Перейти к основному содержанию

21:07 28.03.2024

Эфир 21 января. О заявлениях протодиакона Андрея Кураева. Выступления проф. В.Н. Тростникова и протоиерея Валентина Асмуса

24.01.2014 08:41:08

У нашего микрофона профессор Виктор Николаевич Тростников.

Относительно этого явления в Церкви христианской. Тут не может быть двух мнений, это явление существовало всегда, с самого начала христианства. И причины этого совершенно ясны. Дело в том, что подлинную настоящую церковную карьеру, большую, т.е. стать епископом, в конце концов, можно только монаху. Ради этого нужно отказаться от естественного для большинства людей стремления к браку и произведению потомства.

Это очень сильный инстинкт, который надо подавить тому, кто хочет стать в перспективе епископом, т.е. сделать полную церковную карьеру. И мало кто из людей может пойти на такую жертву – принести обет безбрачия. Это большая жертва, большое ущемление собственного естества.
Но люди с нетрадиционной ориентацией, которым женщина не нужна в принципе, для которых брак не представляет не только никакого интереса, но просто ужасает, потому что это для него жениться на женщине все равно, что мне жениться на мужчине, это противоестественно для него. Я имею ввиду, конечно, мутантов, не людей, впавших в разврат, как большинство из этих «голубых», а вот таких несчастных врожденных нетрадиционно ориентированных людей. Медицина говорит, что таких есть определенный процент, очень небольшой. И это несчастье, которое дается, может, за грехи предков или по непонятным нам причинам, никак не связано с другими качествами этого человека. Но вот мы знаем в истории весьма знаменитых и гениальных людей, некоторые примеры есть тому, всем известные, которые были нетрадиционно ориентированы от природы. Это не сказалось на их остальных качествах и даже душевных, моральных качествах, это такое несчастье.

Вот те, кто так несчастливо награжден этой мутацией, совершенно естественно рассуждают, что мне хорошо бы пойти в монахи … вот эта жертва, которую приносят все люди, которые постригаются, отказ от брака, он для меня не является жертвой, это для меня естественно. Почему бы мне не использовать это свое природное свойство, для того чтобы сделать большую церковную карьеру. И это было всегда. Такие люди, они влекутся к монашеству, потому что это для них натурально – безбрачие. И ничего тут не поделаешь, для них монашеская судьба привлекательна тем, что она не представляет собой для них никакой трудности в отличие от большинства. Поэтому в христианской Церкви всегда был какой-то процент монахов вот такой ориентации.

Это было в Византии широко распространено, это было и в первом Риме, и во втором, и в третьем. И будет всегда. И Церковь прекрасно об этом знает, священноначалие отлично об этом знает, без всякого Кураева, без всяких наводок. Да все мы это знаем, в конце концов, что уж тут греха таить.

И Церковь ведет с этим борьбу, она принимает, все время принимает постоянные меры и воспитания, и наказания, и проверки, начиная с обучения, наблюдения за людьми, за их поведением, за их нравственным состоянием. Церковь имеет двухтысячелетний отработанный инструмент ослабления вмешательства нетрадиционно ориентированных людей в монашескую жизнь. До конца это изжить невозможно, в принципе невозможно, потому что они живут в Церкви, эти люди, по тем причинам, о которых я сказал. Поэтому это будет всегда.
Задача священноначалия состоит только в том, чтобы минимизировать участие нетрадиционно ориентированных от природы людей в монашеской жизни.

И Церковь выработала меры, она знает, как поступать с этим феноменом, вплоть до наказания расстрижения. 2 тысячи лет ни на один год не ослабляется вот эта внутренняя работа Церкви.
Ничего нового он не сказал. Подлость и низость поступка Кураева, будем говорить прямо, выразилась в том, в чем выражалась и раньше. Кстати его недостойное поведение замечается давно, потому что он все время выносит сор из избы.
Вот это считается недостойным не только с точки зрения священнической морали, но и с точки зрения просто бытовой морали человеческой. Людей, которые выносят сор из избы, всегда презирали. Потому что изба знает, как бороться со своим сором и должна делать это своими средствами. Кроме того, преступность Кураева состоит в том, что он, являясь клириком, т.е. солдатом церковным, без ведома начальства, самостийно начал разглашать то, что разглашать должно само священноначалие в той мере, в какой это будут полезно для изживания этого недостатка.
Т.е. здесь нужно с этим злом, которое совершенно естественно проникает в христианскую Церковь, нужно предоставить борьбу с этим злом высшему церковному начальству. Это армейский закон. Если каждый солдат будет разглашать планы и обстановку на фронте, как ему это кажется правильным, это достойно расстрела.
Если бы Кураев не был членом Церкви, не был бы диаконом, это было бы просто низким поступком, просто подлым поступком. Но поскольку он солдат Церкви – это преступление. Никакого изменения здесь быть не может. Здесь, единственное, что его толкнуло на это, конечно, наивно думать, господа, те, кто меня слушает, не представляете себе, хвалят как некоторого такого «правдоискателя». То что он сказал, Церковь знает. Никакой новой правды здесь нет. Это великое стремление к пиару, стремление прославиться, прогреметь на всю страну – вот я такой разоблачитель. А на самом деле, ничего кроме презрения, это недостойно, потому что это гнусное вынесение сора из избы.

Я его хорошо знаю, мы лично с ним знакомы, я наблюдаю его много лет. Он в гордыне, как в броне. И вся его деятельность сейчас, в последнее время направлена на то, чтобы возвеличивать свое собственное достоинство, казаться непогрешимым, разоблачителем, правдоискателем. Церковь будет совершенствовать свою жизнь без всяких «кураевых», это и делается и будет делаться. И все будет нормально, и Церковь наша будет процветать. И никакие врата ада, и никакие злопыхатели и выносители сора из избы не пошатнут Церковь.
Знаете, как у Высоцкого сказано о слухах и предателях: «вверх таких не берут и здесь про таких не поют». Нам хватит говорить о Кураеве, он не достоин того, чтобы его имя звучало по радио.

 

(продолжение)

У нашего микрофона протоиерей Валентин Асмус, настоятель храма во имя Покрова Пресвятой Богородицы в Красном селе.

Тот порок, тот грех, который обличает протодиакон Андрей Кураев, несомненно, встречается среди клириков Русской Православной Церкви. Он не так распространен, как можно думать, слушая обвинения о. Андрея. Я мог бы назвать такие социальные и профессиональные категории населения, где он распространен гораздо больше, но все-таки он имеет и, конечно, он должен быть наказуем, он должен быть искореняем.

В настоящее время это труднее делать, чем когда-то в Средние века, когда уголовное наказание накладывало государство, которое было солидарно с Церковью в том, что это грех, ужасный грех, который должен подлежать искоренению. Такое отношение к указанному греху было свойственно европейскому законодательству до сравнительно недавнего времени. Например, в самом конце 19 века был подвергнут в Великобритании, либеральнейшей стране, тюремному заключению знаменитый писатель Оскар Уайльд за то, что он оказался повинным в этом грехе.

И только в самые последние десятилетия, сначала на Западе, а потом и у нас, отказались от уголовного преследования этого порока и греха.

Что же касается методов, которыми о. Андрей думает бороться с этим грехом, они, я бы сказал, никуда не годятся, потому что о. Андрей, основываясь исключительно на слухах, совершенно огульно обвиняет людей. И в число обвиняемых им попадают люди весьма почтенные. Уже было немало случаев, когда люди, вполне разделяющие самые либеральные убеждения, свойственные нашему времени, бывали глубоко возмущены обличениями о. Андрея, когда обвиняемые оказывались совершенно неповинными в том, в чем о. Андрей их обвинял.

Такие обвинения создают нездоровую обстановку в Церкви и вокруг Церкви, враги Церкви ликуют, когда слышат такие обвинения. Мы видим повсюду в мире, не только у нас, как радуются враги Церкви на Западе, когда читают в газетах всякие огульно обвинительные статьи о распространении различных грехов среди духовенства.

У верующих такие обвинения создают большое смущение, они могут даже внушать доверчивым людям представления о какой-то страшной зараженности нашей Церкви этим грехом, что, конечно, было бы совершенно неадекватным восприятием действительности.
Можно только пожалеть, что о. Андрей тратит свою энергию на столь бесплодное и даже вредное занятие.

Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой:

Другие способы платежа:      

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
8 + 2 =
Solve this simple math problem and enter the result. E.g. for 1+3, enter 4.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦКаталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+