Перейти к основному содержанию

02:07 23.05.2019

Эфир от 28.03.2015. 21:00. Прямой эфир. прот. Дмитрий Смирнов отвечает на вопросы слушателей радио "Радонеж", ведущий - прот. Александр Березовский

12.04.2015 09:45:55

Слушать: http://radonezh.ru/radio/2015/03/28/21-00.html

Добрый вечер, дорогие братья и сестры!

- Господь всем приступающим к Нему и желающим усвоить, объясняет: "Аще кто грядет ко мне и не отречется от мира и от себя, не может быть мой ученик", но этого можно добиться только оставив всё мирское и приняв монашество, но ведь не все могут уйти в монастырь. Тогда получается, что простым мирянам, не отказавшимся от всего мирского, нет возможности стать христианами?

- Это ж надо, так Промыслом Божиим было устроено, что на день, когда мы празднуем память Марии Египетской, задали этот вопрос. Мария Египетская - ученица Христова? Еще какая! А она не принимала монашества.

- Что тогда человек не понял в этих словах Христа? Может быть понятие мира?

- Да отвержения мира не понял. Все святые отцы-монахи говорили, что отвержение от мира - это отвержение от мира своих страстей, а совсем необязательно уход в пустыню, потому что уходишь в пустыню - страсть с собой берешь. А страсти там еще больше обостряются.

По православному ли я поступлю, если подам в суд на коммунальную службу многоквартирного дома за невыполнение своих обязательств? Не повредит ли это моей душе?

- Повредит или не повредит, я не знаю. Это зависит от устроения души данного человека. Если человек принциальный судяга, то, конечно, ему лучше Великим постом воздержаться от этого. А так - это есть законные правила игры, такие процедуры - подать в суд, а тем более на службу, никак и ни на что не влияет. Это все равно, что тебя просят предоставить какую-то справку, ты идешь, получаешь справку, передаешь туда. Также есть определенная процедура, чтобы стребовать какие-то деньги, которые по закону тебе причитаются, ты подаешь в суд, суд утверждает, ты получаешь эти деньги. Немножко хлопотная процедура, время требует, но тут, как теперь говорят, ничего личного.

Добрый вечер! Это Виктор из Москвы. Христос сказал, что "приходящий ко мне алкать не будет", это в Евангелии от Иоанна, когда Он разговаривал с самарянкой. А с другой стороны, "блаженны нищие духом". Т.е. получается, человек, нуждающийся во Христе, приходит ко Христу, получает насыщение, и дальше ему уже ничего не надо? У меня возникла какая-то неувязка вот в этом моем рассуждении.

- А потому что надо не увязывать, а стяжать мирный дух. Тогда все неувязки сами отпадут и даже память о них исчезнет. Потому что стяжание Святаго Духа - это не есть попытки что-то увязать с чем-то. Допустим, теоретически сейчас Вам всё будет разложено, а толку-то что? Это вообще ничего не изменит. Только если человек достигнет благодати Святаго Духа, тогда он узнает, что значит алкать, что значит насытиться, что значит обрести достаточную полноту для блаженства.

- А если человек не понимает правильно Евангелие, как он может идти за Христом?

- А для этого есть святые отцы, берешь толкование Иоанна Богослова и Иоанна Златоустого. Для понимания Священного Писания обязательно нужно толкование, а иначе будет баптизм (да простят меня наши братья-баптисты). Если у человека нет опыта, то он может от ветра своей головы такого там насочинять!

Здравствуйте, мои любимые батюшки! Вас беспокоит р.Б. Ирина из Москвы. Рассудите, пожалуйста. У нас православная семья, дочь моя регулярно причащается, ходит в храм, две недели назад она была в Гонконге и купила мне в подарок большую статуэтку Будды. Я принять этот подарок отказалась, чем до слез ее обидела. У меня дома только православные иконы и святыни. Была ли я права?

- А сколько дочке лет?

- 32.

- Да, интересно... Сильно православная дочка. Понимаете, сейчас пост, конечно, но  эта проблема не стоит выеденного яйца. Я не знаю, за что уж Вы так нас с о.Александром возлюбили, но какие-то вы странные дамы, из-за Будды ссориться. Принимать-не принимать, обижаться - не обижаться... Мне вообще недавно бегемота фарфорового подарили. Я говорю: "Это намек?". - "Нет". - "Ну, ладно, тогда возьму". Правда, не нашел места еще куда бы его поставить. Такой симпатичный бегемот. Вообщем, это для нас очень сложный вопрос, я даже не могу не то, что рассудить, а даже линию защиты и иска не могу выстроить, не хватает компетенции.

Не могу причастить внука, ребенок, как видит купола храма, кричит до истерики. Пытался завести силой - совсем плохо, уговорить не удается. Как действовать?

- Подождать. Это связано с тем, что он когда-то испугался, а может быть, его силой уже заводили, поэтому он ничего хорошего от этого "захода силой" не ожидает.

Как удовлетворить потребности духа, души и тела, чтобы всё было в гармонии в человеке?

- Вообще-то слова "гармония" в Евангелии нет, поэтому не совсем понятно, что ищет тот человек, который нас об этом вопрошает.

- Чтоб душа не болела, чтобы тело не страдало, чтоб дух был не уничижен...

- Чтоб душа не болела - надо стать бессовестным человеком, например, нужно стать полностью равнодушным. А чтобы тело не болело, нужно стать парализованным.

Как правильно распознать, где добро, где зло? Ведь у каждого человека своя шкала ценностей. На что ориентироваться в этом распознавании?

- На Евангелие. Что для человека обычного представляет собой ценность, то и является мерзостью перед Богом. Потому что для людей, живущих в мире, похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, что является перед Богом мерзостью.

- Получается, что практически все, чем живет современный человек, это мерзость?

- К сожалению. А что ж делать? Перед Богом...

- А как же человеку выбираться из этой мерзости? Он в этом рожден, в этом воспитан, в этом вырос, это составляет опору его жизни?

- Господь и говорит: "Покайтесь". Можно иначе перефразировать - "выбирайтесь из мерзости". Это и есть покаяние. Т.е. незачем закапываться в нее глубже и глубже.

Добрый вечер! Это Николай из Черноголовки звонит. Не приходилось ли Вам поразмышлять на такую тему: вот, допустим, родитель попадает в рай, а дитё его попадает в ад, будет ли тогда для родителя рай раем?

- Я, конечно, на эту тему не размышлял. Но я размышлял насчет того, что "попадает". И понял, что никто никуда не попадает. А каждый приобретает то, к чему стремилась  его душа.

- Но вот опять, многие говорят: "Я стремлюсь к добру", а понятие добра у него совершенно иное, чем у Бога. И вот человек всю жизнь стремится к этому добру, стремится... А потом оказывается, дорогой мой, ты всю жизнь мерзости служил.

- Да, конечно. Более того, преп. Серафим говорил, что "добро, сделанное вне Христа, это зло". Поэтому древние давно заметили, что благими намерениями вымощена дорога в ад. Вот сегодня ко мне женщина приходила, у нее дочка - наркоманка. Что это значит? - Дочка живет в аду, а мама страдает. Но никто никуда не попадает. Просто человек сам выбрал себе ад и в нем живет.

- Т.е. он его и выстроил для себя?

- Конечно. Ведь так не бывает, что шел-шел человек по тротуарчику, глянул на солнышко, и хо-па - он наркоман! Нет, это же целый путь, который человек прошел сам, причем, таясь от родителей.

- Получается, что и муку человек себе выбирает сам?

- Разумеется. А почему выбирает муку? Он же не верит, что будет абстиненция, будет деградация, он не верит, что будет ранняя смерть, он ничему этому не верит. Он не верит тем людям, которые его любят. А вот по этой женщине видно, как мать ее любит и как она страдает! Это вообще ужас. А что им страдания родителей?!

- Наверное, она пришла с вопросом, чем помочь, что делать?

- Нет, излить душу. Я этот «душик» принял. А что тут делать?.. Она сейчас поместила ее в специальный центр, но даст ли это длительный успех, ремиссию, это непонятно.

- Т.е. это получается уже такое несение креста до конца, наверное. Или дочка умрет, или мама.

- Ну, умрет – это тоже не конец.

Имеет ли православный человек право служить в спецподразделениях, участвовать в контртеррористических операциях? Ведь, может быть, придется убивать других людей…

- Да что ты!? Могу даже обрадовать этого товарища – чем больше убивать, тем лучше. А право – это же категория юридическая, там все отрегулировано, все и для спецназа, и для контртеррористической операции… всё отрегулировано.

Сестра - убежденная баптистка. Надо ли о ней молиться? Она просит.

- А все баптисты убежденные. У меня даже есть знакомый один, можно даже сказать, приятель – баптист, он сейчас уже не убежденный, потому что он стал православный, но он всегда был убежденным, пока не стал православным. Это была целая эволюция, которая заняла больше 20 лет. Это было не каким-то наскоком или кто-то с ним побеседовал, целая такая жизнь прошла.

- Удивительно, конечно, смотришь на таких людей и радуешься, а вот другие никак, упираются изо всех сил…

- На здоровье, что ж тут сделаешь?! Человек свободен, он может сам распоряжаться своей жизнью, сам себе строить жизнь. А можно ли молиться за баптиста? – А почему же нет. Если уж мы за насекомых молимся, а баптисты – не насекомые же. Есть же молитва о пчелах. Почему же и за баптиста не помолиться?..

- Расскажите, пожалуйста, какие есть обоснования истинности Евангелия, его неизменяемости за время его существования, и о тех людях, которые толковали Евангелие. Чем Церковь руководствовалась, когда рекомендовала их писания?

- Исключительно Святым Духом. Человек хочет перевести это в алгебру, а ничего не выйдет. Например, есть «Девушка с веслом», которая стоит где-нибудь в подмосковном лагере, а есть известный на весь мир скульптор Генри Мур. И человек, который не знаком с творчеством Генри Мура, может сказать, посмотрев, на его скульптуры: «И что это? Не пойми, что такое, какие-то округлые оковалки лежат. А здесь все понятно – стоит девочка с веслом, на ней маечка, трусики, косичка – это все мне понятно, вот это хорошая скульптура, а у Генри Мура – плохая». А на самом деле – все наоборот. Поэтому человек может понимать что-то совсем не то, ему может нравиться то, что совсем не имеет отношения к искусству. А то, что есть действительно настоящее искусство, просто язык посложней и ему недоступен. Поэтому люди и спрашивают, откуда змей взялся в Эдеме, им непонятно, потому что им непонятен язык Библии. Так же и со всем, что человек по гордости считает, что он имеет право судить, предварительно не учась. Также и с Евангелием, если человек сам будет от своей головки всё это решать, то какие-то элементы он может понять, какую-то притчу, а в основном, конечно, нет.

- Часто люди верующие задают такой вопрос, потому что на них наседают их неверующие или невоцерковленные друзья и родственники, и вот они говорят: «Чем мне ответить? Как мне объяснить?».

- А зачем отвечать, когда это запрещено? Апостол Павел это запретил: если человек, немощной в вере, т.е. в вопросах веры абсолютно немощный, как же я буду вступать с ним в споры о мнениях по поводу веры? Этим я сам прямо нарушу заповедь апостола Павла, зачем же так грешить-то? «Что я ему скажу?». – Да ничего, молчи и улыбайся.

- Т.е любой спор на эту тему нужно отвергать?

- Спор – всегда. Но даже обмен мнениями с человеком немощной веры – совершенно контрпродуктивен, как говорит наш президент.

- Т.е. молчание в данном случае не будет таким ошибочным согласием с его мнением. Некоторые бояться: если я промолчу, значит, я с ним соглашаюсь?

- Ничего подобного. Просто не хочу метать бисер.

Слушал Ваши проповеди, интервью, всё сказанное Вами мне понравилось, одно осталось неясным – как можно проводить аналогию между церковью и оперой, выходит, Вы оправдываете церковные таксы на требы и таинства, а в Святом Евангелии сказано: «Даром прияли, даром отдавайте»…

- Да, но речь же идет не об этом, а речь идет о другом. Что, электричество даром церковь получает? А известку? А пигменты? А керамическую плитку? А свечи с завода? Это все даром получено? - Нет, не даром. Тогда, извините, а кто будет за это платить?

- Люди над этим не задумываются…

- Поэтому не то, что я сравниваю, а просто объясняю. Да, раз в году даже в музей можно прийти бесплатно, есть даже ночные сеансы посещения, и никто не обижается, приходит ночью, их пускают на какие-то часы и всё нормально. А так, в Большой театр – пятерочку, будьте любезны. А что взамен? Еще не факт, что ты получишь какое-то эстетическое удовольствие, можешь так пролететь, что уйдешь с первого акта, а деньги не воротят… Так что это всё для того, чтобы просто объяснить, а не потому, что церковь похожа на театр. Разве Царство Небесное похоже на жемчужину? Или Царство Небесное подобно купцу? А-а, вот оно, Царство Небесное – купец, это всё торговля! Но это же всё в Евангелие написано, а не в книжке «Проповеди о.Димитрия Смирнова». Просто уж стараешься объяснить для тех, кто еле-еле может организовать свой мыслительный процесс в лобных долях, чтобы он хоть что-то понял.

Почему, когда человек так усердно молится, Господь порой остается безучастным к его молитве?

- Потому что для Бога самое важное – это общение с человеком. И если бы Господь некоторым людям сразу бы давал просимое, они бы тут же переставали бы молиться. Получил, ладошки отряхнул и пошел бы дорогой жизни дальше, не вспоминая о Боге. А постоянная скорбь дает ему энергию молиться дальше, до тех пор, пока он не почувствует в Боге потребности. А когда такая потребность возникнет, уже и болезнь будет не нужна.

- И даже если человек умрет в этом состоянии?

- Он умрет-то в молитве, т.е. душа его будет спасена.

Что делать, когда вместо любви в сердце только расчетливость, лицемерие и эгоизм?

- Надо упражняться в любви, взращивать в себе, а иначе как же достичь Царства Небесного, которое есть Царство любви.

Моей дочери 16 лет, еще в прошлом году она с удовольствием, вприпрыжку, что называется, бежала на литургию, они пели с девочками на клиросе и ходили в воскресную школу. А вот в этом году всё это уже реже получается, она реже стала причащаться и тяжелее ей стало вставать на воскресную службу. Как ее не упустить? Как удержать в православии?

- Так уже все упущено, голубчик мой. Она же ходила с девочками, у нее было общее дело, а главное-то? Если бы она не с девочками ходила, а на беседу с Богом, в церковь-то ходить – в этом должен быть некий смысл. У нее был смысл – она с девочками, вместе пели, этот смысл кончился, а другого-то, главного – нет. Вот я хожу в церковь не потому, что я хожу с девочками или с мальчиками читать или петь, у меня совершенно другой смысл, который понуждает меня даже при нектором нездоровье в храм ходить, или понуждает меня, который мог бы уже на пенсии быть, по возрасту, а вот понуждаю себя в храм ходить, даже когда по расписанию я могу не служить. Вот в четверг 10 священников собрались и отслужили литургию, что нас привлекает? – Нас привлекает общение с Господом Иисусом Христом, а не с девочками. Если юная леди за 16 лет не познала общения со Христом, значит, уже мама с папой ее в этом упустили, потому что нужно научить человека с 4х лет. Не просто, чтобы он приходил в церковь, вставал на коленочки, крестился, а все вокруг смотрели на него и умиленно приговаривали: «Как он молиться!». Да, он еще не молиться, он просто подражает взрослым, это совсем не то, совсем другая мотивация. У дитя должно быть обращение к Богу, Бог должен услышать дитя и ответить ему, чтобы был диалог. Тогда будут девочки, не будут, снег ли будет с дождем или гололед, жара ли будет, девочка пойдет на встречу с Богом. А так, все интересы у нее кончились, у нее переходный возраст, она вступает во взрослую жизнь, сейчас у нее другое в голове – мальчики, каблучки, прыщики на лбу… У нее совершенно другие проблемы. Обычно родители думают как? – привести в церковь, причастить и дело с концом. Нет, этого не достаточно! Само по себе, бывает. Вот у Матроны Московской выросло само, никто ее не учил, а вот у других не прорастает.

- А в чем, как вы думаете, родители могли упустить? И в храм приводили, и занимались…

- Как занимались? В чем занятия? Куда это исчезло вдруг? Главное дело семьи – это воспитание детей, другого смысла жизни нет. Что еще на этой земле делать, как не заниматься воспитанием собственного ребенка?! Мать должна передать девочки свою «охоту» ходить в храм, вот в чем православие-то. А если еще при этом они с девочками поют на клиросе – это само по себе неплохо, но не главное. А вот когда ее до сердца будет прошибать Триодь Постная, когда она будет плакать над текстами Иоанна Дамаскина, Октоиха, будут петь и это действительно станет их словами! Потому что одно дело - петь, а другое – молиться. И только молитва делает религию, веру живой. Вот это требуется от родителей – передать живую веру! А не просто учить, как крестное знамение полагать, что кушать, а что не кушать, какую юбку носить, какую не носить – это вообще не имеет никакого отношения к христианству.

В 34-м псалме царя Давида есть такие слова: «Суди, Господи, обидящия мя, побори борющие мя», и вот одна из чудных, новозаветных молитв: «Ненавидящих и обидящих нас прости, Господи Человеколюбче». Скажите мне, пожалуйста, какая ценность данного 34-го псалма и зачем нужно вот это смешение противоположных моралей в православии?

- А тут нет никакого смешения. Царь Давид не был христианином, его никто никогда не крестил и ни в какую церковь христианскую он не ходил, и поэтому святые отцы заповедовали нам воспринимать Псалтирь, толкуя ее символически. Под «обидящими мя» надо понимать греховные помыслы. И тогда все становится на свои места. А царь Давид, конечно, молил Бога о настоящих обидящих. Но мы в другой эпохе, и эта наша эпоха, в которой мы с вами живем, называется НОВАЯ эра. Понимаете, эра другая, это не то, что другая страница, это том другой. Поэтому нельзя брать и склеивать эти дву вещи. Совершенно другая эпоха, другие реалии, другая жизнь. И то, что несмотря на это, царь Давид жил в эпоху Ветхого завета, в эпоху духовного детства человечества, тем не менее очень многие его слова являются не только новозаветными, а прямыми пророчествами об Иисусе Христе, что длдя нас представляет абсолютно неугасающую ценность.

Спасибо, батюшка, за Ваши ответы!

Всего доброго!

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦ Каталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+