Перейти к основному содержанию

17:40 28.03.2024

Что было с разбойником Вараввой в дальнейшем, после крестной казни Иисуса Христа? В эфире протоиерей андрей Ткачев.

17.11.2014 10:19:11

Здравствуйте, братья и сестры!

Начало беседы будет посвящено евангельскому тексту, читаемому на вечернем богослужении накануне воскресенья.
Сегодня мы читали за богослужением Евангелие от Иоанна – явление Христа ради Фомы (Ин., XX, 19-31). Христос явился ученикам, стал среди них и сказал им: «Мир вам!» Потом показал им руки и ноги свои. Ученики обрадовались, увидев Господа. Подает им Духа Святого дуновением, говоря: «Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся». Счастливы мы, когда имеем возможность получать оставление грехов, развязывать на небесах наши прегрешения по мере развязывания их на земле. Это по опыту известно многим христианам, которые пережили перерождающую силу исповеди. Фома с ними не был, когда приходил Иисус. Когда апостолы ему рассказали, что они видели Господа, Фома им не поверил, сказав: «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю». И Господь является еще раз, ради одного Фомы. Христос переживает об одном человеке и ради него совершает еще одно, повторное явление.
Пришел Иисус, когда двери были заперты, стал посреди них и сказал: мир вам!
Потом говорит Фоме: подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим.
Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой!
Мы видим, что Фома исповедует Христа своим Богом в ответ на Его призыв вложить руку и пощупать раны.
Иисус говорит ему: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие. (Ин., 20:29).
Можно сказать, что мы все блаженны, потому что не видели Господа, но веруем.
Много сотворил Иисус пред учениками Своими и других чудес, о которых не писано в книге сей. Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его. (Ин., 20:30-31).
В следующей, 21 Главе, Иоанн говорит, что если всё писать, то мир книг не вместит. Много всего сотворил Господь, и нет смысла писать всё, написаны только некоторые знаковые вещи. Для чего это всё написано – «дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его». Для этого и написано Евангелие.

Как нам объяснять для себя, почему Господь не позволил в Гефсиманском саду женщинам прикасаться к нему: «не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему»? (Ин. 20:17). С чем это могло быть связано?
О.Андрей. Возможно, этот строгий запрет мог быть связан с эмоциональностью учениц. Представьте себе, что несколько учениц видят своего Учителя живым и бросаются к Нему с тем, чтобы облобызать Его, упасть в ноги, обхватить колени и т.д. Эту яркую эмоциональную сцену Христос приостанавливает в самом начале.
Вообще, это характерная черта поведения Господа Иисуса Христа. Когда Он исцеляет   кого-то, потому говорит: «Никому не говори» и удаляется подальше от этого события, чтобы не ходили за Ним. Насытил пять тысяч людей – и тут же удалился. Обычно, когда люди совершают что-то великое, они остаются, чтобы принять почести, празднования, поклоны, венки, цветы и т.д.  А Христос удаляется. Он, совершая нечто, удаляется от человеческой похвалы. Вот и здесь, он не дает им, женщинам, выразить в полной мере всё, что их захлестывает подобно волне и переполняет, это чисто человеческие, женские эмоции. Христос строгостью умеряет радость. Как говорится в молитве, в скорбях нужно мужество и терпение, в радости нужно воздержание. Иными словами, радость не должна быть буйной, она должна быть сдержанной.
Господь всему полагает предел. И всё встает на своё место, в том числе и радость. Радоваться надо, но также надо в радости держать себя в руках. Пока прикасаться нельзя, пока воскресения еще не было.     

Что было с разбойником Вараввой в дальнейшем, после крестной казни Иисуса Христа?
История Вараввы доподлинно Церкви не известна. Варавва по имени – это двойник Господень:  имя Варавва или Бар-Абба означает "сын отца".  Христос есть Сын Отца Небесного, а Варавва – это тоже сын отца, как любой из нас. Это заменительная жертва – казнить должны были его, а вместо него казнили Сына Отца. Сын Божий пострадал вместо сына человеческого. Он был отвратительный человек, так же как стало отвратительным человечество после грехопадения и умножения грехов.  И потом, как о человека впоследствии пришедшем в веру или просто благодарно откликнувшемся на Христово воскресение, ничего не известно. Многие фигуранты Евангелия остались в своем закосневшем состоянии. Так и Варавва пропал в анналах истории. 

Господь разговаривал с пророками и Авраамом напрямую. Сейчас есть такие люди, с которыми Господь говорит напрямую, как с пророками и Авраамом?
О.Андрей. Всё это есть. Если у вас был опыт молитвы, когда вы молились особенно внимательно и горячо, и вы в этот момент ощутили некую сладость или радость или теплоту. И когда будете молиться в следующий раз, то захотите ощутить то же чувство, чтобы это еще раз повторилось – это очень опасно. Легко впасть в такое желание – ощутить то, что уже ощущали, чтобы это повторилось. Искать надо не то, что уже было, надо искать Бога – Он может явиться человеку по-разному. Господь ищет людей, которые хотят с Ним общаться. Авраам не мог иметь иных способов общения с Богом, кроме как прямое общение, в то время не было богослужений, не было книг. Форма богообщения была самая простая. Но и люди были другими, жили дольше и проще, жизнь была другой, более простой и суровой. И Господь поступал с простыми людьми по-простому.  
Сейчас мы стали слабее, сложнее, сама жизнь стала сложнее, скученнее и многолюдней, у нас появились средства богообщения, которых не было раньше – литургия, богослужения, огромное количество духовной литературы, возможность общаться друг с другом о вере.  У Авраама не было ни одного собеседника, он не мог ни с кем поговорить о Боге.
Всё, что было у Авраама, есть и у нас, только в разных видах и формах. Есть люди, которые слышать голос Господень. Искать надо не то, чтобы слышать голос Господень, искать надо самого Бога и исполнения воли Его.  Господь хочет общаться с нами. Но мы можем быть не готовы общаться с Ним, или не хотим этого общения.  Как только появляются люди, способные к богообщению, Господь общается с ними. Это общение не будет широкодоступным предметом для обсуждения, они будут утаены, сохранены и о них будут знать те, кто сможет их понять.  Пока мир стоит, такие люди есть.

Расскажите о судьбе святой Вероники и еврея, которого Господь по дороге на Голгофу встретил – Вечного жида? И еще один вопрос – если студенты в художественном отделении делают рисунки натуры, как к этому относиться.
О.Андрей. Вечный жид – это человек, который стоял на улице Иерусалима и  видел Господа, идущего под крестной ношей, и когда Он остановился передохнуть, якобы толкнул Его – иди, иди. И согласно апокрифу Христос якобы сказал, я-то пойду, но и ты будешь ходить за мной, пока я не приду обратно. Это романтическая легенда, которая была оформлена в литературные тексты в XIX веке, это апокрифическая вещь, средневековая легенда, народный вид творчества на евангельские темы. Фактически Вечного жида не было. Возможно, был аллегорически использован образ еврейского народа, который в отличие от других исчезающих народов не исчезнет до второго пришествия.  Мы должны понимать, что это апокриф, легенда.

Вероника – это та, которая приложила плат к окровавленному лицу Христа. Вероникин плат почитается на Западе. О дальнейшей судьбе Вероники я не знаю.

Что касается рисования с натуры – до XIX века можно было рисовать натуру только одетую или мужскую; женщины-натурщицы появились довольно поздно. Это было предметом большого соблазна, без греха редко обходилось. Насколько это хорошо, не знаю, на мой взгляд, лучше рисовать статуи. Греки создали столько прекрасных гармоничных статуй, красиво сложенных, они совершенны, лучше их рисовать, чем голые телеса современных натурщиков. Но такова жизнь художников.    

Существовали ли или существуют сейчас переводы Ветхого Завета септуагинты (на древнегреческий язык)? И еще – расскажите, пожалуйста, о Всеукраинском совете Церквей. Не кажется ли вам, что православные участвуют в сборище нечестивцев, может за это Украина наказывается?
О.Андрей. Переводы Священного Писания конечно есть, с еврейского языка на греческий, с греческого на все остальные. В современном мире многие переводы совершаются с оригинала, с еврейского языка. Знатоков еврейского языка в мире по сравнению с прежними временами больше. Есть довольно большое число авторских и коллективных переводов Священного Писания. И вообще в переводах сейчас нет никакого дефицита – были времена, когда Библия была переведена не полностью, или она была переведена, но ее было не достать, или перевод был очень тяжел (благодаря чему митрополит Филарет Московский и Библейское общество приступили к переводу Библии на современный рисский язык). Сегодня переводов и переводчиков хватает. Лишь бы были люди, которые внимают Слову Божьему. Дефицит есть в этих людях.

Что касается Совета Церквей,  то это не главная беда, ввергшая Украину в пучину бед. В любом современном обществе существует мультикультурность и мультиконфессиональность, нет такой страны, где титульная нация была бы единственной. На Украине традиционно было много протестантов, например, в Новороссии, очень много баптистов, еще с царских времен. Есть греко-католики – западный регион, есть римо-католики – центральный регион, Винница, Житомир, их там очень много. Конечно, есть православные, иудеи, мусульмане. Всем надо жить в мире – это факт. Для того чтобы жить в мире, надо встречаться и общаться. Сама идея нормальная. Вопрос не стоит так, что мы должны встречаться для того, чтобы молиться. Цель встреч практичная – увидеть в человеке другой веры человека. Очень легко от религиозного неприятия скатиться до человеческого отторжения, а потом можно и палку в руки брать. Чтобы такие действия предупредить, религиозным и этническим лидерам надо встречаться и общаться. С этой целью и собираются подобные Советы. Сама идея хороша, но дело в том, как ее реализовать. Лидеры могут не иметь авторитета, в таком случае все собрания превращаются в посиделки. Такая бесполезность обидна. Но сама идея диалога между представителями разных этносов и разных религиозных групп очень важна. Необходимо общаться с людьми и в человеке видеть человека.      

Какому Богу молятся иудеи?
О.Андрей. Иудеи молятся нашему Богу, другого нету. Они молятся Богу истинному, живому. Псалтирь – это книга еврейских молений, хвалений, это книга, которую читал сам Господь Иисус Христос. Псалмами он проповедовал, молился. Проблема иудеев не в том, что они молятся другому Богу – они не приняли Того, Кого Бог послал. Господь Иисус Христос говорит и нам и им, иудеям – «рече Господь ко пришедшим к Нему иудеям», постоянно говорится в Евангелии. Как говорится в Евангелии – Ненавидящий Меня ненавидит и Отца моего (Ин, 15:23). Они возненавидели Сына, те поколения, что Его распяли.

Они никаким другим богам не молятся, только единому Богу, Творцу небу и земли, Который разводил море перед Израилем, топил фараона, Тому, Кто питал Израиля манной, увел их из Египта, дал им закон, Который зажег множество звезд и всем им дал имена. Этому Богу они молятся. Но они не признали Сына. И впали в то состояние, в котором находятся сейчас.

Многие считают, что иудеи молятся неизвестно кому. Нет, известно кому. Псалом 2 говорит, прославьте Сына, чтобы Он не гневался. Кто не чтит Сына, тот не чтит Отца, пославшего Его.

У меня вопрос по Евангелию от Луки, глава 9. «Он сказал ученикам Своим: вложите вы себе в уши слова сии: Сын Человеческий будет предан в руки человеческие. Но они не поняли слОва сего, и оно было закрыто от них, так что они не постигли его, а спросить Его о сем слове боялись»? (Лк.9:43-45). Почему ученики боялись спросить Господа?
О.Андрей. Почему боялись? Какие отношения у человека с господином?  Господин говорит, человек слушает.        Разве у вас не было такого – вам объясняют, а вы ничего не понимаете? Вас спрашивают – поняла? А вы и ответите – да, поняла. Хотя на самом деле это не так. Но стыдитесь спросить.   Но не стыдитесь этого. Лучше перетерпеть стыд вопроса, чем всю жизнь терпеть стыд незнания. И ученики Господа поступили, как люди. Евангелие описывает апостолов обыкновенными людьми. У них был спор о первенстве, у них были чисто человеческие распри. Обыкновенные люди бывают и слабыми, и глупыми, и трусливыми, и заносчивыми, и спорящими о первенстве.

Говорят, что евреи распяли Христа. Они за это отвечают. Но это же не весь народ. Была площадь с кричащим народом, но это же, как говорят сейчас, группа активистов, но не весь народ. Почему весь еврейский народ должен отвечать за распятие Иисуса Христа?
О.Андрей. Христос – главная тема еврейской жизни. Вообще, Мессия – главная тема Библии и главная тема еврейской жизни. Всегда евреи становились перед вопросом – это Он или не Он? Верить или не верить? Каждый религиозный еврей становится перед вопросом – Кто это такой? Это Он или не Он? Каждый еврей стоит перед вопросом – как ему относиться к Христу, как относиться к своему еврейству. Обязан ли он быть религиозным? Чтить субботу, обрезываться, пищу перебирать на чистую или нечистую, Тору читать каждый день и т.д. У них возникает вопрос – а кто такой Христос, или он нас обманывает? Для них это очень сложный вопрос.

До скорых встреч. До свидания.

Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой:

Другие способы платежа:      

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
6 + 8 =
Solve this simple math problem and enter the result. E.g. for 1+3, enter 4.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦКаталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+