Перейти к основному содержанию

11:06 27.04.2024

«Вне времени» - ответы на вопросы радиослушателей

14.02.2024 14:01:39

Слушать: https://radonezh.ru/radio/2024/02/05/21-00

отец Сергий: - Доброго всем дня. Я привез сегодня с собой книгу патерик, из которой мы рассмотрим главу третью о сокрушении. Попробуем понять, что такое сокрушение на примере наших великих отцов.

Авва Антоний говорил: имея пред очами страх Божий, будем всегда помнить о смерти; возненавидим мир и все, что в нем; возненавидим всякое плотское успокоение; отречемся жизни сей, дабы жить для Бога. Будем помнить то, что обещали мы Богу: ибо Он взыщет сего от нас в день суда. Будем алкать, жаждать, наготеть, бодрствовать, плакать, воздыхать в сердце своем; будем испытывать себя, соделались ли мы достойными Бога; возлюбим скорбь, чтобы обрести Бога; презрим плоть, чтобы спасти душу свою.

Какие страшные на самом деле пожелания нам святой Авва предлагает. Человеку 21 века вообще трудно думать таким образом. Я читал, что нет хуже той ереси, чем считать, что мы, современные христиансе, не можем достичь уровня подвигов древних отцов. И написано это давным-давно. Прибавим к этому тему сокрушения. Вспомним 50 псалом: сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит. Если ты сам уничижил, то больше уничижать уже некуда. Если ты смирился до зела, то падать уже некуда. Это смирение достигается сокрушением сердца. О чем же сокрушаться Антонию Великому? Это путь такой, процесс. Идти и двигаться надо куда-то. В Царствие Небесное тоже идти нужно. Слово «путь» мне сегодня хочется особенно выделить. Кстати, для нас актуально спрашивать себя не «где путь», а «кто путь»? А помните – Я есть путь, истина и жинзь. Путь Христов сложный тернистый, непроходимый, заковыристый, не гладкий. Но блаженство обещанное в результате прохождения сложного пути, как раз и заставляет идти. Если нормально поразмыслить, понять, что да, я хочу радости, тогда от самого наличия скорбей бушеь радость получать. Преподобный Антоний говорит и о памяти смертной. Это одна из важнейших добродетелей. Мы обетов монашеских не давали, мы же миряне, зачем нам о смерти помнить, зачем ненавидеть мир и все, что в нем? У нас дети, любимые растения, машины, работа. Всё здесь. Но эта ненависть своеобразна. Я, Господи, благодарю тебя, что ты дал мне это. Но Ты мне велел искать Царствия Божия, потому я не могу всего этого искать. Но если Ты мне для утешения меня или близких даешь, то мне ли Тебя не благодарить? И важно помнить о тщеславии, о котором так мудро предупреждал нас преподобный Иоанн Лествичник в своей «Лествице». Всегда можно найти повод для тщеславия. Но если иметь перед очами страх Божий, то можно понять: я боюсь Бога огорчать. Я не хочу Христа моего распинать. А распинаю я Его тогда, когда не имею страха Божия, не боюсь наказания, забываю об этом, начинаю грешить. А в мыслях – страшного ничего, все так делают. Все верят, и я буду. Да вот хотя бы взять год этого дракона. Как уж нам тяжело с ними было. Великомученик Георгий знал хорошо, какая это беда. Драконы – дело серьезное, это не просто какой-то мифический персонаж. Так что будем серьезными, не станем крутить шашни со всякой нечистью, не будем смотреть кино, где герои – демоны такие, хорошие на вид персонажи. Если у нас есть страх Божий, то время на всякую муру тратить мы не станем. Если помнить о смерти, то нужно взвешивать, анализировать, находиться в форме, не терять концентрацию на важном. Надо понять, что нас отвлекает от Бога. Грехи. Поиск новых удовольствий, развлечений. Скучно живется, нужно новое искать. И поиски эти обычно кончаются грустно, как показывает практика. Вражии происки на то и направлены, чтобы мы любили всякое плотское успокоение. А преподобный Антоний нам предлагает возненавидеть всякое плотское успокоение. Никто не говорит, что не надо спать, отдыхать. Есть время молчать и время говорить, время работать и время отдыхать. Мы здесь не говорим об экстремальных условиях типа Второй Мировой, когда деваться некуда и надо по три смены, иначе - погибель. В обычной жизни нужно отказываться от этих плотских успокоений, чтобы жить для Бога. И тогда всё, что мы делаем ради Бога и ближних, делает нашу жизнь осмысленной, комфортной, а Господь дает мирное состояние духа. Тебе просто некогда размышлять о ненужном, праздности нет, скукоты нет, потому что жить с Богом никогда не скучно. Кто пробовал – знает. Некоторые жалуются, что столько молиться надо. Но так радоваться надо. Если Господь дорог вам, то дорого и общение с Ним. Если я Его не люблю, то считаю деспотом, которому надо жертву приносить, чтобы не трогали, не наказывали. А вот сокрушение, о котором речь, дает свободу. Если ты живешь для Бога, то он Сам как-то разберется, как тебе быть. Ищите прежде всего Царствия небесного и правды его, а остальное приложится вам. Всё, что необходимо для жизни, приложится. Будет необходимое. Если ты ищешь только комфорта, то, скорее всего, будут трудности. А если комфорта ты не ищешь, то тебе будет нормально и в шалаше, и под лестницей. Тут главное, чтобы сердце не прилеплялось к материальному. Есть что-то – Бога хвалим, нет – хвалим и за это. Господь любит праведников и препитает их.

И, как напоминает преподобный Антоний, важно помнить то, что обещали мы Богу. Отрицаюся тебе, сатана, гордыне твоей, служению тебе, всех дел твоих, всех ангелов, сочетаюся тебе, Христе, во имя Отца, Сына и Святаго Духа. Вот обеты крещения. Всё. Раз обещали быть со Христом, то путь один. Кто хочет по Мне идти, отвергнись себя, возьми крест свой и иди за Мной. Вот опять – путь. Господь этот путь прошел, воскрес. Иди и ты этим путем тесным, и воскреснешь. Можешь зло не делать, не делай. А можешь делать добро, ищи, как его сделать. В Евангелии всё написано. И далее – мы этого всего обещали, а значит, Господь взыщет всего этого в день Суда. Обеты даны, значит, будет и вопрос – как так? Ты же обещал. Если даже взять нашу обычную жизнь, то если один другому что-то обещал, то когда не выполнил, возникает резонный вопрос – выполнено ли? А у нас сейчас принцип «обещал – не значит, женился». И как тогда слушать того, кому нельзя доверять? Обещания мало могут стоить, потому проверяются дела. Заповеди Божии – критерий. А выходит часто, что страсти и похожи важнее. Люди недоумевают, говорят, что ну надо быть реалистом. Теоретически это важно, а практически недостижимо, потому что все блудят. Мне одна дама тут призналась, что люди просто молчат, но на самом деле все всем изменяют. Но это говорит человек, который просто за компанию хочет считать, что все блудники, а потому и я не так уж и плох. Нет, голубушка. Все православные живут целомудренно, и только ты сам себя вычеркиваешь из книги жизни, когда совершаешь тяжкие грехи. С другой стороны, какая тебе вообще разница, кто и как живет. Мне кажется, можно такую вводить профессию – специалист по чужим грехам. Можно диссертацию защитить.

А вот эти слова «будем алкать, жаждать, наготеть, бодрствовать» напоминают нам про пост, про пост на грехи.

И вот смотрите, как маленький кусочек из древнего патерика может много дать для нашего спасения. Можно смотреть, как по пути спасения идут другие, как мы идем по своему канату, на котором отвлечься нельзя, ни за компанию, ни просто так. А за компанию вообще опасно. Утащишь еще своего ближнего. Отец сына, учитель – ученика, священник – прихожанина. Будем контролировать своё. Если каждый будет так, то можно не стать для другого соблазном. А когда я не живу для Бога, но для рая на земле. Но рай на земле – утопия, не стоит его и искать. Блаженство дается преодолевающим скорби. Если полно скорбей, то есть повод для радости – значит, Господь не оставляет, посещает меня, по силам для смирения моего дает мне обстоятельства.

Будем же испытывать себя, соделались ли мы достойными Бога, но это целое занятие. Нужно понимание. Вот я, вечер. Что я сегодня сделал? Достоин ли я Бога? Практика показывает, что я сделал  крайне мало, а что сделал, так не очень и качественно. У меня есть повод воздыхать сердцем, есть повод бодрствовать и плакать, есть повод помнить о смерти. И тогда возлюбим скорбь, чтобы обрести Бога. Если нет скорбей, то как говорится, «в здоровом теле - здоровый дух», а на самом деле - крайне редкое сочетание.  Нет скорбей, всего полно, тогда тебе Бог и не нужен. Вспомним первые века христианства. Никаких ересей, ничего, потому что все знали, что тебя могут убить запросто только за то, что ты веруешь. (Аналогичные гонения были в 20 веке. Какая была вера, какие молитвенники в лагерях, окопах!) А потом Миланский эдикт 313 года подписанный святым равноапостольным Константином, православие утверждается, государство становится Византийской империей, и начинается. Одна нацистская Германия чего стоила миру. С 1933 до 1945 год она прожила, а какой след истории оставила. Аккурат 12 лет она просуществовала. Мы можем сопоставить 2000 год и 2012. Сколько всего произошло. Было все хорошо, потом 2014й, потом вон сколько всего вместилось в несколько лет. За всего лишь 12 лет столько событий! И во времена Византийской ранней империи к 325 году возникла необходимость созыва Первого вселенского собора для ликвидации ереси Ария. Очень быстро, как только наступает комфорт, наступает деградация, люди быстро привыкают к святыне. Я это обычно формулирую это как «память девичью». Никто не помнит. Сейчас вон сколько народу вспоминает хорошее во времена Союза, ничего плохого. А гигантские очереди, алкоголизм… Трава зеленее, как молоды мы были – вот что в голове и памяти. На самом деле лучше помнить, что есть такое понятие как день страшного суда. Это слово «трезвение» не просто вошло в наш язык. И если делаешь, потом хорошо чувствуешь, что так-то и лучше. А если тянешь, оттягиваешь, не спешишь, то горе тебе. Если послушался сразу, то тебе и выгоднее. Хвалить-то тебя не за что, потому что ты сделал то, что должен был, зато зуботычин нет, наказаний всяких. Когда всегда так живешь, то и проще. Человек, который сразу слушается, понимает, что те, кто его любит, не стали бы просто так говорить, что ему делать. И не он говорит родителям, что им делать, а родители говорят. И ребенок с радостью выполняет. То же касается жен с мужьями, надо слушаться. Конечно, мы не о репликах типа «сколько можно в храм ходить». А в остальном лучше слушаться.

Итак, патерик говорит нам слова: презрим плоть, чтобы спасти душу свою. Тело не должно  нами руководить. Нельзя быть рабом своего ветхого человека. Мы ему говорим, как рабу, и он делает как для своего любимого господина. Курильщик идет курить так покорно, зная, что это грех. Но а что сделать? Иду и курю. И алкоголик, и блудник так же. Вот и рабство. Чтобы нам избегать рабства, надо идти к началу премудрости - страху Божию.

Вопрос: - Правильно ли поступает моя мама, пытаясь приобщить меня к церковной жизни, видя, что мне это неинтересно, хотя верю во что-то высшее, будучи от Церкви далек?

отец Сергий: - Видите, как вопрос поставлен? Не как мне поступить? А как ей поступить? Предполагается, что я своей священнической властью предложу маме отстать. В строгом смысле вопрос задан лукаво. Правильно ли поступаю я, не слушая маму, которая пытается приобщить меня к церковной жизни? Вот какой должен быть вопрос. Мама любит меня и Бога, а потому по своей этой любви очень хочет, чтобы чадо ее то самое «высшее» нашло. А Христа найти не так и трудно. Вот таких мам я часто слышу, когда они приходят. Мамам я предлагаю, что когда в следующий раз у них будут такие с детьми нелады, то пусть дети сами приходят ко мне. Отец Сергий найдет сколько нужно времени, всё расскажет, на все вопросы ответит. Если сочтешь это мнение некомпетентным, то хотя бы будешь знать, что Церковь на эти твои вопросы отвечает.  Раз ты в высшее веришь, то давайте искать это высшее, настоящее, не теоретическое. Все, кто ищут, находят Христа. Помоги вам, господи.

Вопрос: - Меня очень смущает момент в Евангелии о том, что управитель просил должников господина переписывать их закладные на меньшие суммы.

отец Сергий: - Некоторые места Писания трактуются прямо, а некоторые духовно. Вот здесь Иоанн Златоуст говорит, что всё, что у человека есть на земле – Господу принадлежит. Оно все у тебя неправедное. И если ты с этим неправедным умудряешься как-то распорядиться, чтобы через неправедное найти у Праведного милость, то тогда ты достоин похвалы. Есть еще несколько толкований этого момента в Писании. У нас ничего праведного нет, но мы ухитряемся его использовать хорошо ради близких – время, комфорт, то, чем можем поступиться ради Господа. Заповедь «не кради» вообще здесь не имеет значения. Речь о том, как распорядиться жизнью. А жизнь наша уже неправедна.

Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой:

Другие способы платежа:      

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
3 + 0 =
Solve this simple math problem and enter the result. E.g. for 1+3, enter 4.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦКаталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+