Перейти к основному содержанию

04:52 19.10.2019

Апостол Павел пишет: «Если мы выходим из себя, то для Бога; если же скромны, то для вас». Что это значит и, как часто нужно прибегать к этому принципу, не нарушая внутреннего мира? Сегодня с нами архимандрит Мельхиседек (Артюхин).

08.09.2014 06:53:55

-  Добрый день, дорогие братья и сестры. Добрый вечер,  радиослушатели радио «Радонеж». Сегодня мы работаем в прямом эфире. Вы можете звонить по телефону и задавать свои вопросы, или присылать по смс. И сегодня на связи с вами архимандрит Мельхиседек (Артюхин). Настоятель Оптинского подворья при храме Петра и Павла, что в Ясеневе. И настоятель строящегося Покровского храма, что также находится в  Ясенево.

- Одно из главных наставлений преподобного Серафима Саровского, которое мы с вами знаем, слышим, иногда придерживаемся, иногда стараемся его исполнять и так жить и ревновать об этом, содержится в его словах: стяжи дух мирен, и вокруг тебя спасутся тысячи. И мы каждый раз слышим, когда бываем за богослужением, эти слова: мир вам, с миром изыдем, мир всем. «Мир Мой даю вам» - читаем в Евангелии. Как же иногда бывает сложно исполнить это на самом деле, когда волны искушений, эгоизма, гордости, самолюбия не дают нам возможности действительно в мире, в тишине, спокойствии жить в своей собственной семье со своими родными и близкими, сослуживцами! Даже в храме с теми людьми, которые встречаются нам на жизненном пути, мы часто выходим из себя. Часто раздражаемся. Мы часто, как нам показалось, невнимательно или недобрым словом отвечаем тем же и через это теряем тот христианский образ жизни, который нам заповедован святыми отцами и преподобным Серафимом Саровским, самим Господом, Который нам говорил: «Научитесь от Меня быть кротким и смиренным сердцем и обретете покой душам вашим».

В жизни почему нет покоя? Потому что никто не ищет кротости и смирения. А каждый ищет первенства, каждый хочет, чтобы все крутилось вокруг него. Но так бывает очень и очень редко. И человек когда настраивается не на служение, а
 на то, чтобы служили ему, то совершает большую ошибку. Сегодня в нашем храме венчалась одна пара, и священник сказал им добрые слова назидания: «Помните слова Христовы, Который говорил: Я пришел не для того, чтобы Мне послужили, а для того, чтобы послужить вам. Вот когда человек ищет, чтобы послужить, он находит эту возможность везде и всегда. А если он ищет возможность, чтобы только ему послужили, он всегда и всем будет недоволен. Не такой суп, не такие слова, не так приготовили, не так встретили, не так уложили, не то сказали. Когда человек ищет, чтобы он послужил, тогда ему уже неважно, как относятся к нему люди. Они заметили это, сказали «спасибо» или проигнорировали - неважно. Он совершает это ради любви Христовой, о которой старец Паисий Афонский сказал: за самоотверженную любовь Бог дает двойное здоровье. Ты пришел служить - и служи. Часто люди бывают недовольны своей жизнью, своими родными и близкими, потому что они сами себе нарисовали, как должна быть устроена жизнь. Человек думает: все должно быть по  моему хотению, так, как я запланировал. И вдруг встречается с совершенно другим отношением со стороны своих родных, близких, сослуживцев. Оптинские старцы жили под девизом: только не по-моему. Если ты хочешь чтобы исполнялись твои хотения, то не имей своих хотений, а как Бог даст. Потому что мы часто рисуем обстоятельства жизни, а они бывают выше наших представлений или не всегда совпадают с ними. Уготовиться и не смутиться, - учил нас псалмопевец Давид. Будь готов ко всякой скорби и избежишь всякой скорби. Я думаю, почему у нас возникает раздражение? Потому что мы не готовы к скорбям и к тому отношению, которое встречаем среди наших близких. Потому что все большей частью наша жизнь пропитана эгоизмом. И мы ищем не служения ближним, а служения самим себе. Арсений Великий говорил, если человек не пойдет путем самоукорения, он нигде и никогда не найдет покоя. Вспомним мытаря и фарисея: Боже, милостив буди мне, грешному. Фарисей: я не такой, как все, я не такой, как прочие люди, и не такой, как этот мытарь. Так и человек, который знает себя и Бога, как учили святые отцы: знай Бога и себя -  и довольно с тебя. И вот такой человек, есть вероятность, что имеет дух мира. Потому что он не осуждает. Этот человек доволен своим положением. Не рисует в своем воображении тех выражений в отношениях, которых он достоин. Он всегда считает себя недостойным. И тогда обстоятельства складываются  в пользу этого человека. Когда человек себя считает достойным, тогда обстоятельства работают против него.

Есть такой интересный пример из истории Оптиной пустыни. Какой-то дворянин давал званый обед, тогда еще не было ни телефонов, ни сотовых телефонов, ни электронной почты, а были слуги, которых посылали с письмом к тому или иному адресату. И вот приходит какой-то неказистый служка, в потрепанном кафтане, головной убор набекрень, вид, как бы мы сейчас сказали, непрезентабельный. Вышел барин и говорит: так ,   мол, и так, господин хороший, вот вам послание от моего хозяина. Открывает письмо и читает. Там написано, что так и так, в такое - то время буду рад вас видеть в моем имении на званый обед. Он поблагодарил за приглашение, просил барину передать наилучшие пожелания и вдруг спрашивает у слуги, который имел неказистый вид: а что же у твоего барина слуг - то получше не оказалось? И этот служка, окинув себя взглядом, увидел, что он, действительно, выглядит не лучшим образом. С улыбкой посмотрел на вопрошавшего и  произнес: хороших по хорошим разослали, а меня к вашей светлости.

 Вот так человек, надеющийся или думающий о себе многое, через такое обстоятельство жизни поставлен на свое место. Вот так и в жизни. Когда человек много фантазирует о себе и ищет не служения, а как бы ему послужили - то такой человек топчется на одном месте. Потому что у нас, у православных людей  - мы все должны знать об этом -  все награды посмертны. Поэтому мы на это и надеемся. Не на награду от людей, а на награду от Бога. И мало того, это настроение мира уже является наградой для самого человека. Не там где-то, в будущей жизни, а именно сейчас, в спокойной жизни, спокойной совести коренится мирное устроение его духа. Как говорил апостол Павел: если есть возможность с вашей стороны - имейте мир со всеми. Он сказал: если есть возможность с вашей стороны. Оказывается, иногда бывает так, что мы - то хотим помириться. Мы - то хотим попросить прощения, мы - то хотим, чтобы не было натянутых отношений, но не всегда бывает так,   как мы хотим. Особенно в семье. Иногда люди дуются друг на друга, и это состояние отравляет им  жизнь. Когда человек не высказывает, чем он был недоволен, а входит в состояние презрительного молчания. Догадайся, мол, сама.  А почему бы сразу не сказать,  ведь  сказано: солнце  да не зайдет во гневе вашем. Ну, хорошо, ну, обиделись,  была ссора, было недоумение, повышенный тон. Но почему нельзя в течение этого же дня друг другу сказать: ты знаешь, мне показалось, что ты был немного неправ или ты немного неправа?

Всегда начинайте с этих слов, и тогда любое элементарное объяснение, высказывание недоумений в конце концов может привести к выяснению отношений и как результат -  к мирному состоянию. А когда человек уснул с этим, то это все как молоко, которое готовится закипеть. Если его во время не снять с плиты, то молоко, в конце концов, убежит. Вот надо не доводить до точки кипения ни себя, ни других, а вовремя подуть на молоко и вовремя успеть его снять с плиты, пока оно не закипело и не убежало. Не закипело от нашего раздражения и гнева.

                     -У нас первый телефонный звонок на тему мирного устроения души. Как нам всем стяжать то, что мы знаем, но,  к сожалению то, что нечасто у нас с вами получается? Слушаем вас.

                      -Вопрос вот такой. По неотступной молитве человеку Господь может подать именно просимое. Тоесть конкретно подать то, что он просит. А потом человек не знает, что ему с этим делать. Даже у святых где-то описано, я не могу вспомнить, где именно. Почему это опасно? Как бы вы объяснили?

                     -Если мы просим душевного устроения, то человек всегда будет знать, что с этим делать. А когда человек просит внешнего, и это внешнее все сложилось вдруг так, как он  хотел, то, действительно, иногда могут быть каверзные вопросы. Но когда человек просит мирного  устроения души, просит у Бога доброжелательности, добросердечия, милосердия, сострадания, веры, кротости, любви, если Господь на самом деле по молитвам видит, что человек  немного  становится лучше, то добродетели никогда не будет преизобильно. А иногда молитва бывает совсем бестолковая и дурацкая. Мне вспоминается личный разговор с Василием Родзянко, царствие ему небесное. Он говорил: какой же милостивый Господь, что не всегда исполняет наши безтолковые прошения, о которых мы порой и не предполагаем их неполезность и их безумие. Когда я был маленьким мальчиком, мне было четыре или пять лет, я просил у Господа: Боженька, сделай, пожалуйста, чтобы у меня были такие же зубки, как у моей бабушки. Я как маленький мальчик завидовал бабушке, что у нее были вставные зубы, и она на ночь их клала в стакан. Мне тоже так хотелось. Какой же милостивый Господь, что он  не послушал меня, мою детскую молитву и не оставил меня без зубов. Так вот иногда и мы просим. Любая наша молитва, любое наше прошение должны заканчиваться словами: не моя воля, а Твоя да будет.

Сегодня подходит ко мне юноша после службы и спрашивает: батюшка, я поступаю в три института, есть такая возможность на выбор подать документы в несколько институтов. Вот какой мне выбрать? Я вроде прохожу во все. Так вот, надо просить Бога, чтобы Он указал свой путь, и услышать от  Него свой путь. И не говорить о том, что я вот хочу туда-то, туда-то и туда-то. А услышать, куда будет полезно для души и для тела. И поэтому надо всегда говорить: не моя воля, а Твоя да будет. Надо ту волю через молитвы, через смену прошения постараться услышать. Не как я хочу, но как Ты. А как узнать волю божию? Вот в этом тяжелом выборе. Все делается с совета, как авва Дорофей говорит: кому нет совета, и кто живет без управления  - те и падают как листья. То - есть сначала зеленые, а потом, когда они не питаются соками и не имеют влаги, то желтеют и опадают. Так и здесь. Нужны советы. Советы родителей, советы духовника, молитвы. Помолиться, взвесить, а самое главное  -услышать волю божию в своем сердце после смиренной и покаянной молитвы и после совета. Вот тогда и будет мирный дух. Решился исполнить по совету, как говорили Охтинские старцы: делай, что надо, и будь, что Бог даст. Уготовишься и не смутишься. Я готов уже, хочу так поступить, а возьмут  - не возьмут, пройду или не пройду - как Бог даст. Что мог, я сделал со своей стороны.

Мы вновь возвращаемся к нашей теме стяжания мирного духа. Дело в том, что мы все с вами теоретически все это знаем, но практически когда сталкиваемся с этим в жизни - сталкиваются мнения, интересы, не совпадающие с нашими взгляды. И как нам часто не хватает убедительности! Как часто нам не хватает терпения, и мы выходим из себя! Кто-то из умных людей сказал: говорите громко, чтобы вас услышали, говорите тихо и спокойно, чтобы вас послушали. «Почему люди орут друг на друга?»  - однажды спросил ребенок у своего отца. И отец ответил: «Потому что их сердца друг от друга далеки». Смотри, когда люди любят друг друга -  они иногда разговаривают шепотом и отлично друг друга слышат. А иногда даже не говорят ничего и понимают  один другого. Почему? А потому что у них сердца близки. Когда люди начинают орать друг на друга? Когда их сердца далеки. И поэтому апостол Иаков учит: всякий человек да будет скор на слышание, медлен на слова,  медлен на гнев, ибо гнев человека не творит правды Божией. И апостол Павел:  Гневаясь, не согрешайте: солнце да не зайдет во гневе вашем.

Поэтому чтобы не раздражаться, не иметь нервный дух - не надо торопиться. Всегда, прежде чем что-то сказать, что-то посоветовать - надо подумать и хотя бы призвать имя божие: Господи, благослови; Господи, подскажи; Господи, управь мой язык. Мы лезем подчас со своими советами, когда нас не спрашивают, лезем со своими наставлениями, когда ими никто не интересуется. Надо иметь деликатность, чтобы не лезть туда, куда нас не просят. И не получить по носу тогда, когда мы лезем, когда нас не спрашивают и не просят. Это тоже будет одним из поводов сохранить душевный мир.

                    -Раба божия Евгения. Подскажите, пожалуйста, как понять, когда в Евангелии говорится: нужно подставить другую щеку. И в Евангелии тоже говорится «согрешающую против тебя брату»?

                  -Ну, вопрос не очень - то простой. Нередко бывает так, что на самом деле в наших взаимоотношениях доходит до рукоприкладства. До удара по щеке. И поэтому эта притча, эта заповедь Господня с одной стороны она прямая, а с другой стороны иносказательная. Почему? Потому, что сразу кажется, что здесь идет речь именно о физическом воздействии. Интересно, как эту притчу трактовал старец Амвросий Оптинский. Он говорит: вот, смотрите что сказано в Евангелии: когда ударят тебя по правой щеке, подставь левую. А смотри, когда человек в драке -  большей частью он бьет правой рукой. Если он бьет правой рукой, то попадает по левой щеке. А тут говорится: ударившему тебя в правую щеку подставь левую.  То -  есть, говорит старец Амвросий, здесь идет речь не о физическом действии. Здесь можно подразумевать и клевету, и напраслины, и досаждения. Когда нас корят за правые дела - тогда Христос говорит: подставь левую щеку. Вспомни, что  ты когда - то действительно был неправ. Вспомни, что ты и сам имеешь грехи, вспомни что ты и сам имеешь недостатки. То - есть подставь левую щеку, прибегни к пристани самоукорения.

И тогда через самоукорение ты и смиришь ситуацию, и смиришь того человека, кто напрасно на тебя нападает, клевещет, раздражается, укоряет тебя, выводит тебя из себя. Ударившему в правую щеку, подставь левую. То - есть смири самого себя. Умирись. А с другой стороны – сказано: «Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего; если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово; если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь».  И это тоже есть заповедь Господня по отношению к нам. Но тут надо иметь предельную деликатность, сдержанность, доброжелательность. Когда в наш глаз попадает соринка -  мы тихонечко, деликатно вытащим то, что попало. Сейчас лето, что только не попадет. Но никто грязным платком,  и тем более  - грязными руками туда не лезет, чтобы не повредить своего глаза.

Вот так и с советом. И так же и с обличением. Надо быть предельно деликатным.    Вот задан был вопрос: как? В какой момент использовать эту заповедь? С одной стороны, в одном случае промолчать, а в другом  - сказать, а ты знаешь о том, что, во-первых, от вас эти люди готовы услышать совет, и вы за этих людей отвечаете. То есть это ваши родные и близкие: дети, муж, жена, родственники. Когда эта ситуация связана с посторонними людьми, когда они спросят у вас совета -  вы можете об этом посоветовать. Когда же вас не спрашивают -  тогда те, кто за это отвечает, пусть они дадут этот совет, который, может быть ими услышан. А когда не спрашивают -  не лезьте, чтобы сохранить мирный дух. А что касается защиты интересов церкви или достоинства других людей -  то это наша прямая обязанность: остановить, подсказать, удержать, встать на защиту чести и достоинства тех, которые, случись такие обстоятельства, будут нуждаться в нашей защите, опеке, попечении.  Здесь уже надо думать не о себе, а  о тех людях, которые находятся вокруг нас и рядом с нами.

                                   - Добрый вечер, это Сергей Павлович из Москвы.  Апостол Павел  пишет: « Если мы выходим из себя, то для Бога; если же  скромны, то для вас». Что значит « выходить из себя для Бога» и, как часто нужно прибегать к этому принципу, не нарушая внутреннего мира? Благодарю.

                                   - Вышел из себя пророк Илья, когда встал на защиту правды Божией, когда встал на защиту единобожия против идолов вааловых.  И Господь также, если рассмотреть Евангелие, тоже вышел из Себя, когда взял бич и выгнал должников, продающих и спекулирующих в храме. Это тоже был праведный гнев, поэтому имеющий гнев да обратит его на свои страсти.

   И поэтому человек выходит из себя ради Бога. Апостол Павел говорит об этом, когда борется за правду Божию. Вы помните, когда в «Деяниях» апостольских есть момент, когда апостол Павел исцелил больного человека, то люди сказали: «Вот, это боги, сошедшие с небес», и начали почитать апостола Петра и Варнаву за богов. И, разодрав на себе одежды, апостолы просили с гневом, чтобы они этого не делали: не поклонялись и не принимали их за богов, когда они сказали: «Мы слуги Господни, распятого Иисуса Христа». И поскольку мы этой апостольской властью не обличены -  как бы нам самим не перепутать, кто мы такие и вдруг не воспользоваться, как воспользовались этим святые отцы и апостолы.  Чтобы не подумать, что я тоже облечен такой же властью, и тоже могу ради Бога выходить из себя. Нас, по большей части, это не касается, поэтому нам бы жить и самим подавать христианский пример жизни, тем людям, которые смотрят на нас и окружают нас с вами. Праведный гнев может касаться того священника, который в храме не слышит, не понимает. У нас был священник, который те наставления, которые другие священники деликатно объясняли, он же прямолинейным, грубым тоном говорил людям: вы неправильно поступаете и живете. Когда человек ему говорил: «Я живу в гражданском браке»  - он возражал: «А такого нет понятия: гражданский брак».  -  «Ну, нет, все так живут». Он спорил: «Нет, а гражданский брак – это  когда вы  расписаны».    -  «Да, нет, не расписаны, просто в гражданском браке»,

  И иногда люди начинали во  время исповеди убеждать, что все так живут, и ты, батюшка не прав. Он же резко ставил на свои места зарвавшихся прихожан, которые начинали оправдывать свой объект и еще спорить со  священником. И он достигал иногда успеха: люди вдруг начинали слышать то, чего не слышали от других священников, которые мягко, деликатно пытались объяснить.

  По- разному  бывает, разная терапия. Но это все связано именно с деятельностью священнической, а вам и нам, простым мирянам важно: «Научитесь от Мене,  яко кроток есмъ и смирен сердцем». Когда люди вставали на защиту православия, когда святитель Николай ударил по щеке нечестивого еретика  Ария -  это тоже был праведный гнев на защиту святынь, на защиту православия, на защиту нашей святой веры.

                  - Благодарю Вас. Скажите, пожалуйста, надо не нарушить мир в семье, да?  Вот, моя дочь имеет троих сыновей и распоряжается ими как своей собственностью. Вот сейчас один хочет жениться, а она говорит: ну, вот, девка измочалит -  и в сорок лет умрешь ни за что, потому что ей весь исслужился. А девочка очень хорошая, и мне как бабушке не хочется, чтобы он ее упустил.  Вот могу я так мягко наставить ее, что до 23 лет сыновья тебе, а потом они уже чужие мужья?

                     -Дело в том, что это ваша семья и здесь не то, что все тихо, спокойно. Здесь по - всякому.   Потому что это не посторонние вам люди. И если вы на самом деле видите, что все-таки большей частью из-за эгоизма мать не может отпустить своих сыновей, чтобы они сделали свой жизненный выбор, а хочет, чтобы они всегда были при ней. Потому что так спокойней, комфортней, надежней. Но это уже глубокий эгоизм, потому что мы созданы по образу и подобию божию. Образ и подобие божие – это, прежде всего, Богом дарованная свобода. И поэтому человек в свободе должен жить и в свободе должен выбирать, каким путем идти. Семейной жизнью, монашеской жизнью. В этом должна быть свобода выбора. Связывать никого нельзя. И нельзя мешать никому на жизненном пути. Потому что одно дело -  это мое видение, как я хочу, чтобы жили мои дети. Но когда они вырастают -  они сами хотят разобраться, как им жить. Поэтому надо уважать их и в них  - Богом дарованную свободу.

А вам как бабушке надо желать блага своим внукам и своей дочери и всегда все делать на домашнем семейном совете. И опять же, повторю эту фразу: говорите громко, чтобы вас услышали, говорите тихо и спокойно, чтобы вас послушали. В споре рождается не истина, в споре рождается головная боль. И поэтому вы уже с любовью, помолившись, чтобы в мирном духе получилось так, чтобы это было не пустое сотрясание воздуха, а чтобы это на самом деле дошло до сердца. А поэтому порой важны не какая-то человеческая мудрость, не какие-то аргументы, а сердечный, добрый дух; беседа о полезности того или иного пути для своих внуков а для ее детей. Поэтому дай Бог и вам деликатности и помощи божьей, чтобы все было мирно и во славу божию. А вот насчет выбора в какое время жениться - как поступать? Раньше? Позже? Старцы Оптинские говорили, что человек должен определиться до 25 лет. Или монашество, но тогда это было распространено, сейчас реже, или женитьба. То - есть считалось, что 25 лет  - это крайний срок. Если человек к этому времени не определился -  значит, у него имеется несостоятельность, нерешительность. Несерьезность по отношению к своей жизни. Он сам не понимает, чего он хочет. Вот такой был совет Оптинских старцев. 25 лет - это время взросления. Время выбора жизненного пути. Нехорошо быть человеку одному. Как говорит Писание, или в ту, или в другую сторону. Или Богу служи, или создавай семью, чтобы воспитывать в православной вере, создавать и умножать православный род. Чтобы были и православные священники, и труженики, и воины, и врачи, и учителя, и прочие.

                  -Отче, у меня к сегодняшнему дню два недоумения. Во- первых, как молился пророк Илия? Вот смотрите, у него лицо было между коленами. И второе: почему нужно было убивать Илью-пророка? Ведь они же видели, что это жертва Истинному Богу. И третье  - сегодня именины у отца Ильи, он при Патриарших покоях в Троице-Сергиевой лавре. Именины юбилейные. 70 лет ему в этом году. Помяните его.

                       -Отцу Илии?

                       -Да. Отец Илия, архимандрит.

                        -Ризмер?

                        -Да. Ризмер.

                       -Которого я и люблю, и знаю.  Мы вместе с ним были в Лавре, когда я все-таки пострижен  был и был там монахом, и рукоположен был в дьяконы, в священники 1986-1987 году. И в этот период и отец Илия был в Троице-Сергиевой лавре. Этому духовнейшему старцу от всей души через наших радиослушателей пожелаем и много лет, и помощи божьей,  и благодати Господней. В православной жизни не столько имеет значение положение тела, сколько положение души и сердца. Положение должно быть одно: со страхом божиим, верой и любовью. А когда мы переносим понятие Ветхого Завета в наш Новый Завет, наши новые реалии, то действительно, многие вещи до нас не доходят, и мы этого не понимаем. Как можно было зуб за зуб, жизнь за жизнь, кровь за кровь? Нам это сложно понять с позиций Нового Завета. Вот это и есть плоды Евангелия. Что, если я умою руки в крови грешника? Представляете, что было бы!? А ведь это была в Ветхом Завете одна из воинских доблестей - умыть свои руки в крови грешника.

Это нам непонятно. Это нам вообще дико. Потому что мы живем в новозаветной реальности. Мы живем в благодатной вере. Вере любви. А как апостол сказал? Бог есть любовь. Поэтому когда мы с позиций Нового Завета смотрим на то, что было в Ветхом Завете -  нам это не понятно. И поэтому и мы давайте не будем смотреть, что было. А будем сами поступать как христиане. Тогда зло искоренялось кардинальным образом. Поэтому если мы со своими противниками, своими оппонентами будем поступать таким ветхозаветным образом -  нам очень скоро укажут, что мы так поступать не должны, и будут правы. Мы  боремся со своими духовными противниками убеждением. Спорами, полемикой, разговорами, собеседованиями, но никак не физической расправой. Это реалии Ветхого Завета. И слава Богу, что мы сейчас живем в новозаветные времена мира, любви и веры.

                      -Это раба божия Лидия. Я хочу сказать, что сегодня была на службе в  Отрадном.

                      -И я  был.

                       - Но дело не в этом, я хочу сказать, уже целый месяц засуха. Вот мы читаем вечерние молитвы. Почему бы не попросить пророка Илью, чтобы он послал нам дождь? Я не понимаю, почему нельзя отойти от этих штампов? Вот только вечерние молитвы святым. И это не только именно этот случай. Я думаю, почему бы нам не поделать поклоны, не попросить?

                     -Я с вами согласен. У каждого из нас есть свобода, и если вам в голову приходит мысль помочь тем людям, которые занимаются сельским хозяйством – слава Богу! Я действительно по пути в Оптину видел эти засыхающие поля. Поэтому никто нам не мешает в личной домашней молитве просить об этом Бога. И, тем более, что сейчас нас слышат многие, поэтому я думаю, что в этот сегодняшний вечер к вечерним молитвам можно добавить тропарь пророку Илии или своим словами помолиться: «Господи, пошли дождь мирен, благословение воздухов. Помоги Господи тем людям, которые милуют и питают нас своим трудом, своим потом, своим старанием, своим прилежанием, своим усердием». Вот так,  своими словами и земным поклоном, в эти оставшиеся дни летнего месяца. В самом деле, надо или к вечерним или к домашним молитвам хоть чуть-чуть прибавить о тех людях и о той ситуации.

И то же самое об Украине. Сегодня в начале передачи вы слышали призыв о помощи тем людям, которые в ней нуждаются. Вера, апостол Павел говорит, без дела мертва. И суд без милости не оказавшему милости. Сегодня ты князь, а завтра - грязь. Поэтому мы с вами можем в любой момент оказаться в такой ситуации. Как сказал отец Сергий, оптинский старец, сейчас ситуация такая, что мир на волоске висит. Поэтому от благочестивой жизни, от любви к храму, от совместной молитвы, от почитания Бога, от воздержания от греха много, много зависит. Если гнев божий может пременен быть на милость. А если в безумии люди себя ведут так,  как сейчас в Москве -  меня это просто потрясает. Когда слышишь, что  по программе -  200 там голосуют против храма, здесь против храма. Там ложатся под бульдозер: «А вот у нас зеленая зона! А вот нам собак негде будет выгуливать! А вот если привезут покойника, и я из окна увижу какую-нибудь мертвую бабушку? У меня и так нервная система расшатана! И я еще этих покойников буду видеть и еще колокольный звон!»

 Это безумие. То - есть люди накликают на себя беду. Не хотите помощи божьей, отказываетесь от Бога – ну, все тогда. Чего доброго ждать в этой ситуации? Я вспоминаю, когда мы еще только строили Покровский храм, и сейчас милостью божьей строим храм на месте сада. В этом саду было около ста плодовых деревьев и лип. И мы все их пересадили в этом же районе. То- есть они никуда не делись, только вместо старого сада появился новый благоухающий сад, сад Божий, появился целый Покровский храм, третий Иерусалим -  в Москве, со святынями, Голгофой, Гробом Господним, с гробницей Божией Матери, с Камнем помазания -  точной копией в нашем храме Покровском, что в Ясенево.  Метро «Ясеневское», там семь километров до нашего Покровского храма.

  Рядом с храмом стояло двести ракушек и двести открытых машино -  мест. Сейчас к первому сентября -  так сложилось за эти пять лет -  готовится на этих четырех гектарах красивейший парк для людей. А с чего началось? А началось со строительства храма, поставили храм в центре Ясенева  - и все вокруг преобразилось. У нас в Ясенево никто не ныл, никто под бульдозеры не кидался, ни один человек не вышел против сада.   Ничего не случилось. Сделалось только в сто раз лучше, потому что там, где храм -  там благодать, красота, порядок, чистота, культура, красота, Божественный мир. И меня поражает, когда люди на себя накликают беду и сами отказываются от Бога.  И если Бог им не нужен, то таким людям и люди такие Богу не нужны, если так себя начинают вести. Поэтому дай Бог, чтобы мы все молились и особенно все эти дни, пока не разрешится эта ситуация миром.  И в нашем храме, в котором служатся каждый день Литургии, всегда читаются коленопреклоненные молитвы после Евангелия, и всегда за богослужением  - молитвы о многострадальном украинском народе.

                           - С наступающим праздником, и помолиться, я также думаю, неплохо о нашем многострадальном русском народе.

                           - Согласен с вами.

                           - Да, в Донбассе, наверное, русских много…

                          - Да, да…

                          - И вопрос следующий, по Евангелию. Вы сказали: «Суд без милости не оказавшему милости». Вот, в связи с этим у меня вопрос. Когда Господа Иисуса Христа взяли под стражу, евреи обратились к Пилату, то они сказали: нам не дано права казнить. Но помню по Евангелию, что евреи заведомо хотели -  наверное, и могли - казнить и Иисуса Христа и блудницу, которую хотели закидать камнями.  Иисуса Христа хотели сбросить со скалы. И в связи с этим первый вопрос: «Лукавили евреи, когда говорили, что «мы не можем казнить по закону нашему?» Второй вопрос, насколько мне известно, юридические законы идут из древнего Рима и, вот, известно, что по одному и тому же преступлению нельзя судить дважды. Иисус Христос был наказан дважды: один раз, когда Его сорок раз бичевали и второй раз, когда Его казнили. А казнили Его по какому закону, почему Пилат пошел на это? Он спросил Иисуса Христа: «Ты царь иудейский?» Иисус Христос ответил: «Царство мое не от мира сего, потому что если бы было царство Мое на Земле, то за Меня Мои слуги заступились». Поэтому такой вывод: Пилат, боясь закона, что нужно казнить тех, кто объявляет себя царем иудейским, хотел помиловать Иисуса. Ведь Иисус Христос отрицал, что Он есть царь иудейский …

                             - Действительно, в Евангелии сказано: «Царство мое не от мира сего». И евреи во время этих страшных событий на самом деле тоже лукавили, и потому что хотели, чтобы это было сделано, это преступление было сделано чужими руками, а не их. Но все равно уже получилось: кровь Его на нас и на детях наших. Они произнесли эти страшные слова сами. Но нам, людям, сейчас живущим, в Новом Завете, надо относиться к этим событиям с большой благодарностью к Богу, что Он добровольно пошел на это, до – бро – вольно. И никаких других причин этому, распятию Спасителя, нет. Только Божественная любовь к роду человеческому. И в Евангелии есть подтверждение этих слов. Он сказал: имею власть жизнь Мою принять и жизнь Мою отдать. За то, что отдаю жизнь Мою,  за это любит меня Отец Мой небесный, Он отдал эту жизнь, и взял эту жизнь руками людей. И поэтому надо разбирать не то и как, законно -  незаконно действует Господь, а разбирать, видите ли вы в этом, прежде всего, любовь к нам, грешным. Как Писание говорит: «Вряд ли кто умрет, когда – нибудь за грешника, за праведника, может быть, кто – то из благодетелей умрет, но Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками». Апостол Павел: «Но Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками и умер вместо нас и за нас».

             И  эта мысль должна всегда приводить человека к величайшей благодарности  Богу за бесценный дар личной жизни, за бесценный дар веры и, поэтому, молитва и есть самое искреннее выражение любви к Богу. И Богослужение, и Литургия -  это самое важное, самое яркое, самое сердечное выражение нашей благодарности к Богу, Поэтому надо чаще свою любовь к Богу выражать именно этим. Если ничего другого нам Господь в жизни не послал, кроме веры в Него, это уже бесценный дар от Бога. Если бы даже не было никаких ни чудес, ни исцелений, не было никакого благополучия, не было каких – то исполнений наших всех просьб, пожеланий, одно самое главное желание, одно самое главное действие в нашей жизни совершилось: Бог открыл нам Самого Себя, открыл нам Божественную любовь, открыл нам начало и конец этого мира, что мир держится любовью Господней.

                     И мы опять возвращаемся к нашей теме, чтобы ее до конца довести.  Мне вспоминается один пример сохранения мирного духа: старец Амвросий Оптинский говорил: «Сестра не будь пестра, не будь востра, но будь добра, будь смирна - и будешь мирно. Почему нет мирности? Потому что нет смирения, почему нет смирения, потому что есть пестрость и вострость, и колючесть, и эгоизм. Когда я был семинаристом в Троице – Сергиевской лавре, на день памяти преподобного Амвросия, преподобного Сергия Радонежского съехались во множестве архиереи. Там этот праздник был два раза в году: семнадцатого июля и восьмого октября, день памяти преподобного Сергия Радонежского, архиереи во множестве стекались в лавру помолиться, почтить память великоугодника Божиего, потому что многие были выпускниками семинарии, и в Академии, и в Лавре. И вот, я наблюдал такую картину: неопытные помощники облачали архиерея, надели на него архиерейские одежды, надели на него подсаккосник, саккос, архиерейские облачения, стали надевать на него архиерейский омофор. И так его одевали не умеючи, что чуть не задушили владыку: крутили вокруг головы эту большую ленту, спускающуюся на плечи архиерея. Эта лента символизирует собою агнца и заблудшую овцу, которых на своих плечах несет архиерей. Вот, омофор именно это  и символизирует. И тогда он их поправил, отстранил от себя, чтобы они его до конца не задушили. Я думал, что он сейчас вообще выйдет из себя и их на месте прибьет за то, что они так неосторожно поступили во – время Богослужения: чуть не задушили омофором архиерея. И тогда я услышал фразу: «Если бы я был нормальный архиерей -  у меня бы были нормальные помощники».

  То - есть человек  это был, наверное, великий старец, который, по словам преподобного Арсения, пошел путем самоукорений: «Если бы я был нормальный, то и у меня были бы нормальные помощники». Мы часто про других говорим: «Сами бестолочи, ничего не понимают, ничего не соображают, вроде все так просто, и сами выходим из себя, а он из себя не вышел, а обратил все это в назидание и в укорение самого себя».

  Вспоминается еще один случай, одна история при относительно счастливой семейной жизни. Одна пара пятнадцать лет, как начали строиться дачу, и вторая семья – соседи. Обе семьи рядом живут через забор и в одной семье мир,  любовь. А другие без конца собачатся, ругаются и прочее. И, вот, однажды жена мужу говорит в той семье, в которой без конца ругались и не имели мира: «Слушай, - говорит, - Сережа, - ты через забор перелезь и посмотри, как хоть живут, чего у них там, почему мир, а у нас никогда миру никакого нет». Ну, он через забор перелез, там туи посажены плотно, и наблюдает сцену такую рано утром: жена вышла на веранду и моет пол на веранде. И муж выскакивает на веранду, бьет дверью по ведру. Ведро грязное по веранде кувыркается, и вода разлилась. Она смотрит на него и говорит: «Ой, Леш, прости меня, это я ведро возле двери поставила». А он говорит: «Тань, ты меня прости, я не посмотрел и ведро сбил».  – «Это ты меня прости!» - «Ну, ладно, все».

  Ведро взяли, он дальше побежал, она ведро подняла, все подтерла и дальше начала веранду мыть. Ну, он перелазит через забор, обратно вернулся, завтракает, кофе, омлет она сделала, и спрашивает: «Сереж, ну, - говорит, - как они там живут – то?» И тогда он говорит: «У них там все виноватые, а у нас все правые». Вот, и так увидели этот корень – корень семейного счастья.

  Все - таки, как ни верти, а святые отцы, которым было все духом святым открыто, так нам и сказали: «Если человек не пойдет путем самоукорения -  нигде и никогда не найдет покоя»

   И замечательное под руки мне попалось стихотворение относительно нашей с вами темы:   

                                Начни с себя – всего два слова.

                                Произношу я их любя.

                                В них всякой мудрости основа,

                                 В них смысл любви.

                                 Начни с себя.

                                 Судить других легко и просто,

                                 Но на себя всегда смотри,

                                 С себя снимай свою коросту                 

                                  И плесень, скрытую внутри.

                                Начнешь с себя и не осудишь,

                                Суди себя и не солжешь,                            

                                И станут проще, ближе люди,

                                И гордость гнусную сожжешь.

                                 Начни с себя, твержу я снова,

                                 Начни, советую любя,

                                 В том всякой мудрости основа,

                                  В том смысл любви.

                                 Начни с себя.

                 Мир вам, дорогие братья и сестры, на многая, многая и благая лета. Аминь. 

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦ Каталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+