13.10.2014 07:51:24
Кульков Сергей Андреевич
- Раб Божий из Москвы прислал нам письмо: «Здравствуйте уважаемый отец Олег. Разъясните, пожалуйста, богословское мнение о том, что Бог никого не наказывает, так как благ и есть любовь».
- Не знаю, где вы услышали этот тезис, но он находится в прямом противоречии с известным библейским стихом. В Библии сказано: «Кого Бог любит, того и наказывает». Тоесть то, что Бог кого-то наказывает, это прямо проистекает из того, что Он любит.
Давайте представим себе такую ситуацию. Вы гуляете в парке, и видите, что ребенок залез прямо в лужу, копается в грязи, и никто не обращает на него внимания. Первая мысль, которая у Вас появится - что этот ребенок беспризорный. И теперь другая ситуация: ребенок залез в лужу, вдруг выпрыгивает мужчина, подхватывает этого ребенка, хлопает его по одному месту, и первая ваша мысль - это его отец, который любит своего сына, заботится о нем и решительно останавливает его попытку забраться в лужу. Поэтому, когда мы говорим, что Бог наказывает - это всегда проявление его любви, и те люди, которые оспаривают это, они на самом деле бросают вызов Богу любви. На самом деле надо бояться не того, когда Бог наказывает. Когда Бог наказывает - это в порядке вещей. Бог никогда ничего не делает, чтобы это не принесло нам какую – то пользу. Надо бояться, когда Бог перестает наказывать. То, что я называю «равнодушие небес»: когда человек грешит - и ничего не происходит в его жизни плохого. Когда человек ведет себя неправильно - и никакой реакции небес. Вот этого надо бояться, это, скорее всего, означает такое «равнодушие небес», что человеку уже вынесен приговор, и участь его заведомо предрешена. На Руси, когда у человека дом сгорел, корова умерла или жена заболела - человек обычно говорил: «Меня посетил Бог». И потом говорил, как его Бог посетил: там, дом сгорел или, что – то еще. И в этом было библейское представление о процессах, которые происходят в мире. То - есть религия наполняет смыслом все: и страдания, и болезнь, и бедствия. Всему придает смысл. И даже сама смерть, в которой безбожники видят мрак и небытие, религия наполняет смыслом: Христом и любовью. Там, где они видят мрак - мы видим свет. Поэтому внимательнее читайте Священное Писание, и такие тезисы вас не смутят.
- Далее Димитрий пишет: «А приводится следующий аргумент в защиту этого тезиса: во – первых, что человек, когда согрешит, соединяется с демонами мучителями, второе, что правосудие, справедливость и милосердие несовместимы, как огонь и сено, по словам преподобного Исаака Сирина».
Ну, я думаю, что преподобный Исаак Сирин никогда так не учил, это учил, скорее всего, псевдоисаак Сирин. У нас вообще любят всякие апокрифы. А по поводу того, что в Боге не совмещается справедливость, правосудность и милосердие - это очень серьезная ошибка. Рассмотрим концепцию двух имен Бога. Имя Бог и имя Господь, как я часто вам объясняю, имеют разное содержание. Имя Бог означает меру именно Божественного правосудия, а имя Господь означает меру Божественного милосердия. Это видно из контекста Священного Писания. Когда мы читаем Ветхий Завет, то там четко видно, где именно Бог - там правосудие, там, где Господь - там милосердие. А, когда эти имена встречаются Господь Бог, это значит божественное милосердие и божественное правосудие уравновешены. Собственно говоря, что совершил Христос? В его лице Бог принес свое божественное милосердие в жертву своему божественному правосудию.
- И брат Димитрий спрашивает: «Какое все - таки участие в наказании человека играют ангелы и Бог как Вседержитель?»
- Ангелы будут принимать участие в Последнем Суде. Сказано, что Господь пошлет ангелов, и они отделят злых от добрых, как жнецы отделяют пшеницу от плевел, а Господь Бог будет Судия, Он будет судить живых и мертвых.
- Скажите, пожалуйста, не является ли нарушением заповеди о воскресном дне, если человек работает в свечной лавке в храме в пятницу, субботу и воскресенье все время?
- В Писании сказано: «Священники, которые трудятся в субботу, не нарушают субботу». Это имеется в виду, что все люди, которые связаны с храмом служением даже в праздничные дни, в дни покоя (слово суббота, «шабат» - это покой). Для нас день покоя - это воскресный день и праздничные дни, в которые мы должны воздерживаться от труда. Это правило не распространяется на людей, которые связаны с храмом и несут какое – то послушание при храме. И неважно, когда: в Пасху или в воскресенье. Если у Вас такое послушание - сидеть за ящиком, продавать свечи, и так далее, то ничего плохого и предосудительного в этом нет. Вы действуете не самочинно, это такое ваше послушание, благословение, и вы должны его исполнять, как положено.
-И, вот, вопрос пришел: «Что такое геенна огненная?»
Вы знаете, на самом деле во дни Иисуса Христа, когда Он произносил это, словосочетание «геенна огненная» было узнаваемым. Геенной огненной в то время называли свалку, которая была за Иерусалимом и куда сносили весь городской мусор. Чтобы весь мусор сгорал, туда подкидывали серу, и все время поджигали. Это было место, куда бросали все ненужное. Поэтому, когда Христос говорит о геенне огненной, Он говорит о совершенно конкретном месте. Имеется в виду, что в духовном смысле человек, который окажется совершенно непригодным для вечной жизни, может быть, извергнут в духовную геенну огненную, образом которой, риторическим примером для Христа была, конечно, городская свалка рядом с Иерусалимом.
- Сейчас, к сожалению, мы слышим очень редко такие слова, как стыд, скромность, совесть. Как, с вашей точки зрения, это важно в жизни православных людей?
- В Священном Писании есть текст, где говорится о том, что тому, кто не испытывает греха, его грехи не будут прощены. Вот, этот текст, это книга пророка Исайи: «Тогда придите и рассудим, - говорит Господь, - если будут грехи ваши, как багряная - как снег убелю, если будут красны, как пурпур, как волну убелю (Ис 1,18)».
Что значит «Если будут грехи ваши, как багряная, как снег убелю»? Снег - он белый, противоположность белого цвета - это цвет черный и, наверное, правильнее было бы сказать: «Если грехи ваши будут черны, как снег их убелю», но здесь сказано иначе. Здесь сказано так, как сказано: «как багряная». Что нам хочет этим сказать Писание? Это некий намек, если грешник еще испытывает чувство стыда и краснеет, совершая тот или иной грех, то есть надежда, что Господь его избавит от этого греха, и через покаяние он обретет чистоту. Потому что о конченых грешниках тот же пророк Исайя говорит: «Содомляне не стыдятся, о своих грехах говорят открыто», то есть у них как раз не было стыда.
А пророк Исайя говорит, что, если кто-то весь краснеет даже от каких – то своих проступков - это показывает чувство стыда. Наличие этого чувства, показывает, что человек еще жив для покаяния, для возможной перемены в его жизни. Потому что намного хуже, когда человек уже не краснеет и не стыдится говорить о своих грехах.
Собственно говоря, святые отцы писали, что человек не должен всем рассказывать о своих грехах, потому что это будет популяризация грехов. Человек о грехах должен говорить на исповеди. И то даже на исповеди, конечно, он должен испытывать чувство стыда, и это естественно для кающегося человека, и горе нам, если этого нет. И обеспокоенность, которую высказала нам женщина, которая звонила в студию, что сейчас эти понятия девальвируются, пропадает стыд - конечно, очень печальное явление, что так происходит.
- Как православному положено реагировать на клевету?
- Вы знаете, если вы сталкиваетесь с клеветой, вы должны придерживаться принципов правосудности. Прежде всего, надо понять, что человека просто так не будут подвергать клевете. Это всегда делается с какой – то корыстной целью, это неправосудно. Потому что, если речь идет о каких – то неблаговидных наших делах, которые реально имели место в нашей жизни, и какой – то другой верующий об этом узнал, то он должен действовать, как написано в Евангелии. Сказано: «Приди один на один и обличи брата. Если не послушается, придите двое, трое, обличите, а если не послушается, то перед церковью обличите». Следовательно, тот человек, который даже не клевещет на вас, а говорит о вас что – то предосудительное, что имело место в вашей жизни - он не правосуден. Если он не выполнил тот завет Христа, что он может только один на один Вам высказывать что – то первоначально, а, если он просто клевещет на вас, то здесь он неправосуден дважды. Потому что, если бы он был и прав относительно того, что он говорит о Вас, он не имел бы права позорить вас, он должен был бы придти поговорить с Вами. А клеветник должен быть подвергнут следующему наказанию: в Законе Моисеевом сказано, что если кто – то засвидетельствует на человека, например, вас обвиняют в воровстве, и вскрывается ситуация, что он вас оклеветал. Вы знаете, какое ему наказание? Как вора его должны побить камнями. Так Закон божий учит: то, что он злоумышлял на ближнего своего, обвиняя его в воровстве ли, в блудодеянии - ему за это необходимо воздать. Поэтому я думаю, что клеветники, люди, которые позорят братию в день Суда - они прямо будут обвинены Богом в том, в чем они обвиняли других людей. Потому что, действуя неправосудно, они будут подвержены Божиему наказанию.
Мне передали записку, сообщение по поводу моего племянника. Мой племянник Ярослав, православный молодой человек, который недавно женился, оказался в полупарализованном состоянии из-за травмы позвоночника. Желающие откликнуться на эту беду могут позвонить по телефону 7 (909) 968 – 76 – 18. Те, которые ранее уже откликнулись на эту беду, примите благодарность от семьи Ярослава и от меня лично. Спаси вас Христос.
- К нам присоединился брат Владимир Носов. Владимир на этой неделе был в Дивеевской обители, и мы сразу предоставляем ему слово. Расскажите, в какой программе в Дивеево вы принимали участие.
- Ну, наверное, рассказывать о Дивеево излишне, потому что православные христиане знают, конечно, эту удивительную святыню, этот четвертый удел Божией Матери, этот чудный монастырь, в котором с Божией помощью и нам довелось потрудиться на святой Канавке. Мы благоустраивали это место. Сейчас подготавливается, как и впрочем, каждый год, Канавка особенно красива, особенно благодатна, красота непередаваемая. Это удивительное зрелище, как выглядит Канавка, как ее сестры монастыря украшают, то есть она усыпана живыми цветами. Это не передать на словах, это надо видеть. У кого есть возможность, я советую приехать туда. И мы там, с Божией помощью, с братией движения «Сорок сороков» вместе трудились. Работы очень много в монастырях, я думаю, это все уже знают. Приходилось в разных условиях трудиться и, конечно, больше нужна была физическая помощь, чисто грубая физическая сила.
Ну, батюшка, я еще хотел бы рассказать, что вчера мы, возвращаясь из Дивеево, сразу же по дороге заехали в бывший город Старая Рязань, в городище, в место, которое мы знаем из истории. Сам город Рязань находился на этом месте, и в далекие времена был полностью уничтожен.
- Да, Старая Рязань, совершенно верно, удивительное по красоте место, которое находится на возвышенности, в котором жил известный православный христианин Евпатий Коловрат. После того, как он участвовал в военных действиях, он обнаружил свой город разрушенным. И вернувшись туда, уповая лишь на Божию помощь, он отправился, дабы отомстить своим врагам, и буквально в одиночестве это сделал. Вчера там произошло грандиозное действие. На этом поле собралось порядка шестисот молодых людей, которые приехали из разных городов: Воронежа, Москвы, Тулы, Рязани, Серпухова, со Ставропольского края. Таким образом, эти молодые люди, которые, ярко подчеркивали свою принадлежность именно к русскому народу, к России, собрались вокруг литии, которую совершал наместник Данилова монастыря архимандрит Алексий. Ну, там есть поклонный крест…
- О упокоении …
- Поминались воины, на этом поле пролившие свою кровь. И молодежь присоединилась. После литии проводились русские традиционные игры, забавы. Наш брат, Максим Цуканов, известный силач, богатырь весом сто сорок пять килограммов гнул железо, демонстрировал недюжинную силу, совершая крестное знамение перед своими упражнениями. Я проводил показательную тренировку, молодежь тоже очень бурно реагировала. В конце мероприятия, вот, состоялась традиционная «русская стенка», кулачный бой, сорок на сорок человек участвовали с одной стороны и с другой. Прошла такая кулачная братская битва, но все были в перчатках, поэтому травмы никто не получил, все было культурно.
- Я думаю, это довольно интересно, добро действительно должно быть с кулаками, особенно в наши злые времена.
- Вопрос по псалмам Давида. На некоторых псалмах написано, что они не предписаны у евреев. Я хотел узнать, это всегда так было или это послехристианская традиция, и с чем это связано?
- Не на всех псалмах есть предписание, чьи это псалмы. То есть, иногда мы читаем, например, начальнику хора на восьмиструнном псалом Давида. А иногда нет вообще надписания, просто дается псалом. Там сразу идет молитвенный текст. А есть псалмы, которые в христианской традиции, имеют надписание, а у иудеев не имеют надписания, то - есть их относят к Давиду, а в еврейском тексте вообще нет никакого надписания. Кстати, в самой иудейской традиции считается, что те псалмы, которые не имеют надписания, должны быть отнесены автоматически к авторству царя Давида. Поэтому, когда христиане делали надписания оглавления на псалмах, где не был указан Давид, ничего страшного здесь нет.
- У меня младшая сестра живет в Воронежской области и постоянно находится при храме, она воцерковленная женщина. Она и псаломщица, и в хоре, короче - правая рука настоятеля. Храм большой, и народу бывает много, но не все еще понимают службу. Она решила проповедовать в храме. Во время исповеди с благословения настоятеля рассказывает о службе, о заповедях блаженства, о святых. Ее слушают со вниманием. И вот случай произошел, она рассказывает: зашел в храм посторонний мужчина, похоже, говорит, что дьякон, увидел, что я проповедую - и сразу к настоятелю. Мол, что вы делаете, это запрещено правилами, чтобы женщина проповедовала. И сейчас она в смущении, она не знает, стоит ли ей говорить об этом людям.
- Она беседы проводит или проповедует?
- Ну, как? Она рассказывает им о службе.
- Ну, не с амвона же!
- Нет, нет, конечно.
- А, тогда это другая ситуация. Это называется не проповедь, а катехизация. Многие сестры получают образование для того, чтобы заниматься катехизаторской работой. Есть катехизаторские курсы. Для сестер, которые поступают на эти курсы, нет никаких препятствий. Это не считается проповедью в церковном понимании этого слова. Озабоченность этого дьякона можно понять, потому что в Писании действительно сказано, что жены в церкви да молчат. Но имеется в виду та ситуация, когда жены, не спрашивая своих мужей, приходя в церковь, начинали задавать всякие вопросы. А так как жена создана, чтобы собеседовать с мужем, она должна была решать все это в доме. Конечно, проповедовать женщина не может, но есть женщины - хорошие преподаватели в воскресных школах, есть женщины - хорошие преподаватели в кружках катехизации, как вести себя в храме. Ведь женщина может рассказать другим женщинам такие вещи, которые, может быть, мужчина – преподаватель и не захочет говорить женщинам – христианкам. Например, можно ли приходить в храм в состоянии нечистоты, как обезопаситься от таких ситуаций, и так далее. Потому что женщина более вдумчиво изучает эти темы, и никаких препятствий не может быть для таких сестер, которые именно не проповедуют, а занимаются обучением детей или проводят катехизаторские программы. Это надо приветствовать. Давайте вспомним, что жены - мироносицы были более успешны в проповеди святого Евангелия, когда они свидетельствовали о чуде воскресения Христова. Они проповедовали, причем апостолам, которых Сам Господь послал на проповедь, но апостолы им какое – то время не верили. Мы знаем женщин - девиц, которые были просто проповедниками. Это, прежде всего, равноапостольная Нина, просветительница Грузии, в которой она обратила весь народ. Это девицы, которые трудились в Армении в древние времена, несколько сестер, они добились поразительных результатов. Иногда сестры проповедуют там, где боятся проповедовать мужчины и достигают интересных результатов. Например, один исследователь церковной жизни в России в советское время, по – моему, американец или англичанин, писал в своей книге, что русские бабушки в русских платочках отстояли многие храмы от сталинских штыков. И это действительно так. Мужчины боялись протестовать: во - первых мужчин сразу хватали, арестовывали, а когда бабушки, девицы, женщины толпою выступали в защиту храмов - даже большевики, воинствующие безбожники испытывали чувство стыда и смущенно отступали.
- И еще раз, я думаю, батюшка, очень нужно сказать о том, что у наших бабушек была великая миссионерская роль. Вы сами часто повторяете…
- Да, без сомнения, да, конечно. Бабушки - самые великие миссионеры церкви. Никто не проповедует так эффективно, как бабушки, потому что бабушки общаются с детьми в дошкольный период, а это то самое время, когда формируется человек.
У нас бы Русь не была крещеной, если бы не княгиня Ольга, бабка князя Владимира.
- Здравствуйте, раб Божий Виталий Вас беспокоит. У меня такой вопрос: почему скрывают от людей, что на самом деле Спаситель был женат, там же в Нагорной проповеди описывается, что апостол Петр спросил Спасителя: «Почему ты лобзаешь Марию в губы ее?»
- Вы некорректно цитируете Писание, такого не сказано ни про какие губы, и так далее. И, скорее всего, пользуетесь каким-то апокрифическими источниками. Поймите очевидное: если Вы цитируете Писание людям, которые с детства читают Писание - они сразу могут вас уличить во лжи. Потому что это только для людей внецерковных Библия кажется чем – то фантастически огромным. Но, поверьте мне, есть очень много православных людей, которые хорошо знают слово Божие, и они всегда одернут того человека, который некорректно приводит цитату или же какие – то фантазии выдает за часть библейского откровения. Внимательно изучайте Библию.
- Такие нападки, ну, не нападки, а предположения останавливаются одним вопросом: «Где?». Стих, глава, где было написано?
- Да, правильно, надо всегда спрашивать, где?
Я вообще настаиваю на том, что, если к чему – то призывают людей, неважно к чему - надо всегда спрашивать: а где об этом сказано в Писании? Даже если человек скажет: а, вот, я читал у какого – то святого отца. Но святые отцы не говорили от себя, они тоже говорили от Писания. А какую ссылку дает святой отец на Писание по этому поводу - надо спросить, если он на отца ссылается. И это будет очень разумно.
- Раба Божия Татьяна. Скажите у меня такой вопрос. На ком был женат Исаак? А Ревекка? Из какого она была рода? Спаси Господи.
- Исаак женился на Ревекке. Это был дом, из которого вышел в свое время сам Авраам. Когда Авраам решил женить Исаака и для него искал невесту, то Авраам позвал Елеазара, своего слугу, это был величайший праведник своего времени. Он дал ему поручение идти в землю, из которой родом был сам Авраам, к его сродникам и там найти невесту для Исаака. Авраам очень серьезно относился к вопросу женитьбы своего сына, кстати, Авраам поднимает вопрос о необходимости женить Исаака после того, как Господь потребовал жертвоприношения Исаака. И Исаак потому остался жив, потому что Господь отменил это решение, и Авраам после этого уже торопится, чтобы у сына была жена, было необходимое потомство, он очень серьезно к этому относился. В то время такие браки допускались. Даже допускались браки, когда один мужчина мог иметь двух жен, как, например, Иаков. Он имел Рахиль и Лию, причем Рахиль и Лия сами были сестрами, между собой родными, но тогда это допускалось. Почему? Потому что не было закона, а без закона нет преступления. Те заповеди, которые люди имели в те времена, их было немного. Это заповеди, которые были даны Аврааму: плодитесь и размножайтесь, наполняйте Землю, и еще заповеди, которые получил Ной, Нуах. Заповеди, которые устанавливали необходимость опять же плодиться, размножаться. Запрет был на убийство, заповедь о том, что надо наказывать убийцу, заповедь о суде и запрет вкушать кровь, потому что кровь всегда считалась скоромная. Там было семь законов.
- Добрый вечер. Сергей Павлович беспокоит вас по вопросу псалтыря, хотел сделать сперва маленькое замечание. В одном из пространных толкований псалтыря - я их много прочитал - было написано, что те псалмы, которые не имеют надписания, они когда – то эти надписания имели. Но это надписание было изглажено иудеями, потому что псалмы имели явную новозаветную, пророческую направленность. А вопрос у меня другой. Насколько абсолютна заповедь псалтыря: с ребра своего не наделай лиха, потому что я слышал, как – то вы женщине говорили, что нельзя, например, пенсионные накопления класть в банк и получать процент. Но ведь сама пенсия, самая основная часть пенсии - это ведь тоже проценты, это отложенная зарплата, которую человек в течение жизни своей, по указке государства откладывал в специальный фонд, иногда с его согласия, иногда без его согласия. И сейчас все пенсионеры, которые получают основную часть пенсии, они получают процент от той зарплаты, которую, им не доплатили в течение жизни.
- Я думаю, надо очень осторожно относиться к тому, что нам предлагает государство. Я обычно своим верующим говорю: «Внимательно выслушайте, что они там предлагают, и сделайте обязательно все наоборот»!
Ну, давайте вспомним: был период, когда всем говорили: надо приватизировать квартиры. И для чего это делали, зачем такой ажиотаж поднимали? Это было мошенничество в масштабах целой страны. Например, представьте себе: в одной квартире прописано, три человека, эта квартира, предположим, двухкомнатная. Если она не приватизирована, такая квартира, то когда государство ломает этот дом - каждому из этих людей дают по квартире. Но, если она приватизирована, то дадут на этих трех человек ровно столько метров, сколько в этой приватизированной квартире. Вот таким образом, кстати говоря, я оказался без квартиры, с семнадцати лет мыкаюсь по церковным помещениям – или снимаю какое - то жилье себе. Потому что там, где я прописан, там еще прописаны люди, и по наивности в свое время они приватизировали эту квартиру. Сейчас этот дом будут ломать и чего же мне дадут? Ничего мне не дадут. Потому что дадут ровно столько метров, сколько было приватизировано. А это двухкомнатная смежная хрущевка. То есть, это такой мошеннический ход, чтобы людей подставить. Как и с пенсиями махинации всякие проводят, люди думают, что какие – то проценты - да какие проценты? Инфляция сжирает все эти проценты, там ничего не остается. Самое страшное преступление против пенсионеров - это когда заставили пенсионеров, заставили(!) такой массированной пропагандой отказаться от льгот. И по телевизору была такая кампания, реклама, там показывают человека, он говорит: «На самом деле льготы имел, все денежки заплатят лишние, а льготы, они же не обесценятся никогда». Льготы на проезд, на лечение, на медикаменты, и так далее. Заставили, буквально зазомбировали пожилых людей и заставили отказаться от льгот, а те деньги, копейки, которые там появились, их инфляция сразу сожрала.
Владимир, какие у нас еще вопросы?
- Я бы хотел рассказать, батюшка, с вашего позволения тоже о новостях немножко.
- Да, это интересно.
- С Божией помощью мне и нашим братьям посчастливилось поприсутствовать на таком событии. В поселке Луговом Дмитровского района Московской области состоялось освящение Никольско – Пешеношского мужского монастыря, основанного в XIV веке учеником преподобного Сергия Радонежского святым Мефодием. Освящение совершил Святейший Патриарх после Литургии. Собралось очень много людей, были и архиепископы, священники присутствовали в огромном количестве. Было дивное зрелище, потому что буквально монастырь восстал из пепла. Очень торжественно, именно в год семисотлетия Преподобного Сергия Радонежского был освящен...
- Монастырь, возведенный его святым учеником. На Литургии Святейший молился о тех людях, которые погибли в нашем метрополитене. Тогда исполнилось сорок дней. Еще страшная новость. На Украине, в городе Кировское во время всенощного бдения в православный храм во имя святого Иоанна Кронштадтского попал снаряд, запущенный со стороны национальной гвардии Украины. Трагически погибли люди. На богослужении Святейший упоминал мученически скончавшихся людей, он перечислял их имена, к сожалению, я не успел…
- Там, по-моему, три человека погибло, а священника ранило.
- Да, священника ранило, снаряд попал в купол храма, все обрушилось вниз на верующих, иконостас упал на священника. Святейший, конечно, заострил на этом внимание и сказал, что по храму попали намеренно …
- Прицельно били.
- Совершенно точно, что люди не могли быть православными.
- Мне кажется, что есть третьи силы, которые хотят в этом конфликте уничтожить, как можно больше украинцев, как можно больше русских, чтобы эти два народа столкнуть друг с другом и повязать их этой кровью. Это же очень страшно.
- Вы рассказывали о монахине Сергии, которая похоронена на Кузьминском кладбище. Я хотела бы проведать ее могилу. На каком участке она похоронена? Может, вы знаете?
- Я был на ее похоронах, на отпевании, я даже до отпевания приехал, попрощался с матушкой Сергией. Удивительная была монахиня, у нее был подлинный дар прозорливости, но я не был еще на кладбище. Когда мои знакомые туда едут - свечки стараюсь передать, что – то еще.
А монахиня Сергия имела такой режим дня, что, я думаю, ни один подвижник так не трудился, так не молился, как она трудилась и молилась всю жизнь. Она вставала очень рано, долго читала молитвы, правило у нее было очень серьезное, а потом начинала лить свечи. Она ставила чайник с воском, расплавляла и лила, лила свечи. И у нее отдых состоял в том, что она лила свечи, а потом опять на молитву становилась. И вот так у нее проходила вся жизнь. Я эти свечи берегу. У меня остались свечи монахини Сергии, я их храню. Когда мне или кому – то еще тяжело - я зажигаю эти свечи, которые изготовлены этой трудолюбивой женщиной. Она совмещала в себе трудолюбие святой праведной Марфы и молитвенность святой праведной Марии.
У праведного Лазаря Четырехдневного были две сестры: Марфа и Мария, а, вот, у матушки Сергии было совмещение этих добродетелей: трудолюбие Марфы и молитвенность Марии. Если кого – то интересует место ее захоронения, я узнаю более подробно и постараюсь в ближайшей из передач рассказать об этом.
- Батюшка, вопрос чисто женский. Я знаю, что некоторые священнослужители очень строго относятся к тому, когда женщина в критические дни приходит в храм. А некоторые говорят: вы можете приходить, только не прикасайтесь к иконам. Но вот у меня подросла дочь, которая мне говорит: мама, почитай книгу Левит. Там все четко описано. Если мы придерживаемся Ветхого Завета, то здесь та же самая история. Здесь стих 19, а дальше она мне показала стих 28: «Когда она освободится от течения своего, она должна отсчитать себе семь дней и потом будет чиста». Батюшка, прокомментируйте пожалуйста, это.
- Я прочитаю этот стих, на который вы ссылаетесь. Это 15 глава книги Левит, 19 стих: «Если женщина имеет истечение крови, текущей из тела ее, то она должна сидеть семь дней во время очищения своего, и всякий, кто прикоснется к ней, нечист будет до вечера;
и всё, на чем она ляжет в продолжение очищения своего, нечисто; и всё, на чем сядет, нечисто;
и всякий, кто прикоснется к постели ее, должен вымыть одежды свои и омыться водою, и нечист будет до вечера;
и всякий, кто прикоснется к какой-нибудь вещи, на которой она сидела, должен вымыть одежды свои и омыться водою, и нечист будет до вечера;
и если кто прикоснется к чему-нибудь на постели или на той вещи, на которой она сидела, нечист будет до вечера;
если переспит с нею муж, то нечистота ее будет на нем; он нечист будет семь дней, и всякая постель, на которой он ляжет, будет нечиста.
Если у женщины течет кровь многие дни не во время очищения ее, или если она имеет истечение долее [обыкновенного] очищения ее, то во все время истечения нечистоты ее, подобно как в продолжение очищения своего, она нечиста;
всякая постель, на которой она ляжет во все время истечения своего, будет [нечиста], подобно как постель в продолжение очищения ее; и всякая вещь, на которую она сядет, будет нечиста, как нечисто это во время очищения ее;
и всякий, кто прикоснется к ним, будет нечист, и должен вымыть одежды свои и омыться водою, и нечист будет до вечера.
А когда она освободится от истечения своего, тогда должна отсчитать себе семь дней, и потом будет чиста».
Вы знаете, в Ветхом Завете и в Новом завете такая проблема присутствует. У женщин течет кровь. И эта ситуация связана и с ветхозаветными женщинами, и с новозаветными. Проблема одна и та же в том смысле, что такое имеет место быть. И в этой ситуации мы должны совершать необходимые очищения. В молитвеннике в разделе «Разные молитвы» есть молитва от осквернения святителя Василия Великого. Такие женщины должны читать эту молитву. Надо ли совершать омовения? Древние христиане совершали омовения во всех таких случаях. И они даже совершали полное омовение перед святым причастием. Об этом мы можем прочитать в Деяниях апостольских. И причем там была такая жесткая практика, они не только омывались перед причастием, но и строго постились перед причастием. И древние христиане писали: если во время омовения хоть капля воды попадет тебе в рот, ты нарушил пост перед причастием, ты не можешь причащаться. То - есть древние христиане апостольского века воспринимали такие вещи достаточно строго. Я не думаю, что у нас имеется прогрессивное обоснование не придерживаться этих принципов. Не только женщина бывает оскверненной, но и мужчина, который получает осквернение через истечение семени. Он тоже должен читать молитву от осквернения. Он должен позаботиться о чистоте своей одежды, и так далее. Вот эти правила связаны с телом. Жизнь тела продолжается по тем же правилам, как в ветхозаветные времена, так и в новозаветные времена. Поэтому это актуально. Но церковь к тому же устанавливает, есть правила церковные, правила отцов. Если женщина находится в таком состоянии, ей надо воздерживаться от причастия, от прикосновения к святыням.
Но, есть одно «но». Если такое состояние не болезненное, то- есть когда это циклами идет, женщина знает, когда ей воздержаться, а когда она может приступать ко всем святыням. И ничего плохого в том нет. А если это болезненное состояние у женщины, как у одной 12 лет было это кровотечение? В Евангелии рассказывается об этой женщине. Она уже измучилась от этих кровотечений, которые были и вовремя и не вовремя, никаких циклов нельзя было высчитать. И она решилась прикоснуться к Господу Иисусу Христу, чтобы избавиться от этого. Хотя по закону Моисееву она не должна была Его касаться. Она вообще не имела права входить в толпу. Потом она касается не просто одежды Иисуса. Сказано, что она касается края одежды его. Что такое край одежды у иудеев того времени? Это цецид. В законе божьем сказано, что мужчина на краях одежды своей должен иметь некий цецид, который символизирует собой одну из заповедей. То есть она не просто прикоснулась к краю одежды в нашем понимании этого слова, а к ритуальной части, цецид. На Христе был надет талид – это такая одежда, и у нее был край, цецид. И она схватилась за него. И что происходит? Господь спрашивает: кто прикоснулся ко Мне? Он увидел беду этой женщины, почувствовал ее состояние. Он это спрашивал не потому, что Он не знал, кто прикоснулся к Нему. Конечно, знал. Как Богочеловек Он это знал. Но Он хотел научить нас через такой поступок женщины иногда проявлять некое дерзновение. Когда человек устает от нечистоты, особенно женщина, потому что это бывает для них тягостно - они все-таки могут дерзать. Но при этом они не должны терять страх Божий. Иногда такие женщины заходят в храм. Они не подходят там к святыням, но все равно стоят и молятся. Но если такое состояние приходит как болезнь - на них, конечно, запреты не распространяются.
Владимир я хотел спросить о мероприятии, связанном с воином Евпатием. Там были только православные христиане? Или и язычники приехали? Потому что я знаю, язычники очень почитают Евпатия. Они говорят, что у него языческое имя Коловрат. Но, скорее всего, Коловрат- это было прозвище. А его имя вполне византийское, христианское: Евпатий. Пришлось ли пообщаться с людьми нетрадиционной религиозной ориентации?
- Нетрадиционных, наверное, все-таки, современных увлечений. Потому что религией это все назвать мне кажется немного неправильно. Да, вы очень точно заметили батюшка, это действительно. И даже я могу сказать больше. Большая часть молодых людей была из этой среды, в которой сейчас популярны все эти языческие нововведения. Учения, и так далее. Но это была молодежь, которая не проверяет эту информацию. Я даже больше скажу, что это и рассчитано специально на такую публику. На такой возраст, когда ребята не будут копаться в книгах, искать в источниках, в архивах именно те вещи, о которых им говорят. У нас есть какие-то виды, у нас есть источники, которые сохранили наши предки в лесах, в тайге, еще где-то непонятно. Да. Такие люди были. Их было много, они общались. Но потом в свободное для них время, как и вообще для многих, к сожалению сегодня, было сделано большое открытие. Что православные люди могут поднимать или толкать, как наш брат Максим Цуканов, самолет «Миг-29» 14 метров на взлетной полосе двумя руками.
- С крестом на груди.
- Да. С крестом на груди, как православный христианин. Для многих известно в основном имя Федора Емельяненко. Тоже прославленного борца во всем мире, но скрытое. Сейчас молодежь наша, к сожалению, не знает примеров подвига святых: Пересвета, Дмитрия Донского, князя Владимира. Я тоже спрашиваю все время: «Знаешь, кто твой святой?» - ребята говорят: «Не знаю». Я им: «Ребята, что вы говорите?» - когда они начинают, что православие - это религия рабов, хиляков и слабых людей. Я им говорю: «Не понимаю, о чем вы говорите». Вот, святой изображен на иконе с мечом. Таких святых множество. Это люди сильнейшие. Это люди удивительной, нечеловеческой силы …
- Я думаю, что нам, православным, надо более доброжелательно относиться к язычникам. Потому что это, в основном, молодежь. Это люди, которые не знают ни истории, ни религии. А так как подавляющая часть этих людей в детстве были крещены, мы не должны их воспринимать как чужих. Это наши овцы, которые просто заблудились. И вот я когда общаюсь с язычниками, я говорю: не кажется ли вам, что для язычников вы слишком агрессивно относитесь к христианству? Дело в том, что язычество - по определению любое язычество - оно очень толерантно. Например, князь Игорь Киевский или князь Святослав Игоревич Киевский были язычниками. Но в их дружинах рядом с ними служили христиане. И когда в те времена заключались договоры о мире с греками, с Византией, то по этим договорам киевляне, если они язычники, клялись на оружии своем, на мечах. А если они христиане - киевляне, то они клялись на кресте и Евангелии. Они составляли в те времена дружины. Они воевали вместе с теми же византийцами. То - есть это было братство богатырей. Людей воинствующих. Но язычники не имели агрессии. Известно, что римские легионы, куда бы они ни приходили, сразу приносили жертвы местным богам. И тем самым подчеркивали, что они с богами не воюют, они воюют с людьми.
И когда язычество вдруг становится агрессивным по отношению к христианству - это первый признак не язычества, а неоязычества. Потому что классическое язычество всегда исходит из того, что богов много. И в каждой земле свои боги. И христиане верят в Иисуса Христа. Это их Бог. Поэтому сама эта агрессия - показная, надуманная агрессия язычества против христианства - она как раз показывает, что это недостоверный такой новодел, потому что в древности такого не было.
- Добрый вечер, отец Олег, у меня вопрос по псалмам Давидовым. Вот псалом 22 и псалом 115. Там говорится: Господь - Пастырь мой; я ни в чем не буду нуждаться: Он покоит меня на злачных пажитях и водит меня к водам тихим, подкрепляет душу мою, направляет меня на стези правды ради имени Своего. Если я пойду и долиною смертной тени, не убоюсь зла, потому что Ты со мной; Твой жезл и Твой посох - они успокаивают меня. Ты приготовил предо мною трапезу в виду врагов моих; умастил елеем голову мою; чаша моя преисполнена. Так, благость и милость <Твоя> да сопровождают меня во все дни жизни моей, и я пребуду в доме Господнем многие дни. И псалом 115: Я веровал, и потому говорил: я сильно сокрушен. Я сказал в опрометчивости моей: всякий человек ложь. Что воздам Господу за все благодеяния Его ко мне? Чашу спасения прииму и имя Господне призову. Обеты мои воздам Господу пред всем народом Его. Дорога в очах Господних смерть святых Его! О, Господи! я раб Твой, я раб Твой и сын рабы Твоей; Ты разрешил узы мои. Тебе принесу жертву хвалы, и имя Господне призову. Обеты мои воздам Господу пред всем народом Его, во дворах дома Господня, посреди тебя, Иерусалим! Аллилуйя. О какой Чаше говорится это во времена Давида? Это же не Христова Чаша?
- Я думаю, что это говорится именно о Чаше причастия. Эти слова из псалтыря входят в молитвы, связанные с причастием. Надо понять, что псалмы Давида - это пророческие псалмы. В этих псалмах содержится пророчество о Христе. А какая может быть другая Чаша спасения? Давайте вспомним весь закон Моисеев. Какой был такой напиток, в какой-то чаше - не было ничего такого. Я плохо знаю Ветхий Завет, но представляю современный иудаизм. Представляю, во что они верят. Ну, нет у них такого, и не было. Значит, это пророчество, это спасение связано с евхаристической Чашей. Другого объяснения мы найти не можем. Или, например, когда Мелхиседек, царь Салима преподносит Аврааму хлеб и вино? А почему хлеб и вино? Это же евхаристические символы, хлеб и вино. Приносят хлеб и вино, и во время службы они преобразуются в Кровь и Тело Христа. Это тоже было пророческое действие со стороны Мелхиседека, царя Салима. И удивляться тому, что такие вещи были даже в ветхозаветные времена, я думаю, не стоит. Даже крест был прообразован действиями Иакова Израиля, когда он благословлял своих внуков, сыновей Иосифа Прекрасного, он крестообразно складывал руки. И это тоже пророчество, только прямое пророчество о Христе. Потому, что Манасия и Ефрем символизируют собой языческие народы, произошедшие от Хама и Иафета. Потому что эти дети родились от Иосифа и египтянки, а Египет - это символ неплодящейся церкви.
Я благодарю за участие в сегодняшней передаче брата Владимира. И у нас осталось немного времени, мы должны прочитать записки. Прежде всего, раб божий Димитрий, который прислал нам свой вопрос, мы на него отвечали, он просит помолиться о здравии и спасении. Помолимся за Виктора, Татьяну, Димитрия, Димитрия и Натальи. И об упокоении Зинаиды, Димитрия, Николая, Сергея.
И как всегда я спрашиваю ваших молитв за себя, за то служение слову евхаристии, которую я совершаю.
Храни вас всех Господь!
Добавить комментарий