26.02.2025 10:55:40

Слушать: https://radonezh.ru/radio/2025/02/11/19-00
В. В. Лебедев: - Добрый вечер, дорогие братья и сестры. В нашей передаче мы говорим о семье, о разных аспектах семейной жизни. Семейная жизнь начинается с брака. Мы, конечно, как православные люди говорим о настоящей семье, в первую очередь о венчанных браках. Хотя, не всех сначала и венчают. Может быть, и правильно делают. Потому что сейчас выходят замуж, женятся молодые люди как хотят, вообще, живут, как хотят. Эта передача и про воспитание, в частности. А если мы не воспитываем своих детей, вы, радиослушатели, я, наш гость студии – протоиерей Михаил Дудко, то потом, когда они могут по возрасту выбирать себе спутника жизни, они не слушают никого. Получается, что иерархия пока есть – родители, - но ни мальчики, ни девочки не очень-то спрашивают. В Церкви спрашивают, но очень часто недовольны. Часто слышишь: «Вот он, - известный протоиерей, - говорит, как ему кажется. Это все принуждение. Это все не так должно быть. Любовь должна царствовать и свобода». Я сам слышал. Протоиерей известный при этом. Потом все развелись, естественно, поскольку последовали свободе и любви. Молодые не понимают, что видно, кто эта пара будущая. Как маленький ребенок подходит – видно, обманывает или нет, в кармане что-то держит. Так же взрослому человеку, а тем более духовному видно, что это все не то. «Нет. Не то говорит». Результат мы часто оглашаем: 9 разводов из 10 браков сейчас почти во всех областях. Они отличаются. В столицах побольше всего, всякой свободы и разнузданности в результате. В крепкой провинции повыше и рождаемость, и разводов поменьше. Но тоже все сближается. Положение катастрофическое. Что делать не понятно. Почему пришел отец Михаил Дудко? Потому что он тоже не доволен этой ситуацией. Я его спросил перед передачей, влияет ли беседа с пастырем сильно? Что по этому поводу говорят потенциальные женихи и невесты? Он мне не стал долго рассказывать, расскажет вам, наверное. Волнует еще вот что. Выходят замуж уже не за иностранцев, что девушки очень любили при советской власти, чтобы свобода была, мир посмотреть. До 56 года за это сажали в тюрьму – за связи с иностранцами, за связи, ведущие к шпионажу. Две статьи было по этому поводу. Поэтому не очень-то куда-то выедешь. Это сформировало тягу такую – «хорошая заграница». До Великой Октябрьской революции этой тяги не было. Дворянство туда не стремилось, а простые люди вообще это считали позором. Я свидетель. Два раза уже рассказывал за 10 лет. Моя бабушка жила в городе Мичуринске. Это Козлов Тамбовской области. Маленький районный город, но достаточно известный, многие деятели, церковные в том числе, происходят из него. Они были мещане. Выйти замуж за иностранца – не за киргиза, Киргизии – такой страны не было тогда, - они считали позором. А были парикмахеры, управляющие, гувернеры - немцы, образованные, интеллигентные по сегодняшним меркам люди. Французы были также. Заметьте, не наши ехали из Козлова работать в Париж, а из Парижа в Козлов. Это в крестьянскую-то и упадническую Россию, как учат нас до сих пор кто-то, кто восстанавливает любовь к революции, к советской власти и так далее. И девицы считали позорным завести отношения с ними. Сейчас мигранты к нам приехали миллионами. Сколько слышится сейчас: и женат, и ребенок здесь. Вот и все. Еще семьями приезжают. Вообще, не понятно, почему они должны приезжать с семьями работать? Почему этот брак появился? Кто благословил эту жену? Допустим, она нецерковный человек. Хорошо. Вчера в Москве стоит в очереди мальчик, половинчатый, видно, при нем бабушка наша. Вот как она свою дочь благословляла-то? А если взглянуть на карту нашей родины, то сколько такого? Если учесть, что рождаемости у нас нет. Никто никого не спрашивает и не благословляется. Ребята тоже могут жениться на ком угодно. Где семья? Где дом? Отец Михаил, как вы к этому относитесь? Вымирает наш народ-то.
прот. Михаил Дудко: - Да. Это большая проблема наша. К сожалению, у нас коэффициент рождаемости по последним данным 1,4. Для того чтобы вы поминали, коэффициент 2 рождаемости если, значит, сколько было, столько и осталось. Но надо немножечко больше обычно, потому что смертность какая-то есть, кто-то замуж не вышел, кто-то детей не принес. Поэтому 2,2 – это критическая черта такая. А у нас 1,4. Это значит, что в скором времени нашу огромную, богатую, замечательную страну, самую большую в мире по площади, неким будет населять. Это же огромная проблема. И из этой проблемы существует два выхода. Один выход – рожать больше и населять эту землю, как говорил Господь: «Населяйте землю и обладайте ею». Это как раз первая, наверное, заповедь Божия, гораздо раньше 10 заповедей этих, которые Моисею дал на горе Синай Господь. Он дал Адаму и Еве еще.
В. В. Лебедев: - Это райские еще заповеди.
прот. Михаил Дудко: - Обладайте землею. Как? Через что? Через то, чтобы рождать детей и обладать землей. Это наша главная задача и главная заповедь, я даже скажу. Это не просто так наше хотение или наше беспокойство чисто светское, которое можно посчитать на счетах арифметических. Нет. Это заповедь Божия, которую мы должны выполнять, но, к сожалению, как мы видим, этого нет. У нас 80% православных по переписи, по статистике, а выполняют ли заповедь Божию эти люди – под большим сомнением. Потому что, конечно, мы видим, что обладать землею мы не в состоянии сейчас в той мере, в какой это заповедано Богом. И второй выход – иноплеменников призвать. У нас Африка целая перенаселенная есть. Бывшие республики Советского Союза, а ныне независимые государства, в которых кушать нечего иногда, живут плохо, а в Москве лучше. Даже если ты дворником нанялся, все-таки у тебя будут деньги не только для того, чтобы себя прокормить, но еще посылать домой. А там кто-то из твоих сыновей будет строить дом, и через некоторое время можно будет приехать в благодатную Ферганскую долину и там вселиться в построенный на дворницкие деньги дом с семьей. Но это я, конечно, немножечко утрирую. Часто люди не на дом свой копят там, а, наоборот, из того дома, который у них там есть, переселяют всех своих и знакомых, и всех родственников. И все получают, что удивительно, гражданство, льготы, возможность образования, медицинской помощи и так далее.
В. В. Лебедев: - Речь идет уже об их родителях. Сейчас решается вопрос, как пенсию выплачивать. А причем тут пенсия? Почему они не должны ее на родине получать? Кто-нибудь этим вопросом задавался?
прот. Михаил Дудко: - То есть все социальные льготы, на которые заработали наши предки и те, кто сейчас трудится и работает. И мы сами потрудились здесь. Но получать почему-то должны те люди, которые совсем недавно сюда приехали и на эти деньги прекрасно живут. Вот об этом, я прекрасно помню, как отец Димитрий Смирнов говорил, немножко, может быть, резковато, он всегда заострял немножечко проблему, но, мне кажется, в этом случае это как раз оправдано очень. Сколько не заостряй, но острее того, что есть уже реально, не будет. Потому что, действительно, происходит народозамещение, скажем так, прямым языком. То есть один народ, русский народ, замещается людьми приезжими, которые здесь никогда не жили, и которым здесь «любовь к святыням» и к «отеческим гробам», о которой писал наш знаменитый поэт, не свойственна. У них свои гробы и свои святыни в буквальном смысле этого слова. Они же неправославные все. Конечно, они не будут ценить чужие святыни. И уж тем более отеческие гробы. Мы видим, как даже на Украине-то памятники тем людям, которые уже упокоились давным-давно, которые внесли вклад в культуру, в том числе и Украины, которой тогда и не было, кстати, сваливают памятники. А что будет здесь? Если вдруг окажется, что уже не русский народ самый большой, населяющий нашу страну, народ, а какие-то совсем другие народы с другими корнями, другими святынями, с другими отеческими гробами. Это, в общем, печальная такая история. Не хочется на эту тему и думать, потому что человеку не свойственно, вообще, думать о печальном. Он всегда оптимист, старается плохое забывать. Свойство человеческой памяти такое. И когда человек думает о будущем, то думает не о самых катастрофических вещах, а думает скорее о тех вещах, которые с неба ему сваляться иногда. Иногда такое бывает. Господь как-то благословляет нашу родину. Я даже удивляюсь иногда, насколько не совпадают результаты с теми делами, откровенно сказать, не очень хорошими, которые мы делаем. А Господь все равно благословляет, все равно дает нам что-то хорошее, несоответственно даже нашему вкладу в это дело. Так что, конечно, надежда есть. Но, так или иначе, для нас очень важно, конечно, то, что вверенная нам земля должна нами быть обладаема, оберегаема, возделана. Она огромная, колоссальная. Я сравнительно недавно слышал одного человека, который сказал, что американцы сейчас больше всего бояться объединения китайцев с русскими, того, что будут работать две страны вместе. И они боятся, что огромное население Китая придет на пустую почти площадь России, что один народ явится. Но это, конечно, фантастика. Так быть не может. Но люди этого боятся. Не самого Китая, а того, что это огромная наша страна вдруг окажется густо населена. Вдруг окажется, что на ней много населения, и что все будет разрабатываться, и все будет беречься, потому что там люди пытаются беречь те крохи, которые у них есть. А у нас много всего. И если соединить огромное количество людей с огромными богатствами, то богаче и сильнее страны не будет на земном шаре. Так мы-то должны в это какой-то вклад внести. Не китайцев же нам ждать, чтобы они пришли и заселили тут нашу страну.
В. В. Лебедев: - Китайцы, слава Богу. Говорят китайцы в Сибирь придут. Как я узнал у специалистов, китайцы так устроены, неважно императорские или коммунистические они или теперь конвергенция – не понятно, - что они, кроме небольших районов – Чайнотаун, например, где-то, - в принципе за границу Китая не переходят, чтобы жить. Поэтому они вот так буквально в Иркутск не придут жить. Собирать там средства, занимаясь бизнесом или чем-то, они могут, но населить – нет. Это я сказал, потому что многие волнуются. Но на самом деле, правильно отец Михаил сказал, насчет разряженности населения. И браки отсутствуют, и женихи, и невесты. 172 или 178, точно я не помню, место в мире, то есть почти последние мы, осталось стран 10, по-моему, по густоте населения. Вообще, значит, никакая. Должно же быть миллиард. Мы же больше Китая. А у нас лозунг времен Бориса Николаевича Ельцина – мы подписали в Каире соглашение, о сокращении населения. И прямо по телевизору и сейчас государственные деятели сообщали, что чем меньше народа, тем, как говорят люди, больше кислорода. Хорошо, когда мало.
прот. Михаил Дудко: - А вы знаете, что дальше будет? Всем сейчас вдалбливается, кстати, до нас это тоже доходит, а вообще на уровне экспертов, в особенности на уровне тех, кто выехал заграницу, украинские эксперты, и эксперты из недружественных стран, говорят, что для нас слишком много территории. Это нерационально так жить. Что это такое? Эти богатства принадлежат не только народу, который там, который не может с ними справиться даже, собственно говоря. Мы им поможем освоить все эти ресурсы, и они поделятся с нами. Поэтому нужно разделить Россию на несколько частей. Переселить всех в Московию, что, кстати, и делается сейчас постоянно. В Москву очень много людей переселяется. Земля опустошается не только тем, что не рождаются люди, но и тем, что съезжаются все в один центр. И потом очень легко будет просто отрезать, даже не половину почти континента, России, а отрезать 9/10. А все остальные 150 миллионов – это на самом деле плотность стран Европы. Если приблизительно соотнести одно с другим, то окажется, что все это население может уместиться в пределах Московской и сопредельных областей. И все. И достаточно вам, скажут. А остальным мы сами будем заниматься.
В. В. Лебедев: - Даже уже планы есть.
прот. Михаил Дудко: - Разделить.
В. В. Лебедев: - Вот эти конференции шли в 22, в 23, в этом году что-то не было, наших иммигрантов, иноагентов, которые сидят в Литве, в разных местах. Вы знаете, о чем речь идет. Мы не будем политикой сейчас заниматься. Ходорковский, Каспаров и так далее – целый ряд одних и тех же сидит. Там мы называемся уже, согласно прежнему еще американскому плану 57 года, различными областями. Даже названия уже есть. Например - Соединенные штаты Сибири, Уральская республика. Так ее почти основали. При Росселе-то губернаторе. И флаг же есть ее.
прот. Михаил Дудко: - Вот до чего дошли.
В. В. Лебедев: - Это дело прекратили. «Берите больше суверенитета», - сказал Ельцин. Значит, было задание брать больше его. Мы еще так сильно не распались. Но вот только отделились республики наши, которые обозреватели именуют странами, что не так. Страна у нас Россия. Хотя некоторые уже далеко отстоящие азиатские, наверное, уже страны отдельные. Да. Что нельзя сказать про Украину и Белоруссию.
прот. Михаил Дудко: - Где популяция настоящая, которая связана, в том числе, и с низкой рождаемостью и низкой ответственностью наших людей. Она ведь напрямую связана и с этими планами расчленить Россию, сделать так, чтобы все жили в Московской области и сопредельных областях, а все досталось бы другим народам.
В. В. Лебедев: - Так руководит-то кто? Мы же понимаем, что Трамп что-то кричит, и создается впечатление, что он распустил это id, то и се. Но, наверняка, просто обновляется эта глубинная структура. Что вы слушаете опять? «Ой, голос Америки прикрыли». А кому он нужен-то? Как правильно сказал один слушатель, что там что-то скрипит, кто-то что-то говорит, не зная нашей жизни.
Телефонный звонок: - Я уже практически не слушаю новости, потому что от фамилии Трамп уже просто какая-то аллергия наступает. Я хочу сказать по поводу перенаселения Москвы. Мы-то все это понимаем. Но куда же смотрит наше правительство? Ведь для чего Москву раздувают, как резиновую? Вырубают леса, дышать нечем? У нас же есть Московское правительство, у него бы спросить, у Собянина, например, что творят с Москвой.
прот. Михаил Дудко: - Правильно вы совершенно говорите. Другое дело, что мы, конечно, не можем ставить здесь, на радио «Радонеж», задания правительству и отвечать за него, конечно. Это понятно и так. Мы понимаем, что проблема комплексная, в ней много составляющих. Конечно, одну из составляющих вы правильно назвали. Я не знаю, насколько она доминирующая или второстепенная. Но факт есть факт. Мы видим, что население как бы сгребается со всех точек нашей обширной земли и свозится, и съезжается само, кстати, и возить-то не надо, в самую богатую точку России – Москву. Это есть. Но тут мы можем мало чем помочь, я боюсь, здесь, на радио «Радонеж». А нашей задачей, как людей принадлежащих к Православной культуре, Церкви, священников, людей, которые работают на этой ниве давным-давно, является призыв в первую очередь вспомнить о заповедях Божиих и о той заповеди, о которой я уже говорил: плодитесь, и размножайтесь, и обладайте землей. Поэтому я очень часто, к сожалению, вижу, что люди приходят в разум уже достаточно поздно. То есть они начинают понимать что-то, когда плодиться и размножаться уже достаточно поздно становится. А в то время, когда была такая возможность, оказывается, что самые патриотичные, ратующие за демографическое возрождение, не очень-то и двигались в этом направлении почему-то. Понятно, что времена тяжелые сейчас, поэтому падает рождаемость. А что, когда-то были легкие времена? Мне приходилось заниматься самыми маленькими детьми в 90-е годы. Все знают, что такое 90-е годы – тяжелое время очень. А сейчас уже моим детям приходится тоже воспитанием детей заниматься. Тяжелые годы? Да. А через некоторое время они будут легче? Я почти не сомневаюсь, что новые вызовы и для нашей страны, и для всего мира будут. И дай Бог, чтобы они не были еще более тяжелыми даже, чем перед нами стоят.
В. В. Лебедев: - Сейчас на Украине какая жизнь-то в некоторых местах? Вот вам сразу и наступило в одночасье тяжелое время. А у нас что? Какие легкие были? 50-е годы что ли? Когда в штандер во дворе играли и на самокате катались на подшипниках, на колесах. Что там было легкого? Да ничего. А дальше что легкое будет? Квартир никаких не было, с 60-х годов еды в магазине не стало. Сейчас времена легкие, я считаю. Да у нас о выпускниках, только школу закончили, спрашивают: «А у твоего сына какая машина?» Это же невидаль для прежней жизни. «Да, у него Mitsubishi». Это буквальный разговор двух женщин. Мы начали о женихах и невестах, что дети должны вступать в брак по благословению, желательно хотя бы посоветоваться, дошли до популяции, то есть исчезновения нашего населения, до мигрантов, странных законов, связанных с этим. Вот вроде бы поправляют, а странное главное остается.
Телефонный звонок: - Мне кажется, что это очевидно, что за наши грехи это происходит, за детоубийства наши. Я хочу на своем примере это показать. Так получилось, что первого ребенка я родила в 20 лет, а второго и третьего в 46 и в 47. И эти дети покаянные мои. Я горько плакала, каялась за аборты, и Бог мне неожиданно, можно сказать, дал одного за другим ребенка в таком возрасте. Они выпрошенные, выплаканные. И так получилось, что я одна осталась с детьми. Но сколько мне дает Бог на них, в каком изобилии – я не ожидала. И для меня это чудо открылось неожиданно. Мне даже говорят в школе: «Как у вас дочка хорошо одета». Они не знают, откуда это беру я. Мне дает Бог самое лучшее. Детки только подросли – практически новая одежда – это я все привожу в порядок. Никто даже не догадывается, что это не новая одежда. Сейчас же в основном так детей растят. И питание – такие источники у меня находятся, что я кормлю полноценно, в изобилии все круглый год имеют дети. Я удивляюсь и не перестаю благодарить Бога, как это происходит? То есть стоит только решиться, а Он Сам тебе поможет и сделает за тебя все. Хотя, когда я была беременна третьим ребенком, я видела, что здоровье уже не совсем позволяет. Но я сказала сама себе, что я лучше пусть умру, но ребенка я рожу, аборт никогда не сделаю больше. И Бог мне дал красивого, здорового ребенка. И внуки у меня сейчас от первого. И нас много. И мы счастливы. И мы не ожидали, что такое может быть. Я убеждаюсь всю свою жизнь, что если человек будет с Богом, он никогда не будет Им оставлен.
В. В. Лебедев: - Спасибо вам.
прот. Михаил Дудко: - Трогательная история. Подтверждение того, что Бог действительно не оставляет тех людей, которые стараются жить заповедями.
В. В. Лебедев: - Это буквально иллюстрация пастырской проповеди. У нас люди стоят в храме головками кивают, а делать ничего не делают, а потом говорят: «Ну, это все фантастика». Вот вам звонок! Пожалуйста! Какая фантастика?
прот. Михаил Дудко: - Удивительно. Пока наша радиослушательница говорила, я посчитал, что если в 20 лет первый ребенок родился, а второй и третий в 48 – разница между ними почти 30 лет.
В. В. Лебедев: - Да. 27, 26.
прот. Михаил Дудко: - То есть это огромная, колоссальная разница. И любой нормальный в кавычках человек сказал бы: «Хватит уже». Но нет, человек обратился к Богу по-настоящему и решил и грехи свои замолить деятельным образом. Не просто: «Господи, прости меня. Пойду на исповедь, причащусь и опять буду тем же самым заниматься». Такое тоже бывает, к сожалению. А это деятельное покаяние – на место зла поставить добро. На место аборта – поставить деторождение. Вот если бы все брали с этого пример, я думаю, проблем бы у нас никаких не было. Все эти коэффициенты ушли бы в прошлое. А осталась бы радость и благодарность Богу за то, что Бог дает возможность даже невероятного по житейским меркам дела. Кстати, самые достойные плоды приносили ведь люди, которые уже в старости находились. Это мы знаем по Священному Писанию, что плоды добродетелей, Божии дети, появлялись в очень позднем возрасте.
В. В. Лебедев: - Это чудо было.
прот. Михаил Дудко: - Да. Авраам и Сара, Иоаким и Анна.
В. В. Лебедев: - Елизавета и Захария.
прот. Михаил Дудко: - Это совершенно удивительные вещи. И это освященные каким-то особым покровительством Божиим дети. Так что, слава Богу, что Бог не оставляет и сегодня этих людей самоотверженных, о которых мы можем только помолиться, чтобы все им дал. Если есть возможность и помочь им, потому что, конечно, трудно, но тем не менее люди идут на такой подвиг. А есть люди, у которых и подвига никакого особого нет, потому что наши предки не воспринимали деторождение как подвиг, а как естественное дело. И люди уже считают, что это подвиг, за который им надо памятник ставить. Но я бы поставил, конечно, матери памятник. Это да. Любой матери поставил бы памятник, потому что мать – это, конечно, дело святое. Но тем не менее сказать, что это дело какое-то необыкновенное и выдающееся – нельзя. Более того, благословленное Богом и заповеданное Богом, которое мы должны выполнять. Мужчины, конечно, долг поддерживать это. Бывает, что не поддерживают. А женщины спасаются деторождением. Это известное определение из Священного Писания, которое все мы должны помнить. Даже если женщина немножечко ворчит в доме, если она немножечко мужа смиряет: «Почему ты так мало принес? Нам детей кормить нечем». Еще что-то такое делает – ничего. Все равно, если есть деторождение, она спасается не своей ворчливостью, а тем, что она принесла такой достойный плод, на котором и Церковь держится, и жизнь нашей страны держится, и будет продолжение этого в будущем.
В. В. Лебедев: - Как сказала наша радиослушательница, что Бог все дает. Я помню отца Дмитрия Смирнова, были у него встречи, потом заработали организации по борьбе с абортами. А в 90-х были встречи в общественностью, с женщинами, по поводу абортов. Но там естественно полуправославная аудитория, иногда и православная, и просто светские люди приходили. Я присутствовал, потому что я некоторые из них организовывал. Были такие вопросы у женщин: «Как нам рожать, когда квартиры маленькие? Где же будут жить?» Отец Дмитрий еще тогда не был резкий: «Да вы говорите, что у вас квартиры маленькие, поэтому вы делаете аборты. Если бы не делали аборты, то квартиры бы у вас были бы большие». Вот женщина это подтвердила. Казалось бы, как это описать? Но это правильно.
прот. Михаил Дудко: - Бог не оставляет человека, который на Него надеется. Это правда.
В. В. Лебедев: - Ну, а если делает аборты – то и квартира будет маленькая.
прот. Михаил Дудко: - Конечно, это не отменяет наших трудов, того, что муж должен заботиться о благосостоянии семьи.
В. В. Лебедев: - А другие труды будут. Почему будет другая квартира? Даже со светской точки зрения – когда люди эгоистичные, бездеятельные, у них ничего и нет. А если они деятельные, то у них и квартира будет, и дети будут. Вот вам, пожалуйста.
прот. Михаил Дудко: - И Бог поможет. Не просто с неба упадет квартира, конечно, я согласен, просто человек будет иметь серьезный стимул, во-первых. И Бог ему будет помогать, если он будет трудиться, работать, зарабатывать на это. И государство до сих пор дает возможность получить льготы. То есть все это на самом деле возможно. Просто не надо отговариваться тем, что сейчас времена трудные. Нет.
В. В. Лебедев: - У нас вообще-то передача про то, как замуж выдавать. Почему не слушаются? Почему выходят замуж за иностранцев? Мужчины женятся не известно на ком. И потом 9 разводов из 10 браков. Кстати, насчет рождаемости. 1,4 – это объявили. Было 1,3. Но, вроде, выросло, откуда – не понятно. Дело в том, что в разных областях – разная статистика. И вот на одном совещании большом донеслось даже, а я перепроверил, позвонил, что есть места у нас, (в Европе тоже рождаемости нет – от 1,5 до 1,3) где 1. Я говорю: «Да не может быть». А вот есть – один ребенок. Это уже за гранью. Это вымирание, о котором, кстати, говорил отец Дмитрий, что к середине века русского народа не будет. Вот слово человека, который живет духом. Не будет уже прежнего народа. Идет народозамещение, правильно вы сказали, отец Михаил. Поэтому с кем вступать в брак – это на самом деле очень важный вопрос. Мы просто уже заговорили о результатах семейных, когда дело не так идет. А чтобы оно так пошло, надо воспитывать детей хотя бы послушных. Тут недавно один человек поразил своих родителей. Православный парень, ходит в храм, церковный человек. Взял и женился на моих глазах на какой-то женщине. Никто не пришел, не спросил. И она не представилась. Вот как.
прот. Михаил Дудко: - Мы, кстати, упомянули женщин, которые выходят замуж за мигрантов – людей совершенно чуждых культурно и по религии.
В. В. Лебедев: - Вот именно. Мигранты у нас разные. Совсем недавно у нас белорусы строили, украинцев 6 миллионов.
прот. Михаил Дудко: - Это фактически те же русские.
В. В. Лебедев: - Они точно такие же, даже иногда более православные.
прот. Михаил Дудко: - Как сказал один протоирей уже покойный ныне, из Белоруссии: «Мы белорусы – более русские, чем вы. Потому что до нас никакие колонны захватчиков не доходили. Мы прятались в болотах. Сохранили в чистоте свою русскую кровь. А вы уже тут вперемежку все».
В. В. Лебедев: - А на Украине число воцерковленных людей – мы сейчас не говорим о тех, с кем воюем, а о тех, кто сам страдает, – больше в среднем. Это раньше чувствовалось.
Телефонный звонок: - Наверное, воспитание должно быть на государственном уровне начиная с садика, в школах. И для этого надо, чтобы закон Божий им какой-то преподавали, на хорошем, конечно, уровне. Если этого не будет, мне кажется, мало что изменится, потому что мы-то уже своих детей вырастили, какими вырастили в 90-е и другие годы. Уже, к сожалению, назад время не вернешь. Много наделали ошибок. Были вне Церкви. Так, может быть, все-таки со школы начинать? На государственном уровне. А по поводу мигрантов с семьями – надо, наверное, чтобы на правительственном уровне решали вопрос с коррупцией.
прот. Михаил Дудко: - Вы правильно все говорите.
Продолжение телефонного звонка: - Мы говорим, но, к сожалению, мало что меняется пока.
В. В. Лебедев: - Ввели предметы Основы православной культуры, потом Основы духовной культуры. А потом их убрали из учебного процесса. Сейчас восстанавливают. Опять будут Основы духовной культуры в 5 классе. Это имеется в виду, что каждый, наверное, будет выбирать согласно своему вероисповеданию.
прот. Михаил Дудко: - Духовная культура народов Российской Федерации. Винегрет, к сожалению.
В. В. Лебедев: - Прямо скажем, что в других странах, которые утопают в разных обычаях, которые запретил Трамп, есть такие предметы. В Германии – Закон Божий. Он не называется Основами культуры. А в институтах теология – богословие протестантское и католическое в пропорциях области.
прот. Михаил Дудко: - У меня была австрийская семья знакомая, когда их дети ходили в школу, там был предмет по религии, в основном католической, потому что Австрия – католическая страна. Но поскольку эти дети заявили о том, что они православные, им разрешалось в тот день, когда изучается католическая культура, не присутствовать на этих занятиях, но они ходили в воскресную школу при храме. Это было в Вене. Там очень красивый храм и школа.
В. В. Лебедев: - Наш?
прот. Михаил Дудко: - Да. Русский православный храм. Они приходили с дневником, куда священник или преподаватель Закона Божия ставил им оценки. И без этой оценки они не могли закрыть даже год учебный у себя в школе. Они должны были принести из своего храма заполненный дневник: что преподавалось, оценки. И только после этого они заканчивали школу. Вот казалось бы. Безрелигиозная Европа. Но не все так бывает. Правда, это было уже больше 10 лет назад. Может быть, сейчас это как-то изменилось. Но это было. Если бы у нас было так! Ведь у нас Православие – религия доминирующая. Почему бы и не изучать не какие-то абстрактные культуры калмыков или бурятов, которые буддисты, например. Мы с ними в реальной жизни, может быть, и мало сталкиваемся, вообще. Зачем нам знать именно эту культуру? Чуть-чуть можно на уроках истории. А наша Православная религия должна хорошо быть знаема, узнаваема. Иначе у нас получается такая же ситуация, как я сегодня разговаривал с депутатом Государственной Думы, который предложил сравнительно недавно сделать Пасху и Троицу праздничными нерабочими днями. Оказывается, у нас это не праздники по государственному. Они же всегда в воскресенье, поэтому мы это не очень хорошо знаем.
В. В. Лебедев: - Нет, нет. Он не так предложил. Троица – да. А Пасха – выходной день. Это приняли в 90-е годы. Ее нельзя переносить – рабочий – нерабочий день.
прот. Михаил Дудко: - Так или иначе, эта инициатива активно обсуждается сейчас. Но почему мы так все запустили на самом деле? В той же Англии – Великая Пятница – никто уже со второй половины дня не работает. В субботу перед Пасхой – автобусы уже не ходят даже. После Рождества тоже второй день – день в который все идут в храм для того, чтобы положить в коробочки свою лепту на бедных. Вот какие традиции.
В. В. Лебедев: - С благотворительной кружкой ходят.
прот. Михаил Дудко: - Какие-то вещи нам неплохо усвоить и из прошлого, конечно, и Западной Европы, которая все-таки имела христианские корни. Сейчас она от них отказывается. Но почему бы нам лучшее не взять из прошлого той же Европы. Да и у нас прошлое очень богатое и хорошее. Можно и не подражать никому, а просто обернуться к своему прошлому. И народонаселение росло в Российской империи, и промышленность строилась, и в то же время праздники соблюдались. Сейчас какой нам дают ответ? Если праздники мы введем, то бизнесмены будут переживать, потому что им нагрузка дополнительная на бизнес в связи с праздниками дополнительными. А почему-то в Западной Европе не переживали об этом. А почему-то в Российской империи праздники двунадесятые праздновали, отмечали. И ничего. Экономика росла прекраснейшим образом и население росло.
В. В. Лебедев: - Но простите, есть же очевидные вещи. Можно заглянуть, посмотреть. Вот у нас растут неокоммунистические настроения. Что неверно исторически. До сих пор про царскую Россию почти на 100% неправда рассказывается. А то и прямая ложь. А главное, есть очевидные вещи. Вот жили, ни свету, ни газу. Это понятно. Ни образования, ни того, ни сего. Простите, а люди-то откуда? Что главное, в конце концов, в жизни человека? Жизнь. «Избери жизнь», - говорит Бог. Имеется в виду праведная жизнь во Второзаконии. Я примерно говорю, - «Я показал тебе добро и зло, жизнь и смерть. Избери жизнь». Так в царской империи при «не том царе» была же перепись населения – 1897 года, в 96 он заступил, и 17 года. За 20 лет 122 миллионов в Российской империи приросло до 160 миллионов. Это отмечено как рекорд. А к войне потом 10 миллионов за 25 лет. Разница есть? Правда, многих постреляли. Но все равно. Ввели аборты с 20 года. Вот и все. Некоторые говорят 60, это неправда. 40 с чем-то. Но это же необыкновенно. Так какая же жизнь была? Я услышал такой ответ: «Так смертность была большая детская». Вообще, о чем вы говорите-то? Это примерно, как фраза: если аборты запретить, то женщины и рожать не будут. Это один наш государственный деятель-женщина сказал. Так и здесь. Было по 9 детей. 40 миллионов приросли – детская смертность была большая. Я говорю: «Так вот не смотря на это». Вот о чем речь идет. Вот какие традиции. Какие основы надо изучать. И как сделать так, чтобы дети слушались?
прот. Михаил Дудко: - За 5 минут мы на этот вопрос точно не ответим. Дети становятся все менее послушными. Я в храме сейчас вижу такую картину: люди очень благочестивые верующие, хорошие, скромные, смиренные абсолютно не следят за своими детьми.
В. В. Лебедев: - То есть совершенно. То есть начинается все с головы все-таки.
прот. Михаил Дудко: - Человек приходит в храм, крестится, кланяется, очень вид смиренный имеет, иногда в хор встает попеть, исповедуется каждый воскресный день, причащается. По внешнему виду абсолютно благочестивый человек, но при этом ребенок в какими-то невероятными криками носится по храму, и никто его не останавливает абсолютно, потому что посторонние побаиваются делать замечания, а они сами просто никакого внимания не обращают на это. Может быть, они уже привыкли к этому, может быть, какие-то другие резонные причины есть. Но это становится невыносимо, особенно когда этих детей несколько. То есть воспитывать, конечно, надо. И воспитание сейчас совершенно другое, чем было когда-то. Потому люди и боятся заводить детей, что думают: «А как с ними справиться?»
В. В. Лебедев: - Это тоже тема отдельная большого разговора. До свидания. Отец Михаил, благословите.
прот. Михаил Дудко: - Всего доброго. Бог благословит.
Добавить комментарий