10.04.2025 12:19:41

Слушать: https://radonezh.ru/radio/2025/04/03/21-00
Н. В. Карташова: - Здоровья и милости Божией всем, кто слушает православную радиостанцию «Радонеж» или слушает и смотрит нас в интернете. Сегодня у нас очень интересный собеседник. Но позвольте, прежде чем я его представлю и обозначу тему сегодняшней встречи, начну вот с чего. Наши предки всегда предавали большое внимание тому, какого рода был человек, кто его родители, деды, прадеды. Сейчас говорят: хорошая или дурная генетика. Мы от своих предков наследуем рост, цвет глаз, способности, здоровье и болезни, к сожалению, тоже, черты характера. Счастливы те, кого предки наградили физическими и материальными богатствами. Наверное, гораздо труднее тем, кому предки этого не передали или передали совсем не то, чего бы нам хотелось, например, какое-то заболевание наследственное. Конечно, Господь в силах, как сказано в Писании, «из камней сих воздвигнуть детей Аврааму» и исцелить любой родовой недуг. Так же в роду могут передаваться не только физические, но и духовные приметы. Когда за нашей жизнью поколения благочестивых предков, то дух веры, чести, достоинства, национальной самобытности также передается, как цвет глаз или цвет волос. Духовное сословие на Руси, когда-то очень многочисленное, было, пожалуй, самым чисто русским, потому что русский православный священник должен был брать в жены девицу из своего сословия, где тоже были, конечно, русские и православные, разумеется. Так было принято. Хотя и до революции были священники не обязательно из этого сословия. Как, например, владыка Серафим Чичагов или отец Павел Флоренский. Но а теперь, в наше время, все перемешалось. Есть священники, которые крестились уже взрослыми, и предки их были безбожниками или инославными, инородцами. XX век истребил, казалось бы, всех потомственных священников. И как драгоценно, когда встречаешь уцелевших. Вот сегодняшний наш гость как раз из уцелевших. Он относится к потомственному роду священников, более того, в роду у него много святых, которых мы почитаем, которым мы молимся, и с ним мы будем сегодня говорить о святости, которая, наверное, для него была обыденной, рядом: дедушки, прадедушки, фотографии и так далее. С радостью представляю вам замечательного батюшку православного старинного русского рода священников. Это отец Анатолий Правдолюбов, клирик храма святого Иова на Можайском шоссе, духовник гимназии во имя апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Очень рада, что вы сегодня с нами и, действительно, хочется до вас дотронуться, как до святости. Еще бы такой род. А вот смотрите у вас имена Сергий и Анатолий в роду часто повторяются: вы – Анатолий Сергеевич, дед или прадед тоже Анатолий Сергеевич, потом Сергей Анатольевич и так далее. Это какие-то самые любимые имена, даже можно спутать. В Русской Зарубежной Церкви были какие-то диаконы Иванов 13-й, Иванов 12-й. У меня папа был Василий Васильевич третий. Можно быть, тоже нужно какую-то нумерацию? А почему эти имена Анатолий и Сергий у вас самые любимые в роду?
Иерей Анатолий Правдолюбов: - Сейчас расскажу. Но для начала хотел добавить некоторый комментарий к вашему вступительному слову, потому что иначе получается, что потомственный священнослужитель – это какая-то драгоценность.
Н. В. Карташова: - Конечно, драгоценность.
Иерей Анатолий Правдолюбов: - А батюшки, которые не потомственные, что они как-то нет. Мне кажется, даже не кажется, а так и есть: Господь выбирает себе служителей Сам. И, наверное, это, действительно, имеет значение – священнический род. Вы прекрасно сказали о предках и о цвете глаз, и о том, что есть какие-то необходимые составляющие, которые передаются от отца к сыну естественным образом. Это, действительно, очень помогает. Но если мы берем священнослужение, то Господь Сам избирает себе служителей. Я знаю много печальных примеров, когда дети священников не становятся священниками, не идут по их пути и не продолжают родового занятия. И, наоборот, от «камней сих» Господь воздвигает детей Аврааму. Бывают действительно прекрасные, замечательные священники. Удивительный отец Георгий Бреев, например. Его родители не имели никакого отношения к Церкви. Его отец не был священником, но это величайшее явление 20 века. Потому что отец Георгий Бреев удивительный человек. Царствие ему Небесное. А про Правдолюбовых могу рассказать немножко. Первое упоминание документальное 1813 года книга об окончании Рязанского духовного образовательного учреждения, там упоминается Федор Правдолюбов. Если мы посмотрим на историю, то можно предположить, и мы знаем об этом, история об этом свидетельствует, что в духовные училища поступали, как правило, сыновья священников. То есть уже в 18 веке священник Правдолюбов был, сын которого пошел учиться и в 1813 году закончил. То есть можно сказать, что у нас род с 18 века известен. Что касается имен, то это очень интересная история. Она тоже связана с историей нашей страны, неразрывно совершенно. Когда был в 17 году знаменитый Собор, на котором было восстановлено патриаршество на Руси, через какое-то время после этого Собора, а тогда не было таких средств массовой информации и нельзя было достоверно выяснить и для себя уяснить ситуацию сложившуюся, непосредственно мой прапрадед священномученик Анатолий Авдеевич Правдолюбов со своими сыновьями двумя – будущим священноисповедником Сергием и мучеником Владимиром, едут в Москву для того, чтобы познакомиться с новоизбранным святейшим патриархом Тихоном. Для чего? На тот момент была очень острая ситуация с обновленчеством, и нельзя было никаким другим способом убедиться, что новоизбранный патриарх не обновленец. То есть необходимо было приехать, с ним познакомиться, посмотреть, пообщаться и убедиться в том, что он в каноническом русле Православной Церкви и действительно архипастырь. Они приехали, им была устроена аудиенция, святитель Тихон их принял, общался с ними. Они были под очень большим впечатлением от личности патриарха Тихона, и были, что называется, в восторге от того, что он не имел никакого отношения к обновленчеству, имеет четкую конкретную позицию по отношению к советской власти, которую он невероятно ярко описывает в своем, по-моему, поздравлении то ли со второй, то ли с третьей годовщиной установления советской власти. Есть такой документ, его можно найти в интернете, который патриарх Тихон лично написал, где он смело и мужественно формулирует все свое отношение к тому, что происходило на тот момент. Это потрясающе. То есть это был невероятной силы человек, хотя внешне это, может быть, так и не проявлялось. И на прощание после этой встречи святитель Тихон подарил моему прапрадеду фотографию небольшого размера и на обратной стороне подписал: «Анатолию и Сергию Правдолюбовым. Тихон». Святителем он себя не подписывал, там просто стоит его автограф. Когда дед умирал, Анатолий, он на ухо моему отцу сказал шепотом: «Анатолий, Сергий, Анатолий Сергий, Анатолий, Сергий».
Н. В. Карташова: - Просто имена назвал?
Иерей Анатолий Правдолюбов: - Да. И у нас так получилось, что те, кто ездили к патриарху Тихону знакомиться и получать от него благословение, Анатолий Авдеевич и его сын Сергий, он своего сына старшего назвал Анатолием. Мой дед своего старшего сына назвал Сергием, мой отец своего старшего сына назвал Анатолием. Я назвал своего старшего сына Сергием. Почему так? Потому что таким образом эта фотография, которая хранится у нас, символизирует передачу благословения патриарха Тихона нашей семье от отца к сыну. Поэтому у нас старшие сыновья Сергий и Анатолий. Это можно уже сказать традиция, потому что это уже более 30 лет, даже уже больше 60-ти. И надо сказать, что это действительно важно. И отец к этому всегда относился строго. Я помню, что был еще, по сути, ребенком, и на счет детей точно еще не задумывался, меня отец просил: «Обязательно, когда ты вырастишь, у тебя будет сын, и ты назовешь его Сергием». Я говорю: «Да. Конечно, папа. Обязательно». И когда я уже встречался со своей будущей женой, я ей об этом сказал. Она была не в восторге. Это не было одно из ее любимых имен. И она мне сказала: «Тогда второй наш ребенок будет Михаил в честь моего отца». А ее отец протоиерей Михаил, настоятель храма в центре Москвы. И у меня второй сын назван в честь него Михаилом, но у меня по бабушке священномученик Михаил Дмитрев, расстрелянный в 37 году. И мой сын старший назван в честь священноисповедника Сергия Правдолюбова, это мой прадед. И по бабушкиной линии, то есть маме отца, Дмитревых, мой младший сын назван Михаилом в честь священномученика Михаила Дмитрева.
Н. В. Карташова: - А Анатолий в честь кого? Вы Анатолий.
Иерей Анатолий Правдолюбов: - Я Анатолий, но на тот момент Анатолий Авдеевич не был прославлен священномучеником. Он был прославлен только в 2000 году на Архиерейском соборе. Я назван Анатолием по традиции в честь Анатолия, затворника Печерского, в Дальних пещерах почивающего. Все что известно об этом святом преподобном, что нимб и надписание находятся на стене в Киево-Печерской лавре, в которой учился и которую заканчивал мой прадед, священноисповедник Сергий. И когда у него родился сын, он, будучи в Киеве, крестил своего сына в честь Анатолия, затворника, в Дальних пещерах почивающего. Память его 16 июля. Я по традиции был крещен в честь деда, но назван в честь святого, который был покровителем моего деда.
Н. В. Карташова: - Давайте теперь о вашем роде вообще поговорим. Столько святых у вас. Наверное, когда вы росли, были еще ребенком, это чувствовалось как-то? Та благодать святости. Или как обыденность воспринималась?
Иерей Анатолий Правдолюбов: - Знаете, детям не свойственно так глубоко задумываться. Дети – это цветы жизни, известная фраза. И они растут сами по себе, искренне не задумываясь и не наблюдая, что для того, чтобы цветы росли, их нужно поливать, за ними нужно ухаживать. Огромный труд несут родители не только живые, присутствующие в жизни детей, но и уже перешедшие в мир иной. И я откровенно скажу, были в жизни ситуации, сейчас я уже понимаю, что это невероятно чудо, просто чудо, потому что должно было быть совершенно по-другому.
Н. В. Карташова: - Чудо. Расскажите.
Иерей Анатолий Правдолюбов: - Помощь и заступничество в своей жизни я отмечаю. Рассказать какие-то конкретные факты – можно, но они настолько бытового характера, что будет ли это интересно, я не знаю.
Н. В. Карташова: - Будет интересно. Мы все живем среди бытовых, казалось бы, обыденных, но все-таки чудес.
Иерей Анатолий Правдолюбов: - Да, именно так. И как говорил в свое время мой отец: «Чудеса у нас происходят в рабочем порядке». То есть, действительно, мы не замечаем или считаем, что так и должно быть. Это само собой разумеется, что так получилось и сложилось. Многие думают, что дети священников, а тем более в потомственном роде священников, как-то особо ограждены и живут в каком-то таком своем мире.
Н. В. Карташова: - Конечно. Вас берегут ваши предки.
Иерей Анатолий Правдолюбов: - Да. Но ведь собственная глупость тоже имеется. Поэтому из таких ярких и запоминающихся случаев могу рассказать вкратце о ситуации, когда мы поехали с моей сестрой. Моя сестра, она старше на год и восемь месяцев и на класс училась старше в школе, поехала с компанией девчонок и мальчишек к своему другу. Хорошая была компания, сложившаяся, дружили люди. И я с ними общался, хотя и был из другой школы и младше на класс, но как-то у нас сложились отношения. Мы поехали в город Тутаев. Там удивительная икона, мы ее видели и были в храме на Преображение Господне как раз. Удивительный совершенно образ Спаса. И там такая традиция: пролезать под этой иконой в такое небольшое отверстие. Интересная форма такая поклонения иконе – люди проходят под икону, а там действительно это сделать неудобно. Как сказано в Евангелии, что «старайтесь тесными враты войти». Но мы-то молодые, стройные все были, это легко у нас получилось. А я наблюдал, как там люди с трудом проходили.
Н. В. Карташова: - Пожилые.
Иерей Анатолий Правдолюбов: - Да. Уже в возрасте. Все равно такая форма почитания, отношения к образу. Он невероятных размеров огромный Спас Нерукотворный. Так вот накануне этого богослужения, на котором мы оказались в этом храме, мы вечером пошли прогуляться по улице, и на нас напали местные ребята. А мы не знали ничего о подробностях и деталях обыденной жизни этих людей. Романов-Борисоглебск стоит на реке Волге, по обе ее стороны. И как водится, в Новгороде это было исторически, когда через Волхов на мосту сходились на кулачные бои, здесь тутаевцы с правой стороны и с левой не особенно между собой дружили, судя по всему, как мы выяснили позже. И мы вышли вечером прогуляться, пройтись по замечательному славному городу Тутаеву, и на нас напали. И это было достаточно запоминающееся, во-вторых, мы совершенно не были к этому готовы. Группа молодых людей старшеклассников интеллигентного воспитания и образования – на тот момент сестра и ее одноклассники учились в лицее Воробьевы горы. Это было все так очень гуманитарно. Мы были совершенно не готовы дать отпор напавшим на нас местным ребятам, потому что мы не собирались ни с кем драться. Это было таким серьезным испытанием. Без подробностей я обойдусь, потому что это не очень интересно. Просто удивительно, что не я, ни моя сестра не пострадали в этом конфликте. И сейчас я понимаю, что это чудо. При том, что могло быть что угодно и как угодно, а Господь спас и сохранил. Были моменты в жизни, когда, знаете, есть такое выражение: чистому все чисто, и человек когда смотрит даже на вопиющие проявления какого-то греха, он этого не видит. Как у детей бывает такое непосредственное восприятие. И вот сейчас, уже по прошествии времени, я понимаю, что какие-то эпизоды в школьной жизни в старших классах, в студенческой жизни, в юности, как говорится: «грех юности не помяни Господи многа бо есть», что Господь отвел и сохранил именно молитвами предков от невероятного количества каких-то ситуаций совершенно лишних, ненужных в жизни, и которые бы могли испортить дальнейший путь и перекрыть доступ к возможности священнослужения. А Господь спасал по молитвам отца, конечно. Отец молился о нас с братом. Я об этом говорил всегда. Как в свое время дед молился о своих детях у престола Божия. И Господь действительно спасал и защищал, иной раз даже каким-то невероятным образом именно от того, чтобы нас отвести от каких-то тяжелых грехов и последствий. И это действительно чудеса. И я понимаю, что это не без помощи предков. И сейчас тоже, когда в жизни происходят другого характера сложности, я всегда молюсь, обращаюсь к своим родным святым, потому что знаю, что слышат. А часто бывает, что подходит на исповеди человек и говорит: «Батюшка, я молюсь уже много лет и ничего. Почему?»
Н. В. Карташова: - И ответа нет.
Иерей Анатолий Правдолюбов: - «Как так? Господь не слышит мою молитву?» Господь слышит любую молитву. Но если Господь не спешит ее исполнять, значит, она может нанести духовный вред больше, чем пользу. Господь решает Сам. И Он имеет на это право: исполнять наши прошения или нет. Тем более, что Он знает раньше просящего, что ему действительно нужно. Но нам же хочется, чтобы здесь и сейчас. И: «Господи, ну Ты же видишь, понимаешь». А Господь не дает не потому, что не слышит. У меня был такой эпизод. Я шел по улице, и два мальчишки шли на встречу. Когда было расстояние приличное, как они думали, я их уже не догоню, один из них повернулся ко мне и закричал на всю улицу: «Бога нет!» Я к нему поворачиваюсь и начинаю резко идти, к нему подходить. Они испугались. Они не успели убежать.
Н. В. Карташова: - Маленькие?
Иерей Анатолий Правдолюбов: - Подростки. 8-9-10, может быть 11 лет. Я подхожу и говорю: «Почему ты так говоришь?» Он не ожидал, что будет такая реакция. Смотрит на меня и говорит: «Я просил у Него велосипед, Он мне его не послал». Я говорю: «Ну, понимаешь. Ты живешь в городе Москва. Это действительно небезопасно. Твои родители за тебя очень волнуются и переживают. Есть масса других причин, почему Господь не послал тебе велосипед. Но ты не сомневайся, что Господь тебя слышит, потому что не в велосипеде счастье. И если вдруг ты просил, а тебе не дали велосипед, это не значит, что Бога нет». Как-то постарался объяснить, успокоить. Они пошли дальше. А в моей практике был совершенно удивительный случай, который еще забавней, чем велосипед. На тот момент я учился в Свято-Тихоновском богословском университете, и был таким молодым и совершенно ветреным студентом, назовем так. И учебный процесс меня не очень сильно интересовал. Я увлекался музыкой, любил ее слушать. Я и сейчас ее люблю слушать. И на тот момент, это начало 2000-х годов, появились новинки CD-плееры. То есть формат CD вышел. И это было популярно, модно. Это было очень дорого, и я не мог себе позволить купить CD-плеер, но очень хотел, мечтал. И был у меня такой эпизод. Одногруппник у меня был, Давид. Сейчас он уже отец Давид и служит под Краснодаром, что тоже очень радостно. И у него долгий путь к этому был. Рукоположение у него не сразу сложилось. И вот мы с ним после лекций выходим, и он говорит: «Ты знаешь, давай мы сейчас в метро встретимся с моей девушкой и вместе поедем. Ты не против?» Я говорю: «Конечно. Поехали». А до этого, на лекции сидя, а лекция была по догматическому богословию, замечательный наш доктор богословия отец Олег Давыденков читал, я слушая внимательно, что он говорил, у меня в какой-то момент, вдруг, в голове сама по себе возникла мысль, которая мне показалась совершенно крамольной и даже в какой-то степени неподобающей: «Если Господь всемогущ, - а это была именно эта тема по догматике, - ведь Ему ничего не стоит послать мне CD-плеер». Я настолько испугался сам этой мысли, что подумал: «Какая глупость. Господи, помилуй. О чем я вообще думаю». Это была просто мысль, не молитва и не обращение к Богу. И вот мы едем с Давидом в метро, заходит его девушка на одной станции, и у нее на поясе висит новый японский CD-плеер. Это даже не мечта, это – больше. Потому что это очень дорогое на тот момент оборудование было. Мы поздоровались, и я отошел чуть в сторону, потому что молодым людям есть, о чем пообщаться, они давно не виделись. Я стою в стороне, как бы участвуя во всем этом, но в стороне. В какой-то момент у них начинаются какие-то трения, выяснения отношений, какая-то сложность возникла, повышенные тона. И в какой-то момент его девушка поворачивается ко мне, смотрит на меня и говорит: «Ты хочешь CD-плеер? На!» Снимает с пояса, наушники вынимает и говорит: «Все. Он твой. Я тебе его дарю». В этот момент станция их, и они вместе выходят из вагона. Я стою посреди вагона в метро, в руках новый японский CD-плеер, и не понимаю, что происходит. Я не то, что этого не ожидал, а этого быть не могло. Я думаю: «Господи помилуй. Ну, вот есть. Слава Богу». Я наслаждался этим CD-плеером целый месяц. Я переслушал все, что мог и что не мог, дисков еще каких-то накупил, ходил. И по прошествии примерно месяца, мне стало понятно, что то, что я так хотел и желал, и мне казалось, что я буду самым счастливым человеком, когда у меня это появится, вовсе это не так. Это абсолютное заблуждение. И, по большому счету, это проблема большинства, особенно молодых людей, но и не только молодых, когда нам кажется, что наше счастье и внутреннее какое-то состояние зависит от внешних факторов и от того, что мы имеем. Это, конечно, с возрастом становится понятно, и заблуждение это проходит. А в Евангелие есть такие прекрасные слова, Господь, прежде чем рассказать притчу о богаче и Лазаре, говорит такие слова: «Жизнь человека не зависит от имения его». И очень наивно думать, что наше счастье может быть обусловлено чем-то, чем мы можем владеть. Это, конечно, совершенно неверно. И через месяц, чуть больше, мы опять с Давидом сидим на лекции, опять выходим после лекции, и он мне говорит: «Ты не против, у девушки моей тоже сейчас заканчивается учеба, мы вместе поедем?». Я говорю: «Конечно». И вот заходит его девушка, здороваемся, и она мне говорит: «Ты знаешь, помнишь, я тебе плеер подарила? Меня бабушка замучила просто, потому что это дорогой подарок, мне родители подарили». А родители у нее где-то далеко были на тот момент. И она говорит: «Бабушка каждый день меня спрашивает, где мой CD-плеер. Ты мог бы мне его вернуть?» Я говорю: «Забирай. Конечно». И она забрала его. Казалось бы, это совершенно простая, бытовая ситуация, но Господь и меня научил очень многому через это, и даже просто мысль была исполнена в этот же вечер.
Н. В. Карташова: - Батюшка, потом вы еще расскажите о святых своих предках.
Телефонный звонок: - Добрый вечер. Камшилов Валерий Васильевич.
Н. В. Карташова: - Здравия желаю, господин атаман. Вы из Касимова?
Продолжение телефонного звонка: - Да. Здесь благие дела. Годовщина будет Аксенова, космонавта. Его родина в Касимове. Будем устанавливать памятную доску.
Н. В. Карташова: - Царство Небесное.
Продолжение телефонного звонка: - Он друг мой и ваш. Так что приветствую вас из Касимова. Отец Анатолий тоже бывал в Касимове, наверное.
Иерей Анатолий Правдолюбов: - Не то слово. С самого детства, регулярно, каждый год там бываю.
Продолжение телефонного звонка: - Ну, значит, мы виделись. Я, наверное, постарше, 53 года. Вы много говорили о чудесах. Я немножко скажу именно о своем чуде. Как и все из деревни пошли в школу, и я пошел тоже в Карамышево, если слышали, в 6-летнем возрасте. Так получилось, что все бросили школу, и я бросил вместе. Перед Новым годом было, поехали за елкой, заблудился в лесу, нас искали. Это около деревни Поповка. И был у своего друга архимандрит Кирилл Павлов, духовник трех патриархов, который учился в техникуме 4 года.
Иерей Анатолий Правдолюбов: - В Касимовском.
Продолжение телефонного звонка: - Я вот считаю, что он меня спас. Поехало 7 подвод меня искать. Старший говорит: «Не отзывается. Волки будут». Уехали они. Потом опять подняли три подводы. И я откликнулся. Значит, я в жизни еще не все сделал и считаю, что это Божий промысел. На годовщину, столетие архимандрита Кирилла Павлова, я установил 4 доски на здании техникума, где он учился, и у Конюхова Федора, и даже планируем часовню у Конюхова, и планируем памятник на Мамаевом кургане, где он нашел в Сталинграде Евангелие и шел с ним и не боялся. Вот это я считаю для меня существенное, большое чудо. И когда воевал в Боснии и Герцеговине, я прошел и Абхазию, и Приднестровье, там были и бомбы, и 20 лет у меня рак. Сейчас он проснулся, перешел из почки в легкое. Но считаю, что не все дела я сделал. Господь Бог, наверное, бережет меня.
Иерей Анатолий Правдолюбов: - Конечно.
Н. В. Карташова: - Валерий Васильевич, если я не ошибаюсь, по-моему, вы, где икона Матроны Анемнясевская и много Правдолюбовых в святых.
Продолжение телефонного звонка: - Да. Это тоже Божий промысел. Это отец Константин Козылев, в том числе он военнослужащий ФСИН. Он служит в Бутырской тюрьме. Там есть отдельный уголок. Он меня приглашал, но мне рановато еще в Бутырскую тюрьму. По его благословению была написана эта икона. Она находится в тюрьме, в уголке висит, рядом с камерой, где сидела Матрона Анемнясевская. Там нижний ряд – четверо святых – Правдолюбовы, и один из них не Правдолюбов. Я могу их перечислить. Но лучше, наверное, отец Анатолий.
Иерей Анатолий Правдолюбов: - Да, конечно. Там священноисповедник Сергий…
Продолжение телефонного звонка: - Сейчас я скажу. Там первый - Александр Орлов.
Иерей Анатолий Правдолюбов: - Это духовник блаженной Матроны.
Продолжение телефонного звонка: - Николай, Сергий, Анатолий и мученик Владимир. Правда, там еще одной матушки не хватает. Я лет 30 ездил в Анемнясево, Нина Васильевна знает, старая часовня была. Были живы те, кто знал Матрону. И я загорелся пройти ее путем. И это свершилось с Божией помощью. Выяснил, что дом ее продали и перевезли, и он находится…
Иерей Анатолий Правдолюбов: - В Гусь-Железном.
Продолжение телефонного звонка: - Да. Был в этом доме. Там часть сруба осталась. Потом два года назад на канале «Спас» была передача большая о Матроне Анемнясевской. Я тоже посоветовал, где побывать, сам тоже побывал. После тюрьмы ее освободили в приют Грибоедова. Там сейчас находится завод. Там поехал во Владыкино, где находится эстакада, по случаю обстоятельств я строил ее. И предполагаю, что именно под насыпью находятся ее мощи. Но они должны появиться. Также съездили в другое место. Там ситуация, что она была похоронена в Долгопрудном, поставили часовню на могилке. Но потом отвезли все-таки во Владыкино, в храм. Вот такие чудеса. И мне интересно было. Моя прабабка 1886 года, православная, которая меня воспитала, виделись ли они, общались или нет. Поиски продолжаются. А когда мы с моим лучшим другом были в Касимове, древнем городе, ему исполнилось 850 лет, задумали поставить основателю – Юрию Долгорукому – памятник. Были на Оке. Но что-то не срослось и не получилось. Я долго думал, почему так получилось. И, в общем-то, стал дальше копаться. Оказывается, есть Богоявленский храм, вы знаете, там служит сейчас настоятелем Андрей Правдолюбов. У него отец Владимир. Я с ним хорошо, близко общался. И, оказывается, что около этого храма, у могилы Балакирева, был камень заложен, что сей город Городец был крещен князем Муромским. А кем? Глебом. А Глеб соответственно сын князя Владимира. Опять Божий промысел. Значит, отодвинулся у нас Юрий Долгорукий, и Глеб крестил жителей города.
Н. В. Карташова: - Как интересно. Благодарим вас, Валерий Васильевич.
Продолжение телефонного звонка: - И на этом месте я поставил памятник, бюст Александру Невскому. Он почил, по одной из версий, в Городце Мещерском. Я могу говорить очень много и долго. Что хочется пожелать? У меня, как и у Быкова, девиз: посеял зерно – оно взойдет. Дай Бог, пойдут другие люди. Но я еще добавлю: слова без дел мертвы. Самое главное пройти Великий пост. Но самое главное, наверное, не есть друг друга. Всем поклон.
Иерей Анатолий Правдолюбов: - Это точно.
Н. В. Карташова: - Благодарим, господин атаман.
Иерей Анатолий Правдолюбов: - Спасибо. И можно несколько слов о святой Касимовской земле добавлю. Это очень интересно. Там вокруг самого города Касимова и, вообще, в этой местности очень почитается мученица Параскева Пятница и святитель Николай Чудотворец. И есть несколько случаев зафиксированных невероятных чудес, когда святитель Николай являлся живым образом. И более того, мой отец брал интервью и записывал его на диктофон у очевидца этого события, которому лично святитель Николай явился. И как это произошло? Это было на дороге. В поселке Сынтул под городом Касимовом был чугунно-литейный завод еще до революционной постройки, Баташовых. Там интересная история своя, но не об этом. Это было послевоенное время, советские годы, человек хотел получить премию к Новому году и выработать пятилетку в четыре года. Поехал. Его все отговаривали: «В пятницу не надо ехать, потому что ты поедешь обратно, движение совершенно другое. - Это сейчас постоянно машины идут потоком сплошным, что в одну, что в другую сторону. В том время не было такого количества автомобилей на дороге. - Зима. Мороз. Гололед. Груженая машина дойдет до цели, а обратно пустой ты поедешь, уже под вечер. Если что-то произойдет, тебе никто не поможет. Ситуация будет тяжелая». Он сказал: «Да, ладно. Я справлюсь». И поехал. Доехал до места, сгрузил то, что вез, и обратно ехал на пустой машине. И, действительно, на одном из поворотов его заносит, потому что машина легче без груза, гололед. Он улетает с дороги в кювет и не может выехать. Пытается выехать, не получается, солярка мерзнет. Он понимает, что до ближайшего населенного пункта он не дойдет, у него нет для этого приспособлений, чтобы по снегу идти. Мороз крепчает. И мысли самые печальные приходят. Что делать – неизвестно. Сотовой связи нет, вызвать никого нельзя, помощи никакой. Он пытается выехать, ничего не получается. В этот момент стучат ему в кабину. Он открывает дверь – стоит дед в ушанке, в ватнике, в валенках – тогда все так ходили, - и говорит: «Что, сынок, застрял?» Он говорит: «Да. Застрял». «Давай я тебя толкну». Он его матом: «Ты чего, дед, совсем? Самосвал будешь толкать». Он говорит: «Ты не ругайся. Давай попробуем, а потом ты все мне скажешь. Все, что хочешь». Они пробуют, и он выезжает. Совершенно невероятно. Он вылезает из кабины – никого нет. Думает: «Наверное, дальше пошел». То есть он объяснить этого не мог. Он поехал сразу дальше, чтобы так аккуратно доехать до дома. Естественно сразу он поехал к матери, потому что не мог сообщить, а знал, что мама волнуется, хотел ее утешить. Приходит к ней в дом, она в переднем углу на коленях молится у лампады. Икона висит. Он заходит и говорит: «О, а этот дед меня сегодня на дорогу вытолкнул». Это святитель Николай, он его узнал на иконе. Это 50-е годы, после войны. Середина 20 века. Что удивительно, этот человек не стал верующим. Он как был комсомольцем, так и остался. Как в храм не ходил, так и не ходил. И отец его нашел и записывал с его слов эту историю, как непосредственного участника, и он все равно не был верующим человеком. Он так и скончался абсолютно в идее коммунистической стройки и всего прочего. Вы представляете себе, какая непробиваемая сила, мощь советского сознания, что даже явление святителя Николая живым не помогло.
Н. В. Карташова: - Но, может быть, на смертном одре.
Иерей Анатолий Правдолюбов: - Мы не знаем. Это уже их личное дело.
Н. В. Карташова: - Такое явление. Ведь удостоился за молитву матери.
Иерей Анатолий Правдолюбов: - И самое интересное, что похожий случай был на этой же дороге, но ближе к Касимову. И это было в районе Сынтула. А в Сынтуле стоит храм. Никольский там престол в храме Покрова Пресвятой Богородицы. Это описано в книге Городец Мещерский, краевед его какой-то составлял, к сожалению, сейчас не помню фамилию. Мужчине, который попал в беду, помог святитель Николай. Он говорит: «Давай я тебя подвезу, куда нужно». А он говорит: «Нет. Мне здесь рядом». И пошел в сторону Сынтула. То есть вплоть до такого. И о таких чудесах там можно очень долго рассказывать. И есть история, как человек из Сынтула, опять же с завода чугунно-литейного, носил в Клетино зарплату, на верфь. И когда он уже ушел на пенсию, перестал работать, он сел как-то с другом, с которым он раньше работал, как по русской традиции водится, немножко приняли, и ему друг покаялся, говорит: «Я хотел тебя убить. Ты носил зарплату через лес в Клетино, - там короткая дорога была, - и я несколько раз прятался и хотел тебя убить, чтобы завладеть деньгами, которые ты несешь. Но ты хитрый был, ты всегда ходил не один. С тобой шла женщина и мужчина».
Н. В. Карташова: - Святые?
Иерей Анатолий Правдолюбов: - А он ходил всегда один, но молился святителю Николаю и Параскеве Пятнице. Вот это история, которая тоже из уст в уста. То есть это реальная история, которая происходила с реальными людьми, и мы их знаем. Отец с ними общался.
Н. В. Карташова: - Удивительно. Сейчас мы уже не успеваем, но в следующих передачах нам обязательно нужно поговорить о всех ваших святых, начиная с дедушки, прадедушки.
Иерей Анатолий Правдолюбов: - Это очень много передач надо.
Н. В. Карташова: - Что же, сделаем.
Телефонный звонок: - Святитель Николай Чудотворец – один из любимейших наших святых. Даже иногда говорят так, что он покровитель путешествующих, плавающих и русских. У меня вопрос по произведению Николая Васильевича Гоголя «Тарас Бульба». Там есть упоминание, что на престоле в алтаре стоял трехсвечник, а не семисвечник, как теперь. Вы не подскажите, когда сложилась эта традиция? Когда поменяли трехсвечник на семисвечник?
Иерей Анатолий Правдолюбов: - Это прекрасный вопрос, потому что он заботит многих. И даже последнее время можно найти в интернете статьи на эту тему, которые говорят о том, что наш семисвечник – это наследие от миноры ветхозаветной, что семь лампад – семь свечей, это глубокая символика. Но это совершенно не так. И вот этот вопрос о трехсвечнике как раз свидетельствует об этом. Замечательный, прекрасный, удивительный батюшка, знаток своего дела, устава, и просто совершенно невероятно приятный человек в общении, я только каюсь, грешен, забыл его имя, но на курсах повышения квалификации он нам читал курс лекций по этому вопросу и рассказывал как раз. Он является настоятелем единоверческого храма в Рогожской слободе. Невероятно интересный и умный рассказчик, и он как раз нам рассказывал, что семисвечник в алтаре выродился, по его выражению, и я с ним полностью согласен, в минору совершенно неправильно и неверно, потому что никакого отношения семисвечник в православном алтаре не имеет к ветхозаветной миноре. И эти семь лампад являются числом символическим, но никак не связанным с минорой. Почему? Потому что раньше был трехсвечник. А исторически, с самого начала, была одна лампада, которая ставилась перед запрестольными образами. Что такое запрестольные образы? Это крест – Распятие Господне и икона Божией Матери. Они стояли непосредственно сразу за престолом. И перед ними стояла лампада. Сначала одна, а потом она превратилась в трехсвечник. И как раз в Покровском храме села Маковеева у Никольского престола, о котором я уже упоминал, стоит как раз трехсвечник, а не семисвечник. Семисвечник – явление позднее, скорее всего синодального периода 19 – начала 20 века. Может быть чуть раньше. Но в любом случае это не древнее явление, и изначально там была одна лампада, потом трехсвечник, и уже совсем позднее явление, по словам этого батюшки, который нам читал эту лекцию, как знаток и профессионал в этом вопросе, это семисвечник. Более того, запрестольные образы отодвинулись от престола и переместились на стену алтаря. То есть Распятие и икона Божией Матери сейчас находятся у стены. Как правило, там есть окно, и в алтаре их тоже три. Символически так всегда было. В конце 19 – 20 веке эти центральные окна стали закладывать для того, чтобы там устраивать изображение воскресшего Спасителя. Во многих московских храмах так. И окно это закладывалось, хотя исторически эти три окна в алтарной части символизировали Святую Троицу. Крест и икона Божией Матери отодвинулись и стали справа и слева от Горнего места. А семисвечник превратился в такую вот, по сути, выродился, в минору, как говорил нам этот батюшка на занятиях, и стал самостоятельной единицей, которая стоит за престолом. Но исторически так никогда не было. Это не значит, что это какой-то кошмар, ужас и потеря смыслов, и что нужно что-то возвращать и исправлять. Это живое проявление церковной жизни. То есть так сложилось исторически. И трехсвечник, и семисвечник – являют собой равнозначное и равноценное то самое возжжение огня перед запрестольными образами, просто они увеличили свое число. В этом нет никакой мистики или какого-то такого сакрального значения. Это лампады перед образом Спасителя, Распятия и Божией Матери – иконами за престолами.
Н. В. Карташова: - Благодарим. Как интересно.
Иерей Анатолий Правдолюбов: - Всего доброго, храни Господь. И, дай Бог, благополучно преодолеть оставшуюся часть Великого поста, Страстную седмицу пережить и встретить Светлое Христово Воскресение.
Н. В. Карташова: - Спаси Христос.
Добавить комментарий