Перейти к основному содержанию

09:35 09.12.2024

А правда, что говорят - при переводе текст кумранских рукописей совпадает с нынешним практически на 98%?

17.01.2017 07:41:34

Слушать: http://radonezh.ru/radio/2016/12/18/21-00.html

О.Олег Стеняев: - Радио "Радонеж" в прямом эфире. Как обычно, по воскресеньям у микрофона протоиерей Олег Стеняев.

Владимир Носов: - И Владимир, добрый вечер!

О.Олег Стеняев: - Добрый вечер! Наша передача будет состоять из ответов на ваши вопросы.

Владимир Носов: - У нас есть вопрос от Максима. В житии святой Варвары описан случай, когда она убегала от отца  - и вдруг перед ней раздвинулась скала, в которую она спряталась. Господь услышал её молитвы и спас. Но через мгновение, когда отец не мог её найти, святую Варвару выдал пастух.   Отец её нашел и стал бить. Зачем же Бог спрятал Варвару и через мгновение отдал в руки отца - мучителя?

И тут же Максим задает второй вопрос: «У меня нет сомнения в святости святых, но в их житиях часто описываются моменты, когда они молились, размышляли, приводятся разные цитаты. Откуда святому Димитрию Ростовскому были известны такие подробности?» Разъясните, батюшка.

О.Олег Стеняев: - Если говорить о том чуде, которое пережила Варвара - оно укрепило её веру, что и позволило ей более спокойно пережить истязания. Например, известно, что перед войной 1941 года в Москве и в Киеве замироточили почти все иконы в храмах. Это было явное чудо. Но чудо это опасное,  знамения являются перед страшным искушением. В частности, случаи в Москве и в Киеве  произошли  прямо перед войной, чтобы людей укрепить в вере. Например, чудо Преображения Христа на горе Фавор было явлено незадолго до голгофских страданий Сына Божьего, чтобы укрепить веру апостолов.  Чтобы они понимали, когда увидят Христа преданного, распятого, мертвого во гробе, что это добровольное Его страдание.

А если говорить о  святых, особенно мучениках.... Сохранились мученические акты  некоторых из них, по крайней мере. Но есть и проблема. Мы знаем, что святитель Димитрий Ростовский переводил жития с католических источников текста. Эти источники  не отражены ни в греческой, ни в дониконовской традициях. Своего, собственно говоря, святитель Димитрий мало что написал. Он больше переводил с латыни католических авторов, географии, экзегетики, тогда это считалось очень модно. Многие темы его житий списаны с книги доминиканского монаха Иакова Ворагинского "Златая легенда", написанной около 1260 года, и с других латинских источников.

Телефонный звонок: - Здравствуйте! Отец Олег, к вам обращается Николай. С наступающим вас праздником Николая Мирликийского. Хотел бы задать вам несколько вопросов. С первого начиная, немножко отклоняюсь от вашей темы. Вопрос по масонству. Что вам известно об этой всемирной организации, и есть ли у них что-то, связанное с еврейской  каббалой? Мне приходилось об этом читать. Второе - я у вас хотел поинтересоваться по поводу двоеперстия и троеперстия. И почему эти три перста перестали преобладать, особенно во времена Серафима Саровского? И третий вопрос по книге Еноха -  апокрифе. Как царь относится к этому апокрифу, как Церковь  смотрит на него?  Ваше мнение?

О.Олег Стеняев: - Если говорить о масонах, то было принято решение Ирландской Церкви, что масоны предаются церковной анафеме, потому что тогда масоны были обнаружены и в православной среде. Как правило, в эти ложи принимали людей очень обеспеченных. Евреев в старые времена в масоны не принимали. Принимать евреев в масоны начали очень поздно. Почему? Потому что в масонских ложах, когда возникло это движение, состояли люди, которые считали себя христианами. К  евреям у них было равнодушное отношение, если не сказать, что в английских ложах присутствовали элементы антисемитизма. Принимать начали только богатых евреев, буржуа. В общем, в поздний период, где-то во второй половине XIX века. Если связывать масонство с каббалою -  надо заметить, что отношение самих иудеев  было  очень разное. Во-первых, многие еврейские раввины критиковали те лекции по каббале, которые читались открыто, публично. Они считали, что если человек начал соблюдать Божьи заповеди – то он может на каком-то, может быть, этапе заняться кабалой. А когда они видят, что начинают с каббалы -  это их шокирует. Поэтому сама это система распространения каббалистических знаний  - покупаешь билет и идешь, слушаешь лекцию -  это не есть  в  традиции классической формы иудаизма. Связь, конечно, присутствует, но в масонстве было больше   не  имитаций иудейской кабалы, а так называемой древнеегипетской мудрости. Все эти циркули, пирамидки -  это всё бралось из того, как первые масоны представляли себе языческие обряды и символы древнего Египта, и как они по -  своему их расшифровывали.  Т.е. у них была значительно больше, как им казалось, связь с древнеегипетскими тайнами. Но потом на собраниях  масонов появлялись уже представители других религий. Первыми были иудеи, богатые банкиры. Потом начали принимать, скорее всего, ближе к XX веку мусульман. Для них тоже сделали отдельно как бы ложу. В начале XIX века в Индии, «Великая масонская ложа Индии». Она создала организацию «Брахмасамудж». Это неоиндуистская масонская организация для индусов, сторонников синкретизма. И такие движения, как «Гаудия-матх», из которого вышли кришнаиты, или «Рамакришна». Они просто вышли из этой масонской ложи в «Брахмасамудж». На самом деле главное в масонах  - синкретизм, который, в их понимании, должен вмешать и древнеегипетские мистерии,  и  еврейские тайны раскрывать, и тайны Востока, особенно индийский Восток всегда как-то очаровывал. И они продвигали пропаганду неоиндуизма в западных странах по своим масонским связям. Я даже не сомневаюсь, что даже встреча, например, кришнаитов с группой Битлз была организована английскими масонами, чтобы придать вес кришнаитскому движению в самом его начале.

Двоеперстие -  наиболее древнее выражение христианской веры. Символически более древнее и указывало на торжество халкидонского вероучения.  Мы обнаруживаем двоеперстие на древне-латинских изображениях. Все древние римские папы изображаются именно с двоеперстиями. И, естественно, в нашей традиции -  в русской, в греческой. А вот позже появляется трехперстие.

Трехперстие -  это антилатинский знак. Потому что когда начались споры по поводу филиокве, чтоб подчеркнуть торжество православного понимания вопроса об исхождении Духа Святаго только от Отца, а не от Сына. Как учили латиняне, трехперстие было вызвано антилатинскими причинами. Не знаю, знаете ли вы о греко - католике, который крестится тремя перстами так же, как и мы. Эти знаки, через перстосложения,    являлись заповедными знаками. В 1971 году, мы об этом говорили неоднократно, прошел Собор русской православной Церкви Московского патриархата. Настоящий Поместный Собор. На этом Соборе было объявлено, что обряды равноспасительны и равночестны, т.е. крестится человек тремя перстами или двумя перстами -  это все равно.

Книга Еноха известная. На неё есть ссылка в послании апостола Иуды в Новом завете. И существует несколько изводов этой книги, несколько версий. Есть эфиопская версия, есть древнеславянская и есть иудейская версия, но она очень поздняя. Это такая средневековая подделка. Когда в середине XX  века начинаются кумранские раскопки -  там обнаруживают книгу Еноха периода существования сельской общины, т.е. время до Рождества Христова. Вот она совпадает совершенно четко с эфиопской версией и с древнеславянской версией. Но она не совпадает с иудейской подделкой под книгу Еноха. Я видел издание этой книги, которое было выпущено в Иерусалиме иудейскими учебными заведениями. И они всегда вставляли древнеславянский текст в примечания.  Он же для них представляет огромнейший интерес, потому что ни на латыни, ни на греческом ничего такого не сохранилось. Это совершенно адекватно именно кумранскому списку этой таинственной книги.

Владимир Носов: - Батюшка, а правда, что говорят - при переводе  текст кумранских рукописей совпадает с нынешним практически на 98%?

О.Олег Стеняев: - Если говорить о тестах Библии, то кумранские тексты наиболее древние еврейские тексты. Все ученые в мире это давно уже признали. Собственно говоря, иудеи поэтому побаиваются этих кумранских текстов. Хотя относятся к ним с глубочайшим уважением. И есть музей Книги в Иерусалиме, где всё это трепетно оберегается. Но иудаизм в своё время провозгласил масору как единственный список Библии её в Ветхозаветном изводе.  А когда кумранские рукописи стали доступны для христиан -  христиане это поставили на вид евреям.   Они сказали: смотрите, у нас более точно сохраняется текст, чем у вас. Потому что расхождений между кумранскими древнейшими текстами и масорой значительно больше. К тому же, это просто детали, связанные с переводом с одного языка на другой. А славянский текст  - это вообще не перевод, это церковно-славянский текст Библии, я часто об этом говорю. Кирилл и Мефодий никаких переводов не делали, они делали подстрочник. Поэтому то, что мы можем читать на церковно-славянском Библию, понимать ее -  это великое наше преимущество перед теми, которые не могут иметь доступа к древним еврейским спискам.

Телефонный звонок: - Здравствуйте, наш дорогой батюшка и ведущий Владимир! Это звонит раба Божья Марина из Саратова. Хочу поздравить вас батюшка, ведущих, всех радиослушателей с Рождественским постом, с праздником Николая Чудотворца и с наступающим Новым Годом. Хочу задать вопрос.  Вот,  написано у  Луки, гл. 12,  стихи 52-53. "Враги человеку домашние его". Как ужиться с домашними врагами, чтоб они тебя не съели? Это первый вопрос. Второй вопрос. Когда мы падаем, как нам подняться, чтоб не упасть дальше, чтоб не разбиться? И прошу ваших молитв обо мне, грешной. Спаси, Господи.

О.Олег Стеняев: - Действительно, в Евангелии мы находим некую констатацию: «И враги человеку домашние его». Это не означает, что Евангелие призывает нас к каким-то враждебным, партизанским действиям против наших домашних, на кухне или в коридоре, в спальне или где-то ещё. Конечно же, нет. Более того, в Новом завете сказано:  « Кто о своих, особенно о домашних, не печется -  тот отрекся от веры  и   хуже неверного» . Это послание к Тимофею святого апостола Павла. Надо понять, что врагами домашние оказываются тогда, когда меч обоюдоострый, слово Божие, разделяет их. Что значит обоюдоострый? Это Ветхий и Новый завет, он отделяет верующих от неверующих.

Например, когда семья возникает, то обычно все члены этой семьи с самого начала неверующие, а потом кто-то уверовал, а кто-то не пошел за ним. И в этой ситуации меч отделяет одних от других. Происходит размежевание. Апостол Павел в 1-м послании к Коринфянам 7-12 писал: "Если какой брат имеет жену неверующую, и она согласна жить с ним, то он не должен оставлять её". Т.е. да, размежевание произошло, но по религиозным мотивам. Например, жена неверующая   не хочет расходиться с мужем  верующим.  Хотя у них есть   недопонимания. Значит, он не имеет права расходиться с ней. Такой союз он не считает блудным, но освященным через верующего мужа. В том же послании к Коринфянам 1-ое, 7-14 сказано: " Ибо жена неверующая освящается мужем верующим. Иначе дети ваши были бы нечестивы, а теперь святы".  Собственно говоря, блудом считается союз мужчины и женщины, когда, на момент соединения они оба были верующими, но не захотели почему-то церковно оформить свои отношения. Или когда верующий вступает в брак с неверующей, т.е. он знает, что она неверующая, а он идет на эти отношения, что, конечно не правильно. Но если на момент вступления в брак они оба были неверующие, а потом один из них уверовал - ему нет никакого смысла разводиться.

И вопрос о падении. Я часто вспоминаю этот текст из Писания, там сказано: "Праведник семь раз падает, семь раз поднимается" .  Вспоминаю я, однажды у духовника, отца Дмитрия Дудко, Царство ему Небесное, спросил: а в каком смысле он праведник, если он всё время падает, семь раз падает -  семь раз поднимается? И он сказал: если упав, ты испытываешь желание подняться сразу -  это свидетельствует о том, что ты жив для исповеди, для покаяния. А если ты жив для исповеди и покаяния -  ты жив для спасения. А если упав, человек не хочет подниматься -  это страшная ситуация. Некая возникает безнадежность, когда, совершив какую-то ошибку -  человек уже не хочет её исправлять.

Телефонный звонок: - Добрый вечер! У меня вопрос по Ветхому завету по книге Исход 13 глава, 18 стих. Там говорится, что Моисей вывел к Черному морю. Я никак не могу нигде найти, где это Черное море, и что имеется в виду. Второй вопрос по Евангелию от Марка. Там говорится, когда Спаситель удалился в пустыне, находился с дикими зверями, и ангелы служили ему. Вот у меня тоже недоумение, а как могли ангелы ему служить? Спасибо.

О.Олег Стеняев: - Во-первых, в Египте есть Черное море, все об этом знают. Черное море  - это Красное море. А куда ж мы тогда летали, когда нам разрешили туда летать? Мы все летали к Черному морю,  т.е. к Красному морю. Это и Хургада, и Шарм-эль-Шейх. Я часто туда летал, потому что для диабетиков это море особенно полезно, потому что содержит компоненты, которые лечат нервную систему рук и  ног. Для диабетиков это очень важно.

Владимир Носов: -  Вы на Синай поднимались тоже, батюшка.

О.Олег Стеняев: - Да и на Синай ездил. Это, где монастырь святой Екатерины. Если говорить о служении ангелов -  ангелы всё время в той или иной степени сопровождали Господа. Об этом очень четко говорит апостол Павел. В его послании есть такой текст: "Беспрекословное великое благочестие тайн, Бог явился во плоти, поэтому в народе показал Себя ангелом". В каком смысле воплощенный Бог показался ангелом? Имеется в виду, что до Богова воплощения, ангелы не могли созерцать Бога. Потому что ангелы закрывали свои лики и только восклицали: свят, свят, свят и порхали перед величием Божьим. А в Иисусе Христе они созерцали Божество. Как Его однажды спросили: покажи нам Отца и будет для нас довольно. Они Его попросили об этом. А он им сказал, сколько я с вами вы не знаете, видевший меня, видел и отца. Таким образом, не только человеки научались постижению Божества в Иисусе Христе, но и ангелы. Поэтому и сказано: проповедуя в народе, показал себя ангелом. Конечно же, ангелы заботились о Христе и в пустыне, когда Он находился, и на Голгофе. В русской традиции на изображение распятия Христос не провисает на кресте. Вот русская традиция. У него руки абсолютно прямо расходятся. В иконографии древнерусской видно, как ангелы поддерживают Его, не прикасаясь к Нему. Они как бы заботу о Нем проявляют. Ангелы и нас окружают в нашей жизни, когда человек оказывается в пустыне, в тюремном заключении или в пустыне тяжелого недуга. Кто же о нас заботится, если не ангелы? Если родные и близкие, то ангелы им помогают. Мир вообще наполнен ангельскими существами. В Ветхом завете есть такой пример, когда один слуга будущего пророка удивлялся, почему пророк чувствует себя совершенно спокойно в осажденным городе. Пророк ему говорит, ты посмотри на небо. Тот посмотрел -  а там ангелы бесчисленное множество. Христос об этом говорит иногда. Например, Он сказал: неужели вы думаете, Я не могу умолить Отца, и Он не пошлет Мне легионы ангелов? Конечно, послал бы. Но Христос добровольно шел на Свои страдания. Поэтому участие небожителей ангелов в домостроительстве спасения во Христе и с Христом -  это реальность, которая иногда приоткрывается для нас, в том числе -  и в том тексте, который вы назвали, Евангелие от Марка.

 Владимир Носов: - Батюшка, как наладить отношения со своим ангелом- хранителем?

О.Олег Стеняев: - Во-первых, не надо забывать читать молитву ангелу хранителю. Потом, есть такой благочестивый православный обычай: в понедельник читать молитвы и  канон ангелу -  хранителю. Потому что понедельник считается днем, который посвящен ангелам. Сейчас уже вечер, т.е. начался богослужебный понедельник. Сегодня вечером можете сразу после радиопередачи читать канон Бесплотным силам. Это будет ваше особое молитвенное обращение к ним. Потом один старец меня наставлял, когда он говорил: когда ты читаешь молитву ангелу хранителю, ты немножко посматривай вправо от себя. Я спросил: а почему? Потому, что ангел всегда справа от человека. Смотришь на молитвенник, на икону, но имей в виду, что он справа и от него всегда легкое тепло исходит и внутренний свет. А слева  - это бесенок, он мешает нам молиться, заставляет нас зевать на вечерней молитве и т.д.

Телефонный звонок: - Батюшка, здравствуйте! Я хотела спросить, кто для нас Адам и Ева? Потому что настолько их мало вспоминают! После Рождества - особенно, но когда вспоминаешь,  какие они были  прекрасные, читая книгу Бытия -  то хочется о них вспоминать чаще. Потому ли это, что они после своего падения потеряли благодать помогать своим потомкам? Есть такое мнение, я не знаю, справедливо оно или нет, что вместо Адама и Евы у нас Спаситель и  Богоматерь, т.е. мы молимся  им, как родителям. Можно про это? И ещё, почему например, в Польше называют Ева, а у нас не называют? С чем это связано?

О.Олег Стеняев: - Адам и Ева - это наши прародители. И Божья заповедь «Почитай отца и мать и будешь долголетен  на земле» -  она относится к почитанию наших прародителей, т.е. непосредственно Адама и Евы, наряду с нашими родителями, собственного отца и собственную матерь тоже забывать нельзя. На самом деле об Адаме и Еве написано столько, что я даже не берусь предположить, какой это объем информации о наших прародителях. Потому что та информация, которая обнаруживается во 2-ой главе книги Бытия, в 3-ей главе книги Бытия и в начале  4-ой четвертой - всё это так прокомментировано, что трудно даже вспомнить, сколько вообще авторов касались этой темы. Тема изучена и очень серьезно духоносными людьми, которые имели какие-то озарения от Бога. Адам - это первый человек. Собственно говоря, еврейское слово « адам» -  это означает человек в собирательном смысле. Когда мы читаем Библию, предположим, на еврейском языке, там слово адам, даже в первых главах Бытия иногда встречается не в смысле адам -  как имя первого мужчины, а адам -  как собирательный образ всего человечества. Когда книга   Бытия показывает необратимые процессы после грехопадения прародителя, как  они начались в жизни всего рода человеческого. Наша праматерь Ева -  это источник жизни. Ведь само имя Ева означает животворящая. Ева по-еврейски Хава, от слова хая  - жизнь. Поэтому правильно перевести Ева как животворящая, т.е. она  - тот источник, из которого мы все выходим. Но произошло грехопадение наших прародителей Адама и Евы, и Христос реально представляется в послании апостола Павла, как второй Адам. Когда Павел обыгрывает особенность еврейского библейского текста, что человек это и есть  Адам. Самое это имя означает и в целом человека. Павел пишет: первый человек Адам из праха земного, а второй человек, можно перевести как второй Адам  - это человек с неба, т.е. Адам с неба – это  Господь наш Иисус Христос. Дева Мария действительно в молитвенных текстах иногда называется вторая Ева. Имеется в виду, что если через первую Еву грех вошел в мир, то через послушание, покорность воле Бога второй Евы  - Девы Марии грех как бы исчезает из этого мира. Потом мы помним, что там было древо познания и зла, а противоположность этому древу, это древо голгофское, на котором преступление, связанное с древом познания добра и зла, было очищено. Потом в православной традиции Христос был распят на том самом месте, где была похоронена голова Адама, первого человека. Эта гора называлась Голгофа. Что значит  Голгофа?  Это гора черепа, вот что это означает. Есть предание, его озвучивал Василий Великий в свое время. Когда первый человек умер, то люди не знали, что с ним делать. Они просто положили Адама торжественно на горе. А солнце светило, через несколько времени кожа стала сползать у него со лба, началось разложение. И они тогда его зарыли в землю на этом месте, а это место стали называть «гора черепа». И когда Христа распинали, к тому моменту это был участок земли недалеко от стены Иерусалима, защитной стены города Иерусалима. Они казнь совершали за  городом. И когда они копали ямы для крестов,  и  троих распинали. Вот как раз в той яме, которую они выкопали для креста Господня, они там нашли череп. Они положили его рядом, когда крест установят, они будут укреплять его, землей присыпать и череп этот вдавили в подножье креста, чтоб более устойчиво крест стоял.  Обычно камни всякие  ставят, чтоб было более устойчиво. И кровь Христа реально капала, опять же в соответствии с православной традицией, которая отражена в иконографии, на череп реального Адама. И уже если кто и прощен, так это праотец наш Адам. Конечно, Адам и Ева  - они вплоть едина, кость от кости, плоть от плоти, как сам Адам говорил. Это было искупление и праотца Адама, и искупление праматери Евы. Для нас эти имена имеют огромное значение. Мы должны с благоговением произносить эти имена. Почему в нашей традиции не принято давать новорожденным  девочкам это имя Ева? Может быть это связано с тем, что все считают, что Ева слишком любопытная была. Ева со змеем разговаривала. вот через неё такое, такое-то произошло. а если девочке дать такое имя, как её потом замуж выдать? Все будут вспоминать судьбу Адама. Может быть такое объяснение.  На иконах их изображают с нимбами: и праматерь Еву, и праотца Адама. Если вы посмотрите родословие Иисуса Христа в Евангелии от Луки, то оно восходит к Адаму, это родословие.

Владимир Носов: - Хотел бы констатировать, что в последнее время среди знакомых часто встречаю, что своих любимых дочек называют Ева. Интересно, особенно при переводе означает жизнь.

О.Олег Стеняев: - Животворящая, жизнь дающая, я бы так перевел.

Телефонный звонок: - Добрый вечер, батюшка Олег! Добрый вечер, помощнику вашему и всем в студии желаю крепкого здоровья, духовного и телесного. Александр вас беспокоит. Батюшка Олег, скажите, пожалуйста. Вот понятно, что такое добро, что такое зло. Но сейчас столько всего перепутано в жизни! А я для себя считаю, что самое страшное -  это равнодушие и безразличие людей. Не столько зло страшно, сколько равнодушие, безразличие. Повсеместно это везде, люди не обращают друг на друга внимание, как раньше было, тем более -  в старые времена, когда были совсем простые люди. Они более сердечные были. У меня такая история. У меня друг есть, очень больной. Он живет сейчас один, потому что у него мама умерла. Вот у него брат родной. Брат приносит ему таблетки. Сегодня звонит мне мой друг Паша и говорит: Саш, ты знаешь -  он чуть не плачет -  брат хочет отдать меня в дом инвалидов, потому что я ему надоел, мы с ним никак не сходимся. Я ему говорю: Паша, ты возьми себя в руки, во- первых, у тебя имя такое - Павел, как апостол Павел и не думай об этом, потому что мы с женой тебя возьмем к себе. И для нас это будет не наказание, а благо. Просто, что ты с нами будешь жить и чтоб ты дольше жил с нами, и не обращай ни на кого внимания. Прав ли я, батюшка Олег, или нет?

О.Олег Стеняев: - Если вы реально хотите поддержать человека в его сомнениях, то ничего плохого в этом нет и быть не может. Тем более, что это реальное ваше намерение протянуть руку помощи человеку, если он оказался в такой беде одиночества. Действительно, в современном мире очень много разобщенности. Мы не можем вспоминать дореволюционную Россию, мы просто не помним. Но мы помним советскую Россию, когда у нас было коллективистское восприятие жизни. А почему революция смогла произойти в России? Ведь с точки зрения классиков марксизма, революция в России вообще была невозможна. Маркс считал, что так,  как пролетариат неразвит в России, то скорее революция произойдет в Германии или в США. А у наших предков всегда было коллективистское восприятие, то, что на церковном языке называется соборное мироощущение. И действительно Христос нас не учил молиться: Отче мой. Он учил нас молиться:  Отче наш, чтобы мы чувствовали даже в интимной жизни, как индивидуальная молитва предполагает ответственность друг за друга. Или, например, когда мы читаем молитву после еды, мы опять же во множественном числе произносим эти слова: Благодарим тя, Христе Боже наш, яко насытил нас. Имею в виду, что если человек один за столом, он имеет в виду, что кто-то ещё сейчас поел из православных. Он благодарит Бога вообще за дар пищи, за то, что Господь нам её посылает во благовременье. Буржуазная революция 1991 года сделала нас всех эгоистами, потому что она не учитывала соборное мировосприятие. Большевики учитывали, кстати, соборное мировосприятие с самого начала.  Ещё в XIX веке они ставку делали на сельскую, деревенскую общину. И было движение народников, они посылали людей в народ, те говорили: вот община, это коммуна, и т.д. А экспериментаторы, которые с президентом Ельциным появились у нас, были сторонники буржуазной модели построения светлого будущего. Буржуазная модель отличается от того, что нам ближе, именно в такой индивидуализации жизни. Потому что буржуазное мировосприятие -  это философия эгоиста, в которой замкнуты свои личные интересы, т.е. конкуренция превыше всего. Все против всех и каждый за себя. А это не очень приживается в России. Потому что у нас соборное мировосприятие. И в некотором смысле коммуна была нашим предкам ближе. Там идея колхоза как общей собственности. Потому что все читали книгу «Деяния святых апостолов», там прямо сказано, что когда была первая христианская община, у них всё было общее. Общее  - это коммуния. И каждый ничего не называл своим. У них был полный отказ от частной собственности. Они сносили всё к ногам апостолов и разделяли каждому по потребности, у кого какая была потребность. Конечно, есть церковные источники, которые говорят, что  на этом как раз иерусалимская община рухнула, пострадала. Мы читаем во втором послании к Коринфянам апостола Павла,  как он предлагает собирать для них гуманитарную помощь, умоляет, буквально. Действительно, мы не видим, чтоб было прямое указание Христа создавать такую коммуну, колхоз. Но в этом тоже была реальность в начале христианской соборности. Разобщенность сейчас очень великая. Люди чувствуют себя одинокими, даже если они пока живут с родными и близкими. В семье человек может чувствовать себя одиноким и никому не нужным. Такая ситуация более трагическая, чем нежели человек реально живет один.

Владимир Носов: - Даже термин такой появился: "Одиночество в большом городе".

О.Олег Стеняев: - Да, одиночество в большом городе -  это беда. Я бы назвал: асфальтовая болезнь демократического либерализма.

Владимир Носов: - Батюшка, наверняка в этой ситуации великое благословение для всего дома, если случай,  как с Александром. Он примет в свой дом своего друга, поможет ему.

О.Олег Стеняев: - Здесь надо взвесить всё за и против. Мы иногда хотим очень много чего сделать, но хватит ли у нас сил? Как в Писании сказано: если ты хочешь построить башню, ты сядь и посчитай, хватит ли у тебя средств. Потому что в некоторых случаях лучше не начинать какое-то действие или движение, а оставить всё как есть. Чем нежели начать и не  довести до конца. Например, принять человека в дом, потом прогнать его из дома. А куда он пойдет, если сейчас он где-то живет, а потом где он окажется? Такие ситуации тоже могут быть. Поэтому, я думаю, наш брат Александр и задал вопрос, потому что он хочет разобраться в ситуации. Понять, насколько это правильно или не правильно. В таких случаях человек не может принимать решение индивидуально, особенно, если он человек семейный. Он должен держать совет с супругой и детьми своими, которые являются прямыми наследниками. А вот как они к этому отнесутся? Другое дело -  когда человек очень богатый, обеспеченный, а почему бы ему не позаботиться о людях, которые оказались в тяжелой ситуации? Кому-то квартиру купить, кому-то разрешить жить у себя на даче в качестве охранника этой дачи. Это тоже будет акт благотворения.

Телефонный звонок: - Добрый вечер! Меня интересует в Евангелии от Луки глава 16, стих 1-12. Там у одного правителя был приятель,  который....

О.Олег Стеняев: - «Приобретайте себе друзей богатством неправедным». Я понял ваш вопрос. Богатство неправедное, как учат святые отцы -  всё, что мы имеем в этой жизни. Правитель  -  Бог, а распорядитель у Правителя  - это человек, которому Бог поручил землю, заботу о ней, которую он, Господь, и создал. Богатство неправедное  - это всё, что мы имеем в этой жизни. Потому что, рождаясь в эту жизнь, человек ничего не оплатил, ничего не сделал своей собственностью. Мы не оплатили возможность видеть, слышать, осязать, обонять и т.д. Все нам дается, это некая данность. В славяно-русской традиции это называется благодать. На библейском языке  - хесэт. Хесэт это беспричинная милость. Это когда делается благотворение, которое не предполагает какую-то выгоду. Такое понятие. Есть слово ген, оно тоже означает беспричинная милость. Если мы видим, что у нас в жизни какие-то проблемы, и мы опасаемся за своё будущее, не только здесь, но и в будущем мире, в Царстве Бога -  мы должны заниматься благотворением. Из того, что мы получили как неправедное богатство. Неправедное -  т.е.незаработанное. Мы должны жертвовать, т.е. перепоручать то, что нам Бог поручил -  другим людям. Что когда мы сами оскудеем, т.е. когда мы будет лишены возможности делать добро, нам бы это припомнили. И друзья небесные позаботились бы о нас. Поэтому когда говорится: приобретайте друзей богатством неправедным  - имеются в виду друзья  - ангелы, небожители, которые поддерживают людей, которые, живя на земле,  поддерживают других людей. Т.е. добро всегда возвращается к человеку. Как сказано, что пущенный по водам хлеб всегда возвращается к человеку. Я зачитаю этот текст, это Евангелие от Луки, 16 глава, 9 стих: "И я говорю вам: приобретайте себе друзей богатством неправедным, чтобы они, когда обнищаете, приняли вас в вечные обители". Сразу становится очевидно, что речь идет не о земной жизни, в вечной обители. Какие друзья нас могут принять в вечные обители? Это ангелы, небожители и святые, это те, которые сами занимались благотворением. Вот святитель Николай, память которого мы вспоминаем. Он занимался благотворением, которое было спасительно для людей и в разных смыслах спасительно. Был один мужчина, у которого были три дочери, и он очень обнищал, и он хотел одну из дочерей продать на блуд. И когда он это замыслил, он пошел и поделился этой мыслью на исповеди со священником. Но ему повезло, что священником был Николай Угодник. Тот ночью, чтоб его никто не видел, надел капюшон на голову, подобрался поближе к дому и в открытое окошко бросил мешочек с золотыми монетами. И этого хватило семье, чтобы  целый год существовать безбедно. Через год у них опять возникла такая проблема и опять под Рождество. И опять хотел этот мужчина другую дочку продать на блуд, а ту уже замуж выдал, потому что этих денег хватило и на все расходы, связанные с замужеством. Приданое, что называется. И вот, таким образом, три года в подряд он приходил и жертвовал эти деньги. Но на третий год этот человек решил сидеть в засаде и ждать там, кто же это пойдет. Он хотел понять, кто это такой. И он выбежал из дома, когда эти деньги, мешочек с золотом упали на стол, он догнал этого человека и увидел, что это священник Николай Угодник Божий, т.е. его приходской священнослужитель. И вот такое нравственное действие древнего священнослужителя. Это для нас правило веры, образ кротости, воздержания учителя. А мусульмане не обращаются к нему с молитвой. Там представители других направлений христианства -  тоже нет, конечно. И жития никогда не читали. Но самое интересное заключается в том, что во всем мире дети под Рождество ждут Санта- Клауса. Санта  - это значит святой, Клаус  - это значит Николай, т.е. этот древний святитель, христианский православный во всех отношениях, он такой мощное нравственное воздействие оказал на людей своего времени, что потом, через века и столетия во всем мире его ждут. В мусульманских странах тоже дети ждут Санта Клауса. Это в советское время. Кстати, до революции тоже прямо ждали Святого Николая. А в советское время решили перевирать и предложили нам новый персонаж: Деда Мороза. Что такое дед мороз, дед холод? Давайте тогда летом будем ждать дед теплая погода или дождливый дед. Вот они взяли деда мороза, нам навязали, тем более было от чего отталкиваться. Но в любом случае во всем мире ожидают именно Святого Николая, который принесет подарки, поможет, поддержит, защитит. В русском народе Святого Николая вспоминают так, как не вспоминают в другом никаком народе. У нас есть Никола летний и Никола зимний. Когда нас, священников спрашивают, а почему у греков такого нет? Даже у католиков тоже такого нет, хотя они тоже почитают Святителя Николая. А почему -  то у русских есть. Есть такая легенда, как однажды на русскую землю с неба сошли двое святых, это Касиан, мученик и святитель Никола, архиепископ  Мирликийский. Вот они идут по русской земле и видят: у русского мужика телега застряла в грязи. И святитель Николай говорит мученику Касиану: давай, мы залезем в эту грязь и поможем русскому мужику телегу вытащить. А Касиан посмотрел на свои драгоценные хламиды и  говорит: да нет, я не полезу, мне Христос дал удивительные хламиды, ты уж сам. Но святитель Николай говорит: как знаешь. И залез в самую грязь, помог русскому мужику телегу вытащить. И когда русский мужик поехал, с неба прозвучал приговор божественный, за то, что святитель Николай не побрезговал этой грязи, залез, помог русскому мужику, на Руси его будут праздновать и зимой и летом. А за то, что Касиан этого не сделал, его будут праздновать один раз в четыре года, Високосный год. И Касиану так и не везет, его вспоминают один раз в четыре года. В понимание русских людей со святителем Николаем осуществляют и некую строгость. Строгость в церковно-славянской традиции  - это справедливость. Сейчас это слово имеет немножко другую эмоциональную окраску. Например, слово грозный, Иван III назывался Грозный, Иван IV, он назывался тоже Грозный. Что значит Грозный?  Это значит: справедливый. Не было эмоциональной окраски у этого слова, как сейчас. Справедливость святителя Николая описывается в разных действиях. Когда он спасет невинно осужденного, например. Или когда он наказывает какого-то злодея, преступника суровым образом. Я могу засвидетельствовать, что в моей семье был случай, когда святитель Николай наказал моего прапрадеда. Когда была память летнего Николы, он сказал: я пойду снимать бредни, он ставил бредни в воду.  А моя прапрабабушка говорила: нет, не ходи. А он пошел по известному пути, там вода, не видно было, что под ногами, и он наступил на разбитую бутылку. И этими осколками кверху, донышком вниз, всю ногу распорол. Он вернулся домой, сапог снял  - а там всё в крови было. И в нашем роду особое почитание с тех пор святителя Николая. И бабушка, помню, мне говорила, маленькому: в этот день вообще ничего нельзя делать. Это такой великий святой, строгий. А я сидел маленький и думал: а что я могу не делать? На работу не ходил, в школе не учился, ещё маленький был? Но бабушка говорила тогда мне: ничего плохого не делай -  и хорошо.

Владимир Носов: - Батюшка, кроме всего, ещё множество храмов в России носят имя святителя Николая.

О.Олег Стеняев: - Да, именно строгость -  в смысле справедливость. Помните это всегда.

Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой:

Другие способы платежа:      

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
1 + 10 =
Solve this simple math problem and enter the result. E.g. for 1+3, enter 4.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦКаталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+