Перейти к основному содержанию

11:07 26.05.2019

23.11. 2014 г. Прямой эфир радио «Радонеж». В студии протоиерей Олег Стеняев и Владимир Носов.

12.01.2015 08:09:35

В студии, как обычно по выходным, протоиерей Олег Стеняев и Владимир Носов. Сегодня у нас в гостях преподаватель сектоведения из Николо-Перервинской семинарии Андрей Иванович Солодков.

-Недавно в Москве прошел Первый Православный марафон, посвященный 700-летию преп. Сергия Радонежского. Сколько людей участвовало в нем?

 - Количество участников марафона «Сорок сороков» - первого православного марафона, состоявшего в музее-заповеднике «Коломенское» превышало 600 человек, это уникальное по своему масштабу и просто новое событие. Люди приехали из разных городов, семьями. После молебна, который совершил благочинный Даниловского благочиния о.Олег Воробьев, все участники марафона согласились поддержать своим забегом строительство храма преп. Сергия Радонежского на Ходынском поле, который уже долгие годы встречает препоны на пути своего строительства. Мы помним, как вы, батюшка, поддерживали это благое начинание в том году, многие ставили тогда свои подписи за строительство храма. Всего было несколько забегов: 6, 12, 21км и сам марафон 42 км 195м. Но самой трогательной дистанцией была километровая,  на которой бежали детишки. Чисто символический забег совершил настоятель общины Ходынского поля – о.Василий Бексей, в окружении детей стартовал и каждый участник.

 - Какой возраст участников марафона? От и до?

Дети от 4х лет и до… была такая атлетка Богатова Клара – 81 год, она пробежала вчера 6 км. Самому  возрастному марафонцу, который пробежал 42км, было 75 лет.

 - Скажите, обычно когда люди бегают – они бегают от чего-то или к чему-то? Какая задача ставилась в этой ситуации?

 - Сам марафон носил название «От храма к храму. От души к душе». Символический старт был от храма Вознесения, который является символом Южного округа Москвы, Коломенского, и там же марафон финишировал. И весь день был посвящен преп. Сергию, потому что все медали, которые дарились победителям, призерам и просто участникам, были с ликом Преподобного, всем без исключения дарились иконочки преп. Сергия, Евангелия и другая литература.

- Такие мероприятия очень важны для молодых людей. Люди в возрасте подают пример для молодежи, а вот молодые люди сами по себе подвижные, особенно дети…. Иногда мы задаемся вопросом, как удержать детей в наших храмах? Потому что когда ребенку 14-15-16 лет, многие уходят, но с нами остаются дети, которые участвуют в церковных молодежных программах.  Например, когда я учился в семинарии, я делал опрос на разных потоках, кто и кем был в храме до того, как поступил в семинарию. Я выяснил интересную закономерность: не все дети покидают храм, в храме остаются дети-алтарники, дети-чтецы, дети-певчие, т.е. те, которые были как-то задействованы в службе храма. А вот дети, которые никак не были задействованы -  они просто ушли в мир, потому что не могли оставаться бездеятельными. И мне кажется, что такие программы, тем более приуроченные к памяти святых, пусть даже это забег – это как раз то, что поможет вдохновить молодых верующих.

 - А как общий дух людей? Получается ведь, что они бегут рядом, и как они реагировали на финише?

 - Я впервые стал свидетелем такого глобального марафонского забега и, честно говоря, я очень растрогался. Увидел большую семью, надо сказать, что большинство – это верующие люди. И когда я награждал всех участников после финиша, я видел сияющие глаза, все целовали медали с изображением преп. Сергия Радонежского, крестились, прикладывалась к иконам, которые мы дарили, все друг другу помогали. Вообще существует спортивная солидарность, братство – это я вчера увидел: более 600 человек  были как одна большая семья.

 - Да, действительно, когда человек, получив святыню, может унести ее домой –у него остается воспоминание о том усилии, которое люди произвели вместе. Это как общий праздник: одновременно и спортивный, и религиозный.

- Я считаю, что это очень важно для той же молодежи, показать, что православная молодежь – это не забитые подростки, а люди, который активно проводят свой досуг.

 - Каждый год я наблюдаю православную молодежь в лагере ассоциации «Витязи», где трудится Андрей Иванович Солодков как миссионер этого лагеря, и во время крестного хода из Витебска в Смоленск на праздник Смоленской Божией Матери. В течение нескольких лет я являюсь проповедником этого хода и замечаю, что когда молодежь в движении, она охотнее принимает участие в религиозных действиях.

 - Расскажите, пожалуйста, о летней программе «Витязей». Возникает ли какая-то общность, когда дети собираются в этот подмосковный лагерь?

 - Конечно, здесь для меня как для миссионера, это такое поле, где не нужно самому ходить и кого-то искать: ты приходишь- и там собирается 170-180 человек, это дети из Болгарии, Сербии, Черногории, Белоруссии, Украины, Крыма. Когда есть такой военно-спортивный лагерь, где дети занимаются и рукопашным боем, это их объединяет. В различных регионах и странах есть секции, здесь они все собираются вместе на  международный сбор, и там у них есть час православия – и для меня как для миссионера, это просто счастье. Дети приходят, слушают с интересом, в конце пишут рефераты, утром у них утренняя молитва, вечером – вечерняя молитва по отрядам. У них отряды называются не просто «первый», «второй», «третий»,  а отряд преп. Сергия, Дмитрия Донского, отряд преп. Серафима Саровского. Конечно же для любого миссионера такие возможности, когда есть какое-то объединяющее начало, будь-то спорт, какие-то единоборства – это такое благостное поле, где нужно трудиться и не чураться. Вот некоторые миссионеры говорят: ну как мы туда пойдем? Может ли миссионер куда-то идти или не идти? Есть еще какие-то такие чудаки, которые говорят о какой-то бесконтактной миссии, но мне кажется это странным: как можно проповедовать через компьютер или только через радио? Это одна из форм, но когда есть возможность прийти и, как сказано в Писании, «от сердца к сердцу» говорить о Христе, о Благой Вести, то это ни в коем случае нельзя упускать. Более того, мы знаем, что после того, как Христос сошел во ад, наверное, нет такого места куда бы миссионер не мог пойти и общаться с людьми.

 - В интернете есть интересная статья санкт-петербургского сектоведа г-на Петанова «Миссионерство без миссии», т.е. когда люди занимаются миссионерством чисто теоретически: проводят какие-то изыскания, полемику с кем-то, сидя у себя в кабинете и ни с кем не встречаясь, даже кого-то обличают, не выяснив претензий к человеку.

 - Да, есть такие «кабинетные миссионеры», но они нарушают принципы церковной икономии, когда начинают писать всякие статьи, я знаю таких людей. Вот сегодня был миссионерский съезд. Ну почему бы, например, не подойти друг к другу и не сказать: «согрешил я, брат против тебя, прости», как сказано в Писании, «пойди и скажи один на один, если послушал – приобрел брата твоего, не послушал – возьми двоих-троих, не послушал двоих-троих – скажи Церкви. Церкви не послушал, да будет он тебе как язычник и мытарь». А у нас получается, что у нас люди иногда выносят все из церковной ограды, а потом начинают разбираться в Церкви. Это не совсем правильно, это нарушение библейской традиции.

 - Я думаю, что всегда был конфликт между практиками и теоретиками.

 - В этом забеге участвовали профессионалы и люди, которые ни разу не принимали участие в забегах. Как соотносится участие профессионалов и людей, которые первый раз в жизни участвуют в таком мероприятии?

  - В марафоне на 42 км победил человек, который принимал участие в марафоне первый раз. Он спортсмен, он бегал на другие дистанции, но именно марафон пробежал первый раз и сразу выиграл. Но здесь идет борьба и битва с самим собой, со своими немощами, т.е. человек заставляет себя, потому что это огромная дистанция.

 -Вы знаете, самое интересное, что в Библии говорится о забегах. Апостол Павел говорит, что «на ристалище бегут многие, но только один прибегает первым». Думаю, что он не использовал бы этот образ в чисто спортивной жизни, если бы это было совершенно бесполезно и бессмысленно.

- Вчера старт был дан колокольным звоном, очень красиво.

 - Да, это, наверное, очень здорово, потому что выстрелы уже надоели всем. А колокольный звон вдохновляет людей.  -Андрей Иванович, вы недавно были в Киргизии, в разных республиках, преимущественно мусульманских, где до сих пор проживает православное население, и мы всегда переживаем за этих людей. Вы ездили туда по приглашению владыки Даниила, расскажите, пожалуйста, как в Киргизии православие сегодня, вчера и что ожидается завтра?

- В Киргизии, в частности, в Бишкеке ситуация непростая, 80% - мусульманское население, 12% - православные, 5-6% - свидетели Иеговы. Это большие цифры для сектантских групп, особенно в мусульманском регионе. Там складывается так, что ислама они немного побаиваются, а на православных нападают, думая, что православные все простят. Там была конференция «Религия и наука». Секулярная идеология – это самая серьезная сектантская идеология, поэтому владыка Даниил собрал эту конференцию, у меня там был доклад «Псевдонаучность теории эволюции», а во второй части был проведен семинар «методика диспута с сектантами», где присутствовали священники, миссионеры из Ташкента, соседней республики Узбекистана. Но если говорить о самой молодежи, то молодежь как везде. Но там особые условия: на фоне мусульманского мира есть некая строгость (я не хочу сейчас продвигать миф, что мусульманство – это строгое, чисто нравственное. Всякое есть в исламе, как и в православии, но, тем не менее, на этом фоне православные больше проповедуют даже своим образом жизни. А молодые люди, исповедующие ислам, в большинстве своем отличаются от наших, московских. Они ведут себя более строго, не позволяют себе вольностей. Потом я обратил внимание на одежду: молодые люди одеты достаточно строго. У меня сложилось впечатление, что у них там жизнь как «хождение по водам». Есть такая притча: католик, православный и протестант сидели в лодке и ловили рыбу, кончилась у них наживка – надо идти копать червячков. Кто пойдет? Протестант в своем порыве вызвался первым пойти, только вышел через борт лодки – и сразу утонул. Пошел католик – пошел, прошел, червяков накопал – дальше сидят рыбачат. Опять кончилась наживка. Православному тоже надо идти – пошел, тоже прошел по воде, накопал червей, обратно вернулся и тут католик говорит: жалко протестанта, зря мы ему не сказали, что там есть отмель. А православный говорит: разве она там есть?

Вот для молодых людей, которые живут там, православие – это хождение по водам. Здесь с одной стороны – это сектантское движение, с другой – исламский мир. Они находятся в этих тисках, и нужно соответствовать не только теоретически, но как говорит свт. Иоанн Златоуст: «православие – это образ жизни», и это там действительно есть.

-Т.е. строгие цензы исламского поведения влияют на православных? Они не могут там вести себя иначе?

- Да. Но нельзя сказать, что мусульмане там прямо настолько мусульмане, есть и в хиджабах девушки, но есть и  без них. Но нет развязности, поэтому православный человек должен соответствовать.

 - Я бы сказал так: мусульмане в исламских республиках и мусульмане, которые приезжают к нам, - это небо и земля. И я видел репортаж по телевизору: в одном ауле рассказывали: ваши ребята в Москве набедокурили, сделали вот это, это и это. А старик-мусульманин говорит, что вы делаете с ними в Москве? Здесь они тихие, спокойные, послушные. А как только в вашу Москву попадают – ведут себя как безумные.

 - Да, такое общественное влияние.

 - Меньшинство православных в Киргизии, наверное, заставляет их жить более сплоченно?

 - Да, это есть. Как везде, есть религиозная или национальная диаспора. Там православные люди держатся семейно, ходят друг к другу в гости, есть общинность.

 - Кто такие адвентисты седьмого дня?

 - Адвентисты седьмого дня – это движение, которое возникло в начале XIX века в США. Основатель этого движения Вильям Миллер, который изучая книгу пророка Даниила, стал утверждать, что пришествие Христово должно состояться в 1843 году. И возникает движение миллеритов или адвентистов (адвентист – это «ожидающий конца света, пришествия Христова»). Но сначала это движение было надконфессиональное, т.е. оно объединяло баптистов, там даже были католики, которые их поддерживали и протестанты других направлений, разные сектанты, но когда наступила дата, и никакого пришествия Христова не произошло -  в этом движении произошло «великое разочарование», они потерпели фиаско. И скорее всего это движение не имело бы продолжения, если не женщина по имени Елена Уайт, которая буквально реанимировала это движение. Она была женой одного из миллеритских  проповедников и стала заявлять, что ей дается видение от Бога. Она начинает публиковать эти видения и становится пророчицей в движении миллеритов, которое позже называется «движением адвентистов седьмого дня». Они празднуют субботний день, но не празднуют воскресный день, говорят, что воскресный день – это языческий праздник, день солнца. Они верят в Святую Троицу, верят в божество Иисуса Христа, но они впитали в себя суеверные предрассудки, что якобы душа человека умирает вместе с его телом. И они учат, что спастись смогут только те люди, которые войдут в их организацию. Адвентисты не оказались единой сектой на территории нашей страны, они разделились на разные группы: есть адвентисты-реформисты, есть адвентисты –щелковцы – это чисто русское явление, был такой А.В.Щелков, который погиб в советских концлагерях, он разработал русский адвентизм. И это движение существует  до сих пор, но последнее время темпы его развития снизились. Были коррупционные скандалы, связанные с их американским центром.

 - В поселке Заокском есть их центр. Когда с адвентистами разговариваешь, то они говорят, что не имеют никакого отношения к учению Миллера и ложным пророчествам пришествия Христа, но это не совсем так: нужно указать, что Елена Уайт как раз  утверждала, что Миллер не ошибся.  Просто Христос должен был прийти не сюда в 1843 году, Он вошел туда, в Святилище Небесное. Никто проверить этого не может, часть адептов  отпала от этого движения, а часть все-таки осталась. И тогда начались эти видения, т.н. пророчицы, и она написала несколько книг, где она искажает хронологию реформационного движения.

 - Что интересно, в советское время бурно развивались и адвентисты, и баптисты. Прежде всего -  потому, что имели регистрацию. А те же свидетели Иеговы были гонимы, пятидесятники тоже, и они так сильно не развивались. И вот адвентисты и баптисты воспользовались свободой, которую получили от советской власти, поэтому в этот период времени они и состоялись. А когда «железный занавес» рухнул, и сюда понаехали все другие, они уже не выдержали конкуренции и сдали свои позиции тем же свидетелям Иеговы, пятидесятникам и харизматикам. И сейчас это движение не так заметно на просторах нашей страны.

 - Но продолжают часто обвинять православных, что у нас якобы есть какая-то связь с политической властью, забывая о том, что у баптистов был даже комсомол – у них он назывался «бапсомол».

 А глава баптистской организации назывался «генеральный секретарь Всесоюзного Совета христиан-баптистов».   Когда же генеральных секретарей не стало,  и Советский Союз рухнул, их лидеры стали называться Президентами баптистов Российской Федерации.  Т.е. они шагают в ногу со временем. А апостол Павел учит, что надо поступать иначе: «не сообразуйтесь с веком сим».

 - Я слышала, что мусульмане появляются в больших скоплениях там, где их религия уже утверждена. Не значит ли это, что Москва уже наполовину мусульманская?

 - Проблема ислама связана с тем, что оказавшись вдали от своих традиционных мест обитания, они начинают ассимилироваться.  Я уже сегодня привел пример: когда они оказываются здесь, в Москве, они почему-то ведут себя не как мусульмане. Начинают выпивать, курить, есть свинину, употреблять наркотики, и этот неисламский мир их разлагает. Интересная ситуация была в Египте: когда я ездил туда отдыхать, я беседовал с одним россиянином, который ездил отдыхать в Египет еще в советское время. Он рассказывал: когда в советское время мы ездили в Египет – весь персонал гостиницы в обеденное время шел на молитву. Потом проходит лет пять – уже не весь персонал гостиницы ходит на молитву, но большинство. А уже в наше время –на молитву ходит меньшинство, а большая часть остается на своих рабочих местах, потому что им важнее чаевые от постояльцев отеля. И этот россиянин сказал, что не они нас перевоспитывают, а, наверное, мы на них дурно влияем. Поэтому в исламе всегда очень важно было совершать переселение именно в исламскую страну. И если взять традицию классического ислама – там запрещено переселяться в неисламскую страну, потому что с их точки зрения это осквернение. И когда мне говорят, что есть какая-то экспансия ислама -  есть мусульмане, которые всю жизнь прожили в Москве, есть мусульмане, которые всегда жили в России, я имею ввиду Центральную России, не только Татарстан и Башкирию. Такие люди тем более ассимилированы в наше общество. У меня был и есть друг, с которым мы общаемся с 3 класса, но только в 25 лет я узнал, что он – татарин и мусульманин. Но я никогда даже не мог предположить такого! Т.е. они настолько ассимилировались в наше общество, что уже нераспознаваемы, как говорили раньше – обрусели. А вот те, которые ходят с бородами, у нас тут ведут необычный для ислама образ жизни– то, что в исламской традиции называется «ширк» - запрет. Не думаю, что это долго продлится.

 - Ели ли рыбу до потопа? После потопа Господь разрешил есть мясо, но мы искали в Библии и нигде не нашли, ели ли до потопа рыбу?

 - Да, до потопа ели только растительную пищу. На это есть прямое указание во 2-ой  главе книги Бытия. Ни о рыбе, ни о мясе ничего не говорится, это повеление Бог дает только после потопа, когда они вышли из Ковчега. Бог дает разрешение вкушать мясо, нельзя только его есть с кровью, т.е. нужно сливать кровь. И, скорее всего, разрешение есть рыбу было дано тоже в это время. У святых отцов есть интересное объяснение по этому поводу: они говорят, что вкушение растительной пищи – это то, что Бог дал людям в раю, там было сказано: «от всех деревьев вы будете есть, кроме дерева познания добра и зла». И когда на время поста вы, молодой человек, отказываетесь от рыбы, от мяса, от всего скоромного и начинаете питаться пищей только растительного происхождения, то возвращаетесь как бы во времена рая. Поэтому пост – это не только физиологическое очищение нашего организма, но это как бы возвращение в этот рай сладости. А в церковной традиции во время поста разрешается употребление рыбы в праздничные дни или когда идет не очень строгий пост.

-Как мне засвидетельствовать исцеление от иконы Божией Матери Троеручица (я трижды получала исцеление от этой иконы)? Где принимают свидетельства о чудесах об исцелении от иконы Троеручица?

-Засвидетельствовать исцеление от иконы Троеручица вы можете в любом храме. Подойдите к настоятелю храма, в который вы ходите, расскажите ему, передайте в письменном виде это свидетельство, а настоятель сам примет решение, куда лучше его направить.

- Мне уже 80 с лишним лет, я несколько раз исповедовалась подробно, написав свои грехи за всю жизнь. После исповеди батюшки только спрашивали меня: «Вы искренне каетесь во всех своих грехах?» Я очень переживаю, правильно ли я исповедовалась?

- Я так подозреваю, что вы пошли на т.н. «генеральную исповедь» во время большого праздника, когда очень много народа, и священник чисто физически просто не сможет уделить Вам много времени. Такие подробные исповеди лучше совершать на вечернем богослужении в будний день.

 - Андрей Иванович, у меня к Вам вопрос. Вы беседовали о ведении антисектантской полемики с тамошними священнослужителями, расскажите какие методы Вы используете? Какие советы обычно даете людям? Завтра вы будете участвовать в V Миссионерском съезде, какие советы Вы даете начинающим миссионерам?

 - Противосектантскую деятельность можно вести, только объяснив человеку, чем это может закончиться. Задача православного  - помочь выйти из секты. А для этого необходимо, как говорит свт. Ириней Лионский: «Невозможно лечить людей больных не зная причины их нездоровья,  поэтому некоторые были намного искусней меня, но не могли одолеть ересь Валентина, потому что в точности не знали его учения». Вот такая цитата свт. Иринея говорит о том, чтобы помочь начинающему молодому миссионеру, особенно если он хочет помочь кому-то выйти из секты, нужно поинтересоваться, с благословения священноначалия, чему учит эта секта, что для нее главное. Например, у адвентистов – учение о субботе, у баптистов – крещение, у свидетелей Иеговы – имя Божие. Поэтому когда я провожу семинар «Методика диспута с сектантами», то в первую очередь я  с Писанием в руках указываю на главные их догматические заблуждения. И когда человек с Библией в руках, например, говоря о Предании и Писании, покажет этому сектанту, что оказывается, есть два понимания в Священном Писании о Предании: не только  о предании человеческом, которое отвергает Христос, о котором Он говорит в Евангелии от Марка: «Как вы держитесь предания человеческого, отвергая заповедь Божию». Но есть и апостольское предание, о котором говорит Послание Фессалоникийцам (Фес 2: 15): «Стойте, братия, и держитесь предания, которому вы научены или словом, или посланием». Поэтому когда человек начинает показывать в Писании, что есть не одно понимание, что понимание есть не только понимание этого сектанта, что они все учат на Священном Предании, где сказано: «стойте, братия, держитесь предания, слова и послания»  - часто я задаю сектанту вопрос: вы живете по Библии? Он говорит – да. Тогда я спрашиваю: «А как вы соблюдаете Предание, о котором даже апостол Павел в Первом Послании к Коринфянам (1 Кор 1:2) говорит: «хвалю Вас, братия, что вы держитесь предания так, как я передал вам», а  во 2-м Послании к Фессалоникийцам: «Завещаем же вам, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, удаляться от всякого брата, поступающего бесчинно, а не по преданию, которое приняли от нас( 2 Фес 3,6)». Поэтому начинающим миссионерам я бы посоветовал катехизис Воржанского – очень хороший протестантский катехизис, вашу книгу, о.Олег:  «Школа диспута», из моих – книгу: «Помоги заблудшему» - как правильно вести диспут с сектантами. Т.е. первый и главный завет – это вникнуть в проблему этого человека, в чем он заблудился. Для того, чтобы развязать какой-то узел, нужно его развязывать потихоньку.

- Интересно сегодня на Миссионерском съезде говорил Святейший Патриарх: когда проводите диспут с человеком другой веры, не загоняйте его в безвыходную ситуацию, не одерживайте над ним победу, потому что если вы это сделаете, он уйдет с чувством разочарования и возможного озлобления и никогда не станет православным.

Если вы говорите с рядовым сектантом, вы хорошо подготовились, вы загнали его в логические тупики, вы одолели этого человека чисто рационально, и вы знаете, какой результат? Он ожесточается и вместо того, чтобы принять православную веру – он идет обратно в секту и начинает более глубоко все это изучать. Потому что когда он не может ответить православному миссионеру, он про себя думает – это я такой бестолковый, не могу им ответить, а вот мой пресвитер лучше знает. И он теснее связывается со своим лидером. Поэтому всегда, когда мы проводим беседы, даже диспуты, мы должны дверь оставлять приоткрытой, не загонять человека в тупик, даже какую-то тему не доводить до конца. И это замечание Патриарха, на мой взгляд, очень существенно.

Сейчас я занимаюсь с одной группой бывших харизматиков, они никак не могут адаптироваться в православный мир, потому что их не принимают, им не верят, что они стали православными христианами, их выталкивают из разных инициатив. Наверное, надо проявить любовь и доверие к этим людям, а не выталкивать их из церкви.

- Этим людям, которые хотят сделать эти шаги, для них достаточно просто покаяния или нужно сделать что-то еще?

 -Во-первых, те люди, которые готовятся к присоединению к Православию, проходят подготовку. А когда происходит само присоединение, они дают присягу на кресте и Евангелии, в которой есть такие слова: "что он не по принуждению от единоверных или какие-либо иные утаенные мною вины (присоединяется к Православию), но точию спасения ищай». И эта клятва снимает   ответственность  с миссионера, который присоединяет этого человека.

- Чин присоединения совершает  любой священник?

 -Это может сделать любой священник по благословению правящего архиерея.

 -Я долгое время жила на Западе, у меня там было столько друзей, от которых я получила любовь. И я всегда думала, что Бог есть любовь. А вы в предыдущей передаче сказали «Евросодом», я не знаю, как теперь относиться к этим людям?

- Я думаю, что те люди, которые к вам с любовью относились – это западные христиане, которые придерживаются нравственных и моральных принципов, таких людей мы можем встречать и в Римо-католической церкви, и в лютеранском сообществе, и в англиканском сообществе. В каждом народе есть люди, как сказано в Библии, боящиеся Бога. Если вы общались с такими добрыми, хорошими людьми – то вам очень повезло. Но в целом, если взять официальную политику Евросоюза, давайте вспомним, что когда Римо-Католическая Церковь, а в Западной Европе – это культурообразующая религиозная группа, когда Евросоюз принимал свою Конституцию, то понятие, что Церковь сформировала западную цивилизацию – они исключили из своей Конституции и из всех документов это убрали. И произошло таким образом их отречение на официальном правительственном уровне от ценностей западного христианства. И еще покойный папа Иоанн Павел II говорил, что Западная Европа нуждается в новом крещении, а Бенедикт XVI, который ушел в отставку, прямо заявлял на епископских конференциях: мы – христиане, потеряли Западную Европу. Потому что то,  что сейчас там навязывается как западный стандарт поведения – это защита таких псевдоценностей жизни, когда у родителей отнимают детей только за то, что родители хотят их воспитывать как родители; когда вседозволенность, когда легализуются пороки. Когда изгоняется понятие греха из жизни европейского общества, и то, чего всегда европейские люди стыдились  - объявляется нормой. И это все делается на официальном уровне. И, конечно, очень много христиан есть и в Германии, и в Италии, и во Франции, которые выступают против этого. И если вам повезло общаться с такими нормальными западноевропейскими христианами – слава Богу! Но в целом политика Евросоюза антихристианская: они готовы поддерживать любые сектантские заблуждения, ереси, они охотнее помогут мусульманам, чем поддержат свои, исконно христианские традиции.

 -  Я хотела бы спросить о программе «12 шагов» для зависимых. Как к ней относиться? Потому что священники неоднозначно относятся к этой программе, многие говорят, что это секта. Хотелось бы узнать Ваше мнение.

 - Насколько мне известно, о.Анатолий Берестов выступал против программы «12 шагов», но реально в своей пастырской практике я сталкивался с людьми, которым эта программа помогла. И эти люди реально бросили алкоголь, даже наркотики и при этом они не стали какими-то сектантами, а остались православными христианами. В каждом таком случае надо понять, кто проводит эту программу, имеется ли благословение настоятеля. Потому что под видом реабилитации осуществлять эту программу могут разные люди.

 - Это самое важное. Потому что в программе «12 шагов» есть один пункт: «вы можете принимать Бога так, как вы хотите» - этот пункт настораживает. Если это действительно опытный человек, например, как о. Анатолий Берестов, врач и священник – он может правильно осознать, как может себе представить Бога человек алко- или наркозависимый. Поэтому надо обязательно обращать внимание на  то, кто ведет эту программу.

- Объясните, пожалуйста, притчу: «Богатством своим человек выкупает жизнь свою, а бедный и угрозу не слышит».

 - Здесь имеется в виду, что богатый получает некие блага от Бога, и он благодарит за это. А бедный, который не слышит и угрозы, это когда Бог наказывает человека за жадность бедностью, а он и это наказание не понимает как могущее вразумить его, и остается в некоем ожесточении –это, конечно, плохо.  Т.е. иногда человек при достатке, если он при этом благодарит Бога, он угоден Богу, как сказано «богатый спасается обнищанием», он занимается благотворением. Но иногда бедный настолько ожесточен ударами судьбы, что он не понимает, для чего Господь ему все это послал и впадает в ожесточение, уныние.

 - Книга Исход как раз говорит: «не потворствуй бедному»(23 глава).

 -Да, там имеется в виду, что если судится богатый с бедным, то не всегда надо занимать сторону бедного, потому что иногда бедному Бог посылает эти удары судьбы, а он эти уроки не выучивает.

-Андрей Иванович, я хотел бы задать Вам вопрос: среди молодежи основное распространенное мнение, взятое из неоязычества, что Православие – это навязанная нам религия, Христос – это еврейский бог. Как разбить этот миф, который говорит, что якобы это не наша, а еврейская религия, которую нам навязали, что у нас есть свое?

- Я слышал и другие версии. Например, некоторые неоязычники признают, что Иисус был русским, и говорят так, что город Иерусалим звучит «И-рус-салим»,  было отдельное колено, и из этого колена был Христос, и Он был русским. А другие говорят, что Он был еврей. Но здесь проще людям объяснить, что есть понятия «новый Израиль» и «ветхозаветный Израиль», показать к чему привело язычество - государства российского не было, это были отдельные раздробленные племена. И что сделал «новый Израиль», «новый Иерусалим» - это Церковь Божия, проповедь о которой принесли Кирилл и Мефодий. Разграничить это и, я думаю, что когда с людьми общаешься спокойно, не надо делать это с пеной у рта.  Помните, о.Олег, когда мы делали опрос в 1990м году: какой был аргумент, который бы я вам привел, отвечая, как вы стали православным? Более 1800 человек присоединились за 10 лет, и более 80% ответили, что доброе отношение, когда мы увидели, что нет никакой маски, что их приняли такими, как они есть – вот это было главным аргументом. Поэтому беседуя даже с этими людьми, с неоязычниками, надо понять, что, как говорит Господь Иисус Христос: будьте просты как голуби и мудры как змеи.

- Я думаю, что здесь надо вспомнить слова свт. Иоанна Златоуста: «Мы еретические догматы проклинаем, испепеляем их огнем веры, но самих заблудших мы любим, как немощных братьев, и добрыми делами стараемся их обратить ко Христу».

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦ Каталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+