Перейти к основному содержанию

16:58 20.04.2024

Покаяние - как изменение жизни

20.01.2023 11:03:49

о. Сергий: - Доброго дня, дорогие братья и сестры!
Слава Богу, дожили до Рождества!
Слово стало Плотью, сделать обратно уже нельзя. И наша тема – как соединиться с Богом и не отпадать обратно. Соединение происходит через таинство святого крещения, миропомазания, а дальше пошли жить учиться на своих и чужих ошибках. Жизнь меняется, невозможно обратно вернуться, немного побыть нехристианами. Нельзя делать для галочки, тогда и крестить не стоит.

Иногда на огласительных беседах, которых мне милостью Божией много доводилось проводить, много возникает разного недоумения. Я обычно задаю вопрос, чем крещеные отличаются от некрещеных? А какая разница? Какой плюс? Что меняется? Мы же не святые. И начинается… Верующие, но не до того, чтобы в храм ходить, молиться. Не крестить детей не можем – разве мы нехристи какие? Дети потом сами выберут. А мы как жили, так и будем жить, из принципа меняться не собираемся. Тогда всё формально, понарошку, но здесь же не театр. У нас как раз в вечности происходят серьезнейшие вещи.

Мне сегодня хочется поговорить об изменении жизни, то есть мы много говорим о покаянии. И не перестанем – без него не спасешься. Господь сказал покаяться и веровать в Евангелие. Один способ понять, как быть с Богом – покаяние. Господь пришел призвать не праведников, но грешных на покаяние. Надеюсь, мы все приносим какое-то покаяние, по возможности восстанавливаем чистоту нашей крестильной рубашки – души нашей, которая была исковеркана, испачкана. Или все, что можно сделали для нее, а дальше можно продолжать и не меняться? Или бывает, что мы поменялись, а потом откачка маятника пошла, обратно – как у апостола Петра сказано про пса, который возвращается на свою блевотину. Замечательный образ. Тянет обратно! Формулировку эту я применяю обычно в проповедях. Но есть присказки, какие демоны изобрели или их адепты. Если нельзя, но очень хочется, то можно. Это примерно обозначает то, что у Евы было. Сейчас-то хочется. Змей зря не будет болтать, плоды очень красивые, да наверняка сладкие - попробовать хочется. Купилась она на это. А что потом будет? А!

Сейчас пока Бог не видит же. Его же нет сейчас. Мы забываем, что Бог наполняет всё во всём, как у апостола сказано. Над всем, над малейшим состоянием сердца каждого человека Он стоит. И тогда Он тоже был в курсе, просто свободу нам дает и Себя дает любить добровольно и не предавать. Если нельзя, но очень хочется, то можно – решила Ева, Адам, и вот человечество расхлебывает это. До первого пришествия это точно так и было. Были законы, заветы, но это всё равно завет закона, благодати нет, хочешь – не хочешь, а все равно в ад. Как ни старайся… В надежде только, что потом придёт Мессия первый раз, и выведет наши души из сени смертней, мучений адских. Тела потом, во время второго пришествия, но пока хотя бы души, чтобы они не мучились в ожидании Страшного суда. И вот демоны придумали, чтобы, когда у человека есть желание, они его искушали не думать на тему вредно оно или полезно, что будет после этого. Беру и иду просто. А потом всякие игры ума – придумываю себе оправдания, почему ничего такого в этом нет. И все так делают – ничего страшного. Святое дело. Ну, ты что праведник что ли, немножко же можно? Бог же пока не видит… Мы от Него пытаемся отдохнуть в какое-то время. Так вот это, дорогие мои, не изменения. Это такая попытка договориться с совестью при помощи неких аргументов. При этом люди не опираются на опыт святых, но на опыт соседей, родственников, живущих ныне людей или из прошлого. Они же жили так и ничего. А как это ничего? Откуда мы знаем, чего или ничего? Ин суд Божий. Мы, христиане, знаем, что дальше, что с нас-то спрос капитальный. Наше покаяние деятельным должно быть.

Я не просто так даю такое длинное вступление к сегодняшней передаче. Я захватил с собою книгу «Духовная борьба». Третий том. Слова прп. Паисия Святогорца. Здесь есть глава о том, что покаяние обладает великой силой. Покаяние – скажем на всякий случай, с греческого - метанойя, то есть изменение ума. Отношение к предмету было одно, а стало на 180 градусов другое. Считалось допустимым, толерантным – сейчас ненависть к этому. Возьмем сквернословие. Это считалось нормой. Я застал армию, школу тогда еще, где-то еще в подворотне - будь здоров это цвело. При девчонках это было немодно, хотелось еще выглядеть нормально. И девчонки тоже при мальчишках стеснялись. Моветон всё же был ругаться при людях. Советское время… А потом в 90-е это уже стало нормой. Доходило до того, что Министерство культуры РФ поднимало вопрос, а не узаконить ли нам это дело? Пусть это низкий штиль, но это язык наш, культура, субкультура. Можно ли тут говорить о компромиссе? Пытался я вспомнить множество разных армейских сослуживцев из разных республик наших, разных званий – по-русски некоторые не говорили вовсе почти, но сквернословили поголовно все в совершенстве. Не знаю, почему у некоторых по этому есть какая-то ностальгия, у меня ничего, кроме ненависти лютой. Покаяние в переламывании самого отношения к предмету. Если ты считал это допустимым, то в какой-то момент, когда ты начинаешь учиться молитве, то понимаешь несовместимость этих вещей. Или одно, или другое - на выбор. Или с Богом, или против Него. Его заповедь проста – ни одно гнилое слово да не исходит из уст ваших. Есть вещи, которые у христиан должны даже не именоваться никак. Об этом говорить не надо даже. Табу. Эта мерзость – не проблема, мы ее в православном сообществе даже и обсуждать не можем, у нас не может быть такой проблемы. Мы все одинаково ненавидим это. Разве это допустимо хоть где-то? А иной и не считает грехом крепкое словцо по отношению к кому-либо. Есть у меня ноу-хау. Напомню, если говорил. Люди не могут спокойно за рулем ездить. Предлагаю способ: если соберёшься в какой-то раз занервничать и наругаться на другого водителя, то тогда это всё, что ты ему соберёшься направить (жест, слово, проклятие) ты это адресуй мне, отцу Сергию. Как сделаешь несколько раз, так и подумаешь, что неудобно же. Многие пробовали – помогает. Дорога вообще шикарный тренажер для смирения водителя, пешехода, инспектора. Мы можем со смирением принимать тяготы друг друга. Немощь у человека, помолись за него, дальше поедете спокойно. Братья и сестры, такие же, как ты, ездят по дороге. А то когда ты видишь их оплошности – это ужас, а когда ты сам – ничего страшного. Наше изменение в том, что мы учимся мыслить наоборот. Из «Добротолюбия» такую мысль взяли – к себе построже, к ближним поснисходительнее. Это будет гарантия того, что тебе не до сучков в глазах ближних, а до своего бревна тебе дело есть. Если я в них вижу недостаток, то я его должен проецировать на себя, а не демоны ли меня дергают за мои нервы, чтобы я занервничал, начал переживать? От избытка сердца глаголят уста, сказано в Евангелии. Почему у меня возможно это вообще – иметь это на языке в каких угодно обстоятельствах, если я ненавижу грех и не считаю его совместимым с собой. Это и есть покаяние. Я должен возненавидеть это и считать это невозможным ни при какой комбинации обстоятельств! Злоречивые, сквернословы не наследуют Царствия Небесного. Если я не курю, но курит ближний, то это не значит, что я курю. Помыслы – словно их дым, который в меня попадает. Но я не грешу за компанию, если мне попадает дым. Не осуждаю их, молюсь, чтобы греха у них не было. Господь как-то вмешивается потом Сам. Верую, Господи, что Ты меня слышишь. Каждый день, изо дня в день. Прошу милости для ближних, которые во грехе находятся. Но лучший способ к этому относиться – игнорировать. Я занят делом и мне не до них. Я неслучайно принес третий том книги Паисия Святогорца. Может ли человек подвизающийся жить в покаянии всю жизнь, спрашивала у старца одна монахиня. Святой отвечал, что подвизаясь правильно, человек видит не свое преуспеяние, но одни лишь падения, и живет в постоянном покаянии. Он не знает, что в начале боролся с одним бесом, а сейчас, может быть, борется с целым бесовским полчищем. Ведь чем с большей силой человек старается искоренять из себя страсть и находить в себе добродетель, тем больше врагов собирается вокруг корней этой страсти, тянут за них вниз, мешают подвижнику ее искоренять. Тогда человек весьма преуспевает, несмотря на то, что не видит преуспеяния. И так человек может жить, пока не умрет. Он может не видеть своего преуспеяния, думать, что раз он падает, то это значит, что он духовно топчется на месте, однако в действительности такой преуспевает, потому что он непрестанно преумножает борьбу и сражается с большим числом тангалашек.

А если человек приходит на исповедь, как «больной», у которого ничего не болит, ко врачу, то смысл его обследовать? Прочитайте, просит, разрешительную молитву? У тебя же нормально, ты не собираешься ничего менять, ничего у тебя не болит. А если хочешь соединяться с Господом, иди, ищи, чего у тебя побаливает. А разве надо меняться? Не достаточно разве просто списочек принести? Нет, дружище. Покаяние – изменение отношения к предмету. Это строгость Евангелия. Хочешь быть с Богом – соблюдаешь заповеди, не хочешь – не соблюдаешь. Твоё дело. Свобода полная!

Вопрос: - Трудно не поддержать вас во взгляде на сквернословие. Мы давно прилепились к духу православному. С людьми, которые используют эти бесовские слова, говорим и увещеваем, чего только не пробовали – ничего не действует. Есть призыв ко всем вдумываться в слова, что они говорят. Небесная красота русского языка да не будет попрана от скота, так говорил Ломоносов.

о. Сергий: - Спасибо за поддержку. Как и заповедал апостол, все мы должны говорить одно. Грех должен называться грехом. Нужно придумываться к словам, смотреть, какое слово уместнее, лучше подходит. Благодарен я своему педагогу в университете, которая меня научила смотреть вглубь. Отношение к языку помогает и Писание изучать. А вообще ничего просто так не бывает. Всё пригождается. Со временем понимаешь ценность настоящего чистого. Я на это жизнь кладу, в школу езжу Божией милостью – битва за языки, битва настоящая. А что касается избавления от страсти сквернословия, то без Бога от нее избавиться невозможно. Когда страсть ты возненавидел, принес покаяние на исповеди, когда прочиталась разрешительная молитва, то ты получаешь освобождение от рабства, в которое ты сам себя и загнал. Ты предоставил душу первый раз греху. Как ты докатился до такой жизни? А все с первой рюмки началось. А если ты ее не попробовал, то ты слабак, маменькин сынок, конечно, но ты не согласился, устоял. Молодежи современной в таких ситуациях, когда говорят, что ты слабак и все прочее, я даю такой инструктаж – говори просто: мне не по совести. Всегда отстают. Сами пейте, что хотите, гуляйте, теряйте девство, но меня не трогайте, я не хочу в грязь окунаться. Разве я не насмотрелся, какие несчастные люди становятся, срывают запретный плод, а потом изгоняются из рая, потом Церковь им не нужна, ничего не нужно, битва, бунт, чёрное становится белым и наоборот, цепляется одно за другим… Если ребенок слушается, разве педагогично его наказывать? Есть смысл вести себя хорошо.

Вопрос: - Как нам в современном мире тотальной лжи и фейков в СМИ сохранить чистоту души?

о. Сергий: - Наш Радонеж не такое СМИ, кстати. И еще я знаю – у нас, христиан, есть Истина. Зачем нам мучиться из-за того, что нам пытаются врать? Оставаться человеком трудно, когда ходишь по грязи. Если в море лжи хочется найти правду, то закопаемся и станем скорее всего осуждать, верить хоть чему-то. Верить частично смысла нет, а оптимально – просто надо молиться. От этого толка есть, а от переживаний? Люди вообще сильно переживают за всё: будущее, друг за друга… - за весь мир. В СМИ можно много прочитать и услышать, чего нужно бояться. Нам всё пытаются что-то рассказать, а ведь давно уже апостолы и святые и Сам Господь нам все сказали. Мир во зле лежит, вы не от мира. Вы сегодня Бога благодарите за то, что есть. Будьте благодарны Господу. Если Он детей дал, то уж как-нибудь Он позаботится о них. Вы молитесь и делайте так, чтобы в вашем доме был мир. То, что зависит от вас, делайте. Чтобы твоя жена, дети, близкие не хотели на стенку лезть, потому что ты так переживаешь за весь мир. Если ты министр обороны, то не можешь не думать. Это дело твое. А если ты ни на что не можешь повлиять, то молись. Это главное. Искоренить сквернословие значительно сложнее, чем переживать за миллионы судеб людей. Миллиарды людей вообще очень легко любить, а вот собственную тещу, одноклассницу – сложнее… Ты настолько глобально мыслишь, что не до мелочей. А на самом деле только маленькое это и имеет значение. За твою одну душу идет битва настоящая как раз при помощи обработки тебя ложью, враньем, клеветой. Будем говорить без иностранных слов, раз уже мы боремся за чистоту своего языка.

Вопрос: - Нужно больше говорить, петь, вспоминать о рождении Христа Бога! Не забывать о самом главном в этом чудном событии, особенно в эти святые дни! Если мы не поём Христу во время Святок, то уподобляемся тем жителям Вифлеема, которые не приняли Божию Матерь и Иосифа, не увидели главного. Пока мы будем рассуждать о высоких материях, пропустим самое главное событие, вместо того, чтобы в простоте сердца петь Богу!

о. Сергий: - Надеюсь, что это не относится к нашей программе, которая, кстати, называется «Вне времени» и касается именно высоких материй, покаяния, жизни во Христе. Думаю, Богомладенца не обижает, что мы говорим о высших материях. Мы продолжаем битву за сердца, души людей против демонов, которые ненавидят наши праздники и крайне бы не хотели, чтобы мы поднимали такие темы. Сквернословие – язык демонов, они очень любят, когда им молятся, с ними общаются на их языке. А они ведь еще знают, что сквернословы не наследуют Царствия Небесного. Поэтому так трудно избавляться от греха этого. Поэтому, думаю, наша сегодняшняя тема весьма тесно относится к празднику Рождества, чтобы мы языками своими не оскорбляли праздник, если уж славить не умеем. Против колядок я тоже ничего не имею. Но всё зависит от того, как ты живешь. Есть много такого – в детстве колядки, а потом ничего этого не надо, сказки всё. Просто праздник. Рождественские распродажи и всё прочее. А мы в передаче как раз говорим о Христе и Его святых заповедях. Так и будем продолжать, и ценить время. И никогда не лишне говорить о покаянии.  

Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой:

Другие способы платежа:      

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
1 + 2 =
Solve this simple math problem and enter the result. E.g. for 1+3, enter 4.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦКаталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+