Перейти к основному содержанию

03:13 06.10.2024

Вспоминая друга, художника Сергея Андрияку

31.05.2024 16:00:49

Слушать: https://radonezh.ru/radio/2024/05/25/19-00

Смотреть: https://youtu.be/1K5pnoPtTIY

Е. Никифоров: -  Здравствуйте! У микрофона Евгений Никифоров. Гость нашей студии сегодня Алексей Юрьевич Заров, главный врач и директор клинической больницы св. Алексия. Это государственное учреждение?

А. Заров: -  Наша больница имеет юридический статус автономной некоммерческой организации.

Е. Никифоров: -  Каким образом патриархия здесь участвует?

А. Заров: -  Она является единственным учредителем.

Е. Никифоров: -  Напрямую, как и у «Радонежа». Многие не знают. Когда все начиналось, св. патриарх Кирилл говорил о том, что «Радонеж» – тайное оружие Московской патриархии. Мы независимы, никто и никогда нам даже «пожеланий» не направлял.

А. Заров: -  Все ясно, почему такое успешное радио и так долго живущее.

Е. Никифоров: -  Сегодня начнем с печальных событий. Вы были лечащим врачом нашего замечательного друга Сергея Андрияки, который недавно почил в Бозе. Несколько слов о нем. Вы были его другом, а не только врачом.

А. Заров: -  Сергей Николаевич для меня родной человек, с которым был рядом практически последние 25 лет жизни. Та сознательная часть моей жизни, когда образовалась моя семья, стали рождаться дети, прошла рядом с ним. Все это время наши жены были близкими подругами, духовными чадами владыки Алексея Фролова в Новоспасском монастыре. Такое духовное родство способствовало тому, что и мы познакомились. Наши семьи дружили, отмечали праздники вместе, дачи недалеко. 25 лет счастья дружеского общения. Я благодарен Сергею Николаевичу за то, что он был для меня старшим братом, другом. Без общения с ним жизнь моя была бы другой, а самое главное – дети выросли рядом, его вклад в их становление огромный. Когда я стал главным врачом больницы св. Алексия, был сложный в финансовом плане период, начало 16 года. Сергей Николаевич вошел в попечительский совет, стал активным участником его. Это формальная, хотя и важная история.

Е. Никифоров: -  В больнице масса работ Сергея Николаевича – постоянная выставка.

А. Заров: -  Мы старались украшать отделения репродукциями Сергея Николаевича, они замечательные. Всё созвучно с нашей архитектурой и нашим контингентом.

Е. Никифоров: -  Мой брат Кирилл Никифоров, большой ценитель работ Сергея Николаевича, в спальне повесил его работу и часто повторяет: «Знаешь, по-моему, он терапевт!» Столько излучает оптимизма и радости его работа. Для меня он вообще пасхальный человек.

А. Заров: -  И картины такие у него, что и отличает его от других мастеров. Сергей Николаевич проводил благотворительные выставки, когда нам было очень нелегко. Это были работы его и преподавателей школы академии и школы, которые продавались, а средства шли на зарплату медикам нашей больницы. Таких выставок было несколько. Его работы дали огромный вклад в дело нашей больницы. И дальше Сергей Николаевич имел возможности нас поддержать и делал это. У нас были субсидии от государства, а два года назад решили эту субсидию уменьшить. Она идет на паллиативную помощь, это очень важно. И Сергей Николаевич приехал, взял письмо, собрался ехать в Министерство финансов по своей инициативе. Это один из примеров его помощи, на которую всегда можно было рассчитывать. Он что угодно сделал бы для помощи больнице. Потерять в земной жизни такого человека очень трудно. Серей Николаевич болел. Более 3,5 лет он боролся с онкологией. Болел, конечно, гораздо дольше, но не обращался к специалистам. Онкология коварна тем, что она долго может себя не проявлять. Когда Сергей Николаевич пожаловался, провели обследования, курсы химии, ремиссии, рецидивы. Шла борьба, о которой мало кто знал. За три недели до смерти он провел полноценный рабочий день, никто и предположить не мог, что у него такое серьезное заболевание с метастазами. Он никому об этом не говорил, никто ничего не замечал, болезнь будто никак не влияла на его работу.

Е. Никифоров: -  Это поражало. Он свою бодрость сохранял до последнего.

А. Заров: -  Сила воли и духовное отношение к этому поражали. Для него собственное здоровье не было на первом плане, он всего себя отдавал делу, искусству, образованию. И это причина, по которой он поздно обратил внимание на свое заболевание. С другой стороны, такое отношение сделало его великим педагогом и художником.

Е. Никифоров: -  Много в мире хороших и даже выдающихся художников, но так как он хотел поделиться своим даром. Невероятно одаренный человек, он хотел делиться со всеми тем, что нёс в себе. Проводил массовые семинары, лагеря в Сочи. Он не просто участвовал, но сам инициировал многое. Важно, с чем человек уходит…

А. Заров: -  Сергей Николаевич до последнего часа был в сознании. Последние часы это было такое уже оглушение, скончался он в 6.15 16 мая, а за 6 часов до этого был больше уже в состоянии сна, к нему обратились близкие, сказали, что очень его любят, а он ответил, что тоже очень любит всех. Последние 3 недели, когда Сергей Николаевич не мог работать, но был в сознании, всю ситуацию оценивал, принимал решения, поддерживал близких, встречался с людьми. Время это было важное для семьи. Была возможность побыть рядом. Сергей Николаевич со всеми поговорил, напутствовал, у всех просил прощения, держал за руку. Это была трогательная и великая картина. Всё это показало его отношение к ситуации, к близким, к супруге Дарье и замечательным детям, которые не оставляли Сергея Николаевича, рисовали у него в палате, общались, делились планами. 7 Мая у нас открылась прямо в больнице выставка «Преемственность поколений», доступная для посетителей. Сестры Андрияки (дочери Лиза, Соня, Маша) предоставили работы. Дочери художника красивые невероятно, да и жена Дарья тоже. Мы были тоже дружны. Даша – идеальная жена художника. Только такую милую женщину мог полюбить великий художник.

А. Заров: -  Мудрая очень… Замечательная!

Е. Никифоров: -  Дочери высоченные, красивые, изящные и талантливые!

А. Заров: -  Перед тем, как я отправился к вам в студию, приезжал канал «Культура» и репортер общался с девчонками. Он был поражен. Внешне они как модели, а как рассуждают – тут совсем другое. Говорят про преемственность, про важнейшие вещи. Счастья, что Сергей Николаевич сумел им это передать. Выставка для нас была важной, мы успели ее открыть до ухода Сергея Николаевича. 50 работ дочерей, и одна самого Сергея Николаевича, на которой изображена наша больница в снегу. Картину эту он подарил нам на 120-летие больницы. Мы сделали афишу, на которой изобразили центральную работу. И вот весна, Пасха, май. Думали, уместна ли снежная картина весной, хотя это и классическая его работа в технике многослойной акварели, но сюжет?! И вот если помните, 7 мая пошел снег. Вся наша больница превратилась ровно в такую, какая была на афише. Все это отметили потрясающее событие. В этот же день происходила инаугурация президента, который шел по коридору и остановился посмотреть на картину ученицы Сергея Николаевича. Президент отдал дань уважения Сергею Николаевичу. Чудеса. Выставка сейчас продолжается, на ее можно попасть любому человеку, есть доступ с улицы.

Е. Никифоров: -  О нем никак невозможно говорить с грустью.

А. Заров: -  Как врач должен сказать о том, что не совсем приятно слушать… Как важна профилактика! Важно проходить обследования. Мы теряем близких чаще всего от онкологических и сердечно-сосудистых заболеваний. Лечить их можно, но все зависит от того, насколько рано выявлено заболевание. Чем раньше выявлено, тем больше шансов хорошо излечиться и прожить много лет. Известно, что на первом месте стоит рак толстой кишки, потому после 45 лет надо регулярно обследоваться, делать эндоскопические исследования желудка и толстой кишки, уж простите, как врач говорю.

Е. Никифоров: -  Я пригласил Вас как профессионала, не только как друга Сергея Николаевича. Так что такие рекомендации по здоровью очень важны, аудитория у нас возрастная. Но дело в том, что люди не доверяют всему официальному, начинают лечиться подорожником там, где уже ничего не понимает.

А. Заров: -  Если заболевание не опасно для жизни, можно и подорожником. Если опасное, то не стоит. Об онкологии, мы слышим, все больше и больше.

Е. Никифоров: -  Почему?

А. Заров: -  Здесь много причин. Экология, питание. Может быть мы не до конца знаем эффект от предметов, с которыми проводим день и ночь. В случае рака толстой кишки есть четкая связь с продуктами, которые надо меньше есть. Мясо красное. У нас есть еще много проблем с здравоохранением, но большое значение придается первичному звену – поликлиникам, профилактике, диспансеризациям. В Москве уж точно есть масса возможностей это сделать. Возможности надо искать, выбирать диагностические методы. Женщины должны наблюдаться у гинеколога по поводу заболеваний половой системы, мужчины также не должны забывать о здоровье мужского сердца – предстательной железы, которая часто является источником проблем.

Е. Никифоров: -  Государство недавно пыталось проводить реформы системы здравоохранения. Прошло это не так удачно, как задумано, привело чуть не к развалу медицины. Вроде потом спохватились. Насколько наблюдения верны?

А. Заров: - Изменения есть. За наши лихие годы пострадало первичное звено, амбулатории, фельдшерско-акушерские пункты, амбулатории, поликлиники, участковые больницы.  Этот масштаб оценили и стали активно работать, направляя средства. Строятся фельдшерско-акушерские пункты, направляются туда кадры. Программа «Земский доктор» в сельской местности дает выплаты единовременные. Сложностей много – врачей катастрофически не хватает. У врача сложная мотивация. Хорошего врача одной зарплатой не заманишь. Ему надо реализовываться. Он выбрал профессию не для зарплаты, а чтобы лечить, и он хочет иметь такую возможность. Иметь оборудование, средства, лекарства. Зарплата важна, конечно, но должны быть условия для реализации профессионального интереса, чтобы врач занимался современной медициной.  Нужно развивать и совершенствовать лечебные учреждения, закупать оборудование, обучать врачей. Программа должна быть комплексной.

Е. Никифоров: -  В Америке медицина на высочайшем уровне. Но не хватает врачей. Они, правда, хитрят, покупают врачей со всего мира, индусов, арабов. У нас многие оттуда заканчивают вузы.

А. Заров: -  Надо поддерживать медицинское образование. Трое из моих детей – студенты медики. Я понимаю сложности, с которыми они сталкиваются при поступлении и в последипломном образовании. Чтобы поступить раньше в медицинский, мы должны были все экзамены сдать на 4. Сейчас для поступления на бюджет нужно иметь три пятерки с плюсом. Это несправедливо, опасно для всех нас. Знаю много хороших врачей, которые при поступлении получили три четверки. Дальше есть платные места, куда поступают люди с меньшим баллом. Мы имеем небольшое количество отличников, потом провал некоторый, где нормальные ребята находятся, а потом те, кто поступил на платное с низким баллом. Ситуация компенсируется тем, что есть много целевых направлений от регионов, организаций, но это не всем доступно. Медицинское образование должно быть в большей степени бюджетным, чтобы брать хороших ребят на эти места. Проблема и в последипломном образовании, то есть в ординатуре, где медик учится 6 лет, после чего его ожидает 2-5 лет последипломного образования. А потом он приходит начинающим врачом в больницу.

Е. Никифоров: -  Что мотивирует бюджетников? Они же понимают, что врач – это не тот, кто зарабатывает.

А. Заров: - Не всегда. Бывает, что эта специальность хорошо оплачивается. Посмотрите на стоматологию. В медицине много ребят из кавказских республик, где доктор – уважаемый человек, даже это уже мотивация учиться в мединституте. Среди них много замечательных ребят. Но нужно, чтобы была система, позволяющая выбирать по способностям, а не по толщине кошелька родителей. Тогда мы получим просто нормальных врачей через 10 лет. Иначе есть риски. В ординатуре вообще всё непросто. Тут реально мало бюджетных мест, еще меньше, чем при поступлении в институт. Даже те, кто оканчивают институт хорошо, вынуждены оплачивать ординатуру, работая в больнице начинающими врачами. Это неправильно. В Германии не студенты ординатуры платят, а им платит государство порядка 2000 евро. И они наших привлекают. Можно окончить российский медицинский вуз, а потом поступить в ординатуру в Германии и не платить за обучение. Наши же граждане, отучившись, вынуждены платить за себя.

Е. Никифоров: -  Всё против наших ожиданий. Мы привыкли, что наше государство социально ориентировано. ОМС всё же работает.

А. Заров: -  Что касается доступности мед помощи, то Россия - выдающаяся страна. В моменте нам иногда кажется, что всё сложно, но все познается в сравнении. Система здравоохранения в бывших республиках СССР не имеет ничего подобного по доступности. В Белоруссии только хорошо. В Украине были блистательные школы, вузы, но доступность для граждан была не такой. Тут всё обеспечивает государство, а в остальных странах мира это всё стоит достаточно дорого для людей. В России здравоохранение более социальное и доступное.

Е. Никифоров: -  Вы в новые наши территории ездите часто и не только с материальной помощью. Это ваша постоянная деятельность.

А. Заров: - Деятельность многосторонняя. Началась она в 2022 году.

Е. Никифоров: -  Что там происходит? Военных лечите? Гражданских?

А. Заров: -  Как врачи, медики мы не разделяем людей на красных и белых, но помогаем тем, кому можно. Сейчас это в основном мирное население, хотя много и тех, кто приходит за помощью после операций, за реабилитацией. У нас есть даже центр протезирования.

Е. Никифоров: - Наши протезы как-то дотягивают до западных?

А. Заров: -  Дотягивают, потому что они западные…

Е. Никифоров: -  То-то и оно..

А. Заров: - Количество тех, кто нуждается в протезировании, сильно отличается в мирное и военное время. Много травм мино-взрывных, даже не пулевых ранений. Тяжелые травмы часто приводят к ампутации. Потребность в протезировании сильно возросла. Наша промышленность была не развита совершенно. В основном это были европейские протезы и комплектующие, которые полностью наш небольшой рынок захватили. Протезирование сейчас и раньше сильно разнится. Раньше это были большие заводы, а сегодня небольшой цех. У немцев даже есть вариант контейнерной мастерской, куда помещается оборудование, на котором можно сделать протез. Протез состоит из двух частей. Одна – индивидуальная, которая делается вручную, полностью зависит от рук мастера. Это гильза, культеприемник. Эта часть индивидуальная. Вторая часть собирается как конструктор, где могут быть детали разных производителей, стоимости. Это всё уже сделано и, увы, в основном за рубежом. Из этого мы исходим – все автоматизировано, процессы дорогостоящие и технологичные, но от рук мастера зависит всё. Это часто узкое горлышко в процессе. Этих людей и было мало, а сейчас совсем не хватает. Протез многомиллионный можно сделать так, что пользоваться им будет невозможно. Возможно, сделать такой протез, что человек будет им пользоваться всю жизнь. Суть в том, что это безусловно вызов для нас.     

Е. Никифоров: -  Должна быть государственная программа и политическая воля. Жаль, что это происходит медленно. Один президент выступает с инициативами… Вот новое правительство сейчас, вроде из достойных профессионалов состоит. Будем надеяться, что они оправдают надежды. Остались, правда, те, кто отрыжку у населения вызывает.

А. Заров: -  Конечно, этим же никто не занимался. Тоже вызов! Решение президента о создании фонда защитников отечества, который должен поддерживать ветеранов и семьи погибших. Решение важное, но его еще нужно осуществить.

Е. Никифоров: -  Много ли тех, кто  получил травмы? Полагаю, что немало…

А. Заров: -  Это так и есть.

Е. Никифоров: -  А как на счет духовного устроения? Впадают ли ребята в отчаяние, начинают ли клянуть судьбу? Мы же знаем, чем заканчивается война. Недавно показывали старинный фильм «Рембо». Речь о том, что во Вьетнаме человек получил ужасные травмы. Мы знаем, что такое афганский синдром. «Три товарища» Ремарка. Всё об одном. А что здесь? Утерянное поколение?

А. Заров: -  Это во многом зависит от нас. Ребята сталкиваются с тяжелейшими трудностями. От наших усилий зависит очень много. Горловская больница №2 имеет травматологическое отделение. Туда с весны 22 года привозят раненых. А оснащение, обеспечение там давно уже были проблемными. Наши сестры милосердия присутствуют в таких больницах, отмывают поступивших, чтобы их можно было принять на лечение, утешают, дают воды, говорят доброе слово. Многие теряют конечности. Молодой человек на койке испытывает и страх, и отчаяние, и обиду. Медики и сестры милосердия помогают, взбадривают, рассказывают о протезировании, и человек сразу может обрести надежду. Это маленький пример. Люди должны понимать перспективу. У одного батюшки, который занимается психологической поддержкой ребят, я перенял мысль о том, что не мы ребятам помогаем, но просим их нам помочь. Они понимают, что здесь они нужны, а главное, что они могут делать то, что больше никто не может. Они ни в коем случае не должны быть иждивенцами, получателями помощи. Они нам должны помогать! Государство в чистом виде к этому не готово, а потому мы сами активно должны участвовать.

Е. Никифоров: -  Ваша больница очень красивая. А как вы упакованы в смысле оборудования?

А. Заров: -  Хорошо. В больнице прекрасное оснащение благодаря поддержке патриарха и города Москвы. Два КТ, два МРТ, один из лучших в городе ангиографов для сосудистых операций, у нас ПЦР лаборатория, сильная аппаратура УЗИ, хорошая реанимация, операционная оснащена всем необходимым, 3D эндо системами. В одном из наших филиалов, а именно переславльской больницы, где 7 лет работал врачом св. Лука, тогда еще Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий. Он мечтал иметь рентгеновский аппарат. Нашел деньги. В воспоминаниях он писал, что тогда началась Первая мировая, а аппараты возили из Германии и поставку отложили. А сейчас мы ждем МРТ! В Переславле! Мы там много чего задумали, но нужна помощь, потому что никакого государственного финансирования нет, мы же не государственное учреждение. Но здесь есть плюсы - на Донбассе мы были очень мобильны, самыми первыми оказались там. Патриарх благословил помогать и мы тут же поехали. Церковь ведь маленькая, но сильная!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой:

Другие способы платежа:      

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
11 + 4 =
Solve this simple math problem and enter the result. E.g. for 1+3, enter 4.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦКаталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+