13.07.2015 07:55:45
Протоиерей Дмитрий Смирнов
Слушать: http://radonezh.ru/radio/2015/04/18/21-00.html
В чем разница между осуждением и обличением?
- Осуждение – это вынесение приговора. А обличение – это обнажение его несовершенства.
- Т.е. если мы говорим человеку о его неправоте, значит, мы его не осуждаем?
- Это зависит от того, как мы это делаем. Если мы это делаем в духе кротости, с желанием его исправления, причем мы чувствуем, что от наших слов будет польза, то здесь нет ни осуждения, ни обличения.
- Как остановиться обличая, не осуждать?
- А лучше вообще этим не заниматься, тогда все будет впорядке. А еще лучше – вообще молчать.
- Даже когда видишь и знаешь?
- Ну видишь и знаешь, а что толку?
- Обычно люди на это говорят «вдруг он меня услышит»…
- Вдруг не бывает. Всегда ясно. Человек должен задать себе вопрос: «Вот я собираюсь его обличить, какова будет его реакция?». Если ты задаешь себе такой вопрос – ответ тут же приходит – «не связывайся» или «бесполезно».
Мой муж работает в полиции, на его глазах происходит много несправедливости, а также существуют такие убийства, которым нет объяснения. Скажите, почему Бог попускает жить и действовать таким людям как Чикатило, почему Бог не спасает безвинных людей?
- Во-первых, безвинных людей нет, начнем с этого. Человек может быть безвинным с точки зрения уголовного права, но «всякий гневающийся на брата своего есть человекоубийца».
- Тогда это каждый из нас…
- Попущение Богом человеческой несправедливости существует для того, чтобы человек сделал выбор в пользу добра сам. Если бы Бог был справедлив, все вот эти «невинные» давно были бы в аду. Просто Бог знает про человека всё, а женщина, которая задает этот вопрос – она не знает. Всё, что против нее направлено – это несправедливо. Всё, что исходит от нее, она считает, что это справедливо.
Прокомментируйте, пожалуйста, Ваши слова в ответе на один из вопросов, что «Господь дал нам понять только то, что полезно для спасения души, а остальное – это удел науки». Как это понять? Ведь наука тоже призвана служить спасению души?
- Обождите, как химия служит спасению души? Расскажите мне.
- Кто-то может удивиться красоте, как всё устроено. Понятно, что это не универсально, но для кого-то может послужить ко спасению души.
- Для кого-то и кирпич на голову может послужить спасению души. И что? Нет, наука не может заниматься спасением души, в этом она очень неубедительна. Наука занимается только материальным миром, а вопрос спасения души к материи не имеет никакого отношения. Это всё равно, что звуком, который издает балалайка, шпаклевать стены. Как это возможно? – Никак, совершенно другая область.
Я подаю записки, ставлю свечки, молюсь о упокоении своего дедушки, который даже не знает, что я родилась. А вот душа его, она знает, что я теперь есть, я о нем молюсь?
- Знает, конечно. Простой вопрос, если бы она не знала, Вы бы этого и не делали.
Почему одних людей мучает отсутствие Бога, а других нет?
- Если человек живет, например, в трезвости с детства, его отсутствие спиртного не мучает. А человека, который без этого жить не может, его отсутствие спиртного мучает. Т.е. человек, который знает Бога, он не может без него жить.
Есть ли смысл в предсмертном покаянии, когда человек признает себя грешным, но не успевает изменить свою жизнь?
- Есть смысл.
- Т.е. покаяния в полном смысле этого слова не происходит, человек лишь признает свои грехи…
- «Бог и намерение целует», - сказал Иоанн Златоуст.
- Поэтому и когда родственники во что бы то ни стало пытаются пригласить к умирающему священника, это хорошо?
- Если он верует. Если не верует, тогда я считаю, что это насилие над личностью.
- Но человек уже не в состоянии сопротивляться чему-либо, но прожил жизнь нецерковную…
- Очень многие прожили такую нецерковную жизнь… Мой любимый герой – это последний севастийский мученик, он тоже невоцерковленный был человек и некрещеный.
- Но он захотел…
- Вот и всего! Всё его христианство заключалось в том, что он захотел, причем захотел страданий за Христа.
Как относится к тому, что маленькие дети 2 и 5 лет видят то, что не видят взрослые? Всегда ли это проявление бесовских сил или это психологическая особенность раннего возраста?
- Психологическая особенность, это «блаженные чистые сердцем, ибо они и Бога узрят», дети часто видят божественный мир.
- Т.е. то, что детям открывается, это свойство их чистоты души?
- Да, только с этим связано.
У меня под опекой находится девочка 12,5 лет, которую я взяла из детского дома в 6 лет. Когда я ее брала, я не знала, что у нее есть психические отклонения, но это стало проявляться достаточно быстро, год назад ей поставили 2 диагноза – органическое поражение мозга и психопатическое расстройство личности. За те годы, которые она у меня, у меня не получилось ничего изменить в ней в лучшую сторону – ни интеллект ее развить, ни душу как-то возродить, ни веру в Бога привить, а сил у меня и у всех моих родных, близких, учителей в многочисленных школах уходит и ушло очень-очень много. И на самом деле в моей помощи и в моих трудах нуждаются также и другие люди. Стоит ли мне продолжать дальше растить ее еще непонятно сколько времени или же все-таки лучше отказаться и посвятить себя другим людям, когда ты видишь результат своих трудов?
- А Вы знаете, этот вопрос только Вы можете решить. Вот Вы говорите, что ничего не удалось в ней изменить, но этого быть не может. Мы не можем на нее посмотреть 2 раза – первый раз, когда она с 0 до 6 была в казенном учреждении, а второй раз посмотреть, какой она стала сейчас в результате домашнего воспитания. И уверяю Вас, это небо и земля! Очень многие родители, которые не сдают детей-инвалидов, для них даже небольшое улучшение, например, к 30 годам он научился держать ложку и не проносить ее мимо рта – это уже большое достижение. Никто, ни в каком учреждении с ним бы так не занимался, но качество жизни его улучшилось. Так же и здесь. Я абсолютно уверен, что Вы много для нее сделали. Если хватит терпения это продлевать, то Вы еще сделаете для нее что-то. Сейчас у нее начинается переходный возраст, от этого ситуация может улучшиться сама собой, может ухудшиться. Если девочка станет представлять опасность для окружающих, то придется ее отдавать в учреждение. Если нет, то Вы сумеете еще и еще, и еще что-то для нее сделать, потому что Вы же взялись ее опекать, что-то еще можно сделать всегда. У нас в детском доме тоже есть ребятки, которые не вполне адекватные, и есть с тяжелыми поражениями, и нам тоже трудно предположить, что с ними будет через 10 лет, но пока у нас получается, и мы можем, тоже ситуация улучшается, мы радуемся каждому успеху, некоторые учатся в вспомогательных школах, ну что делать? На улицу же не выкинешь, живой человечек, очень симпатичный, но убогий. Что делать? В газовую камеру что ли? Так что это только Вы можете решить, но уверяю Вас, всё, что Вы сделали, это не напрасно, вот это 100% могу сказать.
- Но нет такого результата, который человек ожидал?..
- А вот так часто бывает – папа, мама воспитывают ребеночка, хотят, чтобы он в Бауманский поступил, а он начинает машины угонять и в тюрьму садится. Сколько угодно таких историй… Папа в тюрьме не был, мама тоже, что его туда тянет?..
Бытует мнение, что не надо насильно вымаливать детей у Бога – кому Бог сочтет нужным, тому и даст. Правильно ли это? И надо ли мне молиться о том, чтобы Господь даровал ребенка? Или оставить все это на Промысел Божий?
- Ответ очень простой: не хочешь – не молись. Понятно, что сам вопрос содержит в себе ответ – человек не хочет. Почему не хочет? – Лень и нет любви.
- А вот некоторые говорят: «Сейчас вымолю, а вдруг инвалид будет?».
- Раз сам ты инвалид на всю голову, то кого ж еще можешь вымолить? Только такого же инвалида. Это же передается всё, это же зараза…
Могу ли я отказаться от брака, бросить мужа из-за детей? Мой муж – немец, а я не хочу жить в Германии, где в школах учат сексу. Жить в России с мужем нет возможности из-за работы. До свадьбы даже и предположить не могла, что в развитых странах такое может твориться…
- Во всех демократических «развитых» странах с детского сада обучают этому – и в Германии, и в Швеции, и в Норвегии, и в Дании… везде. Но ради спасения детей от разврата – это уважительная причина, вполне можно благословить сматываться из этой Германии со всеми ее школами.
Зачем миряне едут к старцам в монастыри? И надо ли стремиться туда ехать?
- Тут лучше сказать не «зачем», а «почему». У каждого человека складывается какое-то мнение, но он не уверен, соответствует оно истине или нет, поэтому он хочет поехать к авторитетному человеку, чтобы утвердить то, что он решил. А если он скажет что-то не то, то он поедет к другому старцу.
Чувство одиночества и богооставленности - это следствие наших грехов или испытание от Бога?
- Не то, и не другое, это просто человек приуныл, никакой богооставленности нет, это всё наговоры. Просто человек прочел, что такое бывает, и на себя начинает примерять.
Люблю одиночество, большее время один, не грех ли это?
- А что тут такого? А я вот люблю слушать соловья, не грех ли это? Видимо, от одиночества совсем больше не о чем спросить. Что тут сказать? Мне б твои заботы…
Добавить комментарий