Перейти к основному содержанию

08:29 28.04.2025

Вопросы о вере и спасении

29.01.2025 11:26:45

Слушать: https://radonezh.ru/radio/2025/01/22/20-00

Прот. Александр Абрамов:  Дорогие друзья, добрый вечер. Я хотел бы начать с того, чтобы поделиться некоторыми своими наблюдениями о том, как меняется подход к Церкви, к храму, к духовенству у людей среднего и старшего возраста – тем, что я вижу своими глазами. Меняется порой далеко не к лучшему. Приведу несколько примеров, потом объясню, почему я считаю их связанными воедино. Мы совершали службу Крещения в своем храме в Крапивниках. Замечательно очень как-то прошла служба, очень мирно, так, как должно быть. Освятили воду, Великое водосвятие совершили. Как-то очень доброжелательно приходили люди в течение дня забирать воду, не было давки, толкотни, неизбежных в таких случаях, каких-то вспышек раздражения. Все было очень хорошо. И я этому был как священник, как настоятель, от сердца рад. И я решил заехать просто по пути еще в несколько храмов и помолиться в них, посмотреть, как происходит раздача воды. Так интересно, как все устроено не только в храме, где ты служишь, но и в других. Приехал я в один маленький храм, зашел туда, рядом припарковалась машина, где, видимо, сотрудник храма доставал из багажника бутылочки пустые, в которые разливается святая вода для того, чтобы раздавать верующим людям. И подходит к нам дама средних лет и говорит: «А почему вы продаете святую воду?» Сотрудник храма так немножко опешил, начал оправдываться перед ней. А я смотрю, она все распаляется и распаляется: «Вы продаете святую воду. А ведь эти бутылочки, они стоят в магазине 10 рублей, а вы продаете их за 50. И продаете святую воду». Бедный сотрудник так опешил, говорит: «Вы можете придти со своим бидоном, своей бутылкой». «У меня нет дома бутылочек». И так она нападала на этого несчастного человека. Мое вмешательство, надо сказать, тоже не к чему хорошему не привело. Я пытался ей объяснить, что ничего мы не продаем, а эти бутылочки для вашего удобства. Но и тут уже пошла общая история, что Церковь во всем виновата. «Почему нельзя расплатиться с вами карточкой? Почему я не могу заплатить на счет храма?» И все разговоры не о духовной жизни, не о празднике, а о деньгах. И это, конечно, очень отражает мысль о том, что Церковь всем должна. Я думаю, а зачем этой женщине, этому несчастному человеку, который просто стоит и изгаляется над перед ней стоящим священнослужителем и сотрудником храма? Ей хочется вести себя как клиент. Еще бы вот шаг, и она бы сказала: «Дайте жалобную книгу». Как в худших примерах советского магазина. И ей нравилось скандалить. Я думаю, она так же скандалит в поликлинике, я думаю, она так же скандалит в очереди в магазин. Но превращать церковь в поликлинику и в магазин – это очень опасное занятие. Ведь она же тоже, как и все, умрет. И за глупость свою, за многословие, за упреки грубые и ничем не обоснованные ей предстоит давать какое-то объяснение. Другой пример, сегодняшнего дня, пересказанный мне сотрудником храма. Приходит в храм некая посетительница. А вы знаете, что в храме, где я являюсь настоятелем, в храме прп. Сергия Радонежского в Крапивниках, находится великая святыня – Кийский крест патриарха Никона с огромным числом мощей святых угодников Божиих. Эта дама спрашивает дежурную: «Так. Это и есть этот ваш Кийский крест?» Дежурная говорит: «Да». «А какие мощи в этом кресте?» Она говорит: «Вот у нас на стене есть таблица. И в этой таблице написано, какие мощи святых угодников здесь есть». «А женские имена есть?» «Да. Конечно. Вот, посмотрите». Женщина в течение минуты изучает этот список и говорит: «Ну, это ни о чем». И величественно уходит из храма. Очевидно, что она не нашла, скорее всего, имени того святого, чье имя она носит. И вот это «это ни о чем» - это она нам дает оценку. Не удовлетворили ее высоким ожиданиям, и виноват и Кийский крест, и патриарх Никон, и храм прп. Сергия, и дежурный – все виноваты кругом. А она такая вот праведная. И третий пример – пример, который приключился со мной лично, тоже с пожилой очень женщиной, я думаю, что ей между 70 и 80 годами. Она принадлежит к такому типу пожилых людей, их сейчас очень много, особенно в больших городах, которые считают, что они будут жить вечно, и которые стремятся к бесконечной молодости. Вот она так одета: в кожаных штанах, в какой-то тужурке такой молодежной, горнолыжной. И она мне говорит: «Вы знаете, мне кажется, моя дочь колдунья». Я говорю: «А почему вам так кажется?» «Потому что она ко мне плохо относится, потому что она меня не слушается». Я говорю: «А сколько вашей дочери лет?» «50». Я говорю: «Ну как вы себе представляете? В 50 лет она взрослый человек или нет?» «Ну, маму же надо слушаться?» Я говорю: «Так вот на вскидку, мы с вами две минуты общаемся, мне уже трудно с вами разговаривать. А ваша дочь с вами 50 лет разговаривает. Я думаю, что тут многое можно понять и простить». «Но тем не менее, нет ли какого-нибудь отчитывания? Нет ли какой-нибудь специальной молитвы, чтобы ее как колдунью отчитать?» Я говорю: «Подождите. А вы ведете церковную жизнь? Вы в храм ходите? Причащаетесь ли, исповедуетесь ли?» «Нет. Не хожу». Я говорю: «Понимаете, зло, диавол, действует через разные возможности, в том числе и через наше безразличие к вере. Я думаю, что здесь не нужно быть колдуньей или ведьмой, чтобы просто, не видя от матери какой-то поддержки, поддержки в вере, начать к вам относиться хуже». И тут она мне то же самое сказала. Знаете, стоит передо мной человек, которому к 80 годам, очень странно одетый для своего возраста, и она посмотрела так на меня, смерила презрительно взглядом: «То, что вы говорите – это ни о чем». И тоже уходит из храма. Вот это «это ни о чем» - такая новая примета, когда люди пожилого возраста начинают себя вести, как в собесе, как в МФЦ. Они хотят получить конкретный ответ, который их устроит, и конкретную услугу, причем желательно очень быстро и без лишних рассуждений. Здесь мы сталкиваемся с большой и серьезной духовной проблемой. Почти умерли все те, кто имел опыт довоенного церковного воспитания. Нет тех людей, которые еще в вере воспитывались, в религии воспитывались, в церкви воспитывались в довоенные и первые послевоенные годы. Во многом облик современного пожилого поколения, старшего, людей определяют те, кто уже был в комсомоле, в партии, участвовал в профсоюзах и так далее. И многие из них, конечно, не для всех, я подчеркиваю, что я далеко не имею в виду всех на свете, люди не воспитанные Церковью. Они и в 90-е-то годы далеко не все пришли в храм. Пришли многие из скуки, многие от нечего делать, многие из-за того, что сочли, что так будет лучше по каким-то суеверным соображениям. И они привнесли с собой в Церковь вот эту атмосферу требовательности и свары, вместо смирения и послушания. У нас в городе есть такая форма заботы о пожилых людях – называется программа «Московское долголетие». Наверняка у нее есть много положительных сторон, но то, что я вижу о посещениях московских храмов участниками этой программы - люди получают развлечение. Им нужно развлечение. Сегодня им покажут такой храм, здесь вот такие иконочки, а здесь вот такие святыни. Ходит толпа такая людей, которых сейчас повезут туда, а завтра они будут ходить с палками по городу, а послезавтра, возможно, их отвезут в музей или еще что-то. И я чувствую, что тех вопросов, которые у человека должны возникать в церкви, не возникает. Для них это просто очередное развлечение. Для многих. Повторяю, не для всех, но для многих это очередная развлекательная экскурсия. И в рамках этой экскурсии их должны обслужить. «Так. А где у вас записочки пишут? Так. А вот это что?» И вот эта толпа порой вызывает у меня чувство страха. Так, кажется, что тебя сейчас сметут просто, как стадо бизонов такое на тебя надвигается. Я никогда не видел стадо бизонов, но мне его легко представить по образцу многих участников экскурсий программы «Московское долголетие». Вас должны обслужить. Бедные люди, которые пришли как раз помолиться в храм, очень часто становятся заложниками таких путешественников, потому что люди встанут – не пройти, не проехать. Дверь в храм заблокирована накрепко. А ведь построение церковной жизни – это построение вокруг главнейших вопросов, которые ставит перед нами Спаситель. Вопросы о смысле жизни, о соблюдении заповедей в безусловном понимании, что мы умрем. И вопрос в том, какой ответ мы дадим на Страшном судище Христове. Не в том, чтобы продлить любой ценой свои дни, не в том, чтобы получить какой-то эликсир бессмертия, не в том, чтобы соблюдать диеты, или выполнять физические упражнения, чтобы жить не 80, а 90 или 100, а то и больше лет. А тема смерти, тема ухода из жизни земной в жизнь вечную многими старательно избегается. Они боятся говорить о ней. Ладно говорить, о ней боятся думать. И вот такой цыганский табор участников экскурсии кочует с места на место, от одного объекта к другому для того, чтобы не задать себе решающий вопрос: «С чем ты подходишь к осени своей жизни? Какой ты дашь ответ Господеви на Страшном судище Христа? Что ты сделал доброго? В чем тебе нужно раскаяться?» Давай дальше смотреть, развлекаться, лечиться, молодиться. Очень недобро выглядят молодящиеся старики. Еще даже хуже, чем пытающиеся выглядеть старше своих лет молодые. Потому что принято считать, что возраст дает мудрость, возраст дает раздумья, возраст дает итоги. Но жизнь показывает, что не всегда дает мудрость и итоги показывает. И вот нам с вами, я себя отношу к людям, точно миновавшим экватор своей жизни, надо постоянно размышлять о том, что мы можем и могли бы сделать для того, чтобы Господь собрал урожай на поле нашей жизни. Чтобы житницы наши были наполнены вот этими зернами добрых дел. Чтобы нам было что сказать. Не просто: «Господи, я посетил все храмы на свете. Господи, я побывал на всех кружках от макраме до рисования», но: «Я кому-то помог. Я кого-то вырастил. Я кого-то поддержал. Я кого-то удержал от злых дел». Вот об этом я размышляю и связываю три приведенных мной примера воедино. Мы не должны превращать церковь в магазин. Мы должны, даже если у нас нет никакого опыта, даже если мы пришли в церковь относительно поздно, в смирении идти к Господу. Даже в 90-е годы, да что в 90-е, мне кажется, даже в начале нулевых, еще было невозможно, чтобы со священником разговаривали в такой надменной манере – «это ни о чем». Бабушки с бидонами железными за два десятка километров ходили, чтобы набрать святой воды. А сейчас вам предлагаются бутылочки: «Почему они так дорого стоят?». Это как раз точно разговор ни о чем. Эти люди все время ставят второстепенное на место главного, а до главного они, увы, и не добираются. Это первый момент, о котором я хотел сказать вам сегодня. Еще один момент, о котором мы с вами довольно давно не говорили. Вы помните, что уже без малого 10 лет назад здесь, в студии «Радонежа», я впервые объявил о том, что на базе нашего храма создается музей, посвященный жизни Церкви в послевоенные годы. Он был тогда создан. Называется «Музей и исследовательский центр Советский Союз. Вера и люди». И вот уже, получается, 8 лет этот музей существует, и все экспонаты нашего музея, а их больше 1500, собраны в основном за счет добровольных дарений, в том числе и слушателями «Радонежа». Люди приносят рукописные акафисты, молитвословчики. Кто-то боится, что они умрут, и после этого их младшие родичи выбросят все это, иконочки в фольге. И музейная коллекция постоянно пополняется. Меня спрашивают довольно часто, как попасть в музей. Вы можете заказать экскурсию, вы можете попросить об экскурсии. Мы собираем группы, регулярно эти экскурсии проводятся. Если вы хотите наш музей посетить, то позвоните в храм: 8 495 623 47 80 в рабочие часы, и скажите, что вы хотели бы посмотреть музей о жизни Церкви в советское время, и мы с радостью такую экскурсию для вас проведем.

Телефонный звонок: - Москва, Надежда. Я по поводу долголетия. Там основной принцип – быть активным. Интересоваться всем: и политикой, и театром и всем. А вообще вторая половина января, знаете, период унылой депрессии, потому что все праздники кончаются, и погода еще такая. Я хотела задать вам серьезный вопрос. Евангелие от Иоанна, глава 11, стих 48. Это после того, как Господь воскресил Лазаря. Собрались первосвященники и говорят: «Если оставим Его так, то все уверуют в Него, и придут римляне и овладеют местом нашим и народом». Каким образом они связывали веру в Христа с тем, что придут римляне и всех захватят?

прот. Александр Абрамов: - Здесь довольно простой ответ. Он таков: первосвященники говорят заведомую неправду, потому что Спаситель сказал: «Царство Мое не от мира сего», и кроме того Он сказал, как вы помните, показывая на монету: «Отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу». Первосвященники же хотели создать у народа впечатление, что вот сейчас у них, у первосвященников, нормальные рабочие отношения, так сказать, с оккупационной администрацией. Римляне не вмешиваются в их религиозные дела, даже отпускают одного из приговоренных к смерти в пасхальные дни и так далее. А если придет Спаситель, все пойдет кувырком. Не будет нормальной религиозной жизни, потому что Христос – это такой бунтарь, не понятно, какое Его учение. Оно не вполне иудейское, или даже совсем не иудейское, взрывающее иудейское миропонимание. И тогда римляне не станут долго разбираться и просто установят свои порядки, как в обычной колонии. И все то, что сберегали первосвященники, строй иудейского богослужения или иудейскую веру – все это пойдет прахом. И они, конечно, обманывали, потому что римляне ничего такого не планировали делать. А во-вторых, и Спаситель не говорил, что пришел упразднить Закон, но исполнить его: «Ни одна йота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все». Таким образом, передергивая факты, иудеи хотели обвинить Спасителя в том, что Он содействует ужесточению оккупационного режима. Насчет пропаганды активности, о которой вы сказали, применительно к долголетию. Активность сама по себе ничего не значит. Бывает дурная активность. Знаете, есть русская пословица: дурная голова рукам и ногам покою не дает. Активность ради активности не ценна. Ценно усилие, которое обращено к творчеству, к доброму делу, ко Господу. Хотел еще несколько слов сказать о музее. Музей находится при храме в Крапивинском переулке, д.4, стр. 2. И ежегодно мы проводим во время Международных Рождественских чтений конференцию, посвященную жизни Церкви в 40-е – 80-е годы. Это то время, когда многие из наших слушателей были молодыми, или даже кто-то был человеком зрелым и взрослым. Тем самым люди встречаются со своей церковной юностью или, не будучи тогда церковными, узнают, как жили верующие люди в эти годы, очень тяжелые для Церкви годы. В этом году такая конференция пройдет у нас 29 января. Если у кого-то есть желание ее посетить, милости просим. Мы начинаем в 9.30 утра. И среди прочего на этой конференции мы представим книгу, посвященную памяти почившего владыки, архиепископа Александра Ищеина, бывшего архиепископа Бакинского и Азербайджанского. Это удивительный человек, который священником стал в 1975 году. Один из самых старейших по рукоположению священников нашей Церкви, умерший в 2021 году. В книге, которая будет представлена на чтениях, содержатся и воспоминания владыки, некоторые из них я хотел вам представить. Просто они очень трогательны и рассказывают о том, как верующее сердце пробивало дорогу к Церкви. Владыка служил в армии в воинской части в 70-е годы, которая находилась в Архангельской области. Это была авиационная часть, и ближайший храм у него был в 10 км от того места, где была эта воинская часть. И он то в самоволку, то в воскресный день бегал 10 км зимой через замерзшее русло Северной Двины, летом через лес. 10 км зимой напрямую, 15 км летом в обход для того, чтобы участвовать в богослужении, помолиться и причаститься. Рассказывает, как пришел однажды на Пасху и сердобольные старушки дали ему в обратную дорогу крашенных яиц, куличиков каких-то, еще что-то такое из снеди пасхальной. Возвращается он в часть, а с ним никто не решался ходить, и его облепили его однополчане, украинцы, молдаване: «Дай нам яйца, дай нам». «Я, - говорит, - все раздал. Так у меня у самого ничего не осталось». Была большая борьба за то, чтобы он не носил крест. И он смог отстоять свое право носить крест. Священник этого села, в котором находился храм вдали от воинской части, не очень привечал молодого солдатика, который приходил в форме на богослужения. Впоследствии было понятно почему. А вдруг что-нибудь потом этому священнику скажут, что он ведет религиозную пропаганду среди военнослужащих, а вдруг он какой-то подосланный. И он был очень недружелюбен. Но ирония судьбы такова, владыка Александр рассказывает, что уже потом, когда он стал известным священником сначала в Закавказье, и был благочинным храмов каких-то в Северной Осетии, кажется, ему перевели священника одного. И он должен был с ним встретиться. Выяснилось, что этот священник служил примерно в тех же краях в Архангельской области, где был храм, куда ходил будущий владыка Александр во время службы в армии. И стал владыка расспрашивать этого батюшку: «А там же кругом одни воинские части». «Да, да. Воинские части». «А что военные к вам не ходили, солдаты?» «Нет. Солдаты не ходили. Один только ходил. Придет, потом убегает к себе в часть». Владыка говорит: «Этот солдат был я». Вот так состоялось второе знакомство этого священнослужителя с будущим владыкой Александром. И эта книга его изобилует такими яркими, очень теплыми, очень сердечными свидетельствами совершенно живой веры и религиозности, которая была в 70-е, 80-е годы, когда все было тяжело: тяжело было достать Евангелие. Сейчас мы зайдем в любой магазин – все что угодно: Евангелие, молитвословы. Молитвословов мало было. Зачитывали до дыр, вспоминает владыка. Передавали друг другу. Напечатать их было никак нельзя. Тех, кто пытался печатать какой-то тираж, сажали часто. Так пострадал отец Александр Пивоваров в Новосибирске. Журнал Московской Патриархии, любые религиозные издания были, конечно, совершенно недоступны, передавались под полой. Все это было. Просто сейчас, когда видишь наше церковное изобилие, в это очень трудно поверить даже людям старшего возраста. И такие воспоминания, как воспоминания владыки Александра, которые мы опубликуем и представим на предстоящих чтениях, многие другие свидетельства живой веры, их необходимо сохранять. И я хотел от души поблагодарить радонежских слушателей за то, что вы своими трудами, помощью в экспонатах, помогаете нам эту память сохранить. Мы выходим с вами почти на финишную прямую нашего сегодняшнего общения.

Вопрос: - Как поступить, если муж настаивает на венчании, а я не чувствую уверенности в этом человеке?

прот. Александр Абрамов: - Хорошо. Я, конечно, не знаю, сколько лет вы в браке. Но если речь идет о том, что вы не один день в браке, то как вы, будучи женой, не чувствуете уверенности в этом человеке? А зачем вы тогда с ним живете? Если вы в семье, если вы муж и жена, что называется, любящие друг друга, то венчание является естественно закономерным решением. Венчание является венцом, уж простите меня за повтор, всей семейной жизни. Если вы чувствуете, что вы к нему не готовы, то это совершенно точно, что к нему не надо торопиться. Но вы должны задать себе вопрос, почему я не уверена в этом человеке с позиций венчания, а была уверена в этом человеке с позиций ЗАГСа? Что-то здесь, наверное, не так.   

Вопрос: - Являются ли блудом отношения с бывшим мужем после развода?

прот. Александр Абрамов: - Так или иначе, любые отношения вне брака являются блудом. Поэтому бывший ли он ваш муж, бывший ли не ваш он муж, если это отношения вне брака, они в любом случае отношения блудные.

Вопрос: - Что делать, если чувствую, что появляется зависимость от социальных сетей?

прот. Александр Абрамов: - Знаете, я и за собой подобные вещи замечаю. У меня много народу в моих контактах. А сейчас в таких мессенджерах, как telegram, например, есть такая ситуация: если человек в ваших контактах и у него какой-то улучшенный аккаунт, то он может присылать вам фотографии или видео о своих событиях в виде таких кружочков. И ты волей-неволей смотришь, что происходит у твоих знакомых. Это съедает много времени. Если вы чувствуете так, я во всяком случае для себя это решил, мои близкие люди мне это советуют сделать, я так и сделаю точно, надо смотреть, чтобы вы каждый день были чуть меньше в социальных сетях. А Великим постом все эти кружочки, все эти социальные сети, все эти мессенджеры надо по возможности вообще исключить. Я исхожу из простой вещи. Что то, что для вас существенно важно, вы и так узнаете. Если, не дай Бог, случится смерть кого-то из близких, или начнется какая-то всемирная ядерная катастрофа, мы об этом и так узнаем. А могут случиться такие события, которые лишат нас всякой целесообразности и смысла участвовать в социальных сетях, нам уже все будет не важно. Поэтому главное мы и так узнаем, а когда есть зависимость, неважно от чего она: от наркотиков, от алкоголя, от курения, от социальных сетей – зависимость – есть зависимость. Тобой кукловодят, а не ты управляешь собой. Значит от этого надо стараться избавляться.  

Вопрос: - Как заставить себя уважать человека только за возраст?

прот. Александр Абрамов: - Только за возраст человека нельзя уважать. Человека можно уважать за то, что он ведет себя достойно, за то, что он почтенный человек, за то, что за ним добрые дела, написанные книги, поставленные балеты, многолетний труд на предприятии, зато, что он добрый человек и хороший. Мы должны уважительно относиться к старшим, чтить отца своего и матерь, как нам прямо предписывает Священное Писание. Но просто так заставить уважать, например, какую-то старую скандальную женщину, которая вам норовит на лестничной клетке гадость сказать, – так  не бывает. Вы так не сможете сделать.

Вопрос: - Является ли лечение от анарексии чревоугодием?

прот. Александр Абрамов: - Лечение от анорексии, то есть от того, что вы худеете непрерывно. Лечение бывает очень разным. В том числе не через питание, через какие-то психологические, психиатрические методы. Любое лечение, если это лечение медицинское, а не шарлатанское, оно, конечно, не является само по себе грехом.  Оно становится грехом, когда у вас начинает одержимость быть: надо мне провериться, надо мне еще вот от этого подлечиться, от этого подлечиться. Так не бывает. От всего на свете не подлечишься. Прп. Амвросий Оптинский говорил: «Нам надо не лечиться, а подлечиваться», - то есть держать организм в таком состоянии, чтобы он дальше не пикировал, не ухудшался сильно. Потому что здоровье тоже является ценностью перед Богом.  

Вопрос: - Грешно ли встречаться с разведенным мужчиной?

прот. Александр Абрамов: - Почему грешно? Если он разведенный, то он ведь никому не обязан. Мужчина, который не находится в браке, если у вас чистые намерения, если вы хотите по Божьему семью создать, то ничего в этом грешного нет.

Вопрос: - Может ли амулет нести в себе грехи предыдущих хозяев?

прот. Александр Абрамов: - Амулет – это грех перед Господом. Амулет – это свидетельство ваших грешных намерений само по себе, потому что вы тем самым расписываетесь, что вы не до конца доверяете Господу. Тут вы еще себе подковочку повесите, а здесь красную веревочку повяжете, а вот здесь еще что-то. Поэтому не имеет значения, несет ли это в себе грех предыдущих хозяев, потому что это точно содержит свидетельство глупости или греха текущего хозяина.

Храни вас Бог. До свидания.

Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой:

Другие способы платежа:      

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
13 + 1 =
Solve this simple math problem and enter the result. E.g. for 1+3, enter 4.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦКаталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+