Перейти к основному содержанию

13:55 17.03.2025

Начало Нового Года

23.09.2024 11:13:12

Слушать: https://radonezh.ru/radio/2024/09/04/21-00

отец Михаил: - Здравствуйте, дорогие радиослушатели! Мы начинаем новый год, учебный и рабочий. И в Церкви это начало года. Заново начинаются все праздники после последнего двунадесятого праздника года церковного. Первым большим будет праздник Рождества Богородицы. Пока мы собираемся вместе с Владычицей Нашей Богородицей пройти весь новый год. Новый год благости Божией, как принято говорить в Церкви. Будем помнить, что каждый день каждого года для нас – день самый удобный для нашего спасения, будем каждый день ценить, делать все, что требует Бог и что соответствует нашей христианской совести. Все знают слова прп. Серафима Саровского о стяжании Духа Святаго, так вот делать это надо тем даром, который в нас преизобилует именно сегодня. Господь недаром нас ставит в определенные обстоятельства. Кто-то может благотворить, кто-то проповедовать, кто-то молиться, даже в одиночестве. Се день благоприятный, се день спасения! Наступает новый год благости Божией! Отчасти мы уже начали праздновать это начало. В начале сентября служится молебен о сохранении творения Божьего. Этот молебен был в свое время установлен для всех православных Церквей всего мира православного. Если раньше было понятно, что люди умирают, есть войны, но мир остается, творение Божие тоже остается, то сейчас стало как никогда ясно, что мир хрупок, что видно не только космонавту из космоса, но и простому человеку видно, что в любой момент мы можем расстаться с жизнью не только персонально, но и глобально. Мир подвержен различным искушениям. Ядерное оружие заставляет прямо задумываться о том, долго ли мир наш еще просуществует. Просим Бога в начале нового года сохранить свое творение. Мы с Богом не чужие, но свои. Он нас создал, а потому о своем творении Он заботится. Поэтому и молились мы Богу, чтобы хранил нас от напастей.

Вопрос: -  Радоваться или горевать, когда человек умирает?

отец Михаил: -  Это вопрос очень непростой. Думается, что лучший ответ на него могут дать те, кто имеют на попечении человека, стоящего на пороге этой жизни, или кому-то поставили неутешительный диагноз, и понятно, что надо думать об итоге жизни своей, или кто-то уже весьма стар и понимает, что в скором времени придется представать перед Богом. А нам, которым кажется, что до смерти будто еще далеко, трудно ответить на этот вопрос. Если я сейчас расскажу о том, что, конечно, надо радоваться в таких трудных обстоятельствах жизни, то это может прозвучать не очень убедительно, но всё же я попробую осторожно ответить. Мы все хорошо знаем, что наша жизнь здесь конечна. Предмет нашей веры, однако, состоит в том, что Бог ждет нас на своем пиру. Пир Божий – не выдумка, о нём говорится в Новом Завете. Мы знаем, что Господь рассказывает притчу про званых на пир, куда некоторые пришли, а большинство отказались под разными предлогами. Пир выходит за пределы мира нашего, он происходит там в Царствии Божием. Можно только откликнуться и попасть туда только после своей кончины. Кто идет на пир с радостью, может иметь совсем туда непростую дорогу. Это не то же, что на такси доехать туда, где друг дает пир. Надо пройти испытания, сложности, транспорта на этой дороге нет, богатые, бедные - все идут одним узким, тернистым путем. Конец этого пути вообще очень сложен. Когда мы, священники, отпеваем людей, то там не говорится радоваться и веселиться, но сказано «плачу и рыдаю, егда помышляю смерть». Известное песнопение из чина отпевания. Есть также прокимен «Блажен путь, воньже идеши днесь душе, яко уготовася тебе место упокоения». Блажен путь, в который ты, душа, сегодня идешь. Это прямое обращение к умершему человеку, не телу его, потому что оно неживое более, а к душе. Мы верим, что в течение трех дней после смерти душа не отрывается от земных сфер, а может даже присутствует при отпевании. К душе и обращается чтец апостола этими словами. Отнестись к этому серьезно, как в делу решенному можно только если человек сознательно готовился к переходу, по возможности исповедовался, причастился, тогда путь этот блажен. Все плачут и рыдают, а путь – блажен. Моменты противоречия, но парадоксальным образом чин отпевания сочетает в себе и радостное, и печальное. Знаем прекрасно, что те, кто только похоронил близкого человека, то они часто начинают испытывать свою совесть – вспоминают, что они недодали усопшему, хотя могли бы. Если бы, то тогда может быть побольше прожил…  Это, кажется, неизбежно. Горевание, переживание чувства вины перед усопшим, которые люди часто приносят потом на исповедь. Поплакать надо, погоревать, но и порадоваться, если вам хорошо известно, что человек ушел в надежде воскресения, жизни будущего века. Если человек совсем неверующий был, то надо помнить, что в конечном итоге – решает Господь. Однако зовет Господь тех, кто откликается. Притча евангельская о том же говорит. Все сегодня знают о христианстве, знают о зове – надо добрые дела творить, причащаться, исповедоваться – всё, что в Церкви очень важно, но приходят далеко не все. Горечь тех, кто провожает в последний путь человека, не знавшего Бога, велика и потому, что люди совершенно не знают, что дальше с душой, как и что теперь будет. А если так, можно ли что-то сделать? Можно помочь усопшим! Молитвой. Если человек крещен, если минимально хотя бы верил в то, что Бог есть, Церковь есть, но туда сам он не пришел, можно молиться. Это будет важно и для нас самих, оставшихся здесь. Молитвой друг за друга да исцелеем. Правда, это больше о тех, кто еще жив, но поскольку наша болезнь церковная – грех, то по молитвам Господь как-то простит, загладит грехи. Можно делать за человека добрые дела. Опять-таки, дело доброе делаем, помолимся за нашего усопшего, сказать: Господи, прими моё это доброе дело за такого-то человека. Он не смог, я делаю за него. Прими! Можно таким образом выйти из бесплодного скорбного состояния, когда есть страх, что чего-то усопшему ты не додал. Важно и нужно – делать что-то за человека. Тогда исполняющему  будет как бы двойная польза – делает и за себя, и за усопшего.

Вопрос: - Жизнь на земле скорбь или радость?

отец Михаил: - Опять-таки, это и то, и другое. Есть такое хорошее песнопение, часто его в монастырях исполняют. Слава Богу за все и за скорбь, и за радость. Сами по себе радости и скорби значения не имеют. Сильно радующиеся часто попадали в геенну огненную, а скорбящие – в Царство Божие. Так что важны глубинный смыслы этих понятий. Сказано в Писании – блаженны плачущие, яко тии утешатся. Выходит, радоваться нельзя? Можно, конечно, но радость должна быть особого рода – о Дусе Святе. Это настоящая радость непреходящая. И скорбь, и радость могут быть на пользу, а могут быть большим искушением. 

Вопрос: - Вы говорите о творении Божием. А мы несем ответственность за свою работу на земле? Об этом будто забыли. Построили церковь, а потом приходится крышу ремонтировать.

отец Михаил: - Есть то, чего мы никогда не сможем создать – жизнь. Господь создал ее, повторить это не сможем никогда. Робота сделать – да, даже со сверхвозможностями, но жизнь как таковую, душу бессмертную, которая после кончины пойдет держать ответ перед Богом – нет. Если речь о молебне о Творении Божием, то здесь в центре творческий акт, который когда-то произошел, благодаря чему каждый из нас существует, как и любое творение Божие. А что касается творения рук человеческих, то Бог нас создал по своему образу и подобию. Иногда Он называется творцом. По-гречески творец – поэт. Он – творец нашего мира. Мы в некоторой степени можем это повторять. Потенциал творца есть и в нас. Нужно помнить, что жизнь наша – творчество в некотором смысле. Творить нужно так, чтобы не стыдно было. Вы говорите, что церковь строят, а потом ремонтировать приходится. Сам знаю не понаслышке. Моя церковь св. Иннокентия Московского в Бескудниково строилась в сложные годы, в середине 90-х. Кто помнит, было все непросто. Чего-то не хватало, умений, навыков, добросовестности. Оказалось потом, что многое надо доделывать, потому что сделано не по уму, а скорее по лени не сделано. До сих пор проблем много. У нас целый подземный комплекс течет, не только купол или крыша. Так что делать нужно добросовестно, надо стараться, Бог спросит. Он же дал талант. Это имя нарицательное, не так как в древнем мире – единица денежная. Сегодня это способности, которые господь вручил человеку. Плюс Господь поставил человека в такие условия, которые позволили ему развить талант. И тут уже ответственность самого человека в том, смог ли он его развить или в землю закопал. Вы правы в том, что мы со-творцы Богу и должны мир улучшать, а не наоборот. Свою часть работы по сотворению мира нам подобает совершать тщательно, добросовестно. Это важно и потому, что если мы поступаем так, то уже здесь на земле чувствуем радость, удовлетворение от хорошо исполненной работы. Пусть благодарность за это нет, но мы знаем, что работу сделали правильно. Обратное будет от халтурно выполненной работы, даже если мы получили за это деньги. Молясь о сохранении творения Божьего, мы сами должны и творить, и делать. В каком звании призван, в таком и труждайся – так заповедует апостол Павел. По его мысли, даже если ты призван рабом, которых было много, кстати, и среди первых христиан, то не должно этого смущаться. Делай то, что тебе велено, добросовестно. Со стороны может казаться, ну чего там человек достиг, подметая улицы? Такого только презирать можно. Нет, человек работает, трудится не для того, чтобы заработать сверх возможного, а чтобы было вокруг чисто и аккуратно, чтобы пропитание было ближним. Один из известных проповедников прошлого века получил вопрос от женщины, которая собиралась пойти в монастырь, потому что в городе спасаться трудно. Он ей сказал простую вещь – надо выбрать. Если есть у тебя комната, подобная келлии, ты уже как в монастыре. Работа нужна какая-то простая, где можно заработать на жизнь, но не сильно быть обремененным. В частности, он назвал «окошечко у кассы», в которой можно добросовестно деньги выдавать, чеки выписывать – простая работа. Вот тебе это всё может быть вместо монастыря. Я как-то приводил пример письма Амвросия Оптинского, которым он ответил на просьбу его духовной дочери. У нее был брат, который уехал на Черное море, чтобы спасаться. В Ростове, где он живет, ему очень трудно. Старец ей написал, чтобы сказала брату, что и в Ростове спастись можно. Подвижник великий, а говорил так, что можно было улыбнуться. Спастись можно где угодно, даже в Нью-Йорке.

Вопрос: - Чем отличается земная жизнь от загробной?

отец Михаил: - Земная жизнь характерна тем, что она временна, конечна, в то время как загробная – вечная, бесконечная. Это поётся в песнопениях панихиды. Спаситель часто сравнивает жизнь будущего века или Царствие Божие с зернышком горчичного дерева. Маленькое, оно меньше всех семян, а когда вырастет, то получится большое дерево, где селятся птицы. Кто бы такое мог подумать? Вот и наша земля земная, вроде маленькая, но содержит зародыш жизни вечной. Но нужны условия, конечно.

Вопрос: - Вы сказали про окошко кассы, а если вкалывать так, что руки болят? Не грех ли это?

отец Михаил: - Это вопрос абстрактный. Если это требуется по какой-то причине, то почему нет. Представьте, что у человека большая семья. Таким образом вкалывать так серьезно, это не большая радость. Но труд – не только награда, а даже и проклятье. Мы знаем, откуда труд возник. Когда Адам и Ева ходили в раю, Господь им заповедовал возделывать и хранить рай, то есть трудиться в нем. А потом, когда они согрешили, сказал, что тернии и волчцы произрастит земля и в поте лица твоего будешь есть хлеб свой. Это как раз и есть это «руки болят», тяжелая через силу работа – проклятие.

Вопрос: - Если человек старый, он не может делать добрые дела толком, а как спасаться? Уныние от того, что нет от него проку. Причащается, исповедается, но уныние возникает от бездействия.

отец Михаил: - Что-то можно сделать. Не дам универсального рецепта, но любой человек может сделать что-то. Снять трубку и поговорить с тем, кому трудно. Вот только что выступал директор радио «Радонеж» и рассказывал о бедственном положении станции. Перешлите хоть сто рублей, чтобы была возможность слушать радио. Это доброе дело. Их можно найти много. И конечно молитва за другого человека. Вот лежит уже человек, не встает, но молится за других. Это и есть большое от него добро. Всегда можно найти возможность сделать доброе дело!   

Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой:

Другие способы платежа:      

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
1 + 0 =
Solve this simple math problem and enter the result. E.g. for 1+3, enter 4.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦКаталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+