Перейти к основному содержанию

07:17 01.03.2024

Главное, чтобы телефоном не благословляли!

13.03.2023 11:12:02

С.Комаров: Отец Андрей, в чем суть Великого поста?

о.Андрей: Суть Великого поста определяется опытом Церкви. У аввы Дорофея есть интересная мысль – пост называют подлинной десятиной, которую человек отдает от дней своей жизни. Если посмотреть на пост так, то можно к посту применить те свойства, которые относились к жертвам – чистота, святость, искренность. Постом нужно так потрудиться, чтобы отдать Богу самое дорогое, что у тебя есть. Здесь теория существенно отличается от практики поста. Можно говорить, но пока человек не начнет сам поститься, он эти знания не почувствует, не усвоит и не применит в жизни. Вкусите и видите, яко Благ Господь. Надо начинать поститься. А как – уже можно говорить.

С.Комаров: Когда человек начинает что-то, он должен руководствоваться какой-то мыслью – для чего я это делаю, в чем смысл и суть. Вы сказали про жертву. Получается, что жертву принес, а потом выдохнул и пошел дальше?

о.Андрей: Интересное состояние у людей, которые пост завершают. Что дальше? Я об этом написал статью «Как мы будем жить после Пасхи»?

С.Комаров: так сказать, есть ли жизнь после Пасхи?

о.Андрей: Верно. Кто-то из старцев говорил, что пост это время когда человек заряжается на весь год, а потом все время держится благодатью поста. Я бы сказал, что мы должны жить постами. Закончим Великий пост, два месяца нам дано для «передышки» и снова пост, и так далее. Даже календарный год христианина должен быть не гражданским, но церковным. Сейчас мы живем не столько в марте, сколько в Великом посту. Зачем поститься? Цель поста – покаяние. У современного человека, слабого, маловерного, неспособного на подвиг древних отцов, главное дело – покаяние. Ты делаешь мало, но покаянием можешь компенсировать недостаток трудов. Если это так, то поприще Великого поста – самое благодатное время, когда Церковь делает для тебя все, чтобы покаяние ты проявил. Через покаяние ты понимаешь, что пост тебе нужен. Сказано кем-то из святых, что правильно проведенный пост позволяет испросить у Бога прощение за грехи всего года. Вот одна из мотиваций. У нас всех есть в чем каяться. Попостись и получишь ощущение, что Бог тебя простил.

С.Комаров: Задают вопрос, что если постное житие так спасительно, если все, что мы делаем постом так хорошо, почему мы не живем так всегда?

о.Андрей: Человек слаб и не может жить в таком ритме долго, нужно время передышки. Святые, правда, жили в обычное время строже, чем мы Великим постом. У св. Феофана Затворника есть мысль, что нужно стараться жить в постоянном говении. Жизнь священника может быть примером, в принципе. Бывает, что человек поисповедовался в грехе, но причащаться не хочет, желая провести время в покаянии. А священник как человек может согрешить, но не служить он не может – в воскресный день он должен совершать Литургию. Ты должен быть каждый день готов причащаться. Твоя жизнь должна быть такой, чтобы ты не зазорно мог приступить к таинству. В одной из молитв сказано, что никто же, связавшись плотскими похотьми и сластьми, не может приходить к Тебе, Царю Славы. Так что духовная жизнь не кончается постом, но продолжается. Меняется устав питания, Богослужения не такие строгие, но настрой на серьезную духовную жизнь должен сохраняться у каждого.

С.Комаров: Говорят, что Великий пост – «игра в монашество». И есть еще мысль, что древние отцы-аскеты находились под влиянием неоплатонизма и боролись больше с плотью, чем с грехами. Это чисто монашеское такое делание, якобы оно сейчас навязывается мирянам Великим постом.

о.Андрей: Я слышал такое мнение. Хочу разъяснить суть монашества. Для некоторых это именно строжайшая аскеза, борода до пояса, хмурые лица, черная одежда, но изначально монашество задумывалось как жизнь точного исполнения Евангельских заповедей. Первые монахи прочитали Евангелие и захотели его исполнить в жизни, но поняли, что в миру это будет сделать невозможно. Многие заповеди зовут человека в уединение, уводят его от соблазнов, и кто пытался серьезно молиться или вдумчиво читать Евангелие, понимает, что нельзя это делать когда тебе звонят по телефону, в соседней комнате играет музыка, приходит родственник нетрезвый например… Так не получается. Хотя опыт 20 века нам показал и другой пример. Тысячи людей от архиереев до мирян находясь в лагерях, тюрьмах, при матерщине, при сизом табачном дыме молились и жили свято.

С.Комаров: Почему апостолы не были монахами? Почему в первые века христианства не было монахов?

о.Андрей: Зарождалось. Это были такие попытки. Мы знаем и в Ветхом Завете примеры. Иоанн Креститель, например, находился где-то на границе миров, заветов – разве нельзя его назвать монахом? А потом это будет набирать обороты, традицию, мы увидим монашеские города – лавры. Как и Церковь, которая образовалась из 120 человек в Сионской горнице – зерно, которое потом начало расти, углубляться, плодоносить.

С.Комаров: Отче, а что Вы скажете о Типиконе? Это ведь монашеский документ, родившийся в конце I тысячелетия в Византии, совсем другой климат, устав жизни. Насколько это применимо к мирянам северной полосы XXI века?

о.Андрей: Типикон – устав. Женщинам тяжелее понимать слово «устав». А мужчинам, которые в армии служили, известно, что воинская жизнь регламентирована. Устав написан кровью. Там, где он соблюдается, сохраняется жизнь. Если говорить об уставе, то сразу более понятна не только монашеская жизнь, но и христианская. У Феофана Затворника слова «устав» заменено словом «правила», даже скорее «правильца». Епископ Игнатий слово «правила» расшифровывает и говорит, что правильно живущий человек, христианин имеет правила, молитвенное, постное, участия в таинствах. В моем восприятии христианства здесь нет вообще никакого противоречия. Мне все нравится в Церкви. Откроем молитвослов - прежде всякого дела, восставше от сна, осени себя крестным знамением и начинай читать молитвы. Понятно, что надо привести себя в порядок, проснуться. Мне ехать до храма полтора часа, переезды в больших городах это вообще проблема, поэтому я не могу читать молитву, глядя на часы и рассматривая на карте пробки. Иногда я говорю мирянам, что они могут утром собраться, даже попить чай, сесть в метро или машину и 40-60 минут дороги слушать или читать молитвы. Вечером у кого какие есть возможности, пораньше, попозже, но правило совершить. Ежедневное келейное правило есть устав христианской жизни. Дальше мы движемся в отношении поста – среда, пятница, многодневные посты. Далее – воскресные богослужения. Это и в канонах прописано строго. Про Великий пост есть строгие канонические правила, они касаются именно этого принципа принадлежности к Церкви.

С.Комаров: Если клирик не соблюдает правила, то да будет извержен, а мирянин да будет отлучен.

о.Андрей: Верно. Играться с этими нарушениями не надо, это все серьезно. Если Церковь устанавливает правила и законы для нас, то надо слушаться. Тут встает вопрос, а что для тебя значит Церковь и ее голос. Голос ее звучит через разные источники. Священное Писание, богослужения, каноны, устав через Типикон. Если ты Церковь любишь, то будь добр любить ее призывы и благословения. Иначе что между тобой и Церковью? Можно долго исследовать этот предмет, но лучше просто начинать поститься так, как пока возможно.

С.Комаров: Поговорим о том, что главное Великим постом – покаяние. Мы же каемся весь год, не только постом. Покаяние – наш образ жизни. Об этом говорят пастыри, пишут книги, Евангелие. Великий пост – это более интенсивное покаяние? И что такое покаяние вообще?

о.Андрей: Покаяние вне Великого поста больше относится к участию в таинстве исповеди, и такой внимательной жизни, отчасти борьбе с разными своими основными страстями. Великий пост предлагает методику покаяния. Мы с тобой вместе служили первую неделю поста, думаю, что лучшего подтверждения пользы великопостного богослужения, чем участие в нем, просто нет. Когда мы постом соединяем воздержание в еде, уменьшение количества сна, удаление от соцсетей и СМИ, внимательное чтение Ветхого Завета, то мы себя включаем в ту программу, которая предлагается Церковью. Тут даже необязательно бегать каждый раз исповедоваться, каждую Литургию. Ты неси великопостный покаянный труд, и это будет тоже покаяние. Священники иногда дают епитимьи людям, как методика врачевания греха, которые люди совершили и исповедовали. Поклоны, чтение канонов, пост. Покаяние - оно такое. А знаете, как каялись древние? Откроем «Лествицу», пятую ступень, и там есть описание темницы. Это чтение не для слабонервных. Но почему нет? Вот там описаны подвиги, которые совершали кающиеся монахи, совершившие смертные грехи. Они пытались Бога умилостивить. Интересно, что среди подлинно согрешивших были те, кто добровольно туда пошел. Мы скоро будем читать о Марии Египетской. А там вообще сверхъестественные труды, которые нам непонятны. Их нельзя рекомендовать, но вся святоотеческая, агиографическая литература пропитана этими подвигами покаяния. Не спать, стоять на молитве. Мы не призываем к этому, но разумная аскеза постом нужна. Я называю пост временем благодатного благословения на подвижничество в разумных пределах. Я это чувствую в воздухе, что Господь нам дает силу этот пост пройти.

С.Комаров: Великий пост – целая аскетическая система со своим ритмом, пульсом, законами. Помимо поста телесного, покаяния, какие детали входят в это большое панно?

о.Андрей: Мне трудно советовать мирским. Я священник, вся моя жизнь вращается вокруг богослужения, Священного Писания, духовных трудов. Но первое – те прошения, которые мы совершаем во время коленопреклоненной молитвы, на них надо ориентироваться. Помните, у Пушкина в стихотворении Отцы пустынники и жены непорочны…?

Владыко дней моих! дух праздности унылой,
Любоначалия, змеи сокрытой сей,
И празднословия не дай душе моей.
Но дай мне зреть мои, о боже, прегрешенья,
Да брат мой от меня не примет осужденья,
И дух смирения, терпения, любви
И целомудрия мне в сердце оживи.

Пушкин не мог не коснуться темы этой. Важно постом пересмотреть отношения с близкими. Это поприще для нас необъятное. Начиная с собственной семьи и дальше по удалению от дома. Отъимите лукавство от душ ваших, сирого пожалейте, накормите вдовицу. У Исайи мы читаем об этом. У него, кстати, есть фраза: «ненавидит Душа Моя ваши посты» – оказывается, можно так поститься, что твой пост будет мерзостью перед Богом. Надо об этом подумать. Пример тому жуки и скорпионы, которые зимой спят, постятся, а потом весной яд у них настолько концентрированный о опасный, что могут животное убить. Человек, который может так поститься… К такому лучше не подходи. Когда в семье такой постник, то все остальные мученики. Диавол и бесы все время постятся, не спят, не едят, но однако ж вон какие злые. Нам нужно усердствовать. Чтобы подготовиться, нам были даны три подготовительные недели. В это время, кто живет в Церкви, должен был проснуться, взять листочек и написать программу и цели Великого поста. Можно и сейчас – не поздно, но лучше так, как Церковь советует. Великое дело нельзя начинать впопыхах. Если тебе до поступления в вуз две недели, что толку готовиться? Пост пройдет по-другому, если к нему подготовиться. Великий пост – от слова «великая польза». Жалко будет, если пользу не получишь. А ведь не все мы доживем до следующего поста.

С.Комаров: Уготовихся и не смутихся. Вот Исайя пишет: вот пост, который я избрал, разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, угнетенных отпусти на свободу и расторгни всякое ярмо, раздели с голодным хлеб твой и скитающихся бедных введи в дом, когда увидишь нагого одень его, и от единокровного твоего не укрывайся. Иногда спрашивают – как практически можно исполнить заповеди? Рабов у нас нет, скитающихся так легко в дом сейчас не введешь… Как перевести это на современный язык?

о.Андрей: Сложно. Городская жизнь нас отучила хоронить, ходить в больницы, принимать бездомных, с ними сегодня может много проблем получиться. Я вспоминаю свое детство. Умерла бабушка. Я жил в Подмосковье. Ее помыли, положили на стол, приходили соседи, знакомые прощались. Я был маленький, и для меня это было очень запоминающимся. Потом были похороны. Гроб несли на руках. А сейчас мы живем рафинированной жизнью, все наши социальные службы нас отодвигают от практического милосердия. Сейчас есть система переводов на больницы, тюрьмы, детские дома. Ты даже переводишь и не знаешь, куда это уходит. Можно автоплатеж поставить и все. Кто хочет, однако, тот сможет. Здесь поприще открыто. Надо быть более чутким. Некоторые думают, что подавать надо просящему. Не соглашусь. Я всегда внимательно изучаю тех, кому можно помочь. Женщина на улице катит инвалидную коляску с больным ребенком. 90%, что она без мужа, одна. Тяжело таким людям одним. Недавно ехал в храм, в метро зашли добровольцы, военная форма, рюкзаки, стоят у карты – видно, что из регионов, разобраться не могут в станциях. Я постоял с ними, разобрались. Надо хотеть, надо видеть вокруг. Вся наша обрядовая жизнь может быть мерзким постом, если ты не будешь чутко замечать то, что должен. Надо помолиться, чтобы наше духовное зрение улучшилось, потому что все-таки христиане – люди с чутким сердцем, которые видят. Нужно видеть самому.

С.Комаров: Как обуздать свой язык?

о.Андрей: Неудержимо зло, которое никто из людей обуздать не может. Им благословляем Бога, им проклинаем человека. Думаю, надо добавлять полезные тексты в нашу речь. Это молитвы, Писание. Недавно в одной мужской компании матершинников находился, работаю с ними, перевоспитываю, медленно, правда, хотя при мне уже стесняются. Человек ругается матом потому, что никогда не читал Евангелие и никогда не молился. Как только ты начнешь что-то делать из этого, то материться уже не сможешь. Не течет из одного источника горькая и сладкая вода. Апостол скорбит, что один языком славим Бога и проклинаем человека. В природе таких примеров нет, такого не должно быть. Шизофрения, когда человек разделяется. Надо сделать выбор. А что до празднословия, то это привычка. Язык разболтался за много лет. Надо на него набрасывать уздечку. Пост как раз время хорошее. Когда не ешь и разговаривать особо не хочется. Здесь надо идти в противофазе. Любая страсть побеждается противоположной добродетелью. Если ты осуждал, смеялся, болтал, трепался, то теперь возьми Псалтирь, канонник, Евангелие и читай? Трудись. Если насмехался и осуждал, делай усилие. В компании высмеивают кого-то, а ты выступи, защити, у каждого есть и добрые черты. Тогда усилием ты будешь искоренять свою страсть.

С.Комаров: Как определить, что в сердце происходят перемены к лучшему? Можно ли их замечать или не стоит?

о.Андрей: Есть одно правило – определять по тому, как ты относишься к тем грехам, которые ты совершал раньше. Покаяние – ненависть ко греху, это сильно сказано. Блуд возненавидеть очень трудно. От него бегать надо. А пьянство можно возненавидеть. Есть такие виды деятельности, много странных услуг, которые построены на лжи. Если ты это возненавидел, думаешь, как вообще мог такое делать. Или прелюбодеяние. Факт измены и блудная страсть это вещи разные. Многие с содроганием вспоминают, как вообще такое могло случиться, что изменил… Вот по таким признакам – от ненависти, нежелания греха ко христианским добродетелям, к которым человек приобретает вкус, интерес и даже любовь. Самый простой пример – богослужение. Новоначальный - мученик в храме. Первые большие службы – ужас, ноги болят, спина болит, жарко, тошнит. Но проходит время, мы понимаем, что наша служба прекрасная и красивая, о ней можно говорить бесконечно, обсуждать, писать книги, петь о ней. И вот ты уже живешь литургической жизнью. Твоя душа согревается не сериалами по телевизору, а Духом благодати Божией. Вот и изменения.

Вопрос: - Вера без дел мертва. Я верю в Бога, доверяю Ему. Хочу сделать дело, как?

о.Андрей: У нас на приходе есть несколько бабушек, которые в начале зимы стали шить жилетки для наших бойцов, передавать их в центр гуманитарной помощи. Нужны руки менять белье, помогать транспортировать больных по этажам, разбирать продуктовые пакеты. Дел много. Сейчас время практического милосердия.

С.Комаров: Отче, Вы застали еще советский период духовной жизни. Расскажите, как постились в то время, как отношения к посту отличается. Что поменялось?

о.Андрей: Я застал как раз конец советского времени. Начало 90-х. Я скорблю о том немного, что была первая любовь, которая прошла. Как ее вернуть? Сейчас размышляю об этом много. Первая любовь – мое воцерковление, которое совпало с воцерковлением целой страны. Благодать того времени была ощутима и реальна. Храмы, в которых были земляные полы, висела шторка, иконки были бумажные. По Подмосковью едешь, а они открываются, заходишь, от радости просто плакали. Я не знал еще толком, что такое христианство, православие, только крещение принял, но у меня была такая любовь к этим открытым поруганным храмам, что сейчас, когда мы все восстановили, этого чувства уже нет. Мы ушли в другую плоскость духовной жизни.

Вопрос: - Часто спрашивают, за что нам все эти испытания. За то, что мы окончательно сошли в грехи.

о.Андрей: Год назад как раз накануне поста началась спец операция. Пост закончился, но было ощущение, что его нужно продолжать, потому что такое время пришло, что не до развлечений, не до глупостей. Бог нам специально эти сигналы дает, но они уже ближе. С точки зрения патриотической, просто преступно веселиться тогда, когда кто-то сидит в окопе, у кого-то погиб близкий. Надо себя тут переисправить по совести. Сегодня я общался с военным, он рассказал, насколько разное настроение в разных регионах по мере удаления-приближения к границе с Украиной. Белгородская, Ростовская, Брянская область – это другая жизнь, где не смеются, не хихикают, не предаются беспутному веселью, а живут достаточно серьезно.

С.Комаров: Насчет книги «Война и Библия». Сверх актуальный проект на канале «Спас». Снимают документальный сериал. Отец Игорь Фомин и Борис Корчевников зачитывают большие цитаты из этой книги. Они ездили на линию боевых действий, об этом говорят с очевидцами и показывают такое глубокое погружение в текст.

Вопрос: - То, что сейчас происходит, от отсутствия ли покаяния в народе? Может нам покаяться за то старое, в чем не покаялись всем народом?

о.Андрей: Что можно делать, делайте. Что тут особенного выдумывать. Христианская жизнь такая, что ты должен жить в режиме одного дня, по Евангелию. Здесь и сейчас. Сегодня в твоих руках. Вчерашний день ушел, а будущее покрыто мраком и может не наступить. Не надо выдумывать. Фантазии вещь опасная. Лучше практика, основанная на Евангелии. Субботний вечер – мы должны прийти из храма, пьем чай и начинаем готовиться к Причастию, читать правило, каноны. В воскресный день поднимаемся на Литургию, бегом. Господа славить. В понедельника вторая неделя начинается. Там будет заупокойная суббота. Возможность помянуть и новопреставленных воинов – сколько их полегло уже. Кстати, постом совершаются заупокойные службы потому, что одно из направлений в милосердии – помощь усопшим, им никто помочь не может кроме нас. Человек таким жалким взором смотрит оттуда – кто-то, помогите, помяните, на панихиде, на парастасе, а частичку-то вынут? Постом и будем посерьезнее к этому отнестись, будем три субботы поминать усопших. А эти прошлые грехи, новомученики, цареубийства – что в этом копаться? Человек отвечает за свои грехи. А то, что делали прадеды или прабабки – проблемы родственников. Наше покаяния – изменение нашей жизни.

С.Комаров: Сейчас настала другая эпоха жизни Церкви. Продолжите, отче, Вашу мысль.

о.Андрей: Я плохой здесь советчик и учитель – сам не все здесь понимаю. Я немолодой человек уже, благодарность Богу, что старого поколения, воспитания. Сегодня в мирной жизни Церкви возникает много новшеств, нововведений, либеральность какая-то появляется, которая скептически относится к тому, что мы говорили в начале беседы. Социальные сети, интернет – уже плотно вошли в жизнь. Молитвословы и Евангелие теперь можно читать в гаджетах. Знаю, что есть даже священники, которые с телефоном служат Литургию.

 

С.Комаров: Главное, чтобы телефоном не благословлял!

о.Андрей: Тут много вопросов, и меня это все тревожит. Апостол говорит «духа не угашайте». Лукавый не всегда толкает нас в очевидную греховную грязь, но потерять благодать можно и другим способом. Есть сравнение. Ты промок до нитки под проливным дождем – тут все очевидно, а туманом накроет, утром выйдешь, дождя не было, а все мокрое – соль, спички, одежда. Враг может дойти и с этой стороны, обмирщения, когда ты забудешь молитву, будешь сидеть в соцсетях, писать и читать там что-то даже православное, забыв при этом помолиться, не пойдешь в храм, прочитаешь статью, где написано, что поститься необязательно, главное хорошим человеком быть. Лукавый столкнет в сторону тихонечко, ты почувствуешь, что сердце твое остыло и снова надо возвращаться к тем формам традиционной христианской жизни, где труд ради Христа, покаяние, смирение, храм, молитва, таинства.

С.Комаров: Вы упомянули либеральные такие мысли и движения ума. Действительно, горе от ума – частая история. Начитаешься, начинаешь думать, почему так было раньше, а сейчас иначе. Почему первые христиане постились три денечка перед Пасхой, а сейчас аж 40. Разве мало три дня для подготовки к празднику? Что на такое отвечать?

о.Андрей: Есть такие мудрецы, которые приведут ссылки, тексты отцов, покажут, что это все позднейшие наслоения. Мне ребята туту показали, как в Греции первый день поста проводят – запускают змеев для детей, лепешки раздают. А мы взяли такую строгость, еще климат наш холодный, квашеная капуста и картошка без масла, сухари. Но в этом есть правда. Во всяком деле есть правда. В спецоперации есть. Есть понимание, где правда, кого надо слушать, на что ориентироваться, что делать, чтобы для Бога потрудиться. А кто отвергает посты, что делать? Бог судья. Я не прокомментирую, потому что мнений море, и мое просто потонет в нем.

С.Комаров: Спасибо, отче, что пришли. Продолжает, друзья, поститься постом приятным! Надеюсь, так будет. До встречи!

Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой:

Другие способы платежа:      

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
Fill in the blank.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦКаталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+