12.03.2015 12:13:30
Кульков Сергей Андреевич
На обращение богатого юноши "учитель благий" Господь отвечает: "Что ты называешь меня благим? Никто не благ, как только один Господь Бог". Получается, что в этом эпизоде Господь отрицается того, что он Бог?
- Совсем нет. Он дает ему такой наводящий вопрос - если я "благий", то по каким признакам ты это определяешь? А благ только Бог, сделай следующий шаг - признай меня Сыном Божиим, сошедшим с Небес.
- Т.е. не напрямую Он это говорит?
- Конечно. Он только ученикам напрямую говорил. И то они не сразу это восприняли. Главное для Господа Спасителя - чтобы человек САМ уверовал. Потому что если человек уверует в Христа Спасителя, значит, еще в его душе есть струны, натянутые в униссон со словом Божиим, со Христом. Если этого нет, то все бесполезно.
- А кто может "подстроить" эти струны в душе человека?
- Только сам человек. Каждая душа, по природе своей, христианка. Вот эта арфа расстроена грехом.
- Сколько людей ищут аргументы, чтобы противиться Богу...
- Это тоже бесполезно, все их вопросы тривиальны и глупы, повторяются из века в век.
- Но каждое новое поколение верит в то, что было опровергнуто поколение назад...
- Да, но это же невежество.
- Это говорит о том, что вот эти струны расстроены в людях, которые могут откликнуться на призыв Божий?
- Не во всех, в каждом поколении находятся люди, которые просто веруют сразу. Я вот, как родился, себя осознал, лет с трех, я сразу веровал, у меня не было никогда никакого обращения к Богу, как у некоторых бывает.
- Это идеальный случай...
- Нет, не идеальный, таких людей много, потому что человек по своей природе религиозен, он может ничего не знать. Я, когда веровал в Бога, не знал имени Иисус Христос, узнал уже попозже.
- Т.е. Вы родились с уже настроенной арфой души?
- Не знаю, я не думаю, что это был какой-то настрой, но какой-то резонанс был.
- А вот если ребенок, еще совсем неокрепший человечек, а уже противиться Богу, уже против Него воюет?
- Я таких не встречал. Были отдельные случаи, когда собираешься крестить маленького младенца, а он беснуется, проявляя такую удивительную физическую мощь - выгибался как дуга, расправлял ноги, чтобы не войти в купель, обе ноги не согнешь. Таких случаев было меньше пяти, а крестили тысячами. Так что обычно дитя очень хорошо на все реагирует, потому что, если каждого ребеночка сразу обучать вере, правильно,я имею в виду, разговаривать с ним... Вот сегодня на исповедь пришел такой мальчонка лет шести, с ним говорить - одно удовольствие. Я, говорит, хочу покаяться в двух грехах, назвал один, второй, всё так толково, и сам - такой симпатичный! Такие глазки умненькие, просто хотелось всё забыть и с ним о чем-то побеседовать.
- И все-таки, если у человека какое-то отторжение к Богу, к религии, чем ему можно помочь? Как поддолкнуть к принятию правильного решения?
- Мне кажется никого подталкивать не надо, это удел родителей, они могут за него молиться, показывать ему во всем пример, воздействовать на него любовью. Бывает, что какой-то маленький эпизод что-то решает, например, как в случае с Макарием Великим, но это же святой человек. А так обычно, ну что? Сделал замечание - в ответ можешь матерную брань услышать.
- Т.е. у родителей есть шанс как-то его научить?
- Конечно. Если целенаправленно учить, то годам к десяти он может очень хорошо всему научиться.
- Батюшка, предположим время упущено, родители сами только начали воцерковляться, детям уже за двадцать?..
- Тут ничего не сделаешь, дети будут смотреть на родителей как на людей, к старости заболевших психически. Единственная возможность - превосходить их нравственно на две головы. Тогда, если они будут в своей жизни сталкиваться с человеческой подлостью, завистью, жадностью и т.д., то они будут говорить: "А у меня мама с папой не такие. Не такими их сделала вера, над которой я смеялся".
От чего бывает так, что люди были крещеными, православными, всё нормально, а потом вдруг раз - и в католичество удаляются? Спрашиваешь: "Почему, зачем?". А он говорит: "Эта конфессия более повернута к человеку, там на службе посидеть можно", других аргументов не выдают.
- Один приходит в Церковь для спасения души, а другой для того, чтобы с комфортом посидеть. И хорошо. Человек нашел свой комфорт, свою лавку. Что ж тут? По-моему, нужно порадоваться, что человек получил то, что он хотел.
Муж принес с помойки бюстик Ленина, спит с ним в обнимку, боится, что выброшу. Что мне делать?
- Ничего не делать. Я думаю, можно даже купить одежку для кукол, чтобы бюстику не холодно было ночью, одеть его, можно даже вышить ему распашонки с серпами и молотами, пусть он играет.
Чем отличается молитва от моления и прошения? Какие еще виды молитв есть?
- Это всё одно и то же. Но прошением мы обычно называем либо часть ектеньи - прошение к Богу, либо прошение - это когда мы что-то пишем, обращаясь к церковной власти. Моление - это какое-то общее действо, которое является молитвой, например, молебен или панихида. А вообще, мы условно называем такие виды молитвы - общественная и келейная (домашняя). Общественная - это литургия, вечерняя, утреня, всенощная. Домашняя - молитвы дома, Псалтирь, молитвы на сон грядущий и утренние.
Объясните, пожалуйста, духовный смысл проскомидии. В частности, можно ли подавать на проскомидию за тех, кто на этой литургии не причащается? И тем более за тех, кто на ней не присутствует?
- Разумеется можно. Смысл этой "подачи" именно за тех, кто не присутствует по той или иной причине - за тех, кто в море, за тех, кто в путшествии, за тех, кто отошел в мир иной. А те, кто присутствуют, те сами помолятся.
Может ли быть сильное раздражение и гнев как следствие нервного перенапряжения?
- Нет. Сильное перенапряжение, скорее всего, является провокацией к уже свуществующей страсти. А если человек кроткий, то сколько его не перенапрягай, он не будет гневаться. Просто усталость или голод может гнев обнаруживать. Человек голоден - человек раздражается, но причина не в голоде. Можно и плоскогубцы на голову уронить, и он будет раздражаться, но причина не в плоскогубцах, а в том, что человек обладаем страстью гнева.
- Когда человек в состоянии голода начинает раздражаться, что лучше - поесть или перетерпеть?
- Поесть-то надо, потому что он может кого-то из ближних съесть или понадкусывать.
Правда ли, что благими намерениями устлана дорога в ад? И как тогда творить добро и не попасть в этот ад?
- Почему она устлана? Потому что есть намерение, и очень часто наше намерение камуфлирует наши страсти. Например, когда человек начинает делать какое-то добро на показ. Он думает, что он мостит этим себе дорогу в рай, а оказывается в аду, потому что его тщеславие и честолюбие уже к концу дороги вырастет до таких размеров, что он увидит дно ада, а совсем не райские кущи.
- Т.е. добро должно твориться без тщеславия? Но это тщеславие вырастает по мере того, как человек себя понуждает к этому добру...
- Нет. Если человек борется с тщеславием, тогда он вполне может нейтрализовать эту страсть, конечно, с помощью Божией, не самостоятельно. Тщеславный не может взять и перестать быть тщеславным, но он может на протяжении одного-двух-трех-десяти лет очень скурпулезно и внимательно с тщеславием бороться. И Господь, видя его усилие, благодатью своею избавит его от тщеславия.
- Можно, конечно, промолчать о тщеславии, но как бороться с чувством? Ведь тщеславие - это чувство, оно возникает где-то внутри?
- Да, оно возникает как продукт гордости. И с ним можно бороться только избавившись от гордости, которая вытесняется смирением. Использовать каждый эпизод своей жизни для того, чтобы смириться, тогда все ростки гордости будут сразу вырываться.
В семье родители очень жестоко наказывают ребенка - обзывают, иногда бьют. Это видит бабушка. Где в ее поведении должно быть смирение в такой ситуации?
- Она живет в семье своего сына или дочери, это же продукт ее воспитания, не просто же с неба упали эти папа и мама, которые так жестоки к своим чадам. "Мне детей жалко"... А что ж ты не жалела своих? Где твое воспитание? Вот смотрит она на это на всё и смиряется.
- Т.е. она не вправе заступиться за внучка?
- Почему? Каждый человек вправе. Но ведь можно так заступиьтся, что разрушишь всю семейную жизнь...
- А не разрушать ли такие родители и психику, и здоровье ребенка?
- Могут разрушить, конечно. Если жестоко наказывать ребеночка, то он вырастет обязательно предателем и вруном. Если хочешь вырастить вруна и предателя - надо проявлять к ребенку жестокость. И он, чтобы уклониться от наказания, будет врать до последнего, и будет ябедничать на кого-угодно, чтобы только тому попало, а не ему. И вырастет законченный подлец...
- При молчаливом присутствии этой бабушки... или она все-таки может или должна встать на защиту своего внука?
- Это вопрос тонкий, нужно исходить из ситуации. Ты должен поместить меня туда, к ним, и я, видя, как начинается скандал, что ему предшествовало, тогда я могу сказать, нужно ли здесь было вмешаться или нет.
- Что же делать все-таки этой бабушке, у нее нет такого педагогоческого опыта, как у Вас, она говорит: "Я не могу, у меня сердце кровью обливается, я в конце концов вступаюсь, на меня с кулаками бросаются, скандал...".
- Ну вот, значит, если "я не могу", то куда лезешь?
- Она переключает огонь с внука на себя.
- Но с другой стороны, надо же понимать отвественность. Вот бабушка ограждает в течение 7 лет, внуку уже 14, бабушка умерла. И какие потом у него будут отношения с отцом и матерью? Надо же перпективу видеть. Поэтому нужно договариваться, нужно беседовать со своими детьми, поэтому нужно восполнять то, что она не додала своим детям - что это они такие звери стали? Тут какая-то искуственная ситуация, поэтому надо ее изучать, прежде чем давать рекомендации по семейным вопросам.
Проявлением какой греховной страсти является любовная зависимость? Как с ней бороться православному христианину?
- Блудной. Как бороться? - Род сей изгоняется молитвой и постом. Все страсти так побеждаются.
В одном Вашем видео-выступлении Вы говорите, что будущее за мусульманами, а разве нет будущего за православными?
- Выдергивать из контекста... Во-первых, ни один Дмитрий Смирнов на свете (а нас, Дмитриев Смирновых много), на самом деле, не может сказать о том, что будет через полчаса. Но любой Дмитрий Смирнов скажет: та тенденция, которая существует в данный отрезок времени, когда Дмитрий Смирнов проживает в Москве, когда мужчины и женщины, живущие в браке в исламе рожают столько детей, сколько Аллах им даст. А люди, чьи деды и прадеды когда-то были христианами, они от детей предохраняются. Следовательно, мусульманское население растет, а послехристианское - убывает. Любой человек, знакомый с арифметикой, легко может подсчитать, когда наступит будущее за мусульманами. Эта тенденция в любой момент может измениться, это очень просто, это может измениться в один вечер - каждый зачатый ребенок в христианской семье (пусть даже пока крещеной семье, но не просвещенной) должен быть рожден! И всё. В силу того, что у христиан лучше медицинское обслуживание и т.д., сразу будет всплеск рождаемости и страна будет получать 5 миллионов детей в год, которых мы можем воспитать в христианстве, и тогда будущее будет за христианами.
Речь шла о тенденции. Когда Д.И.Менделеев исследовал тенденцию в начале XX века, речь шла о том, что к концу XX века в России будет 600 миллионов человек. Где они? - На полях сражений и в абортах погибли. Или просто не родились, потому что не от кого рожать. Вот и сейчас то же самое. Жениха не найдешь нормального. Взрослые люди, обычно, уже лет с пятнадцати знают, откуда берутся дети. Чтобы ребенок появился - нужно его зачать, выносить и родить. А чтобы их было много, должна быть семья. Не просто гурьба, а семья.
Несколько лет назад я окрестила ребеночка. И когда я собралась ее потихонечку воцерковлять, то папа сказал: "Стоп! В семью не лезь, мою семью не разбивай". На вопрос: "А зачем крестил?", он мне сказал: "Родился, институт окончил, женился, родил, окрестил - всё, программу выполнил". Но я тайно надеялась, что когда девочка подрастет и будет разговаривать, со мной общаться, я потихоньку начну ее воцерковлять, в храм водить. На что девочка мне уже сказала: "Ну, давай как-нибудь потом". Семья у нее, конечно, невоцерковленная. Я за нее молюсь и записочки подаю. Но меня в связи с этим волнует такой вопрос: перед Господом я, конечно, буду за нее отвечать, это только мой грех или и ее родителей тоже?
- Всем тем людям, которые ко мне обращаются, что некая семья хочет, чтобы я была крестной, я говорю следующее: "Ходит ли эта семья в церковь? Если не ходит, значит, надо отказаться. И не будет никаких проблем". Потом, Вы говорите "отвечать"... Вы уже, милая моя, сейчас отвечаете, Вы же страдаете. Вот, это расплата за Вашу опрометчивость, потому что, какой смысл крестить ребенка у людей, которые в церковь не ходят, и какой вообще в этом смысл? Хотят крестить, да пусть сами идут, договариваются, крестят и т.д.
- Т.е. в такой ситуации лучше ответственность на себя не брать? А если упрашивают? Иногда даже обещают: "Ну, конечно, всё, что хочешь, всё, что скажешь - будем делать".
- Я в таких случаях говорю: "Тогда в письменном виде: обязуюсь и торжественно клянусь, что не буду препятствовать крестной воцерковлять моего ребенка, и никогда слова не скажу против Бога, в моем доме будут иконы и книги по катехизации детей". Число, подпись. Тогда вся ответственность на нем. Ах, он не хочет - тогда ты лжец, эту бумагу можно предъявить - "ты писал? ответишь перед Богом". Ты лжец и клятвопреступник". Вот и всё.
У моей сестры был сын-инвалид, родился умственноотсталым, плюс ко всему с пороком сердца. Предлагали делать операцию на сердце еще в младенчестве, но сестра отказалась, сказала: "Сколько Бог даст, столько пусть живет". Он прожил 21 год и умер. Правы ли мы, что считаем ее виновной в смерти ее сына?
- Нет, жизнью и смертью распоряжается Бог. Если бы хлопнула рама, выпало бы окно и она бы, не занавесив окна, оставила ребенка, и он бы заболел воспалением легких и умер, то тогда да, виновна. А так... Вот одному моему троюродному внучку делали операцию на сердце с остановкой сердца, и мама решила всё равно делать, тут шанс 50/50, половина младенцев таких выживает. Слава Богу, выжил, шрам даже очент такой незаметный, парень абсолютно догнал в развитии. Но бывают же и другие случаи. Так что обвинение в данном случае - это полная чушь.
По мнению врачей причиной многих болезней является нелюбовь человека к себе, а может ли христианин любить себя?
- Это так условно называется, дело не в нелюбви, а в лени. Потому что заниматься своим здоровьем - это вещь такая нудная и хлопотная. Это продукт не нелюбви к себе, а обычная безответственность.
Никак не могу понять, что значит "делать всё во славу Божию". Понятное дело - молиться, делать какое-то доброе дело для Бога...
- "Какое-то" - не годиться. Есть несколько видов качества: самое низшее - для государства, повыше - для дяди, третье - как себе, и самое высшее - как для Господа Бога.
- Если я беру сироту из детского дома, воспитываю его христианином, это ради того, чтобы человек прославлял в своей жизни Бога. А как, например, когда я готовлю, убираюсь, как такие чисто бытовые дела делать ради Бога?
- Например, под книжным шкафом не буду выметать, потому что не видно. Это уже не для Господа Бога, не во славу Божию, потому что Бог видит. Всё, что наспех, всё, что халтурно - это всё не во славу Божию. Во славу Божию - это всё на совесть, высшего качества, на которое ты способен.
- Даже если при этом человек ни в мыслях, ни в словах не посвящает это Богу?
- Нет, специально никаких процедур не надо. Достаточно, чтобы он помнил о Боге и делал всё, как для самого Бога.
Мой муж игроман, но он этого не признает, раньше играл в автоматах, сейчас в интернете в виртуальные войны, наш маленький ребенок, если увидит включенный компьютер, уже не отходит от него. Очень переживаю, что игромания передастся ребенку от отца. Как избежать этой зависимости? Что я могу сделать?
- Ничего. Папа курит - дети курят, папа орет на маму - дети орут на маму, папа ворует - дети воруют. Как ребенку не быть игроманом, если папа играет в компьютере? Не представляю. Мама может, только отдельно от сынка, с папой вести работу, чтобы он сжалился над сыном. Например, некоторые папы ходят курить на улицу, при детях не курят, это очень хлопотно, но тем не менее, ради ребенка это делают.
Я регулярно исповедаюсь. Когда пишу дома записки, я плачу и страдаю, а отдав батюшке записку, я стою как столб, когда он читает, я же не знаю, что он там читает, и стою, и слез у меня нет. Как Господь принимает мою записку, с покаянием или нет?
- А причем тут слезы? Если Вам нужны слезы, возьмите головку лука, разрежьте пополам, протрите глаза и будут вам слезы. Слезы покаяния - это не значит влага из очей, совсем о другом речь, речь идет о сокрушении сердца.
- Согрешил человек, ужасно стыдно, даже глаза на людей поднять стыдно, а прошло время, человек приходит в храм, хочет исповедовать этот грех, а стыда такого уже нет. И вот спрашивает - может я без покаяния пришел?
- Человек упал с шестого этажа, сломал обе ноги, полежал дома, уже такой боли нет, что теперь, в травмпункт не ехать, да?
- Останешься на коляске.
- Вот и всё. Либо ты лечишься - "пришел еси во врачебницу, да не неисцелен отыдеши", либо ты не лечишься - тогда что пристаешь? Живи, как сам знаешь, и без тебя народа много.
- То. что уже не так стыдно за содеянный грех, это причина чего?
- Причина того, что прошло уже какое-то время. Т.е. боль содеянного уже притупилась. Вообще, любая боль притупляется, даже боль от смерти близкого человека.
Скоро уже будет 5 лет, как умер муж. Очень тяжело жить без моей половинки. А будет ли встреча? В браке мы прожили больше 31 года. Плохо, очень плохо без моего родного. Для чего такая разлука была попущена Богом?
- Откуда ж я знаю? Это вопрос не ко мне, могу предложить один из вариантов, а вариантов может быть полтора миллиона. Например, чтобы жена крепче помолилась за мужа, о упокоении его души, потому что она осталась единственной, кто за него молится. Такое бывает. Он достиг какого-то определенного своего состояния (как говорится, выше головы не прыгнешь), отошел ко Господу, теперь ему нужны молитвы любящей его жены.
Сказано, что с немощами других надо смиряться и что надо оставлять должникам нашим. Но как это применимо к воспитанию детей? Не наказывать их за проступки? Как должна реагировать на подобное поведение детей православная мама?
- А причем тут православная? И мусульманская мама, и католическая, и какая угодно мама должна реагировать правильно. А правильно - это вопитывать ребенка в каждом своем действии, словом, примером, увещеванием, наказанием, тем, что подходит к данному событию. Не обязательно и даже вредно за всё наказывать.
- Или вообще не наказывать, всё разрешать...
- Нет, совсем не реагировать на какие-то дурные поступки ребенка, это очень вредно.
- У некоторых мамочек есть такое понятин, что "наказывать - это травмировать детскую психику"...
- Я таких мамочек не встречал. Где ты таких берешь-то?!
- Да, приходят. Не так давно такая встреча у меня произошла, мама на полном серьезе мне это говорила.
- Может она думала, что наказывать - это кидать в него нож кухонный? Что значит наказывать? Наказывать - в переводе на русский язык означает давать ребенку какой-то наказ или более современное слово - урок. Он может быть устный. Или, например, ребенок бьет маму по лицу, а мама взяла его за руку и ее не пускает, говорит: "Нельзя!", - это тоже наказ. А если она и этого не делает, тогда ей надо голову лечить. Или, допустим, ребенок сидит на большом детском стульчике, берет тарелку с кашей - и об стол, потом берет чашку с чаем - и об стол, обливает себе ногу, у него нога в волдырях. Это как? А мама сидит и не наказывает? А если он будет шпильку в розетку всталять? Что она хочет?
- Так она пришла из-за того, что возникли проблемы, не разрешимые для нее: что делать? потому что ребенок не знает никаких границ - что хочу, то и можно.
- Так это продукт ее воспитания, надо отправить ее к детскому психологу.
Как преодолеть страх полюбить?
- А что тут страшного? Не знаю, это для меня сложно. Какие у людей заботы?!
Как понять слова апостола Павла в Первом Послании к Коринфянам: "Предать сатане во измождение плоти"? Что означает это на практике?
- Это перестать давать наказ в надежде, что жизнь сама научит. А у жизни разный есть арсенал: хроническая болезнь, или тяжелые побои на улице, или химическое отравление, или тюрьма.
Всего вам доброго, до свидания!
Добавить комментарий