Перейти к основному содержанию

10:16 05.12.2021

Что такое блаженство и в чем оно состоит? Отвечает протоиерей Дмитрий Смирнов.

20.03.2013 11:20:30

- Что такое блаженство и в чем оно состоит? Вот мы встречаем в Евангелии - блаженный, блаженный, блаженство. А что такое в понимании христианском блаженство?

- Все люди стремятся к блаженству. Но обычно блаженство бывает свойства либо телесного, когда человек что-то вкусное кладет себе в рот, например, или душевного. Например, когда, ну, утешается чем-то более высоким, чем еда. Музыка, поэзия, созерцание природы, архитектуры. Вот сидит человек у костра, жарит грибочки, лисички, пахнет дымком. Комара убил на коленке - блаженство. А есть блаженство более высокое, это духовное блаженство, когда при определенном состоянии души благодать Святаго Духа поселяется в человеке и как следствие этого душа блаженствует. Она уже не мятется, не мучается, не страдает, она обретает свой покой в Боге. И вот здесь имеется в виду именно это.

- Батюшка, на днях новости сообщили, что в воинских частях потихонечку начинает вводиться военное духовенство - православное, исламское, буддистское и иудаистское. Хочется спросить у Вас, как будет вводиться это по всей армии. Спаси Господи.

- Очень просто. Приедут священники, заключат контракт, и будут служить в рядах вооруженных сил в качестве помощников командиров по работе с верующими военнослужащими. На первом этапе это будет так.

- То есть командирам частей будет дано указание всячески поспешествовать этой работе.

- Ну, разумеется.

- Ведь командир части может быть никаким - ни православным, ни мусульманином, ни иудеем, а просто индифферентным к религии. И сейчас они не везде воспринимают присутствие священника как благо.

- Ну, в общем, это не так важно. То, что бывают у людей отношения друг к другу не как к благу, а как к дополнительной нагрузке. Ну, это же ничего не меняет. Есть задача государственная, и государственные люди должны ее выполнять. Потом, когда это будет оформлено законодательно, потихонечку, когда будет отработана вся схема, тогда это будет на законном основании.

- Батюшка, а вот предоставление жилья, зарплаты священнику - это все за счет воинского ведомства или Церкви?

- Воинского ведомства, разумеется, министерства обороны. Они же работают на министерство обороны, окормляют военнослужащих и членов их семей.

 - Меня зовут Татьяна и вопрос у меня такого плана. Мой сын сделал предложение своей девушке и попросил согласия у ее родителей. Привел ее к нам, познакомил. Но свадьба отложилась с апреля месяца на июль месяц. А поскольку он твердит о том, что у него очень серьезные намерения, он просит нашего разрешения на то, чтобы жить с ней сейчас самостоятельно, без росписи, без регистрации, без венчания. И мы с отцом в большой растерянности. Что нам делать? Отпускать его без этого гражданского акта состояния или разрешить ему блудное сожительство. Не знаю, мы в растерянности.

- Ваш вопрос содержит ответ. Не знаю, что тут отвечать. И по какому поводу растерянность. У вас такой хороший сынок, он спрашивает разрешения. В вашей воле, чтобы он поступил правильно или неправильно. Поэтому здесь ответ есть. Потому что многие вообще ничего не спрашивают и делают все, что хотят. Ставят перед фактом.

 - Есть ли в богословии понятие или термин «счастье»?

- В Священном писании нет учения о счастье. Есть учение о вечной жизни и о блаженстве, с которого мы начали. Поэтому счастье - вещь хорошая, неплохая, я всем желаю счастья. Я думаю и Богу угодно, чтобы люди на Земле были бы счастливы. Но это все-таки не цель жизни. Счастье - это, можно сказать, отражение личного блаженства нашей земной жизни. В самом таком земном счастье, а счастье именно понимается в земном аспекте, в нем ничего такого дурного нет, когда люди живут и счастливы и своим счастьем делятся с другими. Всегда, когда есть счастливая семья счастливый дом, эти люди своим счастьем доставляют радости всем остальным. Ну, кроме одной категории, которые изнывают от зависти. Этим, конечно, людям бедным доставляют неимоверные страдания, когда кто-то счастлив. Но вот все-таки людей, пораженных завистью, не так много, их не большинство.

- Батюшка, что значит грешить против веры?

- Ну, это значит погрешать против истины. У нас, например, разного рода бывают согрешения. Например, против русского языка. Например, говорят у него онкология, у него не онкология, у него рак, если по латыни канцер, но никак не онкология. У него не может быть онкологии, потому что онкология - это наука об онкологических заболеваниях. Как у него может быть наука об онкологических заболеваниях? Или там, у него хорошая энергетика. Сильная энергия, добрая энергия, а энергетика - это же совсем другое. Энергетика - это, в общем, система в государстве по освоению энергии и передачи потребителю. Как у человека может быть энергетика? Это люди согрешают против русского языка. Так же согрешает человек против веры. Наша вера изложена в Символе веры. Если человек не верит в воскресение из мертвых - он уже не может считаться православным.

- Батюшка, хотелось спросить про надеяние на Бога. Есть такая крайность, когда человек во всем верит, что Бог все исправит, Бог все простит, Бог во всем поможет. И есть самонадеянность.

- Нет, это не совсем правильно. Мы не можем за Бога решать, понимаете. Надежда на Бога - это другое. Это надежда и вера в то, что мир управляется промыслом Божьим. И Господь даже то зло, которое мы совершаем, может претворить во благо. Но это не значит, что нужно делать зло в надежде, что Господь исправит сам. Это, конечно, неправильно, святые отцы говорили, что такого рода надежда - хула от Духа Святого, ни больше, ни меньше. Надежда на Бога - это, когда человек молится и верит, что Господь его слышит, что Господь знает его нужду. И Господь в нужный час управит так, как это нужно по Его промыслу. Даже независимо от того, понравится мне это или нет. Надежда на Бога - это вера в то, что Бог прав.

- Батюшка, мы часто мучаемся вопросом самому начать что-то делать - или же сделать шаг назад и подождать, когда Бог поправит? Как научиться это чувствовать?

- Нет ничего проще. Шел по улице, упал, сломал ногу. Самому позвать на помощь или ждать, когда Господь двух ангелов пошлет, и они тебя отвезут? Тут, по-моему, совершенно очевидно, просто дело в том, что человек прикрывается такими высокими словами, когда ему неохота ничего делать, первое. Либо у него нет ума, он не знает, что делать, либо боится чего-либо делать. Это какая-то причина. А свое собственное нежелание делать то, что надо, человек прикрывает высокими материями. Надо читать Евангелие. В Евангелие есть притча сказано, что шел человек, увидел раненого. Он не ждал пока Господь его возьмет, а сам подвел своего мула, поднял человека, взвалил, привез в гостиницу, омыл его раны, возливая масло и вино. Потом дал гостиннику денег: послужи, а если денег не хватит, я приду тебе еще добавлю. В Евангелии - то написано. Поэтому не надо валять дурака.

- В чем заключается идолопоклонство в наше время?

- Да во всем. Когда человек на место Бога ставит еще что-то. Часто, ну, не часто, почти всегда Бог у нас стоит на последнем месте. Ему отдается самое худшее время для молитвы. О нем вспоминают в самую последнюю очередь или в острой ситуации и т.д. и т.д. Все остальное это идол. Идолом становится и сам человек, и его дети, и его внуки, и его работа. Все то, что заслоняет человеку Бога, это есть идол, идолопоклонство. Неправильно выстроены иерархии ценности в сердце, в голове человека.

- Раба божья Ольга спрашивает, можно ли сейчас нести апостольское служение.

- Я разрешаю, пожалуйста.

Батюшка, это Татьяна из Электростали. Я хотела задать Вам такой вопрос. Во время соборования прощаются ли забытые грехи или прощаются грехи только исповеданные?

- Говорят, что прощаются. Но вообще-то это все до Страшного суда надо отложить, там объяснят это все не механически.

- Как по христиански вести себя с пьющим мужем? Ругать, прогонять, все прощать и молчать? Ну, тогда он вообще будет считать, что так и должно быть. И вообще, почему русские люди так безрассудно и безостановочно пьют?

- Тому, конечно, есть определенные причины. Во-первых, воспитание. Когда-то до революции воспитание, особенно начальное, оно было в руках церкви. Во-вторых, Государь заботился о народе и ввел сухой закон. Поэтому даже во времена Горбачева, когда вино было запрещено частично, и то, хотя все ругают эту реформу, я в своей деревне впервые увидел трезвых мужиков. То есть они никогда не были трезвые. Оказались очень приятные люди. Поэтому такая труднодоступность, все говорят, вот будут самогон пить. Они быстро выпили весь самогон, а потом стали трезвые. То, что куда-то тащиться за тридевять земель и стоять в очереди за водкой - это сложно. Поэтому - почему пьют? Во-первых, у нас весь бюджет министерства обороны в советский период состоял из денег, полученных за водку. Наше государство, такое великое, такое непобедимое, многие вещи совершило за счет спаивания народа. Людям, которые владели государством, было наплевать. Цена водки была три копейки, а продавали по три рубля. И поэтому прибыль совершенно оглушительная. Во все магазины завозили макароны, кильку и водку. Дали зарплату копеечную, а народ тут же покупал водку и возвращал государству эти деньги. Фактически использовали рабский труд, спаивали народ. Поэтому алкоголь на генетическом уровне пропитал нас, где и возникла определенная культура, от которой сейчас современные воспитатели не отказываются. Я имею в виду телевидение. Возьми любой фильм - там все время пьют, пьют, пьют. И на работе, и дома, и по любому поводу и сценаристы всегда, как пауза, обязательно стол показывают жующих и пьющих. То есть фантазии не хватает, чем занять актеров. И общедоступность, и абсолютное игнорирование законодательства. Детей приучают к этому. К сожалению, это стало самоуничтожающей традицией. Поэтому собственно и пьют. Как общаться с пьющим мужем? Это зависит от того, что мы желаем. Если мы желаем, чтобы в нем как-то пробудилось желание и какая-то совесть, то, конечно, ругать, орать, драться - это бессмысленно. Потому что у человека пьющего, когда на него накидываются с агрессией, у него возникает такое чувство, что вот я поэтому и пью. Потому что у меня дома невыносимая атмосфера. А если относиться к нему с любовью и с терпением, то есть шанс, это не сто процентов, что у него пробудится совесть. И сказать, меня все любят, так хорошо относятся, чего же я им досаждаю своим пьянством? У меня те женщины, которым удавалось исполнить этот совет, потом благодарили. Потому что мужья стали пить меньше, а некоторые бросили совсем. Вообще с алкоголиком нужно говорить только спокойно, ласково, как с тяжело психически больным человеком, что есть на самом деле. Это как все психические заболевания, они, конечно, лечатся медикаментозно, но еще атмосферой любви. Я понимаю, алкоголик раздражает - это все довольно очень трудно.

- Ну, вот женщина боится, что он будет считать, что так и должно быть.

- Ну, пусть попробует. Чего бояться заранее, а вот попробовать? А уже ругалась, не принесла никакой пользы. Давай попробуем наоборот, может быть принесет.

- Добрый вечер, батюшка. Это Петр из Москвы. Я встретился с такой ситуацией с одним сектантом. И он отрицал наших священников такой фразой из апостола Петра послание, что мы являемся сами царственным священством, поэтому нам священники не нужны. Я говорю, ну, священник-то он все-таки рукополагается. Так он просто не может ниоткуда-то взяться или просто стать. И он сразу запнулся и не знал, что сказать. Но, как это все на самом деле выглядит?

- Выглядит отлично все. Мы действительно есть царственное священство, народ святой, люди взяты в удел. Но тут некоторая путаница понятий, понимаете. Вот, например, есть животное лошадь, а человек тоже может работать как лошадь. Это совсем разные вещи. Поэтому да, каждый христианин он, во-первых, есть израильтянин. Во-вторых, он истинный священник Бога вышнего, потому что каждый христианин участвует в Божественной литургии полноправно. По аналогии с Ветхим заветом выделяется ряд людей, который выполняет определенную функцию в церкви, функцию в народе Божьем. Эта функция трех направлений. Первое - предстоять на богослужении, потому что кто-то должен этим всем руководить. Если придут люди необученные, они не знают чего делать. Ну соберутся, вместе «Отче наш» могут прочесть, «Богородицу», а дальше что? А у нас прекрасное создано богослужение, и все в этом участвуют. Священник как обученный человек этим делом руководит, и он предстоит на молитве. Второе - это проповедь и обучение вере. Священник, специально обученный в семинарии, как бы на два шага идет впереди. И он может всем приходящим в церковь рассказать о нашей вере. И третья функция - духовное окормление. Священник в силу того, что он является более или менее опытным в христианской жизни, может человеку указать путь. Это опять исключительно функциональная роль. Поэтому наше название священника идет из Ветхого Завета, но надо понимать, что эта роль функциональна. Если сравнить со стадом, потому что есть такой образ, что и Христос говорит - не бойся малое стадо. Но вот как стадо овец, и Господь говорит, я посылаю вас как овец среди волков. Священник в этом стаде, хотя мы говорим часто «пастырь», но не он пастырь, не священник. Пастырь у нас только один - это Христос. А кто тогда священник? Священник - вожак в этом стаде. Он такой же баран, только идет впереди. Вот и все. Потому что он специально к этому церковью приуготовлен. Поэтому это все совершается внутри церкви, и даже у протестантов выделяются отдельные люди, проповедники, организаторы, их тоже ставят на это дело. Но они по-другому их называют - пресвитерами, но наш сан тоже правильно называется по-гречески пресвитер. Поэтому если нас рукополагают, говорят о том, что нас полагают в пресвитерский сан, то мы становимся просто старшими в общине. Собственно, и все.

- Батюшка, еще такой вопрос. У нас два сына - двух лет и пяти месяцев. Но в доме также живет еще больная ДЦП, требующая за ней ухода. Не отразится ли общение малышей с ней, на их развитии.

- Конечно, отразится и очень благоприятно. Присутствие тяжело больного человека в доме и уход за ним старших и подключение к этому младших очень благотворно действует на душу. Поэтому, конечно, ну, я не знаю - это, в общем, неоценимая польза при правильном отношении к больной, конечно. Если неправильное отношение, то тогда это только вред. А если правильное, то это великое благо.

- Вот тоже вопрос о милосердии. Около храмов очень часто собираются алкоголики, бомжи. Подавая им милостыню, не потворствуем ли мы им в их образе жизни. И не давая, не есть ли это не милосердие.

- Мы об этом уже говорили 1532 раза. Это дело рассуждений и совести каждого человека. Каждый решает, что ему делать. Как обычно у храмов собираются профессионалы. Бывают и исключения.

 - Что делать, если человеку помогаешь, а он ведет себя подло?

- Да ничего не делать, это обычное такое человеческое явление. Из этого же не значит, что не надо помогать. Мы ж помогаем не для того, чтобы вызвать в человеке благодарность. А то, что нам Господь так велел. Когда мы оказываем помощь человеку, то мы благотворно воздействуем на собственное сердце. А уж как человек отреагирует, ну, чаще всего плюнет тебе в лицо, а если побоится, то в спину. Ну, так и что с этого. Я с этим постоянно сталкиваюсь чуть не ежедневно. Так, что это очень нормально, что ты для человека очень много делаешь, а он тебя, например, может оклеветать.

- Раба божья Елена из Италии. Отец Дмитрий, что делать, если близкий пожилой родственник отказывается от принятия жизненно важных лекарств из-за того не доверяет врачам. Нужно ли настаивает, нужно ли его убеждать или же отступиться.

- Нет, попытку сделать можно. Ну, отравлять последние дни человеку, как-то насилуя волю, нет, по-моему, никакой нужды. Часто бывает больной заблуждается и так далее. Надо это все учитывать. Потому что отношения между людьми - это все-таки вещь более главная. А продлить жизнь на месяц или на полгода во что бы то ни стало ценой обмана болящего, или как-то насилуя волю, мне кажется, нет никакой нужды. Попытаться - убедить в этом, нет ничего плохого. Если человек упорствует, ну что ж делать.

- Одна женщина подошла ко мне в храме и говорит - муж тяжко болен. Врачи настаивают на госпитализации, а он умоляет, говорит - дай мне умереть дома, не вози.

- Хочет человек дома умереть, ну, чего мучать-то. Обыкновенная история.

- Но она говорит, если я не отвезу, не будет ли это тем, что я не сделала не все для его спасения.

- Спасение какое?

- А бывает так, что человек не при смерти, а просто как бы не доверяет врачам. А его такое невнимание к собственному здоровью, потом приведет к большим трудностям для семьи. Так можно было бы поправить, а потом придется всем хлебнуть.

- Нет, ну очень многие люди суеверные и, так сказать. Но, кстати, и врачи часто бывают не на высоте. Поэтому тут оснований для недоверия тоже есть, потому что такое отношение бывает у врача недостаточно ответственное. Но и, к сожалению, тут все много теперь в связи с переходом медицины с искусства врачевания на медицинскую услугу все немножко поменялось. Но все-таки слава Богу врачи есть квалифицированные. Всегда можно найти и, в общем. Любого врача собственно через Интернет уже можно проконтролировать. Все схемы лечения они известны, все болезни и так далее. Поэтому это не проблема. Ну, все равно человек сам творец собственной судьбы, жизни и смерти в какой-то степени. По этому мне не представляется возможным как-то насиловать чью-то волю. Очень часто бывает, что людей пожилых, далеких от церкви, молодые понуждают причащаться. Собственно за чем? Думают, что это автоматически что-то даст. Нет, это не так. Или заставляют чуть ли не с ножом к горлу крестить детей. Это совершенно неправильно.

- А некоторые тайком подливают святую воду.

- Но это вообще дикость.

- Ну, Вы знаете, одна мне говорила, помогает. У нее сынок пьющий. А я, говорит, как ему подмешаю там куда-нибудь, сам не хочет.

- Он бросил пить что ль?

- Нет, не бросил.

- Вот если кто-то мне скажет, вот я подливал воду по столовой ложке с утра в чай. И вот в результате через четыре месяца с половиной он бросил пить. Вот, если у меня будет таких сто случаев, я по Радонежу буду специальные такие вести передачи о том, как просто бросить пить. Надо по столовой ложке с утра давать и через четыре месяца отдельно взятая группа в 100 человек, над которой мы ставили эксперимент, бросила пить. Но это анекдот просто.

- Батюшка, что значит быть верующим? Если человек не ходит в храм, можем ли мы назвать его не верующим.

- А мы вообще не можем никого судить. Кто нам это право - этот верующий, этот не верующий, это вообще не наше собачье дело. Мы не имеем права суд выносить никакой человеку - ни хороший, ни плохой. Нет у нас такого права. Это Бог знает.

- Тогда понятие верующего человека.

- Веруют, с нашей христианской точки зрения, веруют в Пресвятую Троицу - Отца и Сына, и Святаго Духа. Воедино Бога - отца Вседержителя, творца Неба и Земли, видимым же всем и не видимым, единого Господа Иисуса Христа и Духа Святаго ... А также в церковь и в воскрешение мертвых. Вот собственно и все. Если человек в это верует, значит, он верующий.

- Какова цель и смысл каждения в храме?

- Кадильный дым - это символ молитв. Это видимо знак нашей молитвы. Как кадильный дым возносится к Богу, так наша молитва - это есть благоуханный аромат для Бога. Поэтому, когда мы кадим иконы, мы молимся этим святым. Когда кадим народ, мы молимся образу Божьему, который содержится в каждом человеке. То есть обращаемся этим самым к самому Богу. Кадят человека также как образ Божий.

- А вот домашнего каждения - это тоже как бы символ Божий.

- Дома же иконы. А каждая христианская семья так призвано, к тому, чтобы быть вообще домашней церковью. Поэтому большой разницы между жилищем христианина и храмом Божьим нет. Тоже освещается, тоже вот христиане, там тоже живет царское священство в этом доме, где муж - это должен быть глава семьи, священником Бога Вышнего, жена - дьякон, помощник ему во всем, а детки народ божий.

- То есть хорошо кадить дома.

- А почему нет. Если мы молимся, мы можем кадить.

- А вот кропить свою квартиру святой водой, как часто нужно? И нужно ли.

- Ну, не реже чем раз в году, не чаще чем два раза в день. Я помню, был такой человек, который мало того, что он перед пищей молился и сам благословлял, он еще каждый помидорчик из специального половничка поливал святой водой. Ну, мне кажется - это излишне. Уже производит впечатление маловерия.

- Такого магического действия.

- Ну, да, в общем, как-то это уже, во всем нужна какая-то разумная вера. Но, с другой стороны, я его не осуждаю, ну, что ж. Вот у него такой обычай, он был одинокий, с причудами. Ну, и Бог-то с ним. Царствие ему Небесное.

- Батюшка, вопрос о таинстве миропознания, для чего оно совершается?

- Это личная пятидесятница. Потому что, как апостолы сначала приняли Святое крещение, а потом на них сошла Пятидесятница, и в древности миропомазание, оно было в форме возложения руки епископа на главу человека. Ну, так как по тому, что народ церковный приумножился, можете представить себе, у нас 100 там, 20, 30 епископов. И сто миллионов крещеного народа.

- Сто миллионов на каждого?

- Да. Это понимаешь, невозможно. Благодать передается через специально освященный, благословленный святой миро. Которое освящается Патриархом и потом разносится по епархиям и тем самым, вот, видимое единство церкви.

 - реализуется в благодати Святого Духа.

- То есть, через миропомазание человеку подаются...

- дары святых духов.

- Дары святых духов.

- печать дара духа Святого, аминь.

- Батюшка, когда мы более всего приобретаем милость Божью?

- В причастии Святых Христовых тайн. Нет ничего выше ни на небе, ни на Земле. Господь нас питает своим телом и нас обожает благодатью Святого духа.

- И она подается каждому причащающемуся?

- Разумеется, просто не каждый это может усвоить.

- А что значит - усвоить?

- Усвоить, ну,

это значит, ну, грубо говоря, что пошло человеку на пользу.

- Вот, есть понятие, такое - причастился в осуждение. И многие даже боятся этого, такого понятия, хотя ...

 - Ну, поэтому предупреждают священники, что со страхом Божьим, и веру преступить. Что это не просто некий такой еженедельный, или там ежедневный формальный какой-то акт. Это самое глубокое соединение человека и Бога.

- Многие прямо каются. - Нет, говорит, страха Божьего. Ну, нет, тогда, что же не причащаться?

- В каждом отдельном случае нужно этот вопрос исследовать, можно, что-то помогать, а потом не всегда надо придавать значение словам человека. Он просто часто, человек, ну, как бы утрирует свое состояние или там, неправильно интерпретирует. Подходит человек и говорит. - Я, говорит, великий грешник.- Смотришь, от силы килограмм 50 в нем. Ну что там великого в этом грешнике? Трудно даже такое оценить. Что человек, вот, то ли от собственного величия, он так как-то так, если хочет быть, но если уж грешник, так только уж великим.

- Ну, может быть, этим самым человек пытается придать вес своему покаянию?

- Ну, это же не формально. Покаяние - это значит изменение жизни. А не то, что человек говорит о себе в каких-то таких превосходных степенях.

- Многие очень боятся самооправдания. И, вот, тем самым, как бы, подчеркивают, что я себя не оправдываю.

- Это опять, это все слова. А нужны дела.

- Ну, не хватает силы на дела.

- Ну, не хватает, тогда чего и все свободны.

- А хочется, хочется ...

- Хочется - давай. Шевелись.

- С чего начать шевеление?

- Ну, осени себя крестным знамением. - Во имя Отца и сына, и Святого духа.- И вперед.

- Вперед, куда?

- В Царство Божье.

- Батюшка, но, вот, это все, как бы, понятно. Об этом и книжки написаны.

- Ну, если понятно, чего тогда.

- Ну, вот, действительно люди, как бы, смущаются, потому что...

- Любое смущение, оно от дьявола.

- Ну, что ж, вот, даже со смущением, как с ним побороться?

- Да и не надо бороться. Надо его просто отложить и все. И относится к нему, как к несуществующему. Как будто в соседнем подъезде, у соседа этажом ниже, какая-то музыка играет. Не обращайте внимания. Собака лает, караван идет.

- Ну, вот, батюшка, у Вас такая уверенность, потому что Вы и Священное писание хорошо знаете и святых отцов читали и многое в жизни слышали и...

- Но с другой стороны я уже больше половины всего забыл. Ну и потом, такое у меня, как бы, должность такая, служение такое, а так я же такой, как и все. Ну, конечно, я надеюсь, что я Священное писание все-таки помню лучше, чем среднестатистический крещеный человек. Но я, а кто кому мешает, выучить Священное писание?

- Возраст, порой, болезни.

- Ну, довольствоваться тем, что есть и слушать радио «Радонеж».

- Молодая родственница, мать троих детей и к тому же больная сердцем, пристрастилась к алкоголю, в Бога не верит, ну, вот, чувствую, что нужно ей помогать. Но, что предпринять не знаю.

- Господи, помилуй. Больше ничего не надо предпринимать. Мы все хотим как-то навязать человеку свою волю, выступаем в роли Господа Бога, но, если Бог смиряется перед волей человека, ну, когда же мы начнем смиряться? Это же главное, необходимейшее качество христианина - смириться с тем, что есть. - Любишь человека, молись за него.

- Но всегда хочется что-то еще. Молитва - это...

- Ну, хочется, принеси ему лекарство из аптеки, поменяй под ним белье. Принеси ему фруктов, свари кашку. Ну, чего, если он плохо себя чувствует, вызови врача. Ну, и так далее. Что мало что ли дел? Об этом все сказано в Евангелии. Но нигде в Евангелии не сказано, - навязывай ему свою веру. Как это, вообще, можно? Что за нахальство такое! Я просто удивляюсь. Многие даже, бывает, у меня тоже спрашивают неоднократно, - Человек уже хрипит в агонии, - а можно, говорят, - его крестить?

- Вот, как здорово, да, он в своей жизни все отказывался, и вот уже все, агонизирует, а его облить святой водой.

- Ну, это взять куда-нибудь прийти в ГУМ и там с мостика окропить святой водой, и все, кто не крещен, окажутся крещеными. Дальше что? Потому что относятся люди к этому, как к какой-то магии. А это нет. Это дело - произволение человека!

- Вопрос у нас из Красноярского края пришел.

- Прямо сейчас?

- Вот. Да.

- Ну, здорово.

- И как не имели Бога в разуме, Бог предал их превратному уму. - Как это применительно в наше время?

- Вот, об этом-то и речь. Придать Сатане, во изнеможение плоти. Бог предал. Это не значит, - вот, Бог взял и прямо,... нет, Бог оставил их в покое. Пусть то, что превратный ум, в чем их руководит, чтобы они пришли логично к той точке, куда ведет их превратный ум. Тогда они скорее поймут. Что кто был прав.

- То есть, дать человеку только зайти в тупик, чтобы человек повернул обратно.

- Ну, конечно, как в математике. - Доказательство от противного. А это при, если рассуждение математическое приводит к абсурду, значит противоположное - есть истина. Вот, и все.

- Ну, это хорошо, если жизни человека хватает.

- Хорошо.

- А то ведь человек так, шел, шел, шел и в тупичке умер.

- Ну, а я при чем? Ну, нет такого человека на Земле, ну, только кроме, там, совсем уж младенца, который не слышали Иисус Христос. Ну, если ты слышал, и не интересовался, кто в этом виноват? Только ты сам. Ведь много разных имен. В мире, ну, например, Мухаммед. Ты интересовался? Интересовался. Хорошо. Я тоже интересовался. Существует, там, Будда. Ну, пожалуйста, поинтересуйся. А где жил, чего говорил... Чего искал, чего нашел. Есть Карл Маркс. Опять, вот. Вечно живой и всепобеждающий. Ну, давай, почитай. Что там, о чем копья ломать? Есть книги. Их каждый человек может читать.

- И в каждой книге есть некое зерно, но кажется, логичное.

- Ну, пожалуйста. Ну, опять, давай, оценивай. Дело же не в логике. Дело не в логике. Ну, вот, возьмем двух людей. Карл Маркс - основатель религии марксизма, и Иисус Христос. И посмотрим на плоды. Из пяти дочек Карла Маркса, четверо покончили с собой. Нормально? А вдруг, если я буду последователем Карла Маркса со мной случится тоже самое. Хочу я этого, или нет? И чего марксизм дал миру? Сколько миллионов жизней ради этой религии бесчеловечной пошли в страшных мучениях на тот свет? И Господь - Иисус Христос, сколько дал миру святых людей? Вот, дерево можно по плодам судить, даже особенно не вникая в богословие.

- Алло, добрый вечер.

- Добрый вечер, благословите, батюшка Дмитрий. Скажите, пожалуйста, почему, когда, вот, Авраам возвращался обратно, победив царей, его встретил царь Салимский. Почему его называют священник Бога всевышнего, вот, почему он священник? Вроде бы церковь, какой церкви он священник? Мне непонятно.

- Церкви, как таковой тогда еще не было. Поэтому глава рода, и, вот, древние цари - это были главы рода. Они брали на себя функции и священников. То есть, приносили жертву Богу, и он был таким священником. Это не церковный термин, а это его была определенная роль, функция, которую он нес в своем народе, принося жертву Богу. Вот и все.

- Как Господь принимает в последний час, и почему не надо предлагать исповедь последнюю верующему, но не воцерковленному человеку?

- Почему? Предложить можно. А кто сказал, что нельзя. Очень даже хорошо, предложить. Плохо, настаивать и заставлять, а предлагать - почему нет? Вдруг человек что-то такое вспомнит, или даже из книг, вот. Что-то, что-нибудь из Достоевского, из Лескова, как-то, ну, во всяком случае. Каждый русский человек знает, что такое исповедь. И знает, что это происходит в церкви, и знает, что там нужно каяться в грехах. Ну, любой, ходит в церковь, не ходит. Атеист, он, мусульманин, там, коммунист, или просто сильно пьющий человек. Скажи ему, что такое исповедь? Он скажет. - Исповедь - это в церковь ходят и попу грехи рассказывают, а он потом отпускает. Потому что, предложить всегда можно. Для того, чтобы дать человеку, ну, какой-то импульс по направлению мысли. Ну, и все. Вот, очень часто люди приписывают другому то, что он совсем никогда не говорил. И даже не то что не говорил, а не думал так. Вот, интересно, да?

- Ну, каждый воспринимает в меру своих возможностей.

- Может быть.

- Ну, вот, одна женщина мне как-то на предложение поисповедываться, так честно сказала. - Ну, я ж тогда потом должна буду жизнь изменить свою. А я пока к этому не готова. Вот, заболею, когда почувствую, что все, конец, тогда - приду.

- Ну, что ж. Дай Бог, чтобы болезнь не была столь тяжела, когда уже и не сообразишь, куда идти, чего, и нога не ходит, и не вспомнишь ничего.

- Батюшка, ну, вот, бывает так, что человек не хочет, не хочет, не готов, сомневается, но родственники все-таки уговорят. Батюшка придет, и человек разговорится. По началу с осторожностью, с опаской, с недоверием, а потом, в процессе беседы все-таки появляется доверие, и душа открывается.

- Ну, конечно, бывает. Я, вот, помню. У меня был такой случай. Давно уже. Может лет уже 20 назад. Пришел к такому человеку, который никогда в церкви не был. Вот. И я почитал молитву. Ну, соборовать, он уже умирал. И он, вот, целое махровое полотенце слез наплакал. Вот, можешь себе представить. Так его. Но с другой стороны, он же, я же не навязывался. Меня позвали, он хотел, ждал. Исповедовался, каялся, просил прощения. И перед женой, и перед детьми. То есть, вообще, до сих пор я помню каждую черточку его лица.

- Значит, он Вас хотел и ждал. А у меня, вот, был случай, когда не хотел и не ждал, а родственники как бы уговорили. А в процессе беседы, вот, человек раскрылся. Я пришел, она так с опаской, - Здравствуйте, а я не знаю, а что это, а как это. - У меня было много времени. Я не торопился.

- Ну, это, отец Александр. Ну, значит, уже у тебя появился такое, ну, как бы, пасторское мастерство.

- Ну, я не знаю. Это вряд ли, но просто …

- Ну, и, слава Богу. И чего же. А что тут плохого-то?

- Ну, к тому, что человек порой сам не знает, от чего отказывается.

- Ну, разумеется. Если бы люди знали, что такое Святое причастие, уже с ночи выстроилась в каждый храм бы очередь. И все 14 миллионов жителей Москвы, ну, вот, как помнишь у нас, в позапрошлый год, одна женщина-мусульманка пришла и тоже захотела причаститься. И когда ей сказали, что - извините, надо принять Святое крещение. - Она даже возмутилась. - Ну, что же Вы, говорит, - мне отказываете, я, говорит, всю службу отстояла. Вот. Ну, такая жажда. Я говорю. - Все бы выстроились. Это понятно.

Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой:

Другие способы платежа:      

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦКаталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+