Перейти к основному содержанию

08:41 29.06.2024

Православие и спорт

31.05.2022 12:39:33

В. Н. – Добрый вечер, дорогие братья и сестры. В эфире программа «Православие и спорт», программа о сильных духом и телом людях. С большой радостью хочу представить наших сегодняшних гостей. Это воспитанник школы каратэ Тадеуша Касьянова, руководитель ансамбля «ИХТИС», проходивший срочную службу в армии в городе Чернигов, последний солдат СССР Адриан Гусейнов.

А. Г. – Я был призван в мае 1989 года. Наш призыв демобилизовался в мае 1991. В августе всё развалилось. Осенний призыв демобилизовался уже в России. Поэтому наш призыв – это последние солдаты Советского Союза. Добавлю, что в школе каратэ нас воспитывал и тренировал Валерий Черкасов.

В. Н. – И я хотел бы представить композитора, лидера группы Св. Патрика, музыканта ансамбля «ИХТИС», племянника нашего дорогого отца Дмитрия Смирнова, Михаила Смирнова.

М. С. – Здравствуйте.

В. Н. – Все понимают, чем сейчас болеют наши сердца. Мы испытываем тревогу и волнение от происходящего на нашей братской Украине. Мы затронем эту тему сегодня. Но сначала я хотел бы поговорить о спорте. Адриан, как спорт повлиял на формирование вашей личности?

А. Г. – В то время я был некрещёным, ничего не знал о Христе, о Церкви. Я начал заниматься в 1986 году. В то время каратэ было запрещено. Мы прятались в подвалах. Если вдруг там появлялись представители закона, мы брали мячи и начинали изображать из себя баскетболистов. У нас были разные внешние прикрытия. Поэтому для нас каратэ по духу было как религия. Мы им жили, смотрели фильмы, читали философские трактаты воинов. Это мне помогло пережить подростковый прыщавый период, потому что мы пахали в зале, горели этим. Я немножко даже сочувствую тем, кто сейчас занимается. Сейчас всё можно, всё доступно. Дай Бог, если кто-то почувствует эту сладость, когда ты понимаешь, что ты делаешь, ради чего ты это делаешь, видишь, как это формирует твой характер. Нам это давалось непросто. Надо было рано вставать и морозным темным утром куда-то ехать, либо уже поздно вечером, когда было меньше шансов, что нас накроют. И так несколько лет до армии. Каратэ мне очень помогло. В армии были единицы тех, кто владел этим боевым искусством. Меня начали просить, чтобы я потренировал ребят. Ещё я мог за себя постоять и кого-то защитить.

В. Н. – Это очень важно. Нас слушают мамы, бабушки. Это больной для них вопрос. Все безумно любят своих детей. И как отдать ребёнка на бокс, борьбу или каратэ? Там же его будут бить. Важно понимать, что эти виды спорта учат защищаться. Дети учатся защищать себя, а также родных и друзей.

А. Г. – Я за многое благодарен маме. Понимаю, как ей было тогда непросто согласиться отдавать ежемесячно на занятия каратэ 25 рублей. Мама понимала, что это что-то важное. Она не жадничала, но и не жалела меня.

Расскажу небольшую историю про жалость. Я пошёл в армию в 1989 году. Как раз вышел фильм «Делай – раз!» про жуткую дедовщину. Мама посмотрела этот фильм. И мне приходит письмо: «Сынок, мы сходили в кинотеатр на фильм «Делай – раз!». Неужели у вас такие ужасы? Это же немыслимо!» И дальше я ожидаю, что она попросит беречь себя, ни с кем не связываться. А мама пишет: «Прошу, не становись зверем, никого не трогай там». После этого меня даже начали побаиваться.

Если нас сейчас мам и бабушки слушают, отдавайте своих детей на боевые искусства. Мужчина должен уметь драться. Он не должен любить драться, но должен уметь драться, чтобы защитить себя, свою девушку. Вторую щеку надо подставлять не из трусости, а именно в тот момент, когда ты можешь за себя постоять, но ты выше этого. Иначе парень вместо армии либо в тюрьму пойдёт, либо вырастет изнеженным. И вы в старости не найдёте в нем мужчину и опору. Поэтому не жалейте детей, вкладывайтесь в них. Пусть они учатся драться, развиваются. Чем бы ребенок ни занимался, он должен понимать, что может защитить себя и других людей.

В. Н. – Михаил, я хотел задать вопрос по поводу музыки, которую вы исполняете. Часто говорят, что это этническая музыка. Для меня это без преувеличения молитва. Включаешь в машине диск и уже не отвлекаешься. Начинаешь петь, слова легко запоминаются. Это молитва или богомыслие. Расскажите о миссии вашей музыки.

М. С. – Народная музыка – это явление, возникшее в духовном пространстве. Христианские песни, духовные стихи – это все церковная музыка. Это взаимодополняющие, питающие друг друга сосуды. Церковное искусство и пение питает фольклор. Мы занимаемся фольклором, который непосредственно связан с церковной музыкой. Поэтому может возникать ощущение, что ты на пороге церкви стоишь.

Когда мы только записали альбом «Рождество», я поставил записи этого альбома на одном вечере, где присутствовали нецерковные люди. Они затопали ногами, закричали: «Вы слушаете какое-то мракобесие, включите что-нибудь нормально». Я спросил, почему такая реакция. Ответили, что от этой музыки портится настроение и становится плохо. Таким образом формируется наша аудитория. Кому-то категорически плохо от нашей музыки. Возможно, это те люди, которые не могут воспринимать Церковь, особенно православную, потому что она у них ассоциируется с мёртвыми, с гробами, с какими-то бабушками-колдуньями. Либо с теми, кто через это находит какое-то утешение. В этом и состоит наша миссия как музыкантов – удержаться в свете Христовом, не поддаться гордыне, что мы какие-то особенные, что мы апостолы, несущие свет миру. Чем дольше мы существуем, тем больше понимаем, что наше участие косвенное. Мы принимаем эту миссию от Бога, смиренно её несём и сами удивляемся чудесам, которые возникают на нашем пути.

В. Н. – Мне вспомнилась фраза митрополита Антония Сурожского. Он сравнил жизнь христианина с резиновыми перчатками на руках хирурга, сказал, что мы отчасти должны быть такими податливыми, должны не мешать.

А. Г. – Продолжу мысль Михаила. Песни живут своей жизнью. Периодически нам приходят отзывы. Одно из писем меня особенно тронуло. Человек написал, что решил покончить с жизнью. И каким-то чудом он услышал наши песни. Они его затянули, и мысли о самоубийстве отступили. Он очень нас благодарил. Другой человек написал, что хотел уже в протестантство уходить. Но, когда он нас услышал, то понял, что в православии есть такая великая радость. Кому-то наша музыка помогла справиться с депрессией. Мы диву даёмся.

В. Н. – Как вас нашла песня «Наша вера»? Вы из Сербии. Вы и эта песня – это нераздельная вещь. Как это произошло?

А. Г. – Мы проводили студенческий фестиваль у старшеклассников одной православной школы Москвы. Какой-то хор исполнил эту песню. Она меня зацепила. Мы с Петром Акимовым по-своему начали её осмысливать, сменили аранжировку. Когда мы с Михаилом объединились, она оформилась. Мы исполнили эту песню в Сербии, там была неделя русской культурой. Певица, общественный деятель и актриса Ивана Жигон услышала её и предложила поработать вместе, снять клип. Мы согласились. У Иваны была идея: сербы стоят в разрушенном храме, начинается песня, и тут появляется Россия в лице русской молодежи, они соединяются в храме, и храм восстанавливается. Мы хотели уже ехать в Косово и снимать, но Иване передали, что косовары узнали о предстоящих съемках и запланировали провокацию. Тогда мы нашли в сербской горной деревушке разрушенную церковь с трагической историей. Хорватские усташи в годы Второй мировой войны загнали жителей деревни в этот храм и попытались его взорвать. Храм никак не взрывался. Позже на место прибыли немцы. Они оказались гуманнее: выгнали жителей и просто разбомбили храм.

Клип вышел и стал популярным. Сейчас перепевают эту песню по-разному. Мы поняли, что это наш гимн, а святитель Николай Сербский – один из наших покровителей. Все наши концерты мы заканчиваем этой песней.

В. Н. – Я увидел Ивану Жигон в Черногории на освящении храма святого Иована в городе Бар. Я не был знаком с творчеством Иваны. Она на меня такое впечатление произвела! Ивана вышла на сцену с детским ансамблем и исполнила песню «Ты любовь моя, ты сестра моя, Сербия». Люди встали со своих мест и начали подпевать.

Михаил, как вы пришли к Богу?

М. С. – Я воспитан Божьей милостью в православной семье. Когда мне было 5 или 6 лет, мой дядя, старший брат моего отца, отец Дмитрий, только начинал служение в церкви. Моё уже сознательное становление происходило в 90-е годы. Открылись храмы, появились книги, стали снимать первые документальные фильмы. Я в 15 лет уже сознательно пошёл в храм и через литературу, русскую религиозную философию, поэзию и духовную музыку открыл для себя церковь. Это был некий протест против безликости жизни вокруг, потому что все тогда были растеряны и не знали, что делать. Советский Союз рухнул, осталось только вспоминать или пересматривать старые советские фильмы. Мы тем временем воодушевились православием, которое вновь для нас открылось. Сейчас, когда я смотрю на подростков, которые сопротивляются Церкви, то думаю, какие же мы разные.

В. Н. – Адриан, как происходило ваше духовное рождение?

А. Г. – В 1994 году я попал на Алтай и встретил там своего будущего духовного отца, батюшку Андрея. На тот момент мне казалось, что я самый умный. И вдруг повстречался человек, который смог на моем языке рассказать мне о Христе. Я Христа любил всегда, но как Бога Его никогда не воспринимал. И отец Андрей смог раскрыть Христа как Бога. Через месяц нашего общения он меня крестил в реке в Катунь в горах. После этого моя жизнь изменилась. Страшно подумать, что было бы, если бы я тогда послушал свой разум, а не сердце.

В. Н. – Поговорим о вашем творчестве. Сколько было концертов в январе?

А. Г. – Из-за пандемии мы вообще перестали играть. Разрешено собирать только половину зала, а аренда зала – это недешевое удовольствие. Сейчас у нас проходят в основном частные концерты. Но на Рождество мы не могли не дать концерт. В клубах можно собирать народ, и мы два года подряд выступаем в таком формате. Когда всё это помрачение пройдет, мы вернемся в большие залы.

Сейчас мы пишем новый альбом. В этом году нашему ансамблю «ИХТИС» исполняется 10 лет. Если Бог даст, мы сделаем большой концерт-презентацию нового альбома. Мы хотим, чтобы это было в память отца Дмитрия Смирнова. С его уходом все его речи совсем по-другому зазвучали. Теперь всё настолько понятно стало. Его проповеди – это надолго.

В. Н. – Адриан, я был на премьере фильма «Ласточки Христовы». Потрясающий фильм про события в Черногории, последнее интервью с митрополитом Амфилохием (Радовичем). Слышал знакомый голос, но не узнал вас. Уже в титрах прочитал ваше имя. Как вы там оказались, какое у вас впечатление от фильма?

А. Г. – Режиссером этого документального фильма является Юлия Бочарова, моя подруга. Когда она рассказала мне о своей идее, я начал за неё переживать и молиться. Как она это вообще потянет? Юлия попросила меня озвучить монашеские мужские роли, и я согласился. Не знал, что в итоге получится, но чувствовал, что что-то интересное. Когда я увидел весь фильм, то потерял дар речи. Синергия – это взаимодействие энергий Бога и человека. Без Господа ничего нельзя сделать. В данном случае эта синергия проявила себя удивительно. По итогу съемок получился замечательный фильм о митрополите Амфилохии, хотя фильм снимали о Черногории. Это было его последнее интервью. Это было жесткое противостояние с властями, которые поддерживали раскольников и хотели отнять всё имущество у Сербской Православной Церкви. Получился очень мощный фильм о противостоянии православных черногорцев этому искушению. Всем советую посмотреть эту картину.

В. Н. – Юрий Цейтлин, продюсер этого фильма, сказал мне, что Господь помогал съемочной команде. Также отмечу, что фильме снялся всемирно известный российский спортсмен Федор Емельяненко.

Михаил, сколько языков в диапазоне ансамбля «ИХТИС»? Какой вам ближе?

М. С. – Языков около 11. Совсем необязательно знать все эти языки, достаточно понимать, о чем песни. На любую хорошую народную песню, на каком бы языке она ни исполнялась, сердце не может не откликаться. Сложно сказать, какой язык нам ближе. Для максимального комфорта хочется, чтобы все песни были на русском языке. Но мы принципиально этого не делаем, чтобы сохранить песню в её естестве. Мы могли бы перевести и византийские колядки, и молдавскую песню. Но тогда они потеряют свою первооснову.

А. Г. – Михаил является носителем английского языка. Песни на латыни тоже исполняет он.

М. С. – Я закончил английскую спецшколу. У нас преподавались предметы на английском. Для меня всё это естественно с детства. Как-то так получилось, что я связан с британской культурой.

В. Н. – Расскажу, как меня нашли ваши песни. В Москве были громкие события, связанные с проблемами, возникшими при строительстве храмов (Программа-200). Были поджоги, нападения на священников и верующих людей. Атака была направлена на всю программу. Мы оказались тогда в пекле «Торфянки». На строящийся храм Казанской Иконы Божией Матери обрушилась вся либеральная свора. Там всё закрутилось – полиция, камеры, провокации, толпы людей. Мы даже ночью дежурили у храма. В то время я много времени проводил в машине, ездил на работу, а потом в храм. Как-то включил ваш диск, и это было нечто. С того момента ваш альбом «Рождество» постоянно со мной. Ваши песни меня укрепляли.

Вся моя жизнь была в семье со спортсменами. Муж был боксером. Он 4 года служил на флоте, занимался там морским многоборьем. У сына была классическая борьба с 5-го класса. Он стал регентом. А ведь ребенок 90-х годов! Сейчас его тренер, Горинов Владимир, занимается с паралимпийцами. Один мой внук занимался фехтованием. Он несколько раз был у отца Дмитрия в храме в Горетово, там ему такую закалку дали! Потом он пошел в армию, и это было нечто. Хорошо, когда рядом истинные спортсмены. С ними никогда не страшно. Младшего внука тоже отдали на боевые искусства. Также я знакома со священником Александром Старостенко. Он был профессиональным боксером. У него есть замечательные песнопения, которые приводят людей к покаянию. Желаю вам духовной крепости, что бы вы были командирами в духовной жизни!

В. Н. – Спаси Господи. Вернемся к обсуждению творчества ансамбля. Как родился «ИХТИС»?  

А. Г. – Мы оказались в Сербии на русской неделе, сблизились с Петей и Мишей, начали доверительно беседовать. Мы видели, как у сербов развита этническая культура. Однажды ночью в центре Белграда на улице мы договорились, что ансамблю «ИХТИС» быть. Эта идея родилась именно там. Петя сказал: «Любая устойчивая конструкция становится таковой, когда обретает третью точку». Миша тогда появился, и решение созрело. А дальше всё как-то начало обрастать песнями, людьми. Мы друг у друга крестные у детей. Как-то все удивительно гармонично сложилось.

В. Н. – Мы сегодня пришли на эфир озадаченными, озабоченными, взволнованными.  Братья, что вы чувствуете из-за событий на братской Украине?

М. С. – Думаю, весь русский мир чувствует одно и то же. Все хотят, чтобы этот кошмар быстрее закончился, чтобы мы нашли в себе силы объединиться. Необходимо молиться и поддерживать друг друга. Надо внутренне сосредоточиться, собраться душевно.

В. Н. – Этот кошмар длится уже 8 лет. Некоторые, увидев его только сейчас, возмущаются.

А. Г. – В нашем мире всё смешалось. Трудно понять, куда надо двигаться. У нас нет другого ориентира, кроме наших святых. Они говорят нам о Боге, о Евангелии. Мы должны прислушиваться к ним в духовной жизни. Если они нам ещё на что-то указывают, мы должны иметь это в виду. Когда есть согласие святых отцов, считается, что это мнение Церкви, мнение Святого Духа. Преподобный Лаврентий Черниговский говорил про триединство Руси. Как Святая Троица едина, так и наши народы едины по своей сущности. В проявлениях народы различаются, есть свои особенности. У старца Серафима Тяпочкина есть суровое мнение о тех, кто против нашего единения. Он говорит, что эти люди, считая себя православными, служат дьяволу. Врагу рода человеческого удалось довести ситуацию до того, что единственный выход – военные действия. С той стороны тоже умирают люди. Я сейчас говорю не про нацбатальоны, а про обычных военных, которые давали присягу. Их души отравлены. Но они честно погибают. Это кровь наших братьев. В этой ситуации мы должны молиться, чтобы минимальное количество людей пострадало. Единственный выход в данной ситуации – это молитва о скорейшей победе нашей армии. Чем скорее мы поставим точку в этом вопросе, тем меньше крови прольется. Если дело не доведено до конца, прольется во много раз больше крови.

В. Н. – Христос Воскресе! Этого не изменить. Это для нас и ради нас. Вечная победа.

Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой:

Другие способы платежа:      

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
2 + 2 =
Solve this simple math problem and enter the result. E.g. for 1+3, enter 4.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦКаталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+