18.02.2025 13:05:34

Слушать: https://radonezh.ru/radio/2025/02/15/21-00
С. Комаров: - Добрый вечер, дорогие слушатели! В эфире радио «Радонеж», ведущий Сергей Комаров и наш гость, отец Владислав Береговой. Отче, мы знаем о Сретении из Евангелия от Луки, где излагается вся история о том, как Симеон принял Богомладенца на руки, произнес свой вдохновенный гимн и несколько пророчеств, касающихся Божией Матери. Ну и что? Можно спросить. Что мы празднуем, собственно говоря? Прочитали этот эпизод из Евангелия и что?
отец Владислав: - Хорошо, что прочитали, многие и этого не сделали, а думают, что просто встречается зима с весной. В этом году встреча не случилась, впрочем, весна была круглый год, и что праздновать – непонятно. Хорошо, если священник в храме расскажет, кто с кем встречается. Сретение по-русски означает встречу. По себе помню, когда в мои лет 15 я только воцерковлялся, считал, что я молодец и много чего знаю, но праздник Сретения мне давался с трудом. Никак я его не мог запомнить. Пока разобрался со всей ветхозаветной герменевтикой… Так вот если взять центральное понятие встречи, то происходит встреча Ветхого Завета с Новым. По сути, мы видим закат Ветхого завета, ещё услышим последние слова ветхозаветного пророка, который стоит на стыке этих заветов, Иоанна Крестителя, но уже виден закат ветхозаветной праведности, образа спасения, и возрастание спасительной силы Божией в лице Господа Нашего Иисуса Христа. Праведный Симеон - древний ветхий старец. Мы не знаем наверняка, сколько было ему лет, но при греческом царе Епифании II начался перевод книг на греческий язык. И предание говорит, что 70 толковников были призваны на остров Фарос, где они сидели и одновременно переводили всё Пятикнижие Моисеево, каждый переводил все сразу, потом сверял с текстами других. Этот священный перевод вошел в историю под именем Септуагинта. Нам он дорог тем, что Синодальный перевод, церковнославянский богослужебный, был сделан именно с неё. Есть версия, что каждый толковник переводил свою книгу. И старцу Симеону досталась книга пророка Исайи. Переводя слова «се Дева во чреве приимет и родит Сына…», он подумал, какая дева может родить? Решил написать «молодая женщина». Ангел Господень остановил его в этот момент, дав обетование, что старец не умрет, пока воочию не убедится в том, что написано. Симеон оставил как есть и с тех пор жил долго, ожидая утешения Израилева. Жил он, судя по всему, праведно – ведь Духом Святым он был введен в храм. Как надо жить, чтобы Духом Святым быть введенным в храм ещё до искупительной Жертвы Спасителя, которая и совершена была для того, чтобы Дух Святой сошел на учеников и апостолов, то есть до времени схождения Духа Святаго и дня Пятидесятницы!? Симеон уже тогда жил в Духе, что удивительно! Бог дышит, где хочет, препобеждает естества чин и может не быть ограничен собственными законами, данными человеку. Пришел Симеон в храм и ждал, на кого же укажет ему Господь. В этот день приходили в храм тысячи людей с младенцами. Тогда рожали не так, как сейчас – одного родили и хорошо, можно и для себя пожить. Каждый год мама, родившая ребёнка, приносила рожденного в Иерусалимский храм, чтобы вместе с этим принести и две жертвы. Если девочка – жертву за грех, если первый мальчик – жертву за первенца. Еще до того, как племя Аарона было избрано в служении Богу при скинии, Богу на служение давались все первенцы мужского пола. И у нас часто бывает, что принимается церковный канон, но он не отменяет предыдущего. Они как-то сосуществуют, и что Церкви выгодно, то и выбирается. Канон всех канонов – канонично то, что полезно для Церкви. Это не юмор, и не ирония, но жизнь Духа Святого в Церкви. Церковь не может быть ограничена канонами. Что ей приносит пользу, то и правильно, канонично.
С. Комаров: - Руководит Церковью Бог, а Он свободен.
отец Владислав: - Каноничность в духе веры и любви допускает выходить за рамки канонов и даже создавать новые. И вот Симеон приходит в храм, потому что Духом Святым ему было указано на одного ребенка из тысячи. Он принял Младенца и произнес гимн, который звучит на всякой Всенощной: «Отпущаеши раба твоего Владыка по глаголу твоему с миром…» Глубокая молитва, которую можно до конца эфира обсуждать. Личная радость об отпущении! Как это резонирует с современным обществом. Мы хотим жить вечно и долго, всегда богато и здраво… А Симеон устал от жизни, он просто устал и хотел к Богу. Если мы будем бессмертны еще и в нашей греховной поврежденной природе, то сильно устанем и съедим друг друга заживо в погоне за властью, которая может длиться вечно. Сколько сейчас людей ограничивают себя в злодеяниях и преступлениях приходя к какому-то этапу, престарелому возрасту, думая, ладно с собой всё не заберу же. Отец Александра Македонского повелел похоронить себя в гробу с отверстиями напротив рук, чтобы руки выходили за пределы гроба и показывали, что ничего с собой не забрал.
С. Комаров: - Златоуст говорит, что смерть преграждает поток наших беззаконий, являясь какой-то положительной стороной… Однако, всё сказанное описало историческую сторону праздника. Хочется вернуться к такому живому моменту: что празднуем и чему радуемся? Или я не так ставлю вопрос? Церковный праздник не обязательно обозначает радование, а просто участие в чем-то?
отец Владислав: - Вот и я хочу начать с того. Часто мы радуемся тому, что свечки освятят, дома будем хранить, как подкову. Лицензионный амулет.
С. Комаров: - Выходит, радость у каждого своя, и это зависит от человека?
отец Владислав: - Да.
С. Комаров: - А момент участия в празднике?
отец Владислав: - Любой праздник, скажу банальную вещь, - не воспоминание того или иного события! Или вернее, не только воспоминание. Это как с Евхаристией, которая с одной стороны – память, «делайте сие в Мое воспоминание», а с другой, - реальное в ней участие. Так и здесь. Как мы непосредственно участвуем с апостолами в причащении Тела и Крови Господа, то же и с любым праздником. Празднуемое событие приобщает конкретный отрезок времени к его первоисточнику. Мы не просто вспоминаем Крещение Господне, но присутствуем у вод иорданских. Мы не просто являемся теми, кто вспоминает праздник Сретения, а теми, кто стоит рядом с Иосифом, Христом маленьким, Богородицей, Анной-пророчицей, Симеоном и видим это воочию! Благословенны те приходы, на которых читают на всенощном внятно, четко, понятно, чтобы, слушая канон, который есть содержание праздника, люди понимали. Ведь три четверти прихожан вообще не слушают канон, потому что на Всенощное приходят помазаться, а потом как корова языком всех… Помню, был удивлен, что помазались пятьдесят, которые пришли, а после осталось человек семь…
С. Комаров: - Надо помазывать в конце самом…
отец Владислав: - Да, вышел кадить, испугался – а где все!? Так что если вы имеете традицию без уважительной причины уходить после помазания на всенощном, то меняйте её и оставайтесь. Самое интересное читается, подходите к клиросу, не стесняйтесь приходить к первым рядам. У клироса всегда пусто. Народ стесняется, стоит в притворчике, ничего не понимая в ходе службы, голова забита шумом входящих и разговором за свечным ящиком. Пройди, встань возле клироса и внимай, а еще лучше купи книжечку специальную с текстом сегодняшнего бдения. В конце концов, открой телефон и читай.
С. Комаров: - Последование.ру. Там есть тексты служб. Батюшка, а зачем на Сретение свечки освящают?
отец Владислав: - Когда-то была церковная традиция освящать на Сретение свечи, с которыми шли в храм на Литургию. Такие крестные ходы. Такое сошествие Спасителю, Иосифу.
С. Комаров: - Кстати, очень символично – свет – это Господь. Мы несем свет.
отец Владислав: - Мы приобщаемся к этому отрезку времени и являемся свидетелями этих событий и участниками. Это важно держать в голове.
С. Комаров: - Смыслы должны погружать человека в праздник.
отец Владислав: - Это непросто, но чем больше вы работаете руками, тем легче. Трудящемуся человеку легче молиться, голова его свободнее. Тем, кто занят интеллектуальным трудом, молиться тяжелее, в тексты вникать труднее, он и так с текстами имеет дело. Учительница проверит 120 сочинений, а как ей потом настроить мозг на понимание службы? А если ты целый день на СТО масло менял, то молиться попроще. Так вот свечи мы несем в дар Христу, как символ Христа и дар Ему.
С. Комаров: - Освящение не означает святость? Это скорее в смысле посвящения, отделения для Бога.
отец Владислав: - А святость, если буквально переводить, и есть отделение Богу. Мы думаем, что святость – синоним слова безгрешность. Но по-еврейски святость – кадеш – отделение, выделение, избрание. Святой – это греховный человек, но спасающийся, старающийся очистить себя от греховности, даже умерший во грехе – несть человек да не согрешит, говорит Исайя…
С. Комаров: - Святость – направление жизни к Богу. А правильно я понял про освящение: если мы освящаем квартиру, то это значит, что мы её Богу посвящаем?
отец Владислав: - Именно! Мы в этой квартире постараемся жить по-Божьи. Всю жизнь Богу посвятить в этой квартире. Мы не будем там блудить, беззаконничать, это святое место. Я христианин, это моё жилище, сюда приходил священник, мы вместе молились, чтобы здесь творились дела Божии. У тебя весь дом освящен, ты весь освящен, ты уже в Крещении.
С. Комаров: - Человек как храм Божий.
отец Владислав: - Да, это два особых места присутствия Божия – храм, алтарь, в который страшно заходить, и ты, в душу которого бесам тоже должно быть страшно заходить, между прочим.
С. Комаров: - Многие проповедники в день Сретения говорят о богословии встречи, это действительно интересно – встреча Бога и человека. Это некоторая тайна, верно? Меня всегда занимала мысль: вот два брата, в одной семье, у одних родителей, в одной атмосфере, но один вырастает верующим, а другой нет. Почему один встречает Бога, а другой нет?
отец Владислав: - Вспоминается притча о Страшном суде, когда один берется с кровати, а другой оставляется. Притча многоплановая, и о вере она говорит. Мы спасаемся верой, как говорит апостол Павел, в делах любви и милосердия реализуемой.
С. Комаров: - Так почему один встречает Бога, а другой точно такой же, но – нет.
отец Владислав: - Однозначно тайна для меня. Мы знаем из слов апостола Павла, что вера – это дар Божий. Почему он не всем дается? Так и не всякий может принять. Бог делает все возможное, чтобы человек смог принять дар, но в данный момент человек, например, не в состоянии. А мы же хотим, чтобы он сейчас уверовал, нам неприятно принять мысль о том, что человек может уверовать за несколько дней до смерти и получить то же воздаяние, что и ты, трудившийся с первого дня. Вспомните притчу о брате блудного сына, который не захотел в дом войти… Притчу о жёнах с маслом в сосудах… Причту о работодателе и наемниках…
С. Комаров: - Каждый человек созревает к теме религии, Богообщения в свое время? И это тайна…
отец Владислав: - Есть личный пример. Был у меня замечательный знакомый дедушка, который когда-то разрабатывал шасси для наших космических аппаратов. Серьезный ученый. Он говорил, что покрестится только потому, что сын просит. Можно так? Так нельзя. Хорошо… Ему тяжело было к вере прийти. Несколько батюшек общались с ним в течение трёх лет, конечно, ненавязчиво, не в форме лекций. И как-то авторитетом личным, молитвой, внешним видом, богословскими беседами он смог понять. Сейчас уже он почил, Царствие ему Небесное. Незадолго до смерти он сознательно покрестился. Ему было далеко за 70, здоровье было сильно пошатнувшееся. И Господь его принял в последний единодесятый час. Понятно, что дети хотели лет 50, чтобы он покрестился, но дождались только к его старости.
С. Комаров: - Есть ли еще смыслы в несении свечей?
отец Владислав: - Да, участники праздника несли свечи как участники встречи со Спасителем, а потом люди использовали эти свечи на Страстной. С ними они шли крестным ходом. Стояли на 12 Евангелиях с ними. Они шли погребали Спасителя с ними, а огарочки выкидывали. Свечи эти не хранили. Свеча объединяла огромный богословский период от Рождения Спасителя до Крестных Его страданий. Это памятование о том, ради чего Господь пришёл в мир и этот Иерусалимский храм. Правильно вспомнили, что глубокий духовный смысл праздника Сретения во встрече. Это заглавными буквами надо начертать. Нужно задуматься, а ты Христа встретил в своей жизни? Постой на богослужении и подумай, что для тебя христианство? Набор правил, ритуалов, чтобы никто не болел, хорошо стал сдать экзамены, получить достаточную зарплату… Это средство достижения твоих проблем или реальный Бог…
С. Комаров: - С Которым вообще-то непросто жить…
отец Владислав: - Вот именно это я и хотел сказать. Подбирал слова, чтобы не отторгнуть от Церкви тех, кто сейчас нас слушает.
С. Комаров: - Помните в книге исход есть фраза «Моисей вступил во мрак, где Бог». Богообщение это некоторая неизвестность, радость, сопряженная с неизвестностью и риском. Чтобы принять Бога, человек должен пойти на риск. Антоний Сурожский приводил такой образ: мы держим в руке медный пятак, а Господь желает нам вложить золотой. Он говорит: «Брось пятак!», твои страсти, земные увлечения, всё, что мы спокойно меняем на Бога. «Ты это оставь, — говорит Господь, — Я тебе дам лучше». А мы боимся, зажимаем кулак, боимся рискнуть, потому что думаем, что потеряем. А Моисей не побоялся пойти навстречу Богу, неизвестному, пугающему опыту.
отец Владислав: - Мы на генетическом уровне не любим ничего нового ни во внешней форме, ни во внутренней. Как есть, пусть так и будет.
С. Комаров: - Человека поменять трудно, мы же сами себя поменять не можем.
отец Владислав: - Одно из чудес Евангельских. Если глянуть на все видимые чудеса, связанные с исцелениями, властью над стихиями, изгнаниями бесов, то Господь их совершает только тогда, когда их действие положительно с точки зрения современного человека, связано с нравственным изменением и перерождением того, над кем это совершается или зрителями. Никогда знамения Он не совершал, а чудо в библейском понимании только тогда чудо, когда человек меняет образ жизни. Для меня, как священника, это самое большое чудо! Настоящее чудо – изменение человека, который вчера был такой-растакой…, а сегодня уже почти праведник.
С. Комаров: - Кажется, совсем недавно Церковь приняла такую позицию, что день Сретения будет днем православной молодежи? В чем смысл?
отец Владислав: - Чтобы встреча людей с Богом, Его как правило не знающих, осуществилась. Миссия Церкви – не развлекать подростков, а привлекать их ко Христу. Смысл религиозного просвещения – не дать человеку сумму знаний о Христе, истории нашего отечества, которая неразрывно связана с Церковью нашей, а именно организовать встречу со Христом. Если такая встреча произойдет, то дети не уйдут из храма от 13 лет до первой серьезной домашней скорби лет до 30… мы же знаем, эта проблема существует.
С. Комаров: - Кажется, что сегодня это просто неминуемо. Мало кто минует этого. Детская вера теряется, а потом…
отец Владислав: - Теряется с момента блуда. Становится стыдно ходить в храм, а остановить себя человек не может.
С. Комаров: - Как этой проблемы можно избежать?
отец Владислав: - Во-первых, должны быть живые отношения с Богом и у родителей, и у ребенка. Если у родителей нет, то это должен быть религиозный гений, чтобы у него организовались какие-то отношения со Спасителем вне дома. Родители должны дать хоть вектор куда идти, образ жизни, хотя бы немного внешний, но это уже неплохо. Пусть у ребенка будет доверие к православной Церкви. По крайней мере он будет искать выход в ней, если вообще будет искать выход в Церкви. Важен пример. Нужно дать ребенку понять, что это не самый страшный грех. Человек ведь думает, что Бог отвернулся. И может пройти лет 20-30 прежде, чем человек сообразит, что христианство немного о другом – Господь принимает кающихся грешников. Если можешь бороться, борись, но, если не получается, это не значит, что Бог отвернулся и в храм можно не ходить.
С. Комаров: - Важно понять, что в храме все равно помогут, не выгонят, Бог не выгоняет.
отец Владислав: - Мы не допускаем к Чаше изменников или живущих гражданским незарегистрированным браком, который есть ни что иное, как блудное сожительство. Но если говорить о подростках, то, о чем я сейчас говорю, не является препятствием к Причастию.
С. Комаров: - Если человек настроен что-то делать с собой, идет к Богу, имеет покаяние… Бывает ведь такое, что нет сил бросить грех, но есть покаяние.
отец Владислав: - Ни у кого их нет… Отвлечься можно женитьбой. Как показывает опыт, нужно быть титаном духа, чтобы сохранить себя в чистоте до брака. Всех касается. И это небольшая трагедия. Нехорошо, но не настолько, чтобы не ходить в храм. А большинство думает, что всё кончено. Не переставайте ходить в храм!!!
С. Комаров: - Часто приходится слышать мнение старших, что молодежь обмельчала, веры нет, есть какое-то развлекалово, вырождаемся, люди не те уже…
отец Владислав: - Так это еще Платон говорил.
С. Комаров: - Вы часто встречаетесь с молодежью, какая она сейчас? Ищет ли Бога?
отец Владислав: - Та, которая ищет Бога, конечно, идеальная. Молодежь у нас горячая. Она стремится к преисподней с такой же скоростью, как и в Царство Божие. Горячность духа, непримиримость с полутонами и полумерами, бескомпромиссность. Если же молодёжь спасается, то как в первые времена христианства. Тем более что мы знаем о благодати, которая дается с преизбытком неофитам, кто сейчас в Церковь приходит. Молодёжь хочет быть с Богом, у нее огромный запрос, множество вопросов о браке, о том, что я есть, о выборе пути, о семье. Они хотят знать, как вообще жить. Молодежь очень доверяет Церкви. Интернет формирует такое мнение, что молодёжь настроена к Церкви агрессивно. Но у меня 60 тысяч подписчиков, что в основном и есть молодёжь – от 16 до 35. Стоит затронуть больную тему об абортах, о браке, об изменах, унынии, о выборе жизненного пути – приходит колоссальный отклик. Это востребовано! Спасибо, батюшка, что сказали, никогда об этом не слышал. А я ведь говорю о том, что вода мокрая, что солнце светит – банальные вещи с точки зрения христианина, а люди-то этого не знают! Если бы все священники были в соцсетях, то в храмах на праздники было бы негде встать. Со священником невозможно поговорить о религии совершенно, он ведь как правило служит или требы совершает или бесконечные отчеты пишет. А поговорить? Только на курсах катехизаторских. Есть они при каждом храме, но тут ведь нужно иметь возможности ходить. А в интернете тебя слушают за раз 100-700 человек. Ты в 10 часов вышел в прямой эфир, и бабах! И вот уже кто-то стал в храм ходить чаще, кто-то исповедоваться, кто-то причащаться, кто-то в семье восстановил отношения. Женщина не знает, что брак будет нормальным, когда ты меньше говоришь.
С. Комаров: - Это прямо «откровение»!
отец Владислав: - Батюшка, я много ем, что делать? Прекрати это. А что так можно было? А вот такая беда? Прекрати! А проблемы из детства? Нет, об этом речь не идет. Унываешь? Прекрати! Так просто? Конечно!
С. Комаров: - Отец Андрей Ткачев высказал такую мысль, что Сретение – день всех пожилых, которые веруют во Христа, потому что там один из главных персонажей – ветхий старец Симеон. В тропаре сказано о трех главных персонажах. Богородица, Спаситель и Симеон. Веселись и ты, старче праведный!
отец Владислав: - Это мы еще незаслуженно забываем Анну-пророчицу, которая около 70 лет хранила девство после вдовства.
С. Комаров: - Мне кажется, что Симеон – образ человека пожилого, который правильно прожил свою жизнь. Он несет опыт богообщения, опыт встречи со Христом, это идеал старости, к которому нужно стремиться.
отец Владислав: - Этот смысл даже более логичен, как по мне. Дня православного старчества у нас точно нет. Кстати, интересная статистика – множество бабушек не ходит в храм, потому что в храме стоять надо. Феноменальное количество! Я служу в провинции, часто вижу это, спрашиваю, в ответ слышу, что ведь стоять надо. А если сесть? Так неудобно, что про меня подумают? Вам 70-80 лет, что о вас могут подумать? Кому вы сдались? В Москве каждый только о себе думает вообще. Провинция отличается от Москвы тем, что в Москве никто не интересен никому, а в провинции все интересны всем. Ах, ты сидишь, что со здоровьем? И люди десятилетиями не ходят в храм, потому что боятся этих вопросов. Недавно звонила бабушка, спрашивала, что не может поклоны после операции делать, так можно ли постом Великим на службы ходить? Ну не делай поклоны… Люди, конечно, очень благочестивы, и это не дает им встретиться с живым Христом в храме.
С. Комаров: - Батюшка, у нас тут есть несколько присланных вопросов. Что такое любовь, и как о ней молиться?
отец Владислав: - Надеюсь, речь идет о христианской любви, а не о подростковой влюбленности, хотя если я буду говорить о последнем, рейтинги у нас будут больше. В любви христианской все очень сложно, это любовь деятельная, и она может быть совершенно бесчувственная. Не равнодушная, но без чувств и восторгов. Я помогаю бездомным не потому, что я их люблю как Тереза Авильская, а потому что так Господь сказал. Ты скрепя сердце вынимаешь кошелек, покупаешь продукты, едешь и отдаешь. Или со знакомых собираешь ненужную одежду и везешь в какой-то провинциальный храм, где забирают.
С. Комаров: - Это дело любви. Люди занимаются любовью.
отец Владислав: - Да, именно. Как сантехник, который на Новый год чинит тебе ночью трубу, чтобы ты мог посуду помыть после. Он поматерится, но дело любви сделает.
С. Комаров: - Хотелось заступиться за подростков. Ведь их влюбленность тоже от Бога. Это чувство естественное, оно ведь для чего-то нужно.
отец Владислав: - Бог дал тебе топор, чтобы ты дрова рубил, а ты пошел и старушкам-процентщицам головы рубить. Любовь, дарованная Богом, в 99% случаев используется совершенно неправильно и бесстыдно. Вся современная попса о том, как ты тело и душу отдала любимому, а он предал. Если мы перестанем жить с кем попало до брака, то вся мировая поп-музыка уйдет в небытие, потому что не о чем страдать. А сейчас тема новая – пацаны страдают. Ой, меня бросили, я страдаю, мне тяжело. Интересный момент последних лет. Раньше такого не было.
С. Комаров: - Продолжу защищать подростков! Безрассудное это чувство, от которого человек лишается здравого смысла, когда смотрит на предмет своего увлечения, ведь тоже попущено Богом, чтобы люди были вместе. Кураев когда-то сказал, что человек может жениться в безрассудном состоянии первой молодости, когда он не понимает, чем это может закончиться.
отец Владислав: - Да, если речь о священстве, то к 30 годам священником уже не станешь и замуж не выйдешь.
С. Комаров: - Но есть что-то в этом?
отец Владислав: - Конечно. Дар Божий, да. Но ты встретился, полюбил, теперь исполняй заповедь Божию – никаких добрачных отношений и, если ты дал человеку обещание быть вместе, храни верность до конца, даже когда фейерверки эмоций пройдут. Бог благословляет твой выбор и решение, Он не навязывает влюбленность к кому-то. Браки не совершаются на небесах, но здесь, на земле, а Небо благословит, если будешь исполнять заповеди о деятельной любви к конкретному человеку.
С. Комаров: - Вы всё ведете к христианской любви, а я говорю о чем-то попроще…
отец Владислав: - Так я батюшка, ты – мирянин. Всё ясно!
С. Комаров: - А как молиться о любви? Господи, научил меня любить правильно?
отец Владислав: - Верить, любить, терпеть. Вспомните молитву Оптинских старцев. Вот гениальная вещь! Утреннее правило не читаете, я знаю, так читайте хотя бы эту молитву! Не эти бормотания, которые называются правилом Серафима Саровского, которые читаются автоматически для исполнения правила. Ты лучше медленно прочитай с чувством молитву Оптинских старцев, больше проку выйдет! И молитва Филарета Дроздова тоже хороша и глубока.
С. Комаров: - Зачем мы причащаем младенцев? Эти маленькие дети не успели еще нагрешить?
отец Владислав: - Зачем? А зачем прививаем? Чтобы дожили до того момента, когда сами смогут читать инструкцию к лекарствам. Причастие – прививка бессмертия твоей душе. Мы причащаемся во здравие души и тела! Помните апостола Павла? Христос есть Спаситель тела. Кто-то понимает только про «здравие», но не помнит о душе, это перегиб. Крестим и причащаем, чтобы ребенок не болел… если ты идешь только с этой целью, то болеть все равно будет. Мотивация – архиважный момент, я уже сто раз повторял. Господь сам говорил, чтобы не воспрещали детей приходить к Нему. У нас нет запрета на Крещение и Причащение детей, как считают протестанты.
С. Комаров: - Тут путаница смыслов. Совсем необязательно грешить, чтобы причащаться. Еще вопрос: может ли христианин ненавидеть другого человека, если попытки примириться неудачные, как еще просить прощения и у кого? Кому и как молиться о мире?
отец Владислав: - О мире мы молимся подателю мира – Богу. «Мир вам!», – говорит неоднократно священник. Хотите мира, приходите на Литургию. Просто дома молиться, чтобы Господь дал силы не ненавидеть кого-то, можно, но это гомеопатические дозы. Приходи в храм, слушай эти слова, причащайся Источника мира. Мирная ектенья есть, за которой миром молятся, не толпой, а миром души. Не имеешь его, молись, чтобы приобрести. Ненависть такое чувство, которое самостоятельно не пройдет. Только Божия благодать врачует. Важно, конечно, не культивировать, не нагнетать.
С. Комаров: - Да, а то бывает, а я вот сказал, но нет, перезвоню и скажу еще вот и это.
отец Владислав: - А надо было так. А если ему станет плохо, то было б здорово. Такие мысли будут постоянно приходить, придется тащить ежедневный крест, просить Господа о помощи. Мысли о ненависти к тому, кто тебя обидел, приходят в самый важный момент. Перед Чашей, когда с супругой воркуешь, с детьми в шахматы играешь. Когда в твое сердце может войти любовь, бесы тебе напоминают все, чтобы испортить твое внутреннее духовное состояние. Это не психологическая проблема, а духовная, тут молитва нужна! Не можете молиться, бегите, буквально, переключитесь.
С. Комаров: - Быть в состоянии ненависти – ад. Иоанн Богослов пишет, что всякий ненавидящий брата своего, есть потенциальный братоубийца, который созрел для того, чтобы убить человека, он уже хочет, чтобы его не было.
отец Владислав: - Мы всегда будем с этим жить. Всегда будут те, кто портит нам жизнь, всегда нам будет хотеться их смерти, всегда нас будет радовать сообщение об их неудачах. Но главное – об этом никому не говорить! Если ты слова будешь держать взаперти, то будет тебе благо. Ляпнул кому-то – два года добавил. Я не говорю, что надо любить так, как господь всех возлюбил. Это ведь высшая норма. Стремиться надо, но не для всех это достижимо при жизни. Но хотя бы иметь некоторое смирение по отношению к этому событию. С миром его принять и забыть, и жить дальше вперед. Ты не сможешь жить нормальной жизнью, пока будешь отталкиваться от бед, которые в тебе живут.
С. Комаров: - А если рана в душе осталась? Рана греха по отношению к тебе? Сильно тебя обидели…
отец Владислав: - Причастие. Дыру во вселенной может только Создатель наполнить Собой, Причастием, причем не единократным, но регулярным. То, что приобреталось в течение лет, имеет немного шансов сразу выйти. Может быть и такое, но нужно быть подвижником духа, нужна невероятная решимость к исправлению.
С. Комаров: - Спасибо за беседу, батюшка!
отец Владислав: - Храни всех Бог!
Добавить комментарий