Перейти к основному содержанию

10:07 26.05.2019

Эфир от 23.05.2015 21:00. Прямой эфир: протоиерей Дмитрий Смирнов отвечает на вопросы радиослушателей. Ведущий – о. Александр Березовский

22.06.2015 10:00:38

Слушать: http://radonezh.ru/radio/2015/05/23/21-00.html

- Зачем Господу спасать людей? Для чего это Ему нужно?

о.Д.: - Потому, что Он - Спаситель.

о.А.: - Бог Самодостаточен, и Он не нуждается в чем-то,  что может дать Ему человек.  Или это не так?

о.Д.: - Нет, мы же чада Божии. Возьмем аналогию. Например, городской человек не нуждается в таком  домашнем животном как кот, в городе мышей нет, а вот по любви заводит  в  доме кота. И это не значит, что тут аналогия, видимо, человек странный задает такой вопрос, не понимает природу любви Божественной к человеку как к любимому созданию.   Настолько любимому, что Господь отдает на смерть Сына Своего Единородного, чтобы спасти человека.

о.А.: - Даже при том, что сам человек зачастую выбирает путь погибели.

о.Д.: - Это он сам. Господь, конечно, сожалеет об этом. И Господь  пытается всячески его от этого отвратить.

о.А.: - Всю жизнь человека Бог борется за его душу. И в какой-то момент приходит разочарование Богом в человеке. Почему человек вдруг раз -  и умер, так и не придя к вере, к церкви, к покаянию?

о.Д.: - Это не разочарование, потому что Бог не может быть очарован. Бога очаровать невозможно. Просто все доступные для этого человека средства Бог  использует для его спасения.  И Господь останавливает эту жизнь. Часто не просто бессмысленную, а даже вредную для других людей. Потому что каждый человек, который живет вне Бога, он приносит вред - своей семье, человечеству, своему народу.

о.А.: - Но сколько людей-безбожников, а живут подолгу…

о.Д.: -Значит, Господь надеется, видит в них   потенциальную возможность покаяния.

 

 - Скажите, почему христианам не стоит сближаться с людьми, далекими по духу от Христа, ведь если вера крепка, то бояться нечего? В чем опасность?

о.Д.: - С преподобным преподобен будеши, с развращенным развратишися. Никогда нельзя доверять. И кто тебе сказал, что у тебя вера крепка? Вода камень точит. Сегодня она у тебя крепка, а завтра она дала трещину, а послезавтра Каин убил Авеля.

о.А.: - То - есть если человек явно выбрал путь нехристианский, то лучше держаться от него подальше? А как же тогда проповедь христианства среди  людей?

о.Д.: - Проповедь направлена  вовне. Если кто способен слышать, имея уши, тот слышит. И потом, здесь - явное противоречие. Одно дело- сближаться, можно сказать, дружбу водить. Что, апостол Павел, когда в  Ареопаге выступал, он что в друзья навязывался что ли к тем, кто его слушал? Нет, просто рассказал о Боге.

 

- В одной из проповедей Вы приводили пример бабушки, ведущей подрывную работу в  семье, от которой надо уехать подальше и адрес ей не сообщать. Родственники воспринимают такие шаги как неблагодарность, говорят «где ж твоя христианская любовь?!» и считают между собой, что я злой. Озлобился на них. А может, такие враги даны как крест? Как надо поступать?

о.Д.: - А Христа тоже называли сыном Вельзевула. Общественное мнение - это ничто. Каждый воспринимает именно на свой лад.

о.А.: - Ты мне отказал, значит ты - жадный. Ты со мной общаться не хочешь - ты плохой…

о.Д.: - Ну что ж, ну плохой. А хороший, это когда я не работаю, целый день играю в компьютер, а ты меня кормишь, мне все стираешь и ничего  поперек не говоришь, а я еще поменял ночь со днем, и ночью хожу-брожу, душ принимаю, шумлю тарелками, чай себе завариваю, а ты терпи, потому что ты христианин. Это тогда вот все хорошо? Нет, если человек ради подвига это на себя все взял, сплошь и рядом так бывает. «Слушай, - говорит, - ты не донесешь меня? У меня ноги не ходят». Тот пригибается, сажает себе на шею, а потом тот пятками начинает его бить  и говорить: «Ну что так медленно несешь?». Нет, если ты его донесешь, ты совершишь подвиг.  Но если ты хочешь думать о его душе, надо ласково его снять, поставить или посадить, и сказать: «Дальше как-нибудь сам, а я что-то устал. Всё, извини, больше не могу».

- Подскажите, как сохранить мир и покой в душе, что для этого нужно делать?

о.Д.: - Научиться сначала терпению, потом долготерпению, потом смиренномудрию, а потом смирению.

о.А.: - Но в процессе этого научения покой-то уходит…

о.Д.: - На первых порах человек будет возмущаться, и может быть, даже жаловаться, будет доказывать, искать справедливости… как будто у людей можно найти справедливость!

о.А.: - Но, наверное, покой в душе возможен, когда человек радостен. А когда тобой понукают, как Вы говорите, пятками в бок бьют. Какая тут радость?

о.Д.: - Ну, почему? Вполне возможно, когда человек без этого понукания будет считать, что и так  день прошел зря. Это уже как бы высшее духовное развитие, юродство во имя Христово.

о.А.: -То есть обретать радость от того, что тобой  распоряжаются как тряпкой?

о.Д. : - Просто человек отсекает свою волю ради этого. Зато он приобретает другое. Приобретает смирение, т молитву, близость к Богу. Такой человек даже дар чудотворения может получить. Но такого достигали единицы.  Мало ли сколько желающих… Вон сколько желающих креститься. И что? Очень редко бывает, что желающий крестить или креститься хотят быть христианами, или хотя бы отдаленно понимают, что такое христианин. Там своя цель - типа быть как все. Это основное, потому что они слышали одно только хорошее и себе хотят хорошего.

 

- Как русский человек  становится буддистом? Что происходит с человеком? Как он проходит мимо Христа и приходит к Будде?

о.Д.: - Дело в том, что ни к какому Будде он, конечно, не приходит. Он приходит к оккультной литературе.  Я тут был в командировке и общался с женщиной, которую мне поручили, так как она хочет узнать что-то о христианстве, а вообще увлечена индийскими вещами. Путь тривиально-типичный. Потому что человек  питается не индуизмом, а этаким баптизмом от индуизма. То- есть  американские упрощенные схемы, да еще переведенные на русский язык. И там  все логически выстроено, как будто в учебнике алгебры.  А в христианстве он читает- и ничего не понимает, всё какие-то иносказания – «вышел Сеятель сеять»… ну и чего?..

о.А.: - То есть человеку лучше алгебраическая, упрощенная формула, чем мыслить?

о.Д.: - Лучше вообще арифметическая: 1+1=2. Вот это самое милое дело. Христианство - вещь тонкая, поэтому никак не продолбишь голову, чтобы человек понял, зачем креститься. Он это не усваивает.

о.А.: - Нет, ну когда послушает немного…

о.Д.: - Нет, вера - от слышания. Если у него хватит терпения слышать и у него будет собственный религиозный опыт, он конечно в себе ко   христианству набьет тропиночку среди кустарников.  А так - как хорошо: слоник с хоботом, ты   ему два орешка положил и замечательно, чувствуешь, что ты сделал что-то великое, думаешь, что ты приобщен к  старинному, вечному, древнему.

о.А.: - Но может, и приобщен, может, и в древности так люди веровали.

о.Д.: - Но… лучше быть приобщенным к истине, чем к густопсовому язычеству.

о.А.: - Но ведь оно интереснее?

о.Д.: - Не знаю, не нахожу. Мне анилиновые картинки из этих книжек  вызывают такое волнение-отвращение.

о.А.: - Батюшка, но именно к оккультизму и язычеству люди прилепляются фактически мгновенно…

о.Д.: - Потому что все эти системы построены  исключительно как финансовые пирамиды. И там серьезные люди, менеджеры трудятся над этим. И подбирают, чтобы было ясно и понятно любому торговцу парфюмерии.

- Старшая девочка (их две - 6 и 4 лет) из ревности и зависти не любит  младшую и строит ей козни при каждом удобном случае. Это проблема уже давняя. Испробовали разные способы взрастить в ней любовь к младшей. Пробовали и наказывать, и другие способы, но ситуация не меняется. Младшая начала давать ей отпор, и отсюда стали учащаться конфликты. Дайте совет, как восстановить мир между сестрами?

о.Д.: -Понятно, что ревность и зависть - это чувства. Но на чувства можно воздействовать словом. Еще хорошо показать девочек детскому психологу. И он уже, исходя из их структуры психологической, может дать совет, наблюдая за ними, потому что так заочно - довольно трудно. Это самое обычное дело. Воспитание заключается в том, что ребенку сообщают некоторые сведения - какие правила игры, ребенок должен это понимать, а что он  должен, чего не должен делать. Сегодня я столкнулся с тем, что маленький мальчик показывал язык, зная, что этого делать нельзя, что он это делает, чтобы выразить,  таким образом, свое «фэ». И надо донести до его сведения, что это ни в коем случае делать нельзя, потом будут последствия,  и они для него будут неприятными. Ребенок должен усвоить, что любой выпад будет нести последствия, которые для него неприятны, и такое поведение неприемлемо.

- Хожу в храм 15 лет и вижу, как прихожане ненавидят друг друга, так и ищут, кого в  каком грехе уловить. Как относиться к такому явлению? И что можно сделать?

о.Д.: - Да ничего не поделать. Это не нашего ума дело. Дело священника, который  должен проповедовать слово Божие своим прихожанам.  Нас никто не будет слушать в храме. Наоборот, будут отстаивать свою позицию, потому  что большинство людей не понимают, что такое христианство. Большинство людей занимаются устройством своей собственной жизни - на работе, на улице, дома и в храме, исходя из принципов справедливости по отношению к самому себе. Маленькая девочка угнетает свою сестренку. Почему? Потому что ей кажется, что той уделяется больше внимания. Типичный случай.

о.А.: - Но здесь взрослые люди, пришедшие в храм…

о.Д.: - А какая разница? Умом-то они еще дети. Они пришли в храм? –Молодцы! Но это же еще ничего не значит! Нужно научиться христианству. Успеют они научиться -  не успеют? Что мне делать? Переделывать других - смешно. Надо заниматься своей душой. А если маленькие дети есть, то постараться их воспитать и их научить  христианству. Всё!

Если ты учитель в школе, ты можешь попытаться их познакомить с христианством. Если священник - ты должен учить христианству, это твоя должность перед Богом. А если ты сталевар, ты не обязан никого учить христианству, ты должен быть примером христианской жизни.

- Как преодолеть страсть к детективам?

о.Д.: -Нет ничего проще. Покупаешь коробок спичек, едешь на дачу, отвозишь туда все детективы, и ими растапливаешь печь. После того как они все прогорят, уже не покупать больше ни одного. Вот и все, считай, страсть  преодолена.

- Недавно в общественном транспорте моя соседка - женщина пенсионного возраста, громко и агрессивно начала возмущаться, что раньше в СССР ей жилось очень хорошо, а сейчас все плохо. Я не выдержала и возразила ей. Но женщина не унималась. Шла домой и жалела, что ввязалась в этот спор. Скажите, а  правильно ли я поступила? Или надо было молчать? Мне показалось, что сказать - это как исповедовать Господа, права ли я?

о.Д.: - Надо не у меня спрашивать,  а у Святого Евангелия, которое говорит «дерево судите по плодам». Исповедовал Господа – отлично, а какие плоды? А плоды - скандал. Так никакого Господа никто не исповедовал, а просто свою страсть возмущения излил на бедную многострадающую женщину. Ей и так тяжело, а тут еще и перечат.

о.А.: - Некоторые говорят: но когда при мне хулят Бога, если промолчу, значит как бы присоединяюсь к этой хуле?

о.Д.: - Почему присоединяюсь? Раньше, когда висел лозунг «Коммунизм - светлое будущее всего человечества», пойди в магазин, купи лестницу, залезь и  сними этот лозунг. Что ж тогда-то молчал? Вот это исповедничество. Как древние христиане, приходили в языческое капище и говорили «я -христианин», и шли в ссылку и на смерть. Всё это пустые разговоры в казенном доме. Человек не имя Божье защищает, а просто ему сейчас говорить про это безопасно, вот он  и выступает.

 

- Батюшка, какие бы практические советы могли бы дать по религиозному и духовному воспитанию детей-дошкольников? От телевизора в доме мы отказались, читаем Писание, молимся вместе. А что еще Вы могли бы порекомендовать верующим мамам?

о.Д.: - Верующим мамам я бы посоветовал подключить  к воспитанию верующих пап. Потому что иначе, если папу не подключим, то никакого религиозного воспитания у нас не получится.  Одна мама с этим 100% не справится. Ну, вернее статистика не 100%, а 93%. 7% мам успешно воспитывают.  Я сам такие случаи знаю, но они все-таки редки.

о.А.: - А что остальным мамам не хватает, ведь желание и любовь есть?

о.Д.: - Не хватает папы.

о.А.: - Правильно верующего?

о.Д.: - Что нужно, чтобы из пункта А в пункт Б, расстояние до которого 20 км, добраться за 30 мин?

о.А.: - Автомобиль.

о.Д.: - Автомобиль, велосипед, лошадь, ишак. Но пробежать их пешком - это могут единицы.  Так же и здесь, ну как без папы?! Это задача, все равно, что бежать 20 км без велосипеда. Поэтому говорят: а если папы нет? - А если велосипеда нет? - Тогда высовываешь язык и бежишь.

о.А.: - Не очень радостная перспектива…

о.Д.: - А надо папу выбирать. А то сегодня одна девушка пришла и говорит: «Вот мне сделал предложение мальчик». Спрашиваю: «Давно знаешь?».  –«Три месяца уже. Я согласилась». Ну … можно  и на птичий рынок сходить  и купить кота в мешке …

- В три года сын стал говорить «не хочу у вас жить». Разговариваем, но это все переходит в истерику и становится еще хуже. На что обратить внимание? Какие возможные ошибки я допускаю? И как себя вести в этом случае?

о.Д.: - В три года начинается определенная стадия развития дитя, который познает мир. И оно заключается в том, что ребенок начинает всему противоречить. Пойдем гулять – «нет, не пойдем». Давай надевай ботинки – «я ботинки не хочу». Есть  начинать  с супа – «суп не буду». Вот Галя улыбается. Надо  спокойно. Не хочешь жить, ладно, не живи. Всё. Разговор исчерпан. Никуда он не уйдет. Он боится дом покинуть. А так, куда-то отойти ненадолго еще сможет.

о.А.: - Да, маленькие дети поворачиваются и, не глядя назад, есть мамы или нет, идут. А мама, как привязанная, бежит за ним.

о.Д.: - А не надо бежать. Надо сделать паузу и спрятаться. И он, когда увидит, что в поле зрения мамы нет, он тут же обратно.

о.А.: - То есть переубеждать ребенка в его неправоте не стоит.

о.Д.: - Нет, он этого и ждет. Он хочет, чтобы спорили, чтоб был равным, хочет, чтобы к нему проявили уважение как к личности. Это такая игра. Уже интеллектуальная. Если время есть, можно в нее и поиграть, дать ему возможность открыть дверь.

- Муж, когда дочка 10-ти лет себя плохо ведет, не разрешает ей идти в храм. Можно ли так наказывать? Переживаю, вдруг она с возрастом вообще не захочет ходить в храм?

о.Д.: - Всегда в наказаниях есть определенные риски, в любом наказании.  Такое наказание возможно как «одно из». Какой тут есть риск? Ребенок, когда ему лень, может специально что-то сделать в надежде, что его не пустят в храм,  а в это время он будет играть в компьютер. Это же хитрецы страшные.

о.А.: - Некоторые родители во что бы то не стало каждое воскресенье детей приводят в храм, в надежде что вот эта регулярность даст ребенку некий задел на будущее.

о.Д.: - Дело в том, что воспитание строго индивидуально. Что для одного ребенка хорошо и действительно может оказать хорошее воздействие, то для другого это будет плохо. Здесь надо действовать, исходя из самого устроения дитяти.

о.А.: - Каждый ребенок рано или поздно начинает этому противиться.

о.Д.: - Не каждый. Есть такие, кто не противится. У них это происходит очень органично.

- Мне нравится мальчик, он - алтарник, учится в семинарии. Возможно ли и красиво ли подойти к молодому человеку и познакомиться самой?

о.Д.: - А что? Смотря, в какой форме. Подойти и сказать: «Здравствуй, мальчик! Меня зовут Света. Мне очень хочется с тобой познакомиться, потому что я хотела бы, чтобы у меня друг был человек, который служит в церкви». Мне кажется, ни один мальчик не устоит.

о.А.: - Тут вопрос - удобно ли?

о.Д.: - Ну, чтобы удобно было, надо чтобы немного народа было, потому что пробираться через толпу неудобно.

о.А.: - Считается, что когда девушка знакомится - это н скромно.

о.Д.: -В современной ситуации «нескромно» - это совсем другая вещь. Ты , о.Александр, откуда приехал-то? Из XVIII века?

- У Исаака Сирина прочитала: «Господь терпит всякие немощи человеческие, не терпит же человека всегда ропщущего». Поясните, почему ропот так не угоден Богу?

о.Д.: - Во-первых, надо понимать, что это такой художественный образ. «Бог терпит - Бог не терпит» - это людские категории. Теперь  - что это значит? Ропот - это противление воле Божьей. И когда человек противится воле Божьей, то  никакое  взаимодействие с Богом невозможно, и можно это представить так, как будто Бог действительно не терпит этого человека.

о.А.: - Человек бьет в стену и ему кажется, что стена его обижает, предъявляет претензию Богу, ему кажется, что Бог его обидел.

о.Д.: - Как медведь в повести «Дубровский» - бьет по кадушке, утыканной гвоздями и сердится на нее, хотя источником боли является он сам.

о.А.: - То - есть чем человек больше претензий к Богу предъявляет, тем ему больнее получается?

о.Д.: - Да, конечно. Дух возмущения, дух революции - это дух сатанинский. Дух преобразований, дух недовольства, дух осуждения, дух постоянной критики, собственного мнения - это дух беснования.

о.А.: - Но человек может отстаивать нечто?

о.Д.: - Человек может все,  даже людей убивать. Вот недавно один шайтан взорвал в мечети себя и массу народа, выразил свой протест. Что-то ему не нравилось, раз он жизнью пожертвовал. И, более того, он думает, что он этим Богу послужил, убив людей, которые пришли молиться. Ну что происходит с сознанием такого человека?

- Влияет ли на спасение венчание двух людей?  В загробной жизни будут ли они вместе на небесах?

о.Д.: - Некоторые будут, а некоторые не будут. Хоть сто раз венчай. Это зависит только от того, стяжала эта семейная пара Святого Духа в своей семейной жизни или нет.

о.А.: - Частенько у людей все-таки разный путь. Один чуть быстрее идет, другой -чуть помедленнее.

о.Д.: - Да, но если есть смирение и любовь, то потом происходит соединение. Но, как правило,люди несовершенны, а уж механические восприятия Таинств… Вот, мы венчанные - ну и что?

о.А.: - Это воспринимается как что-то магическое…

о.Д.: -Ну да, венчанные. И всё. Мы венчанные. Это все равно, что «мы крещеные»…

о.А.: - Когда возникают семейные проблемы, очень часто люди именно так говорят – «брак венчан». Но проблемы все равно есть.

о.Д.: - А Иуда тоже был крещеный, и очень большие проблемы у него случились. Читал? Ну вот… А ведь крещеный был, не нам с тобой чета - апостол!

- В чем разница между хвастовством и желанием поделиться своей радостью?

о.Д.: - В мотиве. Одно дело человек хочет чем-то поделиться, а другое дело - себя прославить. Разная мотивация.

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦ Каталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+