20.11.2024 14:04:13
Слушать: https://radonezh.ru/radio/2024/11/09/21-00
Смотреть: https://rutube.ru/video/5f345e601f6676a6dcd8c46495eff7b1/
С. Н. Комаров: - Добрый вечер, братья и сестры. Ну что ж, жизнь идет, всякие события происходят. Президенты американские меняются, а у нас с вами, по сути, одна и та же песня. Мы говорим о чем? О вечном. Делаем вечный контент на радио «Радонеж». Мы говорим о Евангелии, о святых, о заповедях Божиих. В общем, обо всем том, что нашу русскую цивилизацию по-настоящему питает, держит, то, что нашу русскую цивилизацию и родило, по сути, и то, чему мы пытаемся остаться верными, и полагаем в этом главный смысл нашей жизни.
Завтра у нас празднуется целая россыпь замечательных святых. Просто удивительно, как такие уникальные, знаковые, прекрасные, великие святые соединились в памяти Церкви в один день. Не перечислю всех, просто назову несколько имен: это вмц. Параскева Пятница, прп. Иов Почаевский, свт. Димитрий Ростовский, прп. Феофил Киевский, Христа ради юродивый, который почил на Параскеву Пятницу, а до своей кончины, за год еще до нее, говорил: «Хотелось бы умереть, да Параскева за меня молится». Потом все поняли, к чему он это говорил, потому что скончался он на Параскеву Пятницу. Прп. Арсений Каппадокийский – духовник прп. Паисия Святогорца. В общем, здесь один краше другого. Хочется поговорить об этих святых. Хотя бы о некоторых, обо всех не успеем. Почтить тем самым их память и получить назидание самим, потому что святые Церковью выбраны не только для молитвенного почитания, не только для того, чтобы мы просили их молитв, не для того только, чтобы им молились, как бы передавая нашу молитву им для предстательства пред Богом, но и для того, чтобы мы назидались от их образа, от их жития. Как апостол Павел пишет: «Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их». Чтобы подражать вере святых, нужно жизнь святых знать, нужно знать не просто как они веровали – это понятно, веровали они православно, - но веру человек как бы ипостезирует в свою жизнь. и поэтому веры у каждого человека – уникальный, своеобычный, назидательный. И с одной стороны в каждом святом есть что-то удивительно особое, а с другой стороны мы можем найти ответы на наши жизненные вопросы в ситуациях тех или иных святых, потому что все равно судьбы человеческие похожи, проблематика одинакова и Христос один и тот же, да и диавол один и тот же. И человек по своей природе остается одним и тем же. Апостол Павел так же говорит: «Подражайте братья мне и смотрите на тех, кто поступают по образу, который имеете в нас». Т. е. для того, чтобы Христу подражать, нужно прежде подражать святым. Это просто легче. Попробуйте сразу подражать Христу – это страшно и до конца не понятно, что нужно делать. А вот святые как бы соединяют нас со Христом, показывают, каким может быть человек, преображенный по подобию Божию, по подобию Христову. И смотря на них, и мы учимся что-то потихонечку делать. Потому-то апостол Павел и дерзает сказать так, в такой формулировке выразить свои мысли: «Подражайте мне, как я Христу». Он не говорит «подражайте сразу Христу». И это очень правильно. То есть святые протоптали дорожку к Богу для нас. И мы по ней тихонечко, не без боязни, озираясь, идем, пытаемся идти, и святых призываем на помощь.
Итак, я бы, наверное, начал с истории Иова, игумена Почаевского. Очень актуальна память его в наши дни, так как обитель, игуменом которой он являлся, Святая Почаевская лавра, Успенская, сегодня в тяжелом состоянии пребывает. В очередной раз в опасности. У этой лавры крестный путь. В свое время она более чем на сто лет переходила к униатам, которые там служили свои службы, и попирали Православие в том регионе. Пострадала лавра и от большевиков, и от австрийцев в свое время. Но каждый раз как-то оправлялась, отстраивалась и возвращалась к Православной Церкви, которая и родила эту святую обитель. Почаевская лавра еще в 13 веке начинает свое существование. Монахи Киево-Печерской лавры, которые убегали от нашествия татаро-монгольского войска, обосновались на этой горе. И первое время эта гора Почаевская представляла собой убежище отшельников – просто там в пещерках молились отшельники. Потом уже постепенно образовывается монастырек. А в лавру он уже превращается, по сути, при Иове Почаевском. Про лавру мы еще скажем. Важнее говорить про Иова. Итак, прп. Иов, игумен Почаевский, чудотворец. В миру Иван Железо. Такая, скорее всего, польская фамилия, которая как нельзя лучше характеризует этого человека: его строгое подвижничество, его крепкое здоровье - он прожил более 100 лет, – его непреклонное, железное стояние в догматах веры. Интересно, что в схиме он тоже Иоанн. Изначально он Иоанн Железо, потом пострижен он был в мантию как Иов, так мы и чтим его, как Иова, но в схиму он был пострижен как Иоанн. Он, вообще, любил это имя и подписывал везде так документы – Иоанн, игумен Иоанн. То есть это имя потом к нему вернулось. Родился прп. Иов в 1550 году в Покутье в Галиции. То есть он галичанин по происхождению. Сегодня это Западная Украина. И Галиция и Волынь, где находится Почаевская лавра, - пограничные области Западной Украины. Западной Руси лучше сказать. В возрасте 10 лет, представьте себе, Иов, тогда еще Иоанн, приходит в Преображенский Угорницкий монастырь, а в 12 лет его уже постригают в монахи. Вот такой удивительный случай. Видели ли вы монахов, которые в монастыре с детства? Я вот видел одного такого. Считаю, что это святой человек был, он в монастыре с 6 лет и дожил до преклонных седин, и скончался как игумен одного из тоже украинских монастырей. Божий человек был. Есть такие люди. Они и сегодня есть, которые в монастыре с детства. Вот, например, наш владыка Иосиф Оптинский, по фамилии Королев, нынешний наместник Оптиной пустыни. Я думаю, все, кто с ним соприкасался по жизни, в один голос скажут: «Божий человек». Это Божий человек, ученик старца Власия. Так вот его родители привезли в 16 лет в монастырь по его же просьбе. Он даже фотографию как-то показывал. Посчастливилось в Оптиной за одним столом с ним сидеть, и он эту историю рассказывал, даже показал фотографию, где он шестнадцатилетний рыжий подросток, приехал трудничать, да так и остался в монастыре. В Оптину его не взяли по возрасту. А вот к старцу Власию он в Иосифо-Волоцкий монастырь попал и там и возрастал под крылом старца. Есть такие люди, которые с детства или отрочества к Богу устремляются – Прохоры, которые потом становятся Серафимами Саровскими, и Сергии Радонежские – они не перевелись в нашем народе. Может быть, не такого масштаба святые, но они есть. Как у Достоевского «русские мальчики», которые главным в своей жизни видят идею служения Богу и ближним и ищут этого пути. Они были, есть и будут у нас. И вот прп. Иов на двенадцатом году уже принимает монашество. Интересно, что старцы, которые его постригали, как-то увидели в нем потенциал, увидели, что этот молодой человек не будет валять дурака, что этот молодой человек железо, как и представляет его фамилия. И вот прп. Иов уже с молодости прославился величайшим благочестием, строгой подвижнической жизнью и очень рано тоже стал священником, очень молодым. И около 1580 года по просьбе великого защитника Православия того времени князя Константина Острожского от унии, но унии пока нет, это 1580 год, все произошло немножко позже, он возглавил Крестовоздвиженский монастырь возле города Дубно и управлял этим монастырем более 20 лет как игумен. Гонения на Православие со стороны католиков нарастали. И мы знаем, что в 1596 году над Православием разразилась гроза – униатство. Епископы православные не устояли в искушении договориться с католиками, с папой, чтобы облегчить жизнь себе и своим епархиям. Произошел некий обман православной паствы. И мы знаем, что в 1596 году в Бресте объявляется уния. И начинаются великие гонения на Православие в Юго-Западной Руси. И вот Иов как раз вместе с князем Константином Острожским противостоял этой униатской экспансии и очень много сделал для укрепления, распространения Православия. Уже в начале 17 века преподобный удаляется на Почаевскую гору, т.е. уходит из монастыря своего и подвизается в пещере неподалеку от древней Успенской обители, славной своей чудотворной Почаевской иконой. Об этом тоже надо два слова сказать. Давайте и о Почаеве скажем несколько слов. Мы уже сказали, что в 1240-х годах при нашествии хана Батыя монахи Киево-Печерской лавры, которая разоряется татарами, убегают на запад. И как раз некоторые из них селятся на горе Почаевской, в которой уже очевидно были какие-то келии монашеские. Там они продолжают свой подвиг. На этой горе было и явление Пресвятой Богородицы. Пресвятая Богородица отпечатала на горе Свою пречистую стопу. И до сегодняшнего дня эта скала источает воду целебную, которую дают испить всем паломникам, которые в Почаев приезжают. Прямо, действительно, на камне виден отпечаток стопы человеческой – такое удивительное явление. Со временем лавра начала приходить в запустение. И в конце 16 века помещица Анна Гойская приносит сюда из Орлинского монастыря чудотворную икону Богоматери. Эта икона была получена от греческого митрополита Неофита в дар за оказанное гостеприимство в свое время. И Анна передает эту чудотворную икону, от которой исцелился ее брат, в дар монастырю. С тех пор икона становится главной святыней обители. До сегодняшнего дня икону запрещено выносить из обители. Даже когда Почаевскую икону возили по разным городам Украины в свое время, все равно отправляли чудотворную копию, но не оригинал. Сама икона, дар Анны Гойской, в Успенском соборе Почаевской лавры до сих пор пребывает над иконостасом. Ее после службы спускают для молитвенного почитания паломников. Такая трогательная картина. Я не раз принимал участие в этих службах и к этой иконе прикладывался. Это, конечно, великая святыня. В 1596 году, когда произошла уния, монахи Почаевской лавры решительно выступили против унии. Прп. Феодор князь Осторжский, прп. Иов игумен Почаевского монастыря и с ними другие подвижники того времени, например, чуть позже уже, это свмч. Макарий Овручский, свт. Фотий и другие, боролись против экспансии униатов. Она, действительно, была страшной. Если почитать материалы того времени, это приблизительно тоже, что сейчас делают раскольники ПЦУ с УПЦ: это насильственный отбор храмов, избиения, убийства, издевательства, очернения в прессе, в публичном мнении, законы направленные против православных и так далее. По сути, все, что происходит сегодня, – это некая калька тех событий. Надо сказать, что униаты и в сегодняшнем насилии над Православием принимают огромное участие. Просто оно не так явно, как может показаться. Но если послушать, почитать специалистов, которые занимаются этими вопросами, они очень ясно проводят параллели и эту связь показывают. К сожалению, борьба эта закончилась временным поражением православных. И с 1713 года по 1831 год монастырь находился под властью униатов. Надо сказать, что в это время православные ревнители, меценаты, продолжали строить обитель. Т.е. строить в ней храмы, веря в то, что когда-то обитель вернется к православным. Так, например, был такой меценат Потоцкий строит во второй половине 18 века огромный Успенский собор, который стоит до сих пор. Построен он был во времена униатов. Иногда говорят: «Униаты построили». Но ничего подобного. Все-таки строилось это на деньги православных меценатов. Но униаты могли принимать какое-то участие. Именно в это время Успенский собор, который является главным храмом Почаевской обители и был построен. В 1833 году недавно возвращенная обитель получает в Церкви статус лавры. И ей присваивается четвертое место среди тех лавр, которые уже существовали в Российской империи. Во время Первой мировой войны монастырь был занят австрийскими войсками, разорен. В мае 1916 года уже русские войска, потом Волынь занимают поляки в 20-м году, и лавра переходит на время под юрисдикцию митрополита Варшавскаго и всея Польши. А с 1939 года, после всем известных событий, обитель снова находится в молитвенном общении с Русской Церковью. Там семинария находится в наши дни, одна из семинарий УПЦ. Там владыка живет, нынешний наместник монастыря – митрополит Владимир. При Почаевской обители устроен Свято-Духов скит. Совершенно потрясающее место. Где-то в получасе ходьбы от самой лавры. В лавре огромное количество святынь: мощи прп. Амфилохия Почаевского – подвижника нашего времени, есть еще люди, которые его помнят. На кладбище, которое находится рядом с лаврой живет, не знаю, жив ли он еще, может быть, уже и почил, но когда я еще жил на Украине, я его видал, с ним общался, келейник Амфилохия Почаевского. Не помню, Михаил его, кажется, звали. И он рассказывал паломникам всякие разные истории о преподобном, а чудес там очень много. Там, вообще, это кладбище старцев почаевских огромное. Есть предание, что когда-то поднимут оттуда более 50-ти нетленных мощей святых. А то, что там старцы лежат нетленными мощами, об этом мне говорили монахи лавры, которые, копая могилы для тех или иных монахов, потому что продолжают хоронить монашествующих там, натыкались на гробы с нетленными мощами. Довольно много их там видели. Так что вполне возможно, что это предание истинное, и когда-то так и будет. Итак, нетленные мощи Амфилохия, потом нетленные мощи прп. Иова – причем абсолютно нетленные. Я сам видел. Как будто бы прямо человек лежит, только немножко потемневший лик. И причем рука мягкая, как будто он заснул. Потом храм прп. Иова пещерный – там он молился. Это, вообще конечно, уникальное место. Те, кто на Украине живут, в Почаев ездят, они знают. Маленькая такая норка, через эту норку ты проникаешь в эту пещеру. Вообще, даже залезть в эту нору как-то страшновато. Не очень-то хочется. Ныряешь в эту нору лицом вниз, потому что так говорят нужно, и потом уже как-то сползаешь вниз, и руками уже вползаешь в саму пещеру. Она небольшая, темная, сырая пещера. Там Иов затворялся и молился иногда по несколько дней, иногда по несколько недель, иногда по несколько месяцев. Представьте себе, уже пожилой монах, ему мало было молиться просто в уединении, он нашел эту пещерку и лазил туда молиться. Ему необходимо было полное уединение, полное отсутствие света, полное отсутствие каких-либо раздражителей. Вот так молились отцы. Эта пещерка – интересное место. Например, некоторые люди довольно полного телосложения свободно в эту норку помещались и проникали в пещеру. А некоторые люди вполне худые по телосложению не могли туда влезть. И тот или иной монах, который как раз дежурил по послушанию возле пещеры, объяснял это какими-то духовными причинами. Но, в общем, не знаю как, но, действительно, были такие феномены, можно сказать. Когда человек, который может вполне туда залезть, как-то не помещался и не влезал. А человек тучный – как-то раз, раз и влезал. Потом еще оттуда выбирался. Оттуда еще выбраться надо, что интересно. Вот такие подвиги. Причем это не прям наше время, но и не седая древность. Это все-таки 16-17 века. Вот вам пещерные подвижники, можно так сказать. Недавно в Почаеве был воздвигнут великий, прекрасный Преображенский собор. Но главные святыни – мощи прп. Амфилохия, мощи прп. Иова, пещерка Иова, и Почаевская икона Пресвятой Богородицы.
Итак, по просьбе прп. Иова он был переведен в Почаев, чтобы там уже проводить уединенное житие подвижническое. Он был делателем Иисусовой молитвы. Конечно, все эти пещерные молитвенники – это исихасты. Тот же прп. Сергий Радонежский. Хотя он в пещере не затворялся. Но эти древние наши отцы подвижники русские – все делатели молитвы Иисусовой. Ученик и сподвижник прп. Иова Досифей оставил нам свидетельства уже после кончины прп. Иова, а Досифей стал его приемником по игуменству. Он рассказывал, как преподобный молился однажды в пещере, и Досифей увидел свет, который осиял пещеру. И был он в течение двух часов. А о прп. Иове вообще много историй. Например, есть история, как он ночью обходил монастырь и увидел вора, который крал, кажется, пшеницу. И прп. Иов подошел к нему и сказал: «Давай помогу». Пожалел человека и помог ему взвалить на плечи этот мешок. Однако перед тем, как отпустить разбойника, он ему все-таки прочитал маленькую проповедь о том, что будет Страшный суд, и Бог нас будет всех судить. Т.е. ты иди – ну, надо тебе – бери, – но знай, что будет Суд Божий, и за этот мешочек придется ответить. И этот разбойник был настолько поражен, что он упал в ноги с мольбой о прощении. Прп. Иов, конечно, сделал этот монастырь лаврой. Он ввел общежительный устав, т.е. собрал всех отшельников из этих пещерок в единую общину, обитель окружил оградой, нашел спонсоров, как сейчас говорят. Воздвиг Свято-Троицкий собор древний, потом еще несколько малых церквей. Создал Почаевскую типографию. Ее судьба интересна. Она была вывезена после русской революции заграницу архимандритом Виталием Максименко и ныне продолжает существовать в Америке. Она работает, вот эта древняя типография святого Иова, в Америке в Свято-Троицком монастыре, и там печатаются книги для русской эмиграции. Любил Иов заниматься садоводством – развел в Почаеве прекрасный сад. Т.е. он был такой деятельный исихаст. Находил время и для молитвы в пещере, и для трудов по организации обители. Напоминает он где-то прп. Антония Печерского, хотя у прп. Антония был помощник – святой Феодосий Печерский. Они как раз таки были удачно разные в своем служении. Прп. Антоний – это молитва, исихазм. Прп. Феодосий – открытый к миру, тоже молитвенник, тоже чудотворец, но общающийся с миром, с князьями, находящий спонсоров и так далее. А вот Иов оба этих служения нес сам на себе. Сохранилась одна из книг прп. Иова, напечатанная как раз в той типографии его, – называется «Книга Иова Железа, игумена Почаевского, властною его рукою написанная». Она потом была издана под заглавием «Почаевская пчела». Можно в интернете найти ее и купить, естественно, переиздание, и почитать. Это в основном апологетические зарисовки против униатов в защиту Православия. Интересно, что наследник помещицы Анны Гойской, которая подарила в свое время икону чудотворную монастырю, лютеранин по имени Ферлей, очень много скорбей принес обители. В замечательном фильме, который так и называется «Почаев», он был снят где-то лет 15 назад, все это красочно показано. Этот Ферлей завладел монастырскими землями и икону забрал, и даже позабирал сосуды из церкви и употреблял их на пиршестве у себя. Гулящие всякие женщины сомнительного поведения брали святые церковные сосуды и пили из них вино. О, ужас! А жена Ферлея додумалась до того, чтобы станцевать с иконой Почаевской. За это кощунство ее постигло Божие наказание. Ферлей в страхе все вернул. Там, вообще, очень много историй связанных с иконой, и со святынями Почаевскими. В самом Почаеве эти все истории рассказывают. В 1620 году прп. Иов принимал участие в Киевском соборе, который осудил униатство. Под этим постановлением есть подпись святого Иова. Написано: «Иоанн Железо, игумен Почаевский». Скончался прп. Иов 1651 году. Интересна история явления Иова по поводу открытия его мощей. В 1659 году, уже через 8 лет после смерти, три раза прп. Иов являлся Киевскому митрополиту Дионисию. Ничем такой не примечательный митрополит, но ему трижды является старец во сне и говорит: «Я – Иов Почаевский. Поезжай в Почаев и обрети мои мощи». Митрополит после первого сна просто перевернулся с одного бока на другой и думает: «Что за Иов, что за Почаев? Куда ехать? Что мне такое приснилось?» Этот сон повторяется еще раз. Но митрополит и после этого не отреагировал никакими действиями. И когда уже в третий раз Иов ему явился и сказал: «Если ты не поедешь в Почаев и не обретешь мои мощи, будет тебе то-то и то-то», - тогда митрополит стал интересоваться, кто такой Иов что был в этом Почаеве, и, вообще, что там такое. И вот мощи его были обретены, и огромное количество чудес было явлено при обретении мощей прп. Иова. Мощи были обретены совершенно нетленными. И после этого было огромное количество всяких чудес. Известна история об осаде Почаевского монастыря татарами в 1675 году. Тоже история, связанная с прп. Иовом и Пресвятой Богородицей. Татары осадили Почаевский монастырь, и братия ничего не могла придумать, как только молиться, закрыв ворота обители. На третий день осады, во время чтения акафиста Пресвятой Богородице, над монастырем появилась сама Царица Небесная. На картинах, написанных по этому сюжету, еще иногда прибавляют святого Иова. И татары тоже видели это видение и пытались пускать стрелы в Царицу Небесную, а эти стрелы возвращались в них и их поражали. Тогда татары бежали. Некоторые из этих татар остались в обители, приняли православие, постриглись в монахи и закончили свою жизнь в монастыре. Это тоже доподлинно известно. Такой удивительный подвижник для Православия на Западной Руси, молитвы которого и в наше время, несомненно, очень важны. Святая обитель прп. Иова живет. В тех краях очень много людей набожных. Но когда я был в Почаеве в 2018 году последний раз, то видел уже, как вокруг реяли флаги правого сектора. Все-таки большинство там было на тот момент людей нормальных, верующих, но эта коричневая чума, украинские националисты, они там уже окапывались. Далеко не все были духа православного там. Сейчас ситуация усугубилась 100%. Тяжело им там. Там власти Тернопольской администрации – это все Тернопольская область считается – они спят и видят, как бы обитель отжать. И уже много раз предпринимались такие попытки именно с точки зрения законодательства это сделать. И сейчас мы знаем, что вступил в силу закон о том, что если УПЦ не докажет и не объявит как-то официально свою непринадлежность к Московскому патриархату, а на самом деле, если она не вступит в ПЦУ, по сути, условия такие, то тогда лишат все обители древние, и храмы, и монастыри юридической регистрации – регистрации аренды. Такая странная ситуация там, что храмы, которые были построены Церковью – имущество Церкви, – они до сих пор сдаются в аренду государством. Такая же ситуация и с Киево-Печерской лаврой. Верхняя лавра – почему ее так быстро забрали сразу? Потому что она по договору аренды была. Церковь арендовала у государства свои исконно монастырские древние земли. Это абсурд. Это такое наследие советского периода. И поэтому договор аренды могут не продлить и просто уже сами здания забирать. Посмотрим, как будет. Прп. Иов пусть помолится и о святой обители Почаевской, и обо всех нас, обо всей Православной Руси, чтобы она прогнала натовских инструкторов из Украины. Это касается именно наших южнорусских, западнорусских братьев, чтобы мы вместе зашли в освобожденную лавру Киево-Печерскую, отслужили благодарственный молебен, чтобы святейший патриарх Московский и митрополит Киевский вместе встали и послужили панихиду об убиенных и благодарственный молебен Богу о воссоединении братского народа. Это и будет наша победа. Только это и может быть настоящей победой. И даст Бог она когда-то будет. Итак, прп. Иов Почаевский. Кто не знал – знайте – величайший святой Русской земли. Молитвенник за всю землю Русскую, особенно за земли Западной Руси и, по сути, основатель, можно сказать, лавры Почаевской. Любимейший в тех краях, и на всей Руси нашей необъятной, святой, типография которого работает сегодня в Америке для нужд православных тамошних братьев.
Давайте два слова скажем о прп. Арсении Каппадокийском. Это великий святой, который жил на рубеже 19-20 веков в непростые времена. Он сам из Каппадокии, получил образование в семинарии в Смирне – современный Измир – до того, как греки были оттуда выселены. В 26 лет принял монашеский постриг в монастыре святого Иоанна Предтечи. В общем, он изначально был такой народный священник. В 1870 году он стал священником, потом архимандритом (он монах). И он каким-то уникальным образом занимался с народом. Народ души в нем не чаял: и православные, и турки, и больные всякие: слепые, глухие, парализованные, бесноватые, - огромное количество людей со всеми своими нуждами. И он имел такое великое сердце, что принимал каждого, кто к нему приходил, молился с ним и совершал огромное количество чудес, просто невероятное. Например, он оставил после себя такое наследие интересное: это псалтирь прп. Арсения Каппадокийского, составленная прп. Паисием Святогорцем. Кстати, Паисий был в крещении Арсений в честь прп. Арсения Каппадокийского. Так вот интересна эта псалтирь. Она представляет собой список нужд такого рабочего человека, крестьянина. И напротив той или иной нужды, потребности, стоят номера псалмов – какой псалом в какой ситуации следует прочитать. Нам образованным ныне живущим христианам, у которых есть интернет, книги, радио, телевидение православное, может показаться это чем-то примитивным что ли. Как так? На каждый случай житейский читать псалом. Псалом 1 рекомендуется читать, когда вкапываешь деревце молодое, сажаешь деревья. Или, например, псалом 44, когда болит сердце. Там просто упоминается сердце совсем в другом контексте – в контексте молитвы именно. Ну и так далее. Такие зацепки – одно слово, допустим. Мы помним, что в псалме 1 древо упоминается, корни которого «при исходищах вод», и уподобляется этому древу человек, который назидается Законом Божиим. Т.е. смысл совсем другой. А прп. Арсений давал такие рекомендации. Сам прп. Паисий Святогорец, который эту псалтирь прп. Арсения собрал, комментирует это так, что приходили к нему простые люди со своими нуждами и не было молитвослова, как у нас сейчас большой православный молитвослов и интернет есть, где можем найти огромное количество молитв практически на каждый случай жизни – уже на что только не написаны молитвы – на все просто. Но у прп. Арсения этого всего не было, да и люди-то приходили, скажем, не очень книжные. И он просто молился о них. По сути, помощь им состояла в его молитве за них. И их приглашал тоже помолиться, чтобы молитва была общая, и предлагал им читать золотое наследие молитвенных текстов в Церкви – это псалтирь. Т.е. он просто их учил молиться. Разве плохо псалом прочитать? Воспеть Богу хвалу. Да нет, конечно, и по любому поводу псалтирь можно и нужно читать. И любой псалом для этого как-то подойдет. Но вот он выбирал те, которые как-то формально были привязаны к ситуации. Это просто такой был миссионерский, если хотите, ход для простых людей того времени. И народ ценил это и любил. Ценил, потому что прп. Арсений не придумывал ничего нового, как у нас сейчас любят: «А вот давайте придумаем что-то. Вот мало православного наследия». Мало молитв святых, уже сочиненных Церковью, мало служб, мало всего – давайте что-то придумаем. Потому что современный человек такой – ему еще придумать что-то надо. А прп. Арсений имел мудрость подтягивать человека своего времени к наследию церковному, богатствам церковным, а не придумывать для них что-то новое. Все уже придумано, по сути. И таким образом прп. Арсений учил людей читать псалтирь. И они вместо того, чтобы читать какую-то наспех придуманную молитву с чисто утилитарным значением: «Господи, помоги найти корову!» - допустим, они читали псалом. И их сердце возносилось к Богу. А что такое молитва, как не возношение сердца к Богу. Вот такой мудрый был великий старец, совершил огромное количество чудес не только среди православных, но и среди мусульман. Исцелял больных, отказывался от епископского служения, хотя ему предлагали и Константинопольский патриарх, и Иерусалимский патриарх. Но вот такой смиренный был человек – бежал от власти духовной, всегда отказывался. Он нашел свое служение. Как говорили очевидцы, его молитва пробивала камень – такой был величайший молитвенник. Он и пророк был. Предвидел грядущие события: войны, исход греков с родной земли – переселение малоазийских греков в 1924 году. Он и сам в этом переселении участвовал, сопровождал свою паству. И через 40 дней после прибытия в Грецию, на остров Корфу, умер. И благодаря многочисленным посмертным чудесам он был прославлен в 1986 году в лике святых. Вот такой святой нашего времени – прп. Арсений Каппадокийский. В крещении он Феодор.
Еще кто у нас празднуется? Димитрий Ростовский – это целая вселенная. Давайте немного про Феофила Киевского, Христа ради юродивого, скажем. Все, наверное, смотрели фильм «Остров» с Мамоновым в главной роли, Царствие Небесное рабу Божию Петру. Блестяще сыграл. Наверное, это на сегодняшний день лучший фильм на специфическую церковную тематику. Лучший русский фильм. Потому что снято много и с куполами, и с крестами, и с великолепными пейзажами монастырскими, но никто не плачет так, как плакали, когда «Остров» показывали. Я сам помню: приходишь в кинотеатр – там немного людей ходило – обычно треть зала, – люди с попкорном. Что называется, зашли по приколу посмотреть. И сеанс оканчивается – смотришь – к попкорну никто не притрагивался. Глаза заплаканные. Люди молча выходят и о чем-то очень серьезно думают. Вот так этот фильм влиял на людей и продолжает влиять. Так вот все эти чудаковатости старца Анатолия, которого играл Мамонов, списаны из жития прп. Феофила Киевского. Взаимоотношения Феофила Киевского с митрополитом Киевским свт. Филаретом Амфитеатровым тоже положены в основу канвы отношений старца Анатолия с архимандритом или игуменом монастыря, которого Сухоруков блестяще сыграл. Может быть, потому-то этот фильм так действовал и действует на людей, что в основе этого сюжета лежит житие святого. Мне так думается. Может быть, прп. Феофил молился за этот фильм, не знаю, чтобы те персонажи, которые основаны на отношениях его и свт. Филарета, митрополита Киевского, действовали на людей покаянно, благодатно. Именно так и происходит. Это интересное такое решение этого фильма. Причем они, как Павел Лунгин, автор этого фильма, рассказывал, собирались снимать одно, а получилось совсем другое. Действительно, съемки эти были, как особо одухотворенный творческий процесс. Феофил Киевский – невероятной судьбы человек, имея в виду его детство. Если кто не читал его житие – обязательно почитайте. Человек, которого возненавидела его собственная мать с самого начала. Родился он 1788 году в городе Махновка Киевской губернии в семье священника. И представьте себе, что матушка, жена священника, родила двух близнецов. Один из них мальчик как мальчик, а второй, Фома, будущий Феофил, он отказывался брать материнскую грудь. Вот такое какое-то монашеское постничество с первых дней жизни. И Евфросиния, матушка, она вынуждена была его кормить какой-то картофельной кашицей, отваренными овощами. В общем, мучилась женщина и ничего не понимала. И знаете, как в те времена – люди суеверные, бабское суеверие какое-то, видимо, имело место, и то ли кто-то ее убедил, или она сама так решила, что ребенка подменили при рождении. Называла его уродом, упырем, обменком – в общем, что-то с материнской психикой там произошло, с ее сердцем. Не иначе как какое-то диавольское действие просто – мать возненавидела своего ребенка. И она дошла до того, что решила убить свое дитя грудное. Там в житие описано, как она несколько раз то его пыталась утопить в реке, но он как-то выплывал чудесным образом, то под мельницу его кинула, он тоже чудесным образом выжил. Это уже заметили люди, забрали ребенка. Такая народно-ювенальная юстиция. Забрали ребенка у этой сошедшей с ума мамаши. Не понятно, где там, конечно, батюшка был. Видимо, она там все решала – матушка. И ребенка стали воспитывать чужие люди. То одни, то другие. Он просто переходил по рукам. То хорошие люди были, то не очень хорошие. Потом его думали вернуть матери, когда он чуть подрос. Думали, но, может быть, она как-то окстилась уже – все-таки вырос ребенок. И нормальный ребенок. Но что думаете? Когда он только приближался, она, завидев его издалека, кинула в него топор. Этот топор прорубил ему руку. Вот так. Такой скиталец с юных лет. Чтобы интересно психологи сказали о травмах детства в этом случае? А вырос святой человек. Вот так сложно все бывает. И нашел себя ребенок в церкви. Один из опекунов Фомы был церковным человеком, там он впервые обучился грамоте, священник обучил его грамоте. И потом узнали, что в Киево-Братском монастыре служит вдовый священник, дядя этого самого Фомы. Он и стал последним опекуном мальчика. И, естественно, он получил церковное воспитание от добрых церковных людей. Хотя у него полностью было искалечено детство. А потом закончил курсы Братской академии. Потом уже стал монахом. Был послушником в том же Киево-Братском монастыре. Какое-то время он преподает, пытается как-то сам зарабатывать на жизнь, а потом уже обосновывается в монастыре и постригается в монахи. И начинается подвиг его юродства. О юродстве Феофила Киевского довольно много написано. Можно в интернете найти житие, статьи почитать. Довольно много известно, поскольку жил он все-таки в те времена, когда многое могли записать, многое видели. Сам император Николай приезжал, чтобы посмотреть на Феофила и получил несколько предсказаний. Но вот время у нас уже заканчивается. Не успею уже ничего рассказать. Кроме того, что это величайший святой Русской Церкви. Похоронен он в Китаевской пустыни. Это под Киевом. Мощи его там лежат. Это один из самых ярких юродивых нашей Церкви. На уровне Ксении Петербургской нашей, на уровне Василия Блаженного. Такого уровня святой. И он, по сути, последний юродивый. Это уже середина 19 века. Умер он в 1853 году. Почитайте. Все. На этом с вами прощаюсь. Святые все наши великие русские, и не только русские, молите Бога о нас! А мы, надеюсь, прощаемся до следующей недели. Всего доброго. До свидания.
Добавить комментарий