20.03.2013 11:20:41
Виктор Саулкин
- Добрый вечер, дорогие братья и сестры у микрофона Виктор Саулкин. Сегодня в нашей студии игумен Мельхиседек, настоятель храма святых апостолов Петра и Павла в Ясенево, подворье Свято-Введенской Оптинской Пустыни.
- Добрый вечер, Виктор. Добрый вечер, дорогие радиослушатели. Сегодня тема нашей беседы будет посвящена духовному наследию преподобного Амвросия, старца Оптинского, 200 лет со дня рождения которого мы отмечаем 6 декабря на день памяти святого благоверного князя Александра Невского. Преподобный Амвросий родился в 1812 году. И как раз началась война, поэтому нам особенно ценно периодически обращаться к его духовному опыту. Тем более, что сама эта дата еще раз направляет наш ум к тому, чтобы мы задумались над тем духовным наследием, которое оставил нам великий старец. Когда мы приезжали к отцу Иоанну Крестьянкину в Псково-Печерский монастырь, он говорил: «Вы в творениях Оптинских старцев найдете все ответы на ваши вопросы». И вспоминаю, когда не было еще книг, это были 80-е годы, когда мы имели только журнал Московской Патриархии и Евангелие, в редком случае Библию, какие-то книги, ксерокопии в самиздате, то чаще всего наравне с Аввой Дорофеем, Лествичником и епископом Игнатием ходили письма преподобного Амвросия Оптинского к мирянам и к монашествующим. Духовники как раз и советовали читать письма преподобного Амвросия, потому что он очень много в своей жизни посвятил духовному окормлению именно простого народа. И поэтому нам созвучны и близки его духовные наставления. И сегодня мы хотели начать цикл бесед, посвященный духовному наследию преподобного Амвросия и начать его по алфавиту, начиная с благодарности Богу. О которой старец Оптинский Амвросий говорил, что надо благодарить Господа Бога за все, что Он тебе все посылает. Это для трех причин: чтобы привести в чувства, в сознание и в благодарность. Еще говорил: Мы унылы и забывчивы, а от уныния и забвения часто перестаем быть благодарными Богу за все Его великие к нам благодеяния временные и вечные. Благодарение же приемлющего, по слову преподобного Исаака Сирина, поощряет дающего. Благодарность в христиане такая вещь великая, что вместе с любовью последует за ним и в жизнь будущую, где он с ними будет праздновать Пасху вечную. Вот, о благодарности его слова, преподобного Амвросия. Сам, как мы знаем, мы в тот раз об этом говорили, о его жизни, что сам Преподобный в 33 года стал инвалидом первой группы. И в таком состоянии, когда заболел смертельной болезнью, был пострижен в схиму, через два года, в 35 лет. А дожил до 79 лет. И его дата кончины - 1891 год. То есть, казалось бы, инвалиды первой группы столько не живут. И какая же потрясающая внутренняя сила, мощь, энергия, встречая людей, лежа почти, в смысле он так иногда принимал! Даже большую часть времени принимал людей именно лежа на постели.
- Знаменитый портрет Болотовский...
- Портрет Болотова - это когда у него под плечом у него четыре подушки. И он говорил. Он о себе рассказывал. И жизнеописатель его, архимандрит Агапит Беловолов рассказывал в жизнеописании, что он принимал протертую пищу объемом, который съедает трехлетний ребенок. А за ночь по несколько раз вынужден был от испарины переодеваться. Я, вот, сам вспоминаю, когда я болел воспалением легких, то первый признак - это сильнейшая потливость от малейшего или горячего чая, или от какой-то физической нагрузки. То есть, я сам даже удивлялся, что чуть-чуть напряжешься - ручьем льет. Вот, видно, у преподобного Амвросия тоже что-то было и с легкими. Но он там пишет: и легкие, и желудок, там сложно сказать...
- Воспаление внутренних органов...
- Совершенно верно, да, что он просто немощной человек. По несколько раз за ночь вынужденный переодеваться. А встречал, встречал с, можно сказать, простыми словами, с глубоким оптимизмом. И причем, столько юмора, сколько было у преподобного Амвросия, редко можно встретить у кого-то больше, чем у него. Вот, сейчас я вспомнил другого старца. Отца Зосиму, Донецкой епархии. Он, уже почивший, был духовником Донецкой епархии. Спас украинскую церковь от автокефалии. Потому что, когда экзархом был митрополит Филарет, то Донецкая епархия одной из первых выступила против автокефалии и против отделения от Московского Патриархата. То- есть, в этом заслуга отца Зосимы. Он говорил: ты знаешь, как я боюсь крайностей. Как я боюсь крайностей. И это созвучно с оптинскими старцами, которые говорили то же. Старец Макарий, учитель преподобного Амвросия. Говорил: Края, края, они бесовские края. И у старца Амвросия, а он святоотеческое наследие, глубину мысли превратил в присказку, которая стала доступна, стала понятна. И, поскольку она с юмором, она вошла в быт, в духовное сознание православных людей. Я хочу об этом как раз напомнить. Есть такая святая сестра Минодора. Он говорил ей: Сестра Минодора, держись среднего тона. Возьмешь высоко- будет нелегко. Возьмешь низко- будет склизко. А ты, Минодора, держись среднего тона. - Вот, так и в нашей жизни. Вот, всегда вся проблема из-за крайностей. Мы или слишком любим и не замечаем недостатков, когда во время, казалось бы, надо было подсказать. Или наоборот, неоправданно человека не любим. И даже ненавидим. Или недоброжелательно относимся. А у человека очень много положительных моментов, которые надо было бы заметить и поощрить, и надо было бы как-то иначе отнестись. Но, те очки, которые мы надели, нам мешают. Мы никак не можем по-другому к человеку относиться. Из-за чего? Из-за крайностей. Потому что нет абсолютно белых людей и абсолютно черных. Как нет рыбы без костей. Вот, так и в каждом человеке есть что-то свое. Есть и положительные стороны, есть и отрицательные стороны. Вспоминая владыку Евлогия, первого наместника Оптинской Пустыни, сейчас архиепископ Владимиро-Суздальский, я тогда в Оптиной Пустыни был экономом. Был по молодости бестолковый и горячий, и с крайностями. И приходил и говорил: Отец наместник, слушайте, начинаем чеки проверять - а там чувствуется, что мухлюет некий раб Божий (имя рек). Цены завышает. - А он в ответ говорит: А достать только он может, больше никто? - Я говорю: Ну, к сожалению, да, только он может достать.
- Ну, ладно...
- А вот еще, этот прораб что-то наделал, штукатурка отваливается.
- А дом-то он построил?
- Ну, дом построил. Но штукатурка-то...
- Но дом-то он построил?
- Ну, да. Но, штукатурка...- И, в общем, я одно и другое. Говорю: Надо от этих избавляться, брать новых людей, которые будут добросовестно ко всему относиться, которые костьми лягут ради монастыря, в лепешку разобьются. - Ну, я это так по наивности думал.
И он тогда мне сказал потрясающую вещь, которую я запомню на всю жизнь. И думаю, что это будет духовным советом нашим братьям и сестрам, которые нас слушают.
Он говорит: Мы должны человека терпеть до того момента, когда мера его вредности не превысит меру его полезности.
- Трудно, батюшка, иногда определить.
- Вот, он такие деньги получает. Надо ему сократить, или там, еще чего-нибудь. Наместник говорит: А ты эту бумагу напишешь. – Нет, - я говорю. -А ты вот это сделаешь? - Нет. - Но поскольку нет другого человека, и он это может делать, а что-то другое не может делать. Из-за того, что он в своей маленькой области, справляется и помогает монастырю- другого варианта нет. Все. Тихо, спокойно, так к этому надо относиться. И это дает определенное спокойствие в жизни. Почему? Потому что Господь нам много чего прощает. Это же потрясающая вещь, когда Великим постом простили маленькую сумму, а человек вышел и начал душить своего собрата. 10 тысяч талантов простили, а он за сто динариев начал душить. Ну, несоответствие же! Господь показал, что Он нам много чего прощает. И людям, тоже. Особенно это касается семьи. Не надо далеко ходить. Не все наместники, не все экономы, не все на руководящих должностях находятся. Вот, кстати, относительно должности, знаешь, что это слово обозначает? Должность большая ...
- Долг.
- Да. Это тот, кто всем должен. Вот, как говорят, у него такая должность, там, пятое, десятое. А вы знаете, что с этой должности - это только одни проблемы? Вот, проще быть, так сказать, простым священником, чем настоятелем, или руководящим каким-то человеком. Почему? Всем должен. Потому что все проблемы, так сказать, стекаются в одну голову, в одно сердце. В одну душу. И поэтому не все мы начальники, и не все на большой должности, даже, может быть, вообще, ни на какой, это и к лучшему. А самое главное, это в своей собственной семье. С родными и близкими. Как старец Паисий Афонский говорил: Он терпит твою медлительность. Ты потерпи его энергичность. - Как у машины. У машины есть две педали: газ и тормоз. Если бы вы оба газовали, то куда-нибудь давным-давно влепились. Если бы вы были оба тормозом, то машина вашей духовной семьи с места бы не сдвинулась. И поэтому давайте кто-то в жизни пусть один рулит и газует, а другой кто-то притормаживает. Вы в семье, между собой разберитесь, кто же все-таки у вас отвечает за окончательное решение, но это церковью и Богом определено - это муж. Глава жены муж. Кстати, когда читают апостол - страшно. Особенно когда молодые пономари или дьякон: «А жена да убоится своего мужа». Я поворачиваюсь на нововенчающихся людей. У нее мурашки, она уже бледная стоит. Лицо сравнивается с цветом платья. Оказывается, боится -то чего - не мужа, в принципе, боится! Об этом толкует Златоуст. А боится потерять любовь и расположение. Не просто физически, просто как деспота какого-то. А пусть боится потерять эту любовь. А муж должен относиться к жене, как Христос к Церкви. А что это значит? А Христос за Церковь и за людей жизнь отдал. И поэтому муж должен быть именно такой, который за семью, за жену готов отдать свою жизнь. И, вообще-то, в идеале, как это раньше было, жена должна рожать детей. Вообще не работать, а муж должен работать на трех работах. Вот тогда он и будет головой. Главой над женой и будет защитой и опорой, фундаментом. Это, как сейчас, кстати, есть. Только, к сожалению, на Востоке. А у нас, так сказать, сейчас женщины во всех ролях. Она и жнец, и на дуде игрец, и прочее... Поэтому начинать надо со своей собственной семьи. Держаться среднего тона. Потому что у всех есть немощи. У всех есть недостатки. Поэтому когда подходят, спрашивают про проблемы семейной жизни. Я говорю: Вы знаете, их можно довольно легко решить. - А каким образом? - Я говорю: У нас здесь недалеко есть магазин "Икея", там за 530 рублей продаются очки с розовым стеклом. Вы можете приобрести. Это вам может сильно помочь в вашей жизни.
- Такой оптимистический взгляд, радостный .
- Ну, да. Поэтому вот эти очки надо надевать сразу. Еще один духовный совет относительно семейной жизни рассказал мне наш священник, который служит у нас на приходе, отец Сергий Ишков. Он говорит, когда он был семинаристом - познакомился с девушкой. Она хотела выйти замуж за семинариста. Потом стать матушкой. И он говорит: Перед венчанием мы с ней договорились заранее, что мы друг друга прощаем на десять лет вперед. И когда она начинала дуться, я ей говорил - слушай...
- Десять лет не прошло.
- Потому что мы, когда обижаемся, ну, хоть немножко, но мы как-то это показываем. Ну, сначала замыкаемся. Не разговариваем. Делаем вид, что нам это обидно. Это неприятно. Это выражается чисто, так сказать, уже и во внешнем поведении. А нам псалмопевец Давид говорит: Солнце да не взойдет во гневе твоем. - То есть, он не сказал, что вы абсолютно не гневайтесь. Это наша человеческая немощь. Мы все из души и тела. И у нас масса всяких к этому и причин, к такому отношению. Но это не должно с тобой уснуть. Потому чтобы это не стало, не стало твоей сущностью, о которой епископ Игнатий однажды сказал: Как пища, съеденная на ночь, превращается в плоть и кровь- так и помыслы, с которыми мы уснули, становятся содержанием нашего ума и души. Далеко не надо ходить. Вспомните про свои дурацкие сны, насмотревшись непонятно каких сериалов по телевизору. Ну, слава Богу, нас сейчас люди слушают по "Радонежу" и не думаю, что эти люди смотрят телевизор. Но все равно какая-то гадость попалась, или увлечение какое-то там, или просто чего-то вспомнили, вот, с этими мыслями нехорошими уснули. Таких снов и нахватаемся. Иногда говорят, - Ой, ребенок не спит. Ой, ребенок плачет. Ой, ребенок психует. Особенно это видно, подносят детей на Святое Причастие. Он вырывается из рук. Ну, сегодня было, в это воскресенье было чтение о Гадаринском бесноватом. Они как бесноватые. Я говорю: - Слушайте, а вчера вы вечером телевизор смотрели? - А папаша говорит: Он без телевизора такой, типа мы, мы чем-то заняты, а он перед телевизором. - Я говорю: Ну, он и бесноватый-то из-за этого телевизора. Ну, ладно там мультфильмы, а потом мультфильмы-то какие! Ну, ладно наши, тихие, советские мультфильмы. Ну, сейчас, что ни посмотришь, кто-то кого-то бьет. Особенно американские, агрессивные, какие-то. И мне так кажется, что сами-то американцы таких фильмов-то не смотрят. Вернее, не фильмов, а мультфильмов. На нас все скидывают. И поэтому с этими мыслями засыпающий человек усваивает их, они становится содержанием, его души. Так же, как и съеденная пища- его тела. Поэтому и епископ Игнатий говорит: вы перед вечерними молитвами постарайтесь сделать хотя бы несколько земных поклонов. Потому что они, земные поклоны, уменьшают - будьте внимательны! - уменьшают силу дневных впечатлений. Почему я своим близким советую, когда вы хотите читать Евангелие, поскольку мы настолько целый день в информационном, эмоциональном потоке чувств, взаимном облучении, не только физическом, но и духовном -я советую прочитать главу апостолов и главу Евангелия, чтобы эти мысли предварили ту молитву, которая начнется.
Ну, чтобы хоть чуть-чуть успокоиться. Успокоиться и настроиться.
- Напитать душу.
- Конечно. И эти мысли, как у епископа Игнатия, станут содержанием нашей души на ночь. Почему об этом написал псалмопевец? «Солнце да не зайдет во гневе твоем». Мириться надо, прежде как уснуть. Ну, не гневаться не получается, но это не больше одного дня. У нас звонок.
- Батюшка, спасибо вам большое за ваши слова. Как бальзам на душу о том, чтобы знали родители, не смотрели и не давали смотреть детям мультики и, вообще, телевизионные программы.
- Ну, во всяком случае, контролировать...
- Да. И компьютеры. Вот, можно было бы в службах говорить, чтобы просто родители, как в запрещение от церкви, исключили бы из своей жизни телевизоры и компьютеры. Не только из жизни детей, но и своей. И все бы, наверное, в государстве пошло гораздо лучше.
- Ну, в чем-то я, конечно, согласен, потому что просто уже сейчас смотришь, какая-то болезнь. Человек даже без сотового телефона уже не может обойтись. Без конца в нем и СМС-ки, интернет, новости через него. То есть, просто уже такая...
- Постоянная подключенность к информационному полю.
- Он хочет в новостях все знать. Кстати, об оптинских старцах люди говорили: Оптинские старцы не знали всего. Но это не было их духовной сущностью. Но они знали все о главном. А что главное? Жизнь с Богом. Спасение души. Вот, об этом они знали все. И поэтому и мы-то должны именно к этому стремиться. Если бы содержанием нашего свободного времени стал духовный рост через чтение святых отцов. Через желание следовать тому, что нам открылось молитвой. Духовная связь, так сказать, с Богом, а то у нас убивание времени, через новости, через компьютер и прочее. Поэтому у отцов есть такое выражение. Откуда старцы все знали о главном? И они же говорили: Исполняй то, что знаешь. И откроется то, чего не знаешь. - Почему мы никак не дойдем до глубины? Почему у нас столько литературы? В компьютере чего только нет! Каких только сайтов, Богослов. ру, все отцы «за». Есть это в Интернете! А смотришь на духовную жизнь людей- она такая поверхностная... Почему? А потому, что нет желания и стремления все это исполнить. Может быть, сил, а почему? а потому, что не туда тратится колоссально ценное время, о котором апостол Павел говорит: Блюдите, как опасно ходите! Потому что дни лукавы. - А что значит, дни лукавы? А, кажется, что какой-то будет бесконечный черед еще дней. Еще будет завтра, еще будет послезавтра. Еще неделя, еще месяц, еще год. Мы в квартире даже не можем убрать. Мы говорим - завтра, на следующей неделе. Какую-то взять справку, что-то ребенку купить. Вот, все завтра, завтра…. Отремонтировать- жена мужа не может допроситься - завтра полку повешу, завтра, завтра. Она целый год... Потом ей, когда уже банка на голову свалилась, потому что не работал этот шуруп- ну тогда муж уже за полку взялся. Она шуруповерт, наконец-то купила, который муж просил. И есть такое выражение у мудрых отцов, что завтра - враг сегодня. Поэтому отцы призывали жить одним днем. Вкладывать в содержание этого дня всю полноту твоих возможностей в содержании этого дня. И потом у Лествичника есть потрясающая вещь. Он говорил, что даже древние философы говорили: Невозможно провести благочестиво день, если ты не считаешь это днем последним в твоей жизни. - Вот такая концентрация отношения ко времени, важность времени, ценность времени, она в нашей жизни должна присутствовать. Вот, тогда не будет пустых разговоров, занятия времени. Все то же самое будет- и общение, но оно будет в нужной мере. Потому что мы живем среди людей. Надо работать. И деньги зарабатывать. Семью кормить. И маме позвонить, и папе. Со всеми отношения поддерживать. Общаться, дружить. Но всему свое время. Как нам Писание говорит: Кесарево Кесарю, а Богу Богово. А то у нас до бесконечности - Кесарево, Кесарево, Кесарево, а где же Богово? И поэтому я говорю об этих крайностях. Об этих семейных взаимоотношениях, что они должны, если что-то случилось, ну, это не надо уносить с собой, переносить на следующий день.
- Прощать...
- Да. Помириться до, ну, в течение этого дня, вечера. Как это есть традиция, она жива до сих пор. В монастырях, когда заканчивается Священное богослужение, братья подходят друг к другу, испрашивают прощения, что было в течение дня. Вольного или невольного. То же самое происходит перед служением Божественной Литургии. То- есть, человек не может причащаться, если он с какой-то обидой и кому-то от всей души не просил какого-то недоумения, или какого-то греха.
- У нас еще звонок.
- Да, да, говорите. Мы вас слушаем.
- Добрый вечер, здравствуйте. Город Москва. Вот, в Ветхом Завете, в разделе Бытие. Глава четвертая, стих 19: И взял себе Ламех две жены. Имя одной - Ада, а имя второй - Цилла. Должна же быть на всю жизнь одна жена. А не две?
- Ой, все правильно. Должна быть одна жена. Я целиком и полностью с вами согласен. Поэтому мы и люди Нового Завета, а у ветхозаветных патриархов, ветхозаветных праотцев было и по несколько жен. Но как раз-то Евангелие дало нам иное отношение к семейной жизни. Дало иное отношение к браку, подчеркнув его единственность и неповторимость. И поэтому Господь ради этого и пришел, чтобы обновить нашу с вами жизнь. И поэтому для нас сейчас, судя по голосу, для вас вопрос этот сейчас, замужества, по-моему, уже не актуален. Поэтому вы, слава Богу, если в своей жизни были женой одного мужа, то это милость Божья. Что Господь дал прожить счастливой семейной жизнью с одним человеком. И поэтому те дети и внуки, которые у вас сейчас есть, вы им постарайтесь уже в своей жизни им передать, что настраивались на единственный брак. Потому что в гражданских самолетах у пилотов нет парашютов. Почему нет парашютов, как у военных летчиков, которые имеют возможность катапультироваться? Потому что у них должна быть предельной ответственность за тех людей, которые сидят за их спиной. Что или вы спасаетесь вместе, или вы погибаете вместе. Другого варианта нет. Он садится в самолет и знает, что повтора не будет. Ты сейчас или долетаешь, или разбиваешься. А если бы был парашют под сидением, когда можно было бы спасти ситуацию- он выпрыгивает, а самолет разбивается с людьми. Вот, такого нет. Поэтому в гражданской авиации нет парашютов. Вот, так и человек, когда понимает и дает себе оценку, на что он решается. Что ты женишься, или выходишь замуж один раз и на всю жизнь. Вот, об этом подумай. Как другие, ну, как сейчас иногда - ну, мало ли что там может в жизни случиться. - То есть, уже человек предполагает, что, если не сложилось что-то- разведемся, а дальше что? А дальше пошло, поехало. И вот, из-за этого, что если человек имеет возможность, имеет право, что в случае чего, ну, разведусь.
- Допускает эту мысль...
- Допускает эту мысль. И нет такой ответственности в человеке, он не ценит, не жалеет, не смиряется, не терпит. Почему? Да, пусть он под меня подстраивается. А не понравится, пусть катится на все четыре стороны. Вот, из-за этого у нас, кстати, Виктор, ужасная статистика в России.
- Разводов...
- На три брака - два развода.
- Невероятная, просто...
- До революции и развестись было почти невозможно. Тогда до революции, причины для развода были - психическая болезнь, неспособность иметь детей и измены. То есть, свои какие-то критерии. Но на тысячу браков было три развода. Вот, такая была редкость.
- Звонок. Мы слушаем вас. Говорите, пожалуйста.
- Отец Амвросий, монах. Я слушаю вас постоянно. Значит, вот вопросы задают мне. Я в электричке еду- про телефоны, что с ними делать. Ну, я уже многим говорил: просто покупаете, чехол, телефон вкладываете в чехол, а этот чехол надо освятить. Когда чехол освящен, он как бы отбрасывает электронный поток от тела человека. А с компьютером и со всеми остальными просто. Икону Матери Божьей взять - есть икона, которая называется "От наркомании". Ее, иконочку, маленькую, ламинированную, просто на экранчик ставишь. В левый угол. И все.
- Спасибо, отец Амвросий. Интересно. Монах Амвросий в честь батюшки Амвросия наречен, или нет? Старца Оптинского?
- Ну, наверное, мне кажется...
- Дело в том, что мы не про физическое облучение говорим. Мы говорим о том, что человек садится перед компьютером для того, чтобы решить школьную задачу, сделать бухгалтерский отчет. Сделать какую-то работу, напечатать реферат и прочее. Просто не надо лазить там...
- То есть, просто найти нужную информацию.
- Ну, конечно!
- А не увлекаться и разбрасываться.
- Дело не в иконе, в чем здесь полезность совета отца Амвросия? Будет стоять икона перед компьютером. Она, может быть, человеку напомнит еще одну молитву. Она, кстати, неписанная, но я вам ее сейчас в эфире подарю. Одного бывшего оптинского послушника, уже покойного, который сочинил такую молитву: «Не суй меня, Господи, куды меня не просют». И поэтому эта иконка будет напоминать. Садишься перед компьютером и не лезь, куда не положено.
- Батюшка, просят нас помолиться.
- Да.
- О здравии тяжко болящей Натальи, болящих Антонины, Петра, Екатерины, Евгения, младенца Софии, тяжко болящей Елены, Елены, Анатолия, Антонины, Раисы, Елены. Болящих Николая, Марии, Марии, болящей Александры, Натальи, болящих Василия, Веры. И я, батюшка, прошу всех наших слушателей сугубо помолиться. Предстоит операция рабу Божью Алексею. Это наш дорогой автор, Алексей Валерьевич Артемьев. Удивительный человек. Вторая операция на сердце. Отец Алексей Валерьевич все-таки 79-й год. И я просто преклоняюсь перед этим человеком, потому что он потомственный иконописец. Сколько он храмов расписал! Сколько он сделал для сохранения русской культуры! Это просто не перечислить даже в одном эфире. Человек необыкновенно смиренный, необыкновенной доброты. И сейчас предстоит операция.
- Дай Бог ему здоровья.
- Мы просим всех воздохнуть и в эти дни помолиться о терпении Артемьева.
- Я еще прошу молитв о рабе Божьей Ольге, которая сейчас лежит и слышит нас по радио. Много лет сугубой болезни, которая приковала к постели, но духом не унывает. Поэтому я знаю, что она сегодня слышит. И давайте все помолимся о терпении, терпении и терпении и благодарности Богу, о которой мы сейчас с вами говорим.
- Батюшка, просят нас еще помолиться о здравии Лидии, Валентины Савушкиной, Татьяны, Валентины, Евгении со чадами, Зинаиды и Валентины. Ей предстоит операция.
- Господи, помоги всем.
- И о здравии других прихожан храма Рождества Богородицы в Образцово Щукинского района. Батюшка, мне хотелось бы вернуться к словам старца Амвросия о благодарности. Потому что мы все очень больно переживаем, когда не получаем человеческую благодарность. Когда мы вроде бы сделали добро. Часто родители переживают, когда им кажется, что дети не благодарны.
- Бабушки - что внуки...
- Готовит, стирает, моет, убирает. Они пришли, все разбросали. Все съели. Щи слопали. Бабушка только успела оглянуться- уже кастрюли нету.
- Да.
- А как же воспитать в себе это чувство - искренней благодарности Богу? Как его сохранять?
- Ой, к старости все поправится. Начнут все ценить. Кто-то из мудрых людей сказал: И 50 лет - хороший возраст, и 60 лет - хороший возраст. И 70 лет - хороший возраст. Но узнаешь только об этом в 80. Вот. И поэтому внуки бабушку не ценят. Когда сами бабушками или дедушками станут, вот, тогда вспомнят про свою дорогую бабушку. Или дети про маму. Вот, но лучше всего, чтобы это было заранее. Потому что молодость, она конечно, и юность, она безумна и безблагодарна. До тех пор, пока не припрет. Приперло человека, значит, потому что все могу. Как старец Амвросий говорил: Смотри, говорит, жук летит летом. И жужжит: Все мои луга. Все мои поля. Все мои луга. Все мои поля. А пришла осень. Подул ветер. Сидит жук на ветке и только пищит: Не скинь, не скинь, не скинь...
- То есть, ветру...
- Вот, так говорит и человек. Пока молод и силен, вот, никакая ему ни церковь, ни вера, ни Бог не нужен. Орет. - Все мои луга, все мои поля. - А как только пришло какое-нибудь испытание в жизни. Только и пищит. - Не скинь, не скинь. - Поэтому не надо дожидаться каких-то испытаний. Надо быть просто благодарным и людям, и Богу, и церкви за то внимание и то отношение, которые мы имеем в своей жизни. Кстати, я заценил семью, маму, бабушку, когда в армии оказался. Я раньше эту заботу: приготовленный обед, сваренный компот, постиранная рубашка, поглаженные брюки, белье - я эту заботу не ценил, считал, что это мама, бабушка, так должны делать. А когда оказался в армии, и когда стал слышать, у кого, какие родители, у кого какие отношения - я понял, что это не их обязанность. Это они делали все по любви. И я тогда понял, что это не так должно было быть... А что это, так сказать, сверхдолжные заслуги. И понял, что надо к этому относиться по-другому. Это надо ценить. За это надо благодарить. И быть достойным такого отношения. Помню, первую стипендию в училище, которую получил, тридцать рублей- отдал маме. Она меня кормила, поила, и ни копейки не взяла. Почему? А вот такое отношение было. Что сначала они мне родители, а потом я им. Раз я чуть-чуть взрослый стал...
- Что-то могу...
- Я такой гордый был. 30 рублей появилось. Это как впервые. А так все время 15 копеек на завтрак давали, когда в школу отправляли. Но я, вот, каюсь, них еще умудрялся в трясучку играть.
- А потому что ты не был в вере воспитан.
- Батюшка, а вот благодарность людям, умение благодарить людей связаны как-то с умением благодарить Бога?
- Ну, наверное, связаны. Дело в том, что это как раз та мотивация, потому что у верующего человека именно трепетное отношение. Именно верующий человек способен сердечно, сердобольно, доброжелательно относиться к тем людям, которые его окружают. Именно вера ему и помогает в этом. Хотя, бывает, что от природы человек благодарен. В каком смысле? Родители, воспитание, у них так было это принято. Но иногда просто то, что человек начинает видеть в своей жизни реальную помощь от Бога и реальную помощь от людей- у нормального человека это вызывает соответствующее чувство. Вот, я, например, когда я в армии... Но, правда, я в армию пошел уже верующим человеком. Это в детстве просто не было, а в 17 лет уже к вере пришел. У меня глаза как раз Господь через веру открыл, что вот такие у тебя родители. И ты должен как-то по-другому себя вести. У нас звонок.
- Добрый вечер. Я очень рада вас слышать, батюшка. С удовольствием вас слушаю.
- Спасибо.
- Мне очень нравятся ваши рассуждения. Меня зовут Галиной. Я живу в Москве. Мне 82 года. У меня такой вопрос, батюшка. Меня очень волнует мой внук. Ему 42 года. Он раньше веровал в Бога. Он работал в охране, с оружием. И они были в Иерусалиме. Он удивлялся тогда, как это там свечи сами зажигались. Я так радовалась. А потом, когда он приехал, друг у него, семья у него. Жена ушла, в общем, неприятности пошли. Но это, конечно, одна из причин. Меня волновало то, что он очень плохо ко мне относился. Я не понимала, из-за чего, старалась как-то отвлечь...
- Это кто внук, или сын?
- Внук. А последний раз я, вообще ошалела. Он начал выступать против веры даже. Мне, вот, батюшка Амвросий Ивановский, он говорил, что не он кричит, это бес кричит на вас.
- А вы вместе живете?
- Мы отдельно живем. Просто летом вместе живем, когда на даче.
- Так слава Богу, что вы хоть живете отдельно. Вот, и поэтому, ну, это его жизнь, его судьба. Его выбор. И поэтому я вам, конечно, от всей души сочувствую. Потому что, как моя мама говорит: В каждом дому по кому. А где и два. Свою голову и свои мозги никому не дашь. Поэтому есть такой совет: На рожон не надо лезть. Раз на даче каким-то образом сталкиваетесь- пореже туда ездить. Или тогда, когда встают какие-то вопросы, которые его раздражают, выводят его из себя- надо сглаживать. Не лезть, пока не спросит. Эти темы не подымать, которые его раздражают, из себя выводят. И поэтому, как говорится, уже держись как от огня подальше. В этом возрасте должна быть благоразумность. В каком смысле? Понимать, где могут с пол-оборота завести. И поэтому зло злом не исправишь. Как апостол Павел говорит: Не будь побежден злом, но побеждай зло добром. Поэтому, когда вдруг какая-то ссора, то самое лучшее - это, конечно, промолчать. В другую комнату на даче уйти. А если там нет такой комнаты, а погода позволяет - в огород. Что-то начать копаться. То есть, так потихонечку, с глаз, с глаз долой. А вот уже отношения непочтительные, о которых вы говорите, это, мне кажется, уже вещь распространенная. Особенно между внуками и бабушками. Потому что, внукам кажется, что старые люди мешают их свободе. О них надо заботиться, громкую музыку не включишь, да друзей не приведешь. Потому что не понимают, что со временем такими же будут. И нужна будет и тишина, и спокойствие, и внимание, и забота. Кажется, что все, как пьяному, море по колено, так и молодому кажется, что все вокруг меня должно крутиться, но это все, конечно, до поры, до времени. Вам сочувствую от всей души. И молитесь о том, чтобы Господь укрепил вас в вере и в терпении. Потому что это, конечно, жизненный крест. Внуки неверующие. Дети неверующие. Это, конечно, от Бога испытание. Потому что тот же старец Амвросий говорил: Если бы было все время одно солнце, то пшеница бы посохла. Если бы был всегда только один дождь, она бы сгнила. Если бы не было ветра, она бы сопрела. Вот, так и в нашей жизни. Все бывает- и солнце, и дождь, и ветер. А для чего? А чтобы пшеница созрела. Вот так и наша душа. Она созревает невидимым промыслом и судьбами Божьими. Как в каждую полуночницу читаются такие слова: Глубиною мудрости человеколюбно вся строяй и полезное всем подаваяй. - Это глубина мудрости. Почему у нас вот такая семья? Почему так сложились обстоятельства? Порой бывает так. И я часто с этим сталкиваюсь на приходе. Верующая семья. Но мать свою дочь этому не учила. Дочь жила в церкви. Почему, вдруг она сбилась с пути? Вот, вы сейчас рассказали про простой какой-то, ну, в смысле, про обыкновенную ситуацию. А я вам страшнее расскажу. Верующая девочка, 16 лет. Уходит из церкви. На мать, в переносном смысле, плюет. Не замуж выходит, а начинает встречаться с мусульманином. Беременеет. Делает аборт. В общем, все, что можно страшного себе представить- все в одном человеке, все с одним человеком случилось. Кто виноват? Девочка из церкви не выходила. Я еще вспоминаю, когда на Благовещение есть обычай. У нас, кстати, на "Радонеже" Евгений Никифоров это тоже делает. Патриарху дает выпускать голубей, как символ духовной свободы. Что Благовещение? О чем Благовещение? Благовещение о спасении. О рождении Спасителя. А Спаситель нас сделает свободными от греха. И вот, голубей освобождаем из клеток.
- Души.
- Души. Я эту девочку на руки брал. И она этих голубей выпускала. А потом у нее такая случилась, судьба так сложилась. Спрашивается: вот, что это? Как такое могло случиться? Мать, что ли, учила? Поэтому это какая-то непостижимость - человеческие судьбы, которые, если начать вникать, то тут не разберешься. То можно только одно - принять, смириться и молиться перед этими обстоятельствами, которые ты изменить не можешь, которые ты должна принять. Для чего? А нам опять отец Амвросий Оптинский говорит: Бог по жизни посылает нам именно таких людей, через которых может быть уврачевана наша гордыня. Если ты это примешь. Если ты смиришься. Если ты поймешь. Из-за тебя случилось то-то и то-то. Все в тебе. Как один древний философ сказал: Мудрец ищет причины в себе. Глупец ищет причины в других. И вот, христианство нас направляет именно к этому. Искать причины в себе. Будь-то семья, будь-то внук, будь-то муж, будь-то жена. Это беспроигрышный путь. Как Арсений Великий сказал. - Если человек не пойдет путем самоукорения, он нигде и никогда не найдет покоя. Старец Амвросий Оптинский цитировал Арсения Великого. Я помню, именно через слова преподобного Амвросия.- Если не пойдет путем самоукорения- нигде и никогда не найдет покоя.
- Батюшка, я только обращу внимание.
- Да.
- Я первый раз обратил внимание на это слово у старца Амвросия: «Может быть уврачевана». То есть, не обязательно уврачуется.
- А свободная воля?
- А может быть уврачевана.
- А свободная, как таблетка.
- Как примем, да.
- Таблетку-то ты можешь выплюнуть, если она тебе горькой показалась. А когда ты соображаешь, что ты больной, а таблетка горькая, и надо ее проглотить, но не нравится, что она горькая. Ну, так все лекарства горькие. И вот, обстоятельства жизни - это от Бога посылаемые таблетки для чего? Может быть, через это уврачевана твоя гордыня? Если ты это проглотил эту ситуацию и потопил в сердце, наполненном любовью. Как старец Амвросий говорил.- Нельзя, - говорит, - не возмущаться человеческими отношениями, такова наша жизнь. Чему подобна наша жизнь быть? Поверхности озера. Бросили в него камень, в это озеро, оно возмутилось. Камень пошел на дно. А через несколько секунд на этом озере опять гладкая поверхность. Не возмутиться нельзя, но не до такой степени.
- Батюшка, у нас звонок. Но просят еще помолиться о Зое и Александре. И о болящем послушнике Алексее. У нас звонок. Мы слушаем вас. Говорите, пожалуйста.
- Здравствуйте.
- Благословите. Это Алексей из Москвы.
- Бог благословит.
- Вот. Это год назад у меня умерла мама. Я просто хотел насчет вины. Если что-то не то было, она все время вину брала на себя.
- Как-то сглаживала, да?
- Да. И я, то же самое. То есть, если что-то не так, я смотрю причину в себе. А еще момент есть для слушателей. Любой приемник, УКВ-расширенный, у меня сейчас работает. Это магнитола. Нормальный, хорошо принимает. Просто там надо антенну немножко покороче сделать. Тогда чистый прием будет.
- Спасибо.
- А так там идут другие помехи.
- Спасибо, Алексей.
- Ну, вот, это передал о том опыте своей личной жизни, что вот так сгладилось. И была взаимность. Мама так поступала, и он так поступал. Когда супруги у нас венчаются в храме, я говорю им. - Конституцию своей семьи вы пишите сейчас сами. Вы заведете, что мы обижаемся. Это будет законом вашей жизни. Вы заводите в своей конституции, что мы стараемся сгладить и простить.
- На десять лет...
- Ну, хотя бы на первые. У кого-то, у него ума хватило, потому что он же остался священником. Поэтому вы эти законы сейчас формируете. Вот, как вы начнете относиться друг к другу, вот, так вы по этим законам и будете жить. Есть доброжелательные. Есть, как кто-то из мудрых людей сказал: Что христианство начинается не с того момента, когда отец научит ребенка читать "Отче наш". А христианство начинается с того момента, когда мать приучит своих детей благодарить за приготовленный обед. С этого начинается. И поэтому у нас тоже уже конституция семьи. Вот, принято благодарить. Ну, вот, так вы этого и придерживайтесь. Набора того, так сказать отношения, которое между вами. Как однажды тоже был недавно в семье. Она вышла замуж, а потом говорит: Мама, ты знаешь, меня поражает, оказывается, в этой семье ругаются матом. У нас же этого ничего не было! Я, говорит, этого принять не могу. Мама посочувствовала, потому что, ну, она знала супруга. Но не знала его родителей. И когда, говорит, супруг это себе позволяет- это настолько невыносимо. - Ну, а мама говорит: Так глаза же были и уши были. Ну, она говорит: когда женихом был, вроде такого не было. Конечно, семья эта, так сказать, неверующая. И случилась целая трагедия. Почему? А потому что в той семье одна конституция была. А в этой - совсем другая. И вот сейчас, кто кого, на чью сторону перетянет. То ли жена, то ли муж. Если он муж, они же все только: меня слушайте, мне подчиняйтесь. Конечно, это будет проблема по жизни.
- Да, батюшка, и я хотел бы наших слушателей пригласить на вечер, 6 декабря, память святого благоверного князя Александра Невского. Память возвращения на Родину. Судный день России. С отцом Владимиром Соколовым, отцом Александром Шумским, постоянный автор передач радио "Радонеж" и главным редактором Русской народной линии Анатолием Дмитриевичем Степановым. Батюшка, вот, все-таки двести лет преподобному старцу Амвросию.
- 6 декабря. В этот же день. Но удивительно был наречен в честь Александра Невского.
- Александра Невского, боевого воителя, а стал Амвросием. Амвросия, да? Благоухание, которое пчелы собирают.
- Ну, и воин Христов, в смысле- подражания по жизни. Воевал за души человеческие всю свою жизнь. Поэтому и во святых. Поэтому и в Царствии Небесном. Поэтому, если мы будем хотя бы малюсенькую часть из наследия преподобного Амвросия помнить, в своей жизни исполнять. И, как бы, подведя итог сегодняшней беседы, что надо все-таки держаться среднего пути. На себя не взваливать каких-то особых подвигов, или превышающих наши силы и возможности. С другой стороны, чтобы не было расхоложенности и лени. И людей-то, так сказать, знать, что у каждого человека есть недостатки, и во врагах есть что-то хорошее, и в друзьях есть недостатки. Поэтому надо всех стараться больше любить, чем иметь какое-то недоброжелательное отношение к тем людям, которые уже от нас. Помните слова преподобного отца Амвросия Оптинского, который говорил. - Сестра Минодора, держись среднего тона. Возьмешь высоко - будет нелегко. Возьмешь низко - будет склизко. А ты, Минодора, держись среднего тона. Аминь.
Мир вам, дорогие братья и сестры, и спокойной всем ночи. Солнце да не зайдет во гневе вашем.
Добавить комментарий