Перейти к основному содержанию

14:07 25.05.2024

У многих сегодня депрессия. Как с православной точки зрения с ней можно бороться?

06.02.2023 10:16:45

о. Александр: - Добрый день! В качестве начала нашей сегодняшней встречи хочу прокомментировать слова Евангелия от Марка, 8 глава. «И начал учить их, что Сыну Человеческому много должно пострадать, быть отвержену старейшинами, первосвященниками и книжниками, и быть убиту, и в третий день воскреснуть. И говорил о сем открыто. Но Петр, отозвав Его, начал прекословить Ему. Он же, обратившись и взглянув на учеников Своих, воспретил Петру, сказав: отойди от Меня, сатана, потому что ты думаешь не о том, что Божие, но что человеческое. И, подозвав народ с учениками Своими, сказал им: [Зач. 37.] кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною».

Нас удивляет в этом повествовании то, что мы встречаем сопротивление учеников. Петр начал прекословить. Спаситель отказывается мирно говорить с Петром, поучать, отказывается обращать Петра, быть ему добрым собеседником и говорит со всей строгостью, называя его сатаной. Он же прекрасно знает, что в Петре нет сатаны, но Он обличает ученика. Обличение Господне относится ко всем нам, потому что в нас так или иначе сатана, хотя раз мы причастны греху, то и всякому злу, но Его не хотят слушать так, как Он говорит. Хотят упростить, примитивизировать. Петр прекословит Господу в главнейшем, в чем не разбирался. Не понимал свидетельства этой проповеди, не мог ничего сказать. То, что говорил Спаситель, было от Неба, а то, что говорил Петр было от земли. И Спаситель ясно это даёт понять. А дальше Он говорит о кресте, о потере души и о сбережении её. Отповедь Петру относится к каждому из нас. Мы часто в решающий момент своей жизни говорим не о том, что Божие, а о том, что человеческое. Мы согласны с Божиим до той поры, пока оно не расходится с нашим человеческим. Когда нам удобно и выгодно, мы о Божием, но стоит ему обжечь нашу душу, сделать так, чтобы нам не нравилось, мы говорим, что с Господом мы расходимся, будем делать, как считаем правильным, так как оно единственное верно. А Господа мы уважаем, ценим, дорожим, но просим Его дать нам испытать наш путь. Евангелие же говорит, что не за чем испытывать придуманные нами пути. Есть один Путь – Слов Христовых. До тех пор, пока Христос не станет для нас главным и единственным, мы будем ошибаться и выбирать неправильно. Как только мы выберем Христа, скажем, что безраздельно доверяем Его выбору и словам, там и только тогда начнется наша жизнь во Христе.  

Вопрос: - Впервые в календаре я прочла, что 6 января строгий пост, но разрешается масло. Как это понять?

о. Александр: - Масло растительное разрешается потому, что пост Рождественский не очень строгий. Даже сочельник при всей строгости для мирян подразумевает возможность употреблять масло. Спокойно вкушайте. Если вам по каким-то причинам кажется, что лучше обойтись сухоядением, то можете сделать и так. Кстати, Типикон запрещает как смягчать пост, так и ужесточать. Поэтому будем держаться постных предписаний Типикона, и не будем относиться к себе строже.

Вопрос: - Евангелие от Луки сказано, что жатвы много, а делателей мало. К кому относятся эти слова? Только лишь к апостолам?

о. Александр: - Время таково, что на нас на всех имеется апостольское послушание. Евангелист Матфей говорит слова, которые мы слышим во время крещения. «Идите научите все народы, крестя их во имя Отца, Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать всё, что Я заповедал вам и вот Я с вами во все дни до скончания века. Аминь». Это сказано каждому из нас, а не только тем, кто приводит людей ко крещению, и кто их крестит. Каждый из нас, если ведет добрую, правильную, христианскую жизнь, причастен апостольскому служению. Если мы злобные, наглые, злые, плохие, мы людей от Христа отвращаем. Делателей мало  - а мы еще и выпадем из числа делателей, а нам никак это нельзя, мы служим единому Богу, Который ждет от нас любви и послушания, говорит нам войти в радость Господа Своего. Будем просить Господа этой радости. И все эти слова относятся к каждому из нас.

Вопрос: - Как нам вставать, когда мы падаем?

о. Александр: - Падаем мы болезненно очень, и, как правило, в одни и те же грехи, прегрешения. Нам стыдно приходить на исповедь снова говорить, что снова сделала то же самое. Надо закрыть глаза и сказать Господи, как ужасно, неудобно, я бес конца совершаю одно и то же, но дай мне встать, потому что я не хочу быть упавшим. В этом отличие животного от человека – животное не чувствует грязи. Господи, не дай мне лежать в грязи. Я Твоим хочу быть, дай мне встать. Тогда всё, что мы за собой заметим, в том числе многократно исповеданное, но вновь повторяющееся приведет нас к исповеди. Батюшке мы сможем сказать, прости, прихожу к тебе тридцатый раз с одним и тем же, но я не к тебе пришел, к Господу пришел, ты выслушай мое покаяние, Господу его передай и попроси о прощении моих грехов, а священник ответит словами молитвы. Прощаю и разрешаю от всех грехов. Не надо смущаться, вставай сколько бы раз ты ни упал.

Вопрос: - Держи ум во аде и не отчаивайся, известные слова, но о каком аде речь?

о. Александр: - Очень важные это слова. Помни о всех своих грехах. Помни, как ты несовершенен. Знай свою слабость и не пытайся умничать, потому что каждый раз когда ты умничаешь, думаешь, что ты очень сильный и опытный, твои силы и опытность будут посрамлены, потому что как только ты кого-то в чем-то осудишь, тут же в том же самом согрешишь. Зная свою слабость, верь в силу Божию. Понимая, что мы все заслуживаем наказания, не отчаивайся, полагаясь на милость Божию. Милость Божия, по  мнению Силуана Афонкого, сильнее наказания, если ты сокрушаешься. Не надмевайся, не полагай, что тебе за дела причитается, но лишь как дар и благодать старайся быть Божиим и не отчаивайся.

Вопрос: - У многих сегодня депрессия. Как с православной точки зрения с ней можно бороться?

о. Александр: - Мы понимаем простую вещь. У нас есть жизненные циклы, мы устаем, мы стареем, мы немощными становимся, седина в голову, бес в ребро. Это вещи совершенно естественные. Не нужно думать, что на этом все оканчивается. Некоторые вещи носят совсем простой физиологический и возрастной характер, и их надо просто прожить. Не надо давать себе расслабляться и сосредотачиваться на своих болячках. У меня взаимопонимания с внуками нет. А ты живи вперед. Старайся. Многие считают, что годы приносят мудрость, но часто это совсем не так. Человек может немудрым, неумным умереть даже в глубокой старости. А ты постарайся, чем больше живешь, другим принести пользу. Не учи, но помогай, если в тебе есть доброе сердце, постарайся. Посмеивайся, иронизируй над собой, двигайся вперед. Не обращай внимания на болячки. А то заберет Господь, а ты подумаешь, ого, разве уже время, но перекрестишься и пойдешь туда, куда зовет Господь. Священное писание говорит: когда ты был юн, ходил там, где хотел, когда же состаришься, другой тебя препояшет и поведет, куда не хочешь. Мы взрослее и старее оказываемся там, где не хочется быть, но надо двигаться. Любое наше движение – навстречу Господу. Если мы этой встречи не боимся, то любое движение будет желанным.

Вопрос: - Хотела причаститься, но задумалась, когда правильнее – 1 января или 7го?

о. Александр: - Правильно тогда, когда сердце просит. Я бы ответил так: и первого, и седьмого. У нас идет пост, в любое время законно и праведно причащаться, если сердце лежит, то делайте это в любое время.

Вопрос: - Мой сын погиб 4 года назад вследствие суицида. Я езжу в деревню к больной маме, там живет сестра и муж. И ему сын являлся несколько раз и просил за него не молиться. Я была поражена, почему так, что думать об этом?

о. Александр: - Необходимо ситуацию проигнорировать, она ничего не означает кроме того, что враг рода человеческого, сатана, хочет, чтобы человек, который и без того мучительством диавольским погиб на земле, был лишен и посмертного поминовения. За Литургией поминать нельзя, как это всегда и бывает. В записках не пишем, но человеческое, сердечное, родственное поминовение непременно  и ни в коем случае не нужно поддаваться подобного рода словам.

Вопрос: - Что означает «Сие творите в Мое воспоминание» в Евангелии от Луки?

о. Александр: -  Это тайносовершительные слова Господа, установительные слова Божественной Литургии. Тело Моё за вас предается, сие творите в Мое воспоминание. Также и Чашу после вечери, говоря, сия Чаша есть Новый Завет Моей Крови, которая за вас проливается. Преломление хлеба и причастие за Литургией Тела и Крови Господа есть участие наше в жизни Христа и воспоминание благодарное о Его к нам благодеяниях. Но если у протестантов это не носит характер таинства – хлеб и вино за их службой остаются теми же хлебом и вином, которые люди благочестивые, но не освященные, принимают. Люди говорят спасибо Господу и едят, и пьют. За нашей Литургией хлеб становится Телом, а вино Кровью Его и мы принимаем их, благодаря Господа и творя это в Его воспоминание, потому что Он сказал нам так делать. Мы не хлеб и вино принимаем, но Тело и Кровь Господни самые подлинные.

Вопрос: - Есть ли антиминс в алтаре у католиков и протестантов?

о. Александр: - Напомню, что антиминс – это в православном Богослужении плат, в который вшита частица святых мощей святых угодников Божиих. Этот плат подписан правящим епископом той епархии, в которой совершается Божественная Литургия, антиминс позволяет любому священнику, законно поставленному и назначенному архиереем, совершать Богослужение, Таинства Тела и Крови Христовых. У протестантов таинства этого не существует, но лишь служба в воспоминание, поэтому в антиминсе потребности нет.

Вопрос: -  Относительно поста навечерия Рождества и Богоявления о разрешении елея в Типиконе сказано, что после вечерни можно употреблять елей только в  том случае, если эти навечерия попадают на субботу и воскресение. Потом стали писать, что всегда в навечерие разрешен елей. Получается, исказили смысл Типикона.

о. Александр: - Горько всё это слышать. Исказили смысл Типикона… Не ставьте Типикон наряду в Евангелием. Позволю себе усомниться, дорогие, что вы выполняете требования Типикона во всей полноте. Хочу напомнить, и будем же перед самими собой честными, что в соответствии со второй главой Типикона Всенощное бдение, если его совершать в полноте, длится 9 часов с лишним. Обычное воскресное всенощное бдение.  В Москве такое совершается в храме, где я служу, один раз в год под Крестопоклонную неделю, а более-менее регулярно в единственном монастырском храме в Москве. Позвольте, я усомнюсь, что вы каждый раз ходите на Всенощную, которая длится 9 часов, а там, где Всенощная длится 3 часа, вы восполняете разницу домашним чтением всех полагающихся Кафизм, Апокалипсиса… Давайте не будем лицемерить – вы этого не делаете. Равным образом, если мы говорим о право применении, об использовании канонов в нашей жизни, то твердо и ясно сказано, что если вы не были без уважительных причин за Литургией три воскресения подряд, вы подлежите извержению от числа верующих. Мы часто не бываем и два воскресения подряд. Давайте будем понимать, что не нам говорить с горячностью о соблюдении требований Типикона, о масле, покуда мы сами не все требования Типикона соблюдаем, не все требования святых отцов соблюдаем. В баню мы не ходим, предварительно не убедившись, что там нет неправославных? Суд без милости не сотворившим милости. Мы должны относиться к людям с состраданием, с понимаем, что даже то, что Церковь в качестве благого и легкого ига на нас возлагает, мы и то несем с большим трудом. Так давайте друг другу помогать это бремя нести, а не давить, говоря, брат, ты ошибся, всё, Типикон тебя должен наказать… На каждого из нас найдется канон, запрещающий нам причащаться. Заверяю вас в этом как человек, который знает святые каноны.

Вопрос: - Очень прошу помолиться за нашего сродника Александра, который сейчас сильно пьёт. Не знаем, к кому еще можно обратиться.

о. Александр: - Вас сейчас слышит полстраны. А в нашей стране очень много таких, кто знаком так или иначе с этой бедой. Хочу всех попросить о том, чтобы мы умножали наши добрые дела, особенно в пост. Давайте не будем ограничивать наши добрые дела только пожертвованием денег или времени, но иногда нужно за совсем чужого человека помолиться. Говорят так: перекрестишься за чужого человека, скажешь, Господи, не знаю его, но Ты его помилуй и помоги, тот встанет и пойдет вперед.

Вопрос: - Что означает Евангельское «никого не называйте учителями и отцами»?

о. Александр: - 8-9 стих Евангелия от Матфея. Процитирую. А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель-Христос, все же вы - братья. И отцем себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, который на небесах; и не называйтесь наставниками, ибо один у вас Наставник-Христос. Это значит простые вещи. Мы все послушники Господа. У каждого из нас разные дарования, кто-то ближе к Господу, кто-то дальше, кто-то талантлив, а кто-то без таланта, но Учитель и Отец один. У нас не много учителей. Один. Когда мы говорим о святых отцах, они наши братья. Они нас старше, мы же младшие братья. Матери же наши – старшие наши сестры, но все же сестры. Учитель же один – Христос. Без Него мы никуда, без Него все эти братья и сестры утрачивают всякий смысл, но через них мы можем учиться потому, что они ближе к Отцу. А нам, поучаясь, нельзя забывать, что мы рядом. Христос говорит, что вы уже не будете больше рабами, но детьми Божиими. В этой жизни так, как ее устраивает Христос, нет учителей и наставников, но все ученики Христовы. Каждый просто в своем месте. Мы обращаемся к священникам «отец», уважая его сан, потому что через рукоположение Христос своим священникам дает благодать Духа Святого. Священник каким-то образом встает в особое положение по отношению к Хористу, но он такой же нам брат и друг. Если мы это будем всегда понимать, не делать из священника фараона, но старшего брата, человека, который нам может что-то подсказать, у нас будет счастливая христианская жизнь.

Вопрос: - Если мы дети Божии, то почему говорим «рабы»?

о. Александр: - Мы и говорим рабы, и внутренне себя ощущаем рабами Божиими, но в этом слове нет уже содержания «заключенный». Под словом раб мы же обычно понимаем человека  рабовладельческого строя, никчемного. А мы говорим о себе, как о рабах Божиих по собственной инициативе, так апостол нам предложил и в Церкви так повелось. Так мы говорим о тех, кто находится в общении с Богом, но признает его старшинство. Здесь ничего унизительного нет. Мы с Богом, мы младше, мы в Его семье. Даже в римской рабовладельческой семье глава семейства, содержащего и рабов в своем классическом понимании, отвечал за их жизнь, питание, устроенность. Христос нам дает помимо всего, что мы могли бы себе представить, много больше – свободу. Мы себя рабами называем не потому, что мы сидим в клетках тюремных у Бога, а потому что чувствуем принадлежность к единой семье и по внутреннему смирению называем себя рабами. Чем различаются понятия «единый», «единородный», «единосущный»? Един Бог – равенство лиц Святой Троицы, каждое из которых содержит полноту божества. Единородный – Бог Сын рожден от Бога Отца. Единородный Сыне и Слове Божий. Единственный Сын, рожденный от Бога Отца.  Единосущный – единственный по существу. Как Отец Бог полный, так и Сын Бог полный, так и Святой Дух Бог полный. Между Богом Отцом и Богом Сыном нет расхождения в природе божества. И никакого умаления в природе божества, слабости божества нет у Сына по отношению к Отцу.  

Вопрос: - У меня умер муж, и кто-то сказал  мне, что 17 кафизму мне нужно читать каждый день. Это так? А если я прочитала кафизму ту, то дальше я могу читать в этот день?

о. Александр: - Меня смущают эти вопросы. Конечно, 17 кафизма преимущественно заупокойная, мы ее читаем, когда молимся об усопших, но вы мне задает такой же вопрос, который мог бы звучать так: когда я покупаю 50 грамм колбасы, я могу съесть 50? Или если мне хочется, то можно и 75? Псалтирь – собрание Богодухновенных молитв, написанных Давидом. Если Вам хочется молиться, молитесь. Если хочется прочесть, то прочтите. Почему нет? Почему мы спрашиваем, а можно ли? Боитесь перемолиться или недомолиться? Боитесь, что Христос Вас накажет, если Вы после 17 кафизмы прочтете еще одну? Это тот случай, когда смело можно сказать – молитесь на здоровье.

Вопрос: - Вы сказали, что наши святые наши старшие братья. Я вот по дерзновению молюсь Ангелу Хранителю, называя его старшим братом небесным, не слишком ли это? И еще одно про рабов Божиих. В каноне Ангелу Хранителю есть место, где мы себя называем и ему рабом.

Вопрос: - Второй вопрос легче. Это такой перехлест составителя канона. Мы конечно рабы только Божии. В этом каноне Ангелу мы имеем в виду «находящегося с тобой в дружбе». Мы конечно не можем быть рабами служебным духам. Сказано в чине Соборования, священник молится о себе: Ты, Поставивый меня в превеличайшей степень священства и даешь мне возможность видеть самозрачне лице Святой Литургии, которой святые ангелы желают видити. Таким образом священника ставит выше ангелов потому, что он по благолсовению Божию совершает Литургию, которую желают видеть ангелы. Поэтому Ангелы наши духовные друзья. Называть их братьями не совсем верно: они бесплотны, мы пока во плоти. Святые угодники Божии, пребывавшие во плоти, а ныне находящиеся в Царствии Небесном, в первую очередь наши братья и сестры. А ясно, что и весь сомн добрых сил, в которые входят и Ангелы, и Архангелы, и Престолы, и Власти – это всё други Божии, а раз так, то и наши.

Вопрос: - Я работаю по скользящему графику два  через два. Три воскресения я не попадаю в храм. Это как?

о. Александр: - Это в порядке. Надо просто выбрать какие-то дни недели, стараться хоть раз в неделю ходить в храм. М и так все почти воскресные прихожане. Однонедельными. Но если не выходит, выбирать день и быть на службе. Это должно быть нашей внутренней потребностью.

Вопрос: - Долго пытаюсь бросить курить. Лет 40 уже. Бросаю с переменным успехом. Порок этот повторяется после исповеди и причастия. Может, стоит идти в общество, как общество анонимных алкоголиков?

о. Александр: - Обратитесь в первой очереди к совести своей. Курение грех такой и мелкий, но прилипчивый. Здесь просто всё. Курите вы пачку в день, в пост сократите вдвое-втрое. Не удается бросить, но хотя бы прилагайте усилия, чтобы делать это меньше. Преподобный Силуан Афонский говорил, что вы должны для начала понять, что это правда грех. Для этого прочтите перед курением Отце Наш. Потянет курить? Нужно почувствовать, что это плохо. Для курильщика нет рецепта сразу бросить. Сокращайте хотя бы постами. Уменьшать количество. Если Господь увидит Ваши намерения, то дальше найдутся и пути. Думаю, что специальные центры просто не очень эффективны.

Вопрос: - Ходить в храм по воскресениям значит ходить и в субботу вечером? И второй вопрос: если ты ходишь на Литургию, но не причащаешься, то выходит, это некая хула на Господа и Таинство?

о. Александр: - Суббота вечер и воскресение утро – одна служба воскресного дня. Сейчас все меньше людей прибегают к этой дисциплине. В церковном смысле это служба одного и того же дня. Надо бесспорно стремиться к тому, чтобы причащаться за воскресной Литургией. Но это вопрос личной совести, личной потребности, разговора с духовником о том, с какой периодичностью можно причащаться. Для иных удобно и радостно и потребно причащаться ежевоскресно. Кто-то причащается реже. Нужно чувствовать, что это нужно, тогда вместе со священником, который исповедует, найдете необходимую периодичность.

Вопрос: - Есть семья из Луганска, которые живут в Краснодарском крае, которой мы помогаем. Общаемся мы через волонтера вот уже 2 года. Слава Богу, сделали документы им, но встал вопрос с работой. С этим трудно очень. Сколько просят, посылаем. Но вот возникло такое подозрение, что тут что-то не соответствует действительности. И через какое-то время это подтвердилось. Чисто по-человечески обидно…

о. Александр: - А чисто по-христиански надо тут же разорвать отношения. Убежден в этом. Не надо поощрять иждивенчество. Ко мне в храм ежедневно приходят люди, которые говорят, что они из Донецка, Луганска, кто-то правду говорит, кто-то врёт. Но все время требуют. Дайте денег. Чтобы проверить свои опасения, я сказал, что у нас заснежено, помогите убрать вокруг храма. Один просто сказал, что я сошел с ума и проклял. Тут я понял, что нужны живые деньги. Поэтому я возобновляю всем призыв-слова Иоанна Златоуста: милостыня да запотеет в вашей руке. Помощь должна быть осмысленной и лишь тем, кто не вызывает сомнения. Если мы жуликам оказываем помощь, то мы просто пытаемся откупиться от Бога. Храни всех Господь!

Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой:

Другие способы платежа:      

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
9 + 7 =
Solve this simple math problem and enter the result. E.g. for 1+3, enter 4.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦКаталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+