Перейти к основному содержанию

05:40 26.04.2024

Пасха

02.05.2023 14:52:12

Слушать: https://radonezh.ru/radio/2023/04/22/21-00

С. Комаров: - Добрый вечер, дорогие братья и сестры! Христос воскресе! Рад вас приветствовать, поздравить с самым великим праздником, Торжеством из торжеств. Мы не найдем более актуальной темы, чем Пасха Христова. Хочу поговорить о том, почему этот праздник такой важный, почему мы празднуем воскресение не только на саму Пасху, но и 52 воскресения в году, почему Пасха - даже не двунадесятый праздник, а выше того. Пасха имеет неописуемый статус, Пасха - это Пасха. Суть нашей веры – Пасха. В Пасхе Страстей и Пасхе Воскресения сходятся все учения Церкви о спасении. Так в древности праздновали Пасху до того, как практика была унифицирована. Во всех поместных церквях праздновали по-разному, порой в разные дни. Сейчас у нас два этих цикла выражены в Страстной седмице и уже в пасхальном периоде. Что же такого произошло, что мы празднуем это уже 2000 лет, что это самое главное для всех христиан всех времен и народов, для всех апостолов?

Воскресение – суть проповеди. Если посмотреть самую первую проповедь апостольскую на Пятидесятницу, то увидим благовестие Воскресения Христова. Апостолы не проповедуют о нравственном учении Христа, хотя это важно и в посланиях об этом сказано. Они не проповедуют о Рождестве Христовом, хотя это великая благочестия тайна. Церковь в последующие века много богословствовала по тому поводу, Кто такой Христос, как в Нем соединяется божественная природа с человеческой. Древняя Церковь благовествует достаточно просто о том, что Христос воплотился, умер за нас и воскрес. Это суть апостольской проповеди.

Глава 2, первая проповедь Петра: «Мужи Израильские! выслушайте слова сии: Иисуса Назорея, Мужа, засвидетельствованного вам от Бога силами и чудесами и знамениями, которые Бог сотворил через Него среди вас, как и сами знаете, Сего, по определенному совету и предведению Божию преданного, вы взяли и, пригвоздив руками беззаконных, убили; но Бог воскресил Его, расторгнув узы смерти, потому что ей невозможно было удержать Его». В следующей своей проповеди Петр в притворе Соломоновом говорит о том же другими словами и с другими примерами и цитатами из Писания. «Начальника жизни убили. Сего Бог воскресил из мертвых, чему мы свидетели». На суде у первосвященников Каиафы и Анны, которые были виновниками суда над Христом, Петр снова свидетельствует о Воскресении Христовом. Проповеди апостола Павла тоже свидетельствуют о Воскресении Христа. Апостол Павел в ареопаге, помните, в Деяниях в 17 главе? Греки слушают его до тех пор, пока он не начинает говорить о Воскресении Христовом. Они машут руками и говорят, что послушают его в другой раз. Они не понимали, зачем человеку воскресать. В другом месте апостол Павел, излагая суть Евангельской проповеди, представляет нам краткий символ веры, свой, Павлов. «Напоминаю вам, братья, Евангелие, которое я благовествовал вам». Как же апостол напомнит в нескольких словах Евангелие, всю благую весть? Он говорит, что первоначально преподал, что и сам принял. «Ибо я первоначально преподал вам, что и сам принял, то есть, что Христос умер за грехи наши, по Писанию, И что Он погребен был и что воскрес в третий день, по Писанию. И что явился Кифе, потом двенадцати; Потом явился более ежели пятистам братии в одно время, из которых большая часть доныне в живых, а некоторые и почили; Потом явился Иакову, также всем. Апостолам». Послание к Коринфянам представляет гимн телесному воскресению из мертвых и Воскресению Христову. Целая глава посвящена Воскресению, такой богословский трактат с приведением даже доказательств, почему именно так будет. Конечно, апостол опирается на факт Воскресения Христа, потому что если Христос не воскрес, то вера наша тщетна, а если воскрес, то и наше воскресение возможно. Тут действует принцип – один за всех и все за одного. Христос – Предтеча, Тот, Кто проходит первым, а за ним идут другие. В апостольских посланиях мы видим разнообразные свидетельства о Воскресении Христа. Ценность апостолов была в том, что они были свидетелями. Христос явился не всем после Своей смерти и Воскресения, но апостолам и ближайшим ученикам, которые должны были стать свидетелями. Христос не являлся, чтобы напугать, расквитаться, отомстить. Он явился тем, которые потом искренне о Нем рассказывали всю оставшуюся жизнь, для которых видение Восставшего стало смыслом жизни. Для этого не всякий подходил. В 15 главе первого послания к Коринфянам апостол говорит: «Если же о Христе проповедуется, что Он воскрес из мертвых, то как некоторые из вас говорят, что нет воскресения мертвых?» Люди сомневались. Это дерзновенная весть для мира, что тело воскреснет из мертвых. Люди не понимали, как это. Сегодня люди задаются теми же вопросами. Не могут поверить, не могут представить. Как может вновь забиться сердце остановившееся и мозг умерший может начать думать. Это для нас тайна до сих пор. Апостол Павел говорит, что если нет воскресения мертвых, то и Христос не воскрес. Если Он не воскрес, то проповедь наша тщетна.

В посланиях апостолов и Библии Воскресение Христово представляется как событие космического масштаба. Это не просто нечто чудесное, которое случилось только со Христом, что мы до сих пор прославляем. Это то, что прямо касается нас. Христос – новый Адам, Он представляет собой собирательный образ людей. Церковь – тело Христово. Именно в ней мы приобщаемся к этому состоянию нового человека, которое мы видим в Воскресении Христовом.

Вопрос: - Некоторые говорят, что Христос пришел к евреям, причем же тут мы?

С. Комаров: - В самом Евангелии говорится о том, что Христос не только Мессия, как Его часто называют. Когда мы говорим Мессия, то имеем в виду конечно иудейский народ, потому что он ждал Мессию. Однако Евангелие говорит нам о том, что Он есть Спаситель всего мира. Вспомните диалог с самарянкой. В конце эпизода сказано, что Христос есть истинный Спаситель мира. Акцент на вселенской важности, универсальной проповеди делает сильнее всего евангелист Лука. Для него это важная тема. Гимн «Ныне отпущаеши» говорит о Свете во откровении языков, то есть просвещении язычников, а потом уже и славе людей Израиля. Вот как Симеон Богоприимец по откровению называет Богомладенца Христа. Если говорить об Израиле, то есть понятие этнического Израиля, а есть понятие духовного Израиля, нового. Апостол Павел говорит галатам, что они дети Авраама по вере. Есть духовное родство, которое связывает любого верующего человека с Авраамом. Если хотите, мы подлинные иудеи в духовном смысле. Не тот Израиль, кто по плоти, как говорит Павел к римлянам, но тот, кто внутренне таков. Апостол формирует понятие нового Израиля, как народа Божия, как Церкви, где находятся дети Авраамовы по вере. Иудеи - по плоти дети, что не пользует нимало, а мы духовно, по вере. Это последнее - важнее. Кроме того апостол Павел говорит, что во Христе нет ни эллина, ни иудея, ни скифа, ни мужеского пола ни женского, ни раба, ни свободного. Апостол показывает универсальность Евангельского благовестия. Это для всех, Церковь для всех. Павел пишет послания филиппийцам, в Филиппы, а это уже Македония на тот момент. Прихожане те – христиане, уверовавшие из язычников. Послание к римлянам, к фессалоникийцам – и так далее. Мы видим, что христианство в первые же годы становится мировой религией. До нас доносят апостолы, как произошло рождение первой Церкви из язычников. 11 глава Деяний, где говорится об Антиохийской общине, которая стала первой языкохристианской общиной. Именно эти люди называются впервые христианами. Целый год собирались они (Павел и Варнава) в Церкви, учили людей, сказано, и впервые ученики в Антиохии стали называться христианами. Мы видим из посланий и истории Церкви – практически сразу Церковь наполнилась язычниками, которые вошли в нее и процентов на 90 заполнили ряды спасающихся. Самой первой Церковью стала иерусалимская община, то есть иудеохристиане. После падения храма в 70 году все больше распространяются языкохристианские общины, и к концу I века иудеев в Церкви почти нет. Иудеохристианство исчезает как феномен. Церковь Христова представляет собой собрание вчерашних язычников. Христос призывал. Идите и научите все народы, крестя их во имя Отца, Сына и Святаго Духа. Будете мне свидетелями по всей земле – слова апостолам перед Вознесением. Апостола Павла Писание называет апостолом язычников. Церковь Христова – для всех! Человек из любого вероисповедания может прийти в Церковь Христову и спасаться там.

Итак, продолжаем о Воскресении. Христос – второй Адам. Если первый Адам представляет собой собирательный образ ветхого человечества, которое погибает вследствие греха, то Христос – новый Адам, который соединяет в себе обновленное человечество, искупленное от греха смертью Христовой, и Его Воскресение открывает путь для воскресения телесного каждого человека, который уверовал во Христа и вошел в Церковь. Это сердцевина Евангельской проповеди и самое главное в христианстве – победа над смертью, бессмертие тела и души.

Эту победу Христос сначала одерживает Сам в Себе. Все, что Он делает – не для Себя, но для всех людей. Плоды Христова подвига реализуются для всех людей в Церкви, где мы приобщаемся исцеленной во Христе человеческой природе, Христос нам дарует плоды Своего искупительного подвига, победу над диаволом, над смертью, над страстями. Это все Христос дает человеку в Церкви настолько, насколько человек может вместить. Церковь – тело Христова, полнота, наполняющая все во всём. Церковь – не просто инструмент спасения, но само спасение в действии. Церковь соединяет нас со Христом через Духа Святаго, приобщает нас к этому обновленному человечеству, новому Израилю, который живет по небесной конституции, по заповедям блаженств, Евангелия, по новому духовному закону Божьему.

Новый Завет говорит нам о том, как Христос сходит во ад. Это сказано в послании Петра и послании к эфесянам. Богослужебные наши тексты раскрывают суть этого деяния Христова. Христос после крестной смерти в Великую Субботу сходит в ад Своей бессмертной богочеловеческой душой. Там Христос связывает диавола, лишает его силы, отныне диавол не властен над душами людей, которые умирают. Ад разрушен Христом хоть и перестает быть онтологически, но он не может задержать душу человека, который верует во Христа. Связанный, он не может оставить в аду человека, кроме того, кто решит остаться там добровольно, кто при жизни полюбил ад, грех, кто отрекся от Бога и носил ад в себе.

Ад это место или состояние? Безусловно, и место некое, которое неподвластно нашему чувственному восприятию, и состояние для нас. Актуальнее говорить о состоянии богооставленности, контакта с Богом, жизни по принципам противным заповедям Бога. Это все создает ад внутри человека, в сердце его и голове. Человек, который жил в этом состоянии всю жизнь, просто не может полюбить Бога после смерти, хотя ад и разрушен Христом. По слову Льюиса, дверь ада заперта изнутри. Богословы, например сирийские мистики, как Исаак Сирин, говорят, что рай и ад это по сути одно место, просто божественная любовь праведника ласкает и блаженства ему дает, а грешника мучает, потому что человек, не любящий Бога не может принимать Его любовь, которая Его мучает. По сути – адские муки это божественная любовь, как ни парадоксально звучит. Грешником она просто воспринимается как мучение божественной любви. Есть фильм «Страна глухих», один из первых, который принес известность Чулпан Хаматовой. По сюжету подруга собирает деньги для своего жениха-наркомана, которого она очень любит. Она собирает деньги, встречается с парнем, чтобы отдать их, а в ожидании человека этот парень проигрывает эти деньги в ближайшем казино. Когда он возвращается к ней, думает, что она сейчас будет ругать его, а она говорит, не бойся, я еще заработаю. И он не выдерживает этой любви. Отталкивает ее, кричит о ненависти, мучается из-за ее любви. Он ее не любит… и вместить не может, а волны благодати его просто мучают. В этом и есть феномен ада.

Есть и другая мысль относительно ада. Ад это место, где Господь добровольно ограничивает Свое присутствие ради того, чтобы человек меньше мучился. Ему гораздо легче жить там, где присутствие Бога чувствуется меньше, чем там, где Бог – всё во всём. Есть такой образ. Если взять завсегдатая бара, выдернуть из прокуренной атмосферы с матом и громкой музыкой и посадить в первый ряд филармонии, он скоро взвоет, попросит вернуть его в привычную атмосферу. В то же время ценители будут сидеть и плакать от умиления от божественной музыки. Опять же, это образ того, как сам человек откликается на любовь, добро, истину, свет. То, что человек посеял при жизни в своей душе, то возрастет в какой-то вечной перспективе. Если человек ненавидит Бога, то после смерти полюбить Его он уже не сможет. По словам Достоевского, ад – это поздно. Но ад разрушен, Христос после этого воскресает. Из ада Он выводит верующих в Него. Об этом говорится прикровенно в текстах богослужебных и апостольских. Владыка Илларион даже написал книжку по этой теме «Христос – победитель ада». Владыка исследует варианты темы. Это тайна, но всё же можно понять, что Христос выводит ветхозаветных праведников, верующих в Него людей, даже не обязательно представителей ветхозаветной Церкви иудейской, а может быть даже просто добродетельных язычников, которые при жизни своей руководствовались правильными религиозными принципами, души их так или иначе ожидали искупителя, носили искру веры, любви к свету, истине. Возможно, проповедь Христа в аду касалась и этих людей, которые предчувствовали Его приход. Это символически изображается на иконе Воскресения. Византийский и древнерусский вариант иконы – это именно схождение во ад. Эту икону клали на аналой в Великую Субботу, там она была в пасхальную ночь. Вариант, где Христос выходит из гробницы, Весь сияющий, стража падает ниц перед Ним, Христос с белым таким флажком – это более поздний западный вариант. Если вспомните эту икону, то там на первом плане Адам и Ева, которых Христос за руки выводит из ада, а за ними длинная череда праведников ветхого Завета, царей, пророков, первосвященников. Внизу там поверженный диавол, изображены обломки ада, ключи от двери разбиты. Христос воскресает в новых уникальных телесных свойствах. Христос может есть, пить, нарочито показывает апостолам свои руки, ноги, раны от гвоздей. Христос предлагает Фоме вложить пальцы в раны, чтобы удостовериться, что Христос во истину воскрес. Он Тот же, что и был, вроде. Дух плоти не имеет - вот Мои руки, плоть и кости. Он воскресает как подлинный человек. В то же время, Его человеческая природа получает новые качества. Он проходит через двери, появляется и исчезает, появляется в таком виде, что Его не могут узнать ближайшие ученики. Он может есть и пить, но очевидно, что Ему это не нужно, что Он не может уставать, хотеть есть или пить, но ест Он или пьет только чтобы доказать истинность Своего воскресения. Он Тот же, но в то же время иной.

Рассуждая о качестве природы Христа после Воскресения, святые отцы говорят о преодолении неукоризненных страстей во Христе. После грехопадения человеческая природа заболевает. Одна из самых страшных болезней природы человека – страстность. Святые отцы ее различали как подверженность человека укоризненным страстям и неукоризненным страстям. Укоризненные страсти – блуд, гнев, чревоугодие – извращение сил души, их работы. Это порок, вгнездившийся в сердце человеческое настолько, что стал второй природой. Человек любит страсти и считает частью их жизни, хотя на самом деле это болезнь, пороки, разрушающие природу человека. А есть страсти неукоризненные – что не является грехом само по себе, но ко греху привести может, это несовершенство, немощь, которые появляются после греха, подверженность человека страдательному переживанию воздействия окружающей среды. Допустим, человек после грехопадения начинает нуждаться в том, чтобы поесть и попить. Он и до этого ел и пил, но не ради страха смертного, но для восстановления сил. Теперь он вынужден есть и пить, чтобы не умереть. Он устает теперь, он мерзнет, он может плакать, жаждать, испытывает боль. По терминологии святых отцов, особенно у Максима Исповедника, это неукоризненные страсти. Через неукоризненные страсти диавол ищет лазейки, чтобы человек пришел к страстям укоризненным. Этот ход диавол использовал в пустыне, искушая Христа. Если Ты Сын Божий, сделай так, чтобы камни сии сделались хлебами. Через чувство голода – неукоризненную страсть, диавол пытается склонить Христа к нарушению поста и чревоугодию. Он не говорит сделать себе один хлеб, лепешку, а камни на Святой Земле подобны лепешкам, но диавол предлагает сделать хлебы, много хлебов. Объешься! Вот, что предлагает диавол Христу. Так он действует и на нас. Через чувство голода мы объедаемся, через естественное желание общения переходим к празднословию, через заповедь «плодитесь и размножайтесь» переходим к блуду и так далее. Человек, руководствуемый диаволом, искажает работу сил души и творит грех. И Христос, в Котором не было укоризненных страстей, греха, имел в себе укоризненные страсти, поскольку Он был на сто процентов человек. У Него была человеческая природа со всеми последствиями грехопадения, но греха не было. В нашей жизни страсти неукоризненные переходят в укоризненные, нам непонятно, как можно иметь в себе последствия грехопадения, то есть то, что ко греху может толкнуть, но греха не иметь. Во Христе это было. Он Человек со всеми немощами, но ни разу не сотворивший никакого греха. Воскресение Христово устраняет эти неукоризненные страсти Христос уже иной. Это важнейшая грань в исцелении человеческой природы, что Христос совершает через Свой искупительный подвиг. Природа человека во Христе обоживается, она становится не такой, как была у Адама, а гораздо выше, насколько человеческая природа может соединиться с Божеством. Во Христе это происходит. Он побеждает страстность как таковую. Человеческая природа избавлена от Дамоклова меча, который нависал над природой человека, ранил ее, истязал.

Следующий враг, которого изгоняет Христос – смерть. Воскресение Христово – чудо победы над смертью, уникальное в истории. Даже те воскресения, которые мы видим в Ветхом Завете и Новом, это все равно воскресение в жизнь временную, чтобы снова умереть. А Христос воскресший уже не умирает. Смерть уже не имеет над Ним власти. Христос побеждает смерть онтологически, навечно. Она не может к Нему подступиться. И эту победу Христос дарует нам. В чем состоит один из главных мотивов веры христианской? В победе над смертью, которая для нас не черное окно небытия, не вечное состояние бесповоротное, но туннель, сон, успение, переход к жизни иной. Апостол Павел писал, что жизнь для него – Христос, а смерть – приобретение. Возможно, это стало только после воскресения. Победил Христос смерть потому, что в нем не было греха. Согрешивший должен умереть, и Христос умирает, потому что взял на Себя наши грехи, но в аду происходит некоторое действие, которое можно определить, как победу над диаволом через Божественную мудрость Христа. Наши песнопения называют Христа божественным хитрецом. Диавол воспользовался Телом Христа как наживкой. Он попался в опасную историю. Диавол убивал обычного, грешного, смертного человека, как думал он, но оказалось, что вступил в противоборство с безгрешным Богочеловеком и убил Его. Диавол поступил несправедливо со Христом, так и Христос условно говоря, имеет право поступить как Он желает - несправедливо для диавола. Христос разрушает ад, побеждает тем, что воскресает, а Его душа возвращается в Его Тело, лежащее во гробе. Эта победа Христа над смертью и пробивает дверь жизни небесной для человеческого естества. Христос – новый Адам, который заключает в себе новое человечество, рождаемое от воды и духа. Новый Израиль. Христиане. Такова победа над смертью. Этот дар Христа человеку – то, что человек никогда бы себе сам не мог добыть. Как Мюнхгаузен, человек не мог бы себя спасти, потому что его природа греховная в нем же поселилась. Необходима была такая Божественная спецоперация, которой поражаются богословы наши. Грех равно смерть. Дума согрешающая умрет. Дерево познания добра и зла – не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь. Грех порождает смерть. Грех и есть умирание. Люди стали умирать телесно, так как согрешили духовно. Смерть духовная – отделение от Бога, смерть телесная – отделение души от тела. Вначале происходит первое, а потом второе. Чтобы человеческий род продолжил свое существование, Бог даёт обетование о Мессии и устанавливает закон о жертвоприношении.

В чем была суть их? Они не очищали от греха сами по себе. Кровь тельцов и козлов не может очистить совести приходящего. Это было ритуальное очищение в силу веры в грядущего Мессию. Мессианская вера была главным, что отличало веру иудеев от остальных вер языческих. Феофан Затворник говорит, что не сами по себе жертвы очищали, а та вера, с которой приносились. Животные прообразовали будущего Агнца, закалаемого за грехи мира. Бог Сам входит в пространство духовных законов, чтобы спасти человека. Он, рождаясь в греховном мире, не имея греха, берет на Себя грех. Очень важно то, что жертва должна быть невинна. Это подчеркивается в уставе о ветхозаветных приношениях. Животное не имеет нравственного измерения жизни, но говорилось, что агнец должен быть непорочен, чист физически, не хром, не плешив, не болен, так как это указывало на болезни греховные. И вот приходит Тот, Который достоин стать Агнцем, берущим на Себя грехи мира. Если у тебя есть твой грех, то ты не можешь брать на себя грехи чужие, потому ты умираешь за свой грех, за свое беззаконие. Если кто-то из нас умрет за другого – это подвиг, но онтологически это не спасает других, не становится жертвой, очищающей мир, потому что мы имеем свои грехи. Христос становится Агнцем, берущим на Себя грехи мира. Агнец должен быть человек, потому что человек согрешил и должен умереть, но он должен был быть и Богом, потому что именно божественной силой могло осуществиться дело спасения мира. Наш Искупитель – Человек и Бог, родившись в нашем грешном мире, взял на себя грехи наши, стал Агнцем невинным, пострадал на Кресте. Кстати крестные страдания Христа тоже неслучайны. Он умирает самой мучительной смертью, которая только была возможна на то время. Опять же действует принцип «смертью смерть поправ». Кардинальное повреждение человеческой природы в результате грехопадения исцеляется через страдания. Таков духовный закон. Болезнь наша распространилась даже до смерти. Чтобы устранить последствия, корень заболевания, нужно было пройти весь путь человеческого страдания даже до смерти, то есть спуститься туда, где был первый человек и все, кто за ним сошел в ад, в глубину страданий человеческих и в глубину богооставленности. Христос переживает на Кресте самое страшное состояние человека – богооставленность, которое выражается через крик. Боже Мой, Боже Мой, почему Ты оставил Меня? Страдал Христос на Кресте и духовно, и физически, морально, психологически. Цицерон говорил, что это самая страшная казнь, которую только придумали люди. Христос выбирает эту казнь для Себя, потому что страшно повреждение человека, страшен тот греховный груз, который Христос берет на Себя. Каждое страдание, капля Его крови – всё это поднимает Христос за нас. Через страдания Христос исцеляет то, что приносит страдания. Страдания нужны были даже до смерти, чтобы природа человеческая могла воскреснуть - стать обновленной, целостной, здравой, какой она и была предназначена Богом по цели творения. С Христом сделали то, что, по сути, было бы справедливо сделать с нами. Он умирает нашей смертью, а воскресает божественной силой. Умирает за наши грехи, но воскресает, потому что не имел в себе греха. Такая тайна Божия! Тайна великого домостроения нашего спасения!

Это могло всё произойти только при абсолютном изволении человека на это. Если бы со Христом сделали всё без Его согласия, то это было бы просто насилие, но Христос идет на эту Жертву добровольно. Во Христе происходит исцеление произволения человеческого. Из-за произволения люди погибают. Грех ведь это не существующая реальность, это неправильное направление воли живого свободного существа. Христос выправляет произволение человеческое на Кресте, чтобы мы впоследствии в деле нашего спасения подключили свое произволение, вошли в эти плоды подвига Христова, чтобы стали такими как Он, христами по благодати.

Это всё о Премудрости Божией. Для чего Он это сделал? Зачем нужны были страдания Христа и Воскресение Его? Наши древние богословы и святые отцы всегда рассуждают о Воскресении в связке с событиями Страстной седмицы и вообще со всеми главными событиями жизни Христа. Это всё едино, это всё домостроительство нашего спасения. Да, Крест и Воскресение – главные моменты, но все остальное важно. И страдания Христовы, и Его проповедь, Его святое Рождество, Его Вознесение, когда он вложит человеческое естество в недра божественной жизни, создание Церкви как схождение Святого Духа на первую общину учеников, повеление идти учить все народы и крестить. Всё это важно!

Всё это совершить Христос мог, потому что Он был Человек, Бог, имел божественную силу. Эта Его природа придает абсолютность Его человеческой жертве. Его человеческая природа вводит Его в круг тех законов духовных, в которых мы живем. Христос мог это совершить, потому что Он чист, иначе бы Его Жертва не была принята, это была бы жертва только за Свои грехи. Воскресение Христово происходит божественной силою Христа, а также силою Бога Отца. Жертва Христа была принята Отцом. Если бы не была принята, то значит, не было бы благоволения Божия к Жертве Христовой. Воскресение – знак того, что всё «совершилось». Жертва принесена. Жертва угодна Богу Отцу. Человек спасён. Воскресение Христово – знамение спасения человека. Крест стал жертвой богочеловека. Значение этой Жертвы входит в Пасху, в которой это значение и раскрывается. 

Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой:

Другие способы платежа:      

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
3 + 17 =
Solve this simple math problem and enter the result. E.g. for 1+3, enter 4.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦКаталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+