25.07.2024 10:27:15
Слушать: https://radonezh.ru/radio/2024/07/13/21-00
С. Комаров: - Добрый день, братья и сестры. В эфире радио «Радонеж» миссионер Сергей Комаров. Сегодня мы будем отвечать на ваши звонки и говорить на тему, которую можно обозначить двумя словами «Воля Божия». Мы все понимаем, что волю Бога мы должны познавать, по ней жить. Познание её – заповедь Божия, что сказано апостолом Павлом в послании к Эфесянам. «Познавайте, что есть воля Божия». В том же послании он говорит: «Испытывайте, что благоугодно Богу». Христианин должен совершать некоторое духовно-нравственное усилие, пытаясь понять волю Божию на себе, и соответственно этому жить. На эту тему много сказано и написано, и выходит так, как часто бывает, – при множестве разговоров на тему замыливается самое в ней главное. Углубляются, а то, что остается на поверхности, самое простое, игнорируется. Сегодня мне и хотелось бы поговорить о том, что лежит на поверхности.
Первое – воля Божия давно открыта для нас в Священном Писании. Часто мы недоумеваем, волнуемся, что делать, как поступить, жениться – не жениться, продать дом – не продать… Носимся, ищем ответ, ищем старцев и авторитетных священников, чтобы узнать волю Божию на какой-то момент нашей жизни. Но она уже записана в книгу понятным нам языком. В Писании изложены общие положения, и нет изложения частностей нашей жизни. Но все частные решения рождаются из общих положений, из того, что называется мировоззрение, а Библия именно формирует христианское мировоззрение, она устанавливает в жизни христианина общие библейские принципы жизни. Христианин – человек, который смотрит на мир глазами Библии. Писание говорит нам, в чем точно заключается воля Божия и в чем она точно не заключается. Нет воли Отца вашего небесного, чтобы погиб один из малых сил. Нет воли Божией, чтобы человек погиб! Это важный пункт. Иногда кто-то погибает духовно или телесно, так на это другой говорит «судьба такая, воля Божия». Да подождите, нет воли Бога, чтобы погиб человек! Ошибка в программе, что-то получилось не так. В то же время Христос говорит: «Се же есть воля Пославшаго Мя, да всяк видяй Сына и веруяй в Него имать живот вечный». Уже отсюда можно вывести, что все наши поступки должны рассматриваться в контексте нашего спасения. Бог хочет, чтобы мы спаслись. Все, что против этой воли, заповеди, не есть воля Божия, следовательно, так жить нельзя. Звучит банально. Прописные истины. На деле эти вещи нами игнорируются. Мы же понимаем, что нет воли Божией на то, чтобы грешить? Понимаем, но грешим. Мы же знаем, что наши страсти мешают воле Божией вести нас ко спасению. Знаем, но потакаем своим страстям. Получается удивительная вещь. В главном мы знаем волю Божию, ту общую, из которой выходят все частности, но не выполняем ее.
Роль Священного Писания в познании воли Божией велика. Обратим внимание на святых, которые отличаются от всех прочих тем, что сообразовывали всю свою жизнь с заповедями Писания.
Возьмем святителя Луку Крымского, который читал Библию всю жизнь на разных языках, толковал, изучал, проповедовал. Тысячи проповедей он произнес, жил писанием, любил его, и через библейские тексты Бог открывал ему Свою волю. Кто читал автобиографию св. Луки «Я полюбил страдание», знает, что было множество случаев, когда библейские стихи, которые он знал наизусть давно, в какой-то момент открывались как слова, сказанные именно ему. В возрасте 38 лет умирает от туберкулеза жена будущего святителя и оставляет ему 4х детей. Он читал над гробом покойницы Псалтирь две ночи, и когда он читал 112 псалом, последние слова его поразили: «Неплодную вселяет в дом матерью, радующуюся о детях». И он почему-то без малейшего сомнения понял, что слова псалма есть указание Божие на то, чтобы он передал детей своей операционной сестре, бездетной вдове, а сам послужил Богу. Утром же он пошел к медсестре, сказал ей обо всём, и она согласилась. Можете себе такое представить?! Самое интересное, что начало этого псалма поют при встрече архиерея в храме «от восток солнца до запад» - что, по сути, то же пророчество о будущем епископстве Валентина Феликсовича. Другой случай произошел со святителем в ссылке в Туруханске. Его посетило серьезное уныние. Он молился в алтаре храма «с некоторым ропотом», с претензией к богу. Вдруг он увидел, что изображенный на иконе Христос отворачивает от него свой Лик. Епископ вышел в смятении, увидел на клиросе Апостол, открыл и стал читать первое, что попалось на глаза. Святитель не помнил впоследствии, что именно за строки это были, но текст произвел на него чудесное действие. Там обличалось его неразумие, ропот на Бога, Который дал ему понять, что скоро уже будет освобождение. Еще был эпизод после Туруханской ссылки, которая окончилась по срокам, но владыке не приходило никакого уведомления об освобождении. Он не знал еще о том, что было предписание задержать его еще на год. Когда отходил последний в сезоне пароход, святитель по своему обыкновению читал утреню. И произошло то же, что при чтении Псалтири над гробом жены. Последние слова 31 псалма его поразили, как гром. «Вразумлю тя, и наставлю тя на путь сей, въ оньже пойдеши: утвержу на тя очи Мои. Не будите яко конь и мескъ, имже нѣсть разума: броздами и уздою челюсти ихъ востягнеши, не приближающихся къ тебѣ». Такие слова… Не будь как животное, как дикий осёл, успокойся, Бог с тобой. И вот в смятенной душе узника воцарился глубокий покой. Он воспринял слова как адресованные лично ему. Через три месяца его отпустили…
Был случай, когда он получил откровение от Господа на богослужении. Читалось Евангелие «Симоне Ионин! Любиши ли Мя, паче сих…Паси овцы Моя.» Святитель начал рыдать, слова потрясли его настолько, что он не мог понять, почему такое впечатление. Понял впоследствии через годы, когда пережил серьезный опыт охлаждения в вере. Он ушел на покой, перестал служить как епископ, ходил в гражданской одежде, загорал на пляже – жил как мирянин. И через годы, когда пришло покаяние, он вернулся к епископскому служению, он понял, что это было – Господь его предупреждал.
Блаженный Августин в своей автобиографической книге «Исповедь» рассказывает эпизод о духовном переломе в жизни. Когда ему было уже за 30, он изучал христианство, был известным философом, ритором, много книг написал, был убежден в истинности христианства, но членом Церкви еще не стал. Однажды он гулял по саду, услышал детский голос «Tolle et lege» - бери и читай. Ему показалось, что это говорили дети, но их вокруг не оказалось. Тогда он понял, что говорит ему Бог. Читай! А что читать? На скамейке был оставлен томик апостола Павла. Он вернулся, открыл текст, наугад прочел: «Как днем, будем вести себя благочинно, не предаваясь ни пированиям и пьянству, ни сладострастию и распутству, ни ссорам и зависти; но облекитесь в Господа нашего Иисуса Христа, и попечения о плоти не превращайте в похоти». Когда он закончил читать, то понял, что это ему лично Бог говорит. Свет убежденности вселился в его сердце, и он отныне решил поменять свою жизнь.
Антоний Великий вспоминается. Когда он еще жил в миру, зашел в храм, где священник читал из Евангелия известное место «если хочешь быть совершенным, пойти продай имение твое и раздай нищим, и будешь иметь сокровища на небесах, и приходи и следуй за Мной». Каким-то образом Антоний, который тысячу раз слушал это место, почувствовал, что Христос говорит с ним. Он раздал имущество и ушел в пустыню.
Преподобный Павел Препростый, ученик Антония Великого, услышал однажды, как учитель читает Псалтирь – «Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых». Он послушал, встал и ушел. Не появлялся несколько лет. Вернулся, Антоний его спросил, где тот был. И Павел ответил, что учился не ходить на совет нечестивых, и попросил читать дальше…
Примеров множество. Но вот фундаментальный вопрос: такие вещи бывают только со святыми или так должно быть со всеми христианами? Ответ, по-моему, очевиден: со всеми! По мере вчитывания в библейские строки человек должен познавать волю Божию о себе. Когда ум человека плавает в Библии, как рыба в воде, как говорил преподобный Серафим, который сам прочитывал Четвероевангелие ежедневно, а за неделю весь Новый Завет, Бог легко может открывать человеку свою волю через строки Писания. Мы читаем Писания, молимся Богу, а Он направляет нас. Это норма вообще-то, для того и дано нам Писание. Увы, насколько мы от этой нормы далеки. У меня есть объяснение, почему так происходит. Не потому, что мы ленивы, не можем найти время, нет. Впрочем, и это тоже, но причины более глубокие. У нас нет веры в то, что это занятие необходимо для спасения. Если мы верим в то, что спасительно для нас, то обязательно делаем. Мы верим, что необходимо ходить на богослужение, а потому ходим. Мы верим, что для спасения надо исповедоваться и причащаться, а потому делаем. Мы верим, что надо поститься и молиться, а потому по крайней мере пытаемся. А почему же мы не изучаем Писания так скрупулезно, как это делали святые? Мы не верим, что это спасительно для нас… Вот причина одной из проблем нашего христианства. Нам хочется получить особое знание воли Божией за раз. Поехать за тридевять земель и спросить, чтобы тебе старец что-то сказал, а ты все понял. В этом нет веры и любви. Здесь на горизонте маячит магическое сознание. Веры мало! Чтобы сделать чтение Библии регулярным занятием, надо верить, что ты тратишь время небесполезно. Мало любви! Ведь любовь к Богу подразумевает изучение Его слова – кого мы любим, того же и слушаем. Если неинтересно слово Божие, значит неинтересен Бог. Человек, который любит Священное Писание, перед Богом - как правильно настроенный музыкальный инструмент. Он настраивает свою душу, чтобы Бог струны его сердца затронул в тот или иной момент жизни через строки Писания. Если мы не настроены, Бог не сможет сделать ничего, потому что мы не поймем в чем дело.
Кто-то может сказать, что есть трудные жизненные ситуации, о которых в Писании прямо не сказано. Безусловно, но церковный опыт предлагает нам множество вариантов решить эти вопросы. У нас есть совесть. Голос совести – голос Бога в человеке. По сути, перечит совесть что-то делать – не делай. Или если уже сделал, а совесть укорила, то больше не делай. У нас есть ум, сердце, которые тоже должны помогать. У нас есть молитва. Мы можем у Бога спросить – разве Он не ответит? Но тут есть интересный момент – можно пропустить ответ Божий, можно его не увидеть, не услышать. Бог отвечает на наши молитвы по-разному. Иногда жизненными обстоятельствами. Иногда человек какой-то произносит нам волю Божию, а мы не хотим его слушать, потому что от Бога ждём услышать волю Его. Молчание Божие тоже может быть некоторым ответом. Надо иметь духовно чуткое сердце и быть внимательным, чтобы расслышать волю о себе, ответ Бога на наши молитвы.
Еще у нас есть возможность духовного совета с более духовно опытными христианами. В этом отношении мы живем в хорошее время. Сейчас нелегко отыскать великих старцев древности, но есть всегда вокруг люди лучше о опытнее нас. Священник или тот, кто дольше живет в Церкви. Если мы помолимся, посоветуемся, сядем, подумаем, прислушаемся к голосу нашего сердца, примем честное решение по совести, неужели тогда Бог не подарит нам правильное решение? Но нам кажется по нашей гордости, что советоваться просто не с кем. Сколько угодно вокруг людей, которые пережили больше, чем ты. Но видим мы только себя, других оцениваем с точки зрения себя.
Человек грешен, может легко сам себя обманывать, он - сложное глубокое многослойное существо, которое легко умеет обманывать себя до бесконечности. Но если мы ошиблись по духовной неопытности или по собственному лицемерию, разве Господь не поправит нас, как заботливый учитель поправляет ребенка при неверном ответе? Важно понять, что мы не можем всегда поступать правильно – всяк человек ложь. Так говорило Писание, а на Руси прибавляли к этому «и я тож». Мы грешны, живем в падшем мире, потому есть у нас и право на ошибку. Мы ошибаемся, но есть Господь, Который подправит. Кстати, даже неправильный выбор человека, если он сделан честно, по совести, может стать со временем правильным. Если человек с годами поймет неправоту, оплачет ошибки, то покаяние и смирение от этого опыта превратят ошибку в необходимую для человка веху в духовном его пути. «Знаем же, что любящим Бога, призванным по определению, всё содействует ко благу». Всё, и даже ошибки.
В житии прп. Серафима Саровского был такой момент. Его трёхлетняя молитва на камне была обусловлена сильной духовной бранью, которую на него воздвиг диавол. Прп.Варсонофий Оптинский говорил, что однажды св. Серафим отказался от игуменства в монастыре. По мнению Варсонофия это была ошибка Серафима, за которую он понес тяжелейшую брань. Мы не знаем, что это было, но в контексте всего жития прп. Серафима этот подвиг был необходим, как новая ступень духовного роста. При любви к Богу даже ошибка может стать ступенькой наверх.
Воля Божия не есть что-то такое, что необходимо угадать, как в Спортлото. Бытует мнение, что воля Бога – что-то закрытое, зашифрованное, и это надо угадать, для чего требуются далекие поездки, траты неимоверные, старцы. Нет! Если бы было так, то нам нужен бы был не Христос, а оракул. Помолившись и посоветовавшись, человек принимает решение по совести, а Бог уважает этот выбор, потому что сделан он не по лукавству. Человек ошибается – Бог его поправит. Человек упорствует – Бог накажет, вразумит. Но спасение - процесс синергии, как и познание воли Бога. Здесь участие и воли Божественной и человеческой. Не надо представлять нашего Господа, Который есть любовь, как составителя трудно решаемых задач по высшей математике. Господь не хочет нас путать, не поставляет препятствий на пути ко спасению. Наоборот, Он желает нам открыть Свою волю, а путаемся мы сами в своём невежестве и нежелании жить честно. Чем больше человек Бога любит, тем больше Его волю познает – это некий закон.
В этой теме важно отметить и промысел Божий. Воля Бога в спасении человека, но если говорить о спасении отдельной личности, то Господь являет свою волю через особое действие, которое именуется промыслом. В процессе нашего спасения Бог попускает нам впадать в непростые ситуации, где мы испытываемся, познаем себя, а может быть и грешим. Рождается вопрос – есть ли воля Божия на то, что мы грешим? Сразу скажем – нет. Но по Божьему попущению мы всё же согрешаем.
Вопрос: - Часто в Москву привозят ковчежцы с мощами святых, к которым выстраиваются длинные очереди. Как сопоставить то, что люди вот так подолгу стоят, чтобы приложиться к мощам, и то, что наша самая главная святыня – Тело и Кровь Христа?
С. Комаров: - Да, всё совершенно верно. Спасибо за умное и правильное замечание. Если человек регулярно причащается Тела и Крови Христовых, то что ему еще надо? Но здесь работает закон любви. Церковь - это ведь духовная семья, если истолковать по-земному. Святые в Церкви – наши духовные старшие братья и сестры, которых мы должны любить. Мы все члены одного Тела Христова. Здесь неважно, умер человек или живет еще. Братья и сестры должны любить друг друга и молиться друг за друга. Когда человек подходит к мощам, стоит долго в очереди, работает закон любви. Наш народ просто любит святых. Когда привозят мощи, сладко для православного помолиться перед мощами, облобызать их. Это тоже очень важно. Православие - это религия священного материализма, как говорил один святой. Мы веруем в то, что через мощи святых особым образом действует Бог, молитва перед ними приносит духовную пользу. Поэтому здесь тот самый случай, когда лучшее не должно быть врагом хорошего. Безусловно, кто причащается Тела и Крови, в принципе не нуждается ни в чем больше, но если сердце человека влечется к поклонению мощам, призыванию святого в сомолитвенники Богу о нём, то почему бы нет? В этой теме сидит подтема языческого сознания нашего народа. Человек может вообще не причащаться, в Церковь не ходить, а тут что-то привезли, и он, подчиняясь закону рекламы, идёт, отстаивает очередь – вот это проблема, когда человек, не имея главного собирает какие-то крупицы… Хотя может и это неплохо, так бы и не помолился ни разу в жизни.
Вопрос: - В молитве «Отче наш» есть слова «не введи нас в искушение». А вот если человек совершает ошибку, и потом начинается ропот… Что это значит? Как вести себя?
С. Комаров: - Об этом я как раз хотел говорить дальше. Есть такое понятие как попущение Божие. Бог иногда нам попускает согрешить. На тему «не вводить нас во искушение» апостол Иаков пишет, что Бог не искушается злом и Сам не искушает никого, но всякий искушается сам своей похотью. В молитве «Отче наш» имеется в виду другое. У каждого есть своя духовно-нравственная мера, когда она превышается, человек скорее всего согрешит, соблазнится. Например, любит человек сладкое, и вот попал он на экскурсию на шоколадную фабрику… Он поставлен в такие обстоятельства, когда скорее всего согрешит. Мера соблазна превышает духовную стойкость, его веру. И мы просим Бога не поставить нас в такую ситуацию, когда мы скорее всего сломаемся.
Как Бог попускает нам согрешить? Есть некая граница между волей Божией и попущением Божиим. Иногда Господь промыслительно оставляет нас, чтобы мы поняли, что такое жизнь без него, чтобы научились делать добро по своему осознанному выбору. Когда Бог промыслительно оставляет нас, то и попускает нам согрешить, чтобы, упав, мы вставали и шли дальше, чтобы очищали душу покаянием, набирались опыта борьбы со грехом. На тему эту есть хорошая книга, написанная, впрочем, немного тяжелым языком – «Илиотропион», сообразование воли человеческой с волей Божией св. Иоанна Тобольского. Он пишет, что «Все беды с нами случаются ради достижения праведных целей промысла Божьего. Один только грех противен Богу, подобно тому, как зло противно добру или ложь противна истине, но попускается Богом ради ненарушения личной человеческой воли или его свободы». То есть Бог попускает, поскольку Он уважает волю человека, но попускает для того, чтобы опять же эта ошибка наша сделалась ступенькой к духовному росту.
Вопрос: - Когда сформулируешь вопрос на какую-то жизненную ситуацию, тогда обязательно приходит ответ. Всем советую жить духовной жизнью, и задавать вопросы. Рано или поздно точно придет ответ.
С. Комаров: - Спасибо, это очень важные слова – ответ последует тогда, когда есть вопрос. У нас ведь часто и вопроса нет как такового. Вспоминается один фантаст, который писал, как на некоторой планете люди долго искали и нашли прибор, который дает истинные ответы на вопросы. Они засыпают этот прибор вопросами, а он… молчит. И он им потом ответил, что их вопросы были поставлены неправильно. Машина дает истинные ответы только на истинные вопросы. Если вопрос изначально ложен, она не сможет ничего сказать. Такая аналогия очень уместна. Если мы сами себя не понимаем, не понимаем, чего хотим, или ошибаемся в том, что думаем, Богу часто нечего сказать, Он молчит. Спасительный ответ придет на настоящий истинный вопрос.
Вопрос: - Я крещена в младенчестве и воцерковилась в 90-е годы. В жизни у меня были разные ситуации, когда возникал какой-то вопрос или проблема, даже сформулированная, но проблема. Или я не могла понять, как мне ответить, что сделать, но поступал ответ. Может быть не сразу, через какое-то время, но обязательно. А когда стала воцерковляться, то просто сыпятся ответы – то по радио «Радонеж», то кто-то скажет, то просто увидишь что-то, то мысль придет. Это только надо действительно у Господа просить.
С. Комаров: - Важная вещь была сказана. Когда человек обращен к Богу, когда для него спасение – это самое важное в жизни, он начинает считывать ответы Божии на свои просьбы. И эти ответы вообще везде! Они в красоте утренней зари, в открытой книге, которая лежит рядом на тумбочке, они в статье, которая попалась нам на глаза. Эти ответы в беседе со священником, с которым я сегодня разговаривал, может быть. Или в разговоре с подругой или с другом. Когда человек ищет, он находит. Когда человек впадает в такое окамененное нечувствие, то ему хоть Сам Господь явись и скажи ответ, прямо в ухо, - он не поймет. Как вспоминается такой случай из замечательной книжки графини Урусовой «Материнский плач святой Руси». Там говорится про 20-е годы XX века. На собрание в селе приехал народный комиссар говорить с людьми о том, что Бога нет. И до того договорился, что заявил: «Если Бог есть, я сейчас произнесу на Него хулу, и пусть Он меня накажет». И он произнес какую-то страшную хулу на Бога. Через две минуты вбегает бледный его денщик и зовет его к телефону. Оказалось, что в тот самый момент, когда он произносил хулу, его сын, играясь в кабинете отца с пистолетом, застрелился случайно. Уж какое вразумление Божие! Думаете, этот человек вразумился, уверовал, покаялся? Ничего подобного. Он посчитал, что это несчастный случай… Надо иметь чуткое верующее сердце, любящее Бога, открытость Богу, чтобы ответы эти уметь видеть.
Мы коснулись темы «почему Бог попускает человеку согрешить». Давайте углубимся в эту тему. Допустим, происходит какое-то зло, кто-то кого-то убивает. Вопрос – это зло от человека или от Бога? Ведь Бог же попустил. Ни тот, ни другой ответ не является правильным. Это конкретное зло сотворил человек, убийца, но не без попущения Божьего. Если Всевышний не попустил бы, зло не случилось бы. Но зло сотворил человек по своей свободной воле. Встречный вопрос: неужели Богу угодно, чтобы происходило зло? Нет, не угодно! Но вопрос зла очень сложный. Нам не дано до конца понимать, что для нас является злом, а что им не является. Есть зло по ощущению, а есть - по конечной цели. Мы воспринимаем все события в мире как зло или добро по ощущению. Мы не можем видеть вперед. Страдания, которые всегда связаны со злом, – это не обязательно зло, потому что через него можно обрести Бога. Так же как смерть для христианина не является злом. «Для меня жизнь – Христос, а смерть – приобретение», - пишет апостол Павел. Мы просто не можем понять и воспринять до конца то, что бытие человека делится на две неравноценные половины – временная жизнь и вечная. И мы не знаем, какое значение в вечной жизни будет иметь то или иное событие. Пусть даже убийство. Христианство нам говорит, что боль, страдание и даже смерть верующего человека в грядущей жизни могут обернуться радостью нового бытия. Как Христос говорил: «Истинно, истинно говорю вам: вы восплачете и возрыдаете, а мир возрадуется; вы печальны будете, но печаль ваша в радость будет». Надо верить, что любые попущения Божии спасительны для нас, если мы сохраним любовь к Богу и веру, ну и, конечно, извлечем из этих испытаний правильный урок. Конечно, тема зла и страданий, особенно невинных, слишком глубокая, чтобы о ней сейчас сказать что-то и пройти дальше. Эту тему до предела заострил Достоевский в «Братьях Карамазовых» в этой «слезинке ребенка». Это отдельная тема, очень сложная. Она не решается в рамках какого-то морализаторства, но только в области веры. И тут не объяснишь в словах и рационально не поймешь. Проблема невинного страдания, теодицея этих вопросов, решается только в области веры.
Мы уже сказали сегодня, что воля Божия находится в теснейшей взаимосвязи с волей человека. В богословии это называется «синергией». Вся наша духовная жизнь имеет синергийную природу. Это важно помнить, чтобы мы не думали, что воля Божия детерминирует наше бытие. То есть воля Божия – это не есть программа, в которую мы встроены. Действие воли Божией в нашей жизни – очень живой процесс. Даже можно дерзнуть так сказать, что мы в своей жизни можем редактировать волю Божию о нас нашими решениями. А наши решения в свою очередь редактируются волей Божией. Когда я говорю «редактируем волю Божию», то употребляю это выражение в том смысле, что мы имеем свободу поступать вопреки воле Божией о нас. Да, Господь дал нам такую свободу. И мы это понимаем. Например, Господь говорит нам: «Сделай то-то». Говорит через обстоятельства жизни, через чувства, через те же строки Писания, через мысли, через других людей. Но мы поступаем по-своему. Что получается? Что мы «отредактировали» волю Божию, то есть поступили, как захотели. Может быть, мы считаем, что воля Божия на сегодняшний день такова, но ошибаемся, и это тоже некоторая наша редакция воли Божией. Здесь очень уместен образ автомобильного навигатора. Когда мы уклоняемся с маршрута навигатора, приятный женский голос говорит, что маршрут перестроен. То есть Творец нам попускает сбиться с дороги, учитывая наши желания и проблемы, но Он вернет нас на трассу через ряд каких-то других попущений. Например, мы ехали, скажем, в Ярославль, и вдруг свернули куда-то не туда. И навигатор нам говорит, «маршрут перестроен». Это что значит, что мы все равно едем в Ярославль, но более длинной и, скорее всего, неудобной дорогой. Навигатор учел наш выбор, но теперь добираться будет дольше и труднее. В этом же смысле Бог учитывает наши желания, наши отклонения добровольные, но все равно ведет нас к конечной точке, в Царствие Божие. Он хочет нас туда привести. Правда, если человек будет редактировать волю Божию всю жизнь, он, конечно, рискует не дойти. Тем не менее Бог нас ведет даже из каких-то путаных закоулков в Царствие Божие. Потому что Он любящий Отец. Бог попускает нам искушаться именно тем, что нам необходимо победить для нашего спасения. Если чем-то искусились, чем-то соблазнились, значит, у нас с этим проблемы. Вот с этим-то, дружок, и нужно бороться. И мы побеждаем или побеждаемся для того, чтобы перешагнуть через что-то и идти дальше, и стать лучше через это падение. Может быть, это попущено для того, чтобы мы поняли свою проблему и воззвали к Богу о помощи. Если такими глазами посмотреть на наши грехи и падения, то они могут стать для нас ступенькой к Богу.
Здесь сидит еще одна интересная тема. Например, выбор профессии - тема, тоже связанная с волей Божией. Есть тысячи случаев, когда люди ошибаются и выбирают что-то не свое. Был бы хорошим сапожником, а стал плохим музыкантом. Был бы замечательным военным, а стал слабеньким, незначительным актером. Опять всплывает тема воли Божией и попущения Божьего. Человек, который ошибся в выборе профессии, в некотором смысле не выполнил волю Божию о себе. Но на его ошибку было попущение свыше. И эта ошибка может послужить во спасение. Опять же Бог ведет нас в Свое Царство через наши падения и восстания. Он всегда пытается найти способы привлечь к Себе. В этом отношении мы плохо знаем себя, не отдаем себе отчета, какие в нас дары заложены. И об этом тоже нужно думать. И родителям надо быть очень чуткими к выбору своего ребенка. Смотреть, куда он тянется, что ему интересно. Ведь как это важно, чтобы человек исполнил волю Божию о себе даже на таком мирском уровне - на уровне профессии. Ведь одно дело, когда учился на пианиста, а стал автогонщиком, ладно. А если ты должен был быть хорошим сапожником, а сделался врачом плохим? Здесь уже все серьезно. Например, не было воли Божией, чтобы ты стал священником, а ты попёр и стал, не через двери вошел, а через окно залез, как в притче говорится. Думаете, не бывает такого, когда человек стал священником без воли Божией? Да сплошь и рядом. Бог попустил. Но опять же, как это страшно! Одно дело быть плохим пианистом, а другое дело плохим священником или плохим врачом, или плохим учителем. Вот ты стал учителем, а у тебя нет на это призвания. Чего ты лез? Может быть, не поздно еще все поменять? Какой из тебя учитель? Ты детей мучаешь. И себя тоже. Опять же приходим к теме чуткости некоторой, чтобы все получилось по воле Божией, надо внимать себе, пробовать разные варианты, молиться Богу о помощи в этом выборе. Иначе есть опасность прожить не свою жизнь. Знаете, как трагично, когда человек в конце жизни ощущает, что он не свою жизнь прожил? Он не сделал того, что должен был сделать, чего хотел всю жизнь, но по разным причинам он не сделал. Человек очень сложен, очень глубок. Всю жизнь должен сам себя познавать. Самопознание очень связано с волей Божией. Две грани, которые очень взаимосвязаны. Мы уже касались этого сегодня: познавший себя более способен к познанию воли Божией. Человек легкомысленный, невнимательный волю Божию о себе не поймет, даже если архистратиг Божий Михаил сейчас явится и что-то ему скажет. Видение себя открывает путь к богопознанию. Потому что человек – это творение Божие. Неслучайно говорили древние: «Познай себя». Это очень важно, об этом и христианство говорит. Человек, пойми, что ты хочешь! И не мучай других и себя своими ошибками, которые могут дорого стоить и тебе, и тем, кто тебе в жизни попадается. Особенно, если ты учитель, священник, врач. Ведь это профессии, от которых зависит жизнь человека! В трудах уже упомянутого нами св. Иоанна Тобольского, книжку которого я вам всячески рекомендую, есть еще вот такая мысль, тоже очень простая: «Воля Божия - это Его заповедь». Простые вроде бы слова, но они имеют большую глубину. Как часто мы воспринимаем волю Божию как какие-то ребусы. А на самом деле – открывай Евангелие – заповеди Божии – это воля Божия. Только для этих заповедей нужно созреть. То есть Творец нас создал для того, чтобы мы следовали за Ним сердцем, следовали за Его словом, имели Духа Божьего и были Божьими людьми. Это не значит, что тогда мы не будем ошибаться. Нет. Даже святые ошибались, но все равно этот процесс взаимодействия крайне важен. Это есть, по сути, жизнь духовная – взаимодействие воли человека с волей Божией. Христианин – это человек, вставший на стезю сотворчества с Богом, который обращает внимание на то, как он слышит Бога, как он слушает Господа. «Наблюдайте, как вы слушаете», говорит Христос. И если в жизни верующего нет богообщения, связи с Богом, то какая разница разменяет он квартиру или нет, уедет он в другой город или нет, женится или нет, купит или нет – какая разница, если он не с Богом. Спасение - в жизни с Господом! Правильное или неправильное решение – ответ на эту проблему один: правильно – это когда с Господом. А если мы ошиблись, Господь нас обязательно поправит!
Всего вам доброго.
Добавить комментарий