20.06.2024 12:09:58
Слушать: https://radonezh.ru/radio/2024/06/08/21-00
С. Комаров: - Добрый вечер, дорогие радиослушатели. В эфире радио «Радонеж» Сергей Комаров. Я бы хотел поговорить сегодня на невеселую тему, относящуюся ко всем людям, верующим и неверующим, старым и молодым – тему смерти. Казалось бы, что тут сказать? У нас нет опыта смерти, мы не умирали, чтобы что-то знать об этом. Есть случаи, когда людям Господь дает опыт умирания и возвращения назад. С опытом этим мы знакомы только теоретически. Нам неведомо, как работает логика смерти. Почему и когда умирает тот или иной. Почему молодой умирает первее старого, почему раньше больного умирает тот, кто никогда не болел. Почему праведник умирает прежде грешника. Всё это покрыто пеленой промысла Божия. Но о смерти говорить нужно, потому что каждый разговор – подготовка к ней. Смерть – своего рода экзамен, который мы все будем сдавать после учебы, коей является наша жизнь. Подготовка к экзамену заключается в молитве, размышлении на эту тему, в разговоре и исследовании того, что отцы и христианство говорят нам об этой теме.
Сегодня мы большей частью живем в больших городах. Не так давно процент городского населения превысил процент населения сельского. В большом городе, как Москва, ежедневно умирают, наверное, тысячи людей. Видим ли мы, как они умирают? Нет. Каждый день мимо нас проходят толпы людей живых, это создает иллюзию – мы сталкиваемся с опытом жизни и совсем не видим смерти. Раньше так не было. В былые времена в городах и деревнях покой ника проносили с траурной процессией через деревню и город. Человек с детства видел смерть. Если умирал человек, об этом узнавали все. Сегодня в городе это ощущение потеряно. Дыхание смерти касается нас только тогда, когда уходят из жизни наши близкие. Поэтому мы живем в иллюзии жизни, хотя вокруг царит смерть. Зайдите на кладбище – это целый город под землей. Диавол сделал все, чтобы у нынешнего человека отнять память смертную, которая в христианстве почитается как добродетель. Помни о смерти и во век не согрешишь. Память о смерти дает некоторое трезвение, останавливает человека перед лицом греха, потому что грех может стать последним, что он сделает в жизни. Помните фильм Бергмана «Земляничная поляна»? Шедевр. Там есть жуткие кадры – часовые циферблаты без стрелок. Главный герой, пожилой человек, видит циферблат этот как видение. Ему будто говорят, что его время закончено. В нашей жизни нет таких часов. Современная цивилизация скрывает любое напоминание о смерти. Оглянитесь: реклама, вывески – никто о смерти ни слова. Мы в жизни настраиваемся на то, чтобы измерять наши поступки и дела исключительно категориями временного бытия. Не спрашивай, по ком звонит колокол, он звонит по тебе. Эта мысль нам приходит при смерти наших родных, что редко. В нашей культуре вообще не принято говорить на темы смерти. Если понять эту тему в разговоре в компании, то посмотрят косо – не о чем говорить больше? А во всех древних культурах о смерти думали, писали. У древних латинян была поговорка – memento mori – помни о смерти. В 17 веке французские монахи сделали эту фразу приветствием. В древнем мире эта фраза использовалась иначе. Во время триумфального шествия полководца с победой стоял раб, который должен был периодически говорить этому славному человеку memento mori. Несмотря на всю твою славу, ты остаешься смертен. И такого раба у нас нет… А если бы был, то мы его бы прогнали, потому что смерть в списке табуированных тем. Мы отмахнулись и бежим на встречу жизни, как нам кажется, а на самом деле – на встречу смерти, просто не хотим об этом думать. Мысль выталкивается из памяти, как резиновый мячик из воды. Нам не хочется думать об смерти, памятование о которой есть добродетель. К слову, мы потеряли и христианское отношение к смерти. Святые нам говорят думать об исходе души из тела, иметь память смертную. Мы не хотим. Отцы говорят не бояться смерти и гроба, потому что Христос победил смерть, но мы боимся панически. Монахи древности говорят нам умереть прежде смерти, чтобы не умереть после. Но мы хотим пожить для себя. И наше отношение к смерти не христианское!
Смерть особенно связана с грехом. Нужно коснуться богословия. Апостол Павел в послании к евреям писал, что Христос пришел избавить тех, которые от страха смерти через всю жизнь были подвержены рабству. Апостол заметил важное – смерть – не только следствие греха первого человека, но и причина греха. Замечали вы, что наши грехи часто рождаются в интуитивном стремлении преодолеть смерть? В блуде, чревоугодии, любостяжании, гордости – всех страстях, мы подсознательно бунтуем против смерти, пытаемся утвердить свое существование ложными способами, преодолеть смерть, найдя жизнь, но ошибаемся! Ищем жизнь не в Боге, а в грехе, мутная сладость которого дает мнимое, ложное переживание яркости бытия. Это обман! Потому после греха мы обычно понимаем, что сделали не то, сделались мертвее. Хотели сделаться живее в грехе, а сделались еще мертвее. Св. Иоанн Златоуст пишет так: «Поскольку люди, ожидая своей смерти, безмерно порабощались грехами – страх смерти, представляясь для них грозным и порождая мысль, что по смерти они не будут существовать, приводил их в совершенное рабство греху». Пишет об этом и протопресвитер Иоанн Мейендорф: «Смертность - это своего рода болезнь, порождающая страх, который в свою очередь служит причиной борьбы за существование. В этой борьбе каждый стремится выйти победителем за счет своего ближнего: в этом и состоит суть греха, который есть обратное любви, то есть отдачи всего ближнему». Апостол Павел показал нам, что смерть причина и следствие греха в одно время. Заколдованный круг. Мы грешим, потому что смертны и умираем, потому что грешим. Приведу еще одну известную цитату из послания апостола Павла римлянам: «Как одним человеком грех вошёл в мир, и грехом — смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нём все согрешили». Вспомним контекст послания. Ругает эллинов, иудеев за неспособность идти путем добродетели, а потом объясняет, почему так происходит. Апостол говорит о силе прародительского греха, который тяготеет на людях. Мысль такая: Адам согрешил первый, от него эта зараза переходит на человечество и выражается в ряде отдельных прегрешений. Вследствие этого человек становится удобопреклонным ко греху, он грешит даже там, где разум ему подсказывает правильный образ действий. Это как болезнь, подчинение плоти. По слову апостола «того, что хочу, не делаю, то, чего не хочу, делаю». Важно напомнить, что перевод этого места в синодальном варианте сделан не совсем правильно. Если мы посмотрим в толкования отцов, то они понимают его иначе: не потому, что в нем (Адаме) все согрешили, а из-за нее (смерти) все согрешили. Мы, будучи потенциально в чреслах Адама, как его потомки, тоже с ним согрешили и теперь грешим. И вот в понимании Иоанна Златоуста эта фраза звучит иначе: «Как одним человеком грех вошёл в мир, и грехом — смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в ней все согрешили». Как можно в смерти согрешить? Такой перевод предполагает, что смерть Адама, последовавшая за его грехом, стала смертностью для всех его потомков. Апостол понимает смерть как личностную космическую реальность. После грехопадения мир наполнился смертью, которой до того не было в мире. И мы рождаемся в мир смерти, мы запрограммированы грешить и умирать. Грешим, потому что смертны, и смертно, потому что Адам согрешил. Ситуация безвыходная.
Зачитаю Златоуста. «Ибо в ней (смерти) все согрешили» означает, что смерть, войдя в жизнь людей через грех одного человека, Адама, распространилась на всех людей, которые, хотя и не согрешили, но унаследовали от Адама смертность. Смертность – это своего рода болезнь, порождающая страх, который в свою очередь служит причиной борьбы за существование. В этой борьбе каждый пытается сожрать своего ближнего, мы так и живем, потому что в этом суть греха – обратная сторона любви. Любовь – отдавать, грех – питаться за счет ближнего. Итак, мы живем так потому, что больны смертностью, которая порождает страх умереть.
Вопрос:- Я работала в сельской больнице, видела смерть. Однако дома не было страха смерти – бабушка прожила 100 лет, мама 98. Однажды я была дома одна, что-то случилось, почувствовала себя плохо, упала. Видела свое тело со стороны. Я не могу много об этом говорить, но запомнилось ощущение радости освобождения от тленного тела.
С. Комаров: - Слава Богу, что радость! Мы обычно этого разлучения души от тела очень боимся. Спасибо за свидетельство!
Вернемся к нашей теме. Мы немного вышли на богословие. Мы попадаем в результате греха Адама в систему и порочный круг. Мы рождаемся в реальность, где царствует смерть, рождаемся в состоянии распада, тления, болезни. Мы, едва родившись, движемся к смерти. Выходит, в некотором смысле мы просто обречены грешить. В этом порочном кругу человек был заключен до прихода Христа. Христос был без греха. Именно это дало победить смерть, которая в Нем не имеет ничего из-за того, что Он не имеет греха. То, за что цеплялась смерть, грех, во Христе не существовало, потому смерть не имела над ним власти. Он входит в ад, разбивает вереи адовы, выводит пленников, дает и нам этот круг разорвать. Тех, кто разорвал эту систему, кто жил вне рабства греху и смертности, мы называем святыми. Святые – радикальный случай выхода из системы. Святость – отчаянный прорыв в небеса, заплыв за буйки, выход из системы. Бог человеку дает такие качества, которые являют новизну этого человека. Святой принадлежит миру плотью и кровью, но в то же время – иному миру, Царствию Небесному, они вышли из порочного круга уже здесь, в этой жизни. Не зря у нас есть удивительные святые, которые имели власть над смертью. Преподобный Марк Гробокопатель в Киеве. Если почитать житие, он говорил покойнику встать, пожить еще два дня, и тот вставал. Христос дал ему такую власть потому, что Он сам победил смерть. И нам Он способен дать эту победу. В древности цари подводили своих маленьких детей к связанным поверженным врагам. Дети наступали ногой на обезвреженное тело неприятеля, которого победил отец. Так и Христос говорит нам: побеждай смерть, Я дам тебе силы. Победа Христа принадлежит нам.
Вопрос:- Марку Гробокопателю я молилась очень долго. Даже своими словами. Просила помощи, потому что нам сегодня очень сложно умереть: приходится сжигать, места не найти. И архимандрит подарил нам два места. Муж умер первый 8 лет назад. Я живу и стараюсь понять, что такое смерть. Встреча с Богом, которую надо искать уже здесь на земле. Люди тратят огромные деньги, чтобы продлить жизнь, а для чего? А как бы хорошо Его здесь познать, чтобы там Он тебя встретил как дорогого гостя. В моей жизни было много случаев, когда люди, здесь верные Богу, умирали легко, не боясь.
С. Комаров: - Спасибо за реплику. Меня поразила Ваша молитва к Марку Гробокопателю, а через него к Богу, о том, чтобы Он подарил место для упокоения. Это серьезная дерзновенная просьба, которая показывает, что у Вас есть вера настоящая. Вы подняли тему важную: с возрастом яснее понимаешь, что такое смерть. Чем моложе человек, тем менее он способен адекватно оценить тему умирания. Ему кажется, что столько еще времени впереди. Мысль о конце еще не может влиять на его жизнь. Человеку кажется, что это там где-то, далеко. Переживание темы этой приходит потом, если вообще приходит. Есть старики, которые об этом не думают. У большей части происходит так, что бегал лет до 60-ти, а потом так и вбежал в гроб, сходу запрыгнул и о его беготне просто все дружно забыли. Возраст самое главное должен давать – опыт близости к смерти, то есть память смертную.
Вопрос:- Мы поминаем праотцев, а это ведь те, кто жили до Христа?
С. Комаров: - Церковь поминает усопших. До Адама мы о всех молимся. Поименно Церковь поминает членов Церкви. И если скажем о ветхозаветной Церкви – не ошибемся. Там много отцов. Церковь поминает всех от века усопших, а там уже как Господь рассудит. Но кроме Церкви всех, кто ушел, никто не помнит. Память Церкви вселенская. Она помнит всех и всегда.
Вернемся к теме. Молодость не дает оценить важность темы смерти. Мы умираем скучно и бессмысленно, потому что так живем. Как живем, так и умираем. Смерть может быть очень разная. Христианская, назидательная или постыдная. Недавно мне один батюшка рассказывал, как ехал причащать умирающего старика и опоздал буквально минут на 20. В комнате он увидел покойника, вокруг которого сидели его дети и внуки, держали за руки его и тихо плакали. В комнате было по-особенному светло. Он сердцем почувствовал, что ничего страшного нет в том, что он опоздал, ему было ясно – тут все хорошо, и с дедушкой, и в доме. Этот батюшка долго находился под впечатлением. Умирать можно по-разному. Смерть может быть приношением Богу или бессмыслицей. Это Писание нам говорит. В послании к Тимофею есть слова: «Ибо я уже становлюсь жертвою, и время моего отшествия настало». Греческое выражение означает «я уже возливаюсь». Там используется греческий глагол, который означает возлияние жертвенной крови на жертвенник. Получается, что апостол осмысливает свою приближающуюся смерть, как жертвоприношение. Блаженный Августин комментирует это место. Павел говорит, что отдается на заклание, а не что умирает; не то чтобы тот, кого отдают на заклание, не умирал, но не всякий, кто умирает, отдается на заклание. Следовательно, быть отданным на заклание значит умереть ради Бога. То есть не всякая смерть прославляет господа. Можно не просто умереть, но Господа прославить! Если помните слова «Истинно, истинно говорю тебе: когда ты был молод, то препоясывался сам и ходил, куда хотел; а когда состаришься, то прострешь руки твои, и другой препояшет тебя, и поведет, куда не хочешь». Евангелист комментирует, что сказал это, давая разуметь, какою смертью Пётр прославит Бога. Смерть праведника Бога прославляет. Честна пред Господом смерть преподобных его. А есть смерть, которая никого не прославляет. Помер – и всё.
Вопрос:- Знакомого священника пригласили соборовать женщину, которая болела раком и пыталась повеситься, но муж ее вытащил. Приехал, она слаба очень, не знал, полным чином или нет… он решил кратко. Успел священник ее соборовать и причастить, она исповедовалась. Какой же был у нее молитвенник, что от такого греха спас. И так она умерла…
С. Комаров: - Промысел Божий непонятен. Почему человек, который вс. Жизнь без Бога иногда у смертной черты удостаивается исповеди и причастия. Иногда же человек вроде в Церкви, а умирает нехорошо. Тайны Божии… Какая смерть не прославляет Бога? Смерть богача из притчи об богаче и Лазаре. Нищий Лазарь умирает – о нем говорится красиво. Умер нищий, отнесен был ангелами на лоно Авраамово. Душа согревается. Да и имя его известно. Имя же богача не упоминается даже. Богач умирает тоже, но о нем сказано иначе – умер и богач и похоронили. Всё. Такая смерть доносит до нас дыхание адского пламени, сырость могилы, ничего не обещает, потому что жизни в такой смерти нет. На разных могилах, кстати, нас посещают разные чувства. Иногда бывает светло и спокойно, а иногда страшно, пусть, безнадежно. Или у одной могилы молишься легко, а у другой не идет молитва. Бог, Который нам даровал жизнь, желает, чтобы мы думали о смерти, как о важной части жизни. Моя смерть чем станет? Жертвоприношением или бессмыслицей? Началом новой жизни или началом вечной муки? Мысли об этом отрезвляют. Память о смерти учит правильно жить – всё просто. Ссоришься иногда с кем-то, а подумаешь – может быть на одном кладбище лежать будем. И как-то не ссорится уже. Церковь всё время старается напоминать нам о смерти. Никто больше этого не делает. В одном из Афонский монастырей я видел такое: на колокольне монахи установили статую эфиопа со встроенным механизмом, Каждый полчаса эфиоп бьет в железную тарелку, раздается резкий звук. Черная статуя олицетворяет ангела смерти, стоит на колокольне, чтобы все видели. И этот эфиоп проповедует: монах, на полчаса твоя смерть приблизилась. И так каждый полчаса. Молись, монах. У латинян, помните, мальчика, который говорил memento mori. У афонитов - эфиоп. А у нас есть Церковь, литии, панихиды, заупокойные субботы. В принципе Церковь нам постоянно напоминает о смерти в молитвенном правиле, в богослужении. Напоминать о смерти – важнейшее служение Церкви. Если бы не Церковь, мы бы до заката дней оставались бы ежедневными потребителями товаров. Смерть не была бы фактором, который влияет на наши мысли, слова и дела. Мы же сейчас живем так же, как когда ели, пили, выходили замуж, покупали, продавали, садили, строили. Так было во времена Ноя и Лота, и по слову Христа, так будет при втором пришествии. Если бы не Церковь, мы бы так и жили.
Вопрос: - Есть ли какое-то предопределение? Святым же были предсказания, что умирать будут в какое-то время…
С. Комаров: - Вопрос серьезный. Тема это одна из самых сложных. Наша Церковь исповедует не безусловное предопределение, как кальвинизм или ислам. Наша Церковь условно исповедует предопределение. Если приблизительно сказать, то предопределение в основе имеет всеведение Божие. Бог просто знает наперед. Предопределение не детерминирует нашу жизнь, не программирует, не делает рабами. Иногда это самое «наперед» Он открывает тем, кого любит. Бог знает наперед, но не просчитывает ничего, н заставляет делать так.. Св. Феодорит Кирский приводил пример. Когда мы видим, что конь сбесился и скачет по направлению к пропасти, мы понимаем, что через минуту он упадет. Не потому, что мы его подталкиваем, но потому что просто нам это очевидно. У Бога это чувство абсолютное. Он знает всё, для него история мира – точка. В некотором смысле Он предопределил, соотносясь со свободой человека. Если из системы этой вычеркнуть свободу человека, то и будет ислам или кальвинизм. Усложняя тему эту, нам нужно соображаться со свободой человека, которая никуда не девается. Сложная тема. Как говорил Розанов «нашей черепушкой не объять». Бог, великий художник, картину мира написал, всё учёл, а с другой стороны, персонажи полотна имеют свободу, на которую никто не влияет. Свободное существо может поступить как угодно. Бог же наперед всё знает. Это трудно вместить в голове. Писание дает нам две линии. Бог предопределил, придумал, запустил программу «жизнь мира», но персонажу программы свободные личности.
Посмотрите послание к римлянам, 8:29-30. «Кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего, дабы Он был первородным между многими братьями. А кого Он предопределил, тех и призвал; а кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил». Обратите внимание на цепочку глаголов, действий. Рекомендую посмотреть толкование св. Феофана Затворника на это место. Он скомпилировал толкования святых отцов и добавил своё. Предопределение основывается на предузнании, призвание – речь о призывающей благодати, оправдание – вхождение в Церковь, а прославление – это святость в Церкви.
Спасибо, братья и сестры, за беседу. Сегодня мы говорили о смерти. Дай нам Бог вырваться из замкнутого круга, базирующегося на двух точках – грех и смерть. Вырваться – значит, познать Господа, потому что Христос победил смерть. Но будет ли смерть наша прославлением Бога, зависит от нас. Если мы живы и говорим об этом, значит время есть, но будем ли живы завтра? Никто не знает… единственная возможность победить смерть – быть со Христом. Вера побеждает смерть.
Добавить комментарий