Перейти к основному содержанию

17:23 20.05.2019

Архимандрит Мельхиседек (Артюхин) отвечает на вопросы радиослушателей.

07.08.2015 09:24:35

Эфир от 27.07.2015. Слушать: http://radonezh.ru/radio/2015/07/27/21-00.html

Архимандрит Мельхиседек (Артюхин) отвечает на вопросы радиослушателей в прямом эфире.

Дорогие братья и сестры! Сегодня мы начали великое празднование в честь 1000-летия со дня кончины святого князя Владимира – крестителя Руси, через которого мы с вами обрели бесценный дар православия, дар христианства.

А все эти торжества начались еще с одного великого события - в это воскресенье был освящен большой Московский епархиальный дом, и при этом доме возобновлен храм в честь св. князя Владимира, вчера патриарх освящал этот храм, я принимал участие в этом великом чине освящения храма, а сегодня В.В.Путин посетил этот дом. Этот храм был заложен в 1901 году в Лиховом переулке, это недалеко от улицы Петровки. В этом доме был огромный зал, там проходило заседание Поместного собора 1917 – 1918 гг., закрыт он был почти сразу после революции. В течение долгих 20 лет это здание сейчас восстанавливалось, теперь основные учебные процессы ПСТГУ будут проходить именно там. Мы приносим свои поздравления отцу ректору – о.Владимиру Воробьеву, всем труженикам, преподавателям, студентам Свято-Тихоновского Университета.

Завтра в Храме Христа Спасителя всеторжественное чествование этого великого святого угодника Божия, благодаря которому мы с вами православные люди, и это великая радость быть именно причастными нашей святой православной вере. Без христианства человечество разложится и сгниет. Не было бы этого выбора князя Владимира, не известно, какая была бы наша история, куда бы развивались, кем бы мы были без христианства? Дремучими язычниками, которые проливают кровь брата? Вот так погибли первые мученики князья Борис и Глеб от руки брата. Кровь за кровь, зуб за зуб – вот так жила наша Русь до принятия христианства князем Владимира. А после этого грандиозного личного выбора князя Владимира она пошла совершенно по другому пути. Вот что значит роль личности в истории, вот что значит один человек! Это был его личный выбор веры, его желание найти смысл жизни, найти опору. Из множества вер – язычество, мусульманство, иудаизм, христианство, князь Владимир делает выбор в пользу христианства. Его биографы свидетельствуют, что выйдя из крещенской купели, князь Владимир сказал: «Теперь я обрел истинный свет». Потому что перед этим он ослеп, и крещение исцелило его не только от недуга физического, а самое главное – от слепоты сердечной. Настолько его коснулась божественная благодать, что этот варвар, язычник, у которого руки были по локоть в крови, который, беря те или иные города, варварски с ними расправлялся, и вдруг отменяет смертную казнь и говорит: «Я Бога боюсь». Даже духовенство и бояре говорили ему: «Посмотри, так нельзя поступать, ведь умножатся беззакония», а он говорит: «Я Бога боюсь». Будучи правителем Руси, так возревновал о Законе Божием, так возлюбил Евангелие, что даже боялся дать достойное наказание заслуженным злодеям. Распустил свой гарем. Вот так переродилось его духовное состояние.

Сегодня мы были на всенощной, проводилась параллель между князем Владимиром и апостолом Павлом. В связи с этим такой вопрос возник, почему? Оба они ослепли…, но Павел был еретик. Был ли он на самом деле еретиком?

- Сегодня на всенощной меня тоже поразили такие слова: «Святый благоверный княже Владимире, ты явился якоже второй Павел, просвещенный светом истины, и просиял в апостольском служении так же, как и он. Некогда имел слепоту телесную, как и он, а прозрел светом истины». Действительно богослужение сравнивает князя Владимира с апостолом Павлом, но апостол Павел по своему учению был фарисеем, а еретиком он никаким не был, потому что еретичество предполагает жизнь в христианстве. И поэтому, когда он стал христианином, то естественно никаким язычником он не был. А фарисеев мы не сравниваем с христианством, поэтому фарисеи и иудаизм – это одно, а христианство – это другое. Поэтому для нас апостол Павел никаким еретиком никогда не был. Он был гонителем христиан. И поскольку человек еще сам не был христианином, то его нельзя назвать еретиком, потому что он вообще не христианин. А когда апостол Павел стал христианином, то наоборот он стал первоверховным апостолом, потому что, как он сам сказал: «Я больше их всех потрудился, впрочем, не я, но благодать Божия, которая со мною. Некогда гонитель, а теперь помилован по милости Божией». Вот так свидетельствует о себе апостол Павел. А Церковь действительно сравнивает их, ставит в один ряд за их апостольское служение, за просвещение, за ту великую благодать просвещения, которую они принесли, и донесли Евангелие и христианство до пределов земли. Если апостол Павел обошел с проповедью Евангелия весь языческий мир, то равноапостольный князь Владимир донес христианство до тех пределов Руси, над которыми он был князем.

 

Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, я слышала, что при больших несчастьях, проблемах надо читать Псалтырь 7 ночей подряд, так ли это? И в какое время?

- Это не совсем так. Потому что не 7 ночей и не время определяет нашу жизнь с Богом, потому что молитвы – это беседа с Богом, а для Бога и для нас никакого расписания не существует. Потому что молитва – это возношение ума к Богу, и поэтому это может быть совершенно в любое время – утром, днем, вечером, посередине ночи. Поэтому Псалтырь вообще универсальна. Если каноны, акафисты сочинили святые люди, то Псалтырь – это было откровение Святого Духа через псалмопевца Давида. Поэтому именно Псалтырь является главным богослужебным текстом для наших служб, особенно Великим постом, когда дважды все 20 кафизм прочитываются в течение недели.

«Где двое или трое собрано во имя мое, там я посреди них» - сказал Спаситель. Псалтырь настолько многообразна, что ее мысли, ее слова… там есть слова, которыми мы обращаемся к Богу, а есть слова, которыми Бог обращается именно к нашей душей. И поэтому каждый человек в тот или иной момент своей жизни, в момент своих испытаний найдет подкрепительные слова, мысли, которые обращены от Бога к нам, и найдет через слова Псалтыри, которые будут близки для его сердца, для его души, чтобы этими словами обратиться к Богу. Например, в Псалтири есть такие слова, которые обращены от Бога к нам: «Возверзи на Господа печаль твою, и той тя припитает, не даст ввек молвы праведнику. Многи скорби праведным, и от всех их избавит я Господь». И масса всяких слов – и благодарные, и покаянные слова, и переживания о своих грехах, т.е. все движения души присутствуют в Псалтири. Поэтому имейте доброе правило читать Псалтирь ежедневно, хотя бы по одной-две страницы, пока вы еще не познакомились с ней и она не вошла в ваш повседневный оборот. Читайте и на церковно-славянском, и с русским переводом по нескольку псалмов, чтобы понимать смысл Священного Писания, поскольку Псалтирь является частью Священного Писания, и тогда она для вас станет и утешением, и просвещением, и вразумлением.


В Евангелии от Луки, глава 32, строка 31-32 написано: «На Тайной вечере Господь сказал такие слова: «Симон, Симон, се сатана просил, чтобы сеять вас как пшеницу, но я молился о вас, чтобы не оскудела вера твоя. И ты, некогда обратившийся, утверди братьев твоих». У меня вопрос: что означает «чтобы сеять вас как пшеницу»?

- Когда земледелец сеял вручную, зачерпывается беспорядочно горсть и разбрасывается беспорядочно. И, наверное, об этом как раз и шла речь «сеять вас как пшеницу» – чтобы вы не были вместе, а были разбросаны каждый сам по себе. Чаще всего мы, христиане, представляем из себя не сосуд, наполненный водой, когда все капли являются единым целым, а пшеницу, насыпанную в мешок, т.е. когда каждое зерно само по себе.

Поэтому мы – как раз тот самый образ – «но я молился, чтобы не оскудела вера твоя», чтобы ты не подумал, что ты один можешь представлять из себя церковь, что ты один, без твоих братьев, без твоих сестер, без твоих единомышленников можешь спасаться в этой жизни. Что Господь оставил не разрозненных индивидуумов, которые исповедовали Евангелие, а Он основал Церковь, т.е. основал братство, когда каждый в этом братстве служит для всех. И поэтому надо иметь эту любовь, чтобы был предмет любви, было служение друг другу.

Помните первые слова Спасителя перед распятием: «Я пришел не для того, чтобы мне служили, а для того, чтобы послужить». Кто из вас хочет быть большим, пусть будет для всех рабом. И если Я, Господь и учитель, умыл ваши ноги, то и вы должны умывать ноги друг другу». Т.е. общее служение, забота друг о друге, единая молитва, единая вера, единая жизнь, единое сердце, единая душа – вот это и был образ первой христианской общины. Вот так и мы должны быть друг для друга братьями и сестрами, чтобы там, где нужно со-участие, чтобы мы понимали, кому и как мы можем послужить. Как сказал апостол Павел, «служите друг другу, каждый тем даром, какой получил». Если мы все разрозненны, если каждый сам по себе, если мы все как насыпанное зерно в мешке, тогда каждый друг с другом только соприкасается, но никак не проникает друг в друга, а капли в сосуде слиты друг с другом, и представляют из себя одно единое целое, единую Церковь, и мы из себя должны представлять единое братство, единую Церковь, соединенную верой, священноначалием, догматами и взаимной братской любовью. Потому что любовь – это и есть как раз самоотверженное служение, к которому надо стремиться.

 

Я давно хочу усыновить ребенка, но боюсь, вдруг не смогу воспитать, мне 40 лет…

- Вообще странно, когда «хочу усыновить ребенка» говорится в единственном числе… Ребенок должен жить и воспитываться в семье, а судя по этому вопросу, Вы одинокий человек. И если вот так не сложилась жизнь, это не значит, что теперь одной можно взять ребенка, тем более в 40 лет… Просто надо свой жизненный крест нести до конца, и шанс еще есть, так сказать, может быть, выйти замуж, и в браке родить ребенка. У нас на приходе несколько лет назад женщина и в 45 лет родила, но одной я бы не советовал брать ребенка. Если есть колебания «вдруг не смогу», может быть, и не надо брать, если сразу есть сомнения. Поэтому служите на том месте, где Вы есть, послужите Церкви, помогите многодетным семьям тем, чем Вы можете помочь – с ребенком посидеть хотя бы раз в неделю, или финансово помочь, потому что многодетные семьи – это все-таки крест, и поэтому облегчить жизнь хотя бы одной многодетной семьи – это тоже может быть особый Промысел Божий, чтобы Вы тоже в чью-то жизнь вошли своей доброй жизнью, своим отношением, своим самоотверженным служением. Может быть, этот крест бездетности дан для того, чтобы имея определенную свободу, не будучи обремененной воспитанием своих собственных детей, может быть, Вы могли бы принять участие в какой-то иной судьбе многодетных семей, который находятся рядом с Вами, которых Вы еще не смогли заметить вокруг себя.

 

У нас в храмах пользуются вазелиновым маслом, и свечи бывают парафиновые, от того и храмы закопченые все, перекрашиваются постоянно. Неужели сложно Московской Патриархии решить вопрос о деревянном масле, которым пользовался преп.Серафим Саровский? Ведь парафиновые масла – это же мертвые продукты, а например, деревянное масло – это естественный продукт…

- Я с Вами тоже согласен, разделяю эту озабоченность. Дело в том, что вот, например, в нашем храме мы используем только восковые свечи, потому что в 2003 году мы расписали храм, и я наблюдал такую картину – когда пользуемся свечами не восковыми, то храм через несколько лет становится просто черный и закопченый. И поэтому храмы, которые имеют какую-то роспись, эстетически ценную, должны все-таки постепенно переходить на восковые свечи, если это позволяет жизнь прихода. И сами прихожане должны тоже об этом заботиться и радеть. Кстати, я знаю один приход, где прихожане жертвуют для лампад оливковое масло, что является как раз деревянным. Но мы с вами живем в XXI веке, и мы не в Греции, где это масло льется рекой, а пользуемся тем, что у нас есть в нашем обиходе. Но сейчас поставщики все-таки стараются, чтобы масло было качественное, хоть это и продукт нефтепереработки. И если Вы прихожанин конкретного храма, то не надо далеко ходить, а надо начать с себя и со своего храма – переговорить с отцом настоятелем и кинуть клич между прихожанами о том, чтобы была какая-то кружка для пожертвований прихожан на оливковое масло для лампад вашего храма. Это будет такое доброе начинание, по пол-литра оливкового масла от семьи, и глядишь, так все лампады и можно будет заполнить оливковым маслом. В Греции так и поступают.

 

Можно ли считать Оригена учителем Церкви, если он сам себя оскопил?

- Известен исторический факт, что Ориген так поступил, был оскоплен сам собой, но некоторые его мысли, учения принимаются Церковью. Например, учение о всеобщем восстановлении не было принято отцами Церкви, а вот другие моменты – его толкования на Священное Писание, на Псалтырь были приняты и используются для толкования Священного Писания.


Где находятся мощи святого князя Владимира и мученика Трифона?

- У нас на Рижской есть храм мч. Трифона, где есть его мощи. А где находятся мощи князя Владимира? Я затрудняюсь ответить сейчас.

 

Где находится грань, за которой заканчивается понятие «праведность» и начинается понятие «святость»?

- Мне кажется, что «праведность» и «святость» - это синонимы, потому что не может быть святости без праведности. А может быть, праведность – это и есть начало святости, потому что праведность предполагает верность своим словам, верность в вере, верность обещаниям, потому что есть такое высказывание, что «не все верующие верны». Верующих много, а вот верных гораздо меньше, чем людей верующих… Поэтому святость начинается с верности, и поэтому грань между праведностью и святостью неуловима. Каждый из нас должен стремиться к этой святости. А что значит «святой»? С чего это начинается? У отцов это делание называлось трезвением. Когда истинный христианин старался следить за своими мыслями, словами и поступками, чтобы они соответствовали заповедям Божиим. «На каждую мысль, на каждое слово, на каждый поступок имей свидетельство Священного Писания, - говорит свт. Игнатий. - Если эта мысль осуждается Священным Писанием, прогоняй ее, это мысль бесовская. Если твои слова или интонация твоих слов не соответствует мыслям Священного Писания, гони эти слова, не произноси эти слова, и интонацию этих слов меняй. И поступки, если они не соответствуют Евангелию, тогда и поступки эти совершать не должно». Вот отцы так и старались наблюдать и следить за своей жизнью, словами и поступками. Поэтому с этого и начиналась праведность. Даже к неверующих людей есть такая поговорка: «Все мы под Богом ходим». Вот если бы мы это осознавали в полной мере, тогда бы наша жизнь сначала была бы праведной, а потом была бы и святой.

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦ Каталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+