Перейти к основному содержанию

19:04 26.05.2019

Как относиться к мощам? Что считать мощами? Бывают ли мощи в других религиях? Действительно ли, что мощи есть основание православной веры? У микрофона протоиерей Олег Стеняев.

17.04.2014 06:48:19

Радио «Радонеж» в прямом эфире. Как обычно, по

воскресеньям у микрофона протоиерей Олег Стеняев. И сегодняшняя

передача будет состоять из ответов на ваши вопросы. Вы можете

звонить по телефону прямого эфира или задать свои вопросы по СМС.

И у нас уже есть записки, письма в студию, и на первый вопрос, который мы рассмотрим, я подготовил ответ. Это такой вопрос: как относиться к мощам? Что считать мощами? Бывают ли мощи в других религиях? Действительно ли, что мощи есть основание православной веры?

Ну, что можно ответить? Подлинным основанием нашей веры является сам Сын Божий, Господь наш Иисус Христос. Православная вера имеет основанием веру в мощи, потому что мощи способствуют укреплению этой веры.

Написано: «Имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем, на котором все здание, слагаясь стройно, возрастает в святый храм в Господе, на котором и вы устрояетесь в жилище Божие Духом» (Ефес.2, 20-21).

Если говорить о мощах, то под ними имеются в виду любые останки того или иного святого.

Святитель Иоанн Златоуст учит «Не говори мне о прахе, не представляй пепла и истлевших от времени костей святых, но открой очи веры и посмотри на присущую им, то есть этим останкам, силу Божию».

Это было известно и нашим предкам. Например, летописный список от 1472 года, в частности уточняет об открытии гробов московских святителей в Успенском соборе. "Иону цела суща обретоша, Фотия же цела суща не всего, едины "мощи". Здесь сказано, что святителя Иону нашли целым, а Фотия не целого, но вывод один: едины мощи, то- есть и то, и другое -мощи. Собственно говоря, первое упоминание о чудотворящих мощах в Библии имеет в виду именно кости.

Читаем: «И было, что когда погребали одного человека, то увидев это полчище, погребавшие бросили того человека в гроб Елисеев, и он при падении своем коснулся костей Елисея, и ожил, и стал на ноги свои» ( 4 Царств.13, 21).

Как известно, в традиции Афона мощи - это именно чистые кости, в противном случае их опять зарывают в землю и начинают с большим усердием молиться за погребенного.

Зачем и для чего в православной церкви принято совершать обретение святых мощей?

Первое: мощи святых оказывают сильное нравственно – религиозное воздействие на верующего человека. Сказано в Новом

Завете: «Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам Слово Божье, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их» (Евр.13, 7). Возможно, что созерцая святые мощи, мы сможем более осязаемо исполнить слова святого апостола Павла: «Поминайте наставников, взирая на кончину их». Сам факт, что через века и тысячелетия сохраняются останки угодников Божиих, может являться свидетельством исполнения следующих слов Писания: «Ибо … ты не дашь святому Твоему увидеть тления» (Пс. 15, 10). Сам Господь не стыдился называть Себя именами Своих угодников: «Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова, ибо Бог не есть Бог мертвых, но живых» (Мф.22, 32).

Второе: почитание мощей имеет литургическое значение. С древнейших времен христиане совершали литургию в катакомбах на гробах мучеников. Таким образом верующие подчеркивали единство небесной церкви, торжествующей и земной, воинствующей.

Читаем: «Но вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога Живого, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов, к торжествующему собору и церкви первенцев, записанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства, и к Ходатаю Нового Завета Иисусу...» (Евр. 15, 22-23).

В память об этой древнейшей традиции православные совершают литургию на антиминсе, в который вшита частица мощей мучеников.

Третье, на что надо обратить внимание, мощи источают благодать могущую исцелить человеческое тело и врачевать нашу душу.

Не только тела святых источали исцеляющую благодать, но и вещи, которые соприкасались с ними. Читаем: «Бог же творил немало чудес руками Павла, так что на больных возлагали платки и опоясания с тела его, и у них прекращались болезни, и злые духи выходили из них» (Деян. 11, 12 ).

Преподобный Ефрем Сирин объясняет, что «Мертвые святые действуют, как живые: врачуют больных, отгоняют демонов, ибо в святых останках всегда находится благодать Святаго Духа».

Таким образом, братья и сестры, устанавливаем, что в библейском понимании нетление есть благодатная действенность и чудесная сила, посылаемая останкам подлинных святых. Если говорить о так называемой, искусственной гумификации, она не может являться способом распознания истиной веры, так как встречается достаточно широко и обнаруживается в разных религиях. Например, 11 сентября 2002 г. в Иволгинском дацане состоялось вскрытие саркофага с прахом Даши Доржо Итигелова, который скончался в 1927 г. Тело было изъято из бурхана, места захоронения ламы, в местности Хухе Зурхен в присутствии руководства республики и священнослужителей буддистской традиционной Сангхи России.

Всеобщее удивление вызвало то, что спустя семьдесят пять лет с момента захоронения тело сохранялось в прекрасном состоянии в той самой позе лотоса, которую принял Итигелов, когда, медитируя, уходил из жизни.

Еще один пример: в 1991 на леднике в Альпах немецкий археолог Гельмут Симон и его супруга Эрика случайно обнаружили труп человека, погибшего 5300 назад. Мумия, названная археологами Отци, удивительно хорошо сохранилась. Рост при жизни составлял 158 сантиметров, вес- 50 килограммов, все тело ледяного человека украшали многочисленные татуировки и следы от укусов или от уколов, возможно, это следы от лечения иглоукалыванием. 57 татуировок сложной формы на руках и на спине Отци позволяли ученым предположить, что погибший был шаманом. Этот Отци мог быть колдуном, - говорит археолог Александро Моранди, - первый анализ его вещей показал, что они из разных временных эпох.

Известный ученый Джон Круз выделил три категории сохранившихся тел: сохраненные умышленно, сохранившиеся случайно вследствие воздействия природных условий и истинно нетленных. Случаи из второй категории очень удивительны, хотя имеют вполне материалистическое объяснение. Исследователи приводят немалый перечень мест, известных сохранностью человеческих останков. Так, Круз упоминает о хорошо сохранившейся мумии ребенка восьми лет, найденной в горной пещере в Чили. По – видимому, мальчика 500 лет назад затащили наверх и оставили в качестве жертвы на морозе. Были найдены также совершенно неиспортившиеся тела людей эпохи железного века в торфяных болотах, они были только обесцвечены вследствие естественных химических процессов. Известны также методы сохранения с помощью алкоголя, формальдегида, меда, песка, соли и многочисленных необычных смесей, таких, например, как гуано- азотистое быстродействующее антигнилостное вещество. Но такие тела не могут считаться истинными … Вот мнение ученого Джоан Круз, ее книга называется «Нетленные»: «Совершенно очевидно, что все вышеперечисленные случаи естественной и искусственной мумификации не могут быть следствием одной религиозной традиции и скорее говорят о сложных природных обстоятельствах погребенных или искусственно созданном способ погребения; то, что в христианской традиции называется лжемощами». То, что мы называем традицией и преданием, стоит в православии выше любого чуда. В «Послании к галатам» мы находим такие слова: «8. Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема.

9.Как прежде мы сказали, так и теперь еще говорю: кто благовествует вам не то, что вы приняли, да будет анафема»(1 Гал. 8,9).

 «Под чудом, - пишет профессор А. И Осипов, - разумеется, такое чрезвычайное воздействие Божие на человека или природу, которое выходит, как правило, за границы известных естественных закономерностей и ставит человека со всей очевидностью и несомненностью перед лицом реального присутствия Бога. Чудеса бывают внешние: воскрешение мертвого, прекращение бури, исцеление неизлечимого, и внутренние чудеса: нравственное перерождение, неожиданное возникновение твердой веры в Бога, и так далее. Подлинное чудо всегда сопряжено с определенным духовно-нравственным изменением человека : раскаяние, обращение к мысли о Боге или, напротив, ожесточение, богоборчество (ср. Лк. 19,8 и Ин. 12,10). Этим оно отличается от фокусов, галлюцинаций, гипноза, экстрасенсорики, и от чудес, сочиненных фантазией человеческой. Будда, например, - пишет далее профессор А.И. Осипов, - для доказательства истинности своего учения достал кончиком языка свой затылок; или, по одному апокрифу, маленький Иисус Христос делал из глины птичек и оживлял их; и тому подобное, факты, которые действуют лишь на воображение, психику, нервы человека, но не изменяют нравственного и духовного его состояния, характера его жизни» (из книги «Путь разума в поисках истины»).

И последнее о чем надо помнить: все чудеса даются для укрепления веры. Это как некие костылики для сомневающихся. Сын Божий учил: «Когда не верите Мне -верьте делам Моим (Ин. 10, 38)». Мы верим Господу не потому, что Он убедил нас каскадом чудес с неба, но прежде потому, что возлюбили Его, сказавшего нам: «Блаженны не видевшие и уверовавшие (Ин.20, 29)».

 У нас телефонный звонок в студию. Говорите, мы Вас слушаем.

Алло.

 - Здравствуйте, батюшка.

 - Добрый вечер.

 - Благословите, раб Божий Вадим беспокоит.

 - Господь благословит.

 - Вы знаете, мне приходится вести непростую переписку с одним братом, по – видимому он еврей, по крайней мере- он придает большое значение еврейской традиции в христианстве. В частности, речь зашла о переводе Ветхого завета. Он пишет: «Ну, как же так? Не может быть, чтобы в тексте были какие – то ошибки! Они там проверяют, и контрольные суммы многие наизусть знают» - правда, я написал ему, что там были сознательно внесены искажения, чтобы скрыть пришествие Христа. Может быть, Вы объясните, может- какую – то книжку посоветуете?

 - Ну, Вы знаете, общеизвестный научный факт: когда в Кумранах обнаружили в середине XX века древнейшие списки книг Ветхого завета, то в этих книгах почти не было разночтений с Септуагинтой, с греческим переводом, но огромное количество разночтений именно с масоретским текстом.

Масоретский текст- это очень позднее явление. Масореты осуществляли расстановку гласных звуков в тексте с V века, после Рождества Христова- где – то до IX-X века. Таким образом, обратите внимание на то, что эта наука, кумрановедение, кумранология доказывает со всей очевидностью, что происходила трансформация текста. Известно, например, что, где – то в III веке иудеи уничтожали древнейшие рукописи, как противоречащие одна другой. Они искусственно насаждали некоторое текстологическое однообразие, но, когда в Кумранах обнаружили древнейшие тексты, датировка которых I век до нашей эры, II, III- то убедились, что септуагинта более точная. Конечно, в наше время мало кто владеет древнегреческим, чтобы работать с Септуагинтой, то, что сделали Кирилл и Мефодий, это не перевод, это подстрочник с Септуагинты. Поэтому у нас есть великое преимущество: изучая Библию на церковно – славянском языке мы видим подстрочник с Септуагинты, который более соответствует древнейшим еврейским кумранским текстам, нежели масоретский текст. Кстати, если посмотреть на комментарии таких известных еврейских экзегетов, как Раши, как Маймонид, то совершенно четко видно, что те списки Торы, которыми они пользовались, отличаются от списков, которыми мы располагаем в наше время. Комментаторы Раши и комментаторы Маймонида всегда обращали внимание на то, что и Раши, и Маймонид пользовались немножко какими – то другими рукописями. Поэтому на самом деле, это такой благочестивый миф, что светский текст как бы абсолютно адекватен оригиналу. С другой стороны христиане никогда не держались за букву. Буква убивает, дух животворит.

Если мы посмотрим, как святые отцы цитируют Священное Писание, то обнаружим, что они цитируют очень вольно, не придерживаются буквального какого – то прочтения. Они пытаются выразить смысл текста, и он для них важнее, чем сама буква текста, что для христиан всегда было чем – то второстепенным. Но, несмотря на это, тот текст, который мы имеем, септуагинта была воспринята христианской церковью очень положительно. Для нас же огромное значение имеет церковно – славянский текст, потому что он более соответствует древнейшим еврейским спискам, так как является, как бы калькой Септуагинты.

У нас телефонный звонок в студию. Говорите, мы вас слушаем. Алло.

 - Здравствуйте, меня зовут Галина, благословите.

 - Господь благословит.

 - У меня два вопроса: первый вопрос-по вашей книге «Человек в мире соблазнов». Я прочитала про двойное захоронение, что это такое? А, второй вопрос: мы брали святую крещенскую воду, в большие пластиковые бутылки, принесли ее домой, перелили в стеклянную посуду. Что теперь делать с этими бутылками? В них же была святая вода, можно ли их выбрасывать? Как с ними поступить?

 - Двойное захоронение- может быть, вы имеете в виду пещеру Махпела в которой Авраам похоронил Сару. Авраам выкупил это поле у хеттов. Само это слово «Махпела» свидетельствует о том, что это была двойная пещера, то- есть, там была как бы одна пещера, войдя в которую можно было попасть в другую пещеру. Точно так же есть еврейское слово «маханаим», тоже очень близкое к слову «махпела». Маханаим означает два полка. Имеются в виду сонмы ангелов, которые встречаются у рубежей Святой земли, когда патриарх Иаков возвращается в землю обетованную.

А по – поводу тары, этих пластиковых бутылок, в которых Вы приносили крещенскую воду, старайтесь приносить воду в пятилитровом сосуде, пусть он даже из пластика, и хранить в этом сосуде. А не так, что вы берете массу маленьких бутылочек, и потом не знаете, куда их девать. Собственно говоря, все, что соприкасается со святыней, можно уничтожать на огне. Но я не представляю, как Вы принесете кучу пластиковых бутылок в храм и попросите, чтобы их сжигали вместе с записками! Во – первых, дым будет очень токсичным, потому что пластик- это химическое вещество, поэтому заранее надо серьезно отнестись к такому вопросу. То- есть, брать пятилитровую, пусть даже пластиковую, а лучше пластмассовую купите канистру пятилитровую и в нее наливать воду, и ее вам хватит на несколько лет. Когда вода будет кончаться, то в нее же будете наливать другую воду.

У нас телефонный звонок в студию. Говорите, мы Вас слушаем. Алло.

 - Отец Олег, добрый вечер, спасибо Вам огромное за авторитетный Ваш ответ, очень почитаю Вас. Владимир, Москва. Вот, скажите, пожалуйста, отец Олег, бывают ли ангелы светлые от Бога, слабые, сильные, которые как бы придаются человеку при жизни?

 - Алло, алло. К сожалению, сорвался Ваш вопрос, если сможете- перезвоните.

Я не очень понял, что такое ангелы слабые и сильные. Ангелы- это такие стремительные Божии посланцы, которые стремительно выполняют любое послушание, которое дает Бог. Некоторые христианские экзегеты еще в древности говорили, что ангелы это и есть поручение от Бога. Когда мы читаем Писание, мы видим и начинаем догадываться, что для каждого поручения всегда дается свой ангел, а не так, что один и тот же ангел выполняет несколько поручений. Нет, для каждого какого – то поручения - один ангел, потому что они так стремительно меняют друг друга в желании послужить Богу, что это является примером абсолютного послушания, стремительного следования за волей Бога. Древние патриархи тоже обладали этими ангельскими качествами; многие святые древности, когда им являлся Бог, отвечали очень однообразно, они говорят: «Я слушаю».

Авраам так говорил: «Я, - значит, - здесь, я готов принять то, что скажешь». И другие -всегда на Божии призывы отвечали абсолютной готовностью. И мы, христиане, научаемся у древних патриархов именно этой ангельской стремительности. Несмотря на то, что патриархи были пожилого, очень преклонного возраста, когда дело касалось неких послушаний от Бога - они все очень строго выполняли.

У нас телефонный звонок в студию, говорите, мы Вас слушаем. Алло.

 - Здравствуйте, батюшка Олег…

 - Добрый вечер.

 - У меня вопрос к Вам. Лет 7-8 тому назад я была на православной выставке от храма, где вы служите. Там я купила водичку из Иерусалима. Мне сказали, что это Вы организовывали. - Нет, мне бы в голову не пришло реализовывать привоз водички, тем более продажу.

 - Нет, нет, вода необыкновенная из источника, где Пресвятая Богородица брала эту воду.

 - Да, да…

 - …И Иоанн креститель. Я помню такие бутылочки, на них всех были такие наклейки, и я так рада была, когда я покупала их и много брала, а потом они исчезли. Ваше мнение?

 - У нас есть женщина, которая ездит на все эти выставки. На каком основании она продает святую воду, которую нельзя продавать? Может быть, Вы что – нибудь перепутали? Дело в том, что никакую святыню нельзя продавать, и в том числе - святую воду. Бизнес на святой воде- это то, что граничит с некой симонией. Скорее всего, может быть, это минеральная вода, то есть полезная для здоровья и, к тому же, связанная со святым местом. У нас долгое время были такие бутылки, они тоже продавались по благословению церкви: «Святой источник», и многие эту воду пили, действительно в ней содержались полезные минералы. И в то же время эта вода была освященной, и люди с радостью ее приобретали. Но я обязательно уточню, что это за ситуация.

У нас телефонный звонок в студию, говорите, мы вас слушаем. Алло.

 - Добрый вечер, отец Олег!

 - Добрый вечер.

 - Раба Божия Наталья. Будьте добры, скажите, пожалуйста, что это за понятие «Прощеное воскресенье», когда возник этот праздник? Почему на душе становится намного легче, когда мы просим друг у друга прощения?

 - Когда мы входим в течение поста, мы должны, прежде всего, примириться друг с другом. Это очень важно. Пост -это очень важное событие в жизни каждого христианина, это, как бы, весна души, которую переживает человек, который входит в поприще поста. Когда мы совершаем какое – то важное религиозное действо, мы не можем ничего делать для Бога, не примирившись с ближним. Как в Нагорной проповеди сказано: «Если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что - нибудь против тебя, не ты на него, а он на тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, а потом придешь, предстанешь пред лицо Божие».

То- есть совершенно необходимо, по возможности, иметь мир со всеми. В Писании так и говорится: «Имейте мир со всеми»
Но опять же имеется в виду по возможности, потому что, если человек нас не прощает- он рискует быть непрощенным в день Страшного суда. А если мы перед постом прощаем друг друга- это очень хороший задел, который обеспечит более эффективное наше вхождение в поприще поста. Ведь цель поста- покаяние, когда человек может покаяться, испросить у Бога прощения. Если сам он не прощает других людей и не просит прощения у них- это совершенно неестественная ситуация. Почему мы должны прощать? Прежде всего- потому, что мы сами нуждаемся в прощении. Об этом надо помнить. Мера того, как мы относимся к другим людям, может оказаться мерой того, как Бог отнесется к нам. Мы сами просим Бога об этом, когда читаем молитву «Отче наш», где есть слова: «И остави нам долги наши яко же мы, - то есть, как и мы, - оставляем должникам нашим». И, если мы читаем эту молитву, но сами не оставляем должникам нашим их прегрешений, их вины, то этой молитвой мы себя проклинаем. Мы же говорим: «И остави нам долги наши яко же мы, - то есть, как и мы, - оставляем…», а если мы не оставляем, то эти слова молитвы на нашу душу ложатся проклятием: Бог поступает с нами так, как мы поступаем с нашими должниками. Поэтому нам надо примириться с людьми, особенно в момент входа в поприще поста, чтобы не иметь препятствия в молитве и, чтобы пост по -настоящему принес нам духовное удовлетворение. Время поста- это очень благоприятное время и надо серьезно к этому относиться.

 У нас телефонный звонок в студию, говорите, мы Вас слушаем. Алло.

 - Я хотел вопрос задать. У меня двести человек оказалось вовлеченными в секту.

Может у Вас есть опыт, чем помочь этим людям?

 - Мне приходилось участвовать в диспуте с язычниками, это было на телешоу, такой ведущий был Дедушко, актер. Меня пригласили на теледиспут, в телешоу, я зашел в комнату, где уже собрались участники диспута, и был поражен, как язычники, которые там собрались, ругались друг с другом: один кричал на другого: «Да поразят тебя стрелы Перуна, да пусть молния сверкнет над твоей головой», а тот что – то подобное ему кричал. Я, когда посмотрел на них, подумал: «Не дай Бог Россия вернется к язычеству, опять разделится на полян, древлян, кривичей, вятичей, и будут все друг с дружкой браниться, воевать.

Ведь, собственно говоря, русских людей не было тогда, когда крестилась Русь при князе Владимире, были поляне, древляне, кривичи, вятичи. В чем – то схожие, в чем – то различные славянские племена. А тот психотип, который на определенном этапе нашей истории мы назвали русским, великоросским, белорусским, белоросским, украинским, малоросским, он возникает от той духовной силы, которая называется православием. Потому что, именно, православие объединило эти разрозненные племена, в чем – то сходные, в чем – то различные. Факт, что эти имена пропали: поляне, древляне, кривичи, вятичи, только поляки называют себя поляками, но в целом – то они пропали и были заменены словами: русский, белорус, украинец. Это свидетельствует, что произошла трансформация разных этнических групп в один этнос. В один большой этнос и, когда нас зовут к нашим истокам, к нашим корням историческим- нас зовут в никуда, так у нас нет ничего общего с этими полянами, древлянами. Мы сформировались как нация, именно приняв православие, и мы возникли на том рубеже, когда стали умирать эти имена: поляне, древляне, кривичи, вятичи. Им на смену пришло общее понятие: русский, которое потом трансформировалось в великоросс, малоросс, белорус, …

И во – время диспута я вдруг обратился к ним на церковно – славянском языке, причем даже старался на древне – славянском, несколько, буквально, фраз я произнес- а они не знают, как им ответить. И я им говорю: «Какие же вы славянские жрецы, если вы не знаете сакральный язык ваших предков?» Мы, церковь, сохранили сакральный язык наших предков, а эти люди даже не понимали, о чем я говорил. Там было еще несколько моментов, когда они уже в студии начали препираться друг с другом, но в целом, когда мы ведем полемику с неоязычниками, мы должны на что обращать внимание? Прежде всего, им надо задать вопрос: «Что для вас значит слово Бог? Какой смысл вы вкладываете в это слово?»

Кстати, это слово древнесанскритского происхождения, это древнеславянское слово, и, когда они немножко в растерянности, как ответить, я им подсказываю: я их спрашиваю: «Скажите Бог вездесущий?»

Они говорят: «Да, вездесущий».

Я говорю: «А Бог всемогущий?»

Они говорят: «Да, конечно, Бог всемогущий»

Тогда я им задаю другой вопрос: «А как вы себе представляете двух вездесущих? Что, это один в другом, что ли, как матрешка? Тогда получится один большой, другой маленький»

Пауза возникает. Потом я спрашиваю: «А как вы представляете себе двух всемогущих, вот, один очень всемогущий, а другой, ну, он, всемогущий, но немножко не так, как тот. Не может быть двух всемогущих, потом двух вездесущих. Это, ну просто, ну, или один всемогущий, другой не очень, или другой вездесущий, а другой не совсем». И они тогда спросили меня: «А как же ваше учение о троице?»

Я им объяснил, что мы верим в одну божественную сущность. Мы божественную сущность не разделяем, при этом ипостаси мы не смешиваем. И я объяснил, что учение о троице как раз не противоречит утверждению о том, что Бог один. Ведь по православному учению тот, кто скажет, что три Бога, он – еретик. Тот, кто скажет, что есть первый Бог, второй Бог, третий Бог, он тоже еретик. Более того, православная позиция: три равно одному, потому что один равен трем. Это более правильный подход.

Во всяком случае, когда мне приходилось общаться с неоязычниками, я убеждался, что это новодел: отсутствие сакрального языка, его знания и желания изучить серьезно этот язык, отсутствие каких – то логических представлений….Собственно говоря, все, что они знают о язычестве, они взяли из христианских источников: это летописи, это жития древних русских святых, это исторические изыскания, исследования на тему древнеславянского язычества, но опять же все источники письменные, они берутся из христианской среды. А так называемая «Велесова книга» -это миф, потому что нет четкости в этих памятниках, а литературная фиксация этих текстов не соответствует времени до принятия христианства на Руси.

У нас телефонный звонок в студию, говорите, мы Вас слушаем. Алло.

 - Батюшка, здравствуйте, скажите, пожалуйста, знаете Вы такую книгу «Введение в Ветхий завет», автор Дмитрий Владимирович Щедровицкий?

 - Да, я читал эту книгу.

 - Вы бы ее рекомендовали читать как толкование?

 - Дело в том, что Щедровицкий не написал толкование. Он делает очень интересный филологический анализ целого ряда слов имен, что без сомнения представляет интерес для экзегетов, потому что он сам, насколько я знаю, хорошо владеет и еврейским, и арамейским языком, человек достаточно грамотный. Однако там нет своей теологической позиции. Щедровицкий не занимается теологией, он занимается тем, что он осуществляет некий лингвистический анализ текста, что не может быть неинтересным для людей, которые интересуются этими вопросами. Но опять же, любой читатель такой книги может по - разному интерпретировать этот текст. Если человек неустойчив в православном мировоззрении, то он может даже немножко повредиться духовно. Но если человек серьезно занимается экзегетикой на русском языке, миновать такой труд будет достаточно сложно, потому что Щедровицкий считается крупным, именно русскоговорящим, библеистом нашего времени. К нему есть интерес, хотя остаются вопросы, связанные с его личным теологическим мировоззрением, у меня эти вопросы есть, но он не навязывает этого мировоззрения в своих трудах, по – крайней мере, в том, что я читал, я этого не увидел.

У нас в гостях сегодня Владимир Носов, чемпион России по боксу, победитель первенства Европы и других международных турниров, брат Владимир, который часто у нас бывает здесь. Он вернулся сегодня из города Пушкино, где проходил турнир по карате имени святителя Николая Японского, то есть святителя Николая Касаткина.

 Добрый вечер, Владимир.

 - Добрый вечер, батюшка, добрый вечер, братья и сестры.

 - Расскажите об этом спортивном празднике, который проходил под именем святителя Николая Касаткина, с чем это связано.

 - Нужно сказать, что турнир этот прошел при поддержке недавно образованного союза единоборцев, также при поддержке администрации Пушкинского района.

Ну, первое удивление, конечно, произошло от того количества людей, которое присутствовало на турнире, количества участников, в первую очередь, их было около четырехсот. Это огромная цифра, считаю, что это большая победа для организаторов турнира. Одним из главных организаторов стал священник Кирилл Соколов, который служит в поселке «Правда», который сам преподает карате, батюшка очень активный, очень много молодежи собирает вокруг себя. Так, вот, войдя во Дворец спорта, честно говоря, мы испытали очень большую радость оттого, что идет такой турнир в честь нашего святого. Большая редкость и радость. Опять же повторю, что хоть немножко, со скрипом, но с Божией помощью турниры принимают такое обличие: посреди большого зала висел большой баннер святителя Николая с его изображением, он как бы венчал весь зал. Наградные медали тоже были с ликом святого, тоже похвастаюсь- меня первый раз наградили в качестве почетного гостя. Медаль, которую вручили, тоже была с изображением святого.

 - К сожалению, наши радиослушатели не могут ее увидеть…

 - Да, но это красота, конечно. Даже посчастливилось наградить самых маленьких победителей этого турнира.

 - А какой возраст был участников турнира?

 - От шести до, я думаю, лет тридцати пяти, то есть все возрасты вошли.

 - Я думаю, очень хорошо, когда наших детей награждают за спортивные успехи религиозно значимой наградой. Это значит, что они начинают с детства все это ценить.
Тут еще в записке вопрос: «Какого вероисповедования Щедровицкий?»
Щедровицкий - не православный христианин, он уверовавший из числа евреев во Христа как в Мессию как Сына божия. Я слежу за его творчеством достаточно давно и молюсь, чтобы Господь помог ему увидеть теологический горизонт православия.

Но вернемся к нашей теме спортивного праздника. Какие были там выступления? Я имею в виду, что говорили, рассказывали, как презентация происходила на этом событии?

 - Очень, очень, опять же, очень хорошо, очень полезно для всех, обращения священства. Был благочинный Пушкинского района, было поздравление именно с праздником, который мы все сегодня отмечаем день новомучеников Российских, очень символично считаю, что именно в этот день проходит турнир. Перед нашими глазами есть тот пример мужества, веры, к которому мы все должны стремиться: люди, отдавшие жизнь за Христа, за веру, за церковь. Это тот идеал, на который все должны равняться. Те молодые ребята, которые выступали сегодня, те, которые тренируются в залах, показывали своим примером, что они сильные люди, которые параллельно с физическим своим развитием воспитывают себя духовно. Я думаю, сегодня в зале не было ни одного человека, который мог бы сказать: « Вот, христианство, это религия слабых: калек, бабушек».

Это, конечно же, религия бабушек, наших женщин любимых, мам наших, сестер, но это еще и религия сильных воинов, это вера преподобного Илья Муромца, это вера наших воинов, которые положили душу свою за други своя, которые стояли на рубеже нашего Отечества. Напомню слова святителя Филарета. На вопрос о любви к врагам он сказал, что любить врагов нужно своих; врагов Христа нужно ненавидеть, а врагов Отечества нужно бить.

 - Да, действительно, в православном миропонимании на человеке лежит осознание границ ответственности, которые очерчены в нашей жизни рукою Бога. Человек отвечает перед Богом за свою личную жизнь, сказано: «Что пользы человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?» Человек отвечает перед Богом за свою семью, сказано: « Кто о своих, особенно домашних, не печется, тот хуже неверного отрекся от веры». Человек должен иметь чувство ответственности за свой народ, например, апостол Павел, без сомнения, был апостолом национализма. Он считал, что проповедь должна быть национально обусловлена, что надо проповедовать, учитывая национальный фактор: для иудея как иудей, для эллина как эллин, и так далее. Он так любил своих сродников, что говорил, что ради сродников во плоти он готов быть отлученным от Христа, то есть он сам готов был находиться в аду, только бы знать, что его родственники, лица еврейской национальности, они бы шли путем спасения. О себе он говорил с такой национальной гордостью: «Я от еврея еврей, от фарисея фарисей» и в то же время Павел учил: «Подражайте мне, как я Христу».

Следовательно, мы русские должны с достоинством говорить: «Я русский от русского, я славянин от славянина».

Следовательно, мы должны иметь не эгоистическую сотериологию: вот, я спасаюсь и все; нет, надо думать о своем народе, о своей семье, о своей стране, в конце концов. Потому что государство, в котором мы живем- это тоже граница ответственности, очерченная рукою Бога. Ведь фактом своего рождения мы не выбирали себе территорию обитания, это тоже некоторая божественная данность и религиозная традиция, в которой мы рождаемся. Она тоже является границей ответственности, очерченной рукою Бога. Мы родились на русской земле, и мы православного вероисповедования с самых ранних лет, это только потому, что мы осознали эти границы ответственности.

Кстати у Щедровицкого: он родился в еврейской семье, и там ничего рядом не было с христианством. Сознательно изучая Библию, он пришел к пониманию того, что Иисус Христос – Мессия. Мне всегда интересно читать его выводы, которые он сделал по поводу Христа.

 Почему? А, потому что они конфессионально не ангажированы, это его лично такое решение, он сам увидел это.

У нас до революции издавали книги Фаррара, это англиканский автор, других издавали, например, Робинса «История христианства».

Мы все это читаем, мы этим пользуемся, но очень важно, когда и сами русские православные люди, особенно молодежь, будут вносить некий вклад в общее духовное развитие, в культуру нашего духовного роста. Эти спортивные группы, которые вы организуете, инициативы, в которых вы участвуете- мне кажется, это очень важно, особенно для молодых людей, потому что, насколько я понимаю, молодежь, молодой человек, не может просто ходить в церковь, ему нужна какая – то активность. Вот, в свое время, когда были Рождественские чтения, я как раз, выступал на молодежной секции у владыки Игнатия. И там я обозначил эту проблему, сказал: «Нам не надо искать новые формы, как обращать там молодежь, а надо выяснить, почему не вся молодежь от нас уходит, почему есть молодые люди, которые с нами остаются. И, если мы изучим опыт тех детей, тех молодых людей, которые остались с нами, мы сможем помочь другой молодежи, которая еще не ходит в церковь. А кто с нами остается, какие дети?

 Алтарники остаются, чтецы остаются, певчие, то- есть все те, кто деятельно участвует в жизни прихода, а молодежи вообще свойственна подвижная деятельность. И когда мы эти факторы начинаем учитывать, например, спортивные соревнования устраиваем, во имя святителя Николая Касаткина Японского, и детей награждаем медалью с его изображением. А может быть, у ребенка это вообще первая медаль в жизни, и он теперь будет пытаться больше узнать о святом, который изображен на этой медали?

А каков самый старший возраст участников турнира? Может, ветераны выступали?

 - Ну, ветеранов не было, но мужчины были до тридцати пяти лет, выступали девушки, то- есть было несколько разных стилей. Нужно еще сказать, что огромную помощь оказал в тот день турнира знаменитый наш боец Федор Емельяненко, с которым мы тоже дружим. Он поддерживает и «Союз православных граждан», и движение «Сорок сороков». Он призывал посетить это мероприятие, к сожалению, сам не смог в силу своей занятости, плотного графика. Но он очень обрадовался проведению такого турнира, такой инициативе. Мы знаем, что Федор занимался в юности, и до смешанных единоборств основным видом было боевое самбо. Мы также знаем, что самбо произошло благодаря семинаристу Ощепкову, которого пригласил в Японию святитель Николай. Ощепков по благословению занимался дзюдо…

 - Да, я читал, что святитель Николай благословил его заниматься дзюдо…

 - Это на самом деле потрясающая история, потому что здесь дается ответ на многие вопросы: сочетается православие с силой или нет? Это вопрос, который сейчас муссируется, но я подозреваю так, муссируется все -таки недоброжелателями. Может быть- адептами какого – то толстовского пацифизма, которые считают, что …

 - С другой стороны тут действуют двойные стандарты, например, как у нас воспитывают баптистскую молодежь? Им говорят: «В армии служить не надо», «Присягу давать не надо». А в то же время та же самая баптистская церковь в Америке очень патриотична: там американский флаг стоит в каждом баптистском собрании. А ни в одном русском собрании вы российского флага не увидите! Там детей воспитывают, что они должны служить в американской армии, быть патриотами своей страны, исполнять гимн, и так далее. То же самое с адвентистами и транспятидесятниками, с разными другими религиозными группами: они имеют некие двойные стандарты. Похоже, что идет такая духовная вялотекущая экспансия против России. Вялотекущая, потому что русский народ все таки не очень хорошо воспринимает все это, и количество сект, сектантов в нашей стране иногда преувеличивается. Очень важно этому безответственному пацифизму, который насаждают неопротестантские группы или пацифизму толстовского образца противопоставить нормальное православное учение: необходимость служить в армии, исполнять свой воинский долг.

Есть, кстати, воинский катехизис, который до революции был издан и являлся карманной книжкой каждого российского солдата. Я видел этот воинский катехизис, мне очень было интересно читать его, там аргументированно, с точки зрения Священного писания, доказывается, что человек, который служит в армии, он выполняет волю Бога. Ведь в апостольском послании к Римлянам прямо сказано: начальник есть Божий слуга, который носит меч, он носит его не напрасно, чтобы воздавать делающим злое.

А как можно мечом воздать делающему злое? Я не думаю, что плашмя ударить по какому – то месту. Меч вынимают, в том числе, и для того, чтобы казнить нечестивых, останавливать их агрессию против нас. Известные слова Христа: «Взявший меч от меча падет»- это и есть основание для защиты Отечества. Потому что, если, кто – то взял меч и идет против нас, то, исполняя слова Христа, мы отвечаем на его удары своим мечом. Именно так эти слова понимал благоверный князь Александр Невский, который говорил: «Всякий, кто на Русь с мечом придет, от меча и погибнет». То есть он интерпретировал слова Иисуса Христа в их действительном, правильном прочтении.

 А как, вообще, молодежь реагировал на выступления священников?

 - Ну, Вы знаете мне, вообще, показалось, что очень привычно, и это так на самом деле есть…

 - То- есть, похоже, что не первый раз они выступают…

 - Совершенно верно и совершенно точно, что многие из участников прихожане своих церквей, храмов; я знаю, что отец Кирилл благословляет всех своих учеников, то есть они регулярно приходят на службы, участвуют в таинствах. То есть это никакой не формализм, это живые, верные чада церкви. Очень приятно, что сейчас освящается все больше и больше спортивных залов. Коллективы в спортивных заведениях участвуют в праздниках, посещают паломнические поездки, участвуют, посещают монастыри, святые источники. Это очень хорошая тенденция, мне кажется, что, эти люди в первую очередь должны вооцерковляться, как люди, стоящие на защите нашего государства. Любой спортсмен- это воин.

 - Мне кажется, что сейчас при каждой школе надо устраивать кружки единоборств для того, чтобы дети могли заниматься подвижным спортом и понимать, какое применение будет для этого. Например, когда молодой человек пойдет служить в армию, чтобы у него была подготовка именно такой бойцовской направленности. А если при этом будет еще и система духовного воспитания такого человека, это усилит его дух. Как говорится, что Бог не в силе, а в правде. В том смысле, что, когда человек прав- он более силен, а не в том смысле, что мы противостоим физической силе какой – то слабостью.

То- есть упование на Бога делает человека мужественным, стойким, готовым исполнить свой долг до конца. В Евангелии прямо сказано именно о воинах, что нет большей любви, если кто душу отдаст за други своя. А душа в библейском понимании- это жизнь. Кто жертвует своей жизнью на войне, тот совершает великий подвиг.

 - Эту строчку из Евангелия мы напечатали на своих клубных майках, чтобы…

 - Очень разумно…

 - …себя потом…

 - Очень разумно. Мой покойный духовник, отец Димитрий Дудко говорил: «Когда верующий жертвует жизнью, это очень хорошо на войне, в том смысле, что это реальный подвиг». Но он при этом замечал: «А если неверующий гибнет на войне за Родину, в некотором смысле, это даже еще больший подвиг, потому что верующий имеет в виду вечную жизнь, а неверующий просто жертвует всем: солнцем, луной, звездами». И, конечно, Господь оценит это. Ведь, когда человек страдает за свою землю, это очень много значит.

И я никогда не забуду, когда в Чечне я раздавал крестики, вдруг мусульмане стали тянуть руки. Я солдатам нашим раздавал крестики под Гудермесом и солдаты мусульманского исповедования, которые в нашей армии служили, тянули руки, а я говорю: «А вам зачем?» А они отвечают: «Ну, мы же Россию защищаем».

 И я думаю, что всегда, когда человек проявляет уважение к России, к нашей стране, к этой православной твердыне, какой бы он ни был человек, но если он вносит положительную лепту, а тем более служит интересам нашей страны или способствует развитию нашей духовности- Господь всегда это оценит. Как сказано «Кто напоит жаждущего даже чашкой холодной воды - тот получит награду свою». Господь это зачтет.

Я благодарю вас за участие в эфире. Наша передача подходит к концу. Помолимся о тяжко болящем Викторе. Как всегда, я испрашиваю ваших молитв за то служение Слову- евхаристии, которое я совершаю. Спаси вас Господь.

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦ Каталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+