Перейти к основному содержанию

05:17 25.04.2024

Закон номер 572. «Об осуществлении идентификации или аутентификации физических лиц с использованием биометрических персональных данных…»

03.02.2023 15:00:51

Здравствуйте дорогие друзья. 29 декабря 2022 года в России был принят федеральный закон номер 572 с длинным названием «Об осуществлении идентификации или аутентификации физических лиц с использованием биометрических персональных данных…» и так далее. Там много слов. Давайте его название сократим до «О единой биометрической системе». Закон был принят без обсуждения, без обнародования новой редакции, которая появилась только накануне самого голосования поздно вечером, и депутаты проголосовали за закон, который не читали. Сейчас в единую биометрическую систему будут собираться только 2 вида данных: фото лица и слепок голоса.  Депутаты сообщили общественности об этом, как о громадной уступке (см. статья 4). По информации СМИ от комитета Госдумы по информационной политике Александр Хинштейн, который активно продвигал закон, уже заявил, что с 1 сентября 2024 года, правительство сможет расширить список.  Давайте пройдёмся по основным позициям. 

В отдельных случаях законом может быть, установлен порядок дополнительный аутентификации физического лица. Вот, пожалуйста, расширение списка. Это статья 20.  После автоматической обработки биометрические данные называются уже по-другому – «векторами» единой биометрической системы, это статья 3, и тогда к ним уже не применяется положение статьи 11 Федерального закона 152 «о персональных данных» и меры по обеспечению безопасности, это статья 5. 

Обрабатывать и хранить все биометрические данные  будет одна коммерческая компания, обращаю Ваше внимание на слово «коммерческая».  Она называется «Автономная некоммерческая организация «Центр биометрических технологий».  Каждому из нас присвоят идентификатор.  В законе говорится, что это уникальное обозначение сведений о лице, необходимое для определения такого лица, статья 1 пункт 6. Иными словами нам присвоят биометрический опознавательный знак.

Гражданин, зарегистрированный в единой биометрической системе, будет вправе ознакомиться со сведениями о своих согласиях, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью,  усиленной неквалифицированной электронной подписью, простой  электронной подписью, а также отозвать согласие, направить оператору единой биометрической системы требования о блокировании, удалении, уничтожении биометрических персональных данных и/или векторов единой биометрической системы, ознакомиться  со сведениями о предоставленном отказе или отзыве такого отказа, это статья 14. Это положение вступает в силу с 1 января 2024 года, то есть отказаться, получается, и ознакомиться мы сможем только с 1 января 2024 года, а действовать это начинает уже  сейчас.

Согласие на обработку биометрических персональных данных несовершеннолетних,  также отзыв таких согласий даётся законными представителями несовершеннолетнего. Это статья 19. Запрещается осуществление сбора биометрических персональных данных, при которых необходима трансграничная передача, за исключением аутентификации, осуществляемой аккредитованными государственными органами и Центральным банком, статья 21.  Центральный банк может наши биометрические данные, то есть уникальную информацию, передавать за границу. И некие государственные аккредитованные органы тоже могут передавать. Монополисты даже нас не спрашивают, а ведь это наши данные, и с какой стати их собираются передавать за границу?

Предоставление физическими лицами своих биометрических персональных данных в целях, предусмотренных настоящим законом, не может быть обязательным, статья 11. Вот, что нам сказали, когда пытались погасить градус народного негодования, что данные принадлежат только самому человеку, и никто самовольно забирать их не вправе.

Посмотрим дальше по закону.  Статья 12. Государственные органы, органы местного самоуправления, Центральный банк, организации финансового рынка, то есть банки, а далее - иные организации, индивидуальные предприниматели, нотариусы не вправе требовать применения биометрических персональных данных. Мы уже видим игроков. С Центробанком, с  другими банками всё понятно, понятно и  с государственными органами, органами местного самоуправления. Это всё  ожидаемо, но что за иные организации? Что за индивидуальные предприниматели, и какое право получают нотариусы на наши биометрические данные? С нотариусами связано много не очень приятных последствий у граждан… Тем, кто не захочет сдавать свои данные, не должны отказывать в оказании государственной, муниципальной или иной услуги, выполнении государственных, муниципальных функций, продаже товаров, выполнении работ, отказа в приёме на обслуживание, говорится в статье 13. Тем гражданам, кто отзовёт свои данные, или векторы единой биометрической системы, лично или письменно, через МФЦ или банки, будут обязаны блокировать, удалить, уничтожить данные, а гражданину - предоставить письменное подтверждение предоставления такого отказа, статья 16. Всё это вступает в силу с 1 июня 2023 года. Уже видим диссонанс: отзывать данные можно с 1 июня 23 года, а  ознакомиться со сведениями с 1 января 2024. То есть, оказывается, есть серая зона примерно на полгода, когда мы даже не будем знать, где и какие согласия наши там есть, когда они давались мною, или может быть, кто-то за меня. Пока не зарегулирована полностью эта сфера, опасность сохраняется. Есть и ещё одна серая зона.  Данные гражданина будут размещены в единой биометрической системе, о чем его обязаны известить в течение 30 дней в любой форме. Так сказано в законе. И отказаться человек должен не позднее тридцати дней, иначе потом отказ не принимается. А что, если человека известили Почтой России? Ведь предполагается по закону любая форма оповещения.  Известили человека Почтой России, а когда ему придёт извещение? Через полгода, если повезёт, а то вообще затеряется. А что тогда? Только суд. А у суда нет ещё такой практики, что он может решить? Почему создаётся такой ком проблем для граждан, которые даже  не просят создавать эту систему?  Мы прекрасно знаем, что все эти данные уже собираются в регионах. В том или ином виде собирают эти данные различные структуры, камеры на улицах, система транспорта. Эти  региональные системы набрали уже какие-то данные, теперь будут обязаны сдать их в единую биометрическую систему. Для них предусмотрели переходный период, в который данные могут храниться в региональных сегментах - до 1 января 27 года. Опять выходит путаница. Система единая?  Или есть ещё какие-то региональные сегменты, которые аж до 2027 года будут держать данные, о чём говорит статья 10?  А после этой даты оператор регионального сегмента обязан  уничтожить биометрические персональные данные в соответствии со статьей 11, а как он должен их уничтожать? В какой момент после того, как он их передал, или просто должен уничтожить - ничего об этом не сказано.  Очень много в этом законе нестыковок. Все эксперты указывают именно на то, что нестыковок очень много.  Далее: положение Федерального закона не распространяется на проведение оперативно-розыскной, контрразведывательной, следовательской деятельности, оборону страны, обеспечение безопасности государства, охрану правопорядка, реализацию внешней политики, функционирование государственной системы миграционного регистрационного учёта, а также изготовление и контроль обращения документов, удостоверяющих личность и обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия.  Последняя фраза особенно интересна. Обеспечение этого благополучия - это как раз ситуация, которую мы переживали с 20 по 22 год. И что же в таком случае - не будут соблюдаться законы?  А все данные будут собираться  направо и налево?

Статья 9. Силовики, нацгвардия спецслужбы, внешняя разведка, служба исполнения наказаний – все они вправе направлять мотивированный запрос о блокировании, удалении, уничтожении биометрических персональных данных, выдавать сведения в случае и в порядке, которые предусмотрены законом.  Не сказано, какие данные они будут блокировать. Собственные данные? Или данные граждан, которые как-то были неугодны в какой-то степени? Что здесь за механизмы, вообще о чём это, кто это может прочитать? Законодательство всегда  было знаменито тем, что любой гражданин мог понять то, что говорится в законе, это не прецедентная система. И мы видим, что здесь и сейчас отсутствует ясность, наверное, объясняется не только тем, что писали впопыхах, наверное, есть ещё какие-то скрытые цели.  Статья 22 говорит о том, чтобы нас всех успокоить, что будет создан координационный совет по развитию цифровых технологий идентификации и классификации на основе биометрических данных, который будет постоянно действующим органом. Положение о его составе, включающего представителей общественности, централизованных религиозных организаций, экспертного сообщества, будет утверждено правительством Российской Федерации. Интересно кто попадёт в этот координационный совет?  Я понимаю, что те, кто серьёзно обеспокоен, та общественность, которая серьёзно обеспокоена, нарушением прав, граждан, возможно и не попадут в этот совет, но потом от имени совета будут  приниматься решения, и будет говориться, что общественность одобрила. Форма согласия на обработку данных утверждается правительством. Подписанное усиленной неквалифицированной электронной подписью, или простой электронной подписью признаётся электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, статья 4 пункт 5. Друзья, если перевести с путанного юридического на простой житейский язык, то это означает, что биометрия станет паспортом, он, собственно говоря, будет не нужен, потому что Ваше лицо будет всё определять. Зачем вам нужен паспорт? Как у Шарика, если помните, усы, лапы и хвост – вот мои документы. Самостоятельное введение гражданами биометрических персональных данных в единую систему с использованием мобильного приложения тоже предусмотрено, но оно возможно, только если личность уже подтверждена с использованием документа, удостоверяющего личность за пределами территории Российской Федерации, содержащего электронный носитель информации с записанными на нём персональными данными владельца паспорта, включая биометрические персональные данные, это статья 12. Опять же переведём на бытовой язык. Вы сможете воспользоваться мобильным приложением, если вам очень хочется свои данные куда-то загрузить, но сделать это можно, если у вас есть биометрический загранпаспорт, тот, который на 10 лет, и в котором уже все биометрические данные есть. Это касается и тех случаев, если биометрические данные гражданина уже собраны. Вот как раз в региональных сегментах или банках или ещё где-то. И операторы обязаны их разместить в единой системе без получения согласия. Это касается, кстати, и нотариусов. Там тоже об этом говорится, статья 14. Действия по идентификации или аутентификации физического лица с использованием единой биометрической системы приравниваются к паспорту, если требуется документ, удостоверяющий личность, статья 11 пункт 1. Его можно взять из единой биометрической системы, статья 11 пункт 2. 

Перечень угроз безопасности для системы определяется для каждого регионального сегмента с учётом оценки возможного риска. Статья 18, которая вступает в силу с 1 июня 23 года.

Обязательно биометрия применяется при проходе на территории ряда организаций. Это статья 13, которая тоже вступает в силу с 1 июня. Итак, какие же это организации? Обеспечивающие функционирование контрольно-пропускных пунктов, в том числе организаций оборонно-промышленного, атомного, энерго-промышленного, ядерного, оружейного, химического, топливно-энергетического комплекса, проход к объектам транспортной инфраструктуры, субъектам критической информационной инфраструктуры, к объектам с угрозой террористических актов, к режимным объектам, отнесенным к государственной тайне, также к объектам транспортной инфраструктуры городского общественного транспорта, в том числе вне уличного,  также при организации транспортного обслуживания населения, при перевозках пригородами поездами - статья 22. С 1 июня 23 года при организации автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, статья 23 тоже с 1 июня 23 года при перевозках вне уличным транспортным  по региональным маршрутам между субъектом Российской Федерации.  Статья 24 вступает в силу также с 1 июня.  Здесь очень интересно, как могут происходить транспортировки между субъектом, получается, что речь о том, что внутри субъекта производиться транспортировки. 

А также правом сбора и обработки данных для лиц, согласных на эту обработку, наделяются организации финансового рынка, организации и индивидуальные предприниматели. Вот это таинственная триада, но и нотариусы, безусловно.

Хочу вам сказать, что это не первая попытка создания биометрической системы, о первых нужно говорить, ссылаясь на 2014 год. Депутат от ЛДПР Худяков внёс проект Федерального закона, который назывался «О государственной биометрической регистрации в Российской Федерации. Там было предусмотрено больше того: и биометрическая, и геномная регистрация. Нам потихонечку начинают намекать, что неплохо было бы нам ДНК свою сдать, чтобы можно было опознать, если вы потерялись, или, не дай Бог, вас убили, чтобы могли опознать ваше тело и понять, что это вы, а вдруг взрыв или ещё что-нибудь… И без этих данных никуда, потому что они понадобятся повсюду: получение паспорта, замена, внесение изменений, регистрация брака, и тому подобное, регистрация по месту жительства, пересечение границы Российской Федерации в обе стороны, получение водительского удостоверения, регистрация транспортного средства, получение СНИЛС и ННН, регистрация прав собственности на недвижимость, обращение в банк для регистрации ИП, юридических лиц, обращение за госуслугами, трудоустройства, поступления в учебное заведение, учёт посещения, контроля и тому подобное…  Друзья, я специально прочитала этот список, составленный в 2014 году, потому что в этом законе, который мы сейчас обсуждаем, этого списка нет. Но он же где-то предусмотрен?!  Всё перечислено в этом документе - нового ничего не придумывают. И получается, придумают, отложат на время, подумают дальше, продвинут дальше.  В 2017 году в октябре в Сочи проходил международный форум инновационных финансовых технологий «Финополис- 2017». В числе главных спикеров Председатель Центробанка РФ Эльвира Набиуллина, футуролог Брэт Кинг из США и со-основатель и директор по инновациям транснационального консорциума  Дэвид Берч, Англия. Д. Берч: Я не уверен насчет «большого будущего» носимых устройств. Подозреваю, что пассивная биометрическая аутентификация их обгонит. Я говорю о том, что когда вы будете входить, например, в какое-либо кафе, владелец уже будет знать, что это вы! Ему не нужно, чтобы у вас были карты, часы умные – у них есть ваше лицо! большинству стран, включая Россию, необходима улучшенная инфраструктура удаленной цифровой идентификации. Это 2017 год! Нас готовят к тому, что всем сделают тавро – опознавательный биометрический знак, который не подделаешь, не подменишь, чтобы ты был везде видим, учтён, чтобы никуда не дернулся, чтобы не мог решать в своей жизни ничего сам, но только то, что тебе предпишут. А в июне 2017 года СМИ сообщили, что создается национальная биометрическая платформа НБП, создается на базе Ростелекома, будет запущена до конца 2016 года. Но что-то пошло не так, народ упирался, не сдавал свои данные. Стоит напомнить, что правовые основания для биометрической системы были заложены как раз в этом же 2017 году, когда в России вступил в силу закон № 482, тоже с длинным названием «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ…» и это тоже всё было про биометрию. Как только видите длинное запутанное название, знайте, там что-то прячется. В пояснительной записке было сказано, что он создается для поддержания стабильности банковской системы. А вы разве думали, что для вашего удобства? Можно и почитать закон, и проект закона, где находится пояснительная записка. В законе № 482 сказано, что при создании базы Центробанк (как главный хозяин) имеет право получать информацию из МВД и пенсионного фонда, Фонда обязательного медицинского страхования, база будет межведомственной и различные структуры станут собирать биометрию у всех граждан от рождения до смерти. Но у всех да не у всех… От предоставления биометрии, от принудительного сбора, угроза которого над нами всеми сейчас нависла, освобождены тем же законом следующие структуры: представители банковского сектора, негосударственных пенсионных и страховых фондов, спец депозитариев, а также их руководители и лица, под руководством или непосредственным влиянием которых они находятся и другие представители власти. 482 закон, 2017 год. Общество «законным образом» делится на касты. Тут можно многое рассказать, но кто ответственно относится к жизни, хочет разобраться в событиях, я советую обратиться к моей статье от 4 июля 2018 года «Верните мне мою частную жизнь». Статья не новая, но она не потеряла своей актуальности. Можно найти ее на сайте «Семья, любовь, отечество». Там подробный анализ закона, последствия его принятия, с приведением аналитики, как аналогичный закон принимался в индии, как он реализуется в Великобритании, США, и какие последствия это несёт. Закон 482 решает проблему охраны биометрии очень просто. Он перекладывает его на плечи гражданина, который может абсолютно бесплатно передать свои данные банку, а уже для их защиты он должен самостоятельно за отдельную плату скачать криптографическую программу на сайте, адрес которого маленькими буквами укажет ему в соглашении банк. Ответственность банка за пропажу биометрических данных законом не предусмотрена. Эти детали важно знать. В этом законе не говорится потому, что в 482м, а он действующий, определяющий всю ситуацию, все сказано – никто не отвечает за пропажу ваших данных.

Подытожим. Закон 572, свежий, от 29 декабря 2022 года тоже о создании единой биометрической системы, устанавливает запрет на принудительный сбор биометрии и устанавливает право гражданина на отказ, однако, как считают многие эксперты, это право дополняется другим правом - правом государства не оказывать никаких услуг без сдачи биометрии. Мы знаем, что эта технология была уже опробована в случае с формально добровольной ковид-вакцинацией, без которой людей отстраняли от работы без сохранения зарплаты и без учета нарушения прав, которые у нас прописаны в трудовом кодексе, конституции. Это была плачевная ситуация. Как бы она не повторилась. Закон очерчивает большой круг лиц, которые не имеют права отказаться от сдачи своих данных под страхом потери работы. Всё это нам тоже хорошо знакомо по эпопее с куаркодами. Закон ничего не говорит о безопасности сдаваемых данных, ответственности за их пропажу, фальсификацию, компрометацию. Ничего не говорится о том, что список данных будет конечным, о требованиях к тем, кто будет работать с данными, а ведь даже вопрос принадлежности оборудования имеет значение в этом вопросе. В мировой практике данные всегда принадлежат хозяевам железа, то есть самого компьютера, а программисты и вовсе считают их своей законной добычей. Мы все это знаем. Что делать? Тем, кто не готов стать безгласным рабом, стоит, наверное, не сдавать данные или отзывать, тормозить это изо всех сил. У нас есть опыт противостояния куаркодам. Только вот в упомянутый период было много тех, кого называют штрейкбрехерами – предателями, малодушно променявших Богом данную свободу, дар первородства, на чечевичную похлебку комфорта. Что ж, если они и сейчас наперегонки кинутся сдавать свои уникальные невосполнимые данные, а по сути - самих себя, неким хозяевам, то линия разлома общества станет фатальной, невосстановимой, и за ней уже не будет ни спасения души, ни прощения потомков. И выбор как всегда за каждым. Желаю вам осознанности и неравнодушия. Вновь призываю к каждодневной в 22 часа молитве иконе Божией Матери Державная, молитве по соглашению, к покаянию. Мы все прекрасно знаем, в чем нам нужно каяться. Это была программа «Территория семьи» и я, ее ведущая, Людмила Рябиченко. Всего вам самого доброго.

Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой:

Другие способы платежа:      

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
7 + 5 =
Solve this simple math problem and enter the result. E.g. for 1+3, enter 4.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦКаталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+