27.01.2016 07:23:49
Протоиерей Александр Абрамов
- Поздравляю с прошедшими праздниками. Мы с вами постепенно привыкаем, что год от года жизнь становится все сложнее. Хочется пожелать, чтобы эта сложность не оказалась для нас избыточно тяжкой. Еще желаю всем радости, мира, способности делать свое дело в послушании Богу и готовности никогда его не бросать.
Как обычно, я сегодня буду отвечать на ваши вопросы.
Начну разговор с Евангелия, которое читалось в день Святого Богоявления. Святой евангелист Матфей говорит: «Тогда приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну креститься от него. Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду. Тогда Иоанн допускает Его. И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды — и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Моё благоволение» (Мф. 3, 13-17).
Кратко повествование евангелиста, рассказывающее нам о Богоявлении - а насколько оно многопланово! Три слова описывают содержание этого праздника. Тремя словами называли этот день в разные исторические периоды: Крещением, Богоявлением и еще Просвещением. Просвещением кого? Спаситель был безгрешен и не имел нужды креститься. Об этом говорит и Предтеча, последний Ветхозаветный пророк: «Я ли Тебя крещу. Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?» Тогда кто просвещается? Иоанн? Но он был человеком, чей взор был светел и без того. Он увидел Христа не как пророка и учителя, а как кого-то большего и величайшего. Как того перед кем сам Иоанн, великий пророк, не имел права разрешить обуви своей. Тогда к кому относится просвещение? К миру. К народу Божию. Ко всем тем, что чтит этот праздник. И чтит не только по тому, что в этот день освящается вода. А потому, что человечеству является Триединство Святой Троицы. Три Лица Святой Троицы явлены в день Крещения. Глас Отца, сходящий в воды Иордана, Сын и Дух Святой, ниспускающийся в виде голубя. Явлена миру полнота Божьего откровения. Любовь Лиц Святой Троицы. И как бы ни было искусно, изощренно и тонко в дальнейшем богословие, в том числе и Богословие познания Пресвятой Троицы, ничего большего оно никогда больше оно не сможет сказать. Потому что явление во Иордане просветило всяк ум, ищущий Бога. И здесь та граница, дальше которой невозможно двигаться. У нас есть такая особенность: задавать неполезные вопросы, которые продиктованы праздным любопытством и какой-то вульгарной неделикатностью. Эти вопросы обычно касаются загробной участи, отношений Лиц Святой Троицы. Но все сказано предельно целомудренно. Вот Иисус вышел из воды, и вот открылись Небеса. Иоанн видел Святого Духа. А вместе с Иоанном Его увидело все человечество. Иоанн - обратите внимание - ни слова не говорит. Почему? Он никак не обращается ко Христу, не пытается остановить этот мир или у Господа получить объяснение. Он свидетельствует происходящее. Самый главный миг его жизни. Он к Нему пришел готовым. Он сделал то, ради чего пришел в этот мир. Это целомудрие Евангельского повествования. От него прямо исходит дыхание чистоты, непорочности без всяких примесей. Эта чистота нас с вами побуждает к тому, чтобы быть людьми собранными и умными. Умный человек не станет задавать вопросы, не имеющие отношения к Домостроительству Таин Божьих. Ответы на которые не скажут нам ничего нового, кроме того, что сказано в самом Писании. Которые никак не помогут нам двигаться за Богом. Мы с вами сейчас присутствовали на берегу Иордана. И для нас является Святой Дух, и звучит голос Отца. Ибо самому Христу и без этих явлений было известно, что Он неразлучен в любви с двумя другими Лицами Святой Троицы. Интересно, что слово «Богоявление» очень часто - и в XVII веке, и раньше в день этого праздника - звучало во множественном числе. И о воде Святого Богоявления говорили: вода Святых Богоявлений. Подчеркивая, что все Лица Святой Троицы Единой одновременно открывают Себя человеку. Вода явления Отца, вода явления Сына, вода явления Святого Духа. Искреннее желание Бога не скрыть Себя от людей, не зашифровать, не предъявлять человечеству ребусы и требовать разгадки тех или иных загадок, но любящее открытие себя такому ветхому и такому молодому человечеству. Вот то о чем мне хотелось сказать после прочтения этого Евангельского повествования.
Тема, которую я хочу сегодня предложить для нашего разговора – о нашем умении и неумении слушать. Слушать Бога, церковь, священников и друг друга.
Нередко, когда человек приходит на исповедь, он говорит: я молиться не умею, разумея, что он не знает слов из «Молитвослова». Или наоборот, считает даже грехом, читая те или иные молитвы, потом прибавлять свои. Спрашивает: это, наверное, грех? И ты пытаешься объяснить что-то, и видишь в какой - то момент, что он заскучал, что ему неинтересно. Потому что он для себя уже все решил. Что читать надо только по «Молитвослову», а добавлять какие-то свои собственные прошения - это грех. И человек тебя не слышит, его уши закрыты. То же самое происходит, когда человек не дает Богу вставить слово в этом разговоре. Разговор превращается в монолог. Человек беспрерывно что-то требует. Приходит прихожанин и говорит: я читаю 8 акафистов в день. Я спрашиваю: «А у вас остается время выслушать ответ? Просто 5 минут помолчать? Вы же непрерывно Богу что-то говорите. А где здесь ваше прошение?» Он говорит: «дело не в прошении, надо успеть все вычитать». Бог находится в более тяжелом положении, чем мы. Богу надо успеть все выслушать. А мы Ему не даем этой возможности. Он только одно услышал, а мы нагнетаем еще и еще. И это становится серьезной проблемой. Таким образом, нежелание слышать становится проблемой наших отношений с другими людьми. Мы все о них уже знаем: этот плохой, этот получше, у такого-то дочка пьяница. Никогда не надо торопиться с такими оценками. Человек многомерен, и нередко бывает, что тот, кого вы считаете плохим - оказывает вам помощь. А тот, на кого вы полагались, отходит в сторону, когда вам плохо. Надо учиться слушать Бога. Вот та тема, которую я хочу предложить для нашего сегодняшнего разговора, начиная отвечать на ваши звонки.
- К кому обращена молитва «Царю Небесный» и «Отче наш»? и на иконе Святой Троицы, кто изображен посередине?
- Здесь все просто. Молитва «Царю Небесный» обращена к Святому Духу. Хотя каждая молитва, если она обращена к Святому Духу - то одновременно ко всем Лицам Святой Троицы. Молясь Святому Духу, мы молимся всей Святой Троице. Но молитва «Царю Небесный» обращена преимущественно к Святому Духу. А «Отче наш» - ясно, что обращена к Богу Отцу.
Что касается изображения Пресвятой Троицы, то с момента написания иконы Андреем Рублевым существует такое мнение. Но естественно это лишь мнение, потому что Лица Святой Троицы между собой по Естеству ровны. Но Богословское объяснение состоит в том, что в середине Центральный Ангел - это Спаситель Христос. А слева и справа находятся Отец и Святой Дух. Это объясняется тем, что если вы присмотритесь к иконе, вы увидите, что фигуры ангелов образуют как бы чашу, Чашу Литургии. А в центре этой Чаши находится Христос Спаситель. Вот поэтому общепринятая точка зрения такова, что в центре - Христос, а слева и справа - Отец и Дух Святой.
- Нередко священники говорят, что заказные записки можно подавать за всех. Ведь если мы в записках будем писать тех людей, которые просто крещены, не будет ли это вливанием молодого вина в мехи ветхие?
- Во-первых, вы сейчас почему-то напираете на слово «заказные записки», но это технические детали. В храмах есть такие записки, сякие записки - в любом случае вы все равно имеете в виду не записки, а проскомидию, часть Литургии, к которой вынимают частицы за живых и усопших. И поэтому заказная - не заказная - не имеет ни малейшего значения. Поминовение совершается по отношению к людям, которые крещены во святом православии. Единственной причиной, делающей такое поминовение не возможным, является непринадлежность человека к православной вере. Все остальное будет предельно субъективно. С вашей точки зрения - человек не участвует в литургической жизни? Я вам скажу - Мария Египетская вообще не участвовала в литургической жизни - и ничего, как-то вот, видите, и без заказных записок обошлась. Мы не можем восхищать себе право суда Божьего. Говорится: Мне отмщение, и Аз воздам. Я считаю очень вредным поветрие, распространившееся в последние годы, когда спрашивают: вот, он был человек нецерковный, можно ли его поминать в записках. Что значит «можно»? Если вы хотите о ком-то помолиться - вы должны это делать! Можно? Как будто возникает какая-то греховная ситуация с вашей стороны, не будет ли грехом о ком-то помолиться! Конечно, не будет! А мы с вами знаем, насколько мы сами церковные?! А, может, у Господа на эту тему другое мнение? Давайте не будем предвосхищать суд Божий. Слова требника ни в одном месте не предписывают нам отказывать людям, которые по крещению принадлежат церкви. Очень многие отпадают. Но для нас, например, если человек, допустим, был крещен и при этом покинул православие и даже, может быть, ему изменил, приняв другую веру - он для нас отпадший грешник. Для нас недействительно все то, что с ним происходило. Он - человек, нуждающийся в нашей молитве. Другое дело - может быть, не стоит брать на себя подвиги сверх того, что мы в состоянии умом воспринять, да и по чести говоря - нести. В строгом смысле Ленин - крещеный в православии человек. Другое дело, что это такой людоед и упырь, что мы с вами едва ли окажемся в состоянии о нем глубоко помолиться. Хотя церковь в вечерню святой Пятидесятницы сохраняет возможность помолиться даже за таких людей, которые держатся в аду. Что же, мы будем им отказывать? Если церковь разрешает в такой ситуации за «иже в аду держимых» молиться, то как можно отказывать людям, судьба которых Богом окончательно еще не решена?
-Почему Христос явился именно в Израиле?
- Так Он выбрал. Господь явился в Святой Земле. Оттого она и Святая. Не потому, что она такой изначально была, и поэтому Он там родился. Нет. Наоборот. Земля стала Святой, потому что Господь избрал ее, и там совершилось чудо Боговоплощения. А Христос никакой земле не обязан. Христос принадлежит нашей стране так же, как и другим странам мира. И пришел спасти, желая каждому спастися и в разум истинный прийти.
У нас очень много святых, очень много Даров Духа сосредоточенно на огромной территории нашей страны. Но это люди совершали. Мы не являемся их наследниками автоматически. Мы должны сами что-то делать, чтобы этот дух унаследовать. А так просто заявить: мы - земляки Серафима Саровского, поэтому он нам должен передать особую благодать - это совершенно не по - Божьему. Это дико.
Избегайте таких выражений, как «я вымолила». Это дурно пахнет. Это Господь решит, кого вы там вымолили, а кого нет. Если человек считает свою молитву сильной, а не просто говорит: я что-то тут перед Богом пискнул, Господи, Ты мое прошение не презри, полезно сотвори – это никуда не годится. Если человек считает, что он что-то вымолил, что у него хорошее духовное состояние - тут, прямо говоря, ему надо быть скромнее. Кто кого вымолил – лишь Христу известно. Это только плохие художники говорят: мое творчество, плохие писатели – моя литература. Не будем говорить: я вымолил, это не очень верно.
Вся наша аскетика построена на простом понимании: всего должно быть в меру! И книг должно быть в меру, и хорошей музыки - в меру. Нельзя ни к чему окончательно привязываться. Привязаться можно только к любви Божьей. Ее почувствовать, жить в соответствии с ней. И тогда вам не будет сложно любить Бога и людей. Потому что у вас не будет усилия. Какое нужно усилие, чтобы любить людей? Никакого, если вам Бог дорог. Вы и на себя обратите внимание и себе не будьте противны. Тогда внутреннее гармоническое чувство вас никогда не покинет.
- Если нет никаких свидетельств, крещен человек или нет? Получается, что я невольно согрешила поминовением, если они не крещены?
- Если они не крещены, то поминовение их в записках лишено смысла. Потому что литургическое поминовение - это поминовение членов Церкви. Значит, они не члены Церкви. Значит, вы просто написали каких-то два слова, которые что-то обозначают. Я думаю, что это не какой-то злой умысел с вашей стороны, а, скорее, небрежность. Будете исповедоваться и об этом скажите. А больше здесь никакой трудности нет. Господь Своих знает!
- В чем разница между записками?
- Никакой. Я скажу, по крайней мере, о своем храме. Вся разница лишь в том, сколько вы хотите пожертвовать на храм. Все записки читаются в алтаре, все поминаются, и о всех тех, кто в этих записках упомянут, вынимается частица из просфор. Которые в конце Литургии погружаются в Кровь Христову, со словами: «Омый, Господи, грехи всех, здесь поминавшихся, Кровью Твоей Честной». Грубо говоря, разница между простой запиской и заказной - как между общим вагоном и плацкартом. Никакой, просто стоимость разная. Хотя даже не стоимость, а ваше пожертвование.
- Мне, бывает, говорят: не ходи в храм, просто читай утреннее и вечернее правило, молись перед едой, не делай ничего плохо. Что им отвечать?
О.Александр: Это известная позиция. Я бы просто пример привел. Не надо ходить в душ? Лучше просто не пачкаться. Временя от времени чистить одежду и стараться не падать в лужи - и тогда вы будете все время чистым. Но жизнь показывает, что так не бывает. Что душ надо принимать. И что общение с Богом в Таинствах ничем заменить нельзя. Нельзя, находясь дома причаститься за Божественной Литургией. Потому что это общее делание всей общины. Это общая молитва нас всех. И Тело, и Кровь Христовы мы принимаем только за Богослужением. Человек нуждается во всех Таинствах.
Хорошо понятны мотивы тех людей, которые предлагают так делать. Они невольно отгоняют людей от храма. Транслируют свои проблемы во взаимоотношениях с церковью. Всегда хочется, чтобы проблемы были не только у тебя, но и у всех остальных тоже. Тогда как-то не так начинаешь переживать свои собственные. Позиция в корне неверная! В храме, конечно, надо бывать. И, более того, мне кажется, что для христианина это вообще не вопрос. Это должно быть естественной потребностью.
- Как полюбить молитву, можно ли научиться ей?
- Действительно, апостол нас учит: непрестанно молитесь. И более того, он говорит, что нет такого места, где нельзя было бы молиться. Всюду можно молиться. Нет места, запрещенного для молитвы. И в этом смысле нет места грязного, нечистого, плохого, где бы ты не мог помолиться. Надо понимать, что подразумевается под молитвой. Это не значит, что у тебя повсюду в кармане должен быть молитвослов, и ты перелистываешь страницы и находишь молитвы, которые, тебе кажется, подходит. Это будет, скорее, благочестивым упражнением, но наша собственная молитва - она ведь личная! Тебе всегда есть о чем Богу сказать. На что-то пожаловаться, что-то попросить, вымолить прощение, поделиться радостью. Мы же не разговариваем друг с другом дома по специальному разговорнику! У нас бывают разные ситуации. Мы спрашиваем: что сегодня делаешь, как себя чувствуешь, все ли в порядке, благодарим, обсуждаем какие-то проблемы. И мы можем и должны с Богом обсуждать, что нас касается. И тогда находятся слова: Господи, мне стыдно! Или: Господи, у меня замечательно святки прошли, удалось с Божьей помощью в мире прожить и никого не обидеть, и никаких не натворить бед, спасибо Тебе, Господи! И тогда твое «спасибо» Богу уже становится молитвой. Мы ведь даже когда на улице человеку говорим «спасибо» - это уже молитва. Просто надо отдавать себе отчет в этом, потому что спасибо - это сокращенная форма «спаси Бог». Вы желаете человеку от Бога спасения. Вы желаете человеку от Него помощи. Поэтому всякий раз наша молитва должна сочетать наши обращения через молитвы, которые мы читаем, молитвы святых отцов и наше собственное прошение. Какой должна быть личная молитва по большей части: просительной, благодарственной, покаянной или просто славословие Богу и Богородице? Это имеет такое же отношение к тому, о чем я сейчас говорил. Это все равно, что спросить: каким у нас должно быть дыхание? Учащенным, замедленным, ровным, тихим? Оно такое, какое есть. Когда хочется Бога поблагодарить - мы благодарим, не надо расписывать раз навсегда все возможные случаи нашего общения с Богом. Случаев десятки, сотни, тысячи, миллион. Наше обращение должно быть в первую очередь естественным. Мы не должны стесняться разговаривать с Богом. Почему мы все время боимся собственной речи? Почему мы считаем ее чем-то плохим, неверным по отношению к иному. Например, к молитвам из «Молитвослова». Да так мы никогда не будем молиться всерьез. Мы как часто исповедуемся: не вычитал все молитвы. Ну, так и будем всю жизнь вычитывать. А когда молиться – то, друзья?
- Бог не уничтожил дьявола для того, чтобы люди в искушении проверялись на то, настоящая у них благодать или прелесть?
- Я не очень понимаю суть вопроса. Через искушения человека Бог проверяет? Но ведь Он не контролер на заводе, правильно ты изделие сделал или нет. Через искушения, которые чаще всего являются результатом собственного несовершенства, и послушание человека греху выясняется, является ли действительно Бог для человека самым главным в жизни? Действительно ли Он для него приоритетен - или так? Потому что мы же с вами знаем притчу о званных и избранных. Кому-то надо было испытать свой скот, кто-то недавно женился, у кого-то другие были дела…. И они не пришли на пир к Господину. Вот мы ведь, в общем, очень часто так делаем. Мы живем в тех условиях, в которых живем, но очень часто человек говорит: вот я на Крещение не приду, у меня работа. Это понятно, мы должны зарабатывать. Но когда человеку захочется поехать на отдых - он возьмет отгулы и спокойно этим временем пользуется. Потому что отдохнуть хочется, потому что устаем. То есть получается, что на Крещение прийти - это какая-то повинность, а отдохнуть - это для себя? Вот, и кто для нас тогда важнее? Я практически всегда призываю своих прихожан в первую и последнюю неделю Великого Поста, если есть возможность - брать отгулы. Если такой возможности нет - приходить хотя бы на одно Богослужение - либо утреннее, либо вечернее, но каждый день. Потому что и так очень мало, что от нас требует Спаситель. И так уже очень на многое закрывает глаза, но одно дело - понимать, что так делает Христос, жалея нас. А другое дело - что так и должно быть. Ну, ничего страшного, мы же должны своими делами заниматься. Говорят: Мы же не можем каждый праздник ходить в храм! Вот если бы так сказали человеку XIX века, что он не должен даже на Рождество и на Крещение бывать в храме!
Господь тебя не бросил в трудную минуту - и ты тоже Христа не бросай в торжествах и радостях служб.
- Как подавлять в себе раздражительность и грех?
-Это огромная тема. Ее сложно сейчас начинать. Аскетика нас учит, что надо бороться не с проявлениями греха, а с его корнями. Надо установить, из-за чего мы раздражаемся, из-за чего гневаемся. Бывают очень простые вещи. Человек сердится, что у него мало свободного времени. У него есть возможность либо в уме, либо вслух с кем-нибудь перемыть всем кости, разозлиться, осудить. Бывает - от каких-то примитивных причин, от обжорства, например. Человек становится гневливым. Как в средние века говорили: желчь у него выходит. Надо смотреть, из-за чего это происходит, на кого именно мы раздражаемся - и потом уже бороться с корешками этого греха. Может быть, в следующей передаче мы сможем подробнее об этом поговорить.
- Я работаю в такси. Как правило, молюсь за всех, кто мне встречается. Ну, не то, что молюсь, обращаюсь: Дай Бог здоровья, прости его, грешного и меня, грешного! А бывают и китайцы, и афроамериканцы. Могу ли я так делать?
- Дурного нет ничего. Я бы только советовал: помяни меня, грешного, а их грешными не называйте. Господь Сам решит, кто грешный. Грешные мы сами. Если у вас есть желание помянуть этих людей - просто пожелайте им добра. Когда мы говорим человеку: Здравствуйте, или: Добрый вечер - мы уже ему желаем добра. Вот: Господи, помоги; Господи, сохрани. Это дело хорошее и дело правильное. Уж оно вреда точно не принесет. Кашу маслом не испортишь. А разве это не Божье дело иноверцам здоровья пожелать? Это ж люди, тоже творение Божие. Нам не надо быть высокомерными. И грешными называть только самих себя. Это вот одна пожилая дама, она всегда, когда читала свой помянник - то говорила: Господи, помяни грешного Георгия; Господи, помяни грешную Нину, и так далее. А почему грешную? Грешная - это я. Вот, я читаю помянник, я грешная, я свои грехи знаю, а мы не знаем о грехах тех людей и не можем предварить о них суд Божий. А дело вы хорошее делаете. У вас такой труд, который предполагает если не общение, то соприкосновение с большим количеством людей, значит неспроста это все так. Я, наверное, так бы на этот вопрос ответил.
- Как понять, что мои добрые дела для Бога, а не просто добрые?
- У нас не должно быть такого раздвоения. Надо просто делать дела незлые, и тогда Господь их примет. Я думаю, что у нас будет состояние духовное не очень внутренне здоровое, если мы будем думать вначале: так это доброе дело я для Бога сделал, оно зачисляется? Это 1:0 в мою пользу, или нет? А дальше - а вот это просто доброе дело, но оно не считается, в мою копилку не идет. Мы не должны так на это смотреть. Делайте то, что вы можете, соблюдайте заповеди и не причиняйте людям зла. А Христос, дай Бог, помилует. И всякие наши несовершенства покроет.
- Что правильнее выбрать: пойти в храм на праздничное Богослужение или в это время помочь нуждающемуся человеку?
- Обычно такой вилки не существует. Правильнее пойти в храм на праздничное Богослужение и помочь нуждающемуся человеку. А Писание говорит, кроме того: нищих всегда имеете, Меня же не всегда имеете. Поэтому, если речь идет о таких праздниках как Пасха и Рождество, здесь вообще речь не идет о выборе. Наше место в это время в храме. Если что-то экстраординарное не происходит. Помогать людям нужно во всякое время. И Бог найдет такое время, когда вы сможете людям помогать. Обычно это очень лукавая ситуация: я, мол, лучше помогу человеку, а потом не пойду в храм. Так и будет это вечно. А на самом деле такой вилки попросту нет.
- Я работаю в аптеке, продаю различные противозачаточные средства, как быть?
- Если это противоречит вашим убеждениям - не работайте в аптеке. Если вы работаете в аптеке, и для вас это место труда - то вы должны выполнять то, что вам предписывается по работе. И всё. Тут очень просто.
Добавить комментарий