21.07.2014 08:06:02
Протоиерей Александр Абрамов
- Добрый вечер, дорогие братья и сестры. Вы слушаете прямой эфир радио «Радонеж». С вами будет на протяжении предстоящего часа протоиерей Александр Абрамов, настоятель храма преподобного Сергия Радонежского в Крапивниках в Москве.
Как обычно, я хотел бы начать с евангельского чтения предшествующего воскресного дня, чтобы дать настрой на сегодняшний разговор. В воскресный день накануне мы слышали за Божественной литургией Евангелие от Матфея: «Итак всякого, кто исповедует меня перед людьми, того исповедую Я пред Отцом Моим Небесным. А кто отречется от Меня перед людьми, отрекусь от того и Я пред Отцом Моим Небесным.
Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня. И кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня. И кто не берет креста своего и не следует за Мной, тот не достоин Меня. Тогда Петр, отвечая Ему, сказал: вот мы все оставили и пошли за Тобой. Что же будет нам? Иисус же сказал им: истинно говорю вам, что вы, последовавшие за Мной в пакибытие, когда сядет Сын человеческий на престоле славы Своей - сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых.
…И всякий, кто оставит дома или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную. Многие же первые будут последними. И последние первыми.
Удивительны слова Спасителя о необходимости отказаться от того, что для нас составляет очевидный смысл земной жизни. Родство, близкие, дружба - то немногое, что нам удается стяжать на земле. Эти слова Спаситель говорит в евангельском отрывке, который читается в церковный, праздничный день Всех Святых. Иными словами, церковь нам говорит: так жили святые люди, так они прославились на земле, и так они призваны к Богу.
И эти люди в глазах Христа преподобные, то есть те, кто приблизились к Нему. Тем, кто образ и подобие божие очистили в себе, стали на Христа более похожи.
Давайте более внимательно посмотрим на этот отрывок. Некоторые из слов Христа в этом отрывке нам кажутся ясными и применимыми для нас. А некоторые - очень тяжелыми, порой невыносимыми.
…Итак всякого, кто исповедует меня перед людьми, того исповедую Я перед людьми, того исповедую
Я пред Отцом Моим Небесным. А кто отречется от Меня перед людьми, отрекусь от того и Я пред Отцом Моим Небесным…
Нам это кажется справедливым. Мы исповедуем себя православными христианами. Мы ходим в храм, исповедуемся и причащаемся Святых Тайн. Для нас тут нет вопросов. Мы исповедуем Господа перед людьми, носим нательный крест, участвуем в богослужениях.
…А кто отречется от Меня перед людьми, отрекусь от того и Я пред Отцом Моим Небесным…
И здесь нам кажется все ясно. Мы не наносим Богу прямого удара. Мы не отрекаемся от веры, не богохульствуем. Мы не живем в то время, когда священников избивают на улицах. Правда, не ясно, уже или еще. Мы не разрушаем храмы. Мы не отрекаемся от Бога. А дальше начинается то, что нам неясно, как правило, совсем. И заставляет нас огорчаться, и скорбеть, и даже порой накладывает нам на сердце тяготу.
…Кто любит отца или мать более, нежели Меня, недостоин Меня. И кто любит сына или дочь более, нежели Меня, недостоин меня. И кто не берет креста своего и не следует за Мной, тот не достоин Меня…
И мы огорчаемся, потому что мы, конечно, любим отца и мать. И мы, конечно, любим сына или дочь. И нам кажется диким, почему для того, чтобы любить Бога, нужно отказаться от отца или матери, или сына, или дочери. Почему это надо делать? Разве в любви к отцу или матери, сыну или дочери, невозможно любить Бога? И такая точка зрения показывает, что мы совсем невнимательно относимся к слову писания. Господь не говорит: кто любит отца или мать более нежели Меня, того Я оставлю. Он говорит: тот недостоин Меня. И кто любит сына или дочь более, нежели Меня, недостоин Меня. И вот здесь нам нужно не тужить и не скорбеть, а благодарить Бога.
…Господи, мы знаем, что мы действительно Тебя не достойны...И мы часто к своим близким и ко всему тому, что соединяет нас с землей, а не с небом, привержены больше чем к Тебе. И любим нередко больше, чем Тебя. И мы Тебя не достойны. Но Ты нас, недостойных, не бросаешь. Ты нам говоришь: чтобы отношения с Богом установить так, как они должны быть в идеале, вы должны полюбить Бога, прежде всего.
Это не значит отрицать любовь к отцу или матери, или к сыну или дочери. Это означает поставить все на свои места. Во главе всего сам Спаситель Христос, а затем семьи, дома, скоты, волы и все то, о чем говорит святой апостол евангелист Матфей.
…Но не сказано в писании кто любит отца или мать больше нежели Меня, того Я оставлю…
Это не сказано. Сказано обратное. Всякого кто исповедует Меня перед людьми, того исповедую Я пред Отцом Моим Небесным. А кто отречется от Меня перед людьми, отрекусь от того и Я пред Отцом Моим Небесным.
А исповедать перед людьми может любой, кто любит отца и мать больше, нежели Меня. Человек может любить своих родных, но все равно подняться над своей земной привязанностью и Господа исповедовать. И тогда и Он исповедует этого человека перед Отцом Небесным. Иногда бывает еще так, и так становится, и Писание, наверное, об этом бы сказало. И будет зло горше первого, когда человек, христианин, придя в храм, и еще не разобравшись в самых простых началах духовной жизни, начинает отрицать все, что связывает его с земным миром. Бросает больных родных и говорит: я уйду в монастырь ради Господа.
Но ты не сможешь уйти от тех, кто тобой любим, кто любит тебя ради Господа, если ты причинишь им зло. Бог не разрешит им творить зло якобы ради самого себя. Бог может разрешить человеку только добрые дела совершать ради себя. Поэтому Христос говорит: раз вы такие, раз вы так себя ведете? Вы не достойны меня, но Я с вами.
…И кто не берет креста своего и следует за Мной, тот не достоин меня…
И дальше вопрос апостола Петра: вот мы все сделали, что ты сказал. Вот мы оставили все, и последовали за тобой. Что же будет нам? Иисус же сказал им: истинно говорю вам, что вы, последовавшие за мной в пакибытие, когда сядет Сын человеческий на престоле славы Своей. Сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых.
И вот что будет… всякий, кто оставит дома или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную. Многие же будут первыми и последними. И последние - первыми…
Что значит «оставит»? Уйдет из дома? Бросит родных в этих домах? Оставит жену или детей, или земли? Оставит. Что это такое? Оставит. Далеко не всегда, многие святые отцы об этом говорят, это «оставит» подразумевает «уйдет». Скажите, если у вас больная жена, и вам необходимо за ней ухаживать, она привязана к инвалидной коляске, по - божьему ли было бы ее оставить и будто бы посвятить себя какому-то делу благотворительному?
А по-божьему было бы оставить детей? Сдать их в детский дом и заниматься каким-нибудь служением при храме? По-божьему бы это было? «Оставить» в данном случае - это иметь меньше привязанности и помнить, что во всех этих людях и во всех этих попечениях Христос в центре. Христос здесь не ревнивый хозяин земнородного человека, который переживает: а что происходит, а что случилось? Почему вы заботитесь обо Мне меньше, чем об остальных?
Христос об ином думает. Христос думает, как апостол говорит, как всякому человеку спастись и в разум истины прийти. И вы это научение посмотрите. Вы живете в мире, где так много у вас забот, помните о том, что есть главная ваша забота, что есть самое существенное. Берите свой крест, сколь бы мал он ни был. И идите за Мной. И тогда вы получите во сто крат и наследуете вечную жизнь. И тогда многие будут первые последними и последние первыми.
Вот то, о чем я хотел вам сказать, начиная наш сегодняшний разговор. Приветствую вас еще раз студии радио Радонеж. С вами будет на протяжении предстоящего часа протоиерей Александр Абрамов, настоятель храма преподобного Сергия Радонежского в Крапивниках в Москве. Я буду отвечать на ваши вопросы, беседовать с вами о том, о чем вы хотели бы спросить меня. Так же я буду отвечать на те вопросы, которые пришли через храм преподобного Сергия Радонежского. В перерыве между нашими передачами, можно звонить в храм и оставлять ваши вопросы. Дежурные в нашем храме передают их мне. И на те, которые для всех вас могут представлять наибольший интерес, я буду отвечать в прямом эфире.
-Любовь из Орла прислала смс. Я очень вам признателен.
-Батюшка Александр, рада вас слышать, спасибо вам за ваши передачи.
-Спасибо вам за постоянство, с которым вы их слушаете. Мы, казалось бы, выполняем все, что необходимо православному христианину. Участвуем в службах, читаем утренние и вечерние правила, причащаемся, исповедуемся порой довольно часто. И ничего особенного, особо греховного не совершаем.
Некоторые люди говорят: ну, грехи как у всех. Или грехи повседневные. Или грешим, потому что все грешат. Так вот мы все это делаем, а утешения мы не получаем. Почему? Потому что мы очень часто ведем раздвоенную жизнь. Пост - это повод для нас прекратить раздвоенную жизнь и совместить два кусочка самого себя в одно целое христианское Я. Потому что у нас так бывает, что мы правила совершаем, прочли молитвы. Господи, просвети меня мерцающим светом, духом Твоим святым. А потом пошли спокойно, понимая, что это другая жизнь, на работу. Где придя, за чашкой чая, мы спокойно обсуждаем целый круг вещей, начиная от ситуации на Украине и заканчивая тем, как ведет себя Тамара Ивановна.
И вот этой Тамаре Ивановне мы все кости перемоем, и всех, кого можно осудить, осудим. Потом придумаем себе: не в осуждение, а в рассуждение. Мы ведь ничего особенного не сказали, никого не убили. И этот мелкий въедающийся грех для нас является само собой разумеющимся. Перед нами порой встают очень серьезные выборы, компромиссы, иногда нужно соврать, потому что этого требует начальник.
Соврешь? Не встает даже вопроса, так ли нужно жить, и вот церковная жизнь остается для воскресенья и для храма, а повседневная жизнь наша регулируется не Евангелием, а совершенно другими правилами. Эти правила никакого отношения Христу не имеют. Мы потом приходим в храм и говорим: Господи, не всегда получается жить по Твоим заповедям.
А не получается потому, что и не собирались так жить. Честно говоря, нам и не приходит в голову, что каждый шаг в семье, в отношениях на работе, в транспорте, должен быть продиктован заповедями. Я вам расскажу, у меня однажды случилась комическая сцена. Я ехал в метро, был полупустой вагон, одна женщина толкнула меня - ей хотелось занять место, сказала мне сердитые слова, а потом, усевшись на это место, погрузилась в чтение проповеди одного известного проповедника нашей церкви.
Вот как это можно совместить? Если ты читаешь проповеди, которые зовут тебя к следованию заповедям, к добру, в конце концов - ну так хотя бы людей в метро не толкай. Потому что это смешно. А главное она была совершенно убеждена, что проповеди - это для ее внутреннего мира, для души, а в метро нужно работать локтями, потому что иначе тебя саму затопчут. Так не может быть. Если ты ищешь смирения, то смирение и внешнее выражение имеет. Беззлобие, отсутствие наглости.
А если ты думаешь, что ты в себя духовную пищу вольешь, а внешне это можно не проявлять, то это глубочайшая ошибка. И вот это то, о чем мы должны сегодня с вами поговорить. Я начинаю отвечать на телефонные звонки.
-Это раба божия Галина. Я хочу вам задать вопрос.
-Пожалуйста. Давайте.
-Вот такой у меня произошел удивительный случай. На кухне икона Божьей матери «Валаамская», которую мы приобрели на Валааме, она отпечатана на бумаге. Очень давно у нас. Размер ее приблизительно 60х40. И вдруг она вся стала объята пламенем. Ну, конечно, не вещественным, его нельзя было потрогать, мы даже удивились, думали, что это какой-то луч. Нет, все было закрыто, было пасмурно и главное - окно шторами закрыто.
Я сразу сказала: это будет что-то очень нехорошее. Батюшка, объясните, пожалуйста.
-Спасибо, Галина. Такие случаи происходят нередко. И первое и единственное, что можно посоветовать в качестве объяснения - что нужно сохранять трезвость, сохранять здравый смысл. Вот вы употребили сейчас слово: была объята не вещественным пламенем. Огромное количество святых угодников божьих на протяжении всей своей жизни никогда не удостаивались никаких явлений невещественного пламени.
И если бы им сказали, например: вот преподобный Сергий совершает Литургию, а вокруг пламя? И если бы ему сказали: батюшка, вы невещественное пламя - то видели? Он бы замахал руками и сказал: нет-нет-нет. Я ничего не видел. Потому что в этом есть глубокое духовное целомудрие и трезвость. Потому что если Господь захочет посетить человека, Он посетит его таким образом, что человек не посмеет об этом никому сказать. Потому что это будет очень интимно между человеком и Богом.
Вот поэтому вам к этому стоило отнестись таким образом, что ничего не случилось, что это ошибка, что это обман зрения, и что мы не достойны никаких божественных посещений. Потому что кто мы? И кто святые угодники божии? Какие у нас грехи? И какие у них подвиги? А если Господу угодно, что я не исключаю, как-то особым образом вас ободрить и благословить, то Он так сделает.
Вот я вам говорил, как-то приводил пример. В одном из отечников говорится: если вам в сонном видении явится прекрасный юноша в образе Христа, то примите его за беса. Потому что лучше Христа принять за беса, чем беса за Христа. Поэтому проявляйте трезвость. Не впадайте в прелестное состояние, такое, что теперь в вашей жизни что-то изменится. В жизни дело изменяется наше не через чудесное знамение, потому что мы очень редко их достойны, а через наш труд и следование воле церкви.
Поэтому живите, как живется, трудитесь как трудится, молитесь как молится, и благодарите Господа, что Он вас посетил.
-Меня зовут Галина.
-Да, слушаю вас.
-Я читаю Евангелие часто, и вот в Евангелие от Луки есть такой вопрос, 13 глава 26 стих и так далее. Некто посадил в винограднике смоковницу и пришли искать плоды на ней и не нашел и сказал виноградарю: я третий год прихожу искать плода на этой смоковнице. Где они? И он сказал ему в ответ: Господин, оставь ее на этот год, я обкопаю ее и обложу навозом, и ты соберешь плоды. А если же нет, то на следующий год ты ее срубишь. Вот скажите, пожалуйста, кто такой «некто»?
-Помните библейскую историю о взращенной тыкве, под которой отдыхал пророк? Тыква возросла и дала тень. А затем Господь уничтожает эту тыкву, и пророк о ней так сожалеет. А Господь ему говорит: вот смотри, ты эту тыкву не сажал и не поливал, а о ней сожалеешь. Неужели, если ты тыкву жалеешь - я не пощажу города великого, ради даже десяти праведников?
Вот так и здесь. Образ этой смоковницы - это образ прощения божьего. Это образ желания Бога в житницу небесную собрать каждое зернышко, каждого человечка, в котором хотя бы отчасти движется покаяние и поиск этого прощения.
Сказано в Писании: малейший из бесов может уничтожить землю. Но если земля стоит? И при всем ее несовершенстве, и при всей ее порочной загрязненности грехом, она жива, и на ней есть место прекрасному. Она сама великолепна и является гимном божественному творению. Так вот и людей очень немало заблуждающихся, ошибающихся, слепых, просто незнающих, добрых и хороших, но не находящих слова и способы быть открытыми, добрыми и хорошими.
Так вот образ этой смоковницы - это образ отлагающегося наказания божия. Наказать можно сейчас, и нет никакого сомнения в том, что это наказание будет справедливым. Нет никакой проблемы в том, чтобы найти вину каждого из нас. И если мы всмотримся в свою жизнь, мы увидим, как часто она бывает греховна. Ну, так вот, но тебе дается и год, и два, и три. А что такое год, и два, и три? Притча. Это, в общем, очень много времени, до того, как придет господин жатвы и посечет эту смоковницу, найдя ее бесплодной. Тебе одно прощено, другое прощено, третье прощено.
Никогда не считай, что то, за что тебя простили, само собой разумеется. Тебя не простили не потому, что ты очень хорош, тебя простили потому, что Бог очень хорош. Потому что Он видит, что в тебе много хорошего, что ты создан по Его образу и подобию. Он видит, что у тебя мятущаяся совесть, и ты стремишься к лучшему, не зная, как к этому лучшему прийти. Что в тебе зерно добра очень сильное. Но нелепый иногда человек, глупый.
А ведь мы все время стараемся перед Богом выпендриваться. Мы свою глупость маскируем под ум, мы свою слабость маскируем под силу, мы свою немолитвенность под религиозность маскируем. Нам все время нужно казаться, а не быть. А нет бы просто прийти и сказать Господу: Господи, я вот такой. Или как в другом месте Евангелия говорится о должнике и заимодавце: потерпи на мне - и все тебе отдам. О Господи, на мне еще чуть-чуть потерпи, я буду стараться исправляться. Потому что я раб, заключенный, сижу в амбаре на цепи.
И если ты получишь от меня возврат долга и снимешь меня с цепи - нет, потому что мы тогда будем в одном дому. Сказано, что в одном дому не могут быть рабы. Но, братья и сестры, хочется мне быть в дом дому, где все твое человечество - святые угодники. И главное - Ты сам. Я хочу быть за Твоим столом. Вот поэтому я хочу, если бы Ты мог, то еще бы потерпел, а я постараюсь все сделать верно.
-Отвечу на следующий вопрос.
-Вот молитва утренняя о живых. Здесь сказано: ….Помяни, Господи Иисусе Христе, Боже наш, милости и щедроты Твоя от века сущия, ихже ради и вочеловечился еси, и распятие и смерть, спасения ради право в Тя верующих, претерпети изволил еси;
Что такое «право верующих»? Что значит «право веровать»?
-Православие или правоверие по-гречески ортодоксия. Это естественно не значит имеющих право верить, это означает верующих верно, то есть точно, то есть правильно. Правильно верующих. Кто такие правильно верующие? Это православные христиане, которые в храм сейчас ходят? Или те люди, которые раньше были православными и в храм ходили?
Или те, кто еще не родился, но будет крещен в православие и будет ходить в храм. Кто эти право верующие? Если мы будем считать, что только крещеные в православие, то тогда ветхозаветные пророки и многие предшественники Спасителя и царь Давид не попадают в эту категорию. Они не были крещены в православии. Или есть люди, живущие добродетельной жизнью, но в свое время не знавшие о православной вере. Просто жившие, например, в Австралии, в XVII веке, когда туда никакое православие еще не пришло.
Вот кто эти право верующие? Одна из основных точек зрения состоит в том, что Христос снисходит в ад, чтобы извести оттуда тех, кто пожелал за Ним последовать. И, значит, уверовал в право вывести людей из ада. Иными словами они увидели Христа и все поняли, и принесли в сердце ему покаяние, и получили от Него прощение. А во аде, согласно этой точке зрения, скажу сразу - она не единственная, во аде остаются те, кто не хочет идти за Христом.
Поэтому когда мы с вами читаем молитвы утренние, когда мы молимся, мы должны иметь в виду всех тех людей, которые имеют надежду на прощение Христом и следование за Ним. Поэтому поминайте, как сказано в этой молитве, всех правых верующих.
-Отвечу на следующий вопрос.
-Я хотела спросить, а почему вот я читаю перечень церковных праздников в 2014 году, и не нахожу день Святаго Духа?
-День Святаго Духа это автоматически первый день после Святой Троицы. Тут никакого сомнения нет. Троица у нас была в прошлое воскресенье. Следом за ней был День Святаго Духа. Он отмечен в церковном календаре. Вот он передо мной лежит, календарь. Будьте просто внимательны. Здесь нет никакой проблемы. День Святаго Духа всегда в первый понедельник после троичного воскресенья.
Не случайно у нас нет особого дня поминовения Бога Отца. У нас много праздников, посвященных Богу Сыну. Это и Преображение Господне, и Рождество Христово, и Вознесение, и естественно Пасха. А вот дню Святаго Духа отведен отдельный особый день. И тому есть причина. Особого дня памяти Бога Отца нет, потому что Он порождает и в этом смысле истина - слова Спасителя: тот, кто видел Меня, видел Отца, и что тебе еще? Помните ответ на апостольский вопрос: покажи нам Отца и ответ: кто видел Меня - видел и Отца.
Так вот любой в этом смысле праздник Христов - это праздник Отца. А день Святаго Духа церковь установила отдельно и именно тогда, когда мы только что отпраздновали Троицу, единство и любовь Отца и Сына, и Святаго Духа. И схождение Святого Духа на апостолов, рождение церкви именно тогда, когда присутствие Святого Духа в жизни церкви и в жизни мира стало особенно очевидно.
Дух, конечно, всегда присутствует в действиях божьих. Дух божий конечно, носится над землей. Но именно Его особое присутствие стало знаком рождения церкви. И поэтому день Святого Духа естественно было установить в первый день после Святой Троицы.
-Возвращаясь к празднованию Святого Духа в истории церкви. Удивительно сложилось на русской почве почитание Святого Духа. Приехал в XVI веке к нам будущий преподобный Максим Грек. Попал, как кур в ощип, в политические перипетии нашей истории. Не понравился властителям. Слишком был смелый, слишком свободный, открыто говорил то, что думал, и был заточен в одной из башен Иосифо-Волоцкого монастыря.
И вот смотрите, какая сила духа у человека! Зимой дверь его кельи специально держали открытыми, чтобы там было холодно. Летом разводили костер и бросали нечистоты, чтобы ему нечем было дышать. А он на стенах своей кельи углем придумал и написал акафист Святому Духу Утешителю. Который, как я думаю, сделал для него невыносимые условия содержания даже и незаметными.
Конечно, любой человек чувствует, когда ему холодно или жарко, или когда смрад у него в комнате. Но он поднялся над этим всем. Знаете, как говорят: он воспарил в огненном столбе. Он оторвался от земли. Земля перестала его тяготить. Вот так и он: писал акафист Святому Духу и общался со Святым Духом и через него со всей Святой Троицей. И через это получил прощение своих грехов и стал святым угодником божьим, и победил всех своих мучителей.
Вот так вот Святой Дух исцеляет, помогает и утешает. Не случайно именно Максим Грек написал акафист Святому Духу утешителю.
-Отвечу на следующий вопрос.
-Вот у меня такой вопрос. Вот, бывает дома или где-то в дороге, вдруг возникает или какая-то мысль нехорошая, или осудил человека, или какое-то зло, или что-то мелькнет греховное. И тут же начинаешь думать: Господи, ну что же я грешу? И тут же молюсь, если дома, то даже земные поклоны отдаю. Молюсь и прошу: Господи, прости меня, помилуй меня за этот грех. То тогда это мне прощается? Или это нужно обязательно исповедовать?
-Вы знаете, я уже как-то приводил один из образов, которые святые ХХ века приводили. Они говорят: это как мячик, который вы бросаете о стенку. Если мячик у вас из пластилина - он к вам пристанет, если не из пластилина - то отлетит. Важно, чтобы это все отлетало. Священное писание говорит
хорошими словами. Мне близок этот образ. Не надо отцеживать комара. Пришел к вам какой-то помысел, он же не от вас пришел, он от врага пришел. Вы его отогнали и все. Господи, помилуй. Живем дальше, идем дальше, не останавливаемся.
Если мы начинаем этот образ рассматривать, с ним собеседовать: так. А что я сделал? А насколько тяжкий грех я совершил? А надо его исповедовать или не надо? Вы уже остановились. Вы уже в плену этого греховного состояния. Вы уже с ним спокойно собеседуете. Садитесь с ним за стол и угощаете чаем. Но вот если вы грех пригласили и угощаете чаем, то это уже более тяжелая ситуация. Надо отогнать и идти дальше.
А если уж действительно какое-то серьезное падение произошло, то это уже повод исповедоваться. Обычно такие вещи, которые приходят моментальные мысли очень часто нехорошего свойства, они не от нас. Господи, помилуй - и идем дальше. Все. Не отдаюсь тебе, сатана, в твои руки.
Есть такая нехорошая традиция, я ее неоднократно замечал и очень против нее выступаю. Вот, допустим, на всенощном бдении идет исповедь. А затем на божественной литургии идет исповедь. И вот подходит человек и говорит: я согрешил в том-то и в том-то. Хорошо. Все, Господи прости. А на следующее утро тот же человек говорит: а вы знаете, я вспомнил, я еще сегодня в 12.01 выпил стакан воды, запивая таблетку. Вот еще тоже такой грех. Вот это и есть чистое отцеживание комара.
Потому что слушайте, друзья мои, смотрите точно на часы и не искушайте Господа своими таблетками и водой. Если врач разрешил таблетки, значит надо пить таблетки. А вот так с мельчайшими вещами бегать на исповедь - значит относиться к ней ветхозаветно. То - есть магически. Сейчас батюшка пошаманит, молитовку прочтет - и я буду святей, чем раньше. Не будете.
Мария Египетская один раз в жизни исповедовалась. А вот вы представьте себе, если бы она к старцу Зосиме пришла бы и стала рассказывать: а вот я еще вспомнила, на корабле в Иерусалим был еще такой случай. Чтобы это было? Это было бы то, что она не верит в спасительную силу таинства. А священник говорит в молитве: прощаю и разрешаю тебя от всех грехов твоих. Это означает, что ты приносишь покаяние и за забытые грехи. И все, в чем тебя совесть обличает, но ты по неумению не сказал, за что тебе стыдно - тебе прощается.
Так что оставьте эту таблетку в 12.01. это не так существенно.
.
-У меня к вам такой вопрос. Я, наверное, человек гневный. Но только не думаю при всем строгом рассмотрении, что я злобный и мстительный. Нет. Я очень вспыльчивый, раздражительный, но не ищу своей корысти. А просто очень волнуюсь за своих ближних, за жену и сына. Мы с ними люди достаточно разные, а я старше намного жены и, соответственно, сына. И я предвижу, что будут последствия, плохие последствия. И стараюсь их как-то от этого уберечь. Наверное, как хорошо мне сказали: причиняю помощь. Их это, естественно, не устраивает. Всегда говорят о моей форме, не придавая значения сути.
Мне говорят и не в первый раз уже: оставь, пусть собирают свои шишки. Это будет их опыт. Ну, я вот сейчас взял и замолчал. Замолчал не просто с какой-то обидой. Нет. Правильно сказано: у нас есть из какого глаза какие бревна вытаскивать. Но правильно ли мое молчание и предоставление на волю Господа? Не должны ли мы понимать и выстраивать свою линию и сами тоже? Естественно, с упованием на милость божию, но работать- то самим надо? Или надо стоять в стороне и смотреть, куда кривая выведет?
-А скажите, пожалуйста, вы какие неприятности возможные предвидите?
-Ну, например, я могу сказать, что со здоровьем сына. Если он абсолютно не желает заниматься не только спортом, но просто элементарной физкультурой. В его учебном заведении, где он, безусловно, талантливый, он мог бы находиться на очень серьезном профессиональном уровне, он делает все по верхам. То - есть, у него нет усердия. Жена всегда его кормит, ласкает, жалеет. А мое настойчивое приглашение ему как-то себя немного потрудить, воспринимается как насилие над ребенком.
-Понятно, спасибо. Мне представляется, что вы правы. У нас очень много детей, воспитанных в маминой школе. Заласканных, зацелованных, инфантильных. Потому что мужское начало, очень часто отсутствующее в разрушенных семьях или там, где мамы как наседки оберегают детей от синяков и шишек, приводит к большому количеству вот таких детей. Крайне инфантильных, абсолютно неподготовленных к последующей жизни.
И потом когда они сталкиваются с тем, что жизнь жесткая, что она не сахар, начинаются такие простые вещи. Попытки уклониться от армии, попытки уберечь от того, от сего…Попытки приделать свою голову, проще говоря. Поэтому я думаю, что мужское начало - это очень важная вещь. И папино воспитание - это крайне важная вещь. Синяки и шишки набитые в детстве, учебные синяки и шишки, если хотите.
Это намного лучше в жизни, чем синяки и шишки, полученные в 20 лет, и первые слезки и первые обиды, когда уже поздно. Первые слезы и первые обиды, когда ты уже взрослый. Люди раньше в 21 год имели по два-три ребенка, а сейчас только к сорока годам начинают о чем-то задумываться, о создании семьи и так далее. Это все очень несерьезно, но что очень важно, конечно - это чтобы вы не авторитарно себя вели. И какой-то разговор с мамой должен происходить.
При том, что это трудно, приходили бы к согласию, потому что если мама гнет свою линию, а вы свою, то вы ребенка просто расщепите. А дети очень умело лавируют между родителями, когда видят, что согласия между ними нет. Поэтому мужское начало должно быть обязательно. А хороший ребенок, хороший сын - он подражает отцу. Тут я думаю, можно вам попробовать его чем-то заинтересовать. Не просто нажимом, а может, просто на какую-нибудь тренировку с ним поехать, на матч. Мне кажется, что это очень-очень важно. И я думаю, что дело не в вашей вспыльчивости и раздражительности, а просто вы несете ответственность за своего ребенка. Не просто за физическое его состояние, а за то, как он будет себя чувствовать, когда вас не будет. Вы должны ориентироваться. И он должен быть абсолютно готовым к тому, чтобы быть нормальным мужчиной и гражданином своей страны. Человеком, который достойно себя поведет в любой острой ситуации.
-Отвечу на следующий вопрос.
-Вот, я на улице, допустим, увидел священника в облачении. И, конечно, хочется подойти, чтобы он благословил. А сопровождающие его лица вдруг сказали, что к батюшке надо подходить на что-то конкретное. На что тебя благословить? Ну как бы подходить к священнику нужно за конкретным благословением. Вот в чем я тут не прав?
-Ни в чем. Вы абсолютно во всем правы. А подходить под благословение к священнику это то же самое, что сказать священнику «Здравствуйте. Батюшка, благословите». Складываем руки, получаем от священника благословение. А подойти под конкретное благословение - это разговор. Батюшка, вот, у меня такие-то и такие-то соображения. Как вы думаете? Как бы вы благословили?
И это не разговор, конечно, на улице. А на улице - это знак уважения к сану, знак уважения к церкви и просьба о благословении божием. Священник не рукой машет крестообразно. Священник призывает божие благословение. Это его функция, если хотите, это его работа. Ни один священник не может отказать человеку в благословении как в пожелании благодати божьей тому, кто к нему за этим благословением подходит.
Кстати, скажу вам, нет ничего зазорного в том, чтобы брать благословение у священника, когда он в силу тех или иных причин не в облачении. То- есть, не в рясе. Потому что до революции говорили: попа и в рогожке видно.
-Отвечу на следующий звонок.
-Если можно, прокомментируйте послание к Галатам 18 стих.
-Прочтите его.
- «Ибо если я снова созидаю что разрушил, то сам себя делаю преступником»
-Я прокомментирую в следующей передаче. Потому что, как и всякое апостольское послание, необходимо брать в широком отрывке. Смотреть, о чем апостол писал в этом конкретном отрывке, и тогда можно будет понять, что имелось в виду в этом конкретном случае.
Я записал этот отрывок и в следующий раз надеюсь его прокомментировать. Спасибо за ваш вопрос.
Спрашивают меня постоянно о графике служб в храме преподобного Сергия. Когда совершается акафист у чудотворного Кийского креста? Это происходит по пятницам, в пять часов вечера. Каждую пятницу служим акафист у Кийского креста, если пятница не приходится на канун великого двунадесятого праздника. Кроме этого по воскресеньям, через воскресенье, служим молебен чудотворной Феодоровской иконе Божьей Матери. Особенно для тех, кто ищет мужа или жену, или имеет семейные проблемы. Нуждается в помощи божьей для рождения детей.
А в четыре часа попеременно каждое воскресенье преподобному Сергию и чудотворной иконе Божьей Матери «Феодоровская».
Спрашивают адрес храма. Крапивинский переулок, дом 4. Станция метро «Трубная». Телефон храма, чтобы узнать расписание: 8-495-623-47-80. Бывают странные ситуации. Люди говорят: у вас в расписании написано в пять часов, а службы нет. Или она не в пять, а в четыре. Всегда несложно позвонить в храм и уточнить. Бывают иногда переносы служб по тем или иным причинам. Телефон храма:
8-495-623-47-80.
-Отвечу на следующий вопрос.
-Здравствуйте. Отец Александр, скажите, пожалуйста, с какого момента мы обязаны рассматривать личность Иисуса Христа как Бога? Потому что Он родился в хлеву, подобно рабу, в тяжелых условиях.
-С момента Его воплощения.
Не случайно церковь называет Христа, лежащего в яслях в Вифлееме, Богомладенцем. Это Богомладенец. А затем, когда Он растет, это Богоотрок, это Богоюноша. Другое дело, что Он выходит на общественное служение не сразу. Он проповедует не сразу. Он начинает учительствовать не сразу. Но то, что Он Бог сразу - о том нам говорит и «Символ веры».
…И во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единородного иже от Отца рожденного прежде всех век…
Рожденного от Отца. Значит, с момента его рождения, то- есть прежде всех век. Еще до всякого начала человеческой истории. И уж естественно боговоплощенный - с момента воплощения. То- есть вся земная история Христа от Его воплощения - это всегда история Бога. Другое дело, что Он рожден был прежде всех век. В предвечном замысле Святой Троицы. А вся земная история - это, конечно, история Бога.
-Отвечу на следующий звонок.
- Простите меня за вопрос. Грешно ли смотреть телевизор? И смотрят ли телевизор священники?
-Священники…
-Я не говорю о посте.
-Священники смотрят телевизор. Не знаю как все, я иногда смотрю. У меня, правда, дома телевизора нет. Поэтому я телевизор смотрю чаще всего в гостях, и чаще всего - новостные передачи. Но не вижу никакой проблемы в том, чтобы посмотреть финал чемпионата мира по хоккею.
Или мы сейчас видим, как развиваются события на Украине. Мы видим все, что в мире происходит. Это нужно знать - то, что происходит. Естественно никакого греха в том, чтобы посмотреть телевизор, нет. Грех, как и всегда - злоупотребление мерой. Если человек не вылезает из компьютера - это грех. Если человек не вылезает из телевизора - это грех. Если человек не вылезает из игр - это грех. А посмотреть программу «Время» - в этом никакого греха нет.
И вы знаете, я думаю, что вот через все эти запугивания и дьявол вас сразит. Если вы дьявола будете бояться, то он вас через что угодно сразит. Через посещение районной поликлиники сразит. Если будете Христа любить, то с Ним ничего не страшно. И уж понятно, что не надо ничем злоупотреблять. И телевизор может быть как средством информации, так и способом промывания мозгов.
Вы должны думать всякий раз о том, чего вы хотите в жизни достичь. Верить можно только Христу. С этого начинается псалом первый. «Не надейтеся на князи, на сыны человеческия, в них же нет спасения». Вот я так бы ответил на этот вопрос.
Есть еще пара вопросов, пришедших по смс,. Перенесем их на следующий раз. И будем прощаться. С вами в прямом эфире был протоиерей Александр Абрамов, настоятель храма преподобного Сергия Радонежского в Крапивниках в Москве.
Пусть милость божия над вами простирается во все дни жизни вашей.
С Богом. До свидания.
Добавить комментарий