Перейти к основному содержанию

22:03 09.12.2022

Отношение Русской Православной Церкви к разводу

21.11.2022 11:34:42

Я уже обещал вам в одной из наших программ, где мы говорили о разводе, что я подробнее, не торопясь, расскажу об обстоятельствах, в которых Церковь может признать брак, как это говорится в современных документах, утратившим каноническую силу. Необходимо помнить, что в Писании было сказано однозначно о недопустимости развода: что Бог сочетал, то человек да не разлучает. И это для нас, христиан, на все времена заповедь, которую мы должны стараться хранить. Начну я именно с этого, с отношения к тому, насколько сам по себе развод является допустимой формой жизни. Традиционно в течение тысячелетий брак рассматривался как нечто столь же нерушимое, как и другие семейные отношения. Мы не можем поменять отца или мать, даже если нам не очень нравится, то, как складываются наши отношения. И невозможно себе представить в нормальной ситуации, что мы отказываемся от своих родителей, и заводим себе других. То же самое невозможно себе представить, если бы мы отказывались от своих детей и сдавали бы сына-двоечника в детский дом, а оттуда брали бы отличника, потому что с этим вместе мы уже больше жить не можем. Нас замучили учителя, которые вызывают нас на родительские собрания. И вот мы его решаем сдать в детский дом. Оттуда берём нормального хорошего ребёнка. Всё-таки даже для современного уже далеко не христианского ни церковного сознания это ситуация продолжает оставаться недопустимой - родственников, поменять невозможно.

При этом мы понимаем, что есть ситуации, когда даже с близкими родственниками отношения разрываются. Складываются обстоятельства так, что продолжать общение с братом сестрой родителями или детьми оказывается попросту невозможным. Я сейчас не буду перечислять эти случаи, они на самом деле очень похожи на те случаи, в которых в Церковь признаёт возможным расторжение собственно церковного брака, или, как ещё раз его называют, признание утратившим каноническую силу. Мы можем прекратить общение с теми или иными родственниками, потому что дальнейшее продолжение общения практически невозможно. При этом мы понимаем, что даже если это произошло, то всё-таки мы стараемся спустя какое-то время это общение возобновить, а те проблемы, которые привели нас к разрыву, каким-то образом разрешить. А почему так происходит? Почему отношение такое разное: развестись с супругом можно, а развестись с родными нельзя. Связано это в первую очередь с тем, что родных мы не выбираем. Они нам достаются, мы рождаемся, и родители даются нам конкретно Богом: Господь нас определяет в какую-то семью. И вот у нас есть наши мама с папой, и особых вопросов, почему с ними нельзя разводиться, не возникает. При этом с супругами очень похожая ситуация. Было и в отношении брака. До недавнего времени, мы говорим о сроке лет 200 для дворянских семей, а для семей попроще этот срок исчисляется последними десятилетиями, максимум столетием, человек себе не выбирал супруга, но выбирали его родители. Вспомним моего любимого Евгения Онегина:

«Мой Ваня моложе был меня, мой свет, а было мне тринадцать лет. Недели две ходила сваха к моей родне, и наконец, благословил меня отец. Я горько плакала со страха, мне с плачем косу расплели, да с пеньем в Церковь повели. И вот ввели в семью чужую...». Это рассказывает няня своей, влюблённой в Онегина, Татьяне о том, как происходила её брачная жизнь, как она начиналась. Муж жена тоже воспринимались, как данные друг другу Богом. Это то, что человек сам не выбирал. Это от чего он впоследствии не мог отказаться, точно так же, как человек не может отказаться от близких родственников. Сейчас ситуация поменялась: родителей, мы по-прежнему не выбираем, да и детей мы тоже не выбираем. К сожалению, в нашей культуре сейчас мы можем принять решение о не рождении детей, об оставлении их в детском доме, но всё равно хотя бы для православного сознания это воспринимается как грех, как некое преступление, неправильное и недопустимое. Нам проще принять и наших родителей, и наших детей, и наших братьев и сестёр такими, какие они есть. А вот жену или мужа последнее столетие, мы всё-таки выбираем. По крайней мере, нам так кажется. Нам кажется, что мы сами выбрали, с кем вступить в брак. Я сейчас не буду уделять много времени тому, чтобы объяснить, что это иллюзия. А это действительно иллюзия, поясню на маленьком примере. Представьте себе, что вы учитесь в классе каком-нибудь, где 25 человек. Половина девочек и половина мальчиков. В норме, если у нас всё хорошо с головой, то, наверное, трое девочек нам будет нравиться. Я сейчас рассуждаю с позиции мальчика. Но происходит, что примерно 30% лиц противоположного пола нам потенциально нравится. Нормальная симпатичная весёлая девчонка, вслед которой я оглянусь посмотреть, не оглянулась ли она, чтобы посмотреть, не оглянулся ли я. При этом, если считать, что мы говорим о трети, то получается, что четырем девочкам, вероятно, нравлюсь я. Примерно пополам выходит. При этом две заняты уже кем-то другим, они находятся уже в своих каких-то отношениях, и в итоге остаётся одна, хорошо, если она вообще есть. Это именно та самая одна, с которой у вас возникнут какие-то дружеские школьные отношения. Ты думаешь, что ты выбирал из девочек вообще всех, которые живут на белом свете, ту самую единственную, с которой ты хочешь ходить, провожать её после школы, носить портфель. Здесь простая математика! Она показывает, что и выбора-то у тебя никакого не было, что это была единственная девочка, с которой у тебя были хоть какие-то шансы. То же самое происходит и во взрослой жизни - мы ничего особенного не выбираем, и, подчеркиваю, это не наша сегодняшняя тема, но чисто психологически у нас есть ощущение, что мы что-то выбираем. А раз мы выбираем, то, значит, выбор всегда ставит нас перед вопросом - нравится или не нравится? Представьте себе, что вы в магазине выбираете себе сыр. Взяли немножко, пробовать не дают, вы не будете сразу покупать 2кг. Вы купите немножечко, придёте домой, попробуете, а если не понравилось, то в другой раз этот сыр уже и не возьмёте. Это касается всего: выбор подразумевает, возможный отказ от того, что мне не нравится.  

Это мощнейшая бомба, которая лежит в основании всех идей о разводе. Если я всё-таки человек православный и внутри себя чувствую себя именно таким, то по большому счёту, несмотря на все мои выборы и потуги, я должен себе признаться, что муж или жена даётся мне Богом точно так же, как мне даются мои родственники. Механизм здесь вроде бы чуть-чуть другой, он не совсем биологический, и это не результат слияния чьих-то клеток, передачи генов, а на самом деле - тот же самый: муж или жена даётся мне Богом для того, чтобы я с ним или с ней жил шёл по жизни, утвердил это своё желание заключением брака, венчанием, чтобы перед Богом и людьми дать, по сути, обещание хранить любовь и верность даже до гроба, и потом с этим человеком в радости и горести, здравии и болезни, богатстве и бедности, как говорится, в западной формулировке, пока смерть не разлучит нас. Вот так необходимо относиться к своему браку. Супруг - человек, которого дал мне Бог, и не в моей власти и не в моём праве, за исключением каких-то тяжёлых ситуаций, о, которых мы сегодня поговорим попозже, из этих отношений выходить. Это должно быть аксиомой. Вместе с тем для того, чтобы лучше понять, что вообще происходит дальше, очень важно ответить себе на вопрос, и нам это будет важно в контексте разговора о церковном разводе, поговорить о том, как браки заключаются и как они разрушаются. Это действительно вопрос очень важный, кто заключает брак и кто этот брак расторгает?

С одной стороны есть представление о том, есть и расхожее высказывание, что браки совершаются на небесах. В советское время многие люди не верили в Бога, но всё-равно придерживались именно этой формулировки. Люди имели в виду то, что это нечто сверхчеловеческое. Человек посылается Богом, и в этом смысле брак совершается на небесах. Но всё-таки решение и принятие на себя ответственности совершаются будущими  супругами - брак заключают мужчина и женщина. А что делает государство? Государство брак регистрирует, а Церковь венчает. А если люди живут вне государства? Например, они вдвоём оказались на необитаемом острове и они оба неверующие. Они могут вступить в брак всё равно? Что это будут за отношения, и чем они будут отличаться от блудных отношений? А как раз вот этим самым словом «свободные».

Это значит, что они будут не свободны. Давайте проведём мысленный эксперимент. Представьте себе, что пара атеистов оказалась на необитаемом острове. Мужчину и женщину выбросило туда во время кораблекрушения. Могут ли они вступить в брак? ЗАГСа нет, нет священника, который им на самом деле не нужен, потому что они атеисты, - могут ли они вступить в отношения не блудные, не те, которые будут признаны каким-то грехом? И чем будут эти отношения отличаются от грешных блудных? Ответственностью и обещаниями! Если эти два человека на необитаемом острове пообещают друг другу любовь и верность даже до гроба и назовут друг друга супругами, то они и будут мужем и женой. Но мы все не живём на необитаемом острове, и, как только появляются дополнительные условия к проживанию, то и к браку появляются дополнительные условия. Если на этом острове есть третий человек, которого тоже выбросило штормом, что ещё должны сделать эти двое для того, чтобы вступить в брак? Они в обязательном порядке должны проинформировать третьего человека, сказать ему, что мы теперь муж и жена. И ты пойми эту ситуацию, что ты больше не в состоянии конкуренции за эту девушку, и принимай нас как семью. Мы с тобой готовы дальше дружить, но мы супруги, а не просто некая непонятная временная пара. Если на этом острове появляется племенное или государственное образование, то для того, чтобы это сожительство было признано браком, надо не только поставить его в известность, но и каким-то образом зарегистрировать. Есть письменность, есть ЗАГС? Важно совершить некоторые действия с тем, чтобы всё это общество-племя-группа признали ваш статус мужа и жены. Если вы верующие люди, то для того, чтобы ваш Брак был назван браком, вы должны получить некую санкцию, с ней совершить религиозный обряд в зависимости от того, кто Вы по вероисповеданию. Если вы какие-нибудь индонезийские каннибалы, то может быть, Вам нужно съесть троих для того, чтобы ваш брак вступил в силу. А если вы люди православные, то вам необходимо провести венчание, и в этом смысле ваш брак будет не только браком земным, но и приобретет характер Таинства и благодати Божией на вашей семье.

Я так много времени в нашем разговоре посвятил расторжению брака, вопросу заключения брака именно для того, чтобы легче было понять, почему Церковь так или иначе рассматривает те или иные аспекты расторжения брака. Итак, брак заключают мужчины и женщины. Государство, ведь мы живём не на необитаемом острове, регистрирует этот брак.  На Соборе в декабря 2017 года был принят документ «О канонических аспектах церковного брака». Было утверждено, что брак для неверующих людей, если они не обвенчанные, Церковью признается не грехом, но является тоже браком. Но если православные люди по той или иной причине не венчают свой брак, зарегистрированный в государстве, то возникает вопрос - почему? Что препятствует это сделать? Здесь есть как раз такая ловушка, на которую падают некоторые современные известные очень проповедники, приехавшие к нам с Украины. Предлагают, а давайте мы не будем торопиться венчать брак. А вдруг он у вас не состоится. А вдруг вы не сможете жить нормально? А вдруг у вас что-то не заладится, и тем самым, если мы обвенчаемся, мы позволим браку быть профанацией таинства. Поэтому вы живите, привыкайте друг ко другу, убедитесь что ваш брак состоялся, а тогда уже через какое-то время повенчаетесь. На мой взгляд, это глубокая и серьёзная ошибка, как в том анекдоте про сумасшедший дом. А ещё нам бассейн построили, когда мы плавать научимся, - обещали воду дать. Для православного христианина всё-таки невенчанный брак не может быть признан полноценным нормальным браком. Я не считаю остальных ненормальными, но мне кажется это неправильным, если люди откладывают венчание, обычно стараются совершить И то и другое в один день. Вот совсем недавно мне пришлось увенчать такой брак. У людей регистрация была назначена на четверг, но в четверг не венчают, поэтому они перенесли регистрацию на пятницу, чтобы всё-таки в пятницу обвенчаться. Я знаю семьи православные, которые заранее регистрировали свой брак. Просто пошли в ЗАГС в джинсах зарегистрировались, не считая себя при этом мужем и женой, поскольку ЗАГС это не заключение брака, а потом венчание приглашали гостей. И, кстати говоря, в римском праве при заключении брака в обязательном порядке, полагался брачный пир. Собственно, брак заключался с обязательным застольем, с обязательным публичным объявлением себя мужем и женой на этом самом застолье. В Византии венчание было необязательным до 11 века, можно было просто получить благословение священника на. Не упускайте из виду этот факт те, кто считают, что они могут брак заключить вдвоём пойти в ЗАГС, а потом вдвоём обвенчаться, и никого не приглашать, и ни с кем потом за столом не сидеть - это неправильно. Даже если у нас нет денег и возможностей. Просто можно дома посидеть спокойно чего-нибудь покушать порадоваться. Теперь то, что касается развода. Кто может разрушить что-то развести что-то только Тот, Кто заключил? Поэтому развод совершается тоже мужчиной и женщиной, в данном случае бывшими мужем и женой. Ближе ко второй половине нашего разговора я перейду к условиям этого неприятного и тяжелейшего момента. Пока просто поговорю о том, что развод совершается мужем и женой. Что делает государство также как в случае с заключением брака? Государство этот развод и регистрируют, а также в том случае, если есть дети или имущественные конфликты, споры государство берёт на себя труд обеспечить законность и справедливость для всех участников этой истории процедуры этого самого развода, которые совершают мужчины и женщины, государство определяет порядок общения с детьми. Государство определяет имущественные права и дополнительные вопросы решает. А что делает в этой ситуации Церковь? То, что называется «развенчаться» перед самой передачей мне был задан вопрос, нужно ли это в той или иной ситуации?

Никакого обряда или Таинства развенчания не бывает. Есть ситуации, когда это нужно? Церковь признаёт этого мужчину и эту женщину более не мужем и женой. Церковь считает, что совершённое над ними венчание утратило каноническую силу вследствие имя соответствующего решения. Кстати говоря, есть ситуации, когда Церковь может признать брак, утратившим силу, даже помимо воли мужа и жены. Есть ситуации, когда степень родства препятствует канонические венчанию? Например, двоюродные брат и сестра могут по государственным законам вступить в брак. Представьте себе, что они не сообщили об этом священнику по церковным правилам венчания. Церковный брак между двоюродными братом и сестрой категорически невозможен ни при каких условиях, а выясняется это обстоятельство уже после венчания.

Церковь признаёт их брак недействительным или утратившим каноническую силу, хотя они может быть совсем этого бы и не хотели еще возможно, целый ряд ситуаций, когда Церковь считает, что венчание было совершено неправильно и отзывает данное Богом в таинстве благословения через полученное. Хотя, и в этом случае никаких обрядов и никаких таинств не происходит. Поэтому в ситуации, если вам по той или иной причине не требуется документ о том, что ваш брак утратил каноническую силу, получать его совсем не обязательно.

Чуть позже я скажу о том, зачем это может быть необходимо. Теперь перейдём к ситуациям, как Церковь будет решать этот вопрос о том самом церковном разводе. Есть несколько условий, при которых Церковь может сказать, что да, это основание для того, чтобы вы могли просить церковного развода. Напомню, что в Священном Писании Господь наш Иисус Христос прямо сказал, что всякий, кто разводится со своей женой по любой причине, кроме вины любодеяния, то есть не в случае измены, даёт ей повод прелюбодействовать, и этого быть не должно. Церковное каноническое право с древнейших времен называло ещё несколько условий, по которым брак может быть расторгнут. Начну с первого, что назвал Сам Господь - измена. По сути, это главное условие, к которому нет вопросов. Если вдруг так случилось, что имеет место измена, не подозрения в измене, не то, что кто-то увидел, как подозрительную переписку, а когда можно считать измену доказанным фактом, то в этом случае это основание для второй стороны подавать на развод. Для характеристики развода в каноническом праве есть ещё дополнительные термины, которые можно обсудить. Это «потерпевшая сторона» и «виновная сторона». Например, человек, который изменяет, который сам изменил, считается виновной стороной. Сторона, которой изменили, считается стороной потерпевшей. Так вот потерпевшая сторона имеет право на церковный развод. Но «имеет право» не значит «обязан». Могу рассказать, как это устроено в стольном граде Москве. Наверняка в других епархиях это устроено похожим образом. Если пара хочет развестись, то они должны обратиться к своему духовнику или к священнику, который их венчал, или к священнику своего приходского храма. Они должны встретиться с ним для того, чтобы этот вопрос был вместе с ним рассмотрен - священник должен вникнуть в описанную ситуацию.

Встреча должна быть, конечно же с обеими сторонами. Нужно посмотреть, есть ли возможность восстановления брака. Есть ли возможность примирения, есть ли возможность покаяния: измена может быть совершена в разных обстоятельствах? Даже виновная сторона может глубоко раскаяться. Это может быть падение, заблуждение. Это серьёзнейший, тяжелейший грех, но это не значит, что этот грех совсем и ни при каких условиях не может быть уврачёван. Бывают ситуации, когда пара вместе со священником должна рассмотреть обстоятельства. Священник должен поговорить с ними вместе, и с каждым по отдельности и постараться сохранить брак. После этого разговора супругом даётся время на размышление и на дополнительные встречи консультации. Возможны, после чего, если пара настаивает на разводе, священник принимает обстоятельства убедительными и причины достаточными и этот приходской священник Должен написать рапорт хроническую комиссию. И собственное решение о том, будет ли брак признан недействительным, будет зависеть от того, какое представление напишет священник с этой бумагой и люди идут в каноническую комиссию и дальше вопросы решать на уровне епархии и на уровне архиерея. Подчеркиваю, Церковь со своей стороны в лице по крайней мере приходского священника, а возможно, и на более высоком уровне, будет предпринимать попытки этот брак сохранить.

Я забыл ещё указать, что самые очевидные причины брака, утратившего каноническую силу, это смерть одного из супругов. Это причина также однозначно и неоднократно упоминается в священном писании и Апостол Павел об этом говорит и господь, об этом говорить. Несмотря на то, что брак совершается на небесах. И все высокие слова, которые об этом говорятся, это земное установление, несмотря на то, что это ещё и Таинство.

Поэтому при смерти одного из супругов или обоих супругов брачные отношения прекращаются. В Царстве Божием, говорит нам Господь, не женятся, и замуж не выходят, но пребывают, как ангелы, на небесах. Оставшийся супруг может признать свой предыдущий брак, утратившим каноническую силу, и, соответственно, жениться или выйти замуж повторно. Церковь признаёт возможность максимум трёх таких браков. Кроме смерти, я указал ещё одну причину – измена. Но если в случае смерти мы бессильны, потому что мёртвых мы не воскрешаем, измены, как я уже сказал, можно и нужно попытаться приложить усилия для того, чтобы этот брак не распался, если что-то возможно. Можно это сделать?

===========

Сейчас я назову ещё некоторые причины, попытаюсь их прокомментировать. Все эти факты были приняты, как я уже сказал, на Соборе 1917 года, и опираются они в частности, в самом документе признаются. Процитирую: в настоящее время Русская Православная Церковь на основании священных канонов и определений Священного Собора Православной Русской Церкви 1917-1918, готова даже к расторжению брачного Союза, освященного Церковью, а также основ социальной концепции. В Русской Православной Церкви считают допустимым для рассмотрения вопроса о признании церковного брака, утратившим каноническую силу, повод - отпадение одного из супругов от православия, это указано в документе в качестве первой причины помеченной буквой «А». Подчеркиваю, что все эти условия, кроме смерти, не являются обязательными к признанию брака, утратившим каноническую силу. Это достаточно частая ситуация. К сожалению, в наше время, а живём мы во время очень не простое, свободное в некотором смысле этого слова и, конечно, большинство нашей свободы это исключительно иллюзия. Ну, что есть, то есть. Поэтому люди могут менять своё вероисповедание, и это может являться основанием для развода. Представьте, что пара женившаяся, ревностно православная, приходит через какое-то время к тому, что супруг или супруга от православия отпадают. Переходит человек в какую-то секту или начинает занимать позицию воинствующего атеизма. Или даже переходит в какую-то совсем другую религию, например, ислам. Для православных христиан общая вера является мощным и одним из главных оснований брака, на которых он стоит. Если это происходит, и особенно, если второй супруг, тот самый ушедший из православия, занимает достаточно агрессивную позицию, пытается склонить второго супруга к переходу из православия то, оказывается, что и это является достаточным основанием для расторжения церковного брака.

Следующий пункт «Б». Это то, что я уже прокомментировал  - прелюбодеяние одного из супругов и противоестественные пороки. Про эти самые пороки не хотелось бы в эфире радиостанции рассказывать, потому что эфир могут слушать дети. Если это является зафиксированным фактом, постоянным присутствием в жизни супружеской пары, то для второго супруга это является поводом для расторжения брака. Если кому-то нужен подробный анализ, не дай Бог, если кто-то сталкивался с такой ситуацией, то надо обсуждать это не в эфире радиостанции, а в индивидуальной беседе со священником.

Пункт «В». Он в своё время вызывал вопросы, потому что вроде бы непонятно до конца, чем он от пункта первого отличен. Bступление одного из супругов в новый брак в соответствии с гражданским законодательством. Собственно, для Церкви тот, кто развёлся и вступил в новый гражданский брак, по сути дела прелюбодействует. Но поскольку он вроде как женат, выходит не совсем понятно, поэтому это выделено в отдельный пункт. Пострадавшая сторона может обратиться с заявлением к епархиальному архиерею, опять же, если это необходимо.

Подумаем, насколько это может быть нужно сейчас. Люди принимают, допустим, Крещение. Во всех храмах выдают свидетельство о крещении, с красивым голографическим знаком, на специальном бланке, с печатью храма. Вот это нужно или не нужно по большому счёту? Этот документ, может быть Вам нужен в очень ограниченном количестве случаев. Он может быть положен в семейный альбом или просто в папочку в письменном столе. И он может понадобиться в случае, если вы собираетесь поступать в семинарию или принимать священный сан. Тогда у вас могут спросить подтверждение того, что вы крещены. У меня была ситуация, когда я крестился, мне и в голову не пришло взять свидетельство. Потом, когда поступал в семинарию, этот документ у меня потребовали, и пришлось пойти в храм. Хорошо, что сохранились записи и мне выписали свидетельство. То есть если документ есть - хорошо, если нет -  ничего страшного, потому что перед Богом я крещён, мне этого может быть достаточно. То же самое с этим документом подтверждающим. То, что брак утратил каноническую силу, может быть нужно на бумаге в ограниченном количестве случаев. Чаще всего в ситуации, когда вы сами хотите вступить в новый брак.

Кстати, потерпевшая сторона имеет право на второй или даже третий церковный брак. Для того, чтобы венчание было совершенно, необходимо предоставить в храм  священнику, который будет вас венчать, соответствующий документ о том, что ваш предыдущий брак утратил каноническую силу. Важно упомянуть о том, что виновная сторона при после соответствующей епитимьи по прошествии какого-то времени также может получить право на повторное венчание. С духовной точки зрения вопрос очень тонкий, к нему есть очень много всевозможных возражений. Я эту практику не обосновываю, не опровергаю. Просто вас об этом информирую. Если гулявший супруг, например, создал семью, они живут, появляются дети и семья состоялась, то они могут просить Церковь о том, чтобы их второй брак, начавшийся вот таким, мягко выражаясь, греховным способом всё-таки был венчан. Церковь может предложить соответствующую епитимью, а через какое-то время уже сложившийся брак может получить одобрение на венчание. В этом случае венчание будет совершаться в другом чине. В чине первого венчания вступающих в брак содержится очень много радости, счастья, пожеланий, светлых и жизнеутверждающих молитв, то венчание вторым чином как раз содержит много покаянных слов - просьбы супругов простить им предыдущие прегрешения и благословить их на это новое сожительство. В этих ситуациях бумага может быть востребована.

Пункт «Г». Неспособность одного из супругов к брачному союзу, явившийся следствием намеренного самокалечения. Брак может быть признан Церковью недействительным, если один из супругов заранее знал о своей неспособности к брачному сожительству. Взрослые поймут, детям объяснять не надо. Человек не может вступать в интимные отношения по тем или иным причинам. Если эта неспособность его была известна и доказана до брака, то такой брак может быть признан недействительным. Здесь даже не требуется развод. Помимо этого причиной может быть ещё и категорически недостаточный для брака возраст супруга. Люди это утаили, почему-то обвенчались. Архиерей своей властью признаёт это недействительным. Вспомним рассказ Пушкина «Метель». Там как раз такое случилось. Обвенчанные с незнакомым человеком, вдруг в конце концов счастливы, потому что они полюбили друг друга… Ситуация получилась чуть-чуть надуманной, вполне можно было этот брак недействительным признать. Кстати, Церковь запрещает венчаться, например, в тёмное время суток, а также без свидетелей, без регистрации. В случае самокалечения тоже. Повредился человек головой и отрезал себе что-то. В этой ситуации жена имеет право на такое прошение и на то, чтобы этого человека оставить.

Пункт «Д». Заболевание одного из супругов, которое при продолжении супружеского сожительства может нанести непоправимый вред другому  супругу или детям. В данном случае речь идёт о тех болезнях. Постановление Собора 1917-18 годов здесь подразумевало сифилис. Теперь толкование расширенное. Речь о тех болезнях, которые могут передаваться половым путём, и соответственно нанести вред, и сделать продолжение брачного сожительства невозможным, как и все остальные причины, которые мы сегодня здесь рассмотрим. Это причина, которая не в обязательном порядке требует расторжение брака, но являются для такого расторжения достаточной.

Пункт «Е». Медицински засвидетельствованный хронический алкоголизм или наркомания супруга при отказе от лечения и исправления жизни. Это тоже понятно. Момент важный, поскольку для середины-второй половины XX века, когда женщина, желая сохранить верность, понимая, что Бог сочетал, а человек да не разлучает, продолжала жить с хроническим алкоголиком, который выносил всё из дома, и жизнь с которым была практически невозможна. Или, например, женский алкоголизм, который сегодня распространён очень сильно. Человек действительно повреждён настолько серьёзно, что достаточно засвидетельствовать медицинский факт, и не нужно обязательно продолжать оставаться в браке с таким супругом. Мы сейчас не говорим о случаях, когда человек время от времени приходит домой пьяный, это не является основанием. Но если он алкоголик, это зафиксировано, а он отказывается от лечения и исправления образа жизни, то можно подавать прошение. 

Пункт «Ж». Безвестное отсутствие одного из супругов, если оно продолжается не менее 3 лет, при наличии официального свидетельства уполномоченного государственного органа. Указанный срок сокращается до 2 лет после окончания военных действий для супруг и лиц, пропавших без вести в связи с таковыми, и до 2 лет для супругов и лиц, пропавших без вести в связи с иными бедствиями чрезвычайными происшествиями. Сейчас мы видим, к сожалению, в связи с военными действиями на Украине, что этот пункт может быть здорово востребован. Колоссальные потери, по крайней мере, со стороны украинской, где большинство записываются не в убитые, а в пропавшие без вести. И что тогда делать супругам? И у нас такие ситуации будут. Когда человек остался  жив и попал в плен. Хорошо, если это известно наверняка. Я знаю, что попавшим в плен достаточно часто дают телефон позвонить родным и сказать, что жив и в плену. А если нет, проходит какой-то срок, заканчивается война, или не заканчивается, то как быть супруге? С одной стороны, мы знаем потрясающее стихотворение «Жди меня, и я вернусь, только очень жди...» Есть свидетельство того, что люди дожидались. Я встречал историю, когда жена ждала мужа более 15 лет после войны, а он не появлялся дома, потому что оказался инвалидом и не хотел к ней таким заявиться. Это всё выяснилось. Она его нашла сама. Трагическая история. Он поступил, как ему кажется правильно, он не желал своей инвалидностью отягощать супругу, а с другой стороны, он на себя взял её решение, а не имел на это никакого права.  Люди разные. Поэтому вы не обязаны разводиться через 2 года после окончания военных действий, если ваш супруг числится пропавшим без вести, но право вы имеете. В обычной ситуации, если речь не о войне, если человек пропал без вести, то необходимо ожидать 3 года. После этого есть право написать прошение признать свой брак утратившим каноническую силу для того, чтобы вступить в брак новый.

Пункт «З». Злонамеренное оставление одного супруга другим на срок длительностью не менее года. Я встречал подобные ситуации, связанные в частности с этим подлым заразным ковидом, когда первоначально муж уехал, например, за город, начал жить в загородном доме, потом решили пожить отдельно, а потом он оставил всё, и прошло 2 года. Он так и живёт отдельно. Это не значит, что он кого-то себе завёл, но это значит, что он не исполняет свои супружеские обязанности во всех смыслах, не только в интимном, он оставил всё, и решил жить отдельно. Если эта ситуация длится более года, то это является основанием для церковного развода.

Пункт «И». Совершение женой аборта при несогласии мужа или принуждение мужем жены к аборту. Представим себе ситуацию, когда жена говорит, что она будет делать аборт, а муж категорически не согласен. По сути дела в этой ситуации муж рассматривает совершение аборта как убийство и тяжелейшее преступление, предательство? Или верно обратное: муж принуждает жену к аборту, а жена категорически не хочет этого делать. Это является также основанием для развода.

Пункт «К». Надлежащим образом удостоверенные посягательства одного из супругов на жизнь и здоровье другого либо детей. Это пресловутое семейное насилие. Очередной раз обращаю внимание на слова «надлежащим образом удостоверенные». Фантазии здесь часто разыгрываются не только у органов опеки, которые считают, что было неправомочное моральное насилие или ещё какое-нибудь даже физическое по отношению к детям нарушение. Поэтому давайте будем ребёнка изымать. Всё должно быть зафиксировано. Должны быть сняты побои, должны быть записи камер или что-то в этом духе.

Пункт «Л». Неизлечимая тяжкая душевная болезнь одного из супругов, наступившая в течение брака, подтверждённая медицинским свидетельством, устраняющая возможность продолжения брачной жизни. Например, человек попал в сумасшедший дом, но его за пару недель не починили и не вернули обратно, речь о неизлечимой душевной болезни, о которой есть медицинское свидетельство. Человек остаток дней проведёт в сумасшедшем доме и это сделает невозможным продолжение брачной жизни. Второй супруг может потребовать расторжение брака. Священнослужителям вменяется в обязанность всячески увещевать лиц, ищущих развода, не принимать поспешных решений. Однако возможность примириться и сохранить свой брак не являются препятствием для вынесения церковной властью самостоятельного суждения и собственного решения. Вернёмся к началу. Мы говорили сегодня, что в Священном Писании однозначно сказано: что Бог сочетал, человек да не разлучает. Я довольно много времени посвятил тому, что есть степень близости между мужем и женой и степень близости родственников. Это при том, что оставит человек отца с матерью да прилепится к жене своей, и будут два в плоть едину. Поэтому развод возможен в крайнем только случае. Как сумасшествие родителей или детей делает невозможным продолжение нормального общения, также и какое-то неадекватное поведение такого рода, как измены. Церковь говорит о том, что брачные отношения могут быть прерваны и признаны Церковью далее невозможными. В той ситуации, когда это не просто какие-то хотелки, не просто «не сошлись характерами» или «что-то у нас в постели не слишком хорошо» или «у нас разные взгляды на воспитание детей». Во всех этих ситуациях Церковь призывает внимательно и ответственно отнестись к своему браку. Не просто жить, как живётся, а приложить все усилия, в частности наши программы «Современная семья, сохраняя и приумножая» и придуманы, созданы, чтобы помочь семьям выходить из разнообразных кризисных ситуаций. Понятно, что радио - всего лишь радио, но есть и возможные кризисные центры, например, наш «Центр помощи молодой семье» при Новоспасском монастыре. Есть бесплатные консультации, которые организует государство. Есть хорошие платные и бесплатные психологи, к которым вы можете обратиться. Есть мудрые батюшки, их достаточно много, и они могут помочь вам разрешить проблемные ситуации, убрать какие-то факторы, сохранить вашу семью. Не просто потому, что «ну надо сохранять». Всё-таки брак - малая Церковь, то место, где должен пребывать Господь, где должна царить «любовь» с маленькой буквы и с большой. Русский язык необыкновенно беден на «любовь» - картошку люблю и Бога, люблю и жену люблю и детей люблю. Тут мы от греков сильно отстали. Но главное - должна быть любовь в браке. Семья должна быть наполнена любовью супругов, детскими голосами, звуками тапочек старшего поколения, и тогда Господь будет пребывать в такой семье. Я на сегодня с вами прощаюсь, храни вас всех Господь и до свидания.

Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой:

Другие способы платежа:      

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
Fill in the blank.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦКаталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+