Перейти к основному содержанию

08:31 25.04.2024

Сергей Дебижев: кино - это оружие массового поражения

25.11.2022 11:26:55

«Раскаленный хаос», «Крым небесный», «Святой архипелаг» - лишь некоторые из недавних работ режиссера Сергея Дебижева, отмеченные самыми высокими наградами на самых престижных фестивалях. С. Дебижев - член экспертного Совета Министерства культуры России по кинематографии, член Союза кинематографистов и Союза художников России. Кинематограф привлек профессионального художника возможностью общения с огромной аудиторией. «Святой архипелаг» этим летом завоевал Гран-при ММКФ. Автор надеется, что фильм будет иметь серьезное значение, потому что общество только сейчас стало задумываться о роли русского мира, о роли русской цивилизации. О том, что нужно выбрать, на какой ты стороне. Если ты на стороне тьмы, то тебе все легко достается – деньги, власть, влияние, алкоголь, наркотики… А если ты на стороне Света, то ветер встречный, тебе приходится преодолевать сопротивление, духовно расти, преодолевать самого себя.

А.Арендаренко: Наша беседа посвящена фильму «Раскаленный хаос», фильму о катастрофе 1917 года. В свое время этот фильм завоевал главный приз нашего фестиваля «Радонеж». Кино - Ваша вторая профессия?  Почему этим решили заниматься?

С.Дебижев: Я отдаю себе полный отчет в том, что кино - это оружие массового поражения. На нем лежит и вина большая за то, что кинематограф натворил с традиционным искусством вообще. Вместе с тем кино - это огромная ответственность, коль скоро оно в нашей жизни играет важную роль. Творцы должны осознавать степень ответственности перед зрителем. Я считаю для себя так: если ты не замесил это всё на своей крови, если ты не находишься в состоянии ответственности, то нечего и браться за это. Если твой фильм не несет по-настоящему важное, нужное, совершенно необходимое людям, то не нужно тратить на это ни средства, ни энергию, ни свои силы, ни силы других людей. К сожалению, сейчас кинематограф снова вернулся к такому аттракциону, с которого он и начинался. И, вероятно, иначе и быть не могло. Но всё же кинематограф общается с большими аудиториями. По этой причине я им и занимаюсь. Беседа с большими аудиториями о вещах сущностных и важных - это то, чем стоит заниматься. Что касается того, что делаю я - вот картина «Раскаленный хаос» посвящена тем катастрофам, которые произошли в нашей истории и не только в нашей. Мы прекрасно понимаем, что события 1917 года повлияли на развитие всей европейской цивилизации. Последствия этого мы переживаем до сих пор. Это важно, и не сказать об этом невозможно. Не проанализировать прошлое, которое нас до сих пор удерживает от будущего, мы не имеем право. Мы должны разобраться, что тогда произошло, выработать определенное отношение к тем событиям, и только тогда мы сможем разобраться в том, каким мы видим собственное будущее, будущее нашей страны и мира в целом. В каком историческом опыте мы можем найти те путеводные звезды, которые нам помогут сформировать это будущее? Без этого мы так и будем стоять на паузе, топтаться на месте. Да, мы может быть мы более-менее сейчас расправляем плечи, понимаем, что да, необходимо вновь собирать русский мир, империю, набирать энергию. Может быть, Россия - единственная страна в мире, которая в состоянии прийти в себя и как-то повести за собой другие страны. Но время неумолимо работает против нас. И мы просто должны сконцентрироваться и на государственном уровне принять решения, которые позволят нам в это будущее, наконец, отправиться. Невозможно так долго стоять на месте.

А.Арендаренко: В любой аудитории, когда мы общаемся, заметно, люди разделяют взгляды одни и те же. Но как только разговор касается болевых точек, того же взгляда на 1917 год, на то, куда мы идем сейчас, вдруг вижу, что люди, которых я считала за своих, оказываются по другую сторону баррикад. Хотя мы и ввели праздник «День национального единства», но совершенно ни на йоту к этому единству не продвинулись. И как раз все события, я имею в виду культурные события, а скорее их можно назвать субкультурными, об этом свидетельствуют - насколько мы разобщены. Действительно многие из этих прекрасных картин, которые сегодня здесь называли шедеврами, а я абсолютно отношу это и к вашему фильму, пока вне общественного пространства. Вас это не смущает?

С.Дебижев: Меня смущает разномыслие по поводу серьезнейших событий в нашей истории, фигур. Меня смущает, что государство до сих пор не выработало внятного отношения к этим событиям и фигурам. Конечно, мы находимся под давлением фантомов, мифов, которые были сформированы при советской власти по поводу революции, устройства человеческого бытия. С другой стороны, оковы этих мифов сменились другими оковами - европейского псевдолиберальных, псевдодемократических концепций, которые у нас приняли деструктивные формы, потому чсо плюрализм может быть и хорош до определенного момента, но когда он превращается в толерантность, когда мы принимаем любые точки зрения и говорим, что они все имеют право на существование... Я считаю, что не все. Невозможно нормальное развитие культуры, искусства, государственной политики без введения разумной гармоничной цензуры, например. Если не ставить барьеры, которые в человеке по умолчанию заложены Создателем, связанные с моральными законами, то начинается вседозволенность. К чему она ведет? К абсолютному духовному разврату и падению. Существуют определенные правила человеческой жизни, их надо учитывать. Государство, особенно наше, во многом патриархальное, еще до сих пор сохранившее в себе понимание и любовь к традиции, не должно открывать двери для этой бесовщины, которая отовсюду идет. Надо сказать, что корни бесовщины этой лежат в частности в русской революции, которая была не русской, и по сути не была революцией вовсе. Назвать вещи своими именами кто-то должен был, я посчитал совершенно необходимым в полный голос высказаться по этому вопросу. Это не только то, что думаю я. Я постарался как можно меньше давать своих суждений, но сформировать весь массив и закадрового текста, и всю ткань фильма на основе воспоминаний, цитат, умозаключений тех, кто был свидетелем этих событий, кто смог проанализировать исходя из собственного жизненного опыта, что за катастрофа произошла в нашей стране, какие заговоры, накладываясь один на другой, привели к этим катастрофическим последствиям. Наш фильм не только отвечает на исторические вопросы, но и ставит новые, связанные с тем, в каком историческом опыте нам искать наше будущее. На какой исторический опыт необходимо опереться. Нельзя просто взять и придумать его. Это вещи серьезнейшие, которые должны анализироваться на самом высоком уровне. Наша страна привыкла к тому, что ко всяким датам и юбилеям мы только и начинаем важные разговоры. Но увы, в этом году не произошли те важнейшие обсуждения на высоком уровне, которые должны были случиться. Такие фильмы как «Матильда», конечно, оттянули на себя энергию, потенциал возможный этих разговоров, и это перешло в пустой звук. Это вещи важнейшие, не додумываться об этом нельзя, не ответить на эти вопросы нельзя, потому что пока мы на них не ответим, мы не в состоянии понять, что делать дальше.

А.Арендаренко: Да, мы же говорим «ИГИЛ», добавляем обязательно – «запрещенная в России» - мы понимаем, насколько это опасно. Почему же идеологически опасные губительные вещи не замечаем, или говорим о том, что не надо трогать, иначе это цензура? А ведь душа гибнет! Это может быть даже хуже, чем гибель тела. Согласна с Вами. Фильм Ваш сделан великолепно. Настолько это потрясающе, настолько точно все расставлено - против не попрёшь - вот факты. Это все сделано так высокохудожественно и профессионально, просто низкий поклон. Уверена, что фильм этот выйдет в широкий прокат. Думаю, что сегодня думающие учителя истории просто обязаны показывать его на уроках истории. Пока еще напишут новые учебники... А это искусство большой поражающей силы, с другой стороны - большое впечатляющее воздействие на умы и сердца. А фильм обращен и к уму, и к сердцу, и душе. Есть ли возможность его увидеть?

С.Дебижев: У нас есть опыт распространения наших фильмов. Наш последний фильм «Последний рыцарь Империи», о русском мыслителе Иване Солоневиче, имел достаточно счастливую судьбу. Он дважды был в самое рейтинговое время показан по каналу «Культура». Новый канал Царьград это все будет показывать. Мы сейчас возим картину по стране. Нас приглашают в самые разные города. У меня возникло тяжелейшее расписание этих поездок. 25 октября была большая премьера в Новосибирске. Нашим фильмом был открыт новый прекрасный кинотеатр. Только что я вернулся из Калининграда, где тоже была большая премьера. У нас было турне по Крыму. Пять городов, лучшие залы, широкая реклама, присоединилось и правительство Крыма, Министерство культуры, Ялтинский экономический форум организовывал это всё. Это было проведено на самом высоком уровне. У меня есть контакты с Министерством культуры на этот счет. Наш фильм будет роздан тем деятелям культуры, духовенству, которые участвовали в этих мероприятиях, связанных с 17 годом. Понятно, что, как только он пройдет по телевидению, в ограниченном прокате, мы его сразу выложим в интернет и попытаемся, чтобы максимальное количество людей посмотрело этот фильм. В этом смысле у меня в отличие от многих документалистов сложился определенный опыт продвижения фильмов. Это одна из частей деятельности кинорежиссера. Уметь не только сделать фильм, но и его продвинуть. Хотелось бы, чтобы Министерство образования заинтересовалось, но не только просто нашим фильмом. Оно должно понимать, что многие вещи людьми, и особенно детьми, воспринимаются на визуальном уровне. Нужно им скорректировать саму подачу материала. Нужно больше показывать детям, нежели им рассказывать. Если дети по истории проходят какой-нибудь халифат, то они и по географии должны его проходить, и фильмы подобные смотреть, и так по любому поводу. Хотелось бы большей активности со стороны государства по продвижению ярких проектов, заметных. На сегодня всё это отдано на откуп бизнесу. Что приносит прибыль, то и показывается. А прибыль приносит то, что работает на темных инстинктах человека. К сожалению, плоды этого мы пожинаем. Если дальше так будет, то эта некая американская квазикультура, которая мучает мир уже достаточно давно, и удаляет человечество от идеала, путает его вообще, его понимание того, как устроен этот мир, так и будет это продолжаться. Если этому не поставить барьер, в том числе цензурный.

А.Арендаренко: Поддержкой национального кинематографа, мастеров, которых у нас много. У нас много талантливых людей! Мы каждый раз убеждаемся в этом на нашем фестивале. Не можем не радоваться. И зачем нам этот мусор, эта грязь? Многие страны Европы уже ставят этому заслон, понимая, насколько это губительно для национального сознания.

С.Дебижев: О них говорить трудно. Европейские страны пострадали больше чем мы. Мы какое-то время полностью были закрыты от внешних влияний. На нас это в перестройку обрушилось, но у нас существует определённый национальный код, культурный код, который еще жив, и который вполне в любой момент можно возродить. Отношение государства к документальному кино должно измениться. Конечно, должны возрождаться студии документальных фильмов с тем, чтобы государственный заказ у них был, определённые условия работы. Ресурсы и авторы конечно есть. Другое дело, что они в муках одиночества. Каждый старается на своем участке пролить свою кровь, но она не востребована в результате - вот вся беда. Но по сути ситуация, которая сейчас сложилась с европейской цивилизацией и в России в том числе. Это не надо путать. Национальные культуры отмирают. На их место пришла эта квазикультура, которая культурой по сути и не является. Искусство традиционное отменено практически полностью. Кинематограф превратился в проводник демонических идей. От этого больше всего страдают дети, потому что полностью бесконтрольно вываливается на них шумовая негативная монстроидальная информация, крайне выразительная, между прочим. Зло значительно выразительнее добра, гораздо проще человека подсадить на отвратительность, чем повышать его духовный объем. Суть этого в том, что произошла в какой-то момент подмена целей искусства. Как говорил Аристотель, цель искусства - катарсис. Если раньше искусство возвышало человека, в горний мир его продвигало, рассказывало ему о волшебстве и фантастическом устройстве этого чудесного мира, о том, каково его место в нем, ограждало его от скверны, то сейчас все выходит наоборот. Искусству отведена такая маргинальная роль критика цивилизации. Искусство это же не журнал «Крокодил». У него совершенно другие цели и задачи. И не использовать государству такой мощнейший рычаг воздействия на человека, отдать все этому бесчеловечному хищному бизнесу - это безобразие. Непонимание этих вещей меня очень беспокоит.

А.Арендаренко: Это преступление против своего народа, нации. Мы когда говорим государство, имеем в виду министерства, исполнительную и законодательную власть, но как говорил один монарх, государство - это мы.

С.Дебижев: Надо понимать, что мы сейчас находимся на судьбоносном этапе становления нашего государства. Да, нам повезло, у нас есть сильный лидер, облеченный доверием, харизмой, вразумляемый как мне представляется Божественным Провидением, независимо от окружения. Но что дальше? Нужно начать отвечать на этот вопрос. Почему до сих пор мы не понимаем нашего будущего. Никто не вечен на земле. Какой следующий будет шаг, какое будет государственное устройство, какую страну мы строим, что это будет за будущее? Эти вещи должны быть сформулированы на самом высоком уровне. Четко, ясно, ярко, объемно, чтобы все, а не только какие-то умники или люди в больших кабинетах себе представляли. Понятно, что диагноз мы поставить можем, но нужно выработать шаги к лечению, понять, что будет происходить после выздоровления. Не задумываться об этом нельзя. Нельзя не обсуждать. Нельзя замалчивать и думать, что тут есть еще какие-то люди, которые должны когда-то умереть, и только после этого мы вынесем Ленина из Мавзолея, или начнем переименовывать улицы, которые до сих пор названы именами сатанистов, убийц, предателей, террористов. До сих пор мы по ним ходим, живем на них, они записаны у нас в паспортах. Целые города называются их именами. Уже даже в самых высших эшелонах власти с этим наступила ясность. И продолжать на это закрывать глаза - нельзя! Пришло время для больших серьезных решений. Все их ждут.

А.Арендаренко: Ваш фильм в этом смысле и фильм-диагноз, и фильм-предупреждение. Многие историки и просто люди проводят параллели нынешней ситуации с 17 годом.

С.Дебижев: Она совершено не менялась. Как были наши идеологические противники тогда и сейчас, в будущем будет то же самое. Нужно понять, что это общее место. Просто нужно определённое отношение к этому окружению. Не циклиться на этом. Мы научились справляться с этими вызовами на международной арене, понимать конфигурацию и как себя вести. Но если не поднять энергию внутри собственного общества, если не начать процесс постепенного превращения народонаселения снова в народ, мы не сможем решить ни внутренние задачи, ни внешние. Это яснее ясного. Большие ожидаемые решения должны последовать в самое ближайшее время. Не дай Бог сменятся 2-3 поколения и мы столкнемся с неучами, лишенными рода и племени, традиций, столкнемся с тем, что они придут к власти. А сейчас еще тот момент, когда еще можно это преодолеть. Не сделав это, мы рискуем остаться у разбитого корыта.

Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой:

Другие способы платежа:      

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
3 + 7 =
Solve this simple math problem and enter the result. E.g. for 1+3, enter 4.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦКаталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+