27.05.2014 08:21:16
Кульков Сергей Андреевич
Добрый день, дорогие братья и сестры. Добрый день, радиослушатели. Сегодня мы работаем в прямом эфире. Вы можете звонить по телефону и задавать свои вопросы, или присылать свои вопросы по смс. И сегодня на связи с вами архимандрит Мельхиседек (Артюхин). Настоятель Оптинского подворья при храме Петра и Павла, что в Ясеневе и строящегося Покровского храма, что также находится в местечке Ясенево.
Как вы знаете, дорогие братья и сестры, этот год назван годом преподобного Сергия Радонежского потому, что вся православная церковь и весь православный мир будет отмечать 700-летие со дня его рождения, которое было в 1314 году. И что интересно, по многим источникам и свидетельствам о дате рождения преподобного Сергия Радонежского все эти источники несколько разнятся, но большинство историков и исследователей его жития говорят о дате 16 мая.
То есть мы с вами накануне дня рождения преподобного Сергия Радонежского. И хотелось бы сегодня с вами в прямом эфире поговорить об этом святом угоднике божием земли русской. О котором однажды Василий Осипович Ключевский в своем замечательном похвальном слове на память преподобного Сергия однажды очень глубоко и трогательно сказал: «Есть имена, которые носили исторические люди, жившие в известное время, делавшие исторически известное жизненное дело, но имена, которые уже утратили хронологическое значение, выступили из границ времени, когда жили их носители. Это потому, что дело, сделанное таким человеком, по своему значению так далеко выходило за пределы своего века, своим благотворным действием так глубоко захватило жизнь дальнейших поколений, что с лица, его сделавшего, в сознании этих поколений, постепенно спадало все временное и местное. И оно из исторического деятеля превратилось в народную идею, а самое дело его из исторического факта стало практической заповедью, заветом, тем, что мы привыкли называть идеалом». То же произошло и с личностью преподобного Сергия.
Такие люди становятся для грядущих поколений не просто великими покойниками, а вечными их спутниками, даже путеводителями, и целые века благоговейно твердят их дорогие имена не столько для того, чтобы благодарно почтить их память, сколько для того, чтобы самим не забыть правила, ими завещанного. Таково имя преподобного Сергия: это не только назидательная, отрадная страница нашей истории, но и светлая черта нашего нравственного народного содержания.
Что же это за правила, завещанные преподобным Сергием? Что же это за светлые страницы в нашей истории? Мы 11 мая стали свидетелями освящения храма преподобного Сергия на родине отца нашего преподобного Сергия. Это село Варницы, что недалеко от Ростова Великого в Ярославской обрасти, где Святейший Патриарх освятил храм, построенный в честь преподобного Сергия. На месте предположительного рождения преподобного Сергия.
Он вырос в благочестивой семье, родители его были Кирилл и Мария. И что интересно: весь этот собирательный образ преподобного Сергия, вся его юность, его стремление к монашеской жизни, его подвиги, его борьба за объединение русских земель, его благословение Дмитрию Донскому- всех эти деяний сегодня мы с вами попробуем коснуться, чтобы каждый из нас запомнил эти страницы, этот заветный лик.
Пример жизни Преподобного, который родился 700 лет назад, может, каким-то образом, станет для нас и для нашей современной практической духовной нравственной жизни примером в назидание лично нам самим. Интересно житие преподобного Сергия. Его родители с детства напитывали его молитвой. Любили Священное писание, вдохновлялись богослужением.
Известно из жития, что мать преподобного Сергия, еще имея его во чреве, пришла в храм божий в воскресный день. И тут младенец перед чтением Евангелия, перед Херувимской и после возгласа «Святая святым» трижды вскрикнул в утробе матери. Она потом свидетельствовала священнику и спросила: что это за знак такой? И священник, которому она поведала о своем переживании, когда она носила младенца в утробе своей, ответил, что дитя будет великим служителем Пресвятой Троицы.
Так со временем и произошло. Из жития Преподобного и из его акафистного молебного пения мы знаем, что он с юности отличался глубоким воздержанием. Есть описания, что, будучи младенцем, он отказывался от материнского молока в среду и в пятницу.
А Серафим Саровский однажды сказал, что падение Руси начнет с забвения ею постов. И преподобный Сергий однажды тоже сказал, что вся брань в мире идет у дьявола за пост, против поста, молитвы и целомудрия. Вот как интересно! Два великих святых, преподобный Сергий и преподобный Серафим, которых знает весь православный мир. Если спросить, когда придется быть за границей, у греков, болгар, румын или сербов, кого из святых они знают в Русской православной церкви, они назовут именно эти имена: преподобный Сергий и преподобный Серафим Саровский, святитель Лука, и, конечно, Оптинские старцы.
Может, не так много назовут они русских святых, но эти имена обязательно перечислят наши собратья по вере. И это влияние родительской жизни, благочестие родителей- оно, конечно, оставляет глубокий след и благодатно или не благодатно отражается потом на жизни ребенка, с того времени, когда он еще находится в материнской утробе.
И поэтому родители, которые посещают храм божий, воздерживаются от телевизора, от общения на повышенных тонах, от ссор -такие родители делают правильно. Потому что то, что закладывается в душу и тело ребенка, будет влиять потом на всю его жизнь.
Преподобный Амвросий Оптинский однажды говорил: поздравляю вас с законным бракосочетанием. Вы теперь становитесь родоначальниками нового рода. А поэтому и детям своим подарите тело здравое и душу благочестивую. Душу благочестивую! Вот что должны заложить родители в своих детей. Вот так и поступили благочестивые Кирилл и Мария, родители преподобного Сергия Радонежского.
Интересно жизнеописание первых лет жизни преподобного Сергия. Он жил в семье благочестивой, при крещении младенца назвали Варфоломеем. В честь апостола Варфоломея. И у него было два брата. Преподобный Сергий был средним. Старший -Петр, потом был Сергий и потом Стефан. И что интересно. Грамота преподобному Сергию давалась очень тяжело, хотя его братья в этом деле преуспевали.
И однажды повествует жизнеописание преподобного Сергия, он в лесу пас скот и встретил какого-то черноризца, и он был священником. Они с ним разговорились, и он попросил святых молитв о себе, о своих родителях. Он приглашает его домой и говорит: «Мои родители любят странных, то есть странников. Иди в наш дом». Было видно, что черноризец шел из одного дома в другой, совершал паломничество.
И Преподобный посетовал, что ему не дается учение. И тогда этот монах дает ему часть просфоры, которую и употребил преподобный Сергий. И говорится, что перед тем, как прийти в дом, они с ним вместе помолились. И монах сказал ему: отныне божье благословение будет на тебе, и учеба твоя пойдет. Во время трапезы, когда родители с радостью приняли странника, посадили его за стол, накрыли скромный обед, он попросил, чтобы во время трапезы читали книгу. И тогда они хотели обратиться к старшему сыну, чтобы он начал чтение. А это как раз и было влияние монастырской жизни. Потому что во время трапезы во всех монастырях во время обеда не ведут праздные разговоры, не обсуждают политические и экономические новости, а читается или житие святых или поучения святых отцов.
Так делается и в семинариях Русской православной церкви. То есть даже во время обеда не тратится время на употребление пищи. Потому что питается тело и питается душа, когда она слышит назидательное слово божие и жития святых. И странник попросил: почитайте какую-нибудь книгу. Они хотели дать старшему сыну, но он говорит: пусть Варфоломей почитает. Тогда они сконфузились, потому что испугались: вдруг он сейчас начнет сбиваться?
И вдруг они с удивлением услышали, что он четко, внятно читает Иоанна Златоуста, и были потрясены. Человек, который до этого еле-еле мог читать по слогам, вдруг неожиданно стал читать четко и ясно. Была явлена сила молитвы. То, что невозможно сделать своими только стараниями и своим усердием -это может прийти в благословение божие. Не все дается только нашими человеческими усилиями.
С одной стороны это как бы двоякое действие, как говорил старец Амвросий Оптинский: Боже, поможи- а ты, мужик, не лежи. И преподобный Сергий старался. Он делал все от него зависящее, как говорили и учили Оптинские старцы: делай, что должно- и будь, что будет. А будет то, что Бог даст. Так вот, Преподобный старался. И вдруг приходит благословение божие. Потому что он не обижался на своих братьев, которым это лучше давалось, как у нас обычно бывает в мирской жизни.
Если кто-то видит преуспевающего человека, то начинает ему завидовать. Начинает досадовать, что у человека лучше получается, к нему лучше относятся, у него какие-то успехи. Вот это есть черная зависть, которая бытует и среди верующих, и среди неверующих. Даже есть такое наблюдение. Если восточный человек появляется в городе, в деревне, его спрашивают: у тебя работа есть? Нет. И все его окружение, родственники, знакомые, друзья говорят: будет. А машина есть? Нет. Будет. А дом есть? Нет. Будет. А жена есть? Нет. Будет.
Приезжает русский человек куда то там в деревню или в город. Спрашивают: ты сидел?- Нет.- Ну, сядешь. Есть вот такая черта у русских непонятная. Когда нет единства, когда нет благожелательности, а кругом только сплошная зависть и эгоизм.
Так вот. В те времена, когда дух был силен, когда жили люди евангельскими идеалами, этого чувства зависти не было. Любого странника принимали в дом, помогали, чем могли. Помогали не только родным и близким, не только сородичам. А помогали тем, кто встречался им на жизненном пути.
И вот за это расположение, за это благочестие, за это добросердечие священник вымаливает благодатное чувство познания. Познания глубоких истин божьих и умение научения грамоте. И из-за этого случая, который был с преподобным Сергием и этим странником, теперь преподобному Сергию молятся за успехи в учебе, когда она не дается. Или просто какие-то случаи, когда надо выйти из тяжелого положения, как это было у нас в семинарии, когда была масса всяких предметов и вопросов.
И экзамены, и сессии - ничего не успевалось. И ни дня не проходило, чтобы мы не были бы у преподобного Сергия Радонежского и не молились, чтобы и учеба давалась, и билет попался хороший. И над нами иногда смеялись преподаватели. Придя в класс, один из них говорил: ну, сколько акафистов и сколько молебнов заказали Преподобному против меня? Чтобы я был добрей и снисходительней?
Знает он, что когда студент нерадивый не делает своего должного дела- тогда он начинает усердствовать в молитве. Это, конечно, тоже хорошо. Но в семинарии это не приветствовалось. То- есть не приветствовалось не учить уроки, не приветствовалось быть двоечником и троечником. Поэтому, конечно, мы с одной стороны -учились и вникали. И что-то зубрили, старались- но с другой стороны не забывали молитв о преподобном Сергии Радонежском. Кстати, я вспомнил довольно старую историю. Я давно познакомился с житием преподобного Сергия Радонежского-
до армии, до монастыря, когда я еще учился в медицинском училище на фельдшерском отделении.
И вот там -представляете? Государственные экзамены. И среди Государственных экзаменов первым была хирургия, потом детские болезни и был экзамен по предмету «Основы марксизма-ленинизма». Вы представляете? Как будто будущий медик без этих знаний не проживет. Но, однако ж, такое событие было в моей жизни.
И вот что дальше произошло. На следующий день был экзамен. Я посетовал, что такой страшный экзамен предстоит. А в училище знали, что я верующий человек. И мне сказали: ну, ты выучи хотя бы пару билетов, ну и помолись, чтобы эти билеты тебе достались. Ну, я даже не стал учить и пару билетов. На лекции ходил, был вынужден не пропускать, потому что все это фиксировалось.
А не так, как сейчас в институтах: хочешь- ходи, не хочешь- не ходи. Что-то купи преподавателю- тебе и так оценки поставят.
Нет, это было все в советские времена. Все было гораздо строже. Я присутствовал на лекциях, а вот билеты учить, читать принципиально не стал, потому что более 70 % этого материала было направлено против веры. И было на самом деле атеистически кощунственным, полемическим. А уже 30% были вопросы философского характера.
И вот мне посоветовали: «Ты съезди в Лавру Преподобного, помолись. Такое важнейшее событие в жизни!» Я накануне экзаменов утром поехал в Лавру. Был на литургии, потом на акафисте Преподобному и молился о том, чтобы эта страница в моей жизни как-то перелистнулась благополучно.
И вот представляете себе? На следующий день экзамен, сорок человек в классе. Сидят преподавательница марксизма-ленинизма, она же председатель партийной организации училища. Вы даже таких, наверное, и не помните. И еще два члена, комиссия из министерства, ну, из какой-то вышестоящей организации. И моя фамилия Артюхин- мне всегда по жизни в учебе не везло, потому что всегда вызывали первым.
А как вы знаете, к первым всегда относятся дотошно. Потом когда дойдет дело до последних по алфавиту, тогда уже приблизительно знаешь плюс- минус сто лет, и совершенно другой подход. А к первым всегда с пристрастием, чтобы классу показать насколько тверд, принципиален преподаватель. Насколько он сам все знает.
Вот, зачитали мою фамилию, я подхожу к доске, вытаскиваю билет- и вы не поверите, поскольку я вообще к экзаменам не готовился, руки и ноги у меня затряслись. Ну, Государственный экзамен, вот-вот выпускной, сорок человек в классе. Тут совершенно посторонние люди сидят. Экзамен принимает секретарь партийной организации, которая знала, что я верующий человек.
И я иду и читаю молитву: «Господь – просвещение моё и Спаситель мой: кого убоюсь? Господь – защитник жизни моей: от кого устрашусь?
Если построится против меня полк, не убоится сердце моё; если поднимется на меня война, и при этом я надеюсь.
Услышь, Господи, голос мой, которым я воззвал, помилуй меня и услышь меня.
Я верю, что увижу блага Господни на земле живых.
Надейся на Господа! Мужайся, и да укрепляется сердце Твоё, и надейся на Господа!»
Вдруг мне вспомнились слова из псалма: Господь одесную мене, да не подвижуся. А почему одесную мене? Почему с правой стороны? Ну, мы билет с какой стороны тянем? Вот если с правой стороны –ведь об этом помолился Господь: да не подвижуся. Вытаскиваю билет и боюсь на него смотреть.
Сажусь за парту- а как вы знаете, в наших школах советского времени кабинеты были специализированные. Если это был кабинет химии, то он был весь в формулах. Если кабинет физики, то он тоже был весь в формулах. Если это был кабинет биологии или литературы, то они тоже были все увешаны соответствующими материалами: писателями, поэтами. Если это был какой-то другой кабинет, то они все как-то оформлялись. И мы тоже в кабинете были, сдавали этот экзамен в специализированном кабинете. Он тоже был увешан какими-то цитатами, какими-то выражениями философов, Маркса, Энгельса.
И мне как раз попался билет: какие-то постулаты по Гегелю и проблемный какой-то по Канту. И я был в восторге от того, что я не должен был полемизировать и говорить что-то против веры. Это был Кант и Гегель. Я тогда еще очков не носил. Посмотрел на правую сторону. Смотрю: несколько высказываний Гегеля. Я переписал. С левой стороны высказывания Канта, переписал.
Что-то вспомнилось из лекций, цитаты между собой сложились, так сказать, срослись с ответом. Передо мной отвечала одна девочка, потом вызвали меня. Я выхожу сдавать экзамен по марксизму-ленинизму, отвечаю на вопросы. Мне вопросов не задают. Смотрю- у меня председатель комиссии спрашивает зачетку. Помню, мне еще какой-то вопрос задали, и смотрю – он берет ручку и что-то там начинает писать
И вдруг председатель партийной организации училища на ухо шепчет этому человеку: а он верующий. Вот прямо таким громким шепотом. Вот как змея: а он верующий. И смотрю, она на меня посмотрела с таким сожалением! Эта женщина, которую я видел в первый раз, какая-то преподавательница с таким сожалением посмотрела на меня. Перед этим стояли пятерки по хирургии, по педиатрии, по детским болезням, по кожным болезням.
И смотрю-ставит мне жирную- прежирную четверку. Я обрадовался, мысленно перекрестился и про себя подумал: ну, как было бы стыдно будущему архимандриту, священнослужителю Русской православной церкви иметь по марксизму-ленинизму пятерку! Я бы мог ответить даже на пятерку, которую хотели поставить, но не поставили по идейным соображениям.
И вот вам пример в повседневной жизни, пример чуда преподобного Сергия Радонежского! Когда не было никакого усердия, желания что-то взять в руки почитать. Потому что сам предмет не располагал к этому. А молитвы Преподобному в жизни помогли. Поэтому и своим детям с одной стороны можно и нужно говорить, чтобы они просили об учебе. О ее важности и необходимости.
В конце концов, и учеба, и специальность - это воспитание мужчины. Это забота о своей будущей семье, поэтому необходимо, особенно юношей, настраивать на усердную учебу, на работу и на трудолюбие. Поэтому без этого в наше время очень и очень сложно и непросто. И нужно маленьким детям и даже немаленьким приводить такую пословицу: учение- свет, а неучение - тьма. Или неучение- чуть свет на работу. Поэтому тот, кто будет понимать смысл содержания этих слов, будет иметь определенное усердие. Потому что усердие и труд все перетрут.
Преподобный Сергий- у него даже в молодости возникало желание, стремление к аскетизму, стремление посвятить свою жизнь Богу. И он, будучи 12-летним отроком, даже отказывался в среду и в пятницу вкушать пищу, чем вызвал недоумение матери, которая с определенной заботой и волнением это восприняла. Потому что если не будет сбалансировано питание, не будет полноценной пищи- человек начнет болеть, и прочее и прочее. Не будет полноценного физического развития. Что интересно- преподобный Сергий прожил 78 лет.
В те далекие времена средний возраст был 50 лет. Давайте мы не будем забывать Александра Невского. Ему было 39 лет. Он до сорока лет не дожил. Сергий Радонежский в среду и в пятницу отказывается от еды. Вообще не вкушает пищу. И с таким аскетическим подвигом он идет по жизни, и проживает 78 лет. Оказывается, здоровье не от лет и не от котлет, не от молока и яиц, а здоровье от Бога. Поэтому умеренность никому не вредила.
Мало того, тут интересная была заметка в новостной ленте. Поляку 104 года, он пробежал стометровку и занял первое место за 38 секунд. Люди вообще до такого возраста не доживают, а он стометровку за 38 секунд пробежал. Хотя олимпийский рекорд установлен 9,5 секунд. А он пробежал за 38. 104 года. И его спросили: а как вы прожили такую длинную жизнь? Да вроде бы обыкновенно жил, как все живут. Правда, все-таки старался на ночь не переедать.
И вот это наблюдение обыкновенного, простого, скромного, мирского человека. Хотя и выдающегося. Все-таки 104 года. Но опять же он свое долголетие увязывает с воздержанием. Так что во всех отношениях умеренность никогда никому не мешала. Даже у древних философов было такое крылатое выражение: ничего сверх. Все красит мера. И преподобный Сергий нам сказал: нет ничего дороже среднего пути. И епископ Игнатий говорит: правилу маленькому, но постоянно исполняемому нет цены. Поэтому святые отцы всегда шли средним путем. Не было чрезмерного уклонения ни в одну, ни в другую сторону. Шли средним путем, как наш, учили Оптинские старцы.
И жизнь преподобного Сергия нам тоже это показывает. Воздержание, молитва и пост- это те добродетели, которые дают здравие души и тела. И помогают человеку идти путем исполнения святых евангельских заповедей божьих.
Мы продолжаем рассказ о преподобном Сергии Радонежском. И сейчас будет уместным еще раз вернуться к великому историку Василию Осиповичу Ключевскому, который задает вопрос: а какой подвиг так освятил имя Преподобного? Надо припомнить время, когда подвизался Преподобный. Это было время народных бедствий, которые приносят не только материальное, но и нравственное разорение. Татаро-монгольское иго.
«Во всех русских нервах еще до боли живо было впечатление ужаса, произведенного этим всенародным бедствием и постоянно подновлявшегося многократными местными нашествиями татар. Это было одно из тех народных бедствий, которые приносят не только материальное, но и нравственное разорение, надолго повергая народ в мертвенное оцепенение. Люди беспомощно опускали руки, умы теряли всякую бодрость и упругость и безнадежно отдавались своему прискорбному положению, не находя и не ища никакого выхода. Что еще хуже, ужасом отцов, переживших бурю, заражались дети, родившиеся после нее.
Мать пугала непокойного ребенка лихим татарином; услышав это злое слово, взрослые растерянно бросались бежать, сами не зная куда. Внешняя случайная беда грозила превратиться во внутренний хронический недуг; панический ужас одного поколения мог развиться в народную робость, в черту национального характера, и в истории человечества могла бы прибавиться лишняя темная страница, повествующая о том, как нападение азиатского монгола повело к падению великого европейского народа».
В такое сложное время предстояло служить преподобному Сергию на благо государства и народа. Это, действительно, был подвиг! Народ должен был понять, что он не разобщен между княжествами по политическим, территориальным, религиозным принципам, но он является великим народом, которому предстоит защитить свое государство от нашествия чужеземных агарян. К Преподобному приходили массы народа с вопросами и советами в этой связи.
И в один из самых тяжелых и ответственных моментов истории Государства Российского князь Димитрий Иванович приехал к игумену Сергию за советом и благословением. Князя мучал вопрос идти ли войском на татар. Преподобный напутствовал вождя народного ополчения, сказав: «Иди, господине, небоязненно и победиши враги твоя». Итог этого сражения всем нам хорошо известен. Однако нужно зреть в корень всего происходящего и с уверенностью сказать, что это победа была одержана русским воинством во главе с князем Димитрием по молитвам Игумена Земли Русской.
«Имя Преподобного Сергия: это не только назидательная, отрадная страница нашей истории, но и светлая нравственная черта нашего народа.
Одним из отличительных признаков великого народа служит его способность подниматься на ноги после падения. Как бы ни было тяжко его унижение, но пробьет урочный час, он соберет свои растерянные нравственные силы и воплотит их в одном великом человеке или нескольких великих людях, которые и выведут его на покинутую им временно прямую историческую дорогу.
Проявление духовного влияния всегда признавалось чудесным, творческим актом; таково оно и есть по своему существу и происхождению, потому что его источник — вера. Человек, вдохнувший в общество такую веру, давший ему живо ощутить в себе присутствие нравственных сил, которых оно в себе не видело, становится для него носителем чудодейственной искры, способной зажечь и вызвать к действию эти силы всегда, когда они понадобятся, когда окажутся недостаточными обычные средства народной жизни.
При имени преподобного Сергия народ вспоминает свое нравственное возрождение, сделавшее возможным и возрождение политическое, потому что политическая крепость прочна только тогда, когда держится на силе нравственной. Это возрождение и это правило —драгоценные вклады Преподобного, вложенные в живую душу народа, в ее нравственное содержание. Нравственное богатство народа наглядно исчисляется памятниками деяний на общее благо, памятью деятелей, внесших наибольшее количество добра в общество.
Вот так и преподобный Сергий благословил Дмитрия Донского на битву на Куликовом поле с Мамаевым полчищем. Когда собрался с духом русский народ. Когда преподобный Сергий объединил вокруг Дмитрия, прозванного потом Донским, тогда еще малоизвестного московского князя, когда благословил его на Куликовом поле, дав своих иноков, и благословил его, и сказал: «Если Бог тебе поможет, вернешься с победой и живым и во славе. А я буду молиться о силе твоего духа и о силе твоего войска».
Как становилась, как возникла, как сформировалась эта великая личность, имя которой мы поминаем: преподобный Сергий Радонежский? Когда в самом детстве он имел желание посвятить себя, свою жизнь монашеству, сказал об этом родителям и имел сильный душевный порыв к этому подвигу, они сказали, что они его благословляют, но только после их кончины.
И он, горя с одной стороны желанием иночества, а с другой стороны- не решаясь нарушить благословение родителей, помня заповедь: чти отца своего и мать, да благо тебе будет, и долголетен будешь на земле. И он находился с ними до последнего их часа, заботясь о них и помогая им в их старости. Известно, что и преподобные родители Сергия Радонежского закончили свою жизнь благочестиво по традиции русского народа. Они закончили свою жизнь в постриге. Они приняли постриг в Хотьковском монастыре, который находится недалеко от Троице-Сергиевой лавры.
И впоследствии были причислены к лику святых, и приняли монашеские имена Кирилл и Мария. Сергий Радонежский ходил в Хотьковский монастырь, но потом возжелал подвигов уединения, сугубой молитвы, аскезы со своим братом Стефаном. Они уходят на гору Маковец. Тогда там был дремучий лес.
Сейчас это Троице-Сергиева лавра, известная всему миру, а тогда это были дремучие леса, в которых они поселяются, и из простого дерева рубят первый малюсенький храм и посвящают этот храм Пресвятой Троице. И молитва Троице, и благословение Живого Бога привело самого Сергия к великой, святой, праведной и благочестивой жизни, о которой мы сейчас с вами беседуем.
-У нас первый телефонный звонок. Слушаем вас.
-Здравствуйте.
-Здравствуйте.
-С праздником.
-С праздником. Христос Воскресе.
-Воистину Воскресе. И праздник иконы Божьей матери «Нечаянная радость». Вот художник, известный у нас в стране. То есть наоборот, малоизвестный. Павел Рыженко.
-Это очень известный художник.
-Ну не знаю. Кому известный, кому нет.
-Среди верующих людей очень известный.
-Вот я и хочу спросить. У него очень много картин. О Куликовской битве…
-Да.
-Обо всем этом периоде.
-О преподобном Сергии…
-И я на выставке видела макет. Говорили, что он собирается сделать панораму Куликовской битвы. А сейчас что-нибудь слышно об этом человеке? Где он? Как он?
-Дело в том, что это очень даровитый и плодовитый духовный художник Павел Рыженко. И я думаю, вы нам сообщили эту новость, если она у него зародилась в голове, то он исполнит ее с большим успехом. Потому что я знаю его картины и массу репродукций с них. Особенно поражает панорамная картина «Крещение Руси князем Владимиром», принятие христианства князем Владимиром в Херсонесе.
Кстати, Херсонес- это древнее название Севастополя. И сейчас Херсонес- это часть Севастополя. Оказывается вот откуда, еще так неожиданно, этой темы мы коснулись. Мы сейчас находимся в облаке новостей с Украины. Русские люди крещение принимали в древнем тогда греческом городе Херсонесе, а сейчас это пригород Севастополя. И на этом месте стоит величественный храм, посвященный князю Владимиру Крестителю русского народа, замечательный храм. Будете в Севастополе- обязательно посетите этот храм. Известное место крещения князя Владимира, обозначенное в раскопках. Обозначено небольшой металлической часовней на месте крещения Владимира. Я думаю, что панорама Куликовской битвы будет воплощена. И если есть такие замыслы у художника, мы ему всякие блага молитвенно и душевно пожелаем.
-У нас есть еще телефонный звонок. Слушаем вас.
-Здравствуйте.
-Здравствуйте.
-С праздником. Христос Воскресе.
-Воистину Воскресе.
-Вопрос в следующем: вы говорили уже не в первый раз о своей учебе в медицинском училище. На фельдшера вы учились. Наверное, это было на Садовом кольце, за Склифом. Наверное, вы получали 30 рублей за учебу в советское время.
-Да, совершенно верно, стипендия была 30 руб.
-И вот вас призвали в армию. В связи с этим у меня два вопроса.
-Да-да.
-В армии вы по специальности не служили? Или как? И второй вопрос. Вот я так думаю, что вы не работали по фельдшерской специальности? В связи с этим вопрос: насколько вам помогает и помогало в вашей духовной жизни это специальное медицинское образование, полученное в молодые годы? Спасибо.
-Нет, я успел поработать три месяца на скорой помощи. Вопрос такой неожиданный, не совсем по теме, но стоит на него ответить. Дело в том, что я пошел в армию после окончания училища, и после работы на скорой помощи. У меня уже и трудовая книжка была заведена, я, конечно, мечтал попасть по специальности, но случилось непредвиденное обстоятельство.
Я в тот период уже пришел к вере во время учебы, потому что встретился с замечательным человеком Игорем Лепешинским. Теперь это протоиерей Игорь, который является благочинным города Руза, на тот период он был верующим юношей. Он впервые дал мне почитать Евангелие. И мы потом с ним ездили и в Троице-Сергиеву лавру, и к отцу Дмитрию Дудко в Гребнево. И так постепенно началось мое воцерковление с их помощью.
И мама его принимала участие. Потом она стала игуменьей Феофилой в Барятинском женском монастыре, который находится в калужской области. Они приняли огромное участие о мне и повлияли на мою жизнь. К тому периоду времени за три года учебы я пришел к вере, и возник вопрос- а это был 1982 год- как в армию идти? С крестом или без креста?
Вот сейчас у нас все поголовно, независимо от того, верующие они или нет, для моды- не для моды, носят крест на себе. Но пойти в армию с крестом или нет- не так это было просто. Потому что с крестом можно было попасть в стройбат. А в стройбат- это особая часть, и неизвестно, какая бы была дальнейшая моя судьба. И я приехал в Лавру к своему духовнику и спросил благословения. Так сказать, батюшка, как мне поступить? С крестом или без креста идти в армию?
А он сразу тоже не решился дать какое-то благословение. Он сказал: я пойду у своего духовника спрошу. И спустя какое-то время приходит и говорит: вот, мой батюшка духовник и старцы, с которыми я посоветовался, отец Кирилл и отец Наум, благословили тебя идти с крестом. А за тебя будет молиться вся Лавра.
И скажу честно, я этого благословения испугался, не столько из-за креста, сколько из-за неумения объяснить и отстоять свою веру. Тогда книг не было, была внутренняя убежденность, Евангелие. Но какая-то полемика, какие-то споры-я был далек от этого и боялся посрамить веру. Потому что мне казалось, что люди смогут более аргументировано доказывать противоположную точку зрения .
И вот на призывной комиссии, когда мы были на пересыльном пункте, сидела медицинская комиссия из семи человек. Это кожник, терапевт, хирург, там не помню еще кто. И попросили всех с голым торсом подходить к комиссии. Жалобы есть? Жалоб нет. Так следующий. Жалобы есть? Жалоб нет. Следующий. И так далее. И когда я разделся, то судорожно со страхом начал осматриваться рядом, искать у кого-то тоже крест. Чтобы найти поддержку какую-то, опору, чтобы не быть одним среди толпы.
Оказалось, что среди 150 человек, это была наша команда 2002-ая, как сейчас помню, в личном деле было написано, она состояла из 150 человек, и ни на ком не было креста. Когда я подошел к комиссии, они посмотрели меня. Жалобы есть? Жалоб нет. И вдруг увидели на мне крест. А крестик я надел специально самый простенький, купленный в Софрино в магазине за 10 копеек, оловяный, без всяких украшений и на простой суровой нитке. Чтобы не позарились сдирать его из-за какой-то чисто внешней красоты.
И они увидели и с удивлением говорят: а ты что, баптист? Нет, - говорю,- православный верующий. И что, - говорят,- и присягу принимать будешь?- Да. И присягу принимать буду. И что? И оружие держать будешь? -И оружие держать буду. А тогда это было время 1979 год, только начался Афганистан. Поэтому это все было достаточно реально относительно оружия и войны.
И председатель комиссии с удивлением размышляет, что надо что-то сейчас предпринять, стоит уже толпа, которую я задерживаю, потому что осмотр- это была чистая формальность. Потому что у нас два года была призывная комиссия, нас наблюдали. И мы проходили, обследования здоровья, тогда 15-летние юноши наблюдались с 10-го класса. Вот, и она должна что-то сделать. И она берет красный карандаш, и на личном деле пишет: верит в Бога. Закрывает и с сожалением смотрит на меня. И у меня какой-то страх и трепет, и я про себя подумал: ничего себе! Моя армейская жизнь еще не началась, а она уже сегодня закончилась. Мне выписали волчий билет.
Ну, комиссия закончилась, все оделись. Я услышал: 2002-я команда, на выход! Пошло 90 человек, спросили: куда их? Оказалось, что всю эту команду два года готовили в Польшу. За границу, за колючую проволоку. Потому что те, кто служил в странах Варшавского договора, не имели ни увольнительных, ни отпусков. И на два года уезжали из Союза. И приезжали только через два года.
Я чрезвычайно этому обрадовался, что не попал ни в Польшу, ни за границу. Но мне было важно: а как же сложится дальнейшая судьба? С моим волчьим билетом. А это оказался на самом деле волчий билет. Приезжали разные так называемые покупатели -люди, которые приезжали за молодыми новобранцами и разбирали их по тем или иным частям. И за два дня всех разобрали, и осталось человек двадцать, которых никто не хотел брать.
У кого-то были приводы в милицию, у кого еще были в автобиографии не очень светлые стороны. Ну а у меня вот эта была надпись. Хотя там же было написано: фельдшер. То есть я мог бы в любой части быть полезен. Но руководство страны посчитало, что мне даже невозможно вручить оружие, и нас направили тогда служить в Дмитров. Единственный тогда в Советском Союзе Краснознаменный полк учебного собаководства.
И мне на самом деле был выписан волчий билет. Мне доверили собаку. Я стал кинологом, чтобы потом нести службу на особых объектах. Это аэродромы, военные склады с оружием, простым и химическим. То -есть усиленно готовили в караульную службу. Но там произошел ряд всяких событий, ну это уже отдельный разговор, но полгода учебки закончились моим увольнением. Меня и оттуда выгнали. Потому что узнали о том, что я два раза был в самоволке. А в самоволке я был из-за посещения Введенского храма под городом Дмитровом.
За это был выгнан из части, меня опять отправили на пересыльный пункт в Москву. И вот тогда уже произошло тоже уже чудо. У меня остались последние четыре копейки. А тогда рядовой солдат получал рубль восемьдесят, а сержант потом три шестьдесят. В общем, у меня оставалось четыре копейки. И у меня на шевроне- это на петлицах, которые на воротнике- у меня были звезды. И я эти звезды выкинул и купил змеек, как медик. И прикрепил себе змеек.
И когда приехали покупатели, то есть те люди, которые забирают призывников в свои части, то кто-то заинтересовался мной, и меня взяли в конкретную часть города Красногорска. И вот когда мы шли в эту часть, мы на КПП встречаемся одновременно- всего восемь метров длина этого КПП- встречаемся с начальником медицинской службы полка Анатолием Бурчиком, с начальником лазарета, до сих пор помню это имя моего благодетеля: Хайрулла Хайдарович Бабаниязов.
А на проходной дежурит прапорщик, начальник аптеки Владимир Окутный. То есть три медика полка встретились на КПП. Я отдал честь, мы разминулись и вдруг один из них, как раз начальник лазарета Хайрулла Хайдарович Бабаниязов, он по национальности туркмен, вдруг увидел у меня змейки. И говорит: ты медик? Так точно. Работал? Так точно. Образование есть? Так точно. Все. Разворачиваются, берут меня под руки и ведут меня в лазарет.
А сержант, который меня привез из Москвы, говорит, что меня надо вести к начальнику штаба. Я, говорит, сам обо всем с ним договорюсь. Меня ведут в лазарет, смотрят документы. Все, ты у нас остаешься в лазарете. На следующий день слышу, приходит особист, начинает ругаться с медиками, какое они имели право меня забрать в лазарет, когда он должен просто служить в полку, потому что он на особом учете.
Ну, там из-за меня была целая история. Кто-то вообще имел только ветеринарное образование, а работал в лазарете. Меня на какое-то время оставили, и потом получилось так, что потом полтора года в армии я проработал по своей специальности. Ну, так мы как-то неожиданно коснулись этой темы. И вот такие события в нашей жизни тоже бывают. Потому что помощь божия реальна в чрезвычайных обстоятельствах, когда на самом деле бывают переломные моменты в жизни человека.
И опять так же неожиданно нам рассказали о чуде преподобного Сергия. Потому что это благословение было у духовника, который был в Троице-Сергиевой лавре, от старцев, которые благословили именно таким образом решиться на такой жизненный путь. И думаю, что молитвы преподобного Сергия уже покрывали меня на этом жизненном пути. И, в конце концов, привели к семинарии. После армии я поступил в семинарию в Троице-Сергиевой лавре. И был пострижен в 1986 году, тоже в Троице-Сергиевой лавре. С этим именем, которое я сейчас ношу.
Поэтому, может быть, как раз в благодарность Преподобных и состоялась сегодняшняя наша беседа. И поскольку еще много можно было бы рассказать, но, наверное, самые замечательные слова, похвальные слова Преподобному мы слышим в акафисте святому Сергию Радонежскому. Когда читаем молитву преподобному Сергию, мы слышим эти слова:
Радуйся, от юности на тело свое, на мир сей и диавола вооруживыйся.
Радуйся, постом, поклоны, стоянием на молитве, бдением умертвивый плоть свою.
Радуйся, умертвивый оную прежде, нежели она жива страстем бяше.
Радуйся, мертву содеявый гортань противу приимания сластей.
Радуйся, мертв сотворивый язык противу глаголания скверных, клеветных и ложных.
Радуйся, мертвые устроивый ушеса противу слышания душевредных.
Слава Богу, что радио Радонеж предоставляет нам возможность слушать душеполезные!
Радуйся, мертвые содеявый руце противу грабления и всяких зол творения.
Радуйся, мертво сотворивый чрево противу объядения и пиянства.
Радуйся, мертва соделавый трудами чресла своя противу нечистоты.
Радуйся, мертвы сотворивый нозе противу течения в путь грешников и на совет нечестивых.
Радуйся, Сергие, скорый помощниче и преславный Чудотворче.
И мы знаем из жизнеописания преподобного Сергия, что после него не осталось письменных слов, проповедей. Но на свитке, который он держит, по преданию осталось последнее завещание преподобного Сергия, которое гласит следующе:
«Братья, всех молю, прежде всего, имейте страх Божий, чистоту душевную и телесную, смирение с покорением».
И вот этого завещания преподобного Сергия будем мы все с вами придерживаться, вспоминая его жизнь, любя лавру преподобного Сергия, и за эти летние дни обязательно надо будет съездить в Троице-Сергиеву лавру, поклониться мощам преподобного и богоносного отца нашего, от которого, как говорят его акафистные пения: токи произливаются чудес.
И поэтому всем вам, братья и сестры, в эти памятные дни желаю покрова преподобного Сергия Радонежского, и пусть его святые молитвы сохраняют нашу Святую Православную церковь. Русь нашу Святую сохраняют в мире и единомыслии. И пусть молитвы Преподобного помогут многострадальной Украине.
Мир вам всем и божие благословение.
Добавить комментарий