Перейти к основному содержанию

01:53 23.08.2019

Как относиться к домашнему обучению детей? СВЯЩЕННИК АРТЕМИЙ ВЛАДИМИРОВ ОТВЕЧАЕТ СЛУШАТЕЛЯМ РАДИО «РАДОНЕЖ».

31.10.2014 11:37:58

Радиостанция «Радонеж» вещает в прямом эфире. У микрофона - духовник и старший священник Алексеевской женской обители, член Союза писателей России, протоиерей Артемий Владимиров.

- Поздравляем вас, дорогие друзья, с осенним, тихим и радостным праздником Покрова Пресвятой Богородицы. От самого названия праздника Покрова веет радостью. Этот праздник вселяет в нас надежду на заступничество Матери Божьей, глубоко почитаемой всеми православными народами. Но случилось так, что отмечают его только в Русской и Сербской православной церквях. Почему так сложилось, батюшка?

- Тайна промысла Господня. Кажется, все основания у наследников Ромейской державы, II Рима, сохранять в веках благодарную память о чудном видении, дарованном славянину Андрею, Христа ради, Юродивому. Который увидел Пречистую Марию, простершую Свой светоносный покров. Между тем, славянские струги, разметанные бурей, были совершенно уничтожены и, кажется, нужно было бы похоронить в веках этот день. Но смиренный наш народ, в лице пращуров, склонил свою гордую выю пред величием смиренной Девы. И по принятии крещения Аскольдом и Диром, языческая Русь семимильными шагами двинулась во след апостолов, к свету христову. «Наказуя, наказал нас Господь, смерти же не предаде нас». Так словами царя Давида можно выразить идейную сущность содержания этого праздника. «Бог в наказаниях Его милостив, кого любит - того и биет». Так апостол Павел передает ветхозаветную речь пророка. И для нас, христиан третьего тысячелетия, так отрадно собираться в этот день Покрова под сводами божьего храма! И ощущать себя малыми детьми, которые чистым сердцем и смиренною душою славят Царицу неба и земли и просят Ее заступления, помощи в эти лукавые дни, когда вселенная страждет. Страждет и православный люд в тех странах, где безнаказанно действуют злые силы, ополчаясь супротив церкви божией.

- В русском языке, в русском сознании закреплено заступничество Божией матери в таких выражениях, как «Дом Пресвятой Богородицы», которым называют нашу родину, или «Пояс Пресвятой Богородицы», «Слезы Пресвятой Богородицы» - все это живет в народном сознании и выражает наше мироощущение.

- Живет, но не в каждом сердце. Апостол Павел говорил: «Испытывайте себя, ибо не во всех вера». Вот и сейчас вы видите, насколько прав наш президент, сказавший сегодня о трагедии искусственного разобщения великороссов и малороссов. Наблюдая за тем, что происходит там, в центральных и западных губерниях Украины, мы видим, как ограничен и слаб человек. И как легко он может изменить тысячелетним традициям, вековому единству. Те, кто, кажется, спаян общей историей в единый дом, веры, надежды, любви. Впрочем, мы уповаем, что Матерь Божия Своих не оставит. И глубоко верим, что Она отзывается на наши молитвы. И дай Бог, чтобы с каждым днем новые сердца, прозрев и отрешившись от мирской слепоты, осознавали себя связанными узами взаимной верности и любви, в доме божьем, в лоне Матери - церкви.

- Батюшка, хотелось бы задать такой вопрос. В Евангелии есть такое суждение: «И враги человеку - домашние его». И слушая ваше упоминание об Украине и о том, что Украина и Россия - это наш общий дом, хотелось бы услышать от вас, в этом направлении, комментарий евангельского изречения.

- Слово Божье многообъемно и глубоко. И ни в коем случае нельзя вырывать из контекста ни единое изречение, вышедшее из уст Христа. Кто нам ближе наших сродников? И до тех пор, пока мы спаяны, соединены единой верой и любовью, мы - друзья которые должны полагать жизнь друг за друга. Но бывает, к сожалению, и так, что человек, который для нас так же дорог и близок, как правая рука и правое око, вдруг заражается ненавистью, гордостью, богохульством. И происходит отторжение того, что соединено плотью, природою. Христианин должен всегда блюсти свою веру и верность Христу. И нам, встречая соблазны от тех, кто вчера был с нами единодушен, надлежит зорко смотреть, дабы не растлить свою веру. «Враги человеку - домашние его». Вы знаете, что в самом глубоком нравственном смысле, домашними могут называться те страсти, которые сокрыты в доме души, человеческом сердце. А ведь всякий, пристально поискав по закоулкам своего сердца, может найти притаившегося врага. Это и самонадеянность, и чувство собственной исключительности, хуже этого чувства нет решительно ничего. Хуже, чем самопревозношение, отторжение себя от близких, тайная похоть и злобствование и пристрастие к земному. Иногда, неожиданно для нас самих, эти страсти поднимают свои змеиные головы. И тогда нужно вступить с ними в беспощадный и решительный бой. И воевать до тех пор, пока сердце не будет совершенно очищено от скрывавшегося в нем зла. Вот вам духовное истолкование слова Спасителя. Я не хотел бы сегодня много распространяться на общественно-политическую тематику еще и потому, дорогие братья и сестры, что нас очень небеспристрастно слушают. Судя по вашим письмам, отзывам я вижу, что иные люди настолько наэлектризованы, настолько тревожны и возбуждены, что даже мои добрые слова о президенте, в день его рождения, неделю тому назад, послужили для иных жителей России поводом к язвительным инвективам в адрес радиостанции «Радонеж». И в каких только духовных отступлениях меня, вашего покорного слугу, не обвиняли иные из наших слушателей! Видя в этом и сервилизм, и продажность - и чего там только не было, в этих письмах! Конечно, с меня как с гуся вода, сходят эти неадекватные реакции. Потому что я совершенно искренен и открыт навстречу тем, кто с чистыми помыслами внимает спокойному и доброжелательному, миролюбивому, взвешенному суждению. Однако вижу на практике, насколько трудно предугадать, как наше слово отзовется.

А мы с вами продолжаем сегодня наш эфир. Праздник Покрова Божьей Матери ознаменовался большим культурным событием. По инициативе министра культуры Российской Федерации Владимира Мединского в Лаврушинском переулке была открыта выставка. Первая после кончины художника Павла Рыженко. Батюшка, вы были на открытии, сказали слово. И, наверное, можете поделиться с нами своими впечатлениями.

- Да, в год, когда мы воспоминаем столетие Первой мировой войны. Почивший безвременно русский художник Павел Рыженко оставил замечательные полотна, которые заставляют не только думать, но и заставляют сердце биться любовью к Отечеству. И новые картины, написанные им буквально в последние месяцы до его смерти: «Брусиловский прорыв», «Наследник» действительно приковывают к себе внимание того, кто, любя отчизну, воскрешает в памяти величественные страницы истории. Я настоятельно рекомендую интересующимся современным живописным искусством посетить Лаврушинский переулок д.17 стр. 1. Это здание Петровских палат, напротив Третьяковской галереи. В течение месяца, кроме понедельника, ежедневно с 11.00 утра до 20.00 вы можете ознакомиться с выставкой «Империя в последней войне». Затем выставка переедет, дай Бог, в декабре в саму Третьяковскую галерею. Телефон для справок: 8-926-286-15-32. Анастасия, супруга почившего Павла Рыженко, будет рада дать вам все справки, ответить на ваши вопросы и встретить вас, рассказав о полотнах этого замечательного художника. Хочу также отметить, что завтра мы отмечаем еще один юбилей. Это двухсотлетие со дня рождения великого нашего поэта Михаила Юрьевича Лермонтова. Анна Ахматова говорила, что каждый юбилей Лермонтова - начало какого-то нового катаклизма. Действительно, столетие со дня рождения, 1914 год, совпал с началом Первой мировой войны. Столетие со дня его смерти, 1941 год - с началом Великой Отечественной войны. И вот двухсотлетие со дня рождения - 2014 год, трагедия на Украине. Батюшка, как относиться к таким совпадениям? Есть ли здесь какое-то мистическое начало?

Люблю отчизну я, но странною любовью!

(Знаменитое стихотворение «Родина»)

И далее:

Но я люблю - за что, не знаю сам -

Ее степей холодное молчанье,

Ее лесов безбрежных колыханье,

Разливы рек ее, подобные морям;

Проселочным путем люблю скакать в телеге

И, взором медленным пронзая ночи тень,

Встречать по сторонам, вздыхая о ночлеге,

Дрожащие огни печальных деревень;

Люблю дымок спаленной жнивы,

В степи ночующий обоз

И на холме средь желтой нивы

Чету белеющих берез.

С отрадой, многим незнакомой,

Я вижу полное гумно,

Избу, покрытую соломой,

С резными ставнями окно;

И в праздник, вечером росистым,

Смотреть до полночи готов

На пляску с топаньем и свистом

Под говор пьяных мужичков.

Так ласково, душевно, со скрытой болью, Михаил Юрьевич в 1841 году размышлял поэтическим языком о нашей Родине. Я не мастер разгадывать мистические совпадения и загадки. Но в этом году побывав в Пятигорске, посетил тот самый скромный домик, куда бездыханное тело поэта было принесено и положено на стол, где только-только он написал одно из своих последних стихотворений «Русалка». Я, смотря на небольшие подлинные живописные картины, сделанные рукой Лермонтова, как и многие гости этого русского места, размышлял о том, насколько многосторонен, талантлив наш поэт, сумевший так много сделать, за отпущенное ему столь короткое время.

- Лермонтов себя называл «Гонимым миром странником, но только с русскою душой». Он говорил «Нет, я не Байрон, я другой, еще неведомый избранник». А кем для вас, батюшка, является Лермонтов?

- Должен признаться, в школе, изучая программные произведения, я не мог ни в коей мере приблизиться к пониманию той драмы, которая была свойственна поэту, с детства страдавшему от недостатка любви к нему родителей. А вот с годами стал больше чувствовать этого русского гения. Если вы позволите, я отвечу на ваш вопрос кратким стихотворением посвященным поэту. Я, назвал его: «В горах Кавказа».

Любовью обделенный с детства.

С исполненной обид душой.

Вкушал он жарким, чутким сердцем

Ему неведомый покой лишь на Кавказе.

Громады каменных отрогов.

И башни зубчатых вершин.

Застывшее в молчаньи слово,

Которое среди долин звенит рекою.

Он созерцал, как с горных круч

Летели в бездну водопады.

И разбивались стаи туч,

Их быстродвижные каскады.

Какая мощь, какой напор,

Как все в природе вдохновенно.

А жизнь людей - лишь прах и сор.

Погибель ждет их в век растленный.

Бродя по тайным, узким тропам,

Сразившись с цепкою листвой.

В местечке примостясь укромно,

С тетрадью быстрою строкой,

Поэт, причастный вдохновенью,

Запишет повесть беглеца.

Ах! Инок Мцыри!

Ты был тенью и отражением Творца.

Его бунтарских настроений,

Мятежной, искренней души,

К свободе рвался юный гений,

От уз страстей и суеты.

Вечерний час, когда светило

Свои закатные лучи,

Как блестки злата уронило

На крону дикой алычи.

Среди цветов заснул увитый

Травою горною поэт.

И было некому увидеть

Улыбки детской

Мягкий свет.

Я думаю, что жизнь Лермонтова была сокровенна. Дитя высшего света, всегда вращаясь среди десятков людей, он, обладая тяжелым характером, конечно, не был разгадан и понят современниками. Трудно было увидеть за мундиром, застегнутым на все пуговицы, его душу, которая так жаждала любви. Как цветок, застигнутый суховеем или дождем, он закрывался от окружающих. И, наверное, только лишь на лоне природы особенно любимого им Кавказа, при отсутствии свидетелей, завистливых, коварных, насмешливых глаз, он вновь становился ребенком. И вот так, набродившись по тропочкам, лишь ему ведомым, он засыпал под алычой. Он мог во сне улыбнуться, и было видно это детское беззащитное выражение. Но не людскому зрению, а лишь оку Небесного Отца.

- К Нам поступили вопросы в письменном виде. Один из них такой. Что такое Вальдорфская школа?

- На первый взгляд, это достаточно интересное педагогическое направление. Педагоги Вальдорфской школы никогда не кричат на детей. Там нет уравниловки, нет обязаловки. Дети развивают творческое начало, они играют на флейте, сами вяжут розовый чехольчик для флейты. Все дисциплины, геометрия, алгебра преподаются наглядным образом с помощью моделей, дети сами конструируют геометрические фигуры. Все было бы хорошо. Всё это известно и нам, православным педагогам, которые должны разглядеть в ребенке душу и предложить ему сократический метод, то - есть, призваны помочь ему познавать мир с широко раскрытыми глазами, лишь направляя творческую энергию ребенка в нужную сторону. Но не все что блестит- то золото, поэтому мы никак не можем рекомендовать современным родителям России связываться с Вальдорфскими школами. Ибо это западный продукт, финансируемый из-за рубежа. В основе Вальдорфской методы лежит антихристианское учение совершенно сумасшедшего, я говорю без кавычек, антропософа, доктора Штайнера, который, извратив Евангелие, под покровом христианской терминологии создал собственное сатанинское учение. Суть которого - в превратном представлении о человеческой природе. Достаточно сказать, что Вальдорфские педагоги учат детей молиться духам камней, моря, неба, вовлекая их в языческое мироощущение и делая их заложниками демонического помрачения, которое, конечно, дает себя знать далеко не сразу. Педагоги Вальдорфской школы смотрят на ребенка особым взором, веря в предсуществование души. Исповедуя ложную теорию метампсихоза, то есть перевоплощения душ. Вальдорфские педагоги ложно полагают, что фазы развития ребенка: день, когда он встал на ножки; день, когда прорезались зубки; день, когда он произнес осмысленную фразу, совпадают с какими-то моментами его прошлой жизни. И таким образом, запудривая мозги родителям, они, педагоги, делают ребенка совершенно беззащитным пред лицом зла. И по видимости, напирая на гуманность, на интеллигентность, желая приобщить его к искусству, делают ребенка пораженцем, неспособным отстоять чистоту души и тела, но обреченным на пленение духом тьмы. Вот почему если я был министром образования, то первым делом бы занялся переаттестацией подобной школы, выявив их кардинальную несовместимость с культурной традицией России. Я отправил бы их туда, откуда они приехали - в Германию. Где, если я не ошибаюсь, иные образовательные учреждения даже попали под запрет, в силу исповедания этой оккультной философии, выдаваемой организаторами Вальдорфской доктрины за христианство.

- Я посоветовала бы нашим слушателям не пропустить новую книгу отца Артемия Владимирова, которая сейчас на выходе. Надеемся, скоро появится в книжных магазинах. Она будет называться «Учительство». Одна из глав будет посвящена именно Вальдорфской педагогике.

- Да. Мы очень надеемся представить эту книгу здесь, у нас, в прямом эфире. Это произведение во многом автобиографическое, вместе с тем содержащее в себе размышления о воспитании и образовании, педагогике. О призвании учительства, выбрав которое по окончании Московского университета, я встал на свой путь служения Отечеству.

- Добрый вечер. Это Ирина Петровна из Москвы. Батюшка, я хочу выразить вам огромное спасибо за вашу предыдущую передачу. Великолепные передачи. Вообще все ваши передачи, особенно последних лет, помогают нам выживать и преодолевать много трудностей, вот таких, чисто личных. Я имею в виду, когда общество так возбуждено и многие из нас могут ошибиться. А вы нам помогает правильно увидеть, объективно оценить ту обстановку, в которой мы живем. Поклон вам низкий, батюшка Артемий, милости вам Божьей, за вашу огромную работу. И Покров Пресвятой Богородицы.

- Благодарю вас за ваши теплые слова. За маленькое утешение, которое вы мне доставили, как человеку слабому и немощному, конечно, нуждающемуся в дружеской поддержке. Но вы знаете, себя я успокаиваю тем, что угодить всем решительно невозможно. Особенно в жанре прямого эфира, постольку, поскольку люди разные, и иногда я этому поражаюсь, которые слышат в словах говорящего то, чего в них нет и в помине. Поэтому всегда вспоминаешь, что Бог целует намерения. То есть приемлет нас, в наших лучших мыслях, чувствах и желаниях. Ну а здесь, на земле, действительно есть место и недоумению, и недоразумению.

- Батюшка, вот такой вопрос. Мы на днях вспоминали, 25 лет радио «Радонеж» и ваши «Детские часы». В этом отношении такой вопрос. Есть ли у вас сейчас книги для детей? Потому что ваши «Детские часы» - это было очень здорово. Даже Евгений Константинович сказал, что это слишком высокая планка. Нет таких, которые могут это повторить. Простите.

- Есть. Есть сейчас новые прозаические произведения. Нужно сказать, что сегодня много авторов пишут для детей, пишут очень увлекательно, глубоко. В соответствии с русской классической традицией. У нас в лавке Алексеевской обители в Красном селе, вы, если будет время заглянуть, найдете новые книги. Наиболее интересные, на мой взгляд, два тома живых уроков. Книга называется «Скрытой камерой». Я воспроизвожу общение с детьми, на уроках в разных классах. И это не методические размышления, а сама ткань урока, в котором мы можем размышлять о визите к Английской королеве и о том, как выжить современном школьнику на необитаемом острове. Размышляем о дружбе и о любви, о том, как прощаться с мамой перед сном и что означают сны, которым верить нельзя, но из которых можно заключить нечто о свойствах нашего сердца. Может быть, упомяну книжечку небольшую, но достаточно содержательную «Искорки радости». В них, в этой книге тоже помещены диалоги с детьми, которые мыслят так глубоко, и задают такие интересные вопросы. И конечно, диски, сейчас весьма востребована именно эта продукция, в которых можно детям приобщиться к размышлениям священника, о самых важных для них вопросах.

- Я бы еще напомнила книгу для детей «Белый ангел», которая переиздана недавно. О Елизавете Фёдоровне.

- Да. Но вот я вижу новый вопрос.

- Здравствуйте, батюшка. Пожалуйста, подскажите, как вы относитесь к домашнему обучению детей? И что дает, если дома учить их? И, может быть, вы что-нибудь посоветуете? Кто-то, может быть, имеет такой опыт? Сдавать экзамены экстерном, при этом происходит аттестация.

- Такой опыт я желаю вам, дорогой папа. Помощи Божией вашему милому ребеночку. Спокойствия перед сном, чтобы не заходился, не заводился. Это опыт дворянских гнезд. Ибо домашнее образование имели почти что все русские писатели X IX века. Притом не только писатели, но и их супруги. Действительно, в круге Пушкина, среди людей которым он доверял, были замечательные женщины. Многие из них держали литературные салоны. Дочки генерала Раевского, госпожа Хитрово, госпожа Карамзина. Все они получали домашнее образование. Многие из поэтов: Веневитинов, Боратынский говорили на европейских языках, знали круг западной литературы. Привыкшие мыслить философски, они были выучениками педагогов, которые приходили к ним домой. Что сказать о наследниках престола? Вы, наверное, знаете, как тщательно государь Александр III подбирал педагогов для своих детей. Для Ники, будущего наследника престола. Знаете о влиянии поэта Жуковского на государей России. Слышали о Константине Петровиче Победоносцеве, который был любимым учителем государя Александр III и государя Николая II.О духовниках, приобщавших к закону божьему царских детей. Естественно, не всякий из современных родителей имеет такую возможность набрать хороших педагогов. И не всякий может это себе позволить. Но кто может -дерзайте! Красиво жить не запретишь. При том, что, конечно, нужно сообразовываться с условностями нашего века. И ребенок по соответствующему договору родителей с определенной школой может сдавать дисциплины ежеквартально или ежемесячно, получить аттестат и прочая, и прочая. Конечно, для любознательного отрока будет приемлема и обычная модель: ежедневное посещение школы. Главное - сохранить живой свою душу. Не поддаваться соблазнам, от которых не скрыться, но которые мы должны отринуть от себя. Вот краткое мое размышление на эту тему.

- Батюшка в подтверждение ваших слов, что невозможно угодить каждому, пришла такая смска. Верно ли мнение, что вы не любите своих прихожан?

- Верно, ли мнение что я не люблю своих прихожан? Мнение никогда не слышал, честно говоря, мнение хорошо было бы узнать и подписать, эту записочку. Потому что анонимы трудно понять. Но вы знаете, раскрывая 10 главу Евангелия от Иоанна, мы, священники, всегда с особенным чувством прочитываем Евангельские строки: «Азъ есмь пастырь добрый», говорит Господь. Пастырь добрый душу. Свою полагает за овец. Своих. А наемник - наемник и есть, в виде волка он бегает, так что волк расхищает овец. Добрый же пастырь идет впереди них, и они знают Его голос, и следуют за ним. Дай Бог нам, православным священникам, не столько словом, сколько делом, то есть образом нашей жизни, свидетельствовать Господу о верности избранному нами призванию. Наше призвание - пасти словесных овец Христа Бога. Не корысти ради, не гнусного ради прибытка, не преобладая над стадом гордостью, самомнением, действуя не по принуждению, а по внутренней потребности служа ближним-служить Христу.

- Мы слушаем нашего радиослушателя. Здравствуйте, как вас зовут?

- Дорогой батюшка. Добрый вечер. С праздником Покрова Божьей Матери! Я хочу сказать несколько слов в защиту вас. Этот провокационный вопрос. Мы заметили, что в последнее время пробираются в эфир с провокационными, злыми вопросами. Это, похоже, «Свидетели Иеговы» или какая-то другая секта. Не обращайте на это внимания и не расстраивайтесь. Миллионы людей слушают вас, любят вас. Ждут, когда передача, с каким пониманием, с какой любовью, с какой радостью вы все рассказываете. Какой вы грамотный, как вы все знаете. Пожалуйста, не обращайте внимания и не расстраивайтесь!

- Благодарю вас, дорогие друзья! Я не хотел бы, чтобы наш прямой эфир стал каким-то процессом, в котором имеют место речи защитника, товарища прокурора, обвиняемого и обвинителей. Все хорошо, все, Слава Богу! Жизнь, есть жизнь и наивен был бы современный проповедник, который был бы убежден, что его слово, если это слово ищет славы Господней, а не прославления себя самого, будет принято всеми. Поэтому дорогие друзья, каждому из нас нужно заниматься своим делом, без страха и упрека ища похвалы не на земле, но полагая к стопам господа Иисуса Христа, наши скромные труды. Земля-это не время воздаяния, на земле часто правды не бывает. Но складывая в небесную копилку добрые мысли, побуждения, намерения, каждый из нас призван уповать на Господа. И, конечно, вспоминать завет Александра Сергеевича Пушкина:

Веленью бoжию, о, муза, будь послушна,

Обиды не страшась, не требуя венца;

Хвалу и клевету приeмли равнодушно

И не оспаривай глупца.

- Слушаем вопрос! Здравствуйте, вы в прямом эфире. Представьтесь, пожалуйста!

- Батюшка, я хотела такой вопрос у вас выяснить. Вот я уже давно хожу в храм, но как то получилось, что раньше жила в Ясенево. Там сначала один был настоятель, потом сделали Подворье Оптиной Пустыни. Все это очень тяжело переживалось. Сейчас живу в другом районе, и тоже привыкла уже к батюшке. Батюшка такого же возраста, как я, пожилой. Уже 14 лет этот приход. И сейчас нового батюшку назначили. Я не к тому, он может быть и лучше, и хороший, и всё. Мы как-то уже привыкли. И сейчас очень тяжело и даже поменяли хор. Я пришла - и вот хор, мне кажется, что как - то не так поет, как-то по - артистически поют. А у нас теплая обстановка была. Приходишь в храм прямо как к себе домой. А сейчас вот как то… Я понимаю, что я не права…

- Я понимаю, о чем вы говорите! Да, действительно, все приходит, все проходит, и это тоже пройдет. «Не имеем здесь, на земле, пребывающего града, но грядущего взыскуем». Правы были античные философы, утверждавшие: «Всё течёт, всё меняется». Какой выход из создавшегося положения? «Иных уж нет; а те далече». Думается, выход в том, чтобы созидать из собственной души - походную церковь. Неотъемлемое достояние христианина, его истинное богатство.
Благодать Святого Духа, дарованную нам в таинстве крещения, у нас никто не отнимет! Свят храм Твой, дивен в правде. Настоятели меняются, а храм остается. И всегда светоносной, была, есть и будет евхаристическая Чаша. Вкушая Пречистое Тело и Кровь Господню, мы, как словесные младенцы, приникаем к материнской груди церкви, исполняемся жизни вечной. И той радостью, тем подлинным вдохновением осенения духом, которые делают нас крылатыми существами. Но не зря говорит и апостол Павел: «Поминайте наставников ваших». Будем с благодарностью, как некую драгоценность, складывать в своём сердца имена тех пастырей, священников, которые нас поили словесным молоком. Служение которых было очень важно для нашего нравственного становления. Батюшки - это офицеры в духовном ведомстве. Если Родина сказала «Надо!» - ну что же, снова в поход. Однако в наш век, когда люди и на расстоянии могут видеть друг друга и посылать друг другу ежедневные сообщения, уже пиша не от руки письма и истории, но иным, диковинным образом. Будем поддерживать друг друга, вспоминая, как молоды мы были, как искренно любили…

- В продолжение нашего разговора. Пришло еще одно сообщение, Батюшка, тоже такое ободряющее: Батюшка всю душу нам отдает, и здоровье тоже. Дай Бог ему блага, мы любим вас!

- Ну, знаете, я даже немного раскаиваюсь, что немного поплакался в жилетку нашим радиослушателям. Потому что меня теперь посетило некоторое смущение. Знаете, как легко вызвать человеческое сочувствие и опочить на груди своих виртуальных слушателей? Думаю, нам необходимо держать язык за зубами, чтобы не напрашиваться на изъявления этих добрых чувств.

- Мы слушаем следующий вопрос. Здравствуйте, вы в прямом эфире.

- Добрый день. Здравствуйте. Батюшка, благословите раба Божьего Сергея.

- Мир вам.

- Скажите, пожалуйста. Вот Архангельское приветствие, когда: «Богородица, дева, радуйся, благодатная Мария…» и т.д. «Благодатная Мария» - имеется в виду «Благословенная между женами». А «Благословен плод чрева твоего» - что имеется в виду? Это первое. И второе. Когда священник говорит: «Благословение на вас» в конце службы, это имеется в виду милость Божья? Когда он крестит всех…

- Да.

- А когда в начале службы: «Благословенно Царство Отца и Сына и Святого Духа». Как это понять?

- Именно так, как мы слышим: "Благословение Господне на вас, Того благодатию и человеколюбием, всегда, ныне и присно, и во веки веков." Через осенение молящихся в храме десницей иерея божия и архиерея, именем которого действует священник. Энергия божества, нетленная сила Божья снисходит и просвещает ум, укрепляет сердца. И при начале Божественной литургии при возгласе: «Благословенно Царство Отца, и Сына, и Святого Духа» пред нами распахиваются духовные врата в царство Божье, и мы обретаем доступ к отцу Иисусом Христом. Поклоняемся Отцу в Духе и Истине. Во Христе мы обретаем усыновление Вседержителя Бога, видящего в нас уже не чуждых, а присных, не чужих, а родных детей искупленных кровью нашего Спасителя. Вот вам маленький ответ на ваш вопрос. «Благословен плод чрева твоего» - это Сам Господь Иисус Христос. В божественном лице Которого чудесно, неслитно и нераздельно сочетались две природы: безгрешное божество и безгрешное человечество.

Дорогие друзья! Помолимся, да осенит Матерь Божья Великую, Малую и Белую Россию. И упразднит языки, ходящие браним. Удалит от нас тех, кто производит ересь и расколы. Положит преграду злу, растлителям и тем, кто хотел бы нарушить вековое единство наших православных народов. Дарует нам скорую победу и вознесет рог православных христиан. Прощаемся с вами ненадолго, будем вкушать последнее тепло и свет догорающих дней золотой осени в России.

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦ Каталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+