Перейти к основному содержанию

08:53 14.04.2024

Дни воинской славы

27.02.2023 15:07:57

Н. Карташева:  - Здравствуйте, дорогие братья и сестры! В эфире Нина Карташева и мой гость - любимый наш батюшка, священник, монах, игумен Феофан. Батюшка, Вас можно поздравить  – вчера было 25 лет рукоположения в священный сан. Именно 23 февраля указом Вы были направлены на приход.

о. Феофан: - Да, в 1990 году на Сретение, покойный владыка Григорий Можайский меня рукоположил в иеродиакона, а через неделю я был рукоположен в иеромонаха. В День защитника Отечества митрополит Ювеналий подписал указ. Я и не думал тогда, что служение будет связано с духовной работой в воинских частях. Но Богу так было угодно, и я начал служить в первом храме - народа нет, дороги нет, населения нет, электричества нет, жить толком негде. Я вспоминаю, что при советской власти была школа начальной военной подготовки. Мы сдавали нормативы по стрельбе из автомата и как раз нас отвозили в часть, которая тогда уже, в 1988-м, получила статус Софринской бригады, это был учебный полк МВД. Зима, мороз – мы по мишеням стреляем. Потом много слышал об этой части. Был командир там Савельев Сергей Павлович, русского духа, православный человек. До сих пор жив-здоров, слава Богу. Помогает много храму, семьям погибших, раненым. Тогда он начал нам давать военнослужащих в помощь. Что-то довезти, помочь. Как раз был промежуток между войнами на Кавказе. Вдруг один солдат попросил крестик, второй – мать болеет, как помолиться, у третьего в семье проблемы, еще один некрещеный, пятому покойники снятся. Я понял, что духовная работа там востребована. Нормальному человеку присуще желание есть, пить, дышать, а кроме того, у него есть потребность более высоких побуждений, общения с Богом, в вере. Постепенно мы начали работу, и дальше шаг за шагом всё стало как-то развиваться.

Н. Карташева:  - Вы же 11 раз были в горячих точках, а как ребята Вас любят! Помню, в Лавру поехали помолиться - так узнают, вспоминают, специально приезжали за благословением на женитьбу. Вы были отцом ребятам нашим.

о. Феофан: - Дай Бог… Я благодарю Господа, что Он мне это доверил. Не всегда  и всё успеваешь, но сколько сил хватает, работаем.

Вопрос: - Священник после исповеди не допустил меня до Причастия. Меня это расстроило и не хочется даже ходить в храм. Как быть?

о. Феофан: - Моя мама при советской еще власти ходила в храм, но исповедовалась  и причащалась редко, а в начале 80-х умер наш дедушка, который был фронтовик, дошел до Берлина. История была интересная. Жили они с бабушкой в полупустой деревне, где зимой не проехать, километра 3-4 от Годеново, где известный крест.  Забирали их на зиму, а дед так тяжело это переносил. Как-то осенью, когда его в очередной раз хотели забрать из деревни, он собрался в лес нарубить кольев, чтобы потом установить, чтобы овцы не топтали огород. Прошел по лесу до деревеньки Захарово, очки снял, телогрейку снял, лег и умер. Никак не хотел уходить от родной земли. А за некоторое время до этого он, уже перенесший инсульт, сходил до Годеново, отстоял там службу, причастился. Мать моя переживала очень. Отправилась в храм. Храмов в Подмосковье немного было. В одном был настоятель – офицер в отставке, боевой такой, шумный немного, хотя и грамотный. И он не особенно рассусоливал – скажет как прикажет, резко так. Мама моя не подготовилась как следует, не постилась, как надо перед причастием, и он ее отругал. Пришла она домой расстроенная – не пустил батюшка к причастию. Но он ей не объяснил, что надо приуготовляться, а если ты не готовился, то тебе это может оказаться и неполезно. И она в храм ходила и долго не могла преодолеть испуг. Поэтому скажу. Не каждый должен причащаться сразу. Представьте себе спортсмена, который берет вес, к которому не готов. Надорвешься. Если у человека были смертные грехи, блуд, аборт, обращения к колдунам, наверное, не сразу стоит причащаться, но понести покаянный труд. Как причаститься после блуда? Я знал такие примеры…  Не шутка это, не стакан чаю хлебнуть. Отношение должно быть серьезным. В то же время священник, который исповедует, как-то должен находить возможность объяснить, хоть в краткой форме. Бывает, человек приходит неготовый, а требует допустить к причастию…  Батюшке надо объяснить неполезность и опасность такого отношения. Люди же должны относиться с пониманием – выше причастия нет ничего. Мы служили в Софрино-1 в храме дивизии. Солдатам я тоже пытался объяснять, хотя до конца все равно не расскажешь – это тайна, как хлеб и вино претворяются в Кровь и Тело. Объясняли, стали причащаться, один побелел, глаза вытаращил, спросили, что случилось, а у него во рту кровь, не вино, он испугался, что может быть это к плохому. Успокоили. А он все думал, как и почему так вышло. И не мнительный человек вроде, обычный, но был потрясен и испуган. Бог нам иногда приоткрывает что-то. Это не как у протестантов, где это всего лишь символ искупительной жертвы. Это реальные Тело и Кровь, в которых невидимо присутствует Господь. Их принимая, при условии подготовки, веры, страха Божия – мы духовно соединяемся с Богом. Поэтому отношение к Причастию должно быть как ни к чему другому. Я ходил ребенком в храм, потом юношей. Многое было непонятно. Но меня удивляло тогда еще – идут люди пожилые, малограмотные даже, а смотришь - многие плачут. Сейчас много такого, что поговорили, поболтали, дома поругались со всеми, и на службу причащаться. Так нельзя. Это неправильно. И слишком часто причащаться не стоит. Есть опасность. Человек привыкает. Казалось бы, хорошо бы причащаться чаще, но как ни печально, те, кто часто очень причащались, от этого пользы духовной не получили - пошла надменность, дерзость, привыкание. Но ведь праздники мы ценим потому, что они редки, не могут быть праздники каждый день. Современный человек не готов к такой нагрузке. К частому причащению надо приходить постепенно, шаг за шагом в течение многих лет. Приходил человек, который каждый день причащался. Я ему задал вопрос, готовится он или нет, а в ответ такая волна – я хочу и буду. А в таком состоянии разве можно причащаться? Это же будет не в пользу.

Н. Карташева: - А исповедь?

о. Феофан: - Исповедоваться можно хоть каждую службу, по мере потребностей. Опять же – нужна мера. Есть люди, которые после исповеди продолжают просто жить так, как до нее. Вину с себя снял и опять то же. Исповедь и покаяние имеют смысл тогда, когда они связаны с намерением менять жизнь. Не всё получается, не все сразу дается, но надо стремиться.    

Вопрос: - Когда я была маленькая, мы с бабушкой ходили на кладбище к ее родителям - бабушке, дедушке - и всегда с конфетами. Это традиция, но откуда она?

о. Феофан: - Я не историк, но кое-что читал о том, что раньше наши предки приносили на кладбище пищу, а теперь чаще конфеты. Делали это для того, чтобы брали нищие. Если читаем Евангелие – каждая страница призывает к делам милосердия, которые есть часть нашей веры. Читал, что наши предки в пост обязательно включали милостыню, старались проще питаться, а сэкономленные деньги раздавать нищим. Никогда православные не мыслили себя без милостыни. Ходить в храм, молиться, причащаться – это не всё ещё. Милостыня должна быть! Есть такая закономерность – за милостыню, добрые дела Бог подает облегчение умершему, который себе помочь не может. Раньше много было нищих, да и сейчас есть, приходят грязные, пахнут. Жалко их. Надо направлять. Мы хоть какой-то шанс им даем. А раньше нищих было гораздо больше, и то, что клалось на могилу, любой голодный мог взять, и это было во благо. При советской власти люди духовно одичали, хотя светское образование получали прекрасное. И эта традиция ушла в ложное суеверие. Некоторые просто клали бездомным, а иные думали, что это для мертвых. Некоторые думали, что надо приносить то, что человек при жизни любил. Стали говорить, что с могил брать ни в коем случае нельзя – это для покойников. Но ведь это не нужно душе, она не питается материальной пищей. А те, кто нуждаются, могут, безусловно, брать себе то, что найдут.

Н. Карташева: - А на канун?

о. Феофан: - На канун тоже приносится как милостыня. При любом храме масса людей трудится безвозмездно или за такое вознаграждение, которое зарплатой точно не назовешь. Моют полы, убирают. Их же надо как-то поддержать. С кануна всё это и идет. Благосостояние батюшек часто преувеличено, священники тоже нуждаются в том, что приносят на канун. Я своим солдатам раздаю с кануна. Солдаты рады, умершего помянут.

Вопрос: - Обязательно устраивать поминки после похорон?

о. Феофан: - Это тоже в том же русле вопрос – та же милостыня. Люди, которые занимались похоронами, нуждаются в утешении. Стол накрыть, укрепить их как-то. Потом нормальные родственники за столом вспоминают добрые дела умершего. И обнаруживаются такие добрые дела, которые были неизвестны. Знал случаи. Человек обычный умирает. Поминки. Вдруг один рассказывает про добро, другой  - много открывается хорошего. Люди вспоминают добрым словом, перед Богом обнажаются дела добрые этого человека. Спиртное при этом вообще лучше не употреблять. Не доходить до безумия, конечно. А то рассказывали, начались поминки как-то, тут же спор за имущество пошел. Закопать не успели, уже делёж. Это так неправильно. Умершего оскорбляем и себе грех на душу берем. И лучше больше помолиться перед тем, как сесть за стол, пустить по кругу кутью, коливо, блины. Сладким и поминали – это символизировало сладость вечной жизни. Поминки нужны, но проводить их важно правильно.

Н. Карташева:  - Поминают на 3-й, 9-й, 40-й день?

о. Феофан: - Да можно и по желанию собраться, когда день рождения, день Ангела. Главное поминовение в храме, монастыре. Это важно – будут молиться люди. Самим не забывать молиться.     

Вопрос: - Помутнела Крещенская вода, что это значит – благодать ушла? Что делать?

о. Феофан: -  Я был свидетелем нескольких таких историй. Там, где вода портилась и мутнела, это было связано с неправильными действиями самих хозяев. Один человек жил гражданским браком, это же блуд. А вода рядом стоит. Бог возбраняет, так жить нельзя. Закон Божий непреложен. Мода, веяния будут меняться, а закон есть закон. Нил Мироточивый говорит, что в последние времена будут такие ужасы в жизни твориться. Что при советской власти было позором, сейчас норма жизни. Но мы же должны ориентироваться не на дух времени, а на заповеди Божии. Ещё одна история – богомольная одна женщина принесла домой воду. А сама в дом свой пускала гостей, которые там и курили, и слова всякие бранные допускали. И зачем ты им разрешила? Надо было попросить выйти. Еще одна воду поставила, а в семье постоянный мат-перемат. И вода попортилась. Вот небрежное отношение к святыне. И поставить воду нельзя ни на пол, ни в грязь. Найдите место достойное. Когда вода приобретает вид недолжный, человеку надо проанализировать, нет ли в его жизни того, что нужно исправить. С просфорами нужно обращаться также аккуратно, порезать, посушить, употреблять.

Вопрос: - У родителей дома при уборке нашла индийских деревянных идолов, сувенирные такие фигурки. Выбросила. Правильно ли? Можно ли такое вообще дома держать? Может, нужно дом освящать после таких находок?

о. Феофан: - Я за эти годы немало освятил жилищ. Много раз приходил, люди жаловались, что не ладятся отношения, дети болеют, на работе плохо и всё не так. И всегда у людей были предметы, несущие демонические смыслы. В том числе индийские маски настенные. Их использовали в различных ритуалах языческих. Царь Давид говорил: «Все боги язычников – бесы». Они могут красиво изображаться или страшно. Сущность их демоническая. Мы же носим крест, который имеет свое влияние на нас и воздействие. Только воздействие от святого креста и языческого символа разное. Поэтому православному человеку не следует иметь такие вещи, даже если он в них не верит. Что мешает повесить картину, если хочешь украсить жилище своё? Был фильм, как одна женщина православная поехала как туристка. Там она с фигурами фотографировалась, обнималась. А приехала уже смертельно больная онкологией. Надо из дома выдворять это. Если жилье освященное, вторично освящать не надо, но окропить святой водой. Понимайте, что не все так безобидно, как кажется. В нашей Церкви тоже много символики, это очень важно, огромное значение придается сакральным христианским символам. Относитесь к этому осторожно – предметы не могут не влиять на наше духовное состояние.

Н. Карташева:  - А наша православная символика такая красивая! Идолы же весьма страшны.

Вопрос: - Можно ли в пост слушать музыку?

о. Феофан: - Смотря какую и смотря кому. У нас солдаты в строю поют строевые песни патриотические. Мы привозим концерты патриотического духа, классические. Думаю, это допустимо. Если монах начнет слушать что-то не то – это не годится. А бывает музыка, которую хоть в пост, хоть не в пост слушать не надо. Помню, один папа хотел, чтобы его сын творческим человеком стал. А тот увлекался тяжелым роком. Предложил отец выступление сына в части воинской. Я прослушал и не решился – крик, рёв, эстетики никакой. Это люди в зале будут слушать? Надо всё делать с рассуждением, и музыку выбирать тоже.

Вопрос: - Могу ли я во время службы сидеть?

о. Феофан: - Думаю, что если есть необходимость – человек престарелый, больной, или женщина беременная, то не должно возбраняться. Если человек здоров, может постоять, то сидеть не стоит. Мы служим всенощную обычно часа по три-четыре. Я иногда говорю тем, кто не может уже стоять после помазания, что лучше сесть, но остаться еще на службе. Это сидение не из небрежности, не из неуважения. Есть моменты, когда садиться не стоит никому. А на кафизмах можно и посидеть любому. «Кафизма» в переводе  и означает «сидеть».

Вопрос: - Переживаю за сына, которого мобилизовали. Как помочь ему?

о. Феофан: - Вопрос злободневный. Сейчас почти везде служат молебны о всех воинах. У нас в Ашукино в храме Софринской бригады служат перед иконой «Августовская», последней иконой Российской империи. В субботу служим перед иконой «Трех радостей». Кто-то келейно молится, акафисты читает. Кто-то подает на длительные поминовения за воинов. Сейчас прошел указ, чтобы за военнослужащих принимали безвозмездно поминовения. Надо везде поминать. Можно ради сына что-то сделать доброе. Может помогать кому-то, в храме полы помоет – что-то, чего раньше не делала. Будет это как ее жертва за сына. Бог за милость подает милость.

Вопрос: - На Пасху мы попали на колокольню в Лавре. Нам сказали, что звон колокольный очищает. Так ли это?

о. Феофан: - Я могу неточно помнить, но кто-то из ученых, вроде Фатей Шипунов, создал целую работу, в которой он с  научной точки зрения объясняет, что частоты и вибрации от колокольного звона благотворно действуют на окружающее пространство и организм человека. Другие ученые это подтверждают. Многие знают, что раньше при эпидемиях начинали звонить бесконечно подолгу. Остались факты, что влияние этого было самое благотворное. А я знал таких, кто болел, ездил в Посад, просился на колокольню, заходил и потом болезнь отступала. По вере человека, как говорится. А колокольный звон положительно влияет – совершенно точно, если с верой это принимать. Это также как богослужение, иконы, святая вода – если всё принимаешь с верой и благоговением, то душе и телу только польза.  Спасибо за внимание! Храни всех Господь!

Н. Карташева: - До новых встреч!

Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой:

Другие способы платежа:      

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
2 + 0 =
Solve this simple math problem and enter the result. E.g. for 1+3, enter 4.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦКаталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+