02.07.2024 11:28:05
Слушать: https://radonezh.ru/radio/2024/06/19/21-00
отец Александр: - Добрый вечер, дорогие друзья, в студии «Радонежа» отец Александр, настоятель храма прп. Сергия Радонежского в Крапивниках.
Вопрос: - Евангелие – чтение сложное даже для воцерковленных людей, оно говорит о реальности, которая бесконечно далека от нас или не вмещается в нас. Насколько необходимо его читать, если есть духовные книги, более удобоваримые?
отец Александр: - Такой вопрос вызывает у меня страх и желание закрыть лицо руками. Если евангелие хочется заменить на какую-то более удобную книгу, тогда Вы не можете считать себя христианином. Евангелие – Священное Писание, Богодухновенное, это главная книга христиан. Обойти ее, вне ее постигать учение Спасителя просто невозможно, это исключено. Реальность от нас далека не потому, что она на самом деле далека, а потому только что мы бесконечно от нее далеки. Отдаляемся мы грехом, суетой, ненадеянием на волю Божию, мыслями о том, что Евангелие – собрание историй, которые были некогда. Взгляд ошибочный, далекий, не Божий. Евангелие одновременно сложное и простое. Сколько бы раз на протяжении жизни Вы не обращались к тестам, которые кажутся хорошо знакомфми, вновь и вновь будут находиться значения, грани смысла, всякий раз вы будете сталкиваться с вечно новым. Но это - всегдашний Спаситель, Который вчера, и днесь и завтра Тот же. Заповеди, жизнь во Христе, учение Спасителя – всё в Евангелии. Рискну сказать, что если бы кроме этой книги не существовало в мире больше никаких книг, то было бы более чем достаточно, чтобы воспитать себя христианином. Что до усилий, которые мы прикладываем, чтобы изучать Писания… Мы просто привыкли, что усилие это обязательно плохо, их лучше избежать. Модно говорить «не надо выходить из зоны комфорта». А ты пакет с едой до дома донес, руку потянул – вышел из зоны комфорта? Смешно. Усилие - часть духовной жизни. Царство Небесное силой нудится по слову Писания. Те, кому нужно, восхищают его. Усилия, самодисциплина лежат в основе всякого движения вперед. Не нужно смущаться, что в начале книга кажется трудной. Впрочем, я не понимаю, как это может выглядеть тяжелым в смысле языка. Евангелие от марка было написано для неграмотных и грубых римских воинов, чтобы разъяснить им что-то. Неужели вы, живущий в 21 веке, менее знающий? Разговоры о тяжести чтения Евангелия возникают, когда есть лень. Если есть желание разобраться, то в совсем маловажных вещах мы тратим огромное количество сил и времени, чтобы вникнуть. Здесь нам просто лень, и мы отговариваемся тяжестью, несовременностью, нереалистичностью и погружаемся в чтиво. Евангелие – безусловный для нас приоритет, его надо читать всю жизнь, покуда ты христианин.
Вопрос: - Почему так мало читают Евангелие, так было всегда или это современное явление?
отец Александр: - Читают мало, потому что значение его понимают всё меньше, что в общем симптом уже другой духовной болезни – расслабленность и инфантилизм, что есть желание переложить ответственность на другого. Я деточка, я малыш, вы за меня решайте, помогайте, делайте то, что я должен сам. В духовной жизни среди прочего это такой подход: давайте мне рецепты, что конкретно мне нужно сделать, имейте в виду, что у меня будет мало времени и желательно, чтобы это было нетрудно. Чтение Евангелия требовательное. Чтение Нового Завета, его понимание должны дать рост духовный. Если ты остаешься злым, холодным, плохим, можешь читать тысячу раз холодным сердцем – оно никак тебя не коснется, пройдет мимо, Господь не захочет с тобой собеседовать. Другое дело, когда ты будешь читать вдумчиво. Возьмите карандаш, отмечайте места, которые вызывают в вас согласие, несогласие, желание поспорить, такое возможно. Поделитесь со священником, с близкими, почитайте толкования. Неспроста места, которые будут вызывать радость и сердечное чувство, оказались такими – есть созвучие с вашей душой. Неспроста возникают сомнения. Они часто возникают вокруг мнимых противоречий Евангелия. Разбирайтесь! Пока вы не разберетесь в своем сердце, будете думать, что это рассказы. Если поймете, что противоречий в Евангелии нет, когда для вас все станет ясно, кажущиеся противоречия лишь подтверждают правоту Спасителя. Не могут четыре человека одно событие детально отразить одинаково. Мелкие расхождения и нестыковки показывают, что они говорят правду. Когда Вы это почувствуете, Вы будете в добром счастливом плену Евангелия Христова.
Вопрос: - Приходилось ли сталкиваться с тем, что люди воцерковленные не могут понять прочитанное, не могут продраться сквозь текст Евангелия?
отец Александр: - Не могут понять – я говорил уже почему. Но ведь есть прекрасные сборники толкований на Евангелия. Толкования Феофилакта Болгарского. Сборные толкования разных святых отцов, так называемая синяя серия. Надо смотреть, что о том или ином месте говорят святые отцы, и возможно дело яснее, чем кажется на первый взгляд. Ныть, что мы не можем продраться, можно, но вспомните, люди изучают китайский язык, через который весьма трудно продраться, и делают успехи. А то, что является основой нашей жизни, мы откладываем на потом, чего делать нельзя.
Вопрос: - Объясните, как правильно понять выражение «будьте как дети».
отец Александр: - Давайте воспринимать эти слова в общем контексте слов Спасителя: не мешайте малым сим приходить ко мне. Он говорит Своим ученикам, требует от них, чтобы они никогда не препятствовали им приходить к нему. Он видел в них то, что не видели другие. Те считали, что дети шумные, крикливые, с ними трудно совладать, а Он видел простоту, искренность, отсутствие пока греховной грязи, близкую связь с Богом. Вчера во время одного из церковных мероприятий владыка митрополит Калужский и Боровский Климент привел неожиданный такой образ. Он говорил, что стоит обратить внимание, что дети никогда не сидят, то ходят, то бегают, то стоят, а лежат только когда спят. А ведь человек должен пред Богом ходить, предходить, предстоять, но не предлежать и не предсидеть. И вот дети в этом смысле образ человечества, предстоящего перед Богом. И вот Господь дает призыв подражать детям именно в этом, конечно, не в их возрастном неразумии, плохом знании добрых и злых сторон, а в их искренности.
Вопрос: - Поясните, что говорит Господь, когда призывает не собирать сокровища на земле. Подучается, нельзя покупать в дом какую-нибудь книгу или сувенир?
отец Александр: - Давайте не будет доводить до абсурда сказанное Спасителем. Вы же прекрасно знаете ответ. Вы еду покупаете? Да. В шкуре ходите или все же в одежде? За квартиру платите? Вот вы уже как-то обеспечиваете свое земное существование. На земле мы должны соответствовать требованиям тела, которое нам тоже дано от Господа. Тело – часть божественного замысла о нас. Господь говорит о приоритете, о преимуществе, о том, что духовное выше мирского, чисто телесного. Ищите прежде всего Царствия Божьего, а остальное приложится вам. Так и должно быть: доверие Богу, усилие и желание быть с Ним – самое главное. Отказаться от труда нельзя, это тоже наша жизнь – после отпадения мы в поте лица зарабатываем свой хлеб. Труд, работа, пропитание себя не должны становиться в центр твоего бытия, а уж подавно пересиливать остальные стороны личности. Наши дела должны умерены сообразно нашим задачам христианства.
Вопрос: - Молитва – диалог с Богом. Вы, как священник, слышите ответ на Литургии, например? Я говорю с Вами, слышу Ваш ответ. Как мне слышать Господа? Я слышу, но не тут же, но не сразу. А почему мы не можем сразу слышать ответ Господа, как Савл, например?
отец Александр: - Вы в жизни грешите?
Вопрос: - Конечно.
отец Александр: - Вы живы сейчас?
Вопрос: - Да.
отец Александр: - По грехам Вашим не стоило ли сделать так, чтобы Ваш один кусок был на Северном полюсе, а другой на Южном?
Вопрос: - Да.
отец Александр: - А если Вы живы и по грехам Вашим Господь не поступает с Вами, а поступает по милости, разве это уже не есть ответ?
Вопрос: - Да, верно…
отец Александр: - Получать незамедлительный ответ, а тем более требовать его от господа, нескромно. Савл получал скорый ответ потому, что стал Павлом, великим апостолом. Когда Вы будете готовы к такому состоянию, как Савл, чтобы о Вас писали книги Нового Завета, то возможно ответ будет незамедлительным. Мы выдергиваем от Бога обязательство незамедлительного ответа, а быть может в часть Его замысла входит молчание. А может быть мы спрашиваем, не соображая. А может быть мы не српашиваем, а талдычим или пытаемся Богу продиктовать. Разное бывает. Господь Ваши грехи терпит, вы сами же сказали. Значит так Он уже очень громко отвечает Вам, что любит Вас, что надежда на Ваше спасение для него важнее, чем возможность поступить с Вами по справедливости. Кстати, по ней мы заслуживаем самого строгого суда. Жизнь и есть ответ Бога, Который отвечает даже через мнимое молчание. Потом еще есть момент. Мы порой много говорим, что Господу просто некуда слово вставить. А вслушиваться в ответ нужно напряженно. По фильмам мы видим, как работает радиолокационная станция. На зеленом мониторе бегают зеленые точки. Люди слушают, а там только шум, шум, шум. А в то же время что-то главное уже происходит, что выделить в потоке сложно и требует усилия и дара. Может быть, нам не стоит просить Господа о том, чтобы услышать Его поскорее. Стоит разделить между шумами и Божьим глаголом. Вы спросили меня, слышу ли я ответ сразу. Слышу, но не в словах. Господь разрешает мне служить Литургию. Священник молится о самом себе во время таинства елеосвящения. Ты, Господи, разрешаешь служить священную Литургию, куда святые ангелы приникнуть боятся. Это уже разговор, который идет на разных уровнях дела, слова, преклонения, благословения. Это все разговор.
Вопрос: - Послание в Тимофею, 6. Пустые споры между людьми повреждённого ума, чуждыми истины, которые думают, будто благочестие служит для прибытка. Объясните, пожалуйста.
отец Александр: - Что будет с человеком во время третьего воздушного мытарства? Или как разливать сердце плотяное и сердце духовное? Вопросы нам не по духовному разума. Когда придешь до третьего мытарства, уже не будешь думать, как его проходить, просто так, как поставит Господь. Это вопрос пустословный. А мы все прочие вопросы духовной жизни освоили? Поднялись на такую высоту, где мы как орлы парим надо духовной равниной и нам больше не надо ничего знать? Вопрос пустой, и он приводит эти вопрошания и споры к помрачению ума. Отвлечённость и сосредоточенность на том, что напрямую не служит цели твоего спасения. А если не служит, то омрачает тебя. Если солнце восходит на востоке, а ты в этот момент смотришь на запад, то смотришь туда, где меньше света, а значит там мрачнее. Вот и есть то самое омрачение. Можешь всю жизнь провести в бесплодных рассуждениях вместо того, чтобы себя спросить, а почему ты пьешь, почему ты сквернословишь, почему поднимаешь руку на близкого – почему ты такой немирный. Если бы ты был мирен, был в Боге, то ты бы распространял это чувство. Что тебе нужно сделать, чтобы исправляться? Это не пустословные вопрошания, но люди не любят об этом рассуждать. Им больше подавай высокоумные теоретизирования. Так было не только сейчас, но и в эпоху апостола, который говорил, что эти духовные жизни будто бы для прибытка, а на самом деле для растраты сил, времени и талантов. Этим многие у нас грешат.
Вопрос: - Почему люди так много осуждают других?
отец Александр: - Потому что ни реально не доверяют Богу. Осуждаете других потому, что берете на себя права, принадлежащие Спасителю. Вы встаете на место Судии. А ведь сказано: «Мне отмщение и Аз воздам». Вы просто не рассуждаете об этом. Думаете, что сказано это или понарошку или просто так. Вы даете право другим судить о нас, а этого мы не любим. Мы не любим против шерсти, только по шерсти. А когда против, то рядимся в тогу оскорбленной невинности. Но я никого не осуждаю же. Это известный ход рассуждений на исповеди. Я не осуждаю, но она сама ко мне пришла и так меня раздражала, я ей сказала, что она не права, и мы чуть не подрались. Вы взаимно друг друга осудили и пошло-поехало. Христос еще уберег от того, что вы друг другу глаза не выцарапали. Где же здесь христианство? Осуждение – неверие в правоту Спасителя, нежелание жить Его заповедями, но желание свои правила поставить выше устава, созданного Церковью.
Вопрос: - Хотел сделать татуировку с изображением Архангела Михаила. Как Церковь на это смотрит?
отец Александр: - Церковь вся, огромная великая, в частности Русская Православная, никак не смотрит на это Ваше желание. Лично я бы сказал, что надо быть осторожным с изображением святых угодников Божиих на теле. Что Вам даст это изображение? У Вас ведь есть крест на теле. В нем – всё, закон и пророки. Вы хотите показать этим какое-то дополнительное благочестие? Сомнительно. В католической традиции такое есть. Орден католический Доминиканцы – «собаки Божии» в переводе в латыни. Они изображали собаку на теле. Наш ли это подход? Нет. Я спокойно отношусь к тому, что люди делают временные татуировки, но мне это не близко. Я бы близким не посоветовал. Это не церковное дело. Вероятно, это не стоило бы делать.
Вопрос: - Какими словами молится с грехом зависти?
отец Александр: - Боюсь, что словами бороться будет маловато. Вам нужно отвратить себя от этого греха. Увидели человека, которому завидуете. Он более успешен, состоятелен, умнее и лучше нас, что совсем невыносимо. Тогда нам нужно желать людям, которым завидуем, благо. Господи, дай им благо, а меня сохрани от зависти. Это будет не только слово молитвы, но и дело. Таким образом поступать очень тяжело, но зависть имеет свойство разрастаться, занимать всё пространство. Сегодня зависть к чужой машине, потом к чужой жене, потом дальше. Это чувство раздерет изнутри.
Вопрос: - Как справиться с духовной ленью?
отец Александр: - Хороший вопрос. Духовная лень постигает всех время от времени. Скажу, что я ничем ни от кого не отличаюсь. Не знаю тех, кто бы никогда не был в духовной лени. Преодолевается она усилием, нажимом на себя. Не хочется идти на службу – надо идти. Не хочется выполнять то, что ты должен был, например читать главу евангелия, делай. Не бросай! Собирался ехать в духовное путешествие – не ленись, не откладывай, преодолевай. Человек, не преодолевающий себя, разваливается.
Вопрос: - В чем разница между «плыть по течению» и «жить по воле Божией»?
отец Александр: - Примерно такая же, как между «быть живым» и «быть мёртвым». Эту разницу легко понять. Плыть по течению – быть мертвым, потому что тогда вы не действуете, а Бог вас призвал к действию, к преображению, к созиданию космоса в широком смысле, земли, тварного мира. Симеон Новый Богослов говорил, что мы руки Божии здесь. Он говорил о Господе, как о земледельце вселенной. Мы не можем просто наблюдать за происходящим, должны быть активны. Если трудимся, то полагаемся на волю Божию. Храни всех Господь!
Добавить комментарий