реальная встреча со Христом каждого человека. Ведь не случайно мы каждую всенощную поем «Воскресение Христово видевше». Не видели, а  видевше, то есть это живая, реальная и опытная встреча каждого христианина, если он живет настоящей, подлинной, христианской жизнью. Это о том вдохновении, о котором мы говорили. О том переживании,  о той радости внутренней и подлинной, о том мире, о том спокойствии, которое получает человек. Это и есть его реальная встреча с Богом. Поэтому христианину не надо доказывать. Вот, поймите: есть вера практическая, есть теоретическая. Теоретическая -  это как раз доказательства. А практическая  - это уже сердечная вера, когда человек сам ощутил действие Благодати Божьей и осознал саму встречу со Христом через переживания, которые он имеет в церкви. В любом случае теоретическая вера, проникая в наш разум, должна спуститься в сердце -  и  тогда она только укрепиться. Вот, наши бабушки - они же не знают Богословия, они никогда не жили рассуждениями о Воскресении, археологическими, историческими доказательствами. Но какая глубокая вера! В данном  случае - чисто практическая.  Восприятие Господа  - и реальная встреча. Нам нелегко в советское время давался каждый поход в храм. Я спросил как-то маму в детстве: мам, почему мы верим в Бога? Она сказала - сынок, я тебе многого не могу сказать, но смотри, как Господь нам помогает! И она просто по жизни рассказала о своих трудностях, о серьезных ситуациях в жизни. И мы, говорит, вышли из них. Другие- смотри, кто в храм не ходит, как они живут, а мы -смотри как живем! Господь нас никогда не оставлял и всегда помогает. Она о ранней смерти отца сказала и о том, как подняла всех детей. О том, как мы встаем на ноги, и так далее. Это было ощущение реального участия Бога в нашей  с ней  жизни. Мы  уже встретились с Богом. Поэтому верующему человеку, который живет полноценной христианской литургической жизнью, ему   не нужны доказательства. Мы их  опускаем. Он и так имеет Христа в своем сердце, потому что каждый день с Ним встречается, из Его рук получает великое милосердие, которое укрепляет его в этой земной жизни.

 -Ваше отношение к Псалтыри Богородице?

О.А. Я ее очень люблю. Сейчас не читаю, грешен. Это хвалебные гимны Богородице. Читал, когда учился, и это приносило большую радость. Это живое общение с Царицей Небесной. Отношусь прекрасно. Любая молитва Божьей Матери всегда наполняет человека и приближает к Божьей Матери. Это как с Ней поговорил. И появляется уверенность, и радость, и открытие мира самой Матери Божьей. Потому что там Ей все посвящено Ей, Ее переживаниям, тому милосердию, которое Она являет роду человеческому. Глубочайшая Псалтырь. Если сказать, какое она может занять место в жизни христианина, то я скажу: не только не  последнее, но значимое место. Потому что не каждый даже может понять Псалтырь Давидову, к ней надо придти, и до  нее нужно дойти. А вот Псалтырь Божьей Матери доступна для человека особенно, который только вступает на путь  христианской жизни.

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦ Каталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+