Перейти к основному содержанию

08:43 19.07.2024

Как поддерживать стремление к доброй жизни? (Свт. Феофан Затворник).

24.06.2024 11:22:46

Слушать: https://radonezh.ru/radio/2024/06/17/21-00

отец Сергий: - Добрый вечер, дорогие радиослушатели! Сегодня мы в прямом эфире на радио «Радонеж» поговорим на тему из книги свт. Феофана Затворника «Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться». Мне часто приходится сталкиваться с такой проблемой: на молитве человека одолевает суета, множество мыслей приходит в голову. Это постоянная проблема, я решил спросить помощи и совета свт. Феофана. Мы обратимся к главе 31. Название ее такое: «Как поддерживать начавшееся стремление к доброй жизни. Духовное чтение и размышление. Записывание добрых мыслей. Как избегать блуждания мыслей при чтении и молитве. Непрестанное памятование о Боге и смерти. Самоукорение».

Вот и слава Богу! Пишете, что имеете сильное желание к Богу приближаться. Я того же мнения – если хочешь начать духовную жизнь, стоит спросить себя: Господи, а хочу я быть с тобой? Нужен мне Бог или нет? Если не нужен, то и разговор закончен, встретимся там уже. Если есть желание, то другой вопрос «А я, Господи, с Тобой или нет? Нет ли стенок между нами, которые я построил, стенок в виде грехов?» Если есть, то с Твоей помощью я буду стараться их убирать. Я уверен, что Ты мне поможешь, я хочу быть с Тобой. Это принципиально.

Благослови, Господи!  Святитель сам говорит эти слова. Благословляет.

К чему же другому и речь всю я вел, как не к тому, чтобы оживить в вас сие желание? И страх Божий возгрейте в себе. Ведайте, что когда есть страх Божий, то, значит, дух ваш жив и благодать Божия действует в вас. Это в начале, когда идет воцерковление, бывает очень и очень сильное желание, настоящий страх Божий. А когда человек много лет в храме, 30 лет стабильно не пропускает богослужение, причащается регулярно, то страх Божий затушевывается. Появляется такой протестантский подход – я уже на месте, опасаться мне нечего. Тем более, массовая современная культура, которая касается темы Бога, располагает к этому. Мы разбирали несколько фильмов с моей молодежью, вот выводы, к которым я пришел. Будешь смотреть американские фильмы о Боге, будешь иметь протестантские мозги. Там нет покаяния, и оно тебе не нужно. Главное, что Христос тебя любит и тебе этого достаточно. Страха Божьего нет. А значит, дух мертв, благодать Божия не действует. Потому страх Божий – ценнейшее качество. Прекрасно эта тема разобрана у преподобного Аввы Дорофея и других святых.

Первое дело духа нашего – ведение Бога и страх Божий, и основной дар благодати Божией есть дух страха Божия. Страх Божий, будем помнить, это не страх наказания, а страх огорчить Его. Как нормальный ребенок не хотел бы, чтобы мама проливала из-за него слезы. Но хотел бы не потому, что «ты что, маменькин сынок?», а потому что «я люблю маму, а что тут такого?».  Так что вы делайте что хотите, а меня мама не поймет. Мы может и взрослые, но родителей огорчать не хочу. Вот страх Божий, который есть «и начало, и продолжение, и завершение пути спасенного. Кто имеет страх Божий, живой и действенный, тот имеет в себе неистощимую силу, движущую на все богоугодное, и вместе, бодренного стража, охраняющего от вражеских нападений и от своих уклонений на распутия. Помоги вам, Господи, возгреть и потом всегда хранить в силе сей дух страха Божия!» Вот святитель пишет, а сам молится. Если есть страх Божий, то, главное, человек начинает смиряться, приобретает мирное состояние духа. Смиренному дается благодать, тому, кто с помощью страха Божьего контролирует, что полезно, что вредно, что слушать, что говорить. Бодренный страж в виде страха Божие не дает нам уклоняться. В свое время я читал советы для священнослужителей о том, как быть в форме, так вот речь шла о вездеприсутствии Божием. Себя надо поставить в это состояние. Отсюда может приходить поддержка. А дальше Господь начинает вмешиваться и даёт всему произойти. Бывают искушения, но тогда всё преодолевать легче.

Что вы утречком несколько времени посвящаете на чтение духовных книг, это очень добре. Но кто же это там у вас так неблаговолительно относится к этому?! Если бы так зарядить, чтобы только и было, что чтение да молитва, конечно, это было бы нечто выдающееся из ряду, а так – немножко почитать и подумать – что тут особенного?! Сколько я знаю, все благочестивые и богобоязненные так делают. Думаю, что ваши родители держатся того же правила. Это чтение вместе с предшествующей молитвой душу скрепляет и дает ей силу на целый день. Лекаря говорят: натощак не выходи наружу. В отношении к душе это исполняется утренней молитвой и чтением. Напитается ими душа и уже не тощею выходит на дела дня. Утро – важнейшее время в жизни человека. День – целая жизнь. Зачатие, рождение, юность, зрелось, старение, смерть. Утро – важнейшая вещь. Иоанн Златоуст тоже рекомендует начинать с первомыслия. Как только ты осознал, что ты - это ты, первая за этой мысль должна быть о молитве. Господи, помилуй! А обычное дело всегда у всех было – молитва и чтение духовных книг. Эти люди, у кого семеро по лавкам, находили время на утреннюю молитву и чтение духовных книг. Хотя, кто сталкивался с сельским бытом, знает, что там работа с утра до ночи, то скотина, то огород, то покос, то погода. Все тут участвуют, отдыхать некогда. Спрашивается, как люди успевали? Есть понятие порядка. Не зря у нас в Церкви установлен такой строгий порядок богослужения, молитв, постов, праздников. Везде порядок! Организация важна. Бывают разные обстоятельства! Но как говорил св. праведный Алексей Мечёв Московский – ничего разово, а когда в систему – уже не очень. Если ты решил, что тебе что-то нужно или возникла ситуация, когда просто «нельзя не», то ты выделяешь на это 10 минут утром и вечером. Когда ты входишь в ритм, то время автоматически забито на это дело. Какая бы ни была жизнь, но это - святое. Если завести вот так с чтением духовных книг после молитвы, то и это войдет в ряд ваших дел. Если никогда не читать, то и знать никогда не будешь. Откуда берется ведение? Оттого, что кто-то научил. Идеальный вариант, если тебя научит Сам Господь и угодники Его святые. Я и сам так живу. Мне это тоже нужно для концентрации. И это не может надоесть. Некоторые ропщут, что приедается, что много раз уже слышал проповеди, что все уже прочитано об этом… Священники все говорят, что надо смиряться и молиться. Но напоминание об этом не может быть лишним. И все благочестивые и богобоязненные так делают. А другие не делают. Вот потому день с утра начинать надо правильно, чтобы день весь был благословенным. В молитве Оптинских старцев мы как раз просим помощи в том, чтоб не забывать, что всё ниспослано Богом, что я бы с радостью всё делал, что мне положено, во славу Божию с молитвой, постом и всегда знал, зачем я делаю что-либо. Каково мое целеполагание, начиная от просмотра кино и кончая игрой на виолончели. Знать это мне нужно затем, чтобы все делалось со страхом Божиим, чтобы отличать полезное от вредного. Утром я прошу, чтобы Господь дал мне мудрости во всем разобраться. Напитается душа молитвой и чтением и уже не тощая выходит на дело дня.

Мне даже вот что приходит на мысль предложить вам. Заведите тетрадь и записывайте в нее мысли, какие породятся при чтении Евангелия и других книг, в таком порядке: Господь говорит в Евангелии то и то; из этого видно, что нам надобно поступать так и так; для меня это исполнимо в таких-то и таких-то случаях; буду так делать; помоги, Господи! Труд этот небольшой, а сколько от него пользы! Делайте же так. Мысль будет изостряться и окрыляться. Дух, движущийся в Писании, будет переходить в Ваше сердце и оживлять его. А это елей на раны! Завожу тетрадочку, никому не показываю, но себе для напоминания ее веду. Когда пишешь, лучше усваивается. Вдумчивое чтение или научная работа всегда предполагают записи. А как запишешь, топором уже не вырубишь.

Что мысли разбегаются во время чтения и молитвы – что делать? От этого никто не свободен. Но тут греха нет, а есть неуместность. Грехом это бывает, когда кто самоохотно развивает в себе сторонние мысли, а когда невольно отбегают, какая вина? Вина бывает и тогда, когда кто, заметив блуждание мыслей, будет продолжать блуждать ими. А надо так: как только замечено отбегание мысли, тотчас ворочать ее на свое место. Посмотрите, как прекрасно написано – ворочать. Красивейший язык у наших предков. Елей! Итак, это вопрос очень важный. Множество исповедей не обходятся без этого предмета покаяния. Враг рода человеческого ненавидит наши молитвы, посты, чтения, духовную жизнь. Поэтому он и воюет против нас. Мысленно, конечно. Отвлекся, превознесся, осудил чуток и всё. Или в суете. Неуместность тут, впрочем, притом, что неуместно не молиться. Грех же здесь тогда, когда жалко тратить время на молитву, но можно заодно и о чем-то подумать. Не грех блуждание мыслей, грех не вернуть их на место, если заметил блуждание.

Чтобы во время молитвы меньше было блуждания мыслей, надо напрягаться молиться с теплым чувством, а для этого наперед – пред молитвою – подогревать надо душу размышлением и поклонами. Навыкайте молиться своей молитвою. Так, например, существо вечерней молитвы есть благодарить Бога за день и за все, что встречено в продолжение его и приятного, и неприятного; что худого сделано, в том каяться и просить прощения, обещая быть исправною на следующий день, и молить Бога об охранении во время сна. Все сие и изреките к Богу от своей мысли и от своего сердца. Существо утренней молитвы – благодарить Бога за сон и укрепление и молить Его, чтобы помог весь день делать дела во славу Его. И это изреките к Нему своей мыслью и от своего сердца. При этом и поутру, и вечером изъявляйте Господу свои кровные нужды, паче душевные, а то и внешние, говоря Ему детски: видишь, Господи, болезнь и немощь! Помоги и уврачуй! Все это и подобное можно изрекать пред Богом своими словами, не прибегая к молитвеннику. И, может быть, это лучше будет. Попробуйте, если пойдет, можно оставить молитвенник совсем, а если не пойдет, надо с молитвенником молиться, ибо иначе можно остаться совсем без молитвы.

Чтобы молитвословие по молитвеннику собирало мысли и разогревало сердце, для этого в свободное время – кроме того, когда стоите на молитве, – сядьте и обдумайте хорошенько все содержание положенных молитв и прочувствуйте их. Когда станете после сего прочитывать их во время молитвословия, утреннего и вечернего, все те мысли и чувства, какие добудете вы размышлением, будут возобновляться, будут собирать внимание ваше и разогревать сердце. Никогда не читайте молитв спешно. И еще: потрудитесь заучить молитвы на память. Это очень помогает неразвлеченному молитвословию. И молитве надо учиться, как и всякому другому делу. Полезные советы дает святитель Феофан. Это сказано конкретному человеку, потому советы такие нам лучше обсудить с духовником, если собираетесь что-то предпринимать.

Вопрос: - Каждый раз, когда исповедуюсь, очень волнуюсь. Есть те, кто поэтому как раз и не приходит в храм – страх каяться. Почему они боятся?

отец Сергий: -  Люди боятся каяться только по одной причине – по гордости. Других причин нет. Если ты хочешь получить прощение грехов – другого пути попросту нет. Что до волнения – не можешь не волноваться. Ты же приходишь к живому Богу в надежде, что Он тебя помилует и простит тебе то, что ты ему сейчас скажешь, что, кстати, Он знает, лучше тебя самого. Он детали знает, состояние сердца твоего, тогда как ты сам помнишь чаще всего лишь факт. Вместо приговора надеешься услышать помилование. Конечно, ты волнуешься. Если же этого не делать, останешься с грехами. А страх от гордости – лучше погибну, чем к Богу приду и покаюсь. Фарисеи тоже не каялись поэтому. Бог ведь вон где, далеко, а мы тут, надо быть реалистами. Так мне часто говорят. Но я так не сделаю, потому что я священник и в любой ситуации буду выполнять свой долг, который я на себя взвалил – крест священства.

Навыкайте не тогда только о Боге думать, когда стоите на молитве, но и всякий час и минуту, ибо Он везде есть.  От этого приливать будет покой в душу, сила на дела и упорядочение дел. Ваше желание теперешнее к Богу более приближаться осуществится вполне этим способом. Как стоящему на солнце, так о Боге всегда памятующему тепло бывает.

Приложите к памятованию о Боге память о смерти и вечности блаженной или прегорькой. Это очень важно, потому что тогда уже любая греховная попытка разгневаться или обидеть самому сразу будет выбором между вечностью блаженной или прегорькой. Нормальный человек не выберет ни за что прегорькую. Что к ней ведет? Потакание страстям, затушевывание грехов, придумывание оправданий… И еще есть вариант «я потом» – завтра, сейчас не до этого, потом. Если даже человек на 5 минут откладывает, демоны уже злорадствуют. О Боге не помнит хоть минуту – очень хорошо, бесу злорадство. Эти два памятования будут отклонять вас от всего дурного даже в мыслях и направлять ко всему доброму не напоказ, а искренно. Напрасно думают, будто память смертная отравляет жизнь. Это как раз учение такой коммунистической школы – зачем это все, надо жить светлым будущим. Не отравляет, а научает быть осторожным и воздерживаться от всего отравляющего жизнь. Всё, что отравляет жизнь, несовместимо с вечностью блаженной. Человек напился водки – какая у него память смертная? До пьянки этого и не было, зато потом она отравляет жизнь ему и всем вокруг. Если бы смертную память человек имел, то поблагодарил бы и не стал мешать. Если бы побольше помнили о смерти, меньше было бы беспорядков в жизни и частной, и общей. После этой фразы спокойно можно ставить многоточие. В наше непростое время было бы просто не до беспорядков. Наша критическая масса – суета, кружение помыслов. Вы укоряете себя в самолюбии. Добре, добре. Подкарауливайте проявления его и тотчас посекайте. Самолюбие для себя все хочет делать, а вы делайте все во славу Божию и благо других, не имея себя в виду, не жалея себя. Ведь и самолюбивые внешно те же, большею частью, делают дела, что и не самолюбивые, только другое им дают направление и другие при них имеют намерения. Один делает ради ближнего, а другой ради похвалы. Один во славу Божию, иной – ради своей славы. Спортсмены бегают по-разному. Один – отечество прославить или для других высоких целей, а другой ради себя бежит, если выигрывает, то удовлетворяет свое тщеславие. Это противное тому, что мы рабы неключимые, и, если мне полезно, Ты мне дашь, а если неполезно, так можно вовсе и не участвовать. И те и другие делают одно и то же – две хозяйки моют тарелки. Одна всегда так – слава Богу, что могу во славу Божию и для ближних сделать такую мелочь, а другая – вот, я вам что, нанялась, прислуга я вам, но тарелки все равно моет. Намерения разные, хотя и дело одно и то же. Наше дело выправить сии намерения из самолюбивых на самоотверженные, а потом и дело направлять по тому же. И этому надо учиться. Учитесь, учитесь. Благослови, Господи! Нас благословляет сам святитель Феофан. Давайте же учиться! Вы желаете, чтобы я вас журил без жалости. За этим дело не станет. Но пока вы предо мною стоите чистою и светлою. И мне остается только желать, да сохранит вас Господь навсегда такою, какою мне представляетесь; если же вы не таковы на деле, да благоволит соделать вас такою. В моей практике тоже бывает такое, что в Церкви человек живет праведной жизнью, а потом дальше как-то так… Мне говорят иногда о своих делах, а я не хочу знать, потому что мне гораздо радостнее представлять людей святыми. Люди приходят грешники, конечно, но ведь есть таинство покаяния, после которого они уходят святыми. Я их не могу с грехами отпустить. Они уходят святыми. И я рад их видеть! Такими я их и знаю! А делать или не делать дальше нехорошее, их дело уже.

Тема наша сегодняшняя очень важная. Бог благословит, вернемся к ней! Храни Господь.

Вопрос: - Как ответить человеку, который утверждает, что верит, но в храм ему ходить необязательно. Как объяснить, что без исповеди и причастия трудно спастись?

отец Сергий: –  Конечно, сказать можно по-разному. Зависит от того, кто перед тобой. Коллега, ребенок твой, мать твоя. Но, честно говоря, если нас не спрашивают, то что бы ты ни сказал, другой человек все будет воспринимать в штыки. Люди, которые не хотят быть в Церкви, начинают выискивать в ней изъяны, говорить нам, что в Церкви всё прогнило, что поп – толоконный лоб, потом про эти пресловутые часы и мерседесы. Поэтому зачем оно мне, если я могу сам. Такому говорить, что без Церкви не спасешься – пустое дело. Я уверен, что Бог больше Церкви. Но Господь Церковь создал, если ты Христов, то ты не можешь быть вне неё, а если ты крестился, то ты уже давал обеты причащаться и исповедоваться. «Покайтесь и веруйте в Евангелие, ибо приблизилось Царствие Небесное». В одном месте есть такие слова: кто не будет есть Тело Мое и пить Мою Кровь, не может иметь в себе жизни. Эти таинства Господь обязал нас принимать. Хочу или не хочу, Он не спрашивал, просто дал Завет Новый. Так что без Церкви можно покаяться, но Господь специально создал Церковь из людей, чтобы через них другие люди получали помощь. Перед священником человек держит ответ настоящий, как при свидетелях. Без свидетеля можно что хочешь, а при свидетеле попробуй. Но это очень обидно, что все твои эти слова Богу всплывут и станут явными после смерти на суде. Вот стыдоба будет и радость бесам. А ты уверен, что тебе прощается? Ты же игнорировал Церковь Божию, которая невеста Христова, в которой ты сам крестился, в которой ты во Христа облекся, но не соединяешься с ним. Кто не исповедуется и не причащается, не имеет жизни в себе. Теоретически не получится это. Приди в ресторан и смотри, как едят другие. Насытишься ли ты? Нет. Ходишь, смотришь, но ты не ешь. Это примерно так выглядит. От того, что сытые другие, ты сытым не станешь. И порадоваться не сможешь за тех, потому что ты голодный. А если же люди спрашивают у нас об этом: я живу так, а как вы думаете, как мне быть…? Если вопрос сложный для вас, просто переадресуйте человека священнику. Всё. Мне бы хотелось, чтобы мы сами были примером. Чтобы люди понимали, что те, кто в Церкви – другие люди. От них не ждешь подвоха, они не предадут, взятку не дадут и не возьмут… технически не могут. Настоящие люди, святой жизни. Такие, какими нас видит свт. Феофан, и хотелось бы, чтобы такими же видел и Господь. Тогда у нас появляется моральное право проповеди. Если говорить и не делать так, то это становиться верхом тщеславия – учить других тому, чему ты не научился сам. Не зря апостол Павел говорит, что имя Господне хулится у язычников из-за того, что вы (православные крещенные) даже не думаете в церковь ходить и молиться. Вы только говорите об этом, но не делаете и Бог «у вас в душе»… А вы вообще представляете, где эта душа-то у вас? Что это такое? Психологи объяснят? Увы, противоположное тому, о чем говорит Спаситель – отвергнись себя и иди за Мной, делай ради ближнего. А психологи скажут нет, погоди, греби под себя, так ты будешь в зоне комфорта. Мы не можем их осуждать, сами были в такой ситуации. Не будем превозноситься, а наоборот помолимся за них. Господи, если есть Твоя воля, отверзи уста моя, а если нет, то закрой их, чтобы люди не получили вреда от того, что я скажу. Есть слово такое – обмаливать. Не взбалмошно делать или говорить, а молиться перед этим. Еще есть такие вещи, как такт. Можно сказать по-разному. Обличать можно очень по-разному. В сегодняшнем письме святитель вон как мягок со своей духовной дочерью. Могу архиерейской властью ругать, но не буду, потому что это не педагогично, не по-отечески сейчас, а где-то будет наоборот.

Спасибо большое владыке за такие мудрые советы. Попробуем вернуться к традициям, которые были распространены повсеместно.

Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой:

Другие способы платежа:      

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
4 + 12 =
Solve this simple math problem and enter the result. E.g. for 1+3, enter 4.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦКаталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+