Перейти к основному содержанию

19:09 26.05.2019

Эфир от 15.02.2015 21:00. Протоиерей Олег Стеняев в прямом эфире радио "Радонеж" отвечает на вопросы радиослушателей.

18.03.2015 11:40:01

Видео: http://radonezh.ru/radio/2015/02/15/21-00.html

- Как относится к проповедям православного миссионера Игнатия Тихоновича Лапкина? На YouTube их огромное количество. Говорит Игнатий Тихонович всегда интересно, убедительно, живо. Постоянно цитирует Священное Писание. Но смущают несколько моментов. Первое. Постоянно подчёркивает невежество священников, нежелание учить народ и т.д. Второе. Говорит, что монахи нарушили заповедь Спасителя идти и проповедовать Евангелие, т.к. пошли в обратном направлении - в пустыни и горы, - а не в мир для проповеди.

- Что я могу ответить? Игнатия Лапкина помню как талантливого полемиста с сектантами и строгого православного аскета. Но давно, с советских времён, я его не видел. Поэтому ничего не могу сказать.

Если говорить о монашестве, безбрачие в Церкви установлено для тех, "кто может вместить". Как сказано: есть скопцы, которые оскоплены от людей; и есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царствия Небесного. Кто может вместить, да вместит. (Мф.19:12)

"Есть три рода скопцов, - пишет блаженный Иероним в «Комментариях на Евангелие от Матфея». - Два из них скопцы телесные. Третий - духовный. Одни такими родились. Другие были оскоплены в результате пленения или для развлечений матрон. Третьи сделали сами себя скопцами для Царства Небесного, стали скопцами ради Христа. Хотя в полном смысле могли быть мужчинами, - т.е. имеются в виду духовные скопцы, которые тела не касались, но они воздерживались. - Последним обещана награда. Первым и вторым, для которых целомудрие неизбежность, а не цель веления, за это ничего не положено. Можем сказать и иначе. Есть скопцы от рождения, они по природе фригидные, - рассуждает Иероним Стридонский, - и не склонны к похоти. Другие становятся скопцами от людей. Такими их делают философы, либо они теряют способность к семейной жизни через почитание идолов, либо они по еретическим убеждениям стимулируют целомудренность, ложно принимая это за истинную религию. И никто из них не последует в Царство Небесное. Но лишь тот, кто оскопляет себя, т.е. духовно, Христа ради. Потому и добавил Он, - т.е. Господь, - кто может вместить, да вместит. Чтобы каждый из нас взвесил свои силы, может ли он исполнять условие девственности и целомудрия. Само по себе целомудрие привлекательно и манит к себе. Но силы надо измерить, чтобы, кто может вместить, да вместил. Мы словно бы слышим голос Господа, Который призывает воинов Своих получить в награду целомудренность. Кто может сражаться, пусть сражается. Пусть победит и увенчается триумфом." Вот такая точка зрения у блаженного Иеронима.

Что можно ещё добавить? Цель безбрачия - целесообразность в деле церковного служения. Апостол Павел ясно высказался по этому вопросу. Он пишет: А я хочу, чтобы вы были без забот. Неженатый заботится о Господнем, как угодить Господу; а женатый заботится о мирском, как угодить жене. (1Кор.7:32-33) И выше он сказал: Впрочем, если и женишься, не согрешишь; и если девица выйдет замуж, не согрешит. Но таковые будут иметь скорби по плоти; а мне вас жаль. Я вам сказываю, братия: время уже коротко, так что имеющие жён должны быть, как не имеющие. (1Кор.7:28-29)

Братья и сёстры! Мы не умаляем значения брака. Но при этом помним, что жениться надо, чтобы не разжигаться, и для чадородия, исполняя Божию заповедь: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю (Быт.1:28). В Первом послании к Коринфянам Апостол Павел пишет: безбрачным же и вдовам говорю: хорошо им оставаться, как я. (1Кор.7:8) Апостол Павел был безбрачный. Он говорил: подражайте мне, как я Христу (1Кор.4:16). Но если не могут воздержаться, пусть вступают в брак; ибо лучше вступить в брак, нежели разжигаться. (1Кор.1:7-9)

Василий Кесарийский (Великий) в "Пространных аскетических правилах" пишет: "Поэтому апостол, хотя брак дозволен и удостоен благословения, противопоставил связанные с браком заботы попечениям о Боге." А Амвросий Медиоланский в одном из своих посланий пишет: "Для незамужней женщины девство её - стена, защищающая её от бурь мира сего. Будучи укреплённой оградой Божией защиты, она не подвержена порывам ветра мира сего." Кстати, почти все великие миссионеры, обращавшие целые народы, были монашествующие. Это уже исторический факт. Преподобный Герман Аляскинский, просветитель Ирландии преподобный Патрик, блаженный Августин, инок-философ, обративший княгиню Ольгу, девица равноапостольная Нина, просветительница Грузии, святитель Иннокентий... Можно множество имён называть - все великие миссионеры, всё-таки, в основном были, в подавляющем большинстве, именно монашествующие люди. Хотя они как бы, по положению монахов, удалялись от мира, но по отношению к ним, наверное, действовали известные слова Христа: Не может укрыться город, стоящий на верху горы. И, зажегши свечу, не ставят её под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме. (Мф.5:14-15)

- Прочитал недавно книгу Иисуса, сына Сирахова. Хотелось бы коротко Ваш комментарий на эту книгу.

- Эта книга была обнаружена в Кумранах на еврейском языке. И если мы посмотрим предисловие к этой книге, т.е. то, что написано в самом начале, то там подтверждается этот археологический факт - сказано, что изначально она была написана на еврейском языке. Те, кто отрицают Книгу премудрости Иисуса, сына Сирахова, и другие одиннадцать книг Ветхого Завета, обычно выдвигают аргумент, что эти книги не были написаны на еврейском языке, т.е. не являлись каноническими в Ветхозаветной Церкви. Но это не совсем так. Книга Пророка Вару́ха тоже была обнаружена среди кумранских рукописей. Как и целый ряд других книг и их фрагментов - может быть, не всех книг, но некоторые части из этих одиннадцати - были обнаружены на еврейском языке.

Эти книги в понимании древних отцов очень важны для наставления новоначальных. Потому что в них содержатся великие нравственные уроки, наставления. И у меня вообще есть мечта отдельно прокомментировать все эти книги.

Второканоническими их стали называть протестанты. Мартин Лютер - первый, кто выбросил эти одиннадцать книг из Ветхого Завета. Он даже хотел выбросить Послание Иакова из Нового Завета, т.к. ему казалось, что оно не соответствует его представлению о спасении: там сказано, что вера без дел мертва, а Лютер настаивал, что спасение только по вере. Но на это протестанты не решились. А потом вот эта мода - считать эти книги не богодухновенными - перекочевала и в некоторые православные учебники.

Но если мы откроем Апостольские правила, Правила Вселенских соборов, то там, когда перечисляются боговдохновенные книги, называется и та же Книга Маккавейская, и другие из числа этих книг. Было отдельное высказывание Афанасия Великого по поводу этих книг, которое можно отнести к теологу́мену. Потому что главное решение по таким книгам - это всё-таки решение апостольского собора, вселенских соборов, поместных соборов - тогда это действительно точка зрения Церкви. В своё время, когда на соборах решали, какие книги богодухновенные, какие нет, то было принято решение, что не Синагоге решать, какие книги богодухновенные, какие нет. Потому что противники этих книг говорили, что у евреев их нет в их Библии. Тем более не протестантам каким-то решать - это решает Церковь на основании канонических решений авторитетных соборов. Поэтому Книга премудрости Иисуса, сына Сирахова - это действительно удивительная книга, полная мудрости.

Было высказано мнение протестантами, что эти книги не содержат пророчеств о Христе и, мол, поэтому как бы лишены духовного смысла. Но это абсолютная неправда. Почитайте Книгу Премудрости Соломона, где говорится, что Господь будет сидеть на небе на престоле и одновременно ходить по земле. (Сравн. ...сошло с небес от царственных престолов на средину погибельной земли всемогущее слово Твое, как грозный воин. Оно несло острый меч - неизменное Твое повеление и... оно касалось неба и ходило по земле. (Прем. 18:15-16) - Примеч. редактора) И в других из этих одиннадцати книг мы находим великое множество пророчеств о Христе, причём очень удивительных.

А в нашей русской библейской традиции, в древности, все книги считались богодухновенными, никто этого не оспаривал. И только в XVIII веке, когда через отдельных служителей церкви, типа Феофана Прокоповича, стали проникать эти протестантские настроения. Стало как бы меняться отношение к этим книгам. Но совершенно не заслуженно, потому что в целом к ним относятся с уважением.

- Отец Олег, спасся ли царь Соломон? Вот что смутило. В "Повести временных лет" сказано: "у Соломона было семьсот жён и триста наложниц. Мудр он был, а в конце концов погиб."

- Ну, что можно ответить? Во-первых, "Повесть временных лет" не отражает традиции церковного отношения к Соломону, начнём с этого. Действительно, у него было падение из-за этих жён, некое даже двоеверие. Однако покаянная книга царя Соломона - это книга Екклесиаста, или Проповедника.

В этой книге мы видим, как он сначала высказывает все свои заблуждения: всё суета сует, ни в чём нет смысла, человек умирает, животное умирает - одна учесть. (Например.: участь сынов человеческих и участь животных - участь одна: как те умирают, так умирают и эти, и одно дыхание у всех, и нет у человека преимущества перед скотом, потому что всё - суета! (Еккл.3:19) - Примеч. редактора.) А потом он показывает, к каким выводам он всё-таки пришёл. О человеке он говорит, что тело возвращается в землю, а дух отходит к Богу. Говорит о суде Божием, который неизбежен. И, хотя в начале всё очень так экзистенциально, - он показывает, в чём он заблуждался, какие были настроения, - потом очень ясные мотивы проявляются. Т.е. книга Екклесиаста - это может быть первая книга такого жанра, жанра исповеди. Если кто заинтересовался, перечитайте.

В православном календаре память праотца царя Соломона, он по плоти праотец Господа нашего Иисуса Христа, совершается 17 июня, есть житие, есть икона. Но самое главное - Соломон автор трёх канонических книг Библии. Это книга Притчей, книга Екклесиаста и Песнь Песней. Читаем: Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым (2 Пет.1:21). Но и книга Премудрости Соломона, относящаяся к так называемым Второканоническим книгам Библии, тоже принадлежит ему. Таким образом, четыре библейские книги связаны с именем этого человека, который, действительно, пережил период некоего духовного затмения, но потом обрёл путь истинный. И, как я уже сказал, книга Екклесиаста это подтверждает.

- Здравствуйте, отец Олег, и благословите! Я бы хотела узнать, можно ли православному христианину при приветствии братьев и сестёр желать им Божьих благословений? Я на одном православном канале так поприветствовала, но мне сказали, что так приветствуют только протестанты. И сделали мне замечание, сказав, что благословлять может только священник. Но я же не благословляла лично, просто пожелала. Может, конечно, это одно и то же, я не знаю. Помогите разобраться, пожалуйста.

- Уважаемая Екатерина, надо учитывать отношение людей и те замечания, которые нам делают. Впрочем, есть две формы приветствия, благословения.

Ветхозаветная. И сказал Господь Моисею, говоря: скажи Аарону и сынам его: так благословляйте сынов Израилевых, говоря им: да благословит тебя Господь и сохранит тебя! да призрит на тебя Господь светлым лицем Своим и помилует тебя! да обратит Господь лице Свое на тебя и даст тебе мир! Так пусть призывают имя Мое на сынов Израилевых, - т.е. священники так благословляют мирян, - и Я [Господь] благословлю их. (Числ. 6:22-27) Но здесь сказано именно, что такое благословение принадлежит "Аарону и сынам его", т.е. священству.

Новозаветная рекомендация: а входя в дом, приветствуйте его, говоря: мир дому сему (Мф.10:12).

Поэтому я скажу так, Екатерина. Благословение всё-таки надо оставить священникам, как мы прочитали, "Аарону и сынам его". Приветствуйте друзей словами: Мир вам! Мир вашему дому! и подобные этому.

Но, кстати, Екатерина, Вы имеете полное право благословлять своих детей и внуков. Такие примеры мы обнаруживаем в Писании. Вот родитель может как бы священнодействовать в своей семье. Не надо забывать того, что апостол Павел называет семью домашней церковью. И вот на этой канонической территории отец и мать благословляют детей. Дедушка, бабушка, прадедушка, прабабушка - они имеют полное право благословлять своих внуков и правнуков. И никто этого, конечно, не будет оспаривать.

- Что делать, если очень боишься злых пожеланий? Мне не помогает знание того, что все слова возвращаются тому, кто говорит их. Как на них не реагировать? Стоит ли на них обращать внимание? Стоит ли вообще реагировать на них?

- Ну, что можно ответить? Апостол Павел в Послании к ефесянам пишет: Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим. (Еф.4:29)

Был такой случай. Однажды в храм пришёл молодой мужчина, недавно женившийся, и сказал: "Не знаю, что случилось с женою. Она замкнулась, совсем со мной не разговаривает". Пастырь попросил привести супругу в церковь. И когда они встретились втроём, на вопрос, что случилось, она не сразу решилась ответить. Но потом рассказала. Она сказала: "Всё было, как всегда. Муж пришёл с работы, я приготовила ужин, накрыла на стол. Он сидел на диване, смотрел на меня, как я бегала туда-сюда, и вдруг сказал: "Какая ты у меня неряха."" Муж произнёс и тут же забыл эти слова. А у жены они остались. Она говорила: "Мы едим вместе, а в голове у меня крутится: "Какая ты у меня неряха..." Мы становимся на молитву, а в голове снова эти слова: "Какая ты у меня неряха...""

Действительно, братья и сёстры, "гнилые" слова могут посеять бурю отрицательных эмоций в душе человека и нарушить духовный порядок в жизни семьи. Читаем: так и язык - небольшой член, но много делает. Посмотри, небольшой огонь как много вещества зажигает! И язык - огонь, прикраса неправды; язык в таком положении находится между членами нашими, что оскверняет все тело и воспаляет круг жизни, будучи сам воспаляем от геенны. (Иак. 3:5-6)

- Раз уж Вы коснулись этого вопроса, то разъясните. По поводу общения между воцерко́вленными православными. Вот входишь в дом, говоришь: "Мир дому вашему!" Тебе отвечают: "С миром принимаем." А если тебе говорят: "Мир тебе!" Что же отвечать? Я где-то вычитал такую, не знаю, шутку, не шутку, если тебе говорят: "Мир тебе!" Надо отвечать: "И духови твоему." А если тебе говорят: "Приятного аппетита!" - то, стало быть, говори: "Брехови твоему." Вот так вот. Поясните, пожалуйста. Простите за вопрос.

- Я думаю, что мы должны серьёзно относится к такому моменту, как приветствие, когда одни христиане приветствуют других. Обратите внимание на апостольские послания. Там почти везде содержатся приветствия. Сказано: [Приветствуем вас во имя Господа Иисуса Христа. Приветствуем вас, такие-то, такие-то, такие...] (Благодать и мир вам да умножится в познании Бога и Христа Иисуса, Господа нашего. (2 Пет.1:2) Да будет с вами благодать, милость, мир от Бога Отца и от Господа Иисуса Христа, Сына Отчего, в истине и любви. (2 Ин.1:3) Милость вам и мир и любовь да умножатся. (Иуд.1:2) Благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа. (Рим.1:7; 1Кор.1:3; 2Кор.1:2; Гал.1:3; Еф.1:2; Флп.1:2; Кол.1:3; 1Сол.1:1; 2Сол1:2; Флм.1:3) Благодать, милость, мир от Бога, Отца нашего, и Христа Иисуса, Господа нашего. (1Тим.1:2; 2Тим.1:2) Благодать, милость и мир от Бога Отца и Господа Иисуса Христа, Спасителя нашего. (Тит.1:4) – Примеч. редактора). Так как приветствие бывает связанным и с именем Божиим, то когда мы говорим, например: "Мир вам!" - имеется в виду, что не мы миротворцы, а мир между Богом Отцом и родом человеческим принёс Сын Божий, Господь наш Иисус Христос. Это очень нормальное такое христианское свидетельство о добром отношении к человеку, когда его приветствуют такими словами.

Мы можем сказать: "Здравствуйте!" - т.е. мы желаем вам здравия, такой смысл этого слова.

Слова, они как бы меняются со временем. Если в старину говорили: "Здрав будь!" - встречая, то позже, когда скороговоркой стали говорить, это превратилось в "здравствуй". Точно так же, как и "спасибо". В старину говорили: "Спаси Бог!" А потом, когда все часто это произносили, то скороговоркой получилось "спасибо". Поэтому в таких вопросах мы должны, конечно, следить за своей речью.

Очень прилично сказать: "Приветствуем вас!" Потому что мы видим, что приветствие апостолы передавали не только от себя, но и от мирян. Т.е. это было обычное явление.

С другой стороны, кого мы должны приветствовать, с кем должны здороваться, а с кем нет? Господь говорит, что приветствовать надо, в принципе, всех, с кем мы общаемся. В Нагорной проповеди Он даже приводит такой пример: “И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники?” (Мф. 5:47). Т.е. любому человеку, с которым мы общаемся в этой жизни, - вот, судьба свела, - мы должны желать мира, благополучия.

Очень интересные приветствия были у преподобного Серафима Саровского, когда круглый год он приветствовал всех словами: "Христос воскресе!" Это был такой пасхальный старец. И в то же время он награждал людей такими эпитетами, он говорил: "Ваше боголюбие... Ваша светлость..." Т.е. с таким сердечным расположением обращался к людям.

И вот, когда мы действительно приветливы по отношению к людям, ищем им добра и благополучия, это проявляется и в наших словах. Это очень важно. В Писании сказано, что «за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда: ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься» (Мф.12:36-37). Поэтому нам запрещены праздные слова, нам запрещены так называемые "гнилые" слова, всякие ругательства, которыми мы можем ввергнуть человека в уныние.

У нас телефонный звонок:

- Мой вопрос по поводу приветствия перекликается с предыдущим. Иоанн Богослов в своём послании говорит, чтобы мы не приветствовали и в дом не вводили никого, не приносящего учения Христова. Вот как это можно сопоставить с тем, что Христос сам говорил, что если мы приветствуем только братьев наших, то ничего особенного мы не делаем? Поясните мне, пожалуйста. И прошу Ваших молитв.

- Спаси Господь! Дословно у Иоанна Богослова сказано так: «Кто приходит к вам и не приносит сего учения, того не принимайте в дом и не приветствуйте его» (2 Ин.1:10). Т.е. если кто-то приходит к нам в дом с намерением поменять нашу веру и не приносит сего учения, т.е. нашего учения, а что-то чуждое, мы не должны принимать таких в дом. Т.е. здесь речь идёт об агрессивной сектантской, скажем так, экспансии.

- Добрый вечер! Сергей Павлович из Москвы Вас беспокоит.

Вы в последней беседе, когда мы с Вами беседовали, как-то возвели в абсолют заповедь, которая, на славянском языке, гласит: "князю людей своих да не речеши зла".  И смотрите тогда, что получается. Иоанн Златоуст здесь подметил мнимую несостыковку. Если бы эта заповедь была абсолютной и безусловной, то апостол Павел, по мнению святых отцов, тогда как бы a posteriori укорял бы Самого Господа Иисуса Христа...

- Сергей Павлович! У Вас наверняка дома есть Толковая Библия. Откройте Толковую Библию, и там Вы увидите ссылку на Блаженного Иеронима. Ссылка очень интересная. Блаженный Иероним укоряет апостола Павла, что он не ведёт себя перед первосвященником так, как вёл себя Христос, когда оказался на суде перед первосвященниками. Христос просто молчал. Он не отвечал какими-то эпитетами, вроде "стена подбелённая" или как-то ещё. Но Иероним Блаженный находит извинение для Павла. Он говорит: конечно, было бы хорошо, если бы Павел подражал Христу во всём. Но всё-таки Христос - это Богочеловек. А обычному человеку, как Павлу, трудно было сдержать свой гнев. Потому что в этот момент его приказали бить по лицу, ему было тяжело.

Поэтому, когда Вы находите толкование, Сергей Павлович, не ограничивайтесь никогда одним толкованием. Загляните в Толковую Библию, посмотрите у Златоуста. Златоуст прав в чём? В том, что для апостола Павла этот человек уже не был первосвященником. Он действительно, как пустое место был для него. Потому что с переменой закона происходит и перемена священства. Как говорится в Священном Писании, так как Ветхий закон был заменён евангельскими заповедями, то произошла и замена священства. Но начальствующим в своём народе он продолжал оставаться. Потому что в то время евреи были под римским владычеством, и фактическими вождями еврейского народа были именно первосвященники. Как в период Судей, после исхода и до избрания первых еврейских царей судьи совершали все разбирательства, так и в период, когда жил апостол Павел. Первосвященники были, как цари в своём народе, и к ним было соответствующее отношение.

Более того, в Новом Завете говорится о том, что вообще нельзя злословить никакое начальство. И сказано, что те люди, которые злословят начальство, как бы "сожжены" в своей совести и неправильно поступают. И в Посланиях апостола Петра мы находим призыв: Бога бойтесь, царя чтите (1Пет.2:17), например. А как чтить царя? Ну, понятно, не злословием. А какой же царь был при апостоле Петре? Император Нерон. Это вообще был изверг полный, человек с какими-то садистскими наклонностями. Но Пётр, когда говорит: Бога бойтесь, царя чтите, - он говорит о принципе власти. Что, если над империей поставлен такой страшный царь, значит, это Божие наказание. Если люди исправятся - будет хороший правитель.

Конечно, мы имеем примеры, когда, например, Василий Великий молился, чтобы император Юлиан Отступник умер бы. Или когда отцы VII Вселенского собора писали императору Византийскому Льву анафемы, потому что он был иконоборец и уничтожал святыни церкви. Но в то же время, когда они начинали свои обличения, они писали: "Приветствуем мы императора... Радуйся о Господе..." - и так далее, а потом уже высказывали какие-то свои претензии. Это вы можете увидеть в Деянии VII Вселенского собора.

Поэтому, Сергей Павлович, не надо спешить именно, заняв какую-то позицию, бурно её отстаивать. Это немножко неправильно. Мы всегда должны изучать тот или иной вопрос. Когда Вы мне задали тогда свой вопрос, конечно же, я пришёл домой, я посмотрел у Златоуста, я посмотрел в Толковой Библии, в других текстах, источниках. И картинка, конечно, немного меняется. Это очень важно, когда мы объективно всё воспринимаем.

- Добрый вечер, отец Олег. Раба Божия Ольга хочет спросить Вас по девятой главе книги Бытия, где говорится о том, как Господь заключил завет с Ноем. Там в одном месте изумительной красоты слова о радуге.

Вообще, я раньше никогда не задумывалась. Мы живём летом в Купавне, по Горьковской дороге, у нас там озеро прекрасное. И вот когда сынок выходил, Вы знаете, такая была радуга над озером необыкновенной красоты! И я сразу вспомнила псалмы, там часто призывают любоваться красотой Божьего мира. И вспомнила, что в Бытии есть слова о радуге. Я потом домой пришла, нашла, что это 9-ая глава. И там говорится, что Господь заключил с Ноем завет, что больше не будет такого потопа, если люди будут себя правильно вести.

Скажите, пожалуйста, какие чувства у нас должны возникать, когда мы видим радугу? Может быть, мы каяться как-то должны, поскольку это явление отражено в книге Священного Писания? Может, нужно какую-то особенную молитву прочитать? Потому что Господь нам дал действительно завораживающее природное явление. Спасибо!

- Господь дал это знамение, как пишут святые отцы, потому что люди боялись далеко отходить от ковчега. У семейства Ноя был такой страх, что это может повториться, что они держались поближе к Арарату и просто боялись спускаться в долину. Если и спускались, то на какое-то время, а потом поднимались назад. И чтобы разрешить это недоумение людей, Бог даёт радугу, т.е. заключает завет о том, что такого потопа уже не будет. Не в том смысле, что вообще не будет потопа, а вот не будет всемирного потопа. Не будет такого потопа, который покроет водами и всю землю, и высокие горы, и так далее. Потому что мы видим, что в мире случаются наводнения, и люди даже гибнут во время этих наводнений. Но Бог заключил такой завет, сказав, что природа человека изначально испорчена, и Он проявляет милость. Господь свидетельствует о том, полагая на небе радугу. Когда мы видим радугу, действительно, вспоминаются слова из Священного Писания, и такая радость возникает в душе, что Господь заботится о людях! Бог не хочет смерти грешных, как сказано в Писании. Бог вообще хочет, чтобы все спаслись и пришли к познанию веры. Поэтому для нас очень важны знаки, которые Господь оставил. В том числе и радуга, появляющаяся именно в связи с дождём, чтобы как бы сказать человеку: не бойся, уже не будет такого дождя, который был во время потопа. Т.е. не паникуй, спокойно относись. Распознавая такие знаки природы как связанные с волей Бога, мы, конечно, усиливаем свою веру. И в том, что Вы обратили на это внимание, ничего плохого нет.

И ещё вопрос. Брат Георгий из Харькова спрашивает.

- Благословите, батюшка! - и он перечисляет места из Священного Писания, из Евангелия от Луки, Марка, Иоанна, Деяний, IV Царств (4 глава, 13 глава) и пишет, - во всех этих местах описаны случаи воскресения людей. То, что они умерли, не вызывает сомнений. Особенно в случае с Лазарем. Ещё интересно, что природа-то разная: до Христа и во время жизни Спасителя, на земле и после. Например, многие баптисты и другие представители неопротестантских течений, как и я ранее полагал, считают, что после смерти - строго рай или ад. И назад ходу нет. Как же в этих случаях? Неужели душе Тавифы, - ну, вы помните, братья и сёстры, в книге Деяний апостолов описывается воскресение Тавифы (Деян.9:36-42), - Господь позволил покинуть райское место и снова жить земной жизнью и так далее? Вопрос такой: где находились души этих умерших? Откуда они были вновь, скажем так, вызваны к воссоединению с телом?

 

- Во-первых, надо обратить внимание на то, что святые отцы пишут, что первые три дня душа находится просто рядом с телом. Т.е. она далеко не уходит. Все описанные случаи воскрешения мёртвых связаны с тем, что их или готовили к погребению, или несли к месту погребения. Как сына Наинской вдовы, например. А что это значит? В те времена хоронили в тот же день, когда человек умирал. Так принято на востоке. Человек умирает днём, и его до захода солнца стараются похоронить. Потому что на жарком ближнем востоке тело достаточно быстро разлагается. Поэтому в любом случае душа не могла оказаться сразу, скажем так, в раю или в аду.

С третьего по сороковой день души проходят мытарства. Этому есть подтверждение в Священном Писании, в святоотеческой традиции. Потом частный суд. Частный суд - это есть то решение, которое выносится Богом относительно души после прохождения ею мытарств. Т.е. мытарства - это как бы расследование. Согласно православному догматическому богословию частный суд происходит с человеком после его смерти. Но суд - это процесс, скажем так, затяжной. В данном случае, это с третьего по девятый день, когда показывают человеку места, которые он мог наследовать. И с девятого по сороковой день. Читаем: и как человекам положено однажды умереть, а потом суд (Евр.9:27). Прохождение через воздушные мытарства является таким образом этапом частного суда, посредством которого решается судьба души до Страшного Суда.

Как частный суд, так и Страшный Суд совершается ангелами, которые являются орудиями Божьей справедливости и милосердия. Сказано: Так будет при кончине века: изыдут Ангелы, и отделят злых из среды праведных, и ввергнут их в печь огненную. (Мф. 13:49-50) Но мы знаем, что апостолы тоже будут судить, не только человеков, но и ангелов.

Достигнув подножия Животворящего Креста и раскрытого Евангелия, благой вести, душа, по прохождении мытарств, предстаёт на частный суд. О состоянии души после частного суда Вселенская Православная Церковь учит так: ни в какой ад, ни в какой рай она не попадает. Несколько иначе. Вот официальная позиция Церкви. Это "Послание патриархов восточно-кафолической церкви о православной вере" (1723 г.), член 18: "Веруем, что души умерших блаженствуют или мучатся, смотря по делам своим. Разлучившись с телами, они тотчас переходят или к радости, или к печали и скорби; впрочем, не чувствуют ни совершенного блаженства, ни совершенного мучения; ибо совершенное блаженство, как и совершенное мучение, каждый получит по общем воскресении, когда душа соединится с телом, в котором жила добродетельно или порочно." Таким образом, православная церковь различает два различных состояния души после частного суда - одно для праведников в преддверии рая, а другое для грешников в преддверии ада.

Значит, непонятно, зачем тогда Страшный Суд по Воскресении из мёртвых, когда отделят одних от других, одних справа поставят, а других слева? И как человек может оказаться в пламени, как богач мучился в огне, если не было Суда? Неужели Бог неправосудный?

Поэтому, есть частный суд, и есть Всеобщий Суд.

То, что частный суд не является окончательным, связано с тем, что со смертью человека его добрые и злые влияния продолжают сохраняться в мире живых. И в зависимости от того, какое влияние окажется доминирующим, определится окончательное решение об усопшем на последнем Страшном Суде. Поэтому Церковь и постановила молиться за усопших. И эта традиция восходит к ветхозаветной церкви, когда не только молились, но и постились за умерших. Сказано: и рыдали и плакали, и постились до вечера о Сауле и о сыне его Ионафане, и о народе Господнем и о доме Израилевом, что пали они от меча.  (2 Цар. 1:12) Здесь молились и плакали люди Давида и сам царь Давид, и постились о умерших. Ещё, это из другой книги: ибо, если бы он не надеялся, что павшие в сражении воскреснут, то излишне и напрасно было бы молиться о мертвых. Но он помышлял, что скончавшимся в благочестии уготована превосходная награда, - какая святая и благочестивая мысль! Посему принес за умерших умилостивительную жертву, да разрешатся от греха. (2 Мак. 12:44-45) Т.е. и молились, и постились, и жертвы приносили. Кстати, у иудеев всегда были молитвы за умерших. В каждой синагоге есть место, где ставят свечи за умерших. Правда, они отказались от восковых, у них электрические свечки ставят, но на определённое время.

С другой стороны, отцы церкви всегда учили, что полное воздаяние возможно только тогда, когда душа возвратится в тело. Так как, греша в теле, она и должна была страдать в теле. Живя благочестиво в теле, она должна была и наслаждаться в теле. Поэтому здесь как бы присутствует некая такая высшая справедливость.

И следующий вопрос. Очень интересный. Это вопрос раба Божия Андрея с Украины. Андрей пока ещё не православный, он баптист. Он пишет:

- Здравствуйте, отец Олег! Пользуясь Вашим разрешением продолжить дискуссию, - постараюсь больше не касаться вопросов церковного устройства, - начну с исповеди. Очень важной темы, имеющей практическое значение. Уже Киприан Карфагенский вскользь упоминает об исповеди перед священником. Возможно, это таинство появилось в церкви ещё раньше. Примечательно, что исповедь является насущной потребностью человеческой души. В той или иной форме она присутствует даже у баптистов. Но у меня вопрос. Если свои грехи в течение многих лет я исповедовал не апостольскому преемнику, а самосвятцу, что, Бог не простил мне их? А то чувство успокоения, которое приходило после этого, было лишь психологическим феноменом или, того хуже, прелестью? И как обстоят дела с грехами, которые я исповедую ежедневно только Богу? Может Вы могли бы ещё и от себя что-то дополнить к этой теме? Меня она очень волнует.

 

- Что можно ответить? Андрей, то, что Вы переживаете, называется покаянием. Т.е. перемена образа мышления. И без сомнения, покаяние не может не приносить утешения духовного отдохновения. Любой человек, который пересматривает отношение к своим грехам, испытывает некую радость, потому что как бы выпрямляет стези своей жизни. Необходимо уничтожить грех как склонность или как закон греха, живущий в нашей плоти. Апостол Павел свидетельствовал: и тот же самый я умом моим служу закону Божию, а плотию закону греха. (Рим.7:25)

Представляется невозможным бороться с дурными наклонностями повреждённой грехом наших прародителей плоти, не решив вопроса об уже содеянных нами грехах. Они, как адские вериги, висят на нашей совести и пытаются ввергнуть нашу душу в бездну отчаяния и уныния. Апостол Павел восклицал: Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием; но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих. Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти? (Рим.7:22-24) По истине, как сказано в Писании, всякая плоть извратила путь свой на земле. (Быт. 6:12)

Андрей спрашивает: как же? я дома молюсь. В собрании своём он молится (Андрей пока не стал православным). Неопределённость в таком вопросе, как вопрос о путях спасения, пагубно сказался бы на духовном состоянии каждого из нас. И здесь надо вспомнить, что Христос пришёл в этот мир спасти людей Своих от грехов их (Мф. 1:21) О том, что Он обладал уникальной властью прощать грехи, свидетельствуют многие библейские тексты. Он Сам свидетельствовал об этой власти. Христос говорил: но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, - тогда говорит расслабленному: встань, возьми постель твою, и иди в дом твой. (Мф.9:6) И ещё: Иисус, видя веру их, говорит расслабленному: чадо! прощаются тебе грехи твои. (Мк.2:5)

Оставляя эту землю, Христос ну просто не мог не оставить на земле эту удивительную власть прощать грехи, полученную Им от Его Небесного Отца по человечеству. По воскресении из мёртвых, явившись святым апостолам, Господь сказал им (внимательно прочитаем эти слова): мир вам! как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас. Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся. (Ин.20:21-23)

Этими словами Он подтвердил сказанное ранее в Кесарии Филипповой: и Я говорю тебе: ты - Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее; и дам тебе ключи Царства Небесного: и чтó свяжешь на земле, тó будет связано на небесах, и чтó разрешишь на земле, тó будет разрешено на небесах. (Мф. 16:18-19) В этом тексте Христос собеседует с апостолом Петром. Далее Он подчёркивает, что этой властью наделяются и другие Его служители. А если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытáрь. Истинно говорю вам, - т.е. Он уже обращается ко многим служителям, - чтó вы свяжете на земле, тó будет связано на небе; и чтó разрешите на земле, тó будет разрешено на небе. (Мф.18:17-18)

Эта власть принадлежала не только апостолам из числа двенадцати. Представителями пред Господом Иисусом, представителями веры, предстоятелями, были все епископы и пресвитеры Его Церкви. Например, апостол Павел не принадлежал к апостолам из числа двенадцати. Он говорил о себе и других соработниках во Христе: а кого вы в чем прощаете, того и я; ибо и я, если в чем простил кого, простил для вас от лица Христова. (2 Кор. 2:10) Как напоминают эти слова апостола Павла ту форму, которую используют православные священники в качестве разрешительной молитвы на исповеди, когда мы говорим: "И аз недостойный протоиерей Его властию мне данною прощаю и разрешаю тя от всех грехов твоих."

Христос, оставляя этот мир, сказал: се, Я с вами во все дни до скончания века. (Мф.28:20) И Он не оставляет нас в Таинствах Церкви. О Его всемилостивом прощении сказано: Если исповедуем грехи наши, - т.е. установленным порядком, как Он эту власть передал апостолам, епископам, пресвитерам, - то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды. (1 Ин.1:9) Но орудиями Его прощения со дня Пятидесятницы по-прежнему являются священнослужители, обращаясь к которым в лице апостолов, Он сказал: кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся. (Ин.20:23) И к которым относятся слова: Итак внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею. (Деян. 20:28)

Уважаемый Андрей сослался на то, что у Киприана Карфагенского нашёл свидетельство о том, что в древней Церкви была исповедь перед священнослужителем. Но мы можем найти такие свидетельства у Епифания Латинского (это 4-5 век). Мы можем найти свидетельство о том, что исповедовались перед священниками, у Блаженного Августина (354-430 гг. от Р.Х.). И даже Ориген (ок.185-254 гг. от Р.Х.) тоже рассказывает, например, в своих Комментариях на Евангелие от Матфея, что исповедь совершалась перед священнослужителями, - а он жил в конце II - начале III века, - и это был уже как бы сложившийся, установленный порядок.

Но что интересно. Сам Господь, исцеляя людей, говорил: пойди, покажись священнику. (Мк.1:44) А чему это может нас научить? Если Сам Господь, являющийся Первосвященником, говорит: пойди, покажись священнику? Т.е. действовать всегда надо законно. Так, как установлено. И если в Новом Завете мы видим, что священнослужители имели власть прощать грехи, отпускать грехи, то мы не можем это как-то пересматривать. Они даже имели власть отлучать от Церкви. Как апостол Павел в 1-ом Послании к Коринфянам пишет, что он одного человека предал в изнеможение сатане, т.е. полностью отлучил от Церкви. Правда, во 2-ом Послании к Коринфянам он его прощает и говорит: так что вам лучше уже простить его и утешить. (2 Кор.2:7) И опять же действует от имени Иисуса Христа: «А кого вы в чем прощаете, того и я; ибо и я, если в чем простил кого, простил для вас от лица Христова» (2 Кор.2:10). Как и на исповеди мы говорим, что от имени Иисуса Христа мы тоже прощаем людей.

Наша передача подошла к концу.

Как всегда, я испрашиваю ваших молитв за то служение Слова Евхаристии, которое я совершаю. Спаси вас всех Господь!

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦ Каталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+