Перейти к основному содержанию

12:11 05.12.2021

Что можно говорить внуку 2,5 лет про Бога?

14.10.2016 10:32:05

Протоиерей Дмитрий Смирнов и священник Михаил Палкин отвечают на вопросы радиослушателей

Слушать: http://radonezh.ru/radio/2016/10/01/21-00.html

Телефонный звонок: Бабушка спрашивает. Что можно говорить внуку 2,5 лет про Бога?

-Можно говорить все. Только надо подбирать такие слова и выражения, которые будут ему понятны. Есть специальные книги для детей.

-Да, традиции утрачены, и бабушкам приходится задавать такие вопросы. Раньше как-то они не возникали в традиционных семьях, по-видимому.

-Нет, может быть, и возникали, но вот сейчас это возможно. Потом ведь можно и самого ребеночка подвинуть на какие-то вопросы. 2,5 года - возраст еще, конечно, маленький. Но какие-то прикладные вещи можно говорить. Например; икона, храм, колокол. Указывать – вот это - колокольный звон.

Телефонный звонок: Как должны вести себя прихожане во время каждения храма? Ходить по часовой стрелке и кланяться или же это неправильно, ведь поворачиваешься спиной к алтарю. Как правильно?

-А вот, если спросить у вас – вы, когда выходите из храма - вы пятитесь? Поворачиваетесь. Ну, тогда что такого особенного, почему нельзя повернуться к алтарю спиной? Например, когда священник проповедь говорит - он разве к алтарю не спиной? Когда читает Евангелие, когда говорит: «Мир всем». Другое дело - когда две кумушки разговорились во время «Херувимской» и забыли и про службу, и про алтарь, и про все. И вот уже стоят одна лицом к алтарю, другая спиной. Это, конечно, неблагоговейно. А если идет диакон - это уже другое. Дело в том, что диакон кадит иконы, которые на стенах, и иконы, которые мы сами представляем собой, потому что каждый человек - это образ Божий. И диакон кадит людей как образы Божии. Это такая честь, и поэтому когда его кадят, а он отворачивается - тоже странно. Очень правильный обычай повернуться к кадящему. Потом, когда каждение идет дальше - возвращаешься и смотришь на алтарь. Я уж не говорю: что, уборщица только лицом к алтарю пол может мыть? То- есть надо разумно смотреть на вещи и не сочинять лишних проблем.

Телефонный звонок: Что такое старчество и чем старчество отличается от духовничества в монастыре? И про особенность оптинского старчества расскажите, пожалуйста.

- Но вообще старцем называется тот человек, который имеет пророческие дары от Бога. Имеется в виду не предсказывать будущее - это удел людей болящих. А возвещать людям волю Божию. Это такие люди духоносные, которые постом и молитвой, долгим подвигом стяжали себе такие дары. И люди к ним прибегают для того, чтобы такой духовный человек в их сумбурной жизни указал, как правильнее поступить на основании Священного писания, Предания и святоотеческого церковного учения. Вот такие люди, обычно уже в годах, потому что в молодости не хватает еще человеку, который обличен священническим достоинством, терпения. Свойства молодости – раздражительность, торопливость. Поэтому обычно это образ старца. Старчество совпадает и с возрастом. Потом очень важно, сколько лет этому священнику от роду. Он может быть по возрасту старым, а священником - всего четыре года. Конечно, так быстро стяжать дары сложно. Сейчас наш духовный мир полон всякой литературы. Много всяких книг о старцах, и человек проникается желанием, мечтой приобрести себе в руководители старца. Таких ищут. Но это не совсем правильный путь. Оптинские старцы - это такое замечательное и уникальное явление в нашей церкви. Оптинские - это указывает на Оптину Пустынь. Там в XIX веке зародилось такое, можно сказать, движение – монахи, опытные в духовной жизни, стали принимать народ. Конечно, по благословению монастырского начальства. Они имели возможность быть примером и для своих послушников. И поэтому в течение нескольких поколений, от одного к другому эти замечательные духоносные мужи как бы по эстафете передавали этот дар. Дар любви к человеку и сочувствия к нему. И при изрядном знании Священного писания и Предания церкви они учили не от себя, а от Писания, Предания и еще собственного монашеского опыта. И люди имели огромную благодарность к ним и большое почтение. Потому что те находили возможность помочь им разобраться в их житейских вопросах. Многие из этих старцев проявляли такое явление, которое народ очень любит – прозорливость. Что под этим подразумевалось? Это когда вроде бы не имея информации, человек называл приходящему к нему некоторые вещи, которые никто не знал, не думая поразить или как-то к себе привлечь. Вот это и есть явление дара пророчества, что говорил о тех опасностях, которые у него есть, и тем самым добрым советом мог выправлять путь пришедшего к нему паломника. Это было удивительное явление оптинских старцев. Их было немало, и они стали известны по всей Руси. Во второй половине XIX века уже были железные дороги, и поэтому они стали довольно доступны. Принимали после службы в своих келлиях, молились за всех, кто к ним приходил. Тем самым оказывали благотворное действие на тех людей, которые приходили, и на всю атмосферу в церкви. Через них люди имели доступ к таинственной, духоносной, молитвенной жизни церкви. Это было очень полезное явление.

Телефонный звонок: В Евангелии написано: хула на Духа Святого не простится человеку. Я в разговоре с приятельницей сказала, что я не могу любить Бога больше, чем своих родных - дочь и внука. А она сказала, что это и есть хула на Духа Святого. Так ли это? Я забеспокоилась.

-А в чем ваше беспокойство?

-Является ли это смертным грехом, что я не могу Бога любить больше, чем их?

-Дело не в этом. Мы ко греху относимся, к сожалению, юридически. Вот я вам скажу: является. Ага! Вам подлежит за это вот такое- то наказание. И что? Грех, ведь что такое грех? Допустим, некий человек, вы или кто-то другой, любит сына или дочь больше, чем Господа нашего Иисуса Христа. И что это значит? Это значит только одно: что любовь к Богу недостаточна. А что такое грех? А грех - это и есть недостаточная любовь к Богу. Поэтому то, что человек любит своих родичей больше, чем Самого Бога - это и есть отделение человека от Бога. И если он хочет приблизиться к Богу- он должен, не то, что должен, это неправильное слово. Потому что любовь нельзя искусственно вызвать в себе. Вы любите своих родичей больше, чем Бога - ну, хорошо, мы принимаем это к сведению. Но не мне вас судить и назначать, грех ли это или не грех. Смертный или нет. Должен вас порадовать: все грехи смертные. Потому что все грехи отделяют от Бога. Особенно - недостаточная к Нему любовь. Которая выражается, например, так: один человек мне сегодня говорил – ну вот, я согрешил, покаялся, сегодня же вечером опять согрешил - и так постоянно повторяется. Это о чем говорит? О том, что грех он любит больше, чем Бога. Вот, собственно, и все. Никто вас не осуждает и вообще никого. Человек сам себе выбирает участь во вселенной, в вечности. Либо он всеми силами обращается к любимому Богу, чтобы Он его избавил от всех страстей, которые ему препятствуют любить Бога. Страсть, кстати - пристрастие к своим домочадцам. Конечно, надо их любить. Апостол говорит: кто не печется о своих домашних - тот отрекся от веры и просто не может считаться христианином. Это естественно и правильно. Но любовь к Богу должна быть больше. В чем это выражается? Ну, все любят детей. Но можно так воспитывать их любя, что они вырастут не только безбожниками, но и самих родителей, когда вырастут - из дома выгонят. Потому что такое неправильное воспитание приводит к тому, что начинают любить только себя. А от других всего требовать. И это говорит о том, что такая любовь убила все живое в ребенке. Кому от этого легче? Поэтому если человек любит Бога - он, прежде всего, будет воспитывать детей для Бога. Он будет воспитывать христиан, чтобы Господь радовался. Что детки превращаются в юношей и девушек христиан. Наша задача - вырастить христиан. Поэтому страшный это грех или нестрашный - это вы посмотрите на Страшном суде. Или Господь вас возьмет с Собой, к Себе - или вы останетесь со своими родственниками пребывать в том месте, где они пребывают.

Телефонный звонок: Моя сестра некрещеная. Ей 60 лет. Она как бесноватая. Как можно за нее молиться православному человеку? И можно ли вообще человека исправить?

-Бог может исправить любого человека. В том числе и бесноватого. А простой человек не может никого исправить, такой задачи не стоит. Задача наша такая, что если мы человека жалеем и любим - мы молимся о спасении его души.

-Еще один вопрос. Сын не возражает против Причащения внука, а невестка не хочет его причащать. Пока, как она говорит. Я вожу его в храм и причащаю без ведома родителей. Но совесть не на месте. Что вы здесь посоветуете?

- Самое главное - это совесть, поэтому надо действовать по совести. Зачем же ставить свою совесть не на место, когда она нам дана, чтобы она была у нас на месте? Сын выбрал себе такую жену. Сын несет ответственность перед Отцом Небесным, какой этот сынок вырастет, а не вы. Бабушка за это не в ответе. Поэтому вопреки воле родителей никак нельзя воспитывать детей.

-Может, здесь о воспитании речь не идет?

-Хорошо, пусть эта бабушка побеседует с ребенком о причастии. И она выяснит, что ее причащение внука исключительно механическое. Ну, а как может быть вера без слышания? Ну, он какое-то время будет причащаться. А потом все это отринет. А почему? - скажет. И мама против, папа проявляет равнодушие. Нужно потратить усилия, и так бывало уже в жизни. Что бабушка может обратить мальчонку ко Христу. А не просто привел в церковь, поставил стоять. Что еще в церкви делают? А, свечки ставят - поставили. А что еще делают? А! причащают. Давай причастим. Из этого само ничего не вырастет. Вообще само ничего не вырастает. Только трава в поле и сорняки. Они растут без усилий в человеке. А чтобы вырастить, особенно в нашем таком безбожном мире вырастить христианина - это нужно огромное усилие и постоянный пример.

-Хорошо. А если бабушка трудится и старается воспитывать в этом направлении внука и все - таки его причащает?

-А тогда у нее совесть будет на месте. Ведь вопрос, зачем жить так, что совесть не на месте? Для того, чтобы Господь потом на Страшном суде сказал: но у тебя же совесть была не на месте! А что такое совесть? А она как примерная воспитанница воскресной школы скажет: совесть - это голос Божий в человеке. Так. Значит, я тебе говорил, а ты чего?

Потому что большинство бабушек себе усваивают прерогативу Господа Бога. Они хотят спасти внуков, спасти детей. Забывая, что спасает детей, внуков Господь. Некоторые говорят: церковь спасли бабушки. Спасли церковь не бабушки, спас церковь Господь наш Иисус Христос.

-Бабушки отстояли.

-Нет. Они отстояли что? Они отстояли свою совесть. Свою личную веру. А церковь - это дело Христово.

-Хотелось продолжить вопрос - когда человек путает голос совести и смущение, может быть, вызванное прочитанными или услышанными понятиями?

-Дело в том, что большинство правил сочиняются на ходу нашим творческим народом. И эти правила рождаются исключительно в женской части нашей церкви. По поводу этого творчества, вернее - его плодов святой апостол Павел сказал, обращаясь ко всем через свои послания: «Негодных бабьих басен отвращайся». Потому что читать еще Евангелие - люди читают. Понуждают себя. Некоторые, у кого глазки не видят - слушают. Но понять, что за этим стоит - это довольно редкое явление. И поэтому всякие народные переложения, как раньше были такие картинки, их называли «лубок». Раскрашены на разные темы. Старинные комиксы XVII - XVIII века. Люди там что-то воспринимали. Но все - таки комиксы рисовали люди, как-то подготовленные. А творчество самих женщин - что-то у кого-то услышала, мне одна в церкви сказала - к сожалению, этому следовать никак нельзя. Попадание в нужную точку бывает довольно редко.

Телефонный звонок: Сейчас в СМИ очень активно обсуждается тема запрета абортов. Вчера по НТВ каналу была такая передача, называется «Большинство», там был базар. Поразило мнение известных лиц. Там были критики.

-Вы знаете, я видел эту передачу, мне не надо рассказывать. Я ее специально включил потому, что эта тема меня занимает последние 20-30 лет. Я все это отсмотрел. Что вы хотите спросить?

-Я состою в этом обществе «За жизнь», мы собираем подписи за запрет абортов. А там такие мнения - очень больно от них. И голосование «за» и «против».

-Я видел. 28% против абортов, а оставшиеся - за. Но это голосование тех, кто в студии. А по всей России это несколько иначе. За аборты, против их отмены немножко больше половины. Если по всей России. Скорее всего, 53/47.

-Ужасная передача. И эти мнения очень расстраивают.

-Вы чудной человек, у всех этих передач другая задача. Им всем тем, кто их выпускает, есть аборт или нет - им не это важно. Вот сейчас поднялась такая тема. Ну, они на эту тему делают передачу. Чем больше шума - тем больше зрителей. Чем больше шума, чем больше людей смотрят эту передачу - тем больше денег за рекламу. Их интересует только прибыль. У таких шумовых передач не стоит задача повлиять на народ.

Поэтому тут ничего другого и быть не могло. Ведущему все равно. Главное - провести передачу. Первый - Малахов. А потом другие. Рейтинг важен. Каждый на свой лад.

Господь сказал: не убий. Давайте сделаем такой «Бессмертный полк». Все пройдут. Ну, фотографий не будет - будут значки, кто сколько убил детей. И посмотрим, что это будет за полк - от Владивостока до Калининграда. Это же было. Это не фашисты, это мы сами.

Все говорят: запретами ничего не решишь. Тогда и наркотики можно, и пулемет пусть будет у каждого на балконе. То есть вы как-то договоритесь, что можно, что нельзя. Убивать детей можно, а тех людей, которые терроризмом занимались - нельзя, им пожизненное дают максимум. За что же убивать младенцев? Они - то не виноваты.

Самое дорогое, как мы учили в школе, самое дорогое у человека - это жизнь. Почему детям нельзя пожить? Ребеночек уже живет. Когда эти Максаковы поймут что убивать нехорошо, что дети - это счастье, тогда все и изменится. А сейчас это просто крик, кто больше и громче орет.

-Отцу 89 лет. В прошлом коммунист. Несколько лет назад крестился. Но двигается к Богу не очень охотно. Пытаюсь с ним беседовать: дескать, подумай, скоро со Христом встретишься. Надо что-то делать, а ему главное - футбол или новости. Что делать?

-Ничего. Футбол или новости? Каждый человек сам выбирает. Зачем человеку навязывать? Мы уже сегодня об этом говорили. Спасает Господь. Помолиться за папу - это наша святая обязанность. А навязывать бесполезно. Молиться и ждать, и Богу доверять.

Телефонный звонок: Объясните такое выражение – нельзя впадать в прелесть. А как же тогда говорят: прелестное дитя? Как это сопоставить вместе?

- Да, пожалуйста. Есть в русском языке слова с одинаковым начертанием, но разные по смыслу. Бывает, что эти слова - одного происхождения. Ну, например, престол и стол. Но смысл разный. Так же и здесь. Прелесть имеется в виду, что для нас малыш очарователен. То есть на него смотришь - и умиляешься. Такое впечатление, что он испускает какие-то чары. Наше сердце умиляется, мы радуемся. Хотя никаких чар нет. Просто каждый психически нормальный человек любит детей. Каждый психически ненормальный человек ради каких-то своих выгод - ну, например, надо диссертацию написать - он его прикончит. Это ненормально, ни один зверь такого делать не будет. А прелесть, в которую вы говорите, как в нее не впасть - это прелесть совершенно другого рода. Это дьявол строит на человека козни. Он его прельщает. Прельщает, как торговец гнилой рыбой. Он выдает гнилую рыбу за свежую. Съест, отравится, может в больницу попасть. Но, по крайней мере, поболеет - это точно. Также сатана под видом хорошего предлагает плохое. А в результате человек теряет и губит свою бессмертную душу. А потому, что он прельщается, это называется прелесть. Если человек прельстился - значит, впал в прелесть.

-В Священном писании есть такие слова: и последние будут первыми. Все - таки это несправедливо, а Господь решил иначе. Почему?

-Потому что мы не понимаем - и это самое трудное вообще - воли божьей. Не понимаем Евангелия. Не понимаем той задачи, которую Господь поставил перед и во время Своего пришествия к нам. Мы не понимаем, чему Он нас хочет научить. У нас свои представления. А эти представления порой, не всегда, для нас губительны. По гордости мы считаем, что мы умнее Бога. А мы многого не знаем. Например, мы не знаем, почему вода при замерзании расширяется. Вот почему Господь так устроил? Единственное из всех веществ. Мы не знаем, почему существует закон всемирного тяготения. Почему вот печенье уронил - оно упало. Почему оно притягивается к земле? Мы можем подсчитать, с какой силой. А почему? Что за сила? Мы говорим гравитация. Но назвать ее мы можем как угодно. Можем назвать каля маля. Ну, так и что? Какова природа этой силы? И кто это определит когда-нибудь, или додумается, так тоже бывает - то все премии мира будут ему. Берется судить того, Кто всю эту вселенную создал. Потому что не будет этой силы - все рассыплется. Не на чем будет висеть всем этим огромным массам звезд галактик. Вселенная рухнет. А человек с какого-то мыльного завода, пропуска проверяет, и он говорит: а я не согласен. Что здесь поделаешь? Это непомерная гордость. Дерзает критиковать Священное писание, которое он даже не знает. Уж ладно профессор был бы. Как Лютер, его можно уважать он хотя бы все прекрасно знал. Но о чем тут говорить? Это получается как рассуждение Максаковой об абортах.

-Юноша воцерковлен, девушка нет. Шесть лет браку. Ситуация не изменилась. Можно ли им венчаться?

-А зачем? Если люди ответят так, чтобы меня удовлетворило - никаких вопросов, повенчаем. Но надо знать, зачем. Большинство людей, подавляющее большинство, даже те, кто в церкви родились и там живут - они не знают, зачем. Вот мы прожили невенчанные. Ладно, хорошо. Венчаться вам зачем? - Чтобы было правильно, как положено.

-Хорошо. Кем положено, когда и опять же зачем? В каждом действии человека должен быть смысл. Потому что наша вера должна быть осмысленная. Поэтому, если ты не знаешь - возьми книжечку или добейся, чтобы с тобой священник или диакон поговорил. Для чего существует венчание, что это такое? Почему венчание называют одним из семи главных таинств церкви? Почему мы усопшего отпеваем - это не является таинством, а крестины и венчание - это таинство? Что это значит? Люди должны это понимать, тогда понятно. А так приходят с тремя детьми, в белом платье - все с ног на голову.

-Ну, люди иногда не могут ответить на вопрос самим себе: зачем они живут? Зачем создал их Бог?

Тогда непонятно, как жить.

-Непонятно, почему люди обращаются к церкви с такими вещами. Ну, когда человек приходит в продуктовый магазин - понятно, почему: он покупает яйца, молоко, хлеб - чтобы есть. А это зачем? Или вот он идет в Большой театр - ну, может быть, посмотреть интерьер или спектакль, уважительная причина? Да. И он знает, что он получит – музыку и зрелище. Он за это деньги платит. Ну а человеку невоцерковленному - зачем ему венчаться, что он от этого хочет получить? Он же должен что-то получить. Или ему надо бумажку со штампом: да, венчан. Ну, давай.

-Ну, кто-то просто потому, что красиво.

-Хорошо, а отпевание не красиво?

-Может, и не красиво.

-Ну, и венчание может быть не красиво. Или взять красиво отпеть вместо венчания? Все равно лишь бы красиво. А лучше вообще хор донских казаков. Это вообще и красиво, и пение прекрасно. Вот в том - то и дело, что надо постараться доводить все до ума. Потому что на самом деле любой человек верующий, но невоцерковленный в интернете два раза пальцем нажал. Найди молитвы, что это значит, ну, хоть поинтересуйся. Сейчас с тобой будет делаться нечто, ты хотя бы узнай. Нет, надо венчаться, особенно люди в годах пристают к молодым, но им это не надо. Если ты хочешь, чтобы им это стало надо - ты их так воспитай. Води в церковь, когда придет пора, приди с ребенком, расскажи, что это венчание, над головой венец, расскажи смысл молитв, о чем священник молиться. Процент тех, кто знает - маленький. Покупает человек автомобиль - он хотя бы инструкцию один раз прочитает. Где, что, а то он и форточку в автомобиле не откроет.

Важно понимать, что происходит в церкви. Ведь каждое слово, каждое движение, каждый праздник, каждая икона, каждый обычай - он же имеет смысл! Вот каждый священник каждую Троицу рассказывает, почему мы украшаем храм березками. Спроси сейчас у любого. Все уже забыли, полгода прошло.

Телефонный звонок: Я по поводу венчания. Вот отец Герман в Лавре сказал, что венчание нужно и для счастья людей, но и для счастья детей. Мы с мужем повенчались спустя 30 лет совместной жизни. Я его три года готовила к этому. Но получается, что лучше бы мы не венчались. Он сильно пьет.

-Никакое венчание счастья не дает. Это все равно, что детей принести в храм крестить, чтобы они счастливые и здоровые были. Например, апостол Павел, когда уверовал во Христа - он принял крещение, а как он закончил свою жизнь? Ему отрубили голову. Можно назвать эту жизнь счастливой? А сколько раз он бывал в тюрьме, причем ни за что? Он же ничего плохого не делал. Христос - основоположник нашей веры, Он принял крещение на Иордане. Жизнь закончил молодым, в 33 года умер на кресте. Он что, был счастливым? Никто никогда не видел Христа смеющимся. Не знаю, кто что говорит, но это же обман. О.Алексей Мечев очень рано овдовел, остался один с сыном. Очень любил свою жену. Сколько времени горевал! А он был верующим, венчанным. Большую часть жизни он прожил без нее.

Думают: вот будет счастье, магия какая-то. Совсем не так. Это не для счастья. Крещение нужно для другого.

Счастье бывает у каждого человека. Всегда, когда ребенок рождается - это счастье. Обязательно каждому из нас надо найти ответ на вопросы: что, зачем, почему, как? Тогда у нас будет осмысленная жизнь в церкви, тогда это не будет какой-то глупой магией.

Надо понимать что происходит, тогда и достигнем того, чтобы нам стать настоящими христианами. И от этого наш Отец Небесный возрадуется.

Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой:

Другие способы платежа:      

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦКаталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+