Перейти к основному содержанию

06:44 07.04.2025

Покаяние 

24.02.2025 11:41:50

Слушать: https://radonezh.ru/radio/2025/02/08/21-00

Добрый вечер, дорогие братья и сестры! Вы слушаете радио «Радонеж». У микрофона публицист-катехизатор Сергей Комаров. Я бы хотел поделиться сегодня с вами некоторыми наработками, замечаниями, такими, знаете, схолиями на полях при чтении Священного Писания. Читаю я Библию, и иногда копятся мысли по той или иной теме, времени нет писать статью, а поделиться хочется. И я собрал несколько интересных библейских довольно-таки трудных мест относительно темы покаяния и хотел бы сегодня поговорить о покаянии в особом ключе.

Тему можно обозначить так – всегда ли можно покаяться? Сам вопрос может показаться странным. Что это значит: всегда ли можно покаяться? Конечно, всегда, вроде бы отвечает наша церковная традиция. Мы привыкли думать, что обратиться к Богу, начать новую жизнь может любой человек в любое время в любом возрасте, вот даже разбойник на кресте, и тот покаялся за несколько минут до смерти. Действительно, если грешник еще жив, то сохраняется надежда на его покаяние. Вообще, если Бог еще терпит того или иного человека, значит, человек может покаяться, измениться, и значит, есть покаяние, какой-то потенциал еще для него, какая-то возможность спасения. Примеры духовно-нравственного изменения величайших беззаконников мы знаем в церковной истории. Люди, на которых все остальные ставили крест, думали, там уже ничего хорошего не будет, становились великими святыми. Мария Египетская, преподобный Моисей Мурин, бывший разбойник, священномученик Киприан и так далее. Люди пришли к Господу из адских глубин греха и покаялись, и все возможно верующему, и все возможно Христу. Однако здесь все сложнее, чем может показаться. Дело в том, что Священное Писание, помимо этой идеи возможности покаяния для каждого человека, транслирует и другую идею о том, что покаяние может быть запоздалым. Здесь нет противоречия. Дело в том, что наш ум, такой европейский ум человека 21 века, не может вмещать в себя некие антиномии параллельные. Мы привыкли действовать линейно-логически. Богословская, библейская система в нашей голове не переваривает противоречий. Библейское богословие может сочетать в себе некие антиномии. И это совсем другой тип мысли. Мои мысли – не ваши мысли, по слову Господа. А именно божественные мысли и божественная логика жизни мира и взаимоотношений Бога и человека нам даётся в Библии. Библия полна взаимопротиворечащих, как нам кажется, вещей, параллелизмов. В одном месте говорится, что можно так, в другом месте – можно иначе. И мы не можем эти места соединить, хотя в Боге они соединяются. Допустим, в Писании говорится, что Бог милостив, и говорится, что Он справедлив. Как это можно сочетать? Непонятно. Говорится, что Бог есть любовь, а Христос говорит о судьбе некоторых людей, которым Он скажет: «Отойдите от Меня, проклятые, в огонь вечный к дьяволу и ангелам его, где будет скрежет зубов». А как сочетается божественная любовь с такой, если хотите, божественной агрессией, которую озвучивает Христос? Как сочетается гнев Божий и его все прощение? Мы читаем очень много о гневе Божьем, но и о Его прощении, о Его милости, о Его справедливости, о Его любви, и всё же о том, что Он наказывает человека и даже может убить человека. Вот Анания и Сапфира, царь Ирод, о котором в книге Деяний сказано, что ангел Господень поразил Ирода, и он умер, быв выеден червями. Такие антиномичные библейские места тревожат наш ум, составляют тайны духовной жизни, экзегетические тайны, библейские. Об одной из таких антиномичных моделей, по сути, мы сегодня и говорим. С одной стороны, Писание призывает каждого человека к покаянию, говорит, что пока человек жив, оно возможно. И церковная история об этом свидетельствует. В то же время, Священное Писание говорит, что иногда покаяние может стать невозможным для человека или запоздалым.

Читаем книгу Бытия, 4 главу. Эпизод с Каином, где он убивает брата. Уже после суда Божьего над убийцей и объявления ему приговора, Каин говорит Богу слова. Процитирую Бытие 4.13. «Наказание мое большее, нежели снести можно». Так звучит синодальный перевод этого места. Как вы, наверное, знаете, синодальный перевод выполнен с  еврейского текста Священного Писания. А греческая Библия Септуагинта, по сути, Библия Святых Отцов, которую читали Златоуст, Григорий Богослов, Василий Великий и другие греческие отцы, предлагает иной вариант: «Вина моя более, чем возможно простить мне». Это перевод Юнгерова. То же самое мы читаем в церковно-славянском переводе. «И рече Каин ко Господу Богу, вящая вина моя, ежи оставитеся ми». Как видно в еврейском тексте, первый убийца возмущается против Божьего приговора, что вина его и наказание больше, чем снести можно. В греческом тексте совсем другой смысл: покаяние некое, вина моя больше, чем возможно простить мне, то есть я не могу быть прощен. Каин кается перед Богом. И его покаяние, если судить по греческому тексту, действительно запоздалое, потому что брат уже мертв, и Бог уже изрек приговор об убийце. Прокомментируем словами святителя Иоанна Златоуста. «И рече Каин ко Господу, вящая вина моя, еже оставите семи. Вот полная исповедь. Так велик грех, учиненный мною, что не могу получить прощения. Вот, скажет кто-либо, он исповедал грех. И исповедал с большой точностью. Но пользы от этого никакой, возлюбленный. Потому что исповедь неблаговременна. Надлежало бы сделать это в свое время, когда можно было преклонить Судью на милость. Когда уже все кончено, когда громогласно обвинила его кровь лежащего на земле брата, он сознается и не получает от этого никакой пользы». И ещё одно место из того же толкования Златоуста. «Нет греха, как бы он ни был велик, побеждающего человеколюбия Божия, если мы в надлежащее время приносим покаяние и просим прощения. Если бы Каин предварил обличение Господа, может быть, удостоился бы некоторого человеколюбия по бесконечной благости Господа. Исповедания достаточно, но оно неблаговременно».

По мысли святителя Иоанна Златоуста есть случаи, когда человек вроде бы исповедует Богу грех, но никакой пользы от этого не получает. Преподобный Ефрем Сирин в толковании на этот фрагмент дает похожую мысль.  «Каин говорит, вящая вина моя, еже оставитесь ми. Но исповедание это непринято, потому что Каин принес его не тогда, как был спрашиваем, а принес его по неволе, сказав, когда уже определено ему было, стеня и трясися, быть и на земле». Интересная и такая пугающая мысль, которая должна нас благочестиво напугать. Всему свое время под солнцем, и покаянию тоже. Да, Бог принимает слезы грешника в любой ситуации, в любой период нашей жизни. Но одно дело оплакать свои согрешения в молодости и вести потом более-менее воздержанную жизнь, когда есть силы для подвига, для исправления. А другое дело уверовать и покаяться в старости, когда нет сил ни для беззакония, ни для святости. Я не говорю, что нельзя покаяться в старости, можно, но времени впереди уже мало, и ты же ничего не сможешь сделать для своего спасения. Нет сил на покаяние. Чем дольше мы грешим, не каясь, тем меньше у нас остается времени и сил для нашего покаяния и спасения. Покаяние, мы же помним, это положительное изменение человека, а не отрицательный термин, который указывает на то, что человек перестал что-то делать. Тут не только надо перестать, но и что-то начинать делать реально, менять жизнь. Покаяние – изменение ума и, следственно, жизни. Принесите плоды покаяния, говорит Иоанн Предтеча.

Еще скажу, грех ведь не бывает без последствий. Если за человеком тянется длинный шлейф разрушенных семей, брошенных женщин, абортов, если ни одна душа не поминает его добрым словом, если он оставил очень плохую память о себе и огромную кучу сделал грехов, то итог такой жизни будет трудно исправить. Ведь покаяние предполагает исправление. Грешник может искренне покаяться перед Творцом, но механизм греха запущен, и в этом смысле покаяние может быть запоздалым. Механизм разрушения будет действовать помимо человека, потому что грех разрушает, набирает обороты.

Вопрос: - Человек украл. Он может возвратить украденное. Время пройдет, он возвратит. Он обидел - может попросить прощения. А если он убил? Вот убил, и нет человека. Как принести плоды покаяния? А если убил не одного?  У нас столько абортов. Наша страна в этом по шею плавает. И в моей семье, и в роду мужа. Мы, конечно, это чувствуем, потому что нету моих братиков и сестренок. Мы чувствуем себя как на войне. Если там каждый четвертый погиб, то у нас много более того. Как может человек старый об этом покаяться?

С. Комаров: - Насчет абортов священники, насколько я знаю, советуют молитву и специальные правила какие-то дают, а также наставляют помогать другим людям не сделать аборт. То есть участвовать в каких-то организациях противоабортных. Если вы хоть одну девушку убедите не сделать аборт, это уже будет некий плод покаяния. Если Вы сделали эту страшную ошибку, то очень желательно другому человеку об этом рассказать и убедить его не делать такую страшную вещь. Что касается убийства взрослого человека, конечно, тут уже всё – не вернешь, только молиться о упокоении его души, может быть, помогать родственникам, если есть возможность. И быть кротким человеком раз уж руки обагрены кровью. Ну и жизнь соответственно. Помоги Бог.

Вопрос: - Скажите, пожалуйста, почему милостивый наш Господь проклял смоковницу? Ведь написано, что не должно было быть плодов на ней. Она же не виновата.

С. Комаров: - Я лично не проверял информацию, но некоторые современные библеисты говорят, что на востоке в давние времена (да наверное, и теперь) эта смоковница, инжир, приносила плоды два раза в год вследствие жаркого климата, а не так, как наши плодовые деревья обычно – только раз. Листья на смоковнице появляются позже плодов, если говорить о первом урожае. Если листья уже появились, а плодов нет, значит, дерево больное и, скорее всего, второго урожая, позднего, осеннего, оно тоже не принесет. Дерево больное - некий образ великого бесплодия. Это первая мысль. Вторая мысль имеет в виду иудейский народ, который не принес плоды Богу, то есть веру в Мессию. Еврейский народ не узнаёт своего Мессию. Синагога становится бесплодной, иудаизм не приносит плода, потому что иудеи не узнают своего Господа и становятся чуждыми Ему духовно, нравственно. Их представления о Мессии совсем другие. Для Израиля не было время приносить плоды, потому-то он их и не принес, но проблема была не в Хозяине сада, то есть не в Боге, а в народе израильском. Смоковница является образом бесплодного в духовном плане человека, который не приносит плоды веры. Листья есть – внешние дела есть, а плодов нет. Сейчас не время плодов, человек их не может принести, а Бог уже давно ждет. Человек давно должен был принести эти самые плоды, потому что он 10, 20, 30 лет в Церкви, он уже должен как-то поменяться, но не меняется, только записки пишет и свечки ставит. То есть Бог ждёт плоды, но им «не время» по нашей вине.

Вопрос: - Скажите, пожалуйста, как быть тогда с разбойником, которого тоже распяли рядом с Христом?

С. Комаров: - Разбойник – самая таинственная фигура Священного Писания, самая непонятная. Чудо с благоразумным разбойником – действительно чудо. Там не только покаяние, осознание, что жизнь прожил не так, что грешен. Там вера! Происходит чудо веры! И это больше всего поражает. Больше, чем покаяние. Любой негодяй имеет весь потенциал понять, что он негодяй. Это не очень трудно, понять, что ты негодяй, и признаться. А уверовать в висящего рядом окровавленного человека как в Мессию и как в Бога – вот это потрясающе, это чудо веры. Поэтому в разбойнике есть какая-то тайна для всего христианства. Какая мгновенная перемена ума, мгновенное покаяние, пробуждение веры?! Что-то было в интонации его сердца, в этих вибрациях его души, не знаю. Разбойник говорит о том, что Господь милостив, может принять покаяние человека даже у смертного одра. Но не все как разбойник! И не нужно на это рассчитывать. Это выдающийся, уникальнейший случай даже по сравнению с иными евангельскими чудесами. Разбойник – уникальный человек. История его совершенно уникальна. Она выпадает из логики всех вещей, о которых мы сейчас говорим.

Продолжаем наш разговор. Вот ещё место из Писания, которое усложнит наш разговор о покаянии. В послании к евреям, в 12 главе, апостол Павел просит своих читателей, чтобы они слушались Бога, чтобы среди них не было блудников и нечестивцев, подобно Исаву. Помните, это брат Иакова, который отказался от первородства за похлебку. И дальше апостол Павел продолжает цитату (Евреям 12, 17). «Ибо вы знаете, что после того он, желая наследовать благословение, был отвержен, не мог переменить мыслей отца, хотя и просил о том со слезами». Исав узнает, что первородство отдали Иакову, которого отец Иаков благословил вместо него самого, и он просит как бы вернуть это благословение. А отец уже не может переменить мысли. Вроде бы все понятно, но здесь, к сожалению, ошибка в переводе.

Вопрос: - Была передача с политологом Каринэ Геворгян, которая позволила себе сказать, что над Боровицкой башней Кремля никогда не было икон. Непонятно, на какие исторические источники она опирается. В Боровицкую башню был перенесен престол церкви Иоанна Предтечи, которая была построена за 30 лет до самой Боровицкой башни в 1490 году. То есть это святое место, и церковь, и башня-церковь. Кроме того, там был водружён колокол, отлитый Федором Маториным в 1686 году. Боровицкий холм – место рождения Москвы и Кремля. Башня с воротами – пирамида с ярусами, завершающаяся дозорной башней, жемчужина древнерусского зодчества. Элементы, формы повторяются в здании Казанского вокзала города Москвы. Ещё раз повторю, что Боровицкая башня – это вообще-то башня-храм. Спасибо за внимание.

С. Комаров: - Спасибо за такую реплику. Радует, что наши слушатели такие грамотные. Мне самому интересно было послушать. Не знал этого. Может быть, политолог ошиблась, ведь политологи тоже люди. Может быть, она нас слышит и узнает об этом.

Дело в том, что слово «отца» во многих изданиях Синодальной Библии заключено в скобки или написано курсивом. Вы, наверное, знаете, что так делается, когда слова нет в греческом тексте. А если прочитать эту цитату о изменении мысли отца, без слова «отец», получается совсем другой смысл. Сочетание «не мог переменить мыслей» относится к Исаву, а не к его отцу. А что такое перемена мыслей? Это же покаяние! По-гречески «метанойя». Вот церковно-славянская Библия как раз предлагает правильный вариант. «Покаяние бо место не обретие, аще и со слезами поискал его».

А вот перевод под редакцией епископа Касьяна Безобразова. Достаточно авторитетный перевод. «Ибо он не обрел покаяние, хотя и со слезами искал его» - речь про Исава. Вот новый перевод международного библейского общества. И хотя он горько плакал, было слишком поздно для раскаяния. Ну и разумеется, если мы посмотрим святых отцов, наших древних толкователей, то они тоже понимают эти слова как относящиеся к Исаву, а не Исааку. И Исав не мог переменить мысли, то есть не мог покаяться, хотя и просил о том со слезами, но просил Бога, получается, а не Отца. Возникает вопрос, а как можно не найти покаяния, если со слезами его ищешь? А бывает такое? Бывает, что человек за годы беззаконной жизни настолько ожесточился, что даже при искреннем желании изменения, но он не может, психологически не способен к этому, не может стать другим. Мне, кстати, встречались такие случаи в жизни. Да и по себе смотришь: если на какой-то грех не обращаешь внимания, он со временем нормой становится в жизни. И потом ты даже перестаешь о нем думать, и он уже покаянных мыслей даже не вызывает. Ведь бывает же такое, если пустить это на самотек. Святитель Иоанн Златоуст, толкуя данный стих, пишет, не обрете, говорит, покаяние, или потому, что согрешил более, нежели сколько можно загладить покаянием, или потому, что не принес достойного покаяния. Следовательно, есть грехи, превышающие покаяние. Представляете, это Златоуст говорит!? Есть грехи, превышающие покаяние. То же самое блаженный Феофилакт Болгарский в толковании говорит. Павел весьма мудро устрашает еще не павших, выражая такую мысль, что при великих грехах нет места покаянию. Ужас.

Когда читаешь святых отцов, реальные их тексты, разбираешь Священное Писание по святым отцам, то иногда такие неожиданные прочитываешь мысли. Неожиданные! Кстати, вот я вспоминаю такую книгу «Отец Арсений». Наверное, вы читали. Замечательная книжка. Там выстроен собирательный образ священника-исповедника, который в сталинских лагерях несет подвиг. Там есть рассказ под названием «Серый». Это имя, кличка, матерого уголовника, с которым общался главный герой. Этот серый всю жизнь совершал жутчайшие преступления, которые в итоге превратили его душу в какое-то выжженное поле. Он рассказывал об этих грехах отцу Арсению, а когда тот предлагал ему совершить таинство исповеди, уголовник отказывался. Он говорил, что Бог есть, но дороги его к Нему заказаны, дела его прошлые никакими молитвами не замолить и не простить. И вскоре после этого разговора он умер. Вот тут вспоминается Златоуст. Есть грехи, превышающие покаяние! То ли человек уже сам не может, у него сил нет на это, то ли Бог не дает человеку эти силы по таким страшным грехам. Вот такие вещи суровые.

Еще одно место в послании к евреям тоже относится к нашей теме. Апостол Павел сообщает в 10 главе, что если христианин постоянно повторяет после крещения смертные грехи, то он в некотором смысле не смеет надеяться на покаяние. «Ибо если мы, получив познание истины, произвольно грешим, то не остается более жертвы за грехи, но некое страшное ожидание суда и ярость огня, готового пожрать противников». Евреям 10, 26-27. Наши святые отцы, как правило, понимают эти стихи как запрет второго крещения. Не остается более жертвы за грехи. Что это значит? Отцы говорят, что нельзя креститься второй раз. То есть, если человек после крещения совершил какой-то вопиющий смертный грех и думает ещё раз креститься, чтобы снять этот грех с себя, то отцы говорят, что это невозможно! Жертва за наши грехи одна! Жертва Господа Иисуса Христа одна! Христос не будет повторять ее ради того или иного грешника, еще раз восходить на крест. Жертва одна, ты уже в нее уверовал, благодаря этой жертве омыл свои прегрешения. И если ты наступаешь на те же грабли, то есть уже есть некое страшное ожидание суда, ярость огня, готового пожрать противников. Пишет Златоуст: «Если твои грехи омылись в таинстве крещения, не думай, что ты можешь вновь получить то же самое, крестившись еще раз». Тут не совсем сказано про крещение, но говорится, если мы, получив познание истины, произвольно грешим, то не остается более жертвы за грехи. Некоторые другие церковные авторы предлагают и другое толкование. Эти стихи также понимают как указание на невозможность покаяния для человека, который постоянно попирает обеты крещения. Вспомним, что во времена апостола Павла крестились в основном взрослыми. Это увеличивало ответственность человека. Если ты по-настоящему решил сделаться христианином, засвидетельствовал свою веру перед общиной, епископ у тебя экзамен принял, не можешь снова возвращаться к прошлому образу жизни, потому что этим ты попираешь жертву Христову. Смертно согрешая, ты как бы вновь заставляешь Христа распяться за твои преступления, но Он не будет второй раз распинаться.

Есть ещё параллельное место к этому стиху. Фрагмент из 6й главы того же послания. «Ибо невозможно однажды просвещенных и вкусивших Дара небесного и соделавшихся причастниками Духа Святого и вкусивших благого глагола Божия и сил будущего века и отпадших опять обновлять покаянием, когда они снова распинают себе Сына Божия и ругаются Ему». Евреям 6.4.6. Тут конкретно сказано, «невозможно обновлять покаянием». И речь идет не только о крещенных, но и о причащённых людях, вкусивших Духа Святого. И звучат такие страшные слова: невозможно обновлять покаяние! Дореволюционный профессор Иванов, автор большого учебника «Руководство к толкованию Ветхого и Нового Завета», пишет: «Да, эти люди именно распинают в себе Сына Божия во второй раз и ругаются Ему. Это и есть их великое преступление, которое невозможно загладить никаким покаянием. Да и нельзя допустить, чтобы павший так, сохранил какую-нибудь возможность покаяния. Для таких людей оно невозможно психически, а потому и обновление их невозможно». Церковный учитель III века Климент Александрийский пишет: «Постоянные же и один за другим следующие акты раскаяния в грехах ничем не отличаются от полного неверия, за исключением случая признания своей греховности. И я не знаю, что хуже, сознательно ли грешить или, раскаявшись в грехах, снова приниматься за них».

Друзья, только давайте не унывать, давайте правильно поймем то, чем я делюсь. Линия такая в Писании есть, да, но кстати, Осипов часто говорит про две линии. Одна линия – покаяться можно всегда, вторая – не всегда. И вот таких двух параллельных линий логических много в Писании, мы должны принимать и то, и другое. Этого от нас Писание добивается – чтобы мы верили в покаяние, но боялись при этом упустить время.

Вопрос: - Скажите, пожалуйста, может быть, стоит сделать параллель относительно тайного покаяния и покаяния разбойника? В первом случае это покаяние ветхозаветного человека, а во втором случае покаяние уже новозаветного, когда Господь знает, что он спустится в ад и выведет грешников.

С. Комаров: - Хорошая мысль. Может быть здесь и тайны-то никакой нет, а просто понимание Нового Завета, простите, ради Бога. После разбойника мы не знаем такого случая покаяния новозаветного человека, которому Бог сказал «со Мной ныне будешь в раю». Здесь акт покаяния соединялся опять же с верой во Христа, что делает этот случай совершенно уникальным. Не знаю таких случаев, когда человек-разбойник провел всю жизнь безобразно, а на смертном одре, за две минуты до смерти восклицал, что верит в Иисуса Христа как Бога, кается перед Ним во всех грехах.  Все равно то, что произошло с разбойником, - уникальный случай. Почему я говорю, что это тайна? Потому что нет предпосылок никаких для его покаяния, ну никаких! От слова «совсем». Перед ним висит некий окровавленный человек, который не творит чудес, ничего особо не делает. Его осудили как преступника. Он умирает. Он произносит несколько слов каких-то, но более ничего. И вдруг... Помяни меня, Господи, во Царствии Твоем! Это уникально! Нет предпосылок для этой фразы. Никаких, по-человечески говоря.

Вопрос: - Иуда раскаялся? Он покаялся?

С. Комаров: - Нет, он не покаялся. Отцы говорят, раскаялся, но не покаялся. Раскаяние – это осознание того, что ты сделал что-то плохое, а покаяние – это конкретные шаги к изменению ситуации. Должны быть плоды покаяния. И давайте разделять плоды покаяния для человека здорового, который будет еще жить долго, и для человека, которому осталось жить два часа, и он умирает, он немощен. Понятно, что это совсем разные ситуации, и Господь ждет разного от этих людей. И понятно, что умирающий не сможет жизнь поменять. От него требуется вера, упование на Бога. От человека живого, кающегося, здорового, каким был Иуда на момент своего раскаяния, требуется изменение жизни соответствующей, плоды покаяния, плод духовный.  Почему Иуда не покаялся? Потому что, если бы покаялся, то попросил прощения у Христа, допустим. Он бы пришел со слезами и верой в апостольскую общину. А его этот шаг ужасный, самоубийство, предполагает отсутствие веры. Кто-то из церковных писателей написал, Иуда был атеист, то есть в его модели мира пропал Бог, фактор Бога пропал. Он видит, что ужасное дело сотворено, совесть мучает, и в конце туннеля нет света, Бога нет для него, и он погибает. По сути, Достоевский гениально изобразил состояние Иуды в образе Смердякова, который совершает преступление, и это преступление, этот грех изнутри его сжирает, ему очень плохо. Он, наверное, сам от этого в шоке, поскольку для него нет фактора Бога, не к кому обратиться. Смердяков вешается. Это естественный исход из этого такого состояния.

Вопрос: - Хотела еще спросить по поводу разбойника. Я как-то слушала нашего дорогого батюшку Дмитрия Смирнова, ему задавали вопрос, почему Он так его простил, так быстро и, в общем, может, незаслуженно? Батюшка говорил, что мало того, что он ведь на кресте с Ним страдал, как его еще можно было не простить?

С. Комаров: - Благодарю за реплику, правда, тут, когда голова болит, уже про Бога забываешь и таблетку ищешь. А разбойник уникален тем, что его одолевали религиозные вопросы в этом состоянии. Он изнемогал в страшной, одной из самых страшных в мире казней, и вдруг эта вера в Мессию, просьба помянуть его. Разбойник думает в это время о своей загробной участи!

Вопрос: - Хотелось прокомментировать звонок про ошибку политолога Геворгян. Не ошиблась политолог! Это очень эрудированный человек, очень грамотный. Речь шла только о надвратной иконе Боровицких ворот. Чтобы туда въезжающие гости других конфессий не смущались, икону не вешали, хотя на всех других башнях есть иконы. У меня такое пожелание к братьям и сестрам, стараться не звонить в эфир в смущении таком. Ну, послушайте, прекрасно все выложено в архивных передачах. Послушайте, чтобы для себя всё прояснить. Простите меня, пожалуйста.

С. Комаров: - Спасибо. У нас живой такой сегодня эфир! Это приятно! С такими слушателями выучишь историю Москвы. Спасибо вам.

Итак, давайте как-то резюмируем сказанное. Мы не подвергаем сомнению возможность покаяния для всякого грешника? Мы напоминаем себе, что нужно спешить каяться. Есть старая еврейская мудрость – кайся в своих грехах за день до смерти. Здесь есть мудрость. Ты не знаешь день твоей смерти, может быть завтра, а значит каяться нужно сегодня, за день до смерти. И многолетняя жизнь в беззакониях не проходит бесследно. Грех топчется по душе. В постоянных согрешениях душа изнашивается. Она постепенно покрывается коростой, воля слабеет, рабство дьяволу упрочняется, душа устает, силы теряет. И со временем мы, живя беззаконно, мы рискуем перешагнуть ту черту, за которой действительно покаяние станет как бы невозможным, мы попросту не будем иметь сил. Вот как Златоуст пишет: «Не будем допускать падения неисцельного. Пока мы только хромаем, то легко исправиться. А когда расстроимся совершенно, тогда что будет с нами? Бог милостив, но Его милосердие не стоит искушать. Он долготерпелив, Он терпит долго, но... Способен ли будешь ты в том далеком завтра, на которое мы так надеемся, ответить на милосердие Божие своим личным усилием по перемене жизни? Может быть, уже сил не будет, здоровья не будет, опять же решимости не будет, времени не будет. И страсти могут превратить сердце в такое выжженное поле. Так что для всего в жизни существует лучшее время. В том числе для покаяния. А самое лучшее время для покаяния – это сегодня. У апостола Павла в послании к евреям есть слова «Ныне, днесь время благоприятное, все ныне день спасения». Жить в Боге и с Богом нужно сейчас. Христианство – это здесь и сейчас. Христианство устремлено и в будущее, но в то же время это будущее оно реализуется уже здесь и сейчас. Вера есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом, как замечательно сказал апостол Павел. Мы куда-то идем в вере, и мы уже что-то имеем и в ней пребываем. Вот интересный вопрос. В современном нашем понимании религиозном вера это то, в чем нужно расти. Часто об этом на проповедях рассуждают священники. Прийти в познание Божие, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова. Есть и такие слова в Писании. В то же время, если вчитаться в Евангелие, мы видим, что Христос говорит о вере как о чем-то таком детском и непосредственном, как о состоянии, которое объединяет любого человека любого возраста любого социального статуса. Вера – это что-то такое светлое, непосредственное, простое очень, то, в чем человек уже пребывает, если она у него есть. И, кстати, недавно я слушал проповедь одного священника московского, такого неформатного, который всегда интересные идеи излагает, и он говорит, что он против мнения, что в вере надо расти. Он считает, что либо оно есть, и ты имеешь в своей жизни эту реальность веры, либо его нет. И, говорит, рост – это такая вещь непонятная. Он против роста, но опять же, тут две линии. Те же две линии. Можно найти в Писании слова о росте в вере, прийти в меру полного возраста Христова, хотя вероятно тут добродетели имеются в виду. Все-таки слова о вере больше как о состоянии. Вера как связь с Богом – как в этом можно расти? Либо оно есть, либо его нет. Интересная вещь – вера и ее рост. Можно, наверное, отдельный эфир об этом сделать. Так что, друзья, покаяться можно всегда, но лучше за день до смерти, то есть сегодня, каждую минуту. Иоанн Кронштадтский писал дневники, главный мотив которых – что-то он сделал не так, святой Иоанн, перед Богом! Это его мучает, он тут же кается. Там такая поразительная вещь: он тут же просит Бога помиловать. У него постоянный разговор с Богом!  Он не был безгрешным. Святость – это вообще не безгрешность, а некое направление жизни, тот самый контакт с Богом. И святой Иоанн Кронштадтский грешил по мелочам. И даже иногда не очень по мелочам. В дневниках можно прочитать. Иногда гневался на слугу, мог его стукнуть. Великий человек такой, представляете. Но как он каялся перед Богом! Как он плакал! И внутренними слезами, и наружными! И в этом была вся его жизнь, весь смысл её: быть с Богом. Отошел, кается, плачет. Вот так. Так что жить с Богом нужно сегодня. И Бог – это ныне, все ныне время благоприятное, все ныне день спасения.

Я сегодня не затрагиваю отдельно тему покаяния. Оно сводится у нас к прощению грехов. А прощение грехов – к исповеди, перечислениям грехов. Мы, конечно, верим, что Бог прощает грехи на исповеди, но тут нужно разбираться в том, что такое прощение. Прощение греха – это не галочка напротив графы «грех такой-то» и под графой «прощен». Это ведь очищение человека от греха. Бог полумеров не берет, Он желает очистить нас от греха полностью, если мы приносим Богу какой-то грех на исповедь и не обязательно на исповедь, а кричим перед Богом в своей молитве, жалуемся Ему на грех, который нас мучает. И Бог ведь может и хочет очистить этот грех, но дело-то в нас. Прощение греха, (очищение), происходит в синергии, в совместном желании, в совместном действии Бога и человека. Бог-то сделает Свое, а если человек все-таки любит свой грех, что с этим делать? Чтобы грех был очищен, нужно его возненавидеть, оторвать от себя, чтобы Бог не уничтожил тебя вместе с этим грехом. И тут у нас есть проблема: трудно оторвать грех от себя. Оно мое, моя вторая природа. Как и говорил кто-то из отцов, что и в патериках написано, один послушник победил искушение. Он тяжко согрешил, а старцу его было открыто, что послушник победил. И старец спросил его, что же он сделал? Я сказал, что это не я. То есть просто отделил себя от греха! Благодарю всех за внимание, храни Господь!

Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой:

Другие способы платежа:      

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
3 + 2 =
Solve this simple math problem and enter the result. E.g. for 1+3, enter 4.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦКаталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+