Перейти к основному содержанию

07:00 26.05.2019

15.12.2014. Прямой эфир радио «Радонеж». На вопросы радиослушателей отвечает архимандрит Мельхиседек (Артюхин).

28.01.2015 14:59:25

           На вопросы радиослушателей отвечает архимандрит Мельхиседек (Артюхин) - настоятель храма святых апостолов Петра и Павла в Ясенево (подворье Оптиной Пустыни) и строящегося храма Покрова Пресвятой Богородицы в Ясенево.

Добрый вечер, дорогие братья и сестры!

Сегодняшнюю беседу я хотел бы посвятить всем нам знакомой теме "Заповеди блаженства", которые мы с Вами слышим каждый раз, когда бываем на Божественной литургии. Которые нам вроде бы понятны, но мы так ещё далеки от того, чтобы ввести их в нашу повседневную жизнь, чтобы это стало ее содержанием. Когда регент стоит в храме, он с помощью камертона может услышать и определить тональность хора, повысил он ее или понизил, дает ему возможность понять, держит он ноту или нет. И вот этот внутренний  настрой на духовную жизнь, как камертон, помогает нам сравнивать наш образ жизни с евангельскими заповедями. Мы помним, что  Священное писание гласит: "Ходил  Енох перед Богом и живым взят на небо". И в светской жизни есть такая пословица: "Все мы под Богом ходим". Мы, христиане, вкладываем глубокий смысл в эту пословицу. Это значит, что мы находимся под оком Любящего, Всевидящего, Справедливого, Доброго и Милосердного Бога. Старец Амвросий Оптинский учил, чтобы человек имел трезвение, чтобы он помнил заповеди и помнил над собой Живого Бога. Старец Амвросий говорил: "Отчего человек бывает плох? Оттого, что забывает, что над ним Бог!". А именно Бог нам даёт ориентир в жизни. Он хочет, чтобы мы были не просто хорошими людьми, не просто хорошими прихожанами, Он хочет, ни много ни мало, чтобы мы были святыми, Он хочет, чтобы мы были Его детьми максимально, насколько это возможно: «Будьте святы, как свят Господь Бог! Будьте милосердны, как милосерд Отец Ваш Небесный». Поэтому заповеди блаженства как раз об этом: о максимальном Богоподобии, о такой жизни христианина,  чтобы она полностью соответствовала образу нашего Господа.

Болящая Раиса: У меня «Молитвослов» издания 2003 года издания, в который включены выдержки из Евангелия. Там есть про мучеников и про святых. Этим я и ограничиваюсь. Само Евангелие я давно уже не читала. Можно ли этим ограничиться?

- Церковь каждый день празднует память того или иного святого - мученика, апостола, пророка, святителя, Христа ради юродивого. Т.е. тот или иной святой обязательно присутствует в богослужении нашей Русской Православной Церкви. Во время Литургии, когда празднуется служба полиелейная и даже иногда славословная, то отдельно ему посвящается и апостольское послание, и Евангельское послание. Это маленькое зачало, т.е. маленький кусочек Священного Писания, которое прочитывается за Божественной литургией. И если Вы в этот день читаете такое зачало, то Вы каждый  день приобщаетесь к памяти того или иного святого и как бы в честь него, послание от него, читаете этот кусочек из Священного Писания, таким образом соединяетесь, молитвенно, с днем памяти этого святого, где подчёркивается его образ жизни. Но Священное Писание независимо от дня памяти того или иного святого, мы должны обязательно читать хотя бы по одной главе из Ветхого Завета, главу из Евангелия и главу из Апостольских посланий. Вот так Оптинские старцы и заповедовали христианам. Это тот духовный минимум, который должен быть у нас. Очень часто я слышу о том, что многие люди говорят: "Мы рабочие люди, нам некогда!". Я им отвечаю: "Тот, кто хочет, тот ищет средства, а кто не хочет, то ищет оправдания!». Встань на час или полчаса пораньше утром и посвяти это время именно своей душе, а не чему-либо иному. Чтение Священного Писания обязательно должно сопровождать всю нашу жизнь. Об этом епископ Игнатий Брянчанинов так и говорит: «Как телу потребно необходимое количество пищи и пития, так и душе потребно необходимое количество молитв и мыслей из Священного Писания. Пища питает наше тело, а молитва и Священное Писание питает нашу душу».

Болящий Сергий из Москвы: Преподобный Симеон Богослов говорит: "Кто не узрит Господа Иисуса Христа в этой жизни, тот не узрит Его и в будущей". Как это понимать?

- У него дальше есть такое продолжение: "То, что не началось в этой жизни - не начнётся и в той, а то, что началось в этой жизни, в той жизни только продолжится". Тот, кто не ведёт церковную жизнь, не участвует в таинствах Церкви -  не сможет увидеть величайшее чудо, которое дано нам Господом: причастие Христовых Тела и Крови, таинство жизни, таинство веры, таинство воскресения. Поэтому помните, когда мы бываем в храме на субботней всенощной, мы всем храмом исповедуем и говорим такие слова - "Воскресение Христово видевше!". Но не я и не Вы, Сергей Павлович, лично воскресение не видели, а как же так? Мы же говорим и поём, и исповедуем «Воскресение Христово видевше»? Дело в том, что мы видим это в своей жизни, глазами веры мы предвидим это воскресение. Мы уверены в  том, что действительно

« Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим в гробех живот даровав». И что интересно, у нас - русских людей праздничный день, когда мы идём в храм, называется «воскресение»! В украинском языке этот день называется «неделя», в английском языке - это sunday - день солнца, в греческом языке - кириаки - день Господень. Мы видим воскресение глазами души! Тот, кто живёт таинствами Церкви, в том Царствие Божие внутри пребывает. Когда мы с вами бываем на Литургии, первый возглас священника - "Благословенно Царство Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков, аминь". Божественная литургия  есть Царствие Божие здесь на земле! Святитель Трифон Туркестанов, насельник Оптиной Пустыни, похороненный на Введенском Немецком кладбище в Измайлово, говорил: "Дети, любите храм Божий! Храм Божий - небо на земле! Царствие Божие внутри Вас есть!". Во время Литургии небо сходит на землю, Христос невидимо предстоит рядом с нами в храме и во время исповеди, а во время святого причастия со страхом Божиим, верою и любовию приступайте к Чаше жизни и бессмертия!

-Мы знаем, что для человека самое главное в жизни знать волю Божию и исполнять её, но при этом  нам дана свободная воля для того, чтобы мы выбирали между добром и злом и сами себе прокладывали путь. Если человек не доверяет себе в этом выборе, можно ли просить Господа Бога, чтобы Он забрал эту свободную волю и Сам направлял меня по тому пути, который Ему нужен?

-Какая же ты хитрая! За тебя никто обедать не будет, и жить никто за тебя не будет! В этом-то и ценность, что человек  добро творит  добровольно! Мы, что, должны быть запрограммированными компьютерами? Утром встал и говоришь: "Доброе утро, чем я могу быть Вам полезен?». А кто подарки будет получать за добрые дела? Компьютер, что ли? Нет, это милость Божия, что у нас есть свободная воля. Вопрос в другом - как же понять эту Божию волю? Нам Господом дарована вера, у нас уже нет проблемы выбора между верой и неверием. Но когда мы уже на этом корабле веры, который нас несёт по волнам житейского моря к тихой пристани, именуемой Царствие Божие, самое главное, по своей дурости, по своим грехам с этого корабля не соскочить. А уж как в нём плыть - на верхней палубе или на нижней, может, даже в трюме, кому как хочется, у кого насколько веры хватает. Главное - доплыть! Господь нас даже из трюма достаёт и призывает: "Посмотри вокруг, как прекрасен мир - какое красивое море, какие красивые острова!». Так и человек, если хочет подвизаться, то он старается жить по заповедям, он тогда имеет в своей жизни благословение и помощь Божию. Как оптинские старцы говорили: "Человек, который делает доброе дело только по долгу, получает от Бога помощь, а тот, кто делает доброе дело по любви, получает от Бога благословение и утешение!». Выбор как раз за вами. Старец Паисий говорил: "Делай, что должно, по силам твоим и ещё чуть-чуть". Вот за это «чуть-чуть» человек сподобляется особой благодати Господней. Иоанн Златоуст говорит: "Ты не просто подай милостыню человеку, ты сделай это с радушием и улыбнись, подавая". Не ты благодетельствуешь, когда подаёшь, а этот человек даёт тебе шанс быть облагодетельствованным от Бога. Вот именно это и делает нас сынами Божьими. Давайте вспомним слова Божественного Писания, Господь говорит: "Имею власть душу Мою отдать и душу Мою принять, но Я жизнь Мою отдаю, и за то любит меня Отец Мой Небесный". Помните последние слова Христа перед распятием: "Господи,  да минует Меня чаша сия". Господь показал этим своё человеческое произволение, но вдруг ставится огромная запятая: но не Моя воля, да Твоя да будет! Христос соглашается принять от Бога Отца всё! И вот это наше произволение и делает нас людьми. Кто-то из мудрых людей сказал: " Если ты чувствуешь боль - ты живой, а если ты чувствуешь боль чужую - ты человек".

 -Десять лет назад, я тогда ещё не была воцерковлённым человеком, зашла в храме в лавку, был лютый мороз, я была в брюках, мне навстречу -  монах. Как он только меня не обзывал! На это я его спросила: "А как же любовь к ближним?!". Он повернулся и резко ушёл. Второй раз я хотела собороваться. Я тогда ещё не знала, как и когда и сколько раз в год нужно собороваться. Меня с кем-то перепутали и спросили: "Вы уже соборовались?". Я сказала: "Да". - "Куда же вы тогда лезете?" - сказали мне. Третий раз на литургии передо мной два прихожанина стояли, и один что-то  сказал другому, тогда священник повернулся и как начал орать на них: "Вон отсюда!". Где же любовь к людям? Я в этот храм больше не хожу. Я понимаю, священники молодые и очень горячие. Но зачем же так?! Это, батюшка, Ваш храм Петра и Павла в Ясенево. Я Вас лично, батюшка, очень уважаю, много слышала о Вас и слушаю Ваши проповеди. Простите Христа ради меня!

- Во-первых, это было десять лет назад. Тогда действительно у нас были молодые священники, и я даже понял, о ком идёт речь. Понимаете, как в поликлинике попасть вместо педиатра к травматологу. Вы сразу неудачно попали на травматолога. Я этого батюшку не оправдываю, но просто в этот момент именно  у  Вас так сложились обстоятельства, что Вам  было неполезно такое столкновение. А кому-то такие встряски помогают прийти в себя. Вот приходит, например, женщина на исповедь и говорит: "Мы живём с ним гражданским браком и вот там то-то и то-то". А батюшка говорит: "Стоп! Давайте начнём с того, что такое гражданский брак? Он у Вас зарегистрирован в ЗАГСе?». Женщина отвечает: "Нет". – «А какой же это гражданский брак?». Тут начинаются споры, и так далее. Многие люди не понимают, что гражданский брак - это просто-напросто блуд. И вот порой резкое слово батюшки, бывает, отрезвляет человека. Ну, да ладно всё, что с Вами было - это было десять лет назад. Сейчас у нас в храме молодых священников нет. Средний возраст батюшек - пятьдесят лет. Кстати, мне однажды сказали: "Пятьдесят лет - тоже хороший возраст, но об этом узнаёшь только в семьдесят". То, что Вы мне сейчас рассказали, я обязательно приму к сведению и пообщаюсь со своими братьями и сёстрами, которые работают у нас в храме.

Относительно соборования, раньше соборование было только перед смертью. Старец Амвросий Оптинский говорил, что собороваться нужно чаще (не только перед смертью), лучше всего Великим постом. Или когда у человека сильная болезнь, или намечается операция. Отец Иоанн Крестьянкин говорил: "Читайте творения оптинских старцев, в них вы найдете ответы на все свои недоуменные вопросы духовной и бытовой жизни". Но оптинские старцы советовали нам собороваться один раз в год Великим постом. Церковь - это не собор святых ангелов, а это общество больных людей, которые возжелали здравия души и тела. Есть такая восточная поговорка: "Каждая овца будет подвешена за свою ногу". Каждый ответит за свои поступки. Всё равно в Церкви есть много хороших людей.  Желаю Вам всех благ.

 - Я воцерковилась уже в сознательном возрасте, когда тяжко заболела. Господь мне помог, и у меня был восторженный период в течение десяти лет. Я прочла Новый Завет за один день. Мне говорили: "Как? Ты с ума сошла!". Но я не сошла. Я уже двадцать лет в Церкви, и сейчас мне стало читать трудно даже самое короткое Евангелие от Марка. Спустя десять лет у меня начали появляться такие скорби! У меня начали умирать близкие люди. Я стала тяжело болеть, у меня больное сердце.  У меня пропала молитва. У меня разочарование во всём. Вокруг люди равнодушные, холодные, не любят друг друга. Мне кажется, что я стала хуже, чем раньше. Что мне делать, батюшка?

- Вы говорите, что спустя десять лет у Вас начали появляться скорби, начали умирать близкие мне люди, Вы стали тяжело болеть. А разве христианство обещает нам телесное бессмертие? У Вас сам подход к христианской жизни был иллюзорный, христианство не об этом. Это не бюро добрых услуг, это не соцслужба, где раздаётся гуманитарная помощь и лекарства. Христос пришёл даровать нам нечто большее, чем телесное благополучие, Он пришел даровать нам бессмертие души. А представьте себе христиан первых времён, они даже смерть за Христа претерпели. Рим кричал им: "Христиан  - ко львам!". Судя по Вашей логике, они должны были сказать так: "Что же это получается? Я неделю всего веровал, а меня  - ко львам? Что же это за вера такая?». Да, наша жизнь - она такая. Христианство не избавляет нас от безработицы, от старости, не гарантирует нам никакого жизненного успеха, наоборот, Христос говорит: "Всякий верующий в Меня пусть отвержется себя и возьмет свой крест, и последует за Мною". А некоторые думают, что в Церкви раздаётся мёд ложками и земное счастье. Да нет, такого не бывает, нельзя жить одними эмоциями, нужно серьёзнее подходить к христианству, к Евангелию. Апостол Павел говорит: "Царство Божие - это не пища или питие, но праведность и мир, и радость во Святом Духе". Добра в жизни всё равно больше, чем зла. Просто зло наглее и организованнее. Вот это и показал киевский Майдан. Почему нет мира в душе и в жизни? Потому что нет праведности. А праведности никто не ищет. Все ищут внешнего благополучия. Никто не плачет о том, что у него невнимательное правило. Никто не плачет о том, что он бездарно порой тратит своё время, что у человека нет искренности, правдивости, доброжелательности, чистосердечия, благодарности! Все плачут, что у них болят зубы, что у них высокое артериальное давление, что у них нет индексации пенсии, что сапоги, в конце концов, разваливаются. Вот о чём сейчас плачет человек! Какая же это духовная жизнь?! Апостол Павел говорит: "Не обманывайтесь - что посеет человек, то и пожнёт. Сеющий в плоть свою, от плоти пожнёт тление. Сеющий в дух, от духа пожнёт жизнь вечную". Нам  Господь каждый день даёт 24 таланта. Много ли мы ему возвращаем? 10-15 минут утром и вечером, читая правило, а всё остальное суета сует и томление духа. Отсюда и иллюзии, в которых Вы пребывали десять лет. Феофан Затворник про это говорит: "Это была призывающая благодать". Вы были как у Христа за пазухой. Но теперь надо приходить в себя. Почему мы готовы первую половину жизни принять, а остальное нет? Все люди смертные и все проходят через болезни. Бог не обещал нам тихого плавания, но всем нам обещал  тихую пристань. Знаменитый учёный и философ Блез Паскаль говорил: "Если бы Бог по временам не укладывал нас на лопатки, нам бы некогда было посмотреть на небо". Поэтому я Вам, от всей души желаю укрепления в вере и возвращайтесь на свой духовный жизненный путь и сейте в дух, чтобы от духа  потом пожать жизнь вечную. А дух - это молитва, исповедь, святое причастие и доброделание. Жить не только для себя, но и для тех людей, которые живут вокруг нас.

Господь нам дал заповеди - тот минимум, который бы нас сделал не просто хорошими, порядочными людьми но и избавил нас от тюрьмы, сделал нас святыми. В Святом Писании Господь говорит: "Будьте святы, как свят Господь Бог Ваш". Всякое здание внешнее и внутреннее, конечно, строится с фундамента. И Нагорная проповедь начинается именно с этих слов: "блаженны нищие духом, ибо тех есть Царствие Небесное". Я недавно у себя в храме спросил у прихожан: "Кто такие нищие духом?". И тут возникли разные мнения. Оказывается, все понимают по-разному. Кто же такие «нищие духом»? Нищие духом - это те, которые не имеют духовных дарований, не имеют смирения, не исполняют заповеди Божии. Они считают, что ничего не имеют. Вот святые, они имели полноту Евангельской жизни, творили чудеса, но в тоже время считали себя недостойными этой благодати, считали себя нищими, по смирению. Вспомним такие слова в Священном Писании: "Не нам Господи, не нам, но имени Твоему дай славу!". Господь нам даёт алгоритм духовной жизни: «Так и вы, когда исполните всё повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать». Нищета духовная - это и скромность, и смирение, это и упование на всегдашнюю помощь Божию, это и благодарность Богу за тот или иной успех в духовной и во внешней жизни. Всё плохое - от нас, а всё хорошее - от Бога. У Иоанна Лествичника есть такое наблюдение, он говорит: "Те добрые дела,  добродетели, которые ты смог совершить без помощи твоего тела: ног, рук, глаз, языка, твой ум - только это доброе дело и почитай своим". Потому, что наше тело дал нам Господь. Но тогда, если тело и ум дал нам Бог, тогда что же здесь наше? А наше есть как раз то произволение к добру, чтобы добро сделать наилучшим образом. Господь как раз и подталкивает нас к этому добру и помогает совершить его. А как нам сделать это добро? Как себе или так себе, спустя рукава? - это решать уже нам. Поэтому нищета духовная - это и есть то свойство, которым обладали святые. Это фундамент. Это всегдашнее упование на Бога, это забвение своих добрых дел, не сравнивать себя ни с кем. Как святые отцы говорили: "Знай Бога да себя - и довольно с тебя". И, конечно, к нищете духовной приводит человека исполнение евангельских заповедей. И когда человек увидит всю эту полноту евангельского призыва к святости, и увидит, что ничего не получается: вот, сам умом понимаю, а как рот открою… И человек понимает, что, действительно, не так просто быть православным христианином, тем более благочестивым. Как апостол Павел говорит: "Великое приобретение быть благочестивым и всем довольным". Вот он и переходит в это состояние нищеты духовной, что он как христианин не состоялся. Как у Арсения Великого - подходили отцы, окружили его одр ученики, а Арсений Великий творил чудеса, даже воскрешал мертвых, и спрашивают: "Арсений, Арсений, боишься ли ты умирать?". И тогда он говорит: "Помолитесь за меня, братия. Я еще и не начинал монашеского делания". Вот такое было самовоззрение, вот такой был критический взгляд на свою духовную жизнь у святых, а кто-то говорит: "Это же невероятно".

У нас время уже заканчивается, поэтому давайте мы с вами встретимся на нашей беседе, которая будет в среду в 18.30 в Доме культуры «Вдохновение», и там я постараюсь ответить на все ваши вопросы, тем более что время там будет не ограничено, а вход бесплатный. Мир вам и Божие благословение! До новых встреч в прямом эфире!

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦ Каталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+