Перейти к основному содержанию

14:30 15.06.2024

Правительство Швеции дало разрешение на демонстративное сожжение Корана в мусульманский праздник Курбан-байрам. Как реагировать?

03.07.2023 12:42:45

Слушать: https://radonezh.ru/radio/2023/06/29/21-00

о. Михаил:  - Добрый день, братья и сестры! В эфире радио «Радонеж», протоиерей Михаил Дудко.

Нынешний апостольский пост, по подтверждениям историков, предназначен для того, чтобы дать возможность попоститься тем, кто по каким либо причинам не смог этого сделать Великим постом. Условно – компенсировать то, что не было сделано Великим постом. Однако практика показывает, что те, кто постился Великим постом, постятся и сейчас, а те, кто не постился, не делают этого и теперь. Получается либо двойной пост тем, кто соблюдает все церковные уставы, либо ленивое и небрежное отношение к постам тех, кто не может и  малым поступиться ради Господа. Апостолы, прежде чем наложить на кого-то руки, чтобы помочь или исцелить, упражнялись в посте и молитве! Петр и Павел были великие постники, несмотря на великую загруженность трудами по управлению общинами и распространению христианства в Римской империи и во многих других местах.

Вопрос: - Как научиться видеть лицемерие в других? Как самому не впасть в лицемерие?

о. Михаил:  - Могу поделиться только собственным опытом. Если сам открыто и искренне относишься к человеку, стараешься возгреть в душе любовь, несмотря на то, что человек может прийти с неискренними целями, иначе говоря, лицемерит, скрывает желания. Сразу нужно оценить человека как образ и подобие Божие, который послан никакой не судьбой, которой не существует, а послан к тебе Богом. Промысел Божий – непрестанное действие всеведения, всемогущества и всеблагости Божией, которая всякому добру воспомоществует, а всякое зло либо предотвращает, либо обращает к добрым последствиям. Вот это и есть промысел Божий. Неужели кто-то думает, что лицемерный и злой человек подойдет к нам без промысла Божия? Это значит, что в промысле наша встреча может привести к добрым последствиям, даже если мыслится зло. Нужно стараться уловить промысел Божий во всём. Может быть, лицемерный человек пришел для того, чтобы нас самих излечить от лицемерия, высокоумия, гордости, самомнения, осуждения. Мы не можем и не должны судить других – об этом сказано в Писании! Следовательно, к каждому надо относиться с любовью. Бытует мнение, что к чужому человеку надо относиться настороженно и с недоверием, иначе говоря, тому нужно заслужить моё доверие, а поначалу я буду к нему либо безразличен, либо осторожен, подозревая его в корыстных целях. То есть каждый человек, выходит, видится как тот, кто потенциально может причинить зло. И только заслужив расположение, он может рассчитывать на благоволение. Есть другие люди, которые, наоборот, сразу относятся к незнакомым с пониманием, любовью. Всякий человек образ Божий. Подобие он мог и утратить, но образ неизгладим, его надо увидеть в каждом негодяя, каков бы ужасен он ни был. Но нужно его принять, нужно ему авансом дать всё, что только можно, и испортить потом отношения бывает гораздо сложнее, чем с тем, от кого изначально ожидаешь подлости. Так жить хорошо, просто. Мы должны нести иго Христово. Будем же стараться учиться у Христа, тогда обрящем покой душам нашим. Это слова Самого Господа, Который кроток и смирен сердцем. Отсутствие покоя выражается в том, что мы продолжаем не видеть в ближнем образ Бога, не возлагаем на себя благое иго Христово. Путь это трудный, но ведущий в Царствие Божие. Другой же путь широкий, где нет ига, но каждый знает, куда она ведет – в погибель.

Вопрос: - Русская Православная Церковь дала отрицательную оценку законопроекта об эвтаназии бродячих собак. Зачем Церковь в это вмешивается?

о. Михаил:  - Каждый из нас знает, что стаи бродячих собак иногда просто терроризируют людей. Дело касается людей, а в таком случае Церкви до всего есть дело. Люди в Церкви – не те, кто живет в безвоздушном пространстве. И в лице своих законных представителей Церковь пытается разобраться в таких даже немного «странных» вопросах. Конечно, мы должны заботиться в первую очередь о людях. Но наверняка есть какие-то другие способы решить этот вопрос, оградив людей от опасности, если она есть. Вопрос это не догматический, даже не церковно-практический, но ответ дан – убийство в любом случае неправильный подход.

Вопрос: -  Правительство Швеции дало разрешение на демонстративное сожжение Корана в мусульманский праздник Курбан-байрам. Как реагировать?

о. Михаил:  - Кто-то, приехавший из Ирака или Ирана, решил осуществить такое аутодафе – вложив в Коран кусок сала, чтобы максимально оскорбить ревнителей веры, сжечь книгу. Никто не говорит, что вера мусульманская истинна. Для православных позиция немыслимая. Но есть настораживающий момент в ситуации. Если бы человек запросил сжечь лгбт радужный флаг, то ему бы наверняка отказали. А символ одной из авраамических религий, а именно ислама, можно сжечь. Дело тут не в исламе. Это общее понятие «окно обертона» распространяется на религию вообще, на любое религиозное мировоззрение. Неважно, какая книга попадает на костер - Коран, Толмуд, кстати, о нем как раз я ни разу не слышал никакой подобной истории. В данном случае идет наступление на любое религиозное мировоззрение. Молодёжь стран запада все более отказывается от веры. Из боязни ли или по иным причинам. В направлении христианства идет значительный отток. Многие молодые уже не ассоциируют себя с христианством.  Сравнительно давно, в первой половине 20 века, известный теолог Дитрих Бонхёффер изобрел теорию безрелигиозного христианства. Оно было основано на теории о зрелом обществе. Это общество созрело до такой степени, что ему уже не нужна «подпорка» в виде религии. Общество даже с проблемой милосердия справляется успешнее, чем это делала религия, которая не удовлетворяет уже запросам общества. Вот такое общество называется «зрелым». С виду – оксюморон какой-то – горячий снег, сплошное противоречие. Как может христианство быть безрелигиозным?! Тем не менее, ученый этот даже считается мучеником, так как страдал за свои взгляды. Сначала на эти взгляды никто внимания не обращал. Они хранились в переписке. Но во второй половине 20 века «неожиданно» на эти взгляды обратили внимание другие теологи и согласились с тем, что общество дозрело и может казаться христианским не являясь таковым по сути. Могу засвидетельствовать, что когда я длительное время проживал и служил в Великобритании, архиепископ Кентерберийский того времени Роуэн Уильямс такую идею высказывал. Общество отходит от религии, но становится более христианским, чем то, которое формально принадлежало Церкви, но было немилосердно по отношению к людям. Благотворительность на западе чрезвычайно развита, базируется на основах христианских, однако сейчас христиане все больше уходят из Церкви. В нашей стране мы видим те же тенденции. Не думаю, что Зюганов основывается на теории Бонхёффера, когда говорит, что он православный атеист. Это очень совпадает с теорией безрелигиозного христианства. Человек уверен, что достаточно с уважением относиться к религии, быть проповедником общегуманистических принципов, но в Бога не верить. Нас это мало касается вроде бы, но с Зюгановым не только его партия согласится, а очень многие: я уважаю религию, я православный по культуре, но по вере атеист. Такое встречается, увы, очень часто.

Каждый раз, когда происходил подобное событие, Церковь давала этому крайне отрицательную оценку. Происходило на западе следующее. Из последнего – были помещены ужасные карикатуры на Магомета. Церковь не допускает такого. Кроме того, мусульмане живут с нами рядом в России. Враги нашей Родины мечтают, чтобы мы передрались, чтобы Россия была ослаблена межрелигиозной враждой - одной из самых страшных. Поэтому так важно сохранять мир. Что и делает наша Церковь – отказывается поддерживать или умалчивать то, что происходит на западе. 

Вопрос: - Занимались ли святые отцы самокопанием?

о. Михаил:  - Самокопание термин отрицательного смысла. И сразу отвечу, что они не занимались самокопанием. А вот самоанализом занимались. В чем же отличие? Самоанализ необходим. Это трезвое отношение к себе, видение в себе плохого и дурного. Все христиане должны заниматься собой. Перед Чашей Святой мы должны идти на исповедь, провести вдумчивый и неспешный анализ души, сердца, поступков, а на его основе выделить в себе то, что подлежит исправлению. И покаяться с обещанием исправиться. Самокопание бесплодно. Оно циклично. Человек исповедовал грех, но продолжает его вспоминать, детали его приводить на ум в разных аспектах. Это тягостно и не приводит к результату положительному. Самокопанием занимаются люди, кто вспоминает не о грехах, а о проблемах. Это общая болезнь многих исповедников. Вместо того, чтобы исповедовать грех, люди рассказывают о своих проблемах. Дурные отношения с родными или навязчивые мысли. Это препятствует человеку обратиться к Богу, заняться богомыслием, но копаться, раздумывать, а что будет, если сделать так или так. Бесплодное времяпровождение. Никто не знает будущего. Надо спокойно встречать все, что приносит день. Вспомните молитву Оптинских старцев. Тогда самокопание отойдет. Это возможно только с помощью Божией. Самокопатель не вполне адекватен, он немного невротик, сбился с пути истинного, который выражается в спокойствии, во вручении себя промыслу Божию.

Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой:

Другие способы платежа:      

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
3 + 10 =
Solve this simple math problem and enter the result. E.g. for 1+3, enter 4.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦКаталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+