20.03.2013 11:20:34
Сегодня мы продолжим наши беседы на радио "Радонеж" по Евангелию от Матфея. И тема сегодняшней беседы "Притча о званных и избранных". Будем читать Евангелие от Матфея 22, 1- 14 ст. Вопрос избранности и избрания - это очень интересная тема. И действительно, братья и сестры, нам трудно понять, почему Бог избирает одних людей, и отвергает других. Или, может быть, Бог усматривает для каждого отдельно взятого человека и даже целого народа ту судьбу, которая наиболее отвечает или соответствует их настоящему состоянию. Например, об Иакове и Исаве сказано: «ибо, когда они еще не родились и не сделали ничего доброго или худого, Иакова я возлюбил, а Исава возненавидел». Что же, неужели неправда у Бога? Никак (Рим. 9, 11, ст. 13 – 14) .
И действительно, братья, сестры, может ли Бог быть несправедливым по отношению к любой части из своих творений? Особенно таких значимых как люди? Конечно, нет. Мы не видим всей картины тайны домостроительства Божия. Ибо созерцаем лишь то, что относится к нам и лишь в той мере, в какой можем рассмотреть замысел Бога. Иудеи кичились своим избранничеством. Им казалось, что все судьбы мира связаны только с их, иудеев, существованием. Но они серьезно ошибались на свой счет. Точно так же, как ошибаемся и мы, считая, что Бог промышляет и распространяет свои промыслы только на нас православных, а весь остальной мир во власти дьявола или в лучшем случае предоставлен сам себе. Но Писание учит, что Бог промышляет о всем своем творении и не только о людях, но и о животном и растительном мире. Сказано – «взгляните на птиц небесных, они не сеют, не жнут, не собирают житницы, и Отец ваш небесный питает их». «Посмотрите на полевые лилии, как они растут, не трудятся, не прядут, но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался, так как всякую из них Бог так одевает».( Мф. 6, ст.28-30 ).
И вправе ли мы утверждать, что люди, не принадлежащие к нашей вере, совершенно лишены познаний о Боге? Посмотрим, что об этом пишут святые отцы. Но прежде всего вспомним известные слова апостола Павла из Послания к римлянам. Он пишет: «ибо, когда язычники, не имеющие закона, по природе законы делают, то, не имея закона, они сами себе закон. Они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую». Рим, 2, ст. 14, 15.
Святитель Феофан Затворник пишет в своей книге - сборнике писем "Что есть духовная жизнь" о неправославных народах – «народы те не ведают, что есть истинный Бог, но что Он есть, все исповедуют, веруя, что есть Бог и, желая точнее определить, что Он есть. Они заблуждались и называли Богом то, что не есть Бог. Кто Солнце, кто Луну или звезды, или другое что. Не все, однако ж, так глубоко заблуждались. Когда Бог рассеял народы по лицу Земли после столпотворения, то они все понесли собою здоровые понятия о Боге яко Духе невидимом, Творце, Промыслителе, Судии и Воздаятеле. Что он есть Творец, Промыслитель и Воздаятель - это у всех сохранилось. А что он есть Дух Невещественный - это не все сохранили. Но измениша славу нетленного Бога в подобие образа тленного человека и птиц, и четвероногих, и гадов. Они разумели Бога, то есть знали, что есть Бог. Но никак Бога не прославили». Далее святитель Феофан Затворник пишет: «Из восточных народов более возвышенные понятия о Боге имеются у персов, индийцев азиатских и американских. Греки и римляне измельчили, так сказать, Бога. Американские же индейцы называют Бога Всемирным Духом, невидимым, всеобъемлющим. Это очень высокое представление. И себе самому оставленный Дух человеческий дальше этого идти не может. Азиатские индейцы более углублялись в постижение Бога, но удержав понятие о его невидимости, всемогуществе и вседействии. Когда задумали точнее определить его творческие и промыслительные действия, напутали много несостоятельного и написали много баснословных историй. Так вот, - далее пишет святитель Феофан Затворник, - так вот в каком смысле есть не ведающие Бога, а не в том смысле будто есть народы, не исповедующие бытие Божие. Какие-то путешественники дали свидетельство будто встречали народы и народцы, которые совсем не знали Бога. И они воздавали ему поклонения. Верно в этом свидетельстве только то, что они не слышали исповедания веры и не видели поклонения Богу. Но чтобы ни того, ни другого не было для этого, следовало бы им побольше пожить между теми народами. Беккер в наши дни целый месяц жил среди какого-то народа около озера, через которое течет Нил. И не видел богопочитания, но говорит: подошло новолуние, смотрю - царь собирается куда-то, собираются и все старшины, готовят быка, пришел определенный день, пошли на какой-то холмик и принесли быка в жертву. Уехал бы я, - говорит Беккер, - днями двумя, тремя раньше - мог бы со всею искренностью свидетельствовать, что этот народ не чтит Бога вовсе. Так что следует совсем выбросить из головы, - продолжает Святитель, - будто есть не признающие бытие Божье. Есть некоторые ученые, которые думают обойтись без Бога и ведут об этом толки, речи и книги пишут, но когда язык и перо источают у них такое пусторечье, сердце их же другое говорит. Они я являть себя неверующими в Бога, но очень сомнительно, чтоб окончательно успели в этом и перед своей совестью. Ведая Бога все и совестность, совесть являют и чтут Бога, и молятся ему, и чают будущая жизни, в коей каждому воздано будет по делам его. Сила, содержащая такие верования и убеждения, есть Дух. Предположим же мы с вами, что в каждом человеке есть Дух, высшая сторона человеческой жизни, сила, влекущая его от видимого к невидимому, от временного к вечному, от твари к Творцу, характеризующая человека и отличающая его от всех других живых тварей наземных. Можно сию силу ослаблять в разных степенях, можно криво истолковывать ее требования, но совсем ее заглушить или истребить нельзя. Она неотъемлемая принадлежность нашего человеческого естества и у всякого проявляет себя своим образом».
Таким образом, святитель Феофан Затворник настаивает на том, что все народы в той или иной степени имеют познания о Боге. Неправы и те, которые говорят, что у нас один Бог, а у других ---другой. Так говорить нельзя. Можно сказать, что есть Бог и есть дьявол, но говорить о разных Богах нельзя. Бог у всех и над всеми один, как сказано. «Ибо мы Им живем, и движемся, и существуем». Деян.17, 28.
То есть и само существование, движение без Бога было бы невозможно. Святой мученик Иустин Философ, живший во II веке, в своем разговоре с Трифоном Иудеем произносит такие слова, обращаясь к иудею - не будет никогда и от века не было другого Бога, Трифон, кроме того, который сотворил и устроил все нами видимое. И не иного Бога почитаем нашим, а другого вашим. Но признаем одного и того же, который вывел отцов ваших из земли египетской рукою крепкою и мышцею высокою. Ни на другого какого уповаем, ибо нет другого, кроме того, на которого и вы уповаете, Бога Авраама Исаака и Иакова. Наша надежда, впрочем, не через Моисея и не через закон, иначе не было бы различия между вами и нами».
Здесь мученик II века святой Иустин свидетельствует, что Бог один - и иудеев, и христиан. Но в то же время он видит отличие ветхозаветного исповедания от новозаветного. Далее он говорит: «Но я читал, Трифон, что должен быть некогда последний закон и завет, крепчайший всех других, который надлежит соблюдать всем людям, желающим получить наследие Божье. Закон, данный на Хориве, есть уже Ветхий закон, и не только для вас, иудеев - он для всех людей вообще. Новый закон, положенный над законом, отменяет древнейший, и завет последующий подробным образом уничтожает прежний. Нам дарован закон вечный и совершенный. И завет верный - это Христос, после которого нет более ни закона, ни постановления или заповеди. Не чтил ли ты того, что говорит Исайя, не чтил ли ты в его словах, когда читал, Исайя пишет: «Послушайте меня, послушайте люди мои и внемлите мне, цари: от меня выйдет закон и суд мой во свет народов, приближается скоро правда моя и явится спасение мое, и на мышцу мою будут уповать народы». О том же новом завете Бог говорит через Иеремию – «вот придут дни, - говорит Господь, - я сделаю Новый Завет с домом израилевым и с домом иудиным. Не такой, какой положил я с отцами их в тот день, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли египетской». Итак, если Бог предвозвестил, что Он установит Новый Завет, причем такой, который будет светом для народов, а мы видим и уверены, что именем этого самого распятого Иисуса Христа, люди обратились к Богу от идолослужения и другого беззакония, и до смерти пребывают в своем исповедании и сохраняют благочестие. Они все могут понять и из самих этих действий, и из сопровождающих их чудес, что он есть новый закон и Новый Завет. И упование тех, которые из всех народов ожидали благодеяний от Бога. И мы, которые приведены к Богу через этого распятого Христа, мы истинны: духовный Израиль и род иуды, Иакова, Исаака и Авраама, который в обрезание Авраам получил свидетельство и благословение от Бога за свою веру и был назван отцом многих народов».
Здесь святой Иустин Мученик свидетельствует и об исключительности христианской веры. Он настаивает на том, что только эта вера способна объединить все человечество в истинном, а не призрачном почитании Бога. Но самое главное то, что мы имеем во Христе - это искупление наших грехов, без которого невозможно обрести дар спасения. И хотя другие и имеют познания о Боге и на уровне совести стремятся исполнить его святой закон и даже уповают на него, но истинной религией остается лишь та, которая может предложить Богу истинную жертву умилостивления. И это жертва Христос, и эта вера христианская. А то, что все веры и все народы, как мы видим из высказываний святых отцов все же хотя и косвенно, но и признают и почитают Бога, уповая на него. Смысл существования православного христианства предложить им и дар спасения возможного только во Христе и со Христом. И не надо удивляться словам святителя Феофана Затворника и святаго Иустина мученика, что все народы причастны в той или иной степени к богопоклонению. Давайте усложним задачу. Зададимся вопросом. А какая религия, то есть, какая форма поклонения у бесов и их князя дьявола? Кому они поклоняются? В кого веруют и перед кем трепещут? Как ни странно, но и их поклонение, и их трепет перед истинным Богом. Сказано: «ты веруешь, что Бог един - хорошо делаешь. И бесы веруют и трепещут». Иак. 2, ст.19.
И без сомнения этим духам падшим, в отличие от людей, сразу было явно, кто такой Иисус из Назарета. Сказано: «В синагоге их был человек, одержимый духом нечистым, и вскричал: оставь, что тебе до нас, Иисус назарянин? Ты пришел погубить нас, знаю тебя, кто ты, святый Божий». Мк. 23, ст. 24.
Очевидно, что и не все люди почитают Иисуса из Назарета святым Божьим. Не все человеки знают и то, что последний Страшный суд будет во власти Бога. А бесы знают. Сказано: «И когда он прибыл на другой берег в страну Гергесинскую, его встретили два бесноватые, вышедшие из гробов, весьма свирепые, так что никто не смел проходить тем путем. И вот они закричали: что тебе до нас, Иисус сын Божий? Пришел ты сюда прежде времени мучить нас». Евангелие от Мф.8, ст.28-29.
Здесь мы видим, что бесы исповедуют в Иисусе Христе и Сына Божия, и грядущего судью Вселенной. Не всякий человек имеет подобные теологические выверенные познания о втором лице Святой Троицы. Святой Дионисий Ареопагит в книге, озаглавленной "О божественных именах" писал о том, что «И демоны по природе не злы, ибо будь они злы по природе, они были бы не от добра ни в числе сущих, ни из благих, изменивших свою природу, и были бы вечно злы. О данных им ангельских дарах мы никогда не скажем, что они изменились. Они ведь существуют, и невредимы, и лучезарны. Хотя те и не видят их, лишив самих себя способности видеть добро, желая быть, жить и постигать сущее. Это святой Дионисий Ареопагит «О Божественных именах».
Конечно, степени познаний о Боге у бесов и ангелов различные. Блаженный Августин писал: «Он дал узнать себя демонам не так, как святым ангелам, которые наслаждаются участием в вечности Слова. Но через некоторые временные проявления, чтобы навести на них ужас».
Тем более, братья, сестры, и человек, о создании которого сказано хорошо весьма, несмотря на грехопадение, сохранил в себе боговиденье о том, что есть Бог, и сохранил боговидение в том или ином виде. О чем апостол Павел пишет: «Ибо когда язычники, не имеющие закона, по природе законы делают, то, не имея закона, они сами себе закон, они показывают, что дело закона у них написано в сердце. О чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую». И если по святителю Феофану Затворнику даже атеисты, провозглашая свое неверие, насилуют свою собственную совесть, то тем более все верующие в единого Бога, в Творца всего мироздания движутся в истинном направлении. Но дойдут ли они до Христа или нет - это только волей Божией. А без Христа никто не может войти в Царствие Божие. Ну, давайте зададимся вопросом, где сказано, что спасение возможно только во Христе и со Христом? Читаем: «Иисус сказал ему: Я есть Путь, Истина и жизнь. Никто не приходит к Отцу, как только через Меня». Ин.14,ст. 6. И еще. Итак, опять Иисус сказал им: «Истинно, истинно, говорю вам, что Я дверь овцам, все, сколько их ни проходило предо мною, суть воры и разбойники, но овцы не послушали их. Я есмь дверь. Кто войдет Мною, тот спасется. И войдет, и выйдет, и пажить найдет». Ин.10, ст. 7-9.
Итак мы установили, что познание о Боге дано всем в той или иной степени, но воспользоваться этим познанием для своего спасения могут только те, которые осуществят возможность спастись во Христе и со Христом. И мы читаем начало притчи о званных и избранных. Иисус, продолжая говорить им притчами, сказал: «Царство Небесное подобно человеку царю, который сделал брачный пир для сына своего» Мф. 22,ст.1-2. Святитель Иоанн Златоуст пишет, впрочем, эта притча предвозвещает падение иудеев и призвание язычников. И, кроме того, показывает правильный образ жизни и то, какая казнь ожидает беспечных. Справедливо эта притча предлагается после предыдущей. Сказав в предыдущей беседе: «Дано будет народу, приносящему плоды его», Христос показывает здесь, какому дастся языку и не только это, но еще и то, что он имел особенное попечение и об иудеях».
Особое попечение об иудеях заключается в том, что они первыми были приглашены на мессианский пир. Как мы и прочитали: сделал брачный пир для сына своего. И хотя эти слова в большей мере относятся к Иисусу Христу, но косвенно могут быть отнесены и к иудеям. Ибо сказано: «Израиль есть сын мой, первенец мой» Исх. 4,ст. 22.
То – есть, как мы ранее говорили, многие тексты ветхозаветные, говорящие о мессии, они же говорят и о еврейском народе. Что подчеркивает особую близость Христа к своему собственному народу. Тем более остро переживается на страницах Библии разрыв между иудеями и их Богом. И далее мы читаем: «И послал рабов своих звать званных на брачный пир»Мф.22, ст.3.
Здесь уже со всей определенностью иудеи называются званными. Греческое слово «кеклимэнус» может быть переведено как приглашенные или призванные. Такими приглашенными и были иудеи. А призывали их на мессианский пир пророки Божьи, которые говорили Духом святым о великих милостях Божьих. Без сомнения еврейский народ знал о грядущем мессии и его пришествии. В его пришествии они видели смысл своего существования. Блаженный Августин пишет: «Все верующие знают о сыне царя и его брачном пире. Приготовленный Господом обед доступен всем, кто достойно его принимает. Важно, чтобы каждый взвешивал, как он к нему подходит, даже если ему и не возбраняется на нем присутствовать».
Здесь у святого Августина мы видим, что мессианский брачный пир - это евхаристическое собрание. И иудеи первыми были призваны на этот мессианский евхаристический пир. Сказано – «Я хлеб живый, сошедший с небес, ядущий хлеб сей будет жить вовек. Хлеб же, который Я дам, есть плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира. Тогда иудеи стали спорить между собой, говоря, как Он может дать нам есть плоть свою? И Иисус же сказал им: «Истинно говорю вам, если не будете есть плоти Сына человеческого и пить крови Его, то не будете иметь себе жизни, ядущий Мою плоть и пиющий Мою кровь имеет жизнь вечную. Я воскрешу его в последний день». Ин. 6, 51-54.
То есть Христос открыто призывал иудеев на евхаристическую трапезу. Но так как они не восприняли этот Его призыв, то Он позже уже тайно на тайной вечере совершил первое приобщение верующих к этой тайне. В истолковании блаженного Августина обращают на себя внимание слова «чтобы каждый взвешивал, как он к нему подходит. То - есть приходит на евхаристическое собрание, даже если ему и не возбраняется на нем присутствовать». Вот эти слова Августина «даже, если ему и не возбраняется на нем присутствовать» - эти слова говорят о том, что не только причащающиеся, но и присутствующие на литургии должны готовиться к этому событию. Следовательно, тот, кто отвергает духовную значимость этой евхаристической трапезы, тем более согрешает против нее, если и тот, кто присутствует только на литургии, но без должного благоговения, уже подвергается нареканию. Тем более такому нареканию подвержен будет тот, кто пренебрегает этой тайной. Но про иудеев, призванных на мессианский пир у Мф.22,ст. 3 сказано: «и не хотели прийти». Печальные слова: «и не хотели прийти». И далее мы читаем:
« опять послал других рабов, сказав: скажите званным, вот Я приготовил обед мой, тельцы мои и что откормлено, заколото и все готово, приходите на брачный пир. Но они, пренебрегши то, пошли, кто на поле свое, а кто на торговлю свою, прочие же, схватив рабов его, оскорбили и убили их» (Мф.22, ст.4-6).
Другие рабы - это апостолы Иисуса Христа, которые осуществляли призыв к иудеям от лица своего Божественного Учителя. Ибо еще в начале их проповеди Господь Иисус Христос поставил перед ними следующую задачу: «сих 12 послал Иисус и заповедовал им, говоря: на путь к язычникам не ходите, и в город Самарянский не входите, а идите наипаче к погибшим овцам дома израилева (Мф. 10, ст.5-6) .
А Сам Христос сначала отверг хананеянку, пришедшую к нему(Мф.15). Он же одобрил ее смирение и веру словами: «О, женщина, велика вера твоя, да будет тебе по желанию твоему» (Мф.15,28). Нечто подобное сказал Христос римскому сотнику: «Истинно говорю вам, и в Израиле я не нашел такой веры» (Мф. 8,ст.10).
Далее Господь присовокупил к сказанному в адрес сотника-язычника: « Говорю же вам, что многие придут с Востока и Запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном» (Мф.8, ст.11). Нечто подобное Он произносит, когда узнает об интересе, проявленному к Нему со стороны греков-эллинов. Христос восклицает: «пришел час прославиться Сыну человеческому» (Ин.12,ст.23). Похоже, что и слова, сказанные святым Иоанном Крестителем при Иордане: «Ибо говорю вам, что Бог может из сих камней воздвигнуть детей Аврааму» - относились к римским центурионам, которые охраняли большое скопление народа при Иордане, где следили за порядком. В книге "Деяния святых апостолов" рассказывается о сотнике Корниле, возможно прозелите, но никак не христианине. О нем говорится- «благочестивый и боящийся Бога со всем домом своим, творивший много милостыни народу и всегда молившийся Богу» (Деян.10, ст.2).
Позже в ранней христианской литературе о некоторых язычниках будут говорить уже как о христианах до Христа. Так, например, святой Иустин Мученик писал о языческих философах: « и все, что когда-либо сказано и открыто хорошего философами и законодателями - все это ими сделано соответственно мере нахождения ими и созерцания Слова - Логоса, то есть Христа. Из живших до Христа, - пишет святой Иустин, - по Его человечеству самый твердый из всех них в этом деле, то есть в познании истины - Сократ».
Подобная трансформация отношений к язычникам от резко отрицательного ветхозаветного до терпимого и даже доброжелательного христианского была обусловлена серьезным намерением обратить самих заблудших язычников в истинную веру. Именно новозаветные христианские учения о спасении вырвало сотериологию из узко националистических тисков иудаизма. Апогей христианской сотериологии, не знающей национально - этнических границ - это известный текст из книги «Откровение апостола Иоанна Богослова»: «После сего взглянул я - и вот великое множество людей, которого никто не мог перечесть, из всех племен, и колен, и народов, и языков стояло пред престолом и пред Агнцем в белых одеждах и с пальмовыми ветвями в руках своих и восклицали громким голосом говоря: спасение Богу нашему, сидящему на престоле и агнцу» (Откр. 7,ст. 9-10) .
Но вернемся к рассматриваемой притче. Далее мы читаем: «Услышав о сем, царь разгневался и, послав войска свои, истребил убийц оных и сжег город их» (Мф. 22,ст.7 ). Разгневанный царь - это Бог, возмутившийся отказом иудеев принять Христа Мессию как своего Спасителя. Посланные войска- это римские легионы, а сожженный город - это Иерусалим. О том, что убийцы Христа будут наказаны, говорил еще пророк Даниил, живший за 500 лет до рождества Христова. В 66 году от рождества Христова Иерусалим окружили римские легионы под командованием правителя Сирии Цестингала. Несмотря на сопротивление иудеев, римские войска внесли свои идолопоклоннические знамена в город и начали делать подкоп под северную стену храма. Находясь на этом месте, они сделали мерзость, которая могла привести к полному опустошению. И уже в 70 году римляне под командованием полководца Тита в пришли как наводнение и разрушили город и храм. Ничто не могло их остановить, потому что это было решено, предопределено Богом. И пророчески предсказано, в том числе в рассматриваемой притче его Божественным Сыном. Пророк Даниил пророчествовал 500 лет до Рождества Христова - и по истечении 62-х седьмин предан будет смерти Христос, и не будет. А город и святилище разрушены будут народом вождя, который придет. И конец его будет как от наводнения. И до конца войны будет опустошение. И утвердит завет для многих одна седьмина, а в половине седьмины прекратится жертвоприношение, и на крыле святилища будет мерзость запустения и окончательная предопределенная гибель постигнет опустошителя(Дан.9,ст.26-27).
В пророчестве Даниила обращает на себя внимание то, что древний пророк, живший задолго до рождества Христова, видит причину разрушения иудейского царства народом вождя, который придет. И видит ее в том, что предан будет смерти Христос. То есть причина та же, что и в Евангелии от Матфея, где мы прочитали: «царь разгневался и, послав войска свои, истребил убийц оных и сжег город их». Под разгневанным царем святой Ефрем Сирин видит и самого Христа. И естественно возникает вопрос: а почему сказано, «послав войска свои», с каких это пор языческие войска свои Богу? Ответ очевиден. В своем гневе Бог может использовать любые народы против других народов, вызвавших его Господа гнев. И тогда эти первые находятся как бы на послушании у Бога. Так, например, помазанником Божьим, то есть Христом называется языческий царь Кир. Сказано, «так говорит Господь помазаннику своему Киру: я держу тебя за правую руку, чтобы покорить тебе народы, и сниму пояса с чресел царей, чтоб отворялись для тебя двери и ворота не затворялись» (Ис.45,ст.1). Здесь в наименовании Кира стоит еврейское слово лимешито, производное от слова месиах, то есть «Христос помазанник». Ниже в 44 главе, 28 стих Кир назван Богом: «пастырь мой». Таким образом, и это недоумение устраняется. Причем у пророка Даниила предсказывается и последующее разрушение Римской империи и что окончательная предопределенная гибель постигнет опустошителя(Дан. 9,ст.27). Что исполнилось значительно позже уничтожение Иерусалима. Пророчество Даниила о развале Римской империи, изреченное в V веке до Рождества Христова, исполнилось в V веке нашей эры. В июне 455 года вандалы захватили Рим и подвергли его страшному разгрому. Западной Римской империи был нанесен смертельный удар. Вандалы подчинили себе Сицилию, Сардинию и Корсику. В 457 бургунды создали самостоятельное бургундское королевство. Под властью Рима к началу 460 осталась фактически одна Италия. Престол стал игрушкой в руках варварских военачальников, которые по своей воле провозглашали и низвергали императора. Затянувшаяся агония Западной Римской империи продолжалась. В 476 г. правитель Одоакр сверг последнюю Западно-Римскую династию императора Ромула Августа, отослал знаки высшей власти византийскому императору Зинону и основал на территории Италии собственное варварское королевство. То -есть все исполнилось строго. Хотя Даниил к моменту разрушения Римской империи отстоит в своем пророчестве на тысячу лет назад. И мы читаем далее притчу о званных и избранных. Тогда говорит он рабам свои: « брачный пир готов, а званные не были достойны. Итак, пойдите на распутье и всех, кого найдете, зовите на брачный пир. И рабы те, выйдя на дороги, собрали всех, кого только нашли, и злых, и добрых. И брачный пир наполнился возлежащими» (Мф. 22,ст.8-10).
Блаженный Августин так истолковал данный отрывок. Святое писание учит нас тому, что есть два пира Господа. На один приходят добрые и злые, на другой - злые не приходят. На тот пир, о котором мы только что слышали при чтении Евангелия, пишет Августин, собрались и добрые, и злые гости. Все, отказавшиеся придти - злые, но не все пришедшие - добрые. «Сейчас, -пишет Августин,- я обращаюсь к вам, добрым гостям на этом пире - будьте внимательны к словам, кто есть и пьет не достойно, тот ест и пьет в осуждение себе, не рассуждая о теле Господнем. Это вам я говорю - не ищите добра вне церкви и переносите зло внутри нее». Истолкование Августина очень интересное. Он говорит, что в этом мире действительно и на брачном пире могут присутствовать и добрые, и злые, как мы видим в этой притче. Но это не меняет статуса этого пира. А со временем Господь установит порядок внутри религиозных общин. Итак, первый пир - это возможность в этой земной жизни исправиться для всякого человека, живущего на Земле, и для злых, и добрых. Которая прекращается в момент нашей физической смерти. Ибо, если мы до момента нашей физической смерти не примиримся с Богом - то мы уже нигде и никогда не примиримся с ним. Вот что говорит святой Иоанн Дамаскин: «По отшествии всей жизни нет уже времени для добрых дел, потому что Бог по долготерпению своему время настоящей жизни определил на делание нужного для угождения Богу. Настоящее время есть время покаяния и отпущения грехов. А в будущем веке праведный суд и воздаяние». А вот слова святителя Григория Богослова: «Лучше здесь подвергаться вразумлению и очищению, нежели претерпеть истязания там, когда настанет время наказания, а не очищения. Потому что Бог ограничил время деятельной жизни здешним пребыванием. А в тамошней жизни предоставил исследования сделанного. Тогда кто поможет сетующим напрасно? Здесь врачевство для людей, а напоследок все будет закончено заключением». Святитель Иоанн Златоуст пишет: «только настоящая жизнь есть время для подвигов. А после смерти - суд и наказание. Ибо сказано - в аде, кто исповедуется тебе?». Следовательно, по Августину второй пир - это радость общения со Христом и во Христе, ожидающие верующих на небесах. Сказал Христос о грядущем мессианском небесном пире – «сказываю же вам, что отныне не буду пить от плода сего виноградного до того дня, когда буду пить с вами новое вино в царстве Отца Моего». Мф.26-29). Далее мы читаем – «Царь, войдя посмотреть возлежащих, увидел там человека одетого не в брачную одежду. (Мф.22,ст.11). Значит, войдя посмотреть возлежащих, увидел. Разве можно по отношению к Богу даже на уровне притчи применять подобное антропоморфное человекообразное сравнение? Это человеку, чтобы что-то узнать, надо пойти и посмотреть. Бог же, который Вездесущий и Всезнающий, не нуждается в движении действия для установления той или иной истины. Но подобное антропоморфное выражение мы находим и в других местах Священного Писания. Сказано – «и сошел Господь посмотреть город и башню, которую строили сыны человеческие» (Быт.11.5). И еще. «И сказал Господь - вопль Содомский и Гоморрский велик он, и грех их тяжел он весьма. Сойду и посмотрю, точно ли они поступают так, каков вопль на них восходящий ко мне или нет. Узнаю»(Быт. 18,ст.20,21).
В действительности во всех подобных текстах говорится в категории человеческих представлений о действиях и вещах Божественных. Ибо, если бы Бог разговаривал с нами, не учитывая нашу падшую природу, то едва ли мы смогли бы понять Его. Сказано – «истинно, истинно говорю тебе». «Мы говорим о том, что знаем, и свидетельствуем о том, что видели, а вы свидетельства нашего не принимаете. Если Я сказал вам о земном, и вы не верите, как поверить, если будут говорить вам о небесном?» (Ин. 3,ст.11-12).
Поэтому Господь разговаривает с нами о небесном по земному, то есть на понятном нам языке человеческих представлений. Как и написано: «узами человеческими влек я их и был для них как бы поднимающий ярмо с челюстей их и ласково подкладывал пищу им». (Ос.11,4).
И далее мы читаем: « И говорит ему : «друг, как ты вошел сюда не в брачной одежде?» Он же молчал. Тогда сказал царь слугам: « связав ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму кромешную, там будет плач и скрежет зубов. Ибо много званных, а мало избранных». (Мф.22,ст.12-14 ).
Брачная одежда - это праведность Христова, в которую верующий облекается, становясь христианином. Блаженный Августин пишет: «И вот царь вошел посмотреть возлежащих. Смотрите, братья, в задачу слуг входило только пригласить и привести добрых и злых. Не говорится ведь, что слуги рассматривали гостей, что нашли среди них одного человека одетого не в брачную одежду, что обратились к нему с вопросом. Не это написано. Хозяин дома вошел, хозяин дома обнаружил его, хозяин дома отделил его от других, хозяин дома удалил его. Вот этого нельзя было упустить из виду. Царь, войдя посмотреть возлежащих, увидел там человека одетого не в брачную одежду и говорит ему: друг, как ты вошел сюда не в брачной одежде? Он же молчал. Задавший вопрос был тем, кому он солгать не мог. Подобающая одежда усматривается, конечно, в сердце, а не на теле. Поскольку, если бы она была бы внешней, то не осталась бы незамеченной слугами. А вот какой должна быть эта одежда узнаете из таких слов – «священники твои облекутся правдою» (Пс. 131,ст.9).
Об этом же обличении правды говорит апостол: «Только бы нам и одетым не оказаться нагими» (2-е Кор., 5). Вот так, скрывшись от слуг, оказался обнаруженным Господом, был спрошен и молчал, был связан и выброшен, осужден один из многих.
На этом наша сегодняшняя беседа окончена. Спаси вас Христос.
Добавить комментарий