01.11.2023 15:01:49
Слушать: https://radonezh.ru/radio/2023/10/11/21-00
Прот. Михаил Дудко: Добрый вечер, дорогие радиослушатели. Сегодня много вопросов приходит от тех людей, которые с утра пошли на службу в храм Божий и услышали, что сегодня день особенный – день преп. Кирилла и Марии, родителей преп. Сергия. Я сегодня тоже рано утром служил Божественную литургию, тоже поминал святых, которым мы обязаны появлением на свет великого плода, того человека, который повлиял и на церковную, и на светскую историю нашей страны, а именно преп. Сергия, игумена Радонежского, который благословил святого князя Дмитрия Донского на брань, на Куликовскую битву, результатом чего явилась победа и над Мамаем. И с этого, собственно говоря, и началось освобождение нашей земли, Руси, от иноверного и иноземного захватчика. Так что преп. Кирилл и Мария, память которых мы ныне почитаем, - это те люди, которые дали нам и миру в целом преп. Сергия. Мы знаем также, что сегодня день преподобномученицы великой княгини Елизаветы. Тоже мы празднуем память ее. Мы знаем, что она одна из основоположниц социального служения на нашей земле, на Московской земле. Она свою жизнь положила на то, чтобы это социальное служение, служение ближним, в нашей земле, Московской, процветало. Но сегодня уже есть звонок. Здравствуйте.
Вопрос: Кто был реставратором Троицы в лавре? Это было еще до революции. Мне бы фамилию имя отчество и когда была реставрация?
Прот. Михаил Дудко: Это вопрос специальный немножечко. Поэтому я к такому вопросу не готовился. Наверное, стоило бы задать его, написав. И поэтому, поскольку я не являюсь искусствоведом, и специалистом в области реставрации, на этот вопрос сходу я не могу вам ответить. Должен только сказать, что вообще рубеж 19-20 веков – это период, когда, собственно говоря, русская икона оказалась раскрыта полноценно. Об иконе стали очень много писать. Не только как о том, что хранится в качестве религиозных артефактов в храмах и монастырях Русской Православной Церкви, но и являть достоянием искусства не просто российского или русского, но и мирового тоже. Икона, которую раскрыли, научились реставрировать в целом, которую поновили от копоти, от грязи, от потемневшей олифы – эта икона засияла старыми новыми красками. И вследствие этого и появилась, если можно так выразиться, мода на икону. Прием мода не только российская, но и всемирная. До тех пор пока не начали этот процесс реставрационный, до тех пор пока не открыли современные способы раскрытия, так сказать, иконы, икона была, по выражению нашего известного писателя Солоухина Владимира, покойного уже, «черными досками». И икона так и воспринималась, как нечто черное, закопченное, через что только проступает какой-то лик. И эта икона, конечно, не могла быть воспринята как произведение искусства. Но вот икона уже раскрытая, в частности икона святой Троицы, которая, как мы знаем, стояла в иконостасе Троицкого собора Свято-Троицкой Сергиевой лавры, которая была символична для Руси вообще. Эта икона тоже была, на самом деле, мало известна. Несмотря на то, что ученик преп. Сергия Епифаний Премудрый, который написал житие преп. Сергия, говорил о Троице вообще и об иконе в частности, что преп. Сергий видел в этой иконе некоторое символическое единство, не только единство Лиц Святой Троицы, но и то единство, как говорил Епифаний Премудрый, которое побеждает ненавистную рознь века сего. Это вот как раз об иконе Святой Троицы. И долгое время икона Святой Троицы несмотря на то, что она была богато украшена, различными ризами (тот, кто бывает в Троице-Сергиевой лавре и заходит в музей Троице-Сергиевой лавры, прекрасно знает, какие богато украшенные ризы до сих пор хранятся ризы, которыми была украшена Святая Троица), ну конечно, саму роспись, саму иконографию этой иконы очень было трудно определить под ризой. Смотрели в основном на богато украшенную ризу, на драгоценные камни, на золото, искусно сделанную финифть, филигрань, а сама икона, в общем, была спрятана. И только темные-темные лики Ангелов трех, расположенных вокруг стола, на котором чаша с вином и хлеб, незримо смотрели. И только после реставрации уже, которая продолжалась довольно долгое время, сама икона стала явлена людям. К сожалению, икону уже не вернули в Троице-Сергиеву лавру. Она осталась сначала в других музейных экспозициях и в конце концов нашла свое место в экспозиции Третьяковской галереи. Мы все помним прекрасно эпопею с передачей иконы Святой Троицы из Третьяковской галереи в Троице-Сергиеву лавру. Она до сих пор еще не закончена, потому что икона, конечно, очень древняя, нуждается в поновлении, укреплении красочного слоя, возможно даже в серьезной реставрации, но об этом уже должны говорить искусствоведы. Но очень хорошо, что все-таки передача эта состоялась. Мы знаем, что это уже факт. Что в Троице-Сергиевой лавре, а не в музее ее место. Мы знаем, что именно туда, а не в музей, ходят на поклонение и на молитву многочисленны паломники. Поэтому все это конечно очень важно. Но не менее важно, конечно, и сохранить икону. Потому что это будет стыд и позор нам, если нам ее из музея передадут, а мы не сумеем ее сохранить. Конечно, это важнее не столько для музейных работников, сколько для нас самих. Икона эта – удивительная. Икона, перед которой молились наши предки. И, конечно, не позволительно будет для нас утратить ее. Но этого не произойдет, потому что к этому чрезвычайно серьезно относится и святейший патриарх, и вообще руководство Русской Православной Церкви. Это, действительно, уникальный артефакт, уникальная икона. Она будет обязательно сохранена еще для долгих, мы надеемся, поколений наших потомков, уже показывая, как и писал Епифаний, это единство Лиц Святой Троицы, взирая на которое, мы сами становимся едиными. И ненавистная рознь века сего побеждается именно благодатью Божией, любовью, которая связывает Лица Святой Троицы. И мы, взирая на эту любовь, взирая на Лица Святой Троицы, можем с вами с какой-то степени перенять то, что иконописец по благодати Божией сумел изобразить на этой иконе. Вернемся к нашим вопросам. Вопрос в том числе и о родителях преп. Сергия. Семейная тема вообще на радио «Радонеж», насколько я знаю, очень часто поднимается. Очень это важна тема. Действительно, не только для радиослушателей наших, но и для всех русских людей, да и вообще для всех людей на планете. Нас слушают как раз русские православные люди главным образом. И поэтому мы часто очень отвечаем на вопросы, касающиеся семьи.
Вопрос: А правда, что святой преп. Сергий Радонежский передал завет о том, чтобы всякий желающий посетить его обитель, сначала помолился у святых останков его родителей, праведных Кирилла и Марии в Хотьковском монастыре?
Прот. Михаил Дудко: Преданий много и достоверных преданий, из того, что нам передается, на самом деле, не так уж и много. Даже о жизни преп. Сергия, о рамках временных его жизни, разные сведения ходят. Но то, что касается любви его к родителям и его заветов о том, чтобы поклонялись останкам родителей праведных – это вполне хорошая заповедь. И вполне, как мне кажется, исполнимая. Хотьковский монастырь, как знают москвичи и люди, которые живут неподалеку от Москвы, находится совершенно недалеко от Троице-Сергиевой лавры. И конечно, те, кто почитает своих собственных родителей, тот, кто почитает семейные заветы, прекрасно понимает, что, конечно, почитать родителей – это очень важная заповедь: «Чти отца твоего и матерь твою, да благо тебе будет, да долголетен будешь на земле». Это пятая заповедь Закона Божьего. Мы должны ее выполнять не только по отношению к себе, нашим семьям, но и по отношению к семьям даже и святых. Мы знаем, что у многих святых и родители этих святых тоже почитаются в качестве святых, тоже канонизированы. Это, кстати, очень естественно, очень понятно. Яблочко от яблони, как говорится, недалеко падает. Есть, конечно, и противоположные примеры, когда у святых людей или у добрых людей рождаются очень нехорошие потомки. Есть случаи, когда отец гонитель христианства, а дочь или сын являются настоящими, хорошими христианами полноценными. Такое тоже случается, тоже бывает. Но все же чаще сбывается эта поговорка о том, что яблочко вот рядом где-то с яблонькой лежит. И в данном случае это полноценно сбывается, потому что преп. Сергий – это плод благочестивой очень четы – преп. святых Кирилла и Марии, которые мало того, что сами стали святыми по жизни, но еще их святость, если можно так выразиться, в кавычках, заразила потомка их и сделала его великим русским святым – Сергием Радонежским. Возвращаясь к вопросу, я должен сказать, что есть такая традиция, которая состоит в том, что перед тем, как посетить лавру преп. Сергия, игумена Радонежского, те люди, которые располагают временем, могут сначала зайти и в Хотьковский монастырь, где почивают родители преп. Сергия Радонежского. Но для этого, конечно, нужно иметь время. Если просто человек посещает обитель преп. Сергия, то обычно он старается приехать для того, чтобы принять участие в службе. Служба в современной лавре начинается чрезвычайно рано и для того, чтобы успеть на богослужение, вы можете посмотреть расписание на сайте – это действительно очень рано, нужно приехать очень рано и выехать затемно. И если человек хочет успеть на литургию, причаститься в Троице-Сергиевой лавре, то выезжает из Москвы, например, до времени. Для того, чтобы зайти в Хотьковский монастырь у него просто физически не хватит времени. Для этого нужно выехать накануне, например. Приехать в Хотьковский монастырь, там поклониться мощам, и только потом, переночевав где-то поблизости, уже направить свои стопы в лавру преп. Сергия. Вот практически это именно так. Либо уже ехать не для того, чтобы помолиться на литургии, причаститься, а ехать просто для того, чтобы приложиться к мощам преп. Сергия. Такое тоже возможно. И каждый человек, который желает приложиться к мощам преп. Сергия, не претендуя на исповедь, на причастие, на участие в Божественной литургии, конечно, может заехать поначалу в Хотьковский монастырь, а уже во второй половине дня приехать в лавру преп. Сергия. Такое тоже возможно. Это вполне такой хороший обычай, который вполне совпадает с тем, что мы знаем о святых, о их родителях и о их заветах. Сам преп. Сергий, как мы знаем, оставил своих родителей и ушел в дремучий лес для того, чтобы подвизаться. Родителей своих он все-таки оставил. И это не почитается за какой-то грех. Но есть вопрос и об этом.
Вопрос: Раб Божий Олег спрашивает, правильно приводя пятую заповедь Закона Божьего: «Чти отца твоего и матерь твою», как это можно оправдать?
Прот. Михаил Дудко: Видимо, имеется в виду то, что преп. Сергий ушел от своих родителей в лес для подвигов. Как и кому в этом случае молиться? «Чти отца твоего и матерь твою» и вдруг человек, который канонизирован, покинул своих родителей и ушел служить Богу куда-то очень далеко. Вот оправдано ли это? Хорошо ли это вообще? Священное Писание говорит нам совершенно очевидно о предпочтении Бога, о том, что родители, которых надо почитать по Закону Божьему, все-таки являются не то, чтобы препятствием на пути к Богу, но если вдруг категорически встает вопрос о том, что именно выбрать, то мы должны выбирать именно Бога. Почему? Да потому что жизнь эта – временная. И в этой временной жизни надо выбирать такие моменты, такие пути, которые привели бы к жизни вечной и самого человека, во-первых, а во-вторых, и всех тех, за кого этот человек молится. Вот преп. Сергий вполне возможно своих родителей вымолил. То есть это обоюдный такой процесс. С одной стороны, родители воспитывают такого сына, который в сравнительно еще юном возрасте вдруг решает посвятить всю свою жизнь Богу. Конечно, это влияние родителей. С другой стороны, сам преподобный, который ушел, конечно, молится за своих родителей. Кто такой монах? Это тот, кто ушел из мира, но молится одновременно за весь мир. То есть как бы оставив мир, он не оставляет этот мир в своих молитвах. Так же можно сказать и о семье. Человек уходит из семьи для того, чтобы посвятить себя Богу. Это касается монашествующих. Но одновременно он молится за своих родителей. И результатом этой молитвы является жизнь вечная и для самого человека, и для его родителей, и вообще для всех тех, за кого он молится, и которые в связи с той молитвой чувствуют особый какой-то призыв Божий, переворачивают свою жизнь, вступают на особый путь святости, очень трудный, кстати говоря, чрезвычайно непростой, нелегкий, и, наконец, достигают блаженного упокоения, уже будучи очищенными от грехов и спасенными бгагодатию Божией. Вот таковы были родители преп. Сергия и тот пример, который сам преп. Сергий нам оставил. Так что такие вещи, собственно говоря, оправдывать и не надо. Потому что от худшего люди перешли к лучшему. В конце концов, надо сказать, что каждый человек когда-нибудь прекращает свое земное странствование и переходит в жизнь вечную. Вот какова будет эта вечность? Блаженной вечностью с Богом и святыми, либо это будет вечностью другого совершенно рода, о которой мне не хочется говорить. Это, конечно, зависит от того, каким образом прошел свой путь. Шел он к Богу или шел от Него. Признавал Его, старался жить в соответствии с законом Божиим или, наоборот, не на что не обращал внимание, считая, что с этой земной жизнью все уже заканчивается. Нет, оказывается не так. И почитание кого бы то ни было на земле, в этой земной жизни, конечно, связано только с нашими обязанностями земными. А вот что касается жизни вечной, то жизнь вечная имеет другие несколько законы, которые зачастую противоречат законам этой земной жизни. Так что «чти отца твоего и матерь твою», конечно, «да благо тебе будет, да долголетен будеши». Где? На земле. А если будешь как следует исполнять свои обязанности христианские уже, то не только «долголетен будеши на земли», но Господь даст тебе и жизнь вечную, Царство Небесное, и всем тем, за кого ты молишься, став святым, подобно Сергию игумену Радонежскому. Вот еще один вопрос про преп. Кирилла и Марию. Сегодня понятно, поскольку это их день, поэтому вопросов таких много.
Вопрос: Слышала, что преп. Кирилл и Мария помогают в семейных проблемах и воспитании детей. Так ли это?
Прот. Михаил Дудко: Вообще надо сказать, что такого рода вопросы очень частые и имеют один смысл. Мы должны очень четко понимать, что, на самом деле, во всех наших проблемах помогает молитва Богу. Бог в первую очередь дает нам все. То, что касается святых людей, преподобных или в другом чине потрудившихся, или кого-то из благочестивых людей, еще живущих на земле – наших ли родственников или наших знакомых, священнослужителей каких-то, монашествующих, может быть старцев даже – они являются только молитвенниками за нас. Они молятся Богу, чтобы Господь даровал нам что бы то ни было, о чем мы молимся, то о чем мы просим. Поэтому есть у вас семейные проблемы, есть проблемы в воспитании детей, например, молиться можно, конечно, и святым, можно и нужно и святым преп. Кириллу и Марии, родителям преп. Сергия. Но молиться таким образом, чтобы они ходатайствовали за нас пред престолом Божиим за наших детей, чтобы воспитать в христианском духе, так как нужно, чтобы не отвернулись потом от Бога, либо молиться о том, чтобы наши семейные проблемы, которые, конечно, у каждого бывают практически, в семье всегда есть место, к сожалению, для проблем, для каких-то недоразумений, вот чтобы этих недоразумений либо не было вообще, либо они оказались легко разрешимыми. Вот об этом, конечно, нужно молиться самому Богу, во-первых, а во-вторых, чтобы святые, которые в своей жизни осуществили идеал христианской семьи, христианской святости, чтобы эти святые тоже помолились Богу о нас грешных. С другой стороны, конечно, мы должны понимать, что молиться тем святым, у которых в жизни все сложилось именно так, как мы хотели бы, чтобы сложилось у нас, конечно, есть смысл, потому что подобное, как говорится, притягивает подобное. Но с другой стороны, если человек всю жизнь провел в благочестии вместе со своей второй половинкой, то зачастую он не слишком уж понимает тех, у которых в семье раздрай. Так что с одной стороны, подобное притягивает подобное, а с другой стороны, мы знаем Евангельское слово, что «быв искушен, может и искушаемым помощи». Это значит, что если искушение какое-то в жизни было, то, соответственно, если то же искушение претерпевает кто-то другой, то за помощью обращаются обычно к искусному, то есть к тому человеку, который именно в этом роде, так сказать, деятельности был замечен, преодолел все трудности, имеет опыт определенный, и, соответственно, «быв искушен, может и искушаемым помощи». Это, конечно, не отменяет нисколько молитв к преподобным. Но я приведу другой пример про искушения и про то, кому и как молиться. Мы, например, знаем, что те люди, которые одержимы страстью пьянства, они молятся не тем, кто вообще никогда в рот не брал спиртного, и тем, кто провел жизнь свою абсолютно трезвенно. А молятся человеку, который был подвержен как раз этому недугу, святому мученику Вонифатию. Житие его повествует, что он проводил жизнь не совсем трезвенную. И именно этому человеку молятся люди, у которых как раз есть проблемы с пьянством. Так что иногда подобное притягивает подобное, а иногда надо отталкиваться от противоположного. И вот это слово сбывается как раз, что «быв искушен, может и искушаемым помощи». Он был искушен этим грехом, преодолел этот грех и теперь может помогать тем, кто искушается от этого греха. Так что бывает все очень и очень по-разному.
Вопрос: Каким именно образом взаимодействовать, общаться с теми людьми, которые с одной стороны вроде и не выражают какой-то антипатии по отношению к Церкви, но с другой стороны не хочется их, что называется, спугнуть. Не хочется быть слишком навязчивым в проповеди христианства. Они, в общем, с симпатией относятся к Церкви, но очень хотелось бы, чтобы эта симпатия переросла в нечто большее, а с другой стороны, навязывание и излишняя строгость в этой проповеди вполне может человека оттолкнуть. Как быть в этом случае? Как общаться с теми людьми, которые пока что стоят еще достаточно далеко от Церкви, но которые, может быть, в дальнейшем могли бы стать людьми церковными, людьми верующими?
Прот. Михаил Дудко: Это очень непростой на самом деле вопрос. И для меня – это тоже вопрос достаточно болезненный, потому что я на своем пути встречал довольно много людей, которым пытался что-то рассказать о Боге, пытался проповедовать, но встречал либо равнодушие, либо показной интерес, за которым следовало опять-таки равнодушие, либо желание поспорить. И может быть, последнее гораздо интереснее бывает, чем просто равнодушие. Потому что человек равнодушный никогда не вернется к тому, что его не заинтересовало, а человек, который активно тебе противоречит, даже в деле проповеди, все-таки имеет шанс прийти к Богу когда-то, может быть не с помощью твоих аргументов, но с помощью силы Божией, потому что он думает об этом. Взять пример апостола Павла. Кто из христиан смог убедить этого великого в будущем апостола? Никто. Более того, этот человек, которого звали тогда Савлом, был осиян светом Божественным на пути из Иерусалима в Дамаск. Этот путь в Сирию, который идет вверх по меридиану, и на этом пути он вдруг встретил неожиданный яркий свет и голос из света, который спросил его: «Савл, почему ты меня гонишь?». Это был сам Господь. И будущий апостол, испугавшись, сказал: «Кто ты, Господи?». «Я тот, которого ты гонишь». И после этого он ослеп, как мы знаем из Священного Писания, и только после крещения у него вновь открылись глаза. Это было чудо. Но если бы до совершения этого чуда кто-нибудь из окружения будущего апостола подошел к нему и сказал: «Веруй в Иисуса Христа. Веруй в Бога настоящего. Веруй в Мессию, который пришел уже на землю», - чтобы произошло? Конечно, к одному греху будущий апостол прибавил бы еще один. Потому что, обнаружив, что перед ним христианин, он вполне возможно, отдал бы этого человека на казнь, либо сам бы с ним расправился. Конечно, Господь иногда действует такими средствами, которые можно назвать осторожными, мягкими, а иногда действует вот таким решительным образом, как это произошло с Савлом – будущим апостолом Павлом. Он является человеку этому, необязательно так, как явился Савлу, но в каких-то других обстоятельствах жизни, и человек вдруг вспоминает о том, что он должен идти праведным путем. И вот это чудо переворачивает его жизнь, потому что он человек горячий, потому что он спорит. Он действительно спорил с христианами и спорил буквально путем преследований христиан. А сколько людей равнодушных остались где-то в стороне. Гонитель христиан, апостол Павел, стал апостолом и кончил свою жизнь мученически. Мы знаем, что апостол Павел изображается на иконах, фресках с мечом, потому что это тот меч, которым была отсечена его голова за проповедь Христа. Вот того именно Христа, за веру в которого апостол гнал других людей, до смерти преследовал и отдавал на казнь. Так что пути Господни неисповедимы. Иногда нужно и поспорить с человеком, иногда нужно смиренно промолчать, тогда, когда человек нападает на тебя, когда видишь, что уже никакие аргументы этого человека не берут, надеясь уже не на свои силы, но на помощь Божию, которая проявляется, в том числе в таких чудесных случаях, как с апостолом Павлом. Мы знаем также, что доброта привлекает очень сильно. Мы знаем историю из патерика, когда один из учеников известного подвижника, аввы, шел по дороге и, когда встретил языческого жреца, был избит от него. А когда шел его авва, то он с большой любовью побеседовал с этим жрецом, сказав ему вместо какого-то проклятия, после которого ученик был избит: «Как ты здрав, боголюбец?». Человек этот не был никаким боголюбцем. И это доброе слово позволило ему вступить в диалог, более того он обратил этого жреца на путь праведности, истинной веры, истинного богопознания. Какой урок мы можем из этого извлечь? Простой – доброе слово каждому человеку приятно, а злое слово всегда рождает сопротивление. Поэтому будьте добрыми. Это такое универсально, казалось бы банальный совершенно рецепт, но даже если спорите с кем-нибудь, будьте горячи, но не будьте злы. Будьте вовлечены в спор, будьте тверды в своих убеждениях, можете и аргументировать и спорить сколько угодно, но всегда делайте это по-доброму. И тогда, может быть, будет охота еще поспорить, а ваша доброта так или иначе подействует, даже если вы не переспорите этого человека, бывает, что другой человек умнее, например, вас, если он заблуждается, это еще не значит, что он глуп, просто так случилось. И вот этот человек, будучи привлечен уже не вашими аргументами – никогда не думайте обратить человека аргументами, а привлеченный вашей добротой, он вдруг окажется гораздо ближе к Богу, чем был до этого. Аргументы – дело наживное. Мы обычно воспринимаем те аргументы, которые подтверждают нашу позицию, сложившуюся еще до аргументов априори, так сказать. Аргументы подтянутся, когда будет желание поверить. Так что не в аргументах дело, а дело в доброте, в нашей искренности, в нашем желании сделать добро другому человеку. Это всегда очень видно и заметно. Так что старайтесь быть добрыми.
Вопрос: Пью, чтобы расслабиться после работы, чтобы лучше заснуть. Это алкоголизм? Что делать? Кому молиться? Как молиться?
Прот. Михаил Дудко: Надеюсь, что все у вас хорошо. Хотя работа уже кончилась. Надеюсь, что вы в состоянии выслушать мой ответ. Мои скромные советы. Я, правда, никогда не увлекался алкоголем, я никогда не отказываюсь, чтобы умерено употребить вино или что-то. Вино само по себе – не зло, но для человека, который уже перешел определенную грань, для человека который является уже алкоголиком, конечно, это уже недопустимая вещь. Это – зло. Поэтому многое зависит от того, в какой стадии употребления спиртных напитков вы находитесь. Есть какие-то общеупотребительные критерии. Например, если человек выпивает, хотя и понемногу, но каждый день, я из вашего вопроса не вижу: вы пьете, чтобы расслабиться после работы каждый день? Но если это так, то, в общем, по всем критериям медицинским я имею в виду, да, конечно, это уже алкоголизм. В какой степени – я не берусь сказать. Но это уже такая привязанность, это уже страсть. Или, выражаясь медицинским языком, зависимость. Зависимость – это то, без чего человек уже не может, без чего ему некомфортно, плохо. Зависимость бывает не только алкогольная, а например, в современной жизни это может быть, например, зависимость информационная. То есть человек посмотрел какие-то новости, внутри у него произошли какие-то процессы, выделились какие-то гормоны, дофамин, серотонин, выражаясь медицинским языком опять-таки. И он получил такое положительное подкрепление. Вот он теперь знает, что стоит ему прочитать какую-нибудь новость, он получит какое-то внутреннюю, незаметную ему самому, подпитку, путем выброса этих гормонов. И человек настолько привыкает к этим внутренним процессам, незаметным для него самого, что уже наступает стадия зависимости. Как это можно узнать? Это можно узнать таким образом: если вы постоянно смотрите новости, будь то телевизор, или компьютер, или телефон. В том случае, если вы не можете прожить несколько часов или несколько дней, без того, чтобы посмотреть, а что же там произошло в мире, не пропал ли мир без моего внимания, может быть мне стоит уделить им побольше внимания, чтобы мир уже совсем не развалился. Если это так, если вы не можете буквально выпустить телефон или компьютер из рук, если вас охватывает беспокойство в том случае, если вы забыли, например, телефон дома, не можете срочно посмотреть, что же случилось в мире, то конечно, да, – это зависимость. Это зависимость, кстати, подобная алкогольной зависимости. Сколько тратится времени, сколько тратится сил на то, чтобы быть в курсе, что называется. Быть в курсе для журналистов или людей связанных с принятием решений, может быть, срочных, даже военных решений – это, конечно, такая рабочая необходимость быть в курсе. Но именно в узком секторе рабочем. Если обычный человек, от которого абсолютно ничего не зависит, считает, что если он каждые 5 минут не будет смотреть новости, то мир без него развалится – это, конечно, смешно. А во-вторых, если человек не может от этого избавиться, если он продолжает, несмотря на собственное понимание насколько это все глупо, просматривать все новые и новые новости, то, конечно, надо с этим бороться как-то. Как бороться – это большая проблема. Потому что приобрести такую зависимость легко достаточно, как и алкоголизм тоже, но ведь избавиться от нее – это то же самое, что бросить курить или перестать употреблять вино. Более того, это даже более сложно. Потому что люди, которые борются с излишним употреблением спиртных напитков, или с курением например, просто перестают пить, курить – то есть бросают, что называется. И у многих это получается, не у всех. Они не остаются после этого трезвенниками, они все равно алкоголики. Знаете, что, например, люди, которые собираются на посиделки взаимной поддержки бывших алкоголиков, встают на своих встречах и говорят: «Я такой-то, такой-то. Я алкоголик. Я не пью уже 2 дня». А кто-то может встать и сказать: «Я вот такой-то, такой-то. Я алкоголик. Я не пью уже 20 лет». И все равно я алкоголик, и все равно я называю себя этим словом не очень хорошим. Это возможно. Но представьте себе, что человек хочет отвыкнуть от того, чтобы смотреть новости каждые 2 минуты. Как он должен поступать? Он не может поступить так, как поступают алкоголики – бросить вообще. Он не может встать и через 10 лет сказать: «Я – неумеренный потребитель информации. У меня информационный алкоголизм. Я не смотрю новостную ленту и не знаю, что в мире происходит уже 20 лет». Это, конечно, невозможно. Потребность такая естественная человека – быть в курсе. Иногда это даже жизненно необходимо. То есть ему так или иначе придется хоть немножко, хоть чуть-чуть, но все-таки смотреть, а что происходит, а что там, какие новости у нас в мире. Может быть, надо пойти и обменять пятитысячные купюры, которые у него скопились в большом количестве под матрасом, потому что новая купюра с 15 октября выпускается Центробанком. Или еще что-то такое сделать, что разумно сделать. Он не может просто выйти из информационного пространства. И в этом как раз проблема. То есть зависимость от информации – такой информационный алкоголизм – он иногда бывает сложнее победим, чем обычная зависимость. Я не беру, конечно, крайние какие-то случаи, когда это наркомания, тяжелая форма, - там вступают в силу уже другие законы. Но здесь совет – не доводить себя до такой степени, до степени зависимости. А то, что касается того, чтобы расслабится после работы, выпивая каждый день, – здесь можно посоветовать бросать как можно раньше, потому что на каком-то этапе это будет сделать уже невозможно. Как молиться? Кому молиться? Молиться нужно Господу Самому. Это единственная наша надежда. Единственный наш Спаситель. Почему Он называется Спаситель с большой буквы? Потому что Он спасает людей от грехов их. Более того, Он спас уже людей. И только своими силами мы опять углубляемся в это болото страстей, в число которых входит и алкоголизм. Но молиться и тем людям, которые «быв искушены, могут и искушаемым помощи». Вот святой мученик Вонифатий, память которого отмечается 1 января. Нужно человеку, одержимому страстью этой не пьянствовать, а утром встать пораньше и пойти на Божественную литургию, на которой поминается имя этого святого. Это не так-то просто сделать и этот совет сейчас, может быть, некоторыми людьми употребляющими будет отвергнут. Потому что как же так, в Новогоднюю ночь и вдруг остаться без рюмки? Это, конечно, не выносимо для людей, для которых смысл жизни сам состоит в том, чтобы подойти к хорошо накрытому столу, налить рюмочку и с удовольствием ее выпить. А вот нет. Нельзя. Надо пойти на следующий день на Божественную литургию, на службу. Для этого нужно попоститься, для этого нужно поисповедоваться, для этого нужно воздержано провести предшествующие дни. Вот это хорошая такая задача. Поэтому я посоветовал бы молиться святому мученику Вонифатию, но молиться именно в тот день, в который празднуется его память – 1 января. Вот если хватит у вас сил в ближайшее время подготовится к Новому году таким образом и 1 января встретить в храме, молитвой святому мученику Вонифатию, то, пожалуйста, - это будет для вас очень хорошим делом. И святой мученик, конечно, услышит ваши молитвы. И, конечно, он вам поможет. Так что мужайтесь и старайтесь трудиться.
Вопрос: За что Господь попускает войну?
Прот. Михаил Дудко: Вопрос очень серьезный. Да, к сожалению, войны и военные слухи вообще – это признак, как мы знаем из Священного Писания, приближающегося конца мира. Это с одной стороны, а с другой стороны, мы можем оглянуться в историю человечества и увидеть, что длительные периоды мира, такие как в Европе были после окончания Второй мировой войны и почти до конца этого столетия, и второго тысячелетия, - этот период был уникальным в истории человечества. Действительно, Господь послал нам великое утешение – мирное небо, когда мы думали, что, в общем, это все может продолжаться вечно, бесконечно. Что теперь-то мы победили войну. Был такой даже известный пророк, футурист, Фукуяма, известный, японец, который говорил, что сейчас, наконец, настал конец истории. То есть преодолены все проблемы человечества, настала демократия, теперь все конфликты сглажены, войны все должны прекратиться, теперь впереди человечество ждет рай земной. И соответственно, поскольку стремиться некуда, то это конец истории, прекрасный конец – своеобразное повторение христианской или околохристианской теории хилиазма. Которая говорит о том, что будет некоторое Царство Божие на протяжении 1000 лет. Поэтому и называется хилиазм. По-гречески. На протяжении 1000 лет, когда человечество уже не будет знать никаких катаклизмов и никаких противоречий не будет в человечестве. Так вот это все, конечно, не оправдалось. По одной простой причине: человечество, увидев, что Господь послал ему такое хорошее время, оно возгордилось, мы видим это, ведущие нации возгордились и решили, что они и без Бога обойдутся. Что Бог – либо Его нет, либо Он создал мир и оставил все человеку. И чтобы человек не творил, чтобы он не делал – все равно все будет замечательно и хорошо. Распространилась теория какой-то безусловной любви: чтобы человек не делал, Господь его примет везде, простит за все. Значит, собственно говоря, Бог-то и не нужен. Зачем Он нужен, если мы за Него наперед знаем, что все наши грехи, все наши слабости – это ничего не значит, но все равно Он нас принимает такими, как мы есть. Как говорится, чистенькими нас всякий полюбит, а вот полюби нас черненькими. Вот черненькими мы как раз и идем к Господу и говорим: «Господи, мы такие черненькие, нехорошенькие, но Ты же Бог, Ты должен нас такими полюбить». То есть ставим пределы какие-то самому Богу. Это, конечно, совершенно не правильная позиция, и Господь вразумлять начинает. Чем вразумить такого человека, который забыл уже совершенно про Бога и на место Бога самого себя поставил? Он сам свои законы изобретает и даже Богу указывает, как его принимать. Вот нас черненькими принимай, Господи. Как к этому человеку относится Бог? Конечно, Он любит. Но любовь у Него выражается в действии. Причем в действии такого рода, которое вразумляет человека. И вразумляет человечество вообще. Вразумляет таким образом: а вот если добром не вразумляется, вот этим длительным таким периодом, без войн, мирным, хорошим, замечательным, когда все развивалось очень здорово, когда человечество благоденствовало на протяжении очень длительного периода после Второй мировой войны, окончания ее точнее, когда человечество знало, что следующее поколение людей будет лучше жить, чем они сами, и когда вдруг этому настал конец, потом что решили ,что Бог нам уже не нужен. Господь показал, что Бог на самом деле нужен. Что мир конечен, что все трудности, которые в мире происходят, они никуда не делись, они могут в любой момент снова появиться. Что есть какие-то условия, узкая полоса, в которых человечество чувствует себя комфортно. У нас даже температура, в которой мы в состоянии жить – очень узка. От минус 20 до плюс 20, а дальше уже нам или жарко становится, или холодно чрезмерно. И вот оказывается, что это не само собой разумеется, что у нас такие температуры есть, что может быть или гораздо жарче или гораздо холоднее, может не быть чистой воды, может не быть пригодного для дыхания воздуха. Все что угодно может произойти. И в особенности печально, что все это мы можем сотворить своими собственными руками. Мы можем бросить ядерную бомбу. Мы можем настолько раздуть свое потребление, что испоганить и все источники воды и сделать так, что выбросы всех наших ядовитых отходов уже превосходят всякое разумение. Все загрязнили, все испортили. И потом мы еще говорим: «А мы вот сами, без Бога». Ну, вот попробуем теперь без Бога в условиях, когда Господь отвернул от нас Свой светлый лик. Господь попускает вразумления. Один из способов вразумления – делайте, что хотите. Я помню, как мой отец, когда я в подростковом возрасте ему противоречил, махал рукой и говорил: «Ну, делай что хочешь». И всегда получалось не очень хорошо. И если Господь от нас отвернется и скажет человечеству: «Делайте что хотите», - то мы куда придем? Мы как раз и придем в то положение, в котором мы сейчас оказались. Господь попускает войны, Господь попускает трудности для того, чтобы мы образумились и обратились вновь к нему.
Вам всем, дорогие радиослушатели, доброго здоровья.
Добавить комментарий